- Парламентско-президентская республика
- Содержание
- Характеристика смешанной республиканской формы правления
- Смешанные республики
- Российская Федерация как смешанная республика
- Президентско-парламентская республика
- Содержание
- Характеристика смешанной республиканской формы правления
- Смешанные республики
- Российская Федерация как смешанная республика
- Формы правления стран мира
Парламентско-президентская республика
Парламентско-президентская республика
Формы правления |
---|
|
Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.
Содержание
Характеристика смешанной республиканской формы правления
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).
Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.
Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.
Смешанные республики
Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия и Россия.
Российская Федерация как смешанная республика
Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.
Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).
Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).
Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту [2] . Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Источник
Президентско-парламентская республика
Президентско-парламентская республика
Формы правления |
---|
|
Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, которую нельзя считать ни президентской, ни парламентарной республикой.
Содержание
Характеристика смешанной республиканской формы правления
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).
Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.
Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.
Смешанные республики
Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Армения, Литва, Украина, Словакия и Россия.
Российская Федерация как смешанная республика
Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.
Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).
Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).
Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту [2] . Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Источник
Формы правления стран мира
Форма государственного правления — это способ организации верховной власти, определяющий систему ее высших органов, порядок их формирования и особенности распределения полномочий между ними, а также взаимоотношения с населением страны.
№ | Страна | Форма государственного правления¹ | Регион |
---|---|---|---|
1 | Австралия | парламентская конституционная монархия | Океания |
2 | Австрия | парламентская республика | Европа |
3 | Азербайджан | смешанная республика | Азия |
4 | Албания | парламентская республика | Европа |
5 | Алжир | смешанная республика | Африка |
6 | Ангола | президентская республика | Африка |
7 | Андорра | парламентская конституционная монархия | Европа |
8 | Антигуа и Барбуда | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
9 | Аргентина | президентская республика | Южная Америка |
10 | Армения | парламентская республика | Азия |
11 | Афганистан | президентская республика | Азия |
12 | Багамские Острова | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
13 | Бангладеш | парламентская республика | Азия |
14 | Барбадос | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
15 | Бахрейн | конституционная монархия | Азия |
16 | Беларусь | президентская республика | Европа |
17 | Белиз | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
18 | Бельгия | парламентская конституционная монархия | Европа |
19 | Бенин | президентская республика | Африка |
20 | Болгария | парламентская республика | Европа |
21 | Боливия | президентская республика | Южная Америка |
22 | Босния и Герцеговина | парламентская республика | Европа |
23 | Ботсвана | смешанная республика | Африка |
24 | Бразилия | президентская республика | Южная Америка |
25 | Бруней | абсолютная монархия | Азия |
26 | Буркина-Фасо | смешанная республика | Африка |
27 | Бурунди | президентская республика | Африка |
28 | Бутан | конституционная монархия | Азия |
29 | Вануату | парламентская республика | Океания |
30 | Ватикан | абсолютная монархия | Европа |
31 | Великобритания | парламентская конституционная монархия | Европа |
32 | Венгрия | парламентская республика | Европа |
33 | Венесуэла | президентская республика | Южная Америка |
34 | Восточный Тимор | смешанная республика | Азия |
35 | Вьетнам | однопартийная республика | Азия |
36 | Габон | президентская республика | Африка |
37 | Гаити | смешанная республика | Северная Америка |
38 | Гайана | президентская республика | Южная Америка |
