Для мобилизации денежных средств финансовую систему страны используются следующие методы

Методы распределения и использования фондов денежных средств.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

-налоговый (используется государством для изъятия части доходов в бюджет);

-обязательных взносов (платежей) в различные фонды;

-добровольного привлечения денежных средств (в форме вкладов в банк, приобретения облигаций и дру­гих ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований);

-взимания сборов и пошлин (то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными органами);

-страхования (образование страховых фондов);

-эмиссии денег (дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние).

Методы распределения фондов денежных средств:

-финансирование (плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета);

-кредитование (это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд);

-выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов.

4. Финансовая система, её структура и развитие на современном этапе.

Финансы, обладая в целом общими специфическими свойствами, имеют свою внутреннюю структуру.

Финансовая система в экономическом аспекте — это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды — бюджетные, внебюджетные и т. д.

В состав финансовой системы Российской Федерации входят:
— бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
— внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;
— финансы предприятий, организаций, учреждений;

— кредит (государственный, муниципальный и банковский).

1.Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов.

2.Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды — новое звено финансовой системы Российской Федерации. Они создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов.

3.Финансы предприятий, организаций, учреждений — обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются две подгруппы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. Коммерческими организациями являются предприятия, финансы которых используются для обеспечения собственной производственной и социальной деятельности. Основной их целью является извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ). Бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения своих функций (ст. 161 БК РФ).

4.Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию.
формы страхования:

а) имущественное и личное;

По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными. С переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

5.Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. Под государственным кредитом понимаются прежде всего отношения, посредством которых образуется государственный долг (гл. 14 БК РФ). Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов.

Государственный долг может быть внутренним (порядок образования и погашения которого урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями РФ. Государственный и муниципальный долг может быть использован для покрытия бюджетного дефицита.
Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам в целях финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т. д. (ст. 6 БК РФ). Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора. В рассмотренных формах осуществляется и муниципальный кредит.

Банковский кредит — это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным образом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях — бюджетные и иные ресурсы.

Источник

Формы и методы финансовой деятельности

Финансовая деятельность осуществляется специальным ап­паратом на основании разнообразных методов (в том числе — поощрений, ограничений и санкций).

Формы финансовой деятельности государства — это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть:

  • правовые (выражаются в установлении или применении норм права);
  • организационные (опосредующие организационные отношения, например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).

В зависимости от участников методы осуществления финансовой деятельности делятся на две группы:

1) методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

2) методы распределения и использования фондов денежных средств.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

  • налоговый (используется государством для изъятия части доходов в бюджет);
  • обязательных взносов (платежей) в различные фонды;
  • добровольного привлечения денежных средств (в форме вкладов в банк, приобретения облигаций и дру­гих ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований);
  • взимания сборов и пошлин (то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными органами);
  • страхования (образование страховых фондов);
  • эмиссии денег (дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние).

Методы распределения фондов денежных средств:

  • финансирование (плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета);
  • кредитование (это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд);
  • выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называть финансовым институтом , к которым относятся, на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зави­сит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными, так и регулятивными способами, адми­нистративными и экономическими методами. В условиях рыноч­ной экономики применение административных методов в фи­нансовой деятельности сокращается. Они используются в орга­ничном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельнос­ти государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованнос­ти любых административных решений и на устранение элемен­тов администрирования в финансовой деятельности.

Источник

Методы мобилизации государственных доходов.

При функционировании государственных финансов возникают два тесно связанных процесса:

1) мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур (находит своё выражение в понятии государственных доходов);

2) использование средств на различные государственные потребности (находит свое выражение в понятии государственных расходов).

Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом финансовые ресурсы подразделяются на централизованные и децентрализованные.

Централизованные государственные доходы формируются за счёт:

— доходов от внешнеэкономической деятельности;

Децентрализованные государственные доходы образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач в государстве.

К централизованным государственным доходам помимо бюджетных относятся ресурсы государственных внебюджетных фондов — пенсионного, социального страхования, фонда занятости и др.

Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных доходов, выступает стоимость общественного продукта, которая на разных этапах и стадиях распределения представлена в разных финансовых формах.

Объектом распределения на государственном предприятии выступает выручка от реализации продукции и такие её составные элементы, как прибыль, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления.

В качестве объекта бюджетных отношений рассматриваются: прибыль, зарплата, налоговые платежи, которые являются источником формирования бюджетных доходов.

Объектом госкредитных отношений являются:

— временно свободные финансовые ресурсы предприятия;

Все источники государственных доходов делят на 2 группы:

1. Внутренние (относят национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри государства и используемые государством для выполнения присущих ему функций;

2- Внешние (относят национальный доход и национальное богатство другого государства, если они заимствуются в форме государственных займов).

В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственного дохода являются:

Совокупность всех видов доходов, формируемых разными методами, и их взаимосвязанное применение составляет систему государственных доходов.

Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании бюджета и внебюджетных фондов.

Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Вторым по фискальному значению доходов являются государственные займы. Они используются:

1) для покрытия бюджетного дефицита,

2) для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор;

3) в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается финансовая напряженность разных звеньев финансовой системы (высокий уровень военных расходов, крупные платежи по ранее взятым государственным займам, увеличение государственных расходов, обусловленных растущей социальной программой);

4) для покрытия бюджетного дефицита (на федеральном, областном, местном уровнях);

5) для покрытия расходов государственных предприятий (финансирование капитальных вложений, направленное на модернизацию предприятий, обновление и расширение материально-технических благ (путём реализации общественного займа).

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связаны с погашением займов и выплатой процентов по ним, обуславливают необходимость повышения налогов или выпуск все новых и новых займов.

Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия, причём не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. И бумажная и кредитная эмиссия, если они не связаны с потреблением хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике.

Охарактеризованные выше методы мобилизации государственных доходов позволяют формировать бюджетные фонды на разных уровнях государственного управления.

Источник

Читайте также:  Страны с высоким миграционным приростом
Оцените статью