Дипломатические конфликты западными странами кратко

Внешняя политика СССР в 20е годы. Преодоление дипломатической изоляции.

Стремление к преодолению политической изоляции СССР в 20-е годы. Первые мирные договоры со странами Европы. Генуэзская конференция 1922 года. Рапалльский договор СССР и Германии. Соглашения СССР со странами Азии политические и экономические преференции для стран Востока. Обострение отношений с Европейскими странами в конце 20-х. Создание Коминтерна его цели и задачи.

Преодоление дипломатической изоляции.

В 20-е годы РСФСР, а затем и СССР проводили двойственную внешнюю политику. С одной стороны, она была направлена на защиту государственных интересов страны, а с другой – отражала курс правящей коммунистической партии на мировую войну.

Первые международные акты – мирные договоры – были подписаны РСФСР лишь в 1920 году с Эстонией, Литвой, Латвией и Финляндией, входившими ранее в состав Российской империи.

В контакты с Советским государством были вынуждены вступить и ведущие державы мира. Теорию и практику большевизма они категорически отрицали, но экономические интересы оказались превыше всего.

Заключено торговое соглашение с Великобританией.

В договор включили политические обязательства – воздержаться от враждебных действий друг против друга.

Советско – Германское торговое соглашение.

Фактически это означало юридическое признание Советского Союза Германией

Торговые соглашения с Норвегией и Италией.

Всего заключено 11 торговых договоров с ведущими странами Европы.

Генуэзская конференция. Рапалльский договор.

Весной 1922 года в Генуе для решения европейских экономических и финансовых проблем была созвана международная конференция. Приглашение участвовать в ней получило и Советское правительство. Было решено использовать конференцию для формирования положительного образа пролетарского государства – борца за мир и всеобщее разоружение. Этим проблемам был посвящен доклад наркома иностранных дел Г.В. Чичерина.

Однако руководители стран Антанты потребовали от советского правительства выплаты всех государственных долгов царской России – 18,5 млрд. золотых рублей. Возвращения иностранцам национализированной собственности или возмещения нанесенного ущерба. Советская делегация выдвинула странам Антанты встречные претензии: возместить 39 млрд. золотых рублей как потери от интервенции и экономической блокады молодого государства. Достичь согласия не удалось.

В ночь на 16 апреля 1922 года в предместье Генуи в Рапалло советская делегация заключила с представителями Германии договор о восстановлении дипломатических отношений и широких экономических контактов.

Полоса признания.

1924 – 1925 годы вошли в историю международных отношений как период дипломатического признания Советского государства. В феврале 1924 года были установлены дипломатические отношения с Великобританией. В этом же году СССР признали Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, Франция. Летом 1924 года советско – японская конвенция, на основании этого договора с северного Сахалина были эвакуированы японские войска, и там была установлена советская власть.

Униженная Версальским договором, Германия руководствовалась в отношениях с Россией не столько политическим, сколько экономическим расчетом. Взаимовыгодная торговля дополнялась большой технической помощью России, военно – техническим сотрудничеством. К 1929 году Советский Союз имел технические соглашения с 27 германскими фирмами.

Соглашения со странами Востока.

Иначе строились отношения Советской республики со странами Востока, где набирало силу освободительное движение и к власти приходили национальные правительства. Советское правительство оказывало им существенную материальную помощь.

В 1921 году были подписаны равноправные договоры с Персией (Ираном), Афганистаном, Турцией, и Монголией.

Советское правительство подтвердило отмену всех неравноправных договоров и соглашений с Ираном, аннулировало все иранские долги, возвратило концессии и имущество, приобретенные в Иране царской Россией. В договоре содержалось важное положение: если другие страны попытаются захватить территорию Ирана, то советское правительство «будет иметь право ввести свои войска на территорию Ирана».

По договору с Афганистаном стороны признавали независимость друг друга, и обязывались «не вступать с третьей державой в военное или политическое соглашение, которое доставило бы ущерб одной из договаривающихся сторон. Советское правительство выразило готовность оказать Афганистану материальную помощь.

По договору с Турцией РСФСР отказалась от всех привилегий, которые имела царская Россия, и предоставила Турции крупную финансовую помощь.

В мае 1924 года были установлены дипломатические отношения с Китаем. Советская сторона объявляла утратившими силу все договоры, которые ущемляли права Китая.

