Дипломатия стран западной европы

Характеристика дипломатической службы основных стран Западной Европы.

Франция. Французская дипломатия — основоположник современной мировой дипломатии, и ныне оказывает огромное влияние на дипломатию сегодняшнего дня. Со времен кардинала Ришелье дипломатия для Франции является предметом постоянной государственной деятельности в русле государственных интересов. По конституции Франции (принята в 1958 г.) решающая роль в определении и проведении в жизнь внешней политики государства принадлежит президенту ( назначение послов, подпис МН договоров, переговоры, визиты на высш ур-не, контроль дип переписки). На премьер-министра возложена обязанность, информировать парламент о внешнеполитической деятельности правительства, а также осуществлять определенную координацию деятельности различных министерств в этой области. В его распоряжение также поступает переписка министерства иностранных дел.

Министр иностранных дел является членом правительства и руководителем Министерства иностранных дел. Он главный консультант президента по вопросам определения внешней политики и несет ответственность за осуществление выработанного президентом курса. Министр иностранных дел повседневно руководит дипломатической службой Франции, организует в сотрудничестве со службами президента подготовку и проведение переговоров Франции на высшем уровне, а также участие Франции в многосторонних международных конференциях, где в соответствующих случаях представляет Францию. Министр делает еженедельные сообщения по международным проблемам на заседаниях правительства, принимает участие в узких совещаниях, созываемых президентом для рассмотрения вопросов внешней политики. У министра ИД есть личный кабинет (а) отбор для министра наиболее важной информации из огромного потока телеграмм, писем, отчетов, записок, справок и досье с тем, чтобы помочь ему сконцентрировать внимание на основных проблемах; б) поддержание постоянной связи с генеральным секретариатом президента республики, генеральным секретариатом правительства, кабинетами президента и премьер-министра и секретариатами других министерств страны; в) организация и контроль подготовки службами министерства проектов документов и досье; г) подготовка ответов на письма и запросы, адресованные министру.

Читайте также:  Топ стран по уровню преступности 2020

В отличие от американской или российской схем организации министерств иностранных дел во Франции нет института заместителей министра иностранных дел. Вторым после министра должностным лицом в центральном аппарате является генеральный секретарь. Генсекретарь выполняет функции административного руководителя дипломатической службы, координатора дипломатической деятельности и основного помощника и советника министра иностранных дел как по политическим, так и по организационным вопросам. В структуре Министерства иностранных дел Франции функционирует три генеральные дирекции:— по политическим вопросам и вопросам безопасности; — по административным вопросам; — международного развития и сотрудничества. Следующие ниже подразделения МИД Франции структурно не входят в состав генеральных дирекций и находятся в прямом подчинении руководства министерства. Это прежде всего протокольная служба и территориальные департаменты. Территориальные департаменты отслеживают вопросы внешней и внутренней политики, экономического и социального положения стран, входящих в эти географические зоны, их отношений с третьими странами и координируют развитие их двусторонних связей с Францией.

Основными дипломатическими представительствами Франции за рубежом являются посольства и представительства при международных организациях. Среди задач в деятельности французских дипломатических представительств президент Франции на первый план выносит информационно-аналитическую работу.

Принцип равного доступа к государственной службе Франции предполагает запрет какой-либо дискриминации на основании пола, социального происхождения, национальной принадлежности, убеждений или взглядов кандидатов.Организация французской дипломатической службы стала прообразом для дипломатических служб целого ряда других государств.

ДС Германии:

— Дипломатическую службу Германии традиционно причисляют к наиболее эффективным, целеустремленным и успешно функционирующим внешнеполитическим службам.

— Становление дипломатической службы современной Германии началось после образования в 1949 г. двух германских государств — ФРГ и ГДР.

— Дипломатическая служба является составной частью государственной службы ФРГ. Это конституционная система, находящаяся на службе государства и нации, основные принципы которой профессионализм, беспристрастность, конкурсный отбор, карьерность.Ее задачи и функции, формы деятельности регулируются Конституцией, законом о дипломатической службе 1990 г.

