Для каких стран характерна парламентско президентская форма правления

Парламентско-президентская республика

Парламентско-президентская республика

Формы правления
  • Аристократия
  • Геронтократия

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.

Содержание

Характеристика смешанной республиканской формы правления

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанные республики

Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия и Россия.

Российская Федерация как смешанная республика

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту [2] . Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Источник

Президентско-парламентская республика

Президентско-парламентская республика

Формы правления
  • Аристократия
  • Геронтократия

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.

Содержание

Характеристика смешанной республиканской формы правления

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Смешанные республики

Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия и Россия.

Российская Федерация как смешанная республика

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту [2] . Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Источник

Формы правления стран мира

Форма государственного правления — это способ организации верховной власти, определяющий систему ее высших органов, порядок их формирования и особенности распределения полномочий между ними, а также взаимоотношения с населением страны.

Страна Форма государственного правления¹ Регион
1 Австралия парламентская конституционная монархия Океания
2 Австрия парламентская республика Европа
3 Азербайджан смешанная республика Азия
4 Албания парламентская республика Европа
5 Алжир смешанная республика Африка
6 Ангола президентская республика Африка
7 Андорра парламентская конституционная монархия Европа
8 Антигуа и Барбуда парламентская конституционная монархия Северная Америка
9 Аргентина президентская республика Южная Америка
10 Армения парламентская республика Азия
11 Афганистан президентская республика Азия
12 Багамские Острова парламентская конституционная монархия Северная Америка
13 Бангладеш парламентская республика Азия
14 Барбадос парламентская конституционная монархия Северная Америка
15 Бахрейн конституционная монархия Азия
16 Беларусь президентская республика Европа
17 Белиз парламентская конституционная монархия Северная Америка
18 Бельгия парламентская конституционная монархия Европа
19 Бенин президентская республика Африка
20 Болгария парламентская республика Европа
21 Боливия президентская республика Южная Америка
22 Босния и Герцеговина парламентская республика Европа
23 Ботсвана смешанная республика Африка
24 Бразилия президентская республика Южная Америка
25 Бруней абсолютная монархия Азия
26 Буркина-Фасо смешанная республика Африка
27 Бурунди президентская республика Африка
28 Бутан конституционная монархия Азия
29 Вануату парламентская республика Океания
30 Ватикан абсолютная монархия Европа
31 Великобритания парламентская конституционная монархия Европа
32 Венгрия парламентская республика Европа
33 Венесуэла президентская республика Южная Америка
34 Восточный Тимор смешанная республика Азия
35 Вьетнам однопартийная республика Азия
36 Габон президентская республика Африка
37 Гаити смешанная республика Северная Америка
38 Гайана президентская республика Южная Америка
39 Гамбия президентская республика Африка
40 Гана президентская республика Африка
41 Гватемала президентская республика Северная Америка
42 Гвинея президентская республика Африка
43 Гвинея-Бисау смешанная республика Африка
44 Германия парламентская республика Европа
45 Гондурас президентская республика Северная Америка
46 Государство Палестина смешанная республика Азия
47 Гренада парламентская конституционная монархия Северная Америка
48 Греция парламентская республика Европа
49 Грузия смешанная республика Азия
50 Дания парламентская конституционная монархия Европа
51 Демократическая Республика Конго смешанная республика Африка
52 Джибути президентская республика Африка
53 Доминика парламентская республика Северная Америка
54 Доминиканская Республика президентская республика Северная Америка
55 Египет смешанная республика Африка
56 Замбия президентская республика Африка
57 Западная Сахара² однопартийная республика Африка
58 Зимбабве президентская республика Африка
59 Израиль парламентская республика Азия
60 Индия парламентская республика Азия
61 Индонезия президентская республика Азия
62 Иордания конституционная монархия Азия
63 Ирак парламентская республика Азия
64 Иран президентская республика Азия
65 Ирландия парламентская республика Европа
66 Исландия парламентская республика Европа
67 Испания парламентская конституционная монархия Европа
68 Италия парламентская республика Европа
69 Йемен смешанная республика Азия
70 Кабо-Верде смешанная республика Африка
71 Казахстан президентская республика Азия
72 Камбоджа парламентская конституционная монархия Азия
73 Камерун президентская республика Африка
74 Канада парламентская конституционная монархия Северная Америка
75 Катар абсолютная монархия Азия
76 Кения президентская республика Африка
77 Кипр президентская республика Азия
78 Киргизия парламентская республика Азия
79 Кирибати смешанная республика Океания
80 Китай однопартийная республика Азия
81 Колумбия президентская республика Южная Америка
82 Коморские Острова президентская республика Африка
83 Косово³ парламентская республика Европа
84 Коста-Рика президентская республика Северная Америка
85 Кот-д’Ивуар президентская республика Африка
86 Куба однопартийная республика Северная Америка
87 Кувейт конституционная монархия Азия
88 Лаос однопартийная республика Азия