Дипломатические конфликты с западными странами.

Активность советской внешней политики на Востоке вызвала недовольство стран, привыкших здесь хозяйничать. 8 мая 1923 года министр иностранных дел Великобритании лорд Д. Керзон обвинил СССР в антибританской политике на Востоке. Он потребовал в 10-и дневный срок прекратить подрывную деятельность в Иране и Афганистане и религиозные преследования в Советском Союзе. Конфликт усугубился убийством в Лозанне советского дипломата Вацлава Воровского.

СССР расценило «ультиматум Керзона» как грубую попытку вмешательства в дела СССР. Особенно напряженным был 1927 год. Между СССР и Великобританией разгорелся конфликт по поводу значительной финансовой помощи, оказанной советскими профсоюзами английским горнякам, объявившим в 1926 году всеобщую забастовку. Английское правительство разорвало дипломатические и торговые отношения с СССР.

В 1927 году Франция потребовала отзыва советского посла Х. Раковского. В Варшаве был убит советский полпред П.Л. Войков. Все эти события советское руководство расценивало как звенья единого заговора «империалистических держав» против СССР, целью которого является война.

Создание и деятельность Коминтерна.

Направлением советской внешней политики являлся контроль за мировым революционным движением. С этой целью была создана международная революционная пролетарская организация, объединившая компартии разных стран, — Коммунистический Интернационал (Коминтерн).

Первый конгресс Коминтерна состоялся в марте 1919 года в Москве. На нем был принят манифест, который призывал рабочих всех стран объединиться в революционной борьбе. За свержение буржуазии и диктатуру пролетариата. Руководящим органом Коминтерна стал Исполнительный комитет (ИККИ). Его возглавил видный большевистский деятель Г.Е. Зиновьев.

II конгресс Коминтерна, работавший в Петрограде, а затем в Москве летом 1920 года констатировал: «Коммунистический Интернационал есть партия революционного восстания международного пролетариата… Дело Советской России Коммунистический Интернационал объявил своим делом». Коминтерн заявил о возможности объединения Советской России и советской Германии как первого шага на пути создания «федерации советских республик всего мира».

Отказаться то политики активного разжигания мировой революции Коминтерн решился только в конце 1926 ода, когда очевидным стал её авантюристический характер.

Коминтерн стал создавать коммунистические партии и прокоммунистические общественные организации, оказывал им материальную помощь, ставил во главе послушных Москве руководителей. Коминтерн ориентировался теперь не на разжигание мировой революции, а на формирование положительного образа СССР в общественном мнении своих стран.

С одной стороны, советская дипломатия прилагала все усилия для установления экономических и дипломатических отношений с капиталистическими странами. С другой стороны, руководство Коминтерна стремилось разжечь в этих странах революции.

1. Какие принципы определяли характер советской внешней политики в 20-е годы?

2. Как складывались экономические отношения СССР с капиталистическими державами?

3. Охарактеризуйте итоги Генуэзской конференции. Каково значение Рапалльского договора?

4. В чем состояли особенности договоров, заключенных советским правительством со странами Востока?

5. Какова была, в разное врем, цель создания Коммунистического Интернационала?

Источник

Дипломатическое противостояние Запада и СССР: некоторые примеры

Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, принимающее государство может без объяснения причин объявить любого дипломата персоной нон грата. Аккредитующее государство должно отозвать такого сотрудника, в противном случае государство пребывания имеет право больше не признавать это лицо дипломатом.

В данной статье представлена хронология дипломатических конфликтов СССР и западных стран, приведших к взаимной высылке дипломатов.

Как правило, высылка дипломатов всегда происходит на взаимной основе. Когда какое-то государство объявляет сотрудников посольства персонами нон грата, другое государство принимает аналогичные ответные меры.

При этом такая мера как взаимная высылка большого количества сотрудников встречается нечасто. В этой статье подобраны случаи масштабной высылки советских дипломатов из западных стран.

Самый масштабный из таких демаршей, предпринятых против СССР, состоялся в сентябре 1971 года, когда Великобритания выслала 105 сотрудников советской дипмиссии.

Это произошло в результате предательства сотрудника торгпредства СССР в Лондоне, выдавшего имена агентов, работавших под прикрытием посольства и торгпредства. В качестве ответной меры, в октябре были высланы 18 британских дипломатов.

