Разработка урока географии для 11-го класса по теме: «Экономическая дифференциация мира. Наше понимание и наш взгляд»
Разделы: География
Задачи:
- актуализация, закрепление и контроль знаний по теме;
- развитие навыков работы с информацией: выделение главного, формулирование собственной точки зрения на основе информации текста учебника и её аргументированное высказывание, формулирование вопросов и др. ;
- развитие навыков активного слушания через формулирование уточняющих вопросов.
Оборудование урока: политическая карта мира,
- карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы,
- тест.
Ход урока
1. Организационный момент.
Распределение заданий по группам и индивидуальных заданий.
Класс делится на три группы.
I группа
В состав I группы входит 5 учеников, отличающихся высокой познавательной активностью, интересом к предмету и прочными знаниями.
— предоставить учащимся возможности презентации и расширения знаний по теме;
— развитие коммуникативных навыков продуктивного общения в группе;
— совершенствование навыков взаимооценки результатов работы.
— ответить на вопросы, требующие творческой переработки изученного материала, знания дополнительного материала, хорошей ориентации в современных экономических отношениях в мире;
— представить результаты своей работы участникам группы.
II группа
В состав II группы входит 5 учеников, имеющих хороший уровень сформированности общеучебных умений, умеющих работать с текстом.
— развитие умения видеть проблему, переформулировать её в задачу в форме вопроса и решить, т. е. дать ответ.
— внимательно прочитать указанный текст параграфа, разделить его на смысловые части, выделить главное, сформулировать вопросы в соответствии с предложенными клише.
III группа
В состав III группы входят оставшиеся ученики. Они объединяются в четыре подгруппы по 2-4 человека.
— повторение, коррекция и закрепление изученного материала;
— развития умения совместного обсуждения и достижения согласия при формулировании ответа.
— познакомиться с предложенными вопросами, найти в учебнике необходимую информацию, обсудить и сформулировать ответ;
— осуществить взаимоопрос в подгруппе.
Задания для учащихся I группы
1. На примере Японии, Малайзии, Тайваня докажите, что участие стран в международном разделении труда и их специализация зависят не только от природно-ресурсных факторов. Для этого проанализируйте следующие моменты:
- на рынках каких товаров данные государства занимают значительные ниши;
- благодаря чему, каким ресурсам им удалось этого достичь.
Подведите итог своим рассуждениям. Приведите примеры других стран, чья специализация не зависит от природных факторов.
2. На мировых рынках каких товаров или услуг занимают ниши государства: Австралия, Чили, Индия, Египет, Ботсвана? Какие факторы способствовали становлению их специализации? Оцените устойчивость доходов страны от данной отрасли (отраслей) специализации. Обоснуйте свое мнение.
3. Используя текст учебника “Европейский Союз” (стр. 111-113), выпишите все положительные следствия интеграции стран Европы в форме кратких тезисов. Если необходимо, дополните их число своими доводами. Подумайте и самостоятельно сформулируйте отрицательные следствия интеграции для отдельных стран, членов ЕС. Обоснуйте свое мнение.
4. Авторы учебника высказали прогноз относительно экономического положения Китая в мире: “По прогнозам на 2010 г. КНР займет первое место в мире, обогнав США”. На основе каких фактов и тенденций современного развития Китая, по вашему мнению, сделан такой прогноз? Обоснуйте свое мнение.
5. В структуре российского экспорта в начале 90-х годов XX века выросла доля развитых рыночных и развивающихся стран и сократилась доля стран с переходной экономикой (бывших советских республик постсоциалистических государств Восточной Европы), несмотря на то, что первые территориально находятся дальше от границ России, чем вторые (см. данные на стр. 122 учебника). Чем вы можете объяснить данную ситуацию? Проанализируйте экономические и политические факторы.
Задания для учащихся II группы
1. Ознакомьтесь с текстом “Россия и мировое хозяйство” на стр. 121-123. Сформулируйте два вопроса к тексту, используя клише:
- Чем можно объяснить, что. . . ?
