- Минфин подсчитал долю доходов бюджета РФ от нефти и газа в 2020-2022 годах
- Россия обошла США и Китай по уровню развития энергетики
- Общие энергетические показатели
- Электроэнергия
- Органические ископаемые
- Очевидный вывод: Россия — впереди
- Треть доходов бюджетной системы России оказалась связана с нефтью и газом
- Что говорит Минфин
- Почему для Минфина расширение оценки невозможно
- Что показали расчеты РБК
- Как мы считали
Минфин подсчитал долю доходов бюджета РФ от нефти и газа в 2020-2022 годах
МОСКВА, 19 сен — ПРАЙМ. Доля нефтегазовых доходов бюджета РФ продолжит сокращаться в 2020-2022 годах, но даже к концу этого периода на них будет приходиться больше трети поступлений в казну, свидетельствуют опубликованные в четверг материалы Минфина России.
«Доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета снизится с 40,8% в 2019 году до 35% в 2022 году», — говорится в сообщении Минфина в связи с одобрением на заседании правительства проекта федерального бюджета на 2020–2022 годы.
В абсолютных цифрах нефтегазовые доходы ожидаются на уровне 7,472 триллиона рублей в 2020 году, 7,679 триллиона рублей в 2021 году и 7,731 триллиона рублей в 2022 году. К ним Минфин относит поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть и газ, экспортных таможенных пошлин на энергоносители и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), который применяется на отдельных месторождениях.
В целом же в 2020-2022 годы общие доходы бюджета будут расти — с 20,2 триллиона рублей в 2019 году до 20,4 триллиона рублей в 2020 году, 21,2 триллиона рублей в 2021 году и 22,1 триллиона рублей в 2022 году. При этом по отношению к ВВП общий объем доходов казны будет постепенно сокращаться с 18,5% ВВП в 2019 году и 18% ВВП в 2020 году до 17,7% ВВП в 2021 году и 17,2% ВВП в 2022 году.
«Указанная динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП с 7,2% ВВП в 2019 году до 6% ВВП к 2022 году большей частью из-за следующих факторов – снижения цен на энергоносители и роста выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот предприятиям топливно-энергетического комплекса», — говорится в сообщении.
Ненефтегазовые доходы, как ожидается, увеличатся с 11,2% ВВП в 2019 году до 11,4% в 2020 году благодаря ряду разовых неналоговых поступлений. Затем они снизятся до 11,1% ВВП к 2022 году, преимущественно за счет передачи поступлений от акцизов на нефтепродукты на региональный уровень. В абсолютных цифрах ненефтегазовые доходы прогнозируются в проекте бюджета на уровне 12,891 триллиона рублей в 2020 году, 13,567 триллиона рублей в 2021 году и 14,328 триллиона рублей в 2022 году.
Источник
Россия обошла США и Китай по уровню развития энергетики
Россия является самодостаточной энергетической сверхдержавой, в которой выдержан точный баланс между объемами производства энергоресурсов и внутренними потребностями страны, а также обеспечены доступные цены на энергопродукты для потребителей.
Об этом свидетельствуют результаты комплексного анализа показателей развития энергетики десяти ведущих государств мира, проведенного экспертами Федерального агентства новостей на основе данных официальных источников.
В перечень анализируемых стран, помимо России, вошли ведущие экономики планеты — лидеры по уровню ВВП из различных макрорегионов: Китай, Япония, Индия, США, Канада, Франция, Германия, Великобритания и Италия.
В целях объективности и полноценности исследования рассматривались не только абсолютные значения ключевых энергетических показателей, но и их соотношение с внутренними потребностями стран, а также стоимость основных энергоресурсов.
Общие энергетические показатели
Наш первый индикатор, «Производство первичной энергии по всем видам», характеризует объемы добычи и использования всех известных видов энергоносителей, включая невозобновляемые источники (нефть, газ, уголь и др.) и возобновляемую «альтернативу» (энергия солнца, ветра, приливов и отливов). Этот показатель позволяет сделать вывод об обеспеченности того или иного государства собственными энергетическими ресурсами.
