- Вопрос №7. Дифференциация стран мира
- Дифференциация стран СНГ по уровню экономического развития
- Дифференциация
- Что такое дифференциация
- Дифференциация в маркетинге
- Дифференциация в экономике
- Доходы населения
- Межрегиональная дифференциация
- Социальная дифференциация
- Дифференциация в науке
- Дифференциация в педагогике
Вопрос №7. Дифференциация стран мира
Понятие о дифференциации стран мира возникло в XVI в., когда была открыта четвертая часть мира — Америка, которую стали называть Новым Светом. Под Старым Светом с того момента стали подразумевать три известные древним части света — Европу, Азию и Африку.
В Старом Свете лидирующая роль всегда принадлежала Западной Европе, где впервые зародились капиталистические отношения, было положено начало промышленной, затем научно-технической революции. На протяжении всей истории развития цивилизации Западная Европа выступала как самый динамичный регион мира. Два других континента Старого Света — Азия и Африка — из-за различий в культурно-историческом и социально-экономическом развитии никогда не представляли собой единой целостности. В зарубежной Азии отчетливо выделяются три крупных региона: Юго-Восточная Азия, Южная Азия и Юго-Западная Азия. К последней тяготеет значительная часть Северной Африки, где проживают арабы. На остальной части Африканского континента можно выделить Западную Африку, Восточную Африку, Южную Африку и Центральную Африку.
В Новом Свете ранее обычно различали Америку (США и Канаду) и Латинскую Америку, где преобладает испанский язык. К концу XX в. процесс дифференциации стран на этом континенте усложнился. Так, в Северной Америке становятся все более отчетливыми интеграционные тенденции США с южным соседом — Мексикой. В то же время в Канаде усиливается процесс обособления провинции Квебек, где преобладают франкофоны. Своеобразные культурно-исторические процессы происходят в Центральной Америке, в Андских странах.
В недавнем прошлом относительно самостоятельным культурно-историческим регионом выступал Советский Союз. В политическом, экономическом, валютно-финансовом и информационном отношениях к нему тяготели страны Восточной Европы, а также некоторые азиатские (Вьетнам, Монголия) и центрально-американская (Куба) страны. Все они входили в состав Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), подавляющая часть — в состав военного блока «Организация стран Варшавского договора» (ОВД).
После Второй мировой войны политический блок разделился на два крупных блока — Восток и Запад. В первый блок вошли страны СЭВ, а в военном отношении — ОВД; во второй — наиболее развитые страны Западной Европы и Северной Америки, составившие Североатлантическое военное объединение (НАТО). Лидерами этого биполярного мирового пространства являлись СССР и США. После распада СССР биполярного мира не стало, однако это вовсе не означает, что политический мир стал единым. Сейчас одновременно происходят два процесса — дифференциация и интеграция стран мира. Первый процесс все более отчетливо отражает различия между высоко- и слаборазвитыми странами, второй — отражает сближение стран с примерно одинаковыми уровнями экономического и научно-технического потенциалов, способностями государственных систем адаптироваться к условиям реального мира, ценностям в идеологии и культуре.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .
Источник
Дифференциация стран СНГ по уровню экономического развития
Дифференциация и типология стран мира – одна из наиболее серьезных проблем. В основе дифференциации и типологии стран мира лежат качественные показатели (критерии), позволяющие отнести каждую из них к тому или иному типу экономического развития.
Говоря на этом фоне про СНГ, то необходимо, прежде всего, отметить, что в мире все 12 стран СНГ принадлежат к типу стран с переходной экономикой. По уровню доходов на душу населения согласно типологии Всемирного банка 6 стран СНГ (Армения, Азербайджан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Туркмения) относятся к типу стран с низким доходом, а остальные 6 – к типу стран со средним доходом. Кроме того, по уровню ВВП СНГ входит в первую десятку стран по этому показателю, составляя чуть более 4% от общемирового ВВП.
Но более интересна и значима для нас дифференциация стран внутри самого СНГ. Для того чтобы продифференцировать их, обратимся к некоторым экономическим показателям.