39 | Гамбия | президентская республика | Африка |
40 | Гана | президентская республика | Африка |
41 | Гватемала | президентская республика | Северная Америка |
42 | Гвинея | президентская республика | Африка |
43 | Гвинея-Бисау | смешанная республика | Африка |
44 | Германия | парламентская республика | Европа |
45 | Гондурас | президентская республика | Северная Америка |
46 | Государство Палестина | смешанная республика | Азия |
47 | Гренада | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
48 | Греция | парламентская республика | Европа |
49 | Грузия | смешанная республика | Азия |
50 | Дания | парламентская конституционная монархия | Европа |
51 | Демократическая Республика Конго | смешанная республика | Африка |
52 | Джибути | президентская республика | Африка |
53 | Доминика | парламентская республика | Северная Америка |
54 | Доминиканская Республика | президентская республика | Северная Америка |
55 | Египет | смешанная республика | Африка |
56 | Замбия | президентская республика | Африка |
57 | Западная Сахара² | однопартийная республика | Африка |
58 | Зимбабве | президентская республика | Африка |
59 | Израиль | парламентская республика | Азия |
60 | Индия | парламентская республика | Азия |
61 | Индонезия | президентская республика | Азия |
62 | Иордания | конституционная монархия | Азия |
63 | Ирак | парламентская республика | Азия |
64 | Иран | президентская республика | Азия |
65 | Ирландия | парламентская республика | Европа |
66 | Исландия | парламентская республика | Европа |
67 | Испания | парламентская конституционная монархия | Европа |
68 | Италия | парламентская республика | Европа |
69 | Йемен | смешанная республика | Азия |
70 | Кабо-Верде | смешанная республика | Африка |
71 | Казахстан | президентская республика | Азия |
72 | Камбоджа | парламентская конституционная монархия | Азия |
73 | Камерун | президентская республика | Африка |
74 | Канада | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
75 | Катар | абсолютная монархия | Азия |
76 | Кения | президентская республика | Африка |
77 | Кипр | президентская республика | Азия |
78 | Киргизия | парламентская республика | Азия |
79 | Кирибати | смешанная республика | Океания |
80 | Китай | однопартийная республика | Азия |
81 | Колумбия | президентская республика | Южная Америка |
82 | Коморские Острова | президентская республика | Африка |
83 | Косово³ | парламентская республика | Европа |
84 | Коста-Рика | президентская республика | Северная Америка |
85 | Кот-д’Ивуар | президентская республика | Африка |
86 | Куба | однопартийная республика | Северная Америка |
87 | Кувейт | конституционная монархия | Азия |
88 | Лаос | однопартийная республика | Азия |
89 | Латвия | парламентская республика | Европа |
90 | Лесото | парламентская конституционная монархия | Африка |
91 | Либерия | президентская республика | Африка |
92 | Ливан | парламентская республика | Азия |
93 | Ливия | парламентская республика | Африка |
94 | Литва | смешанная республика | Европа |
95 | Лихтенштейн | конституционная монархия | Европа |
96 | Люксембург | парламентская конституционная монархия | Европа |
97 | Маврикий | парламентская республика | Африка |
98 | Мавритания | смешанная республика | Африка |
99 | Мадагаскар | смешанная республика | Африка |
100 | Македония | парламентская республика | Европа |
101 | Малави | президентская республика | Африка |
102 | Малайзия | парламентская конституционная монархия | Азия |
103 | Мали | смешанная республика | Африка |
104 | Мальдивы | президентская республика | Азия |
105 | Мальта | парламентская республика | Европа |
106 | Марокко | конституционная монархия | Африка |
107 | Маршалловы Острова | смешанная республика | Океания |
108 | Мексика | президентская республика | Северная Америка |
109 | Мозамбик | смешанная республика | Африка |
110 | Молдова | парламентская республика | Европа |
111 | Монако | конституционная монархия | Европа |
112 | Монголия | смешанная республика | Азия |
113 | Мьянма | смешанная республика | Азия |
114 | Намибия | смешанная республика | Африка |
115 | Науру | смешанная республика | Океания |
116 | Непал | парламентская республика | Азия |
117 | Нигер | смешанная республика | Африка |
118 | Нигерия | президентская республика | Африка |
119 | Нидерланды | парламентская конституционная монархия | Европа |
120 | Никарагуа | президентская республика | Северная Америка |
121 | Новая Зеландия | парламентская конституционная монархия | Океания |
122 | Норвегия | парламентская конституционная монархия | Европа |
123 | Объединенные Арабские Эмираты | абсолютная монархия | Азия |