Россия является здесь одним из лидеров мирового рынка, уступая лишь кратно превосходящим ее по количеству жителей Китаю и США. Аутсайдером рейтинга в этом случае стала Италия.
«Общее предложение первичной энергии на душу населения» — это совокупный объем энергоносителей с учетом импорта и за вычетом вывезенных на экспорт энергоресурсов, разделенный на количество жителей в стране. Этот показатель демонстрирует обеспеченность граждан государства как собственными, так и приобретенными энергоресурсами.
По этому индикатору Россия также входит в тройку призеров, с незначительным отрывом уступая североамериканцам. Наименьший объем первичных энергоносителей на одного человека приходится на Индию.
Оба показателя, согласно стандартам Международного энергетического агентства и Организации экономического сотрудничества и развития, измеряются в тоннах нефтяного эквивалента (тнэ). Эта условная единица измерения равна количеству энергии, выделяющемуся при сжигании одной тонны нефти, и служит для сравнения больших объемов энергии, получаемых из разных источников.
В свою очередь, деление общего объема первичного энергоснабжения страны на объемы производства ею вторичных энергоносителей (электроэнергии, мазута, механической работы и других) дает представление об уровне энергетической самодостаточности или, наоборот, зависимости страны. Этот показатель называется «Энергетическая самостоятельность государства» и измеряется в процентах.
Анализ этого показателя позволяет сделать вывод об абсолютной самодостаточности российской энергетики и ее лидерстве по этому индикатору среди остальных стран мира. Последнее место занимает нищая природными богатствами Япония с коэффициентом самостоятельности почти в 20 раз меньшим, чем у Российской Федерации.
Электроэнергия
Электроэнергия является основным видом вторичных энергоносителей. Как известно, электрогенерирующие источники — это объекты критической инфраструктуры, необходимой для функционирования как производственных и административных объектов, так и социальных учреждений, а также жилья. Они обеспечивают нормальные условия проживания граждан.
Объемы «Производства электроэнергии» и «Потребления электроэнергии на душу населения» отражают обеспеченность государства и его граждан важнейшим вторичным энергоресурсом.
Лидером по первому показателю является демонстрирующий бурный рост производства и имеющий почти полтора миллиарда жителей Китай, а по второму — Канада, где при относительно высоком уровне развития энергетики и обилии энергоресурсов отсутствует проблема перенаселения.
Наименьшее значение объемов производства электроэнергии имеет Италия, а худший результат, с точки зрения потребления электричества на душу населения, как и в случае с количеством первичных энергоресурсов на человека, продемонстрировала Индия.
Анализ «Стоимости электричества» в разных странах наглядно демонстрирует ее доступность для потребителей. Так, самой недорогой электроэнергией могут похвастаться жители Российской Федерации, Индии и Китая. Тогда как с самыми большими расходами на электричество вынуждены мириться жители Германии.
Отдельно была проанализирована процентная «Доля ядерной энергетики» в общем производстве электроэнергии. Этот вид выработки электричества остается наиболее перспективным, с точки зрения небольших производственных затрат и минимального влияния на окружающую среду — разумеется, при условии соблюдения необходимых правил безопасности.
Первое место здесь занимает Франция, сделавшая ставку на АЭС еще в середине XX века. В противоположном конце списка расположилась Италия, где к 1990 году была полностью прекращена работа ядерных реакторов.
Органические ископаемые
Проанализировал ФАН и параметры добычи и переработки основных видов энергетических ископаемых: угля, нефти и природного газа. В каждом таком случае отдельно рассматривалось торговое сальдо той или иной страны, то есть разница между объемами экспорта и импорта тех или иных полезных ископаемых.