- Каким образом . . . ?
Ответьте на поставленные вопросы.
2. Ознакомьтесь с текстом “Роль денег во внешнеэкономических связях” на стр. 115-116. Сформулируйте два вопроса к тексту, используя клише:
- Каковы . . . ?
- Каким образом . . . ?
Ответь на поставленные вопросы.
Составьте словарь к статье.
3. Ознакомьтесь с текстом “Внешняя торговля: основные товаропотоки” на стр. 118-119. Сформулируйте два вопроса к тексту, используя клише:
- Чем можно подтвердить, что . . . ?
- Какие изменения . . . ?
Ответьте на поставленные вопросы.
Используя приведенные статистические данные, постройте диаграмму, дайте ей название.
4. Ознакомьтесь с текстом “Вывоз (экспорт) капитала” на стр. 119-121. Сформулируйте два вопроса к тексту, используя клише:
- Что подтверждает тот факт, что . . . ?
- Какие изменения . . . ?
Сформулируйте дополнительный вопрос самостоятельно.
Ответьте на поставленные вопросы.
5. Ознакомьтесь с текстом “Мировое хозяйство: понятие, тенденции, развитие” на стр. 106-107. Сформулируйте два вопроса к тексту, используя клише:
- Чем можно подтвердить . . . ?
- Каковы условия . . . ?
Ответь на поставленные вопросы.
Составьте комментарий к упомянутым в тексте датам.
Задания для учащихся III группы.
1. Что такое международное разделение труда? Каковы условия возникновения международного разделения труда? Что такое международная специализация? Каковы плюсы и минусы специализации? Какова степень участия развитых и развивающихся стран в международном разделении труда? Чем она определяется?
2. Что такое мировое хозяйство? На чём основано единство мирового хозяйства? Что способствует возникновению мирового хозяйства? Возможно ли развитие страны вне мирового хозяйства?
3. Что такое глобализация? Назовите центры мирового хозяйства и охарактеризуйте их. Какова вероятность смены экономических лидеров?
4. Что такое внешнеэкономические связи? Назовите формы международных экономических связей. Что такое внешняя торговля? Как используются тарифы для регулирования торговли?
2. Основная часть урока.
Учащиеся III группы получают задание и готовятся к устному собеседованию. Время подготовки 5-7 минут.
Учащиеся II группы получают задания и работают в самостоятельном режиме, письменно выполняя работу. По окончании работы, тетради сдают на проверку учителю, и присоединяются к устной работе совместно с ребятами III группы. Время самостоятельной работы до 20 минут.
Учащиеся I группы работают в самостоятельном режиме 7-10 минут, письменно оформляя результаты работы. Затем объединяются и делают устные сообщения в группе, знакомя товарищей с результатами своей работы, при необходимости вносят дополнения и исправления в свой письменный ответ. Проводят взаимооценку работы. Оценки обсуждают и выставляют на работе каждого ученика. Учитель после урока проверяет объективность оценки результатов работы. Время работы в группе до 20 минут.
Через 7 минут после начала урока учитель приступает к устному собеседованию с учащимися III группы (в порядке очередности подгрупп). Работа проходит фронтально. Во время опроса перед учащимися ставится задача: сформулировать уточняющие вопросы к ответам каждой из подгрупп. Для облегчения и достижения большей продуктивности, ребятам предлагаются клише:
- Не могли бы вы уточнить . . .
- Не могли бы вы рассказать подробнее . . .
- Верно ли я понял, что . . .
- Верно ли, что ключевой идеей является . . .
- Правильно ли я понял, что . . .
- и другие.
За 10 минут до конца урока подводятся итоги устной работы, комментируются сложные и уточняются непонятные моменты.
3. Проверочная работа.
— оперативный контроль знаний учащихся;
— получение информации об уровне усвоения и понимания материала учениками для осуществления последующей коррекционной работы.
Задание: прочтите приведенные в работе утверждения и выпишите номера только верных утверждений.
1. Международное разделение труда всегда основано на богатстве природными ресурсами и благоприятных условиях.