Задачи ДС Германии: содействие поддержанию прочного мирного и справедливого порядка в Европе и между народами мира; — обеспечение нерушимых и неотъемлемых прав человека как основы любого человеческого сообщества; — сохранение естественных основ жизни на земле и защита культурного наследия человечества; — уважение и дальнейшее развитие международного права; — строительство объединенной Европы; — обеспечение единства и свободы немецкого народа; защита интересов ФРГ за рубежом; поддержание внешних связей в разнообразных областях и содействие их развитию; информирование правительства о положении дел и развитии событий за границей; распространение информации о ФРГ за границей; оказание помощи и содействия немцам за границей; сотрудничество в формировании отношений в международно-правовой сфере и в развитии международного правопорядка; координация деятельности государственных и других публичных органов в сфере внешних сношений в рамках политики правительства ФРГ.

— В соответствии с Конституцией ФРГ основные направления внешней политики страны (как и политики в других вопросах) определяются федеральным канцлером. Он — ключевая фигура, за ним — принятие окончательных решений по принципиальным вопросам международной деятельности государства.

— Дипломатическая служба ФРГ состоит из Центрального аппарата — Министерства иностранных дел и представительств за границей — посольств, генеральных консульств, консульств и представительств при международных организациях.

В германской дипломатической службе применяется модель передвижения и ротации, которая предусматривает большую мобильность и служебный рост сотрудников, если они, разумеется, обеспечивают необходимое качество работы.

Структура министерства иностранных дел ФРГ Министерство возглавляет министр. При министре имеется т.н. «руководящий штаб», включающий 5 отделов: бюро министра, отдел, ведающий вопросами парламента и кабинета министров, отдел по работе с общественностью, отдел печати и отдел связи. В качестве заместителей министра действуют два статс-секретаря,являющиеся профессиональными дипломатами.

— В составе министерства имеются 10 департаментов и отдельная протокольная служба, которые подразделяются на отделы. Директора департаментов по существу осуществляют те же функции, что и заместители министра в МИД России.

ДС Великобритании:

— выделена в особый вид государственной службы, со

— прием на службу производится практически исключительно через открытый конкурс с обязательной сдачей претендентами специальных квалификационных экзаменов;

— несмотря на провозглашение равных возможностей поступления на службу для всех граждан, дипломатические службы Англии сохраняют исторически свойственный им корпоративный, элитарный характер;

— работа дипломатических служащих организована на профессиональной основе

— карьерным дипломатам запрещено участвовать в публичной политической деятельности.

— Британский стиль ДС предполагает: а) тщательное обсуждение проблемы всеми заинтересованными звеньями дипломатического аппарата, а также специалистами других ведомств; б) закрытость до определенного времени проблемы от общественности и средств массовой информации; в) стремление решать вопросы путем поиска компромисса, а окончательное мнение формулировать на основе консенсуса.

— Форин офис (центральный аппарат МИД)

— 17 октября 1968 г. — день рождения «нового» Форин офиса — Министерства иностранных дел и по делам Содружества, объединившего в единое ведомство прежний Форин офис, Министерство Содружества и Министерство колоний.

— сохраняет традиционно ключевую роль в разработке и осуществлении основных направлений внешней политики этих стран: в поддержании политических связей с другими государствами; в обеспечении участия в международных организациях и в решении проблем глобального характера; в информировании международного сообщества о событиях в своих странах; в распространении английского языка; в защите за рубежом интересов своих граждан.

— В структурном отношении Форин офис состоит из политического руководящего звена (министр, 3-4% государственных и младших министра, один из них — министр по делам Евросоюза), из профессионального руководящего звена (постоянный заместитель министра и одновременно глава дипломатической службы, его личной секретариат и подчиненные постоянному заместителю первые заместители и заместители министра — директоры. Все карьерные дипломаты). Основанием «пирамиды» английского МИД являются департаменты (71 департамент), объединенные в соответствии с кругом решаемых ими проблем, в более крупные подразделения — директораты (их — 13).