В марте 1983 года по обвинению в шпионской деятельности из Франции были выдворены 47 советских дипломатических сотрудников. Причиной послужило предательство сотрудника КГБ Владимира Ветрова, который был завербован спецслужбами Франции и раскрыл имена 260 офицеров, работавших по всему миру под дипломатическим прикрытием.

В сентябре 1985 года из Великобритании по обвинению в шпионаже был выслан 31 советский дипломатический сотрудник. Это случилось после предательства и бегства в Великобританию офицера КГБ Олега Гордиевского. Советский Союз в ответ выслал 25 сотрудников британской дипмиссии.

21 октября 1986 года Госдеп США сократил штат сотрудников посольства Советского Союза в Вашингтоне и консульства в Сан-Франциско на 50 человек. Дополнительно еще пять советских дипломатических сотрудников были высланы из США. В качестве официальной причины было указано приведение в состояние паритета количество дипломатических сотрудников представительств СССР в Вашингтоне и Сан-Франциско с дипломатами США в Москве и Ленинграде. Тогда в американской прессе писали, что высылка советских дипломатов состоялась в результате проведенной операции ФБР, целью которой было «снижение риска утечки информации в СССР». В результате, в 1986 году США выслали еще 26 советских дипломатов, имевших аккредитацию в Нью-Йорке, Вашингтоне и Сан-Франциско.

Дипломатические сотрудники СССР были выдворены в качестве ответной меры на высылку 30 американских сотрудников, подозреваемых в деятельности, не соответствующей их дипломатическому статусу. И это уже на фоне так называемой разрядки в отношениях между Москвой и Вашингтоном.

В 1989 году Великобритания выслала 11 сотрудников советских учреждений, среди них были дипломаты, журналисты и сотрудники торгпредства, дополнительно были объявлены персонами нон грата еще трое сотрудников, уже покинувших Великобританию.

Несмотря на то что СССР уже давно прекратил свое существование, дипломатические войны между Западом и теперь уже Россией, по-прежнему продолжаются. Один из последних примеров — чешский демарш с высылкой большинства российских дипломатических работников. Сам демарш связан с событиями 7-летней давности, когда на одном из чешских военных складов прогремел взрыв. Семь лет Прага молчала, а теперь вдруг объявила, что склады взрывали якобы сотрудники ГРУ «Петров и Боширов» — те самые, которых обвиняют в отравлении Скрипаля и его дочери в Солсбери.

Источник

Конфликты СССР с другими странами

Политика «экспорта революции» вызывала естественное противодействие других стран, что время от времени приводило к резким конфликтам. Разумеется, в антисоветских акциях в той или иной мере проявлялся не только этот мотив: здесь находили отражения традиционные направления политики Запада, стремления к ослаблению России.

Первый крупный конфликт произошел в 1923 г. Он был вызван меморандумом английского министра иностранных дел лорда Керзона советскому правительству (в нашей пропаганде его назвали «ультиматум Керзона»): требование прекратить советское вмешательство в Иране и Афганистане, преследования церкви в СССР, освободить английские траулеры, задержанные в наших водах. У нас была развернута сильнейшая пропагандистская кампания против «происков империализма», однако в итоге СССР пошел на уступки почти по всем пунктам.

Второй крупный конфликт произошел в 1926–27 гг. Причина — протесты Англии против советского вмешательства в стачку. Знаменитый налет английской полиции на помещение АРКОС (Англо-русского кооперативного общества). В мае 1927 г. Англия разорвала дипломатические отношения с СССР. Это стало поводом для небывалой пропагандистской кампании в СССР об угрозе войны.

К концу периода обостряется ситуация на Дальнем Востоке. В 1927 г. Чан Кайши разорвал союз с коммунистами, в результате чего поссорился и с СССР. В конце 1929 г. дело дошло до военного конфликта с Китаем по поводу КВЖД.

Выводы

Таким образом, внешняя политика большевиков в годы нэпа также изменилась в сторону реализма однако ее основные цели остались неизменными.

Культура СССР в 20–30 гг.

Общая характеристика культурного строительства

Развитие культуры после революции в 20–30-е гг. в советской историографии обычно рассматривалось через призму понятия «культурная революция» (его впервые употребил Ленин в работе о «кооперации»). Огромная важность задач культурного строительства определялась двумя факторами: культурной отсталостью России (80% неграмотных ) и необходимостью воспитания «нового человека», изменением мировоззрения.