По уровню ВВП стран Содружества на первом месте далеко впереди всех других стран стоит Россия (ВВП которой в 2006 году равнялся 1697,5 млрд. долл., что составляло 3,09% от общемирового и примерно 75% от уровня ВВП СНГ). На втором месте с большим отрывом идет Украина с ее 263 млрд. долл., на третьем Казахстан (131,8 млрд. долл.) и на четвертом Белоруссия с ее ВВП в 83,5 млрд. долл. Эти четыре страны имеют наибольший уровень ВВП в Содружестве, что говорит о них как о наиболее развитых странах СНГ. По уровню прироста реального ВВП в 2005 году лидерами стали Азербайджан (11%), Беларусь (9%), Таджикистан (8,25%) и Казахстан (8%). Такой темп прироста был обусловлен бурным ростом производства в течение нескольких лет подряд, а также быстрым увеличением экспорта природных ресурсов. Также существенный подъем производства связывается многими экономистами с увеличением спроса и личного потребления людей. В целом же по СНГ рост ВВП составил 7%.
По уровню жизни, измеряемому в первую очередь показателем валового национального дохода по паритету покупательной способности, среди стран СНГ Россия стоит особняком, намного опережая другие страны СНГ. Ее ВНД по ППС в 2003 г. составил 1 279 млрд. долл., что равняется 8 920 долл. на душу населения. На втором месте по этому показателю стоит Казахстан с его 92 млрд. долл. ВНД по ППС, т.е. отрыв от России составляет почти 13 раз! Однако при численности населения в 15 млн. человек ВНД по ППС на душу населения составляет 6 170 долл., и отрыв т России здесь ужу не такой большой. Третье место занимает Беларусь: 59 млрд. долл. ВНД по ППС и 6 010 долл. ВНД по ППС на душу населения. На четвертом месте идет Туркменистан, который в 2006 г. сумел опередить Украину по показателю ВНД по ППС и который, по данным Всемирного банка, вплотную приблизился к Казахстану и Беларуси (что в первую очередь связано со значительными доходами от продажи нефти и газа). Украина же намного опережает подгруппу республик Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия), среди которых особенно отстающей выглядит Грузия. И наконец, подгруппу самых бедных (можно сказать, «по-африкански бедных») стран СНГ составляют европейская Молдова и три центральноазиатских государства – Узбекистан, Таджикистан и Киргизия.
Что касается ситуации в сфере занятости, то к концу 2008 года численность безработных в СНГ по данным ООН и ЮНКТАД равнялась 10 млн. человек или 8% экономически активного населения. Весьма существенной стоит проблема безработицы в Армении и Грузии (9% и 11,5% экономически активного населения соответственно в 2006 году). Довольно существенной была и остается проблема безработицы в России, где, по данным Росстата, было зарегистрировано 7,75% безработных в 2006 году и около 5 млн. безработных или 6,6% от экономически активного населения в 2008 году. В остальных странах региона уровень безработицы находится примерно в пределах своего естественного уровня[1] в этих странах. Но стоит также отметить, что сегодня практически отсутствуют какие-либо данные об уровне безработицы в Туркмении.
По региону в целом на 2006 год наблюдалось некоторое снижение темпов развития инфляции, но между отдельными странами в этом отношении имелись существенные различия. В пяти государствах инфляция на 2008 год измерялась двузначными цифрами: в России (13,3%), Беларуси (14%), Туркменистане (11,6%), Узбекистане (15%) и Украине (12,5%). Это, так сказать, страны-лидеры СНГ по инфляции. А медленнее всего в 2008 году инфляция шла в Азербайджане (4%), Армении и Киргизии (по 4,5%). В «странах-лидерах СНГ по инфляции» темпы роста инфляции подпитывали рост инфляционных издержек, поскольку затраты на оплату труда увеличивались быстрее, чем цены производителей. В некоторых странах, в том числе и в СНГ, повышение темпов инфляции вызывают также проблемы со стороны предложения, как например закрытия нескольких нефтеперерабатывающих заводов на Украине.
По данным на 2006–2008 год сальдо внешней торговли СНГ оставался отрицательным, однако у четырех стран – России, Беларуси, Украине и Казахстане – оно было положительным. Самым низким сальдо внешней торговли в 2008 году было у Молдовы (-34 как% от ВВП). Эти же страны имеют и положительное сальдо текущего платежного баланса. Но страны СНГ с возрастающим импортом и отрицательными сальдо платежного и внешнеторгового балансов все же не испытывали трудностей, поскольку важным источником финансовых ресурсов оставались прямые иностранные инвестиции. Объем внутренних инвестиций, по подсчетам Всемирного банка, в России и других странах СНГ в 90-х гг. составлял 27–30% ВВП (в 1996 г. -21%). С 1997 г. ВВП СНГ увеличивается, но весьма медленно – менее чем на 1%. А к 2003 году лидерами в получении прямых иностранных инвестиций стали в Россия, Казахстан и Азербайджан.