124 | Оман | абсолютная монархия | Азия |
125 | Пакистан | парламентская республика | Азия |
126 | Палау | президентская республика | Океания |
127 | Панама | президентская республика | Северная Америка |
128 | Папуа – Новая Гвинея | парламентская конституционная монархия | Океания |
129 | Парагвай | президентская республика | Южная Америка |
130 | Перу | смешанная республика | Южная Америка |
131 | Польша | смешанная республика | Европа |
132 | Португалия | смешанная республика | Европа |
133 | Республика Конго | смешанная республика | Африка |
134 | Россия | смешанная республика | Европа |
135 | Руанда | президентская республика | Африка |
136 | Румыния | смешанная республика | Европа |
137 | Сальвадор | президентская республика | Северная Америка |
138 | Самоа | парламентская республика | Океания |
139 | Сан-Марино | смешанная республика | Европа |
140 | Сан-Томе и Принсипи | смешанная республика | Африка |
141 | Саудовская Аравия | абсолютная монархия | Азия |
142 | Свазиленд | абсолютная монархия | Африка |
143 | Северная Корея | однопартийная республика | Азия |
144 | Сейшельские Острова | президентская республика | Африка |
145 | Сенегал | смешанная республика | Африка |
146 | Сент-Винсент и Гренадины | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
147 | Сент-Китс и Невис | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
148 | Сент-Люсия | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
149 | Сербия | парламентская республика | Европа |
150 | Сингапур | парламентская республика | Азия |
151 | Сирия | смешанная республика | Азия |
152 | Словакия | парламентская республика | Европа |
153 | Словения | парламентская республика | Европа |
154 | Соединенные Штаты Америки | президентская республика | Северная Америка |
155 | Соломоновы Острова | парламентская конституционная монархия | Океания |
156 | Сомали | парламентская республика | Африка |
157 | Судан | президентская республика | Африка |
158 | Суринам | смешанная республика | Южная Америка |
159 | Сьерра-Леоне | президентская республика | Африка |
160 | Таджикистан | президентская республика | Азия |
161 | Таиланд | конституционная монархия | Азия |
162 | Тайвань 4 | смешанная республика | Азия |
163 | Танзания | президентская республика | Африка |
164 | Того | президентская республика | Африка |
165 | Тонга | конституционная монархия | Океания |
166 | Тринидад и Тобаго | парламентская республика | Северная Америка |
167 | Тувалу | парламентская конституционная монархия | Океания |
168 | Тунис | смешанная республика | Африка |
169 | Туркменистан | президентская республика | Азия |
170 | Турция | президентская республика | Азия |
171 | Уганда | президентская республика | Африка |
172 | Узбекистан | президентская республика | Азия |
173 | Украина | смешанная республика | Европа |
174 | Уругвай | президентская республика | Южная Америка |
175 | Федеративные Штаты Микронезии | смешанная республика | Океания |
176 | Фиджи | парламентская республика | Океания |
177 | Филиппины | президентская республика | Азия |
178 | Финляндия | парламентская республика | Европа |
179 | Франция | смешанная республика | Европа |
180 | Хорватия | парламентская республика | Европа |
181 | Центральноафриканская Республика | президентская республика | Африка |
182 | Чад | президентская республика | Африка |
183 | Черногория | парламентская республика | Европа |
184 | Чехия | парламентская республика | Европа |
185 | Чили | президентская республика | Южная Америка |
186 | Швейцария | смешанная республика | Европа |
187 | Швеция | парламентская конституционная монархия | Европа |
188 | Шри-Ланка | смешанная республика | Азия |
189 | Эквадор | президентская республика | Южная Америка |
190 | Экваториальная Гвинея | президентская республика | Африка |
191 | Эритрея | однопартийная республика | Африка |
192 | Эстония | парламентская республика | Европа |
193 | Эфиопия | парламентская республика | Африка |
194 | Южная Корея | президентская республика | Азия |
195 | Южно-Африканская Республика | смешанная республика | Африка |
196 | Южный Судан | президентская республика | Африка |
197 | Ямайка | парламентская конституционная монархия | Северная Америка |
198 | Япония | парламентская конституционная монархия | Азия |
Примечания:
1. Все указанные формы правления отражают ситуацию де-юре по состоянию на 2018 год.
2. Западная Сахара — признанна ООН. Оккупирована Марокко.
3. Косово — частично признанное государство. Украиной не признано.
4. Тайвань — частично признанное государство. Украиной не признано.
Источник