Основной принцип работы дипслужащих в Форин офисе и загранучреждениях — решение вопросов на возможно более низком уровне.80-90% проблем разрешаются на уровне департаментов, не «доходя» до заместителей министров — директоров.

Источник

2. Дипломатия стран Западной Европы и США

Исчезновение Советского Союза с карты мира привело к глобальным политическим и социальным последствиям. Политика двухполюсности перестала играть главенствующую роль в международных отношениях, уступив место политике интеграции и сотрудничества, которую проводят Соединенные Штаты Америки. В то же время распад бывшего социалистического блока привел к появлению группы новых независимых государств, которые претендуют на свое собственное место в системе международных отношений.

Падение Советской империи совпало с процессом воссоединения Германии, что неизбежно обусловило новую расстановку сил на европейском континенте. Западная Европа практически была вынуждена пересмотреть приоритеты своей внешней политики в контексте перемен в мире и неопределенности дипломатических отношений. Эти перемены частично привели к изменениям и в методах дипломатической деятельности, выдвинув на первый план общие интересы Западной Европы.

Европейский Союз и НАТО, два представительских учреждения Запада, оказались перед дилеммой «быть или не быть», т.е. оставаться ли в том же составе, сформировавшемся еще во времена холодной войны. «Семейные» разногласия, существовавшие между Западной Европой и Соединенными Штатами на протяжении послевоенного периода, ожили в новых формах. Возобновились стремления Франции и других европейских держав ослабить «дружескую американскую опеку». Желание новых независимых государств отыграть европейское наследство совпало по времени со стремлением европейских держав ослабить влияние США в Европе и инициировали со всей очевидностью процесс численного и пространственного расширения Европейского Союза. В то же время стало более интенсивным и глубоким взаимное сотрудничество в рамках этой экономической региональной организации, были установлены новые стандарты и правила международного сотрудничества.

Проблема существования НАТО в условиях потери противника и в связи с этим цели, ради которой эта структура была создана, осложнилась из-за противоречий в глобальных интересах между Соединенными Штатами и Западной Европой. Западная Европа в стремлении сформировать новое Европейское Сообщество с единой валютой, прозрачными границами, единым законодательством и стандартами, безусловно, нуждалась бы в общих вооруженных силах, которые защищали бы внешние интересы этого сообщества. Для США эта модель означала бы крах мировой политики, поскольку их влияние в Европе со временем могло бы свестись к нулю. В этих условиях для американской дипломатии начался период интенсивной и возрастающей активности, направленной на сохранение влияния США в Западной Европе. Эта дипломатическая деятельность осуществляется как посредством двусторонних отношений с европейскими странами, так и с помощью международных организаций, в которых Соединенные Штаты традиционно имеют влияние, в особенности через специализированные структуры ООН, в том числе Международный банк и Международный валютный фонд.

В последнее десятилетие XX века международные отношения и дипломатическая деятельность претерпели существенные изменения и в результате информационной революции, которая непосредственно или косвенно оказывает влияние на разработку внешней политики государств, дипломатических подходов и политической деятельности». Мы могли бы утверждать, что именно благодаря СМИ и существующим информационным технологиям возможно появление мирового политического мышления, что имело бы важные политические последствия. Разумеется, такая возможность существует лишь при условии, что не возобновится идеологическая борьба между сверхдержавами. Стремление США построить однополярный мир с центром в Вашингтоне со временем может столкнуться с отрицательной реакцией Москвы, Пекина, Нью-Дели и других великих держав, в том числе и европейских государств, которые не примут американские «правила игры». В этом случае мир снова может быть разделен на блоки или даже стать многополюсным. При этом дипломатия вновь попадет в зависимость от идеологических и пропагандистских факторов.