Итак, условно мы можем разделить (продифференцировать) страны СНГ на три подгруппы: страны-лидеры СНГ по основным экономическим показателям (Россия, Казахстан, Беларусь, Туркмения, Украина); «страны-середняки в рамках СНГ» (Азербайджан, Армения, Грузия) и самые бедные государства Содружества (Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия).
Основную роль играют в СНГ играет, конечно, первая пятерка стран. На их долю приходится 82% ВВП СНГ и около 70% всего промышленного производства. Тенденции в экономике СНГ подтверждают это. Например, в 2008 годупервое место в СНГ по промышленному росту занял Азербайджан – 20%.Беларусь заняла второе место среди стран постсоветского пространства по росту промышленного производства. По данным Статистического комитета СНГ, рост промышленного производства в Беларуси составил 18%.Украина заняла третью позицию по этому показателю, где только в первом полугодии промышленное производство увеличилось на 7,5%, в Кыргызстане – на 6%. Россия с показателем 5,8% заняла шестое место. Далее следуют Молдова (4,6%) и Казахстан (3,8%). Снижение производства было зафиксировано в Таджикистане (на 3,9%) и в Армении (на 0,2%).
Рассмотрим на примере экономики Белоруссии значимую роль стран-лидеров СНГ в этом объединении и в его развитии. В экономике Белоруссии уже несколько лет наблюдаются положительные тенденции. Продолжается экономический рост. Средний прирост ВВП в год за последние 5 лет составил 6%. Среднегодовой прирост промышленности составил также 8%, реальная заработная плата росла примерно 16,5% в год. Но наблюдались и негативные процессы. Возросла доля убыточных предприятий до 23% в 2007 году), уменьшился размер рентабельности многих предприятий в 1,7 раза по сравнению с 1999 годом. Экономический же рост некоторыми экспертами объясняется тем, что он обеспечивается за счет истощения накопленных ранее ресурсов. Уменьшился и приток инвестиций в национальную экономику Белоруссии. Одновременно с этим растет и бремя социальных расходов белорусского бюджета, ведь, как известно, социальная сфера и ее развитие является «козырной картой» правительства Лукашенко. Но в то же время благодаря этому создаются новые рабочие места и внутренний спрос. Благодаря этому в Белоруссии один из самых низких в СНГ – всего 2,5% от экономически активного населения в 2008 году.
При этом главным экономическим партнером страны является Россия, что приносит выгоду многим Белорусским предприятиям, да и всей ее экономике в целом. Яркий пример этого – завод МАЗ, грузовики которого пользуются хорошим спросом в России и других странах СНГ и в то же время на 80% состоят из российских деталей и узлов.
Существенной проблемой было и остается развитие малого и среднего бизнеса в Белоруссии. Вклад предприятий негосударственной собственности в ВВП Белоруссии составляет 43%, численность занятых – 1,87 млн. человек, что равняется 21% экономически активного населения. Но стоит отметить, что в негосударственный сектор в Белоруссии включаются и предприятия-гиганты и АО, где преобладает доля государственного участия в них, а также совместные и иностранные предприятия. Среди негосударственных субъектов хозяйственная доля малых предприятий составляла только 36%. В 2006 году их доля в ВВП составляла примерно 12%, численность работающих – 326,9 тыс. человек или 7% занятых в экономике. При этом 80% всей продукции малых предприятий реализовывалось на внутреннем рынке, 14% в СНГ и 6% в других странах. Данный анализ позволяет сказать, что малый бизнес в Белоруссии значительно уступает аналогичному в развитых странах.