2. Международная специализация – сосредоточение деятельности на производстве определенной продукции или оказании услуг.
3. Широкая специализация менее выгодна для государства, чем узкая специализация.
4. Развитые страны занимают ведущее место в международном разделении труда во многом благодаря высокому уровню развития производительных сил.
5. Мировое хозяйство – система хозяйств развитых стран мира.
6. Мировое хозяйство сформировалось благодаря развитию транспорта, межконтинентальных связей и рынка.
7. Главные центры Мирового хозяйства – США, страны Западной Европы, Япония.
8. Потенциальные лидеры Мирового хозяйства – Китай, Индия, Бразилия, Индонезия, Южная Коре, Сингапур, Тайвань.
9. Интеграция – уменьшение тесноты экономических связей между хозяйствами стран мира.
10. Деньги – необходимое средство обмена в условиях рыночной экономики.
Ключ: 2, 4, 6, 7, 8, 10.
4. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Учащимся предлагается оценить свою работы на уроке, прокомментировать подобранные учителем задания, предложить свои варианты организации работы на уроке.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается вопрос для размышления.
Соединенные Штаты Америки стремятся к созданию единой зоны свободной торговли в Америке. Однако не все страны Центральной и Южной Америки поддерживают инициативу президента США. Объясните, почему, и обоснуйте свой ответ. Выделите “+” и “-” создания зоны свободной торговли для развивающихся стран региона.
Ответ предлагается оформить на отдельном листке. На следующем уроке можно обсудить результаты работы в группах или фронтально, а также предложить письменно сделать рецензию на работу товарища.
Литература:
Симагин Ю. А. , Пятунин В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 10-11 кл. – М. : Дрофа, 2002.
Источник
Конспект урока на тему: Экономическое развитие стран мира
Тема 1: Современная политическая карта мира
Тема 1.2.2. Экономическое развитие стран мира
— обучения: рассмотреть особенности типологии стран мира. Основные типы экономического развития стран мира
— воспитания: формировать культуру работы с книгой, в тетради, умения объективной оценки экономического развития стран
— развития: формировать навык самостоятельной работы по заполнению таблиц, работы с картами атласа
Обучающиеся должны знать:
— основные принципы типологии стран по экономическому развитию, основные типы стран по экономическому развитию.
Обучающие должны уметь (компетенции): давать характеристику отдельным типам стран, уметь привести примеры стран различных типов.
По дидактической цели: урок усвоения знаний на основе изученного
По форме проведения: комбинированный урок
Это второй урок в теме.
— Учебник В.П. География 10 кл. В.П. МАКСАКОВСКИЙ
— Атлас «География 10 класс»
— Политическая карта мира
— Технологическая карта урока
Определение целей и задач урока, проверка готовности уч-ся к уроку
Актуализация опорных знаний
— Основные черты формирования политической карты мира (история 9 класс);
— Геополитическое положение современной России (география, 9 класс)
История 7,8 классы (Формирование политической карты мира)
Изучение нового материала
Вступительное слово учителя
1. Типология стран мира.
В основу типологии берут важные признаки, определяющие место страны на политической и экономической карте мира
Главный признак в типологии государств – уровень социально – экономического развития государства, выраженный через показатель ВВП и новый синтетический показатель (ИЧР)_ индекс человеческого развития
ВВП – показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год (в долларах США)
ИЧР – показатель уровня социально – экономического развития стран мира.
В последнее время ООН и другие международные организации начали применять новый синтетический показатель уровня социально-экономического развития — так называемый Индекс Человеческого Развития (ИЧР) — интегральный показатель, соединяющий три основных компонента: долголетие, образованность и уровень жизни. Долголетие измеряется средней ожидаемой продолжительностью жизни, образованность — комбинацией грамотности взрослых и среднего количества лет обучения, а уровень жизни — реальным ВВП на душу населения с поправкой на местную стоимость жизни (используется паритет покупательной способности (ППС) национальной валюты). Самые высокие показатели ИЧР имеют Канада, США, Япония, а самые низкие — африканские страны Сомали, Сьерра-Леоне и Нигер. Россия в этом перечне замыкает группу стран с высоким уровнем ИЧР.