89 Латвия парламентская республика Европа
90 Лесото парламентская конституционная монархия Африка
91 Либерия президентская республика Африка
92 Ливан парламентская республика Азия
93 Ливия парламентская республика Африка
94 Литва смешанная республика Европа
95 Лихтенштейн конституционная монархия Европа
96 Люксембург парламентская конституционная монархия Европа
97 Маврикий парламентская республика Африка
98 Мавритания смешанная республика Африка
99 Мадагаскар смешанная республика Африка
100 Македония парламентская республика Европа
101 Малави президентская республика Африка
102 Малайзия парламентская конституционная монархия Азия
103 Мали смешанная республика Африка
104 Мальдивы президентская республика Азия
105 Мальта парламентская республика Европа
106 Марокко конституционная монархия Африка
107 Маршалловы Острова смешанная республика Океания
108 Мексика президентская республика Северная Америка
109 Мозамбик смешанная республика Африка
110 Молдова парламентская республика Европа
111 Монако конституционная монархия Европа
112 Монголия смешанная республика Азия
113 Мьянма смешанная республика Азия
114 Намибия смешанная республика Африка
115 Науру смешанная республика Океания
116 Непал парламентская республика Азия
117 Нигер смешанная республика Африка
118 Нигерия президентская республика Африка
119 Нидерланды парламентская конституционная монархия Европа
120 Никарагуа президентская республика Северная Америка
121 Новая Зеландия парламентская конституционная монархия Океания
122 Норвегия парламентская конституционная монархия Европа
123 Объединенные Арабские Эмираты абсолютная монархия Азия
124 Оман абсолютная монархия Азия
125 Пакистан парламентская республика Азия
126 Палау президентская республика Океания
127 Панама президентская республика Северная Америка
128 Папуа – Новая Гвинея парламентская конституционная монархия Океания
129 Парагвай президентская республика Южная Америка
130 Перу смешанная республика Южная Америка
131 Польша смешанная республика Европа
132 Португалия смешанная республика Европа
133 Республика Конго смешанная республика Африка
134 Россия смешанная республика Европа
135 Руанда президентская республика Африка
136 Румыния смешанная республика Европа
137 Сальвадор президентская республика Северная Америка
138 Самоа парламентская республика Океания
139 Сан-Марино смешанная республика Европа
140 Сан-Томе и Принсипи смешанная республика Африка
141 Саудовская Аравия абсолютная монархия Азия
142 Свазиленд абсолютная монархия Африка
143 Северная Корея однопартийная республика Азия
144 Сейшельские Острова президентская республика Африка
145 Сенегал смешанная республика Африка
146 Сент-Винсент и Гренадины парламентская конституционная монархия Северная Америка
147 Сент-Китс и Невис парламентская конституционная монархия Северная Америка
148 Сент-Люсия парламентская конституционная монархия Северная Америка
149 Сербия парламентская республика Европа
150 Сингапур парламентская республика Азия
151 Сирия смешанная республика Азия
152 Словакия парламентская республика Европа
153 Словения парламентская республика Европа
154 Соединенные Штаты Америки президентская республика Северная Америка
155 Соломоновы Острова парламентская конституционная монархия Океания
156 Сомали парламентская республика Африка
157 Судан президентская республика Африка
158 Суринам смешанная республика Южная Америка
159 Сьерра-Леоне президентская республика Африка
160 Таджикистан президентская республика Азия
161 Таиланд конституционная монархия Азия
162 Тайвань 4 смешанная республика Азия
163 Танзания президентская республика Африка
164 Того президентская республика Африка
165 Тонга конституционная монархия Океания
166 Тринидад и Тобаго парламентская республика Северная Америка
167 Тувалу парламентская конституционная монархия Океания
168 Тунис смешанная республика Африка
169 Туркменистан президентская республика Азия
170 Турция президентская республика Азия
171 Уганда президентская республика Африка
172 Узбекистан президентская республика Азия
173 Украина смешанная республика Европа
174 Уругвай президентская республика Южная Америка
175 Федеративные Штаты Микронезии смешанная республика Океания
176 Фиджи парламентская республика Океания
177 Филиппины президентская республика Азия
178 Финляндия парламентская республика Европа
179 Франция смешанная республика Европа
180 Хорватия парламентская республика Европа
181 Центральноафриканская Республика президентская республика Африка
182 Чад президентская республика Африка
183 Черногория парламентская республика Европа
184 Чехия парламентская республика Европа
185 Чили президентская республика Южная Америка
186 Швейцария смешанная республика Европа
187 Швеция парламентская конституционная монархия Европа
188 Шри-Ланка смешанная республика Азия
189 Эквадор президентская республика Южная Америка
190 Экваториальная Гвинея президентская республика Африка
191 Эритрея однопартийная республика Африка
192 Эстония парламентская республика Европа
193 Эфиопия парламентская республика Африка
194 Южная Корея президентская республика Азия
195 Южно-Африканская Республика смешанная республика Африка
196 Южный Судан президентская республика Африка
197 Ямайка парламентская конституционная монархия Северная Америка
198 Япония парламентская конституционная монархия Азия

Примечания:
1. Все указанные формы правления отражают ситуацию де-юре по состоянию на 2018 год.
2. Западная Сахара — признанна ООН. Оккупирована Марокко.
3. Косово — частично признанное государство. Украиной не признано.
4. Тайвань — частично признанное государство. Украиной не признано.

Источник

Читайте также:  Отношения между развитыми стран
Оцените статью