Однако, несмотря на очевидные проблемы в белорусской экономике, налицо положительные тенденции и успехи в ее развитии. Аналогичные процессы наблюдаются и в остальных четырех крупных экономиках СНГ: России, Украины, Казахстана и Туркмении. Но главной их слабостью на сегодняшний день (как, впрочем, и большинства экономик СНГ) является сильная зависимость от экспорта природных ресурсов и продукции с низкой добавленной стоимостью, что делает страны СНГ очень уязвимыми от внешних потрясении и от конъюнктуры мирового рынка природных ресурсов.
Каждая из этих крупнейших в регионе экономик имеет при этом свои особенности и специфику. Особое место при этом занимает Россия, роль которой в развитии СНГ огромна. Не случайно Россия намного опережает многие страны СНГ по многим экономическим показателям. Это связано с целым рядом факторов и причин. О том, какое место занимает Россия в СНГ и в мире сегодня и какими причинами это обусловлено и посвящена следующая глава.
Источник
Дифференциация
Что такое дифференциация
Дифференциация — разделение, разведение процессов или явлений на составляющие части.
Понятие дифференциация происходит от лат инского differentia — различие. Понятие противопоставляется процессу интеграции (от латинского integratio — восстановление, восполнение, от integer — целый), процесса развития, связанного с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
Дифференциация — это различие, разделение, исключение, которое имеет применение в различных сферах деятельности:
- маркетинг;
- производство;
- сервис;
- психология;
- экономика;
- педагогика;
- социальные науки и т.д.
Дифференциация в маркетинге
Маркетинг — это комплекс инструментов и практик, которые направлены на изучение и удовлетворение потребностей потенциальных потребителей, на формирование привлекательного имиджа компании в глазах клиента, а также продвижение товара.
Маркетинг, как функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям, направлен на удовлетворение потребностей и учитывает спрос на рынке.
В маркетинге наблюдается единство составляющих элементов благодаря общности маркетинговых целей и методов. Одновременно это явление дифференцировано в том смысле, что оно структурировано по отраслевому и функциональному признакам.
Экономический маркетинг занимается исследованием и контролем деятельности организаций и предприятий. Он охватывает процессы:
- Производства (деятельности человека, направленной на процесс преобразования имеющихся ресурсов в необходимые блага, предназначенные для удовлетворения потребностей).
- Распределения (разделения материальных благ между субъектами экономических отношений).
- Сбыта (продажи и реализации предпринимателями изготовляемой ими продукции и товаров с целью получения денежной выручки).
Существуют несколько маркетинговых стратегий, которые влияют на деятельность компаний относительно процессов производства, распределения и сбыта:
- Стратегия недифференциированного маркетинга. Согласно данной стратегии фирма решает, что ей не нужно разграничивать свою деятельность, ориентируясь на несколько сегментов, поэтому предприятие предлагает свой товар для всех потенциальных покупателей. Цель такого поведения на рынке — производство товаров и услуг, которые могут удовлетворить максимально возможное число клиентов.
- Стратегия дифференцированного маркетинга — стратегия поведения компании на рынке, когда предприятие оценивает разные сегменты рынка и выбирает из них те, на которых будет действовать. Основной задачей дифференцированного маркетинга выступает подчеркивание товарных различий в каждом из рыночных сегментов и поддержание соответствующего их образа.
- Стратегия концентрированного маркетинга. Такая стратегия привлекательна для фирм с ограниченными ресурсами и малых предприятий, так как данный вид поведения на рынке вместо концентрации усилий на небольшой доле большого рынка фирма предполагает концентрацию усилий на большой доле одного или нескольких рыночных сегментов.
Основная цель дифференцированного маркетинга — выделение отличительных особенностей продукции относительно каждого сегмента рынка.
Различают два вида дифференцированной маркетинговой стратегии:
- Продуктно-дифференцированная. Предприятие выпускает несколько товаров с различными свойствами, которые предназначены для разных покупателей, учитывая их специфические потребности.
- Товарно-дифференцированная. Содержание стратегии заключается в наличии качественных характеристик товаров. Выбор данного подхода сопровождается решением о производстве двух или более товаров с разными свойствами, разного качества, в разной расфасовке с целью предложения рынку разнообразия для того, чтобы отличать свою продукцию от предложения конкурентов.
Преимущества использования дифференциации в маркетинге:
- высокий товарооборот;
- увеличение конкурентоспособности товаров на рынке;
- надежность, так как уменьшение спроса на один вид продукции может быть компенсирован увеличением спроса товара другого вида;
- оригинальный товар, получивший популярность у покупателя, будет сложно подделать конкурентам.
Недостатки стратегии:
- требование тщательного исследования рынка;
- необходимость разработки программы сбыта и продвижения продукции;
- для реализации необходимы большие финансовые вложения.
Успешное применение дифференцированного маркетинга станет эффективным, если конкуренты на рынке придерживаются стратегии недифференциированного маркетинга.
Дифференциация в экономике
Экономическая дифференциация возможна по территориальному (или межрегиональному), а также по отраслевому признаку, что особенно проявляется в рамках общественного разделения труда.
Разделение труда — это исторически сложившийся процесс выполнения людьми своих специализированных видов деятельности, сопровождающийся обособлением, видоизменением, закреплением отдельных видов трудовой активности, протекающий в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.
Отраслевое разделение труда происходит благодаря возникновению новых отраслей производства, где люди выступают специалистами в области изготовления определенных товаров. Такое разделение труда может происходить в результате дробления производства и выделения специализированных звеньев, появления новых профессиональных областей.
Сущность территориального разделения труда заключается в закономерном процессе производственной специализации, обособления районов и регионов в выпуске (производстве) определенного специфического набора товаров и услуг, которое проистекает из сочетания природных, социально-экономических и технологических факторов.
Также процесс дифференциации в экономике наблюдается в сфере доходов граждан.
Доходы населения
Дифференциация доходов населения — это объективное выделение различных слоев и групп населения в зависимости от уровня доходов, имущественного положения и роли в общественном производстве.
Причины дифференциации в доходах населения:
- существование частной собственности на средства производства;
- увеличение уровня безработицы;
- низкая социальная поддержка государства;
- существование низкооплачиваемых профессий;
- плохие условия труда (задержки выплат, отсутствие социальной защиты, нарушение прав трудящихся).
Неравенство доходов населения негативно влияет на развитие экономики и приводит к сокращению платежеспособного спроса, замедлению общественного прогресса и уменьшению уровня благосостояния населения.
Снижение дифференциации в доходах населения возможно при:
- искоренении безработицы;
- обеспечении равных возможностей в получении образования и рабочих мест;
- формировании справедливой системы налогообложения;
- формировании общественной собственности на средства производства;
- создании механизма регулирования доходов населения с учетом территориальных особенностей страны.
Межрегиональная дифференциация
В связи с разницей доходов населения по территориальному признаку важным вопросом в дифференциации является ее межрегиональный аспект. Фактор экономического развития региона (благополучный или депрессивный регион) усугубляется факторами территориального расположения (центральные или периферийные области) и типа поселения (городская или сельская местность).
Высокая межрегиональная дифференциация — следствие следующих причин:
- большая разница в стоимости жилья и продуктов питания в определенном регионе;
- степень развития социально-экономического состояния региона;
- особенности местного рынка труда;
- развитость инфраструктуры территории;
- привлекательность региона для бизнеса и инвестиций;
- отраслевая направленность региона.
В межрегиональной дифференциации важное значение имеют географические и климатические факторы. От них зависит стоимость издержек на транспортные услуги и производство товаров. Отдаленные регионы сталкиваются с проблемой снижения рентабельности отраслей.
Наиболее уязвимы те территории, которые не ориентируются на экспортную активность и не обладают богатыми природными ресурсами в виде нефти, газа и прочих полезных ископаемых.
Смягчение межрегиональной дифференциации могло бы способствовать гармоничному развитию регионов страны и предотвратить разрыв в уровне доходов населения в обеспеченных и обделенных богатством областях России.
Социальная дифференциация
Социальная дифференциация — это любые возникающие в процессе социального взаимодействия и закрепляемые в социальной структуре различия между индивидами, группами и их положением (позициями) в обществе.
Проблема таких различий сопровождает человечество на всем протяжении истории, что привело к возникновению различных течений и теорий формирования лучшего общества без социального неравенства. Мечта об искоренении дифференциации возникла вместе с появлением социального неравенства, разделением людей на различные общественные классы, одни из которых получили возможность присваивать труд других, т.е. с появлением эксплуатации человека человеком.
Усложняющиеся процессы социальной дифференциации привели к появлению теорий о структуре общества и проблеме различий социальных групп. Например, классики научного течения марксизма считают, что характер производственных отношений и уровень развития производительных сил в рамках экономической общественной формации предопределяют раскол общества на большие социальные группы — классы, характеризующиеся различным положением в системе общественного производства.