Источник

Характеристика дипломатической службы основных стран Западной Европы

Франция. Французская дипломатия — основоположник современной мировой дипломатии, и ныне оказывает огромное влияние на дипломатию сегодняшнего дня. Со времен кардинала Ришелье дипломатия для Франции является предметом постоянной государственной деятельности в русле государственных интересов. По конституции Франции (принята в 1958 г.) решающая роль в определении и проведении в жизнь внешней политики государства принадлежит президенту ( назначение послов, подпис МН договоров, переговоры, визиты на высш ур-не, контроль дип переписки). На премьер-министра возложена обязанность, информировать парламент о внешнеполитической деятельности правительства, а также осуществлять определенную координацию деятельности различных министерств в этой области. В его распоряжение также поступает переписка министерства иностранных дел.

Министр иностранных дел является членом правительства и руководителем Министерства иностранных дел. Он главный консультант президента по вопросам определения внешней политики и несет ответственность за осуществление выработанного президентом курса. Министр иностранных дел повседневно руководит дипломатической службой Франции, организует в сотрудничестве со службами президента подготовку и проведение переговоров Франции на высшем уровне, а также участие Франции в многосторонних международных конференциях, где в соответствующих случаях представляет Францию. Министр делает еженедельные сообщения по международным проблемам на заседаниях правительства, принимает участие в узких совещаниях, созываемых президентом для рассмотрения вопросов внешней политики. У министра ИД есть личный кабинет (а) отбор для министра наиболее важной информации из огромного потока телеграмм, писем, отчетов, записок, справок и досье с тем, чтобы помочь ему сконцентрировать внимание на основных проблемах; б) поддержание постоянной связи с генеральным секретариатом президента республики, генеральным секретариатом правительства, кабинетами президента и премьер-министра и секретариатами других министерств страны; в) организация и контроль подготовки службами министерства проектов документов и досье; г) подготовка ответов на письма и запросы, адресованные министру.

В отличие от американской или российской схем организации министерств иностранных дел во Франции нет института заместителей министра иностранных дел. Вторым после министра должностным лицом в центральном аппарате является генеральный секретарь. Генсекретарь выполняет функции административного руководителя дипломатической службы, координатора дипломатической деятельности и основного помощника и советника министра иностранных дел как по политическим, так и по организационным вопросам. В структуре Министерства иностранных дел Франции функционирует три генеральные дирекции: — по политическим вопросам и вопросам безопасности; — по административным вопросам; — международного развития и сотрудничества. Следующие ниже подразделения МИД Франции структурно не входят в состав генеральных дирекций и находятся в прямом подчинении руководства министерства. Это прежде всего протокольная служба и территориальные департаменты. Территориальные департаменты отслеживают вопросы внешней и внутренней политики, экономического и социального положения стран, входящих в эти географические зоны, их отношений с третьими странами и координируют развитие их двусторонних связей с Францией.

Основными дипломатическими представительствами Франции за рубежом являются посольства и представительства при международных организациях. Среди задач в деятельности французских дипломатических представительств президент Франции на первый план выносит информационно-аналитическую работу.

Принцип равного доступа к государственной службе Франции предполагает запрет какой-либо дискриминации на основании пола, социального происхождения, национальной принадлежности, убеждений или взглядов кандидатов. Организация французской дипломатической службы стала прообразом для дипломатических служб целого ряда других государств.

— Дипломатическую службу Германии традиционно причисляют к наиболее эффективным, целеустремленным и успешно функционирующим внешнеполитическим службам.

— Становление дипломатической службы современной Германии началось после образования в 1949 г. двух германских государств — ФРГ и ГДР.

— Дипломатическая служба является составной частью государственной службы ФРГ. Это конституционная система, находящаяся на службе государства и нации, основные принципы которой профессионализм, беспристрастность, конкурсный отбор, карьерность. Ее задачи и функции, формы деятельности регулируются Конституцией, законом о дипломатической службе 1990 г.

— Задачи ДС Германии: содействие поддержанию прочного мирного и справедливого порядка в Европе и между народами мира; — обеспечение нерушимых и неотъемлемых прав человека как основы любого человеческого сообщества; — сохранение естественных основ жизни на земле и защита культурного наследия человечества; — уважение и дальнейшее развитие международного права; — строительство объединенной Европы; — обеспечение единства и свободы немецкого народа; защита интересов ФРГ за рубежом; поддержание внешних связей в разнообразных областях и содействие их развитию; информирование правительства о положении дел и развитии событий за границей; распространение информации о ФРГ за границей; оказание помощи и содействия немцам за границей; сотрудничество в формировании отношений в международно-правовой сфере и в развитии международного правопорядка; координация деятельности государственных и других публичных органов в сфере внешних сношений в рамках политики правительства ФРГ.

— В соответствии с Конституцией ФРГ основные направления внешней политики страны (как и политики в других вопросах) определяются федеральным канцлером. Он — ключевая фигура, за ним — принятие окончательных решений по принципиальным вопросам международной деятельности государства.

— Дипломатическая служба ФРГ состоит из Центрального аппарата — Министерства иностранных дел и представительств за границей — посольств, генеральных консульств, консульств и представительств при международных организациях.

— В германской дипломатической службе применяется модель передвижения и ротации, которая предусматривает большую мобильность и служебный рост сотрудников, если они, разумеется, обеспечивают необходимое качество работы.

— Структура министерства иностранных дел ФРГ Министерство возглавляет министр. При министре имеется т.н. «руководящий штаб», включающий 5 отделов: бюро министра, отдел, ведающий вопросами парламента и кабинета министров, отдел по работе с общественностью, отдел печати и отдел связи. В качестве заместителей министра действуют два статс-секретаря, являющиеся профессиональными дипломатами.

— В составе министерства имеются 10 департаментов и отдельная протокольная служба, которые подразделяются на отделы. Директора департаментов по существу осуществляют те же функции, что и заместители министра в МИД России.

— выделена в особый вид государственной службы, со

— прием на службу производится практически исключительно через открытый конкурс с обязательной сдачей претендентами специальных квалификационных экзаменов;

— несмотря на провозглашение равных возможностей поступления на службу для всех граждан, дипломатические службы Англии сохраняют исторически свойственный им корпоративный, элитарный характер;

— работа дипломатических служащих организована на профессиональной основе

— карьерным дипломатам запрещено участвовать в публичной политической деятельности.

— Британский стиль ДС предполагает: а) тщательное обсуждение проблемы всеми заинтересованными звеньями дипломатического аппарата, а также специалистами других ведомств; б) закрытость до определенного времени проблемы от общественности и средств массовой информации; в) стремление решать вопросы путем поиска компромисса, а окончательное мнение формулировать на основе консенсуса.

— Форин офис (центральный аппарат МИД)

— 17 октября 1968 г. — день рождения «нового» Форин офиса — Министерства иностранных дел и по делам Содружества, объединившего в единое ведомство прежний Форин офис, Министерство Содружества и Министерство колоний.

— сохраняет традиционно ключевую роль в разработке и осуществлении основных направлений внешней политики этих стран: в поддержании политических связей с другими государствами; в обеспечении участия в международных организациях и в решении проблем глобального характера; в информировании международного сообщества о событиях в своих странах; в распространении английского языка; в защите за рубежом интересов своих граждан.

— В структурном отношении Форин офис состоит из политического руководящего звена (министр, 3-4% государственных и младших министра, один из них — министр по делам Евросоюза), из профессионального руководящего звена (постоянный заместитель министра и одновременно глава дипломатической службы, его личной секретариат и подчиненные постоянному заместителю первые заместители и заместители министра — директоры. Все карьерные дипломаты). Основанием «пирамиды» английского МИД являются департаменты (71 департамент), объединенные в соответствии с кругом решаемых ими проблем, в более крупные подразделения — директораты (их — 13).

— Основной принцип работы дипслужащих в Форин офисе и загранучреждениях — решение вопросов на возможно более низком уровне. 80-90% проблем разрешаются на уровне департаментов, не «доходя» до заместителей министров — директоров.

Источник

Оцените статью