Имеют место три разных периода культурного строительства:

После революции, в период гражданской войны применялись как и во всех других сферах жизни методы военного коммунизма (в т.ч. мобилизации специалистов и т.д.). Ставилась задача быстрого преодоления неграмотности, для чего применялись чрезвычайные методы «ликбеза» (вплоть до ареста не желавших обучаться).

Нэп: отказ от чрезвычайных методов, определенный плюрализм в культурной политике. В то же время в начале нэпа «кризис культуры» — снятие многих учреждений с бюджета и их закрытие.

С конца 20-х гг. во многом возвращение к чрезвычайным методам.

Как известно, культура очень сложное явление, которое включает много сфер. Мы рассмотрим несколько важнейших: образование, науку, художественную жизнь.

Образование и наука

Характерной чертой развития общеобразовательной школы после революции являются бесконечные реформы, в том числе: отмена обязательных уроков, экзаменов, введение самоуправления учащихся (вплоть до права увольнения педагогов). С начала 30-х гг. предпринята серия мер по возвращению школы в нормальное русло — в сущности по образцу дореволюционной гимназии. В 1934 г. принимается решение о возобновлении преподавания истории, которое было отменено после революции. По распоряжению Сталина готовится целая серия учебников по истории. Заложенные тогда подходы к преподаванию в значительной мере сохраняются и сейчас.

Ввиду массовой неграмотности огромное внимание уделяется обучению взрослых. Для этого привлекается общественность, для финансирования привлекается население (в деревне проводится «самообложение»), создается общественная организация «Долой неграмотность», на его средства содержится тысячи пунктов ликвидации безграмотности (ликбезов).

Начинается перестройка среднего специального и высшего образования. Еще в 1919 г. в вузах создаются «рабфаки», которые должны были почти неграмотную рабочую и крестьянскую молодежь ускоренно готовить к получению высшего образования. В начале 20-х гг. реформируется преподавание общественных наук в вузах – оно сосредоточивается в руках членов партии. Начинаются «чистки» преподавателей и студентов: изгнание «социально чуждых» и «враждебных» элементов.

В годы первых пятилеток произошел скачок в повышении образовательного уровня. Было введено всеобщее начальное образование. В основном была ликвидирована неграмотность взрослого населения. В 1926 г. 43% в возрасте 9–49 лет были неграмотны. В 1939 г. доля грамотных превысила 80%.

Это было, безусловно, крупнейшим достижением нового строя. Для миллионов людей этой стало уникальным жизненным шансом, возможностью повысить свое социальное положение. В то же время следует иметь в виду оборотную сторону данного процесса: появились огромные массы полуграмотных людей, едва умевших читать по слогам. Они беспрекословно доверяли печатному слову, всем официальным источникам информации, что стало важнейшей культурно–психологической предпосылкой сталинизма.

В области подготовки специалистов в начале 30–х гг. для удовлетворения потребностей форсированной индустриализации распространяются методы штурма. Многие вузы превращаются во «втузы», где за считанные годы готовились узкие «спецы». На несколько лет ликвидируются университеты. Распространяется система «выдвиженчества»: преданных режиму рабочих и крестьян без образования ставят на различные должности и лишь затем они получают какую–то подготовку. Яркий пример такого пути — биография Хрущева: уже в зрелом возрасте он получил образование в специальном учебном заведении для руководящих кадров — Промакадемии. Не удивительно, что его недостаточная образованность проявлялась весьма яркой на высших постах. Это было массовым явлением: образовался огромный слой »полуинтеллигенции», по выражению Солженицына — «образованщины»: узко подготовленной, не имеющей широкого кругозора. Это также было важной основой сталинизма.

Ведется неоднозначная политика с одной стороны — подавление инакомыслящих. В 1919 г. расстрелян крупнейший историк великий князь Николай Михайлович, в 1921 г. вместе с поэтом Н.Гумилевым – крупный правовед В.Таганцев. В 1922 г. – «философский пароход»: знаменитая высылка интеллектуальной элиты (философы Бердяев, Лосский, историк Карсавин, социолог Сорокин – всего около 200 человек). С конца 20–х гг. – серия процессов над инженерно–технической интеллигенцией: «шахтинское дело», «академическое дело» (арестовано большинство русских историков), процесс «Промпартии» (среди осужденных знаменитый изобретатель Рамзин), дело «Трудовой крестьянской партии (осуждены экономисты мирового уровня Николай Кондратьев и Александр Чаянов), и др. Интеллигенция была сломлена, отказалась от собственной общественной позиции, в большинстве превратилась в чистых «спецов», занятых своими чисто профессиональными делами.

В то же время для укрепления экономической и военной мощи страны поддерживаются некоторые направления науки, имеющие практическое значение. Для некоторых ученых создаются условия более благоприятные, чем до революции, выделяются значительные средства, предоставляются материальные привилегии.

Так, вскоре после революции впервые в России был создан научно–исследовательский институт для изучения атомных проблем под руководством академика Иоффе. К 1937 г. в стране имелось 867 НИИ с 37600 научными сотрудниками.

В 20–30-е гг. совершено ряд крупнейших достижений, одно из наиболее крупных: С. Лебедев – получение синтетического каучука. Трудами Циолковского, Цандера, Кондратюка создаются предпосылки для создания ракетно-космической техники. Успешно продолжается работа классика физиологии академика Павлова и знаменитого селекционера Мичурина. Естественно, что основные научно-конструкторские силы концентрируются на укреплении военной мощи. Были сконструированы лучшие в мире образцы военной техники, в частности, танк Т–34 и реактивный миномет («Катюша»).

В то же время в это время репрессии обрушиваются на ряд крупнейших ученых и научных направлений. Начались преследования генетики, возвысился лжеученый Трофим Лысенко и был арестован академик Николай Вавилов. Среди многих узников Гулага оказался и знаменитый впоследствии конструктор космических ракет Сергей Королев.

Художественная жизнь

Режим допускал определенное разнообразие, существовало множество различных течений и группировок. Среди самого большевистского руководства шли споры о политике в области культуры. Существовало экстремистское течение — за полный разрыв со «старой культурой». Например, организация Пролеткульт: «сбросить Пушкина с корабля современности». Среди писательских организаций — РАПП: травила «буржуазных» писателей, выступала за чисто «пролетарскую литературу».

Ленин, партийное руководство в это время неоднократно декларировали умеренность, необходимость использования достижений старой культуры, постепенного «перевоспитания» старой интеллигенции. На это указывалось в специальном постановлении ЦК партии о политике в области художественной литературы в 1925 г. В то же время «классово чуждые» творцы культуры находились под подозрением. Как показывают опубликованные сейчас документы, ОГПУ уже в середине 20-х гг. тщательно следило за Михаилом Булгаковым. Не совсем ко двору был и воспевший революцию Сергей Есенин: его смерть в 1925 г. была загадочна, сейчас высказывается версия, что это было не самоубийством, – его убили агенты ГПУ.

В конце 20-х гг. появляются первые главы эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон» и этот автор начинает подвергаться многолетним нападкам за «восхваление белогвардейщины». Показательна судьба Маяковского: он был самый неистовый сторонник революции и большевизма. В то же время, как считают некоторые, его самоубийство отражало разочарование поэта, его отчаяние при виде нарастающего засилья бюрократов и карьеристов.

С конца 20-х и особенно в 30–е гг. главной становится политика «унификации культуры», подавления всякого многообразия и инакомыслия. В 1934 г. создается Союз советских писателей – организация, которая давала ее членам большие привилегии, но в то же время требовала единомыслия, следования единственно верному методу «социалистического реализма». Многие творцы культуры пали жертвой репрессий: среди них поэты Николай Клюев и Осип Мандельштам, реформатор театра Всеволод Мейерхольд и др. Другие на долгие годы потеряли возможность публиковаться, как Булгаков. Третьи, поставили свой талант на службу режиму, приспосабливались и деградировали, как Алексей Толстой (фактически спился). О невыносимом положении литературы под партийным диктатом с огромной силой сказал в своем предсмертном письме в 1956 г. Александр Фадеев, который сам был активнейшим проводником этого диктата.

Таким образом, развитие культуры характеризовались теми же противоречиями, которые были присущи всему обществу.

Источник

Читайте также:  Топ 10 воюющих стран
Оцените статью