Методы распределения и использования фондов денежных средств.
Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:
-налоговый (используется государством для изъятия части доходов в бюджет);
-обязательных взносов (платежей) в различные фонды;
-добровольного привлечения денежных средств (в форме вкладов в банк, приобретения облигаций и других ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований);
-взимания сборов и пошлин (то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными органами);
-страхования (образование страховых фондов);
-эмиссии денег (дополнительный выпуск денежных средств в обращение).
Методы распределения фондов денежных средств:
-финансирование (плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета);
-кредитование (это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд);
-выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов.
4. Финансовая система, её структура и развитие на современном этапе.
Финансы, обладая в целом общими специфическими свойствами, имеют свою внутреннюю структуру.
Финансовая система в экономическом аспекте — это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.
Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды — бюджетные, внебюджетные и т. д.
В состав финансовой системы Российской Федерации входят:
— бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
— внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;
— финансы предприятий, организаций, учреждений;
— кредит (государственный, муниципальный и банковский).
1.Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов.
2.Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды — новое звено финансовой системы Российской Федерации. Они создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов.
3.Финансы предприятий, организаций, учреждений — обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются две подгруппы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. Коммерческими организациями являются предприятия, финансы которых используются для обеспечения собственной производственной и социальной деятельности. Основной их целью является извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ). Бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения своих функций (ст. 161 БК РФ).
4.Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию.
формы страхования:
а) имущественное и личное;
По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными. С переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.
5.Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. Под государственным кредитом понимаются прежде всего отношения, посредством которых образуется государственный долг (гл. 14 БК РФ). Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов.
Государственный долг может быть внутренним (порядок образования и погашения которого урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями РФ. Государственный и муниципальный долг может быть использован для покрытия бюджетного дефицита.
Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам в целях финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т. д. (ст. 6 БК РФ). Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора. В рассмотренных формах осуществляется и муниципальный кредит.
Банковский кредит — это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным образом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях — бюджетные и иные ресурсы.
Источник
Формы и методы финансовой деятельности
Финансовая деятельность осуществляется специальным аппаратом на основании разнообразных методов (в том числе — поощрений, ограничений и санкций).
Формы финансовой деятельности государства — это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть:
- правовые (выражаются в установлении или применении норм права);
- организационные (опосредующие организационные отношения, например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).
В зависимости от участников методы осуществления финансовой деятельности делятся на две группы:
1) методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:
2) методы распределения и использования фондов денежных средств.
Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:
- налоговый (используется государством для изъятия части доходов в бюджет);
- обязательных взносов (платежей) в различные фонды;
- добровольного привлечения денежных средств (в форме вкладов в банк, приобретения облигаций и других ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований);
- взимания сборов и пошлин (то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными органами);
- страхования (образование страховых фондов);
- эмиссии денег (дополнительный выпуск денежных средств в обращение).
Методы распределения фондов денежных средств:
- финансирование (плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета);
- кредитование (это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд);
- выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов.
Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношении принято называть финансовым институтом , к которым относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.
Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.
Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными, так и регулятивными способами, административными и экономическими методами. В условиях рыночной экономики применение административных методов в финансовой деятельности сокращается. Они используются в органичном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованности любых административных решений и на устранение элементов администрирования в финансовой деятельности.
Источник
Методы мобилизации государственных доходов.
При функционировании государственных финансов возникают два тесно связанных процесса:
1) мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур (находит своё выражение в понятии государственных доходов);
2) использование средств на различные государственные потребности (находит свое выражение в понятии государственных расходов).
Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом финансовые ресурсы подразделяются на централизованные и децентрализованные.
Централизованные государственные доходы формируются за счёт:
— доходов от внешнеэкономической деятельности;
Децентрализованные государственные доходы образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач в государстве.
К централизованным государственным доходам помимо бюджетных относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов — пенсионного, социального страхования, фонда занятости и др.
Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных доходов, выступает стоимость общественного продукта, которая на разных этапах и стадиях распределения представлена в разных финансовых формах.
Объектом распределения на государственном предприятии выступает выручка от реализации продукции и такие её составные элементы, как прибыль, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления.
В качестве объекта бюджетных отношений рассматриваются: прибыль, зарплата, налоговые платежи, которые являются источником формирования бюджетных доходов.
Объектом госкредитных отношений являются:
— временно свободные финансовые ресурсы предприятия;
Все источники государственных доходов делят на 2 группы:
1. Внутренние (относят национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри государства и используемые государством для выполнения присущих ему функций;
2- Внешние (относят национальный доход и национальное богатство другого государства, если они заимствуются в форме государственных займов).
В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственного дохода являются:
Совокупность всех видов доходов, формируемых разными методами, и их взаимосвязанное применение составляет систему государственных доходов.
Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании бюджета и внебюджетных фондов.
Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.
Вторым по фискальному значению доходов являются государственные займы. Они используются:
1) для покрытия бюджетного дефицита,
2) для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор;
3) в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается финансовая напряженность разных звеньев финансовой системы (высокий уровень военных расходов, крупные платежи по ранее взятым государственным займам, увеличение государственных расходов, обусловленных растущей социальной программой);
4) для покрытия бюджетного дефицита (на федеральном, областном, местном уровнях);
5) для покрытия расходов государственных предприятий (финансирование капитальных вложений, направленное на модернизацию предприятий, обновление и расширение материально-технических благ (путём реализации общественного займа).
Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связаны с погашением займов и выплатой процентов по ним, обуславливают необходимость повышения налогов или выпуск все новых и новых займов.
Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия, причём не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. И бумажная и кредитная эмиссия, если они не связаны с потреблением хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике.
Охарактеризованные выше методы мобилизации государственных доходов позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного управления.
Источник