Согласно данной теории, классовое деление может принимать различные формы, например, сословного или кастового деления общества.
Помимо основного классового деления, социальная структура общества характеризуется также делением общества и по другим признакам:
- социально-профессиональным;
- этническим;
- политическим;
- религиозным;
- языковым;
- половозрастным и т.д.
Классовое неравенство, формируясь в экономической сфере жизни общества, пронизывает собой и все остальные его сферы, образуя социальное, политическое, юридическое неравенство.
Существует также точка зрения, что социальная дифференциация — положительное явление, которое заставляет людей стремиться к лучшему и постоянно развиваться. Некоторые исследователи считают, что однородность и равенство приведет к деградации и гибели общества.
Другие социологи трактуют социальную дифференциацию крайне негативно, при этом сохраняя уверенность в том, что смягчить или устранить неравенство принципиально невозможно как неотъемлемую часть любого общественного устройства.
Дифференциация в науке
Наука развивается в процессе диалектического взаимодействия явлений дифференциация и интеграции. Дифференциация отличается выделением новых дисциплин, а интеграция заключается в синтезе научного знания и объединении сфер исследования.
Соотношение этих двух явлений зависит от определенного этапа развития общества и науки. Например, в период формирования дисциплин (на рубеже XVI и XVII вв.) превалировал процесс дифференциации. Это подтверждает разделение философии на собственно философию и науку; в философии же появились такие разделы как:
Дифференциация наук обусловлена не только качественным многообразием самой действительности; она имеет корни еще и в том специфическом способе, которым наука познает окружающий мир.
Опираясь в научном познании на анализ, дифференциация позволяет иначе взглянуть на многообразие окружающей действительности и дает инструменты для глубокого познания ее многообразных аспектов.
Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда.
Сочетание противоположных процессов дифференциации и интеграции указывают на диалектическую природу развития общества и научного знания. В процессе развития человечества происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.
Дифференциация в педагогике
Дифференциация в обучении — это построение обучения на основе разделения учащихся на группы. Каждую группу образуют учащиеся, характеризующиеся сходством определенных индивидуально-психологических особенностей.
Дифференцированное обучение появилось в ответ на необходимость модернизации процесса обучения с помощью определения новых подходов в работе с разными группами учащихся. Такое совершенствование облегчило и упорядочило деятельность педагога, который стал разрабатывать методы преподавания не для каждого обучаемого в отдельности, а для определенной категории учеников.
Такой подход в обучении основан на принципе выделения уровня обязательной подготовки как основы дифференциации. Принцип основывается на планировании результатов обучения, выделении уровня подготовки и индивидуализации преподавания в малых группах учеников.
Реализация дифференцированного подхода к образовательному процессу обусловлена следующими факторами:
- существование больших групп учащихся предполагает коллективную подачу материала, которая не учитывает индивидуальность каждого ученика в усвоении одного и того же предмета;
- каждый учащийся по-разному готов изучать материал;
- ученики различаются по уровню интереса к тому или иному предмету;
- существует необходимость преодоления негативного отношения некоторых учеников к обучению.
Уровневая дифференциация позволяет организовывать процесс обучения небольших групп, в которых участники объединены определенным уровнем усвоения материала, схожими способностями и знаниями. Дифференциация осуществляется делением диагностики одного коллектива на группы, которые различаются по двум критериям: обученность и обучаемость.
Положительные черты дифференциации в педагогике:
- исключение усреднения в образовании;
- преподаватель может особое внимание уделять слабым ученикам;
- у преподавателя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
- сильные ученики получают стимул углубляться в интересные предметы.
Недостатки дифференциации в педагогике:
- негуманность разделения учеников на группы по уровню развития;
- перевод в слабые группы может восприниматься как унижение;
- проблемы в диагностике могут привести к тому, что неординарный ученик будет заниматься в слабой группе;
- в группах с высоким уровнем ученики могут быть излишне уверены в своей исключительности и своем превосходстве;
- в группах низкого уровня ученики могут страдать от заниженной самооценки и комплексов;
- разделение на группы по развитию негативно сказывается на навыках существования в коллективе.
Источник