Таблица 11. Индекс человеческого развития.
Источник
Урок — Экономическая дифференциация стран
План-конспект урока: 11 класс
Тема урока: Экономическая дифференциация стран современного мира. СНГ и мировое хозяйство.
Познавательная – Сформировать представление о глобализации хозяйства, экономической интеграции. На примере стран рассмотреть внешнеэкономические связи, их разнообразие.
Развивающая – Формировать умение работы с разными источниками информации. Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная– Продолжить патриотическое, нравственное воспитание учащихся.
Тип урока – комбинированный
Методы обучения: исследовательский, объяснительно-иллюстративный.
Оснащенность урока: схемы, таблицы, политическая карта мира.
Межпредметные связи – экономическая и социальная география мира, 9 класс.
Основная: Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров «Глобальная география»,
Дополнительная: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира 10 класс. М., 2005 год; Школьный географический атлас для учащихся 10 класса, Ю.Н. Гладкий, С.В. Лавров. Экономическая и социальная география мира 10 класс. М., 2006.
Приветствие учеников, смотр подготовленности учащихся к уроку.
На доске – план урока:
1)Интенсификация международных экономических отношений.
2) Международная интеграция.
4)Экономическая дифференциация стран современного мира.
Учащиеся приветствуют учителя, готовятся к уроку.
Вместе с учителем учащиеся прорабатывают тематику урока, основные направления их реализации.
2.Изучение новой темы.
Работа с учебником
1)Урок начинаем с дискуссии-
Путём логических доводов докажите, что экономическая обособленность (Автаркия) страны неизбежно ведёт к снижению эффективности общественного производства.
2) Вспомним, что называется экономической интеграцией?
-Как Вы считаете, каковы преимущества экономической интеграции стран мира?
3)Стр.107-109, дайте характеристику главных центров мировой экономики.
-Как вы думаете, какие страны современного мира мы можем добавить в группу лидеров мировой экономики?
— Что называется глобализацией мировой экономики?
4) Экономическая дифференциация стран современного мира.
СНГ, Россия и мировое хозяйство:
Учащиеся приводят примеры того, что экономическая обособленность стран экономически мало эффективна, например, ситуация с Албанией.
Экономическая интеграция- форма проявления всемирного процесса интернационализации производственных сил, характеризующаяся увеличением тесноты связей между хозяйствами стран мира.
— Она помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы; помогает оптимизировать территориальное разделение труда.
1 вариант – Западная Европа,
3 вариант –Япония.
Китай, Россия (правда ,не по всем показателям)
Слово «глобализация» означает , что почти весь мир стал рынком и сферой приложения транснациональных корпораций (ТНК) и мультинациональных банков.
Учащиеся выступают с сообщениями:
2 вариант – НАФТА;
3 вариант – Азиатско – тихоокеанское содружество.
Задание : Подготовить сообщение на тему « СНГ, Россия и мировое хозяйство»
(задание можно дать выборочно –учащимся, которым необходимо улучшить оценку; остальные – по желанию).
3.Работа с контурной картой.
Задание: На контурную карту нанести основные группировки стран мира.
Учащиеся выполняют задание, если нет времени урока –продолжают дома.
Тема 5, вопросы к теме: стр.123- 124, словарная работа
Учащиеся продолжают работу по изучению основных понятий курса – задание № 8, стр.124.Подготовить сообщение на тему « СНГ, Россия и мировое хозяйство», а также опережающее задание :
Подготовить сообщения на тему:
«Проблема войны и мира»
Гонка вооружений, её географические особенности.
Милитаризация экономики и динамика военных расходов.
Концепция «ядерной зимы»
Территориальные, этнические и религиозные конфликты.
Производство вооружений. Международная торговля оружием.
(сообщения даются учащимся по их желанию, либо – по журналу).
Номер материала: ДБ-343064
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник