Динамика развития стран европы

Страны Европы по экономическому развитию

Всем привет, сегодня мы поговорим об экономическом развитии стран Европы.

Но для начала разберём, как можно определить уровень благосостояния государства?

Для этого есть показатель ВВП (валовой внутренний продукт), который обозначает денежную сумму всех оказанных услуг. По нему можно определить, насколько активен рынок, а также объём произведённых товаров и оказанных услуг. Возрастающий ВВП говорит о стимулировании экономики страны.

Но далеко не всегда по нему можно определить благосостояние государства. Курс местной национальной валюты может отличаться от курса доллара, и стоимость товаров будет разной. Например, доллар в США и доллар в России не одно и тоже, у нас за него можно купить больше разных вещей.
Поэтому стоит учитывать ППС (паритет покупательной способности).
А для большей объективности этот показатель стоит разделить на население страны. После этого получится ВВП (ППС) на душу населения. На данный момент это самый точный показатель экономического развития страны.

У нас получается вот такая картина:

Здесь мы видим, что наибольшие показатели у Германии, Швейцарии, Австрии, Исландии, Норвегии и др. Две последних из них входили в рейтинги самых благополучных стран в мире.

Россия оказывается середняком, её экономика находится на одном уровне с Грецией, Португалией, Турцией, Венгрией .

Хуже обстоят дела у балканских и кавказских стран (за исключением Черногории)

Ниже всех расположилась Украина с Молдавией. Они занимают двойку аутсайдеров по экономическому развитию.

И ещё, давайте пофантазируем:

Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, будет много интересного!

А что вы думаете об этом? Пишите в комментариях, поделитесь своим мнением.

Источник

Европа 2020: итоги десятилетия и новые перспективы

В 2008 году президентом РФ была официально утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В последние месяцы в СМИ можно было часто услышать о промахах и недостатках данной концепции. По прошествии 12 лет стало очевидно, что цели и задачи, сформированные в концепции, оказались неосуществимыми [1].

Пока СМИ критикуют российскую концепцию, любопытнее всего взглянуть на нашего соседа (или лучше соседей) – Европейский Союз, который в 2010 году принял стратегию экономического развития на 10 лет «Европа 2020 Стратегия разумного, устойчивого и инклюзивного роста» [2] (Далее Европа 2020). Стратегия была разработана как продолжение Лиссабонской стратегии 2000-2010 гг., так как положения последней не были реализованы в установленный период. Новая стратегия должна была преуспеть там, где старая потерпела неудачу. В качестве главных проблем Европейская Комиссия отметила высокий уровень безработицы, медленный экономический рост и возрастающий уровень внешнего долга.

Стратегия «Европа 2020» определила три основных фактора укрепления экономики:

  • разумный рост: развитие экономики, основанное на знаниях и инновациях;
  • устойчивый рост: создание экономики, основанной на целесообразном использовании ресурсов, экологических требований и конкуренции;
  • интегрирующий рост, способствующий повышению уровня занятости, достижение социального и территориального сплочения.

В стратегии развития отмечены 8 целей, разбитых по пяти основным направлениям деятельности. Таким образом, перед ЕС стояли следующие цели на 2020 год:

Занятость

1) 75% населения в возрасте от 20 до 64 лет должны быть трудоустроены

Исследования и инновации

2) 3% ВВП ЕС должно быть инвестировано в исследования и разработки

Изменение климата и энергетика

3) выбросы парниковых газов должны быть уменьшены на 20% по сравнению с показателем 1990 года

4) доля возобновляемых источников энергии должна быть увеличена до 20%

5) энергоэффективность должна быть увеличена на 20%

Образование

6) доля тех, кто бросает или рано заканчивает школы в возрасте от 18 до 24 лет, должна составлять менее 10%

7) не менее 40% людей в возрасте от 30 до 34 лет должны иметь высшее образование

Борьба с бедностью

8) сократить число людей, находящихся в опасности оказаться за чертой бедности, как минимум, на 20 млн.

Ввиду того, что государства-члены ЕС изначально не равны в экономическом плане, поставленные цели приобрели общий характер для Европейского Союза. Таким образом, количественный результат, которого необходимо добиться в соответствии с целями стратегии, высчитывается исходя из совокупности результатов всех государств, входящих в Европейский Союз. Достижение поставленных целей отслеживала Европейская Комиссия на протяжении 10 лет, публикуя ежегодные доклады о достигнутом прогрессе.

Удалось ли Европейскому Союзу в полной мере выполнить поставленные цели и задачи? Достиг ли он макроэкономической, финансовой и бюджетной стабильности? Проведем краткий анализ.

Достигнуть поставленных целей невозможно без серьезного реформирования законодательства, поэтому Европейский Союз сразу же приступил к реформированию своего надзорного механизма по наблюдению за стратегией «Европа 2020». В частности, реформы коснулись правил надзора за экономической деятельностью государств-членов ЕС и её координации в случае чрезвычайных ситуаций. Главной целью надзора являлось предупреждение ошибок в европейском плане экономического развития. Новые правила начали действовать с 2011 года и получили названия: Six-pack, Two-pack [3] и Финансовый пакт [4]. Сам же надзор проводился в первой половине года и получил название Европейский Семестр, который был введен в том же году. На протяжении 10 лет Комиссия ЕС ежегодно осуществляла детальный анализ программ государств-членов в области экономических и структурных реформ, а также давала индивидуальные рекомендации на последующие 12–18 месяцев.

Правила надзора Six-Pack были приняты в 2011 году, а в мае 2013 года были дополнены, после чего за ними закрепилось название Two-Pack. Нововведением, которое внес надзор Two-Рaсk, является обязанность государств-членов ЕС ежегодно, 15 октября, представлять Комиссии ЕС проекты своих бюджетных планов на следующий год. Комиссия ЕС обязана проверить проекты бюджетов в отношении их соответствия Пакту стабильности и роста и конкретным рекомендациям, которые государство получило в ходе Европейского семестра. Если обнаружено серьезное отклонение, то Комиссия ЕС имеет право в течение двух недель отклонить и вернуть предложенный проект государственного бюджета для переработки. С января 2013 года вступил в силу Договор о стабильности, координировании и управлении под названием Финансовый пакт. Особенностью данного пакта стали две процедуры, при которых на государств-членов ЕС можно наложить финансовые санкции в одностороннем порядке. Эти процедуры касаются надзора при чрезмерном дефиците в бюджете и чрезмерном макроэкономическом дисбалансе. Чрезмерным дисбалансом считается такой макроэкономический дисбаланс, который ставит под угрозу функционирование ЕС.

В соответствии с отчетом Евростата за 2019 год [5], в целом, в ЕС наблюдается положительная динамика по всем поставленным целям, начиная с 2015 года [6]. С 2008 года наибольшего прогресса ЕС удалось достигнуть в области высшего образования, занятости и сокращения выбросов парниковых газов. Однако, результаты по остальным целевым показателям все ещё оставляют желать лучшего.

Занятость

В 2018 году 73,2% населения ЕС в возрасте от 20 до 64 лет было трудоустроено. При этом наблюдается существенный разрыв в трудоустройстве мужчин и женщин. Так, было трудоустроено 79% мужчин и только 67,4% женщин. Тем не менее, эти показатели выше на 1,2% и 4,7% по сравнению с 2008 годом, соответственно, что свидетельствует о значительном прогрессе в трудоустройстве женщин. ЕС также отмечает, что люди в возрасте от 20 до 29 и от 55 до 64 относятся к группам риска и их уровень занятости ниже, чем у людей в возрасте от 30 до 54 лет. Если проследить динамику занятости на протяжении последних лет, то можно с уверенностью утверждать, что ЕС не сможет добиться 75% занятости всего населения, остановившись на отметке 74,2 или 74,4. Так или иначе, это достойный показатель.

Исследования и инновации

Расходы на исследования и инновации остановились на отметке 2.12% ВВП в 2018 году. Фактически, начиная с 2015 года по этой цели не наблюдается никакого прогресса на уровне ЕС. Однако, такие страны как Германия, Дания, Австрия, Швеция смогли достигнуть затрат на исследования и разработки в размере 3% ВВП уже к 2017-2018 году, чего нельзя сказать об остальных 24 членах ЕС. По итогам 2019 года, крупнейшим сектором инвестирования в ЕС оказался предпринимательский, составив 66% от общих расходов на НИОКР.

Изменение климата и энергетика

К 2017 году выбросы парниковых газов были сокращены на 21,7% по сравнению с уровнем 1990 года, что означает даже перевыполнение плана на 2020 год.

В 2017 году доля возобновляемых источников энергии достигла 17,5%. Отмечая высокие темпы увеличения возобновляемых источников энергии, можно утверждать, что к концу 2020 года ЕС сможет достигнуть поставленных в стратегии целей.

Наконец, затрагивая энергоэффективность, следует отметить любопытный факт, что в 2015 году ЕС затрачивал 1088 млн. тонн нефтяного эквивалента, что всего на 2 тонны выше показателя, которого ЕС намеревался достигнуть к 2020 году (1086 млн. тонн). Однако, в последние годы энергоэффективность значительно упала и остановилась на отметке 1122.77 млн. тонн в 2017 году, что далеко от аналогичного показателя в 2015 году. В соответствии с отчетом, здесь наблюдается отрицательная динамика.

Образование

ЕС удалось значительно сократить количество молодежи, которая прекращает образование. В 2008 году этот показатель равнялся 14,7%, а в 2018 уже 10,6%. В соответствии с отчетом, более 50% молодых людей, бросивших образование в возрасте от 18 до 24 лет, сталкиваются проблемами на рынке труда. Несмотря на некоторую стагнацию, наблюдающуюся с 2016 года, у ЕС есть все шансы достичь планового показателя к концу 2020 года. Наконец, существенный прогресс был достигнут в цели 7, в соответствии с которой не менее 40% людей в возрасте от 30 до 34 лет должны иметь высшее образование. В 2008 году этот показатель равнялся 31,1%, а в 2018 уже 40,7%. Таким образом, ЕС удалось повысить количество людей, имеющих высшее образование.

Борьба с бедностью

Пожалуй, это единственная цель, добиться значительных результатов в которой ЕС не удалось. После финансового кризиса в 2008 году, количество людей, оказывающихся за чертой бедности стало расти, вплоть до 2012 г. В 2017 году 113 млн людей были на грани того, чтобы оказаться за чертой бедности, что всего на 3.1. млн меньше количества в 2008 году. На сегодняшний день, более 20% оказываются в зоне риска и становится очевидно, что в ближайшее время в этой области не будет значительного прогресса.

Что же дальше?

В 2017 году на римском саммите ЕС главы 27 европейских государств подписали декларацию [7], которая определила дальнейший курс развития Евросоюза без Великобритании и обозначила необходимость ответа новым вызовам, среди которых региональные конфликты, терроризм, рост миграционного давления, протекционизм и социально-экономическое неравенство. Лидеры ЕС договорились следовать четырем принципам:

  1. Безопасная Европа — предполагает работу над укреплением безопасности сообщества, защиту внешних границ, борьбу против терроризма, реформу миграционной политики и соблюдение международного права.
  2. Процветающая и устойчивая Европа – работа над созданием рабочих мест, улучшение условий для малых и средних предприятий, удешевление энергии и обеспечение чистой окружающей среды. Фактически, данный принцип является отсылкой к целям стратегии развития 3,4,5.
  3. Социальная Европа – экономический рост и социальный прогресс, равенство мужчин и женщин, борьба с безработицей, дискриминацией, социальной изоляцией и бедностью. Аналогично предыдущему, повторяет цели стратегии развития Европы 2020 и продлевает срок их выполнения до 2025 года.
  4. Более сильная на мировой сцене Европа – развитие отношений с партнерами, построение новых связей, продвижение стабильности и процветания в соседних странах, укрепление общей безопасности и обороны.

Кроме того, на этом же саммите, Европейская Комиссия презентовала Белую Книгу, в которой описала 5 одинаково возможных сценариев развития союза до 2025 года.

Сценарий 1. Продолжать в том же направлении. ЕС продолжит концентрироваться на создании рабочих мест, экономическом росте и инвестировании, путем укрепления единого рынка и наращивании инвестиций в цифровой, транспортной и энергетической отрасли. Во внешней политике ЕС будет стремиться к наращиванию торговых соглашений по всему миру и укреплению внешних границ. ЕС продолжит выступать как единое целое на международной арене. Ожидается, что ЕС сможет положительно повлиять на такие глобальные повестки дня, как климат, финансовая стабильность и устойчивое развитие.

Сценарий 2. Ничего кроме единого рынка. ЕС полностью переориентируется на единый рынок. Укрепляется рынок товаров и капиталов, однако свободное передвижение работников и услуг гарантируется не в полной мере. При этом сценарии нивелируется значение миграционного законодательства ЕС, сотрудничество в области безопасности низводится до двусторонних соглашений. ЕС перестает представлять себя как единое целое на международных форумах и конференциях из-за возможных разногласий между государствами в области внешней политики. ЕС прекращает вкладывать средства в гуманитарную помощь. Иными словами, все кроме единого рынка товаров и капиталов, отдается на откуп государствам-членам.

Сценарий 3. Кто хочет больше, сделает больше. Группа государств-членов сможет работать сообща для достижения больших результатов в области обороны и укреплении четырех свобод ЕС. Это касается, например, создания общей научно-производственной базы, совместных закупок и повышения общей боеготовности государств для участия в миссиях за рубежом. Возможно укрепление внутренней безопасности, правосудия, сотрудничества между спецслужбами для борьбы с организованной преступностью и терроризмом. Углубленная интеграция касается гармонизации налогового законодательства, повышения социальных стандартов и улучшения условий труда.

Сценарий 4. Делать меньше, но эффективнее. ЕС сосредотачивает усилия на разработке следующих направлений развития: инновации, торговля, миграция, управление границами и оборона (создается оборонный союз). Основное внимание уделяется совершенствованию НИОКР и инвестированию в цифровизацию и декарбонизацию. В области внешней политики ЕС продолжает выступать как единое целое. В свою очередь, разработка новых стандартов в области здравоохранения, защиты прав потребителей и окружающей среды отодвигается на второй план. Все, что не связано с приоритетными направлениями развития, остается на усмотрение государств-членов и им предоставляется свобода «экспериментировать».

Сценарий 5. Делать вместе намного больше. Наверное, самый утопичный и наиболее благоприятный для ЕС вариант из всех перечисленных. ЕС объединяет усилия, для того, чтобы развиваться сразу во всех направлениях с наибольшей эффективностью. Все остается по-прежнему (как в сценарии 1), но создается оборонный союз, активизируется сотрудничество в области безопасности, продолжается борьба с изменением климата, а также оказание гуманитарной помощи. Происходит укрепление единого рынка в области энергетики, цифровых технологий и услуг, создаются свои «кремниевые долины», включающие в себя крупные, высокотехнологичные компании. В целом, данный сценарий можно описать, как совокупность решений всех предыдущих сценариев, но без необходимости жертвовать чем-либо из этого для достижения максимальной эффективности.

Последним вызовом для Европы становятся «Цели в области устойчивого развития» ООН (сокращенно – ЦУР) — всеобщий призыв к действиям по искоренению нищеты, обеспечению защиты от загрязнения окружающей среды и повышению качества жизни каждого человека во всем мире. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [8], принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году, содержит 17 целей и 169 задач, выполнение которых должно поспособствовать процветанию всего человечества. Для поддержки ЦУР Европейская Комиссия выпустила в 2016 году сообщение «Следующие шаги для устойчивого Европейского будущего» [9]. С 2017 года, Евростат публикует ежегодные отчеты о мониторинге достижения ЦУР [10]. Наконец, в 2019 году Европейская Комиссия представила аналитический доклад «На пути к устойчивой Европе к 2030 году» [11], в котором обозначены конкурентные преимущества ЕС и возможности проявить себя на глобальной арене, став примером для других государств.

Нужно признать, что сегодня ЕС обладает всеми необходимыми инструментами для решения стоящих перед ними вызовов. Прошедшее десятилетие наглядно показало экономическую силу ЕС и есть все основания утверждать, что в дальнейшем ЕС не остановится на достигнутом. Однако, в свете последних событий становится очевидно, что глобальный мир серьезно изменился за последние 10 лет и старые стратегии уже могут оказаться неэффективными. Сможет ли ЕС найти срединный путь, который приведет его к процветанию и экономическому росту или нет, покажет время. Одно можно сказать наверняка – ЕС успешно меняется и будет меняться и дальше. Таким образом, по итогам проведенного анализа документов и фактов за прошедшее десятилетие, приходится признать, что, в отличие от России, ЕС не только ставит цели, но и успешно их реализует.

Источник

Читайте также:  Путешествие по стране рука
Оцените статью