Положительное сальдо, когда количество экспортируемого топлива превышает количество импорта, свидетельствует об энергетической стабильности государства и обеспечивает доходную часть национального бюджета. Отрицательное сальдо, напротив, говорит о риске энергетической зависимости и финансовой нестабильности для государства.
Во всех трех случаях — при анализе торгового сальдо по углю, нефти и газу — в лидерах оказалась Россия. Аутсайдеры при этом различаются: наиболее зависимым от импорта угля и нефти оказался Китай, а от закупок иностранного газа — Япония.
Сопоставление нефтяного и газового сальдо различных стран укажет внимательному глазу закономерности мировой торговли — в том числе, основных покупателей российских энергоресурсов.
В случае с нефтью ФАН ввело два дополнительных критерия. Первый — это абсолютные объемы «Нефтепереработки», которые интересно сравнить с «Производством сырой нефти» тем или иным государством.
Второй, «Стоимость бензина», является интегральным показателем, который во многом обуславливает остальные цены в стране. По объемам нефтепереработки и производства сырой нефти лидирует США. Самые неутешительные показатели производства сырой нефти у Японии, нефтепереработки – у Франции.
Самый дешевый бензин из всех стран в нашем рейтинге заливают в баки своих автомашин жители России, тогда как самый дорогой приходится покупать на итальянских бензоколонках.
Очевидный вывод: Россия — впереди
Анализ всех этих показателей позволил составить максимально полный срез энергетической обеспеченности важнейших стран мира. Можно убедиться, например, что в топливно-энергетическом балансе КНР преобладает угольное топливо, используемое на тепловых электростанциях. Или что недавняя «единственная сверхдержава» США не в состоянии обеспечить даже собственную энергетическую самостоятельность — этот показатель не дотягивает у Америки даже до 100%
В свою очередь, Соединенные Штаты и Китай удерживают первые позиции по абсолютным показателям добычи электроэнергии, однако имеют серьезные диспропорции по некоторым другим критериям и при этом проигрывают России по уровню стоимости электричества и бензина.
Стоит также отметить, что «экономическое чудо» Японии не затронуло сферу энергетики: лишенная сколь-нибудь серьезных запасов нефти и газа страна не смогла обеспечить безопасное развитие атомной энергетики (вспомним «Фукусиму») или альтернативных возобновляемых источников.
При этом компанию Стране восходящего солнца в правой части итоговой таблицы ФАН, где расположились наихудшие значения по всем показателям, составили все взятые для сравнения страны Старого Света. Включая лидирующую в сфере атомной энергетики Францию, но проигрывающую при этом России, США и Канаде по всем остальным ключевым показателям энергетической стабильности.
Как видно из нашей таблицы, Российская Федерация является единственным развитым государством на планете, у которого практически отсутствуют дисбалансы в энергетике. Наша страна имеет превосходное соотношение экспорта и импорта органических ископаемых, позволяющее ей зарабатывать сотни миллиардов каждый год. Это, среди прочего, дает возможность гражданам РФ платить значительно меньше других жителей Земли за топливо, отопление и свет. При этом мы стоим вне конкуренции по важному показателю энергетической самодостаточности, имеющему геополитический подтекст.
Лидерство России в мировом энергетическом балансе планеты, сведенном ФАН, подтверждает впечатляющий уровень развития ее добывающей промышленности и подтверждает ответственную социально-экономическую политику, проводимую в интересах ее граждан.
Источник
Треть доходов бюджетной системы России оказалась связана с нефтью и газом
Минфин России с 2006 года публикует «нефтегазовые доходы» федерального бюджета, которые давно стали базовым индикатором углеводородной зависимости страны. В разные годы доля нефтегазовых доходов в бюджете, по данным Минфина, варьировалась от 36 до 51%, а по итогам прошлого года составила 46%.
Между тем оценка Минфина не включает в себя поступления общего характера от нефтегазовой отрасли, которые в зависимости от задачи такой оценки можно было бы отнести к «расширенным» нефтегазовым доходам, например от налога на прибыль нефтегазовых компаний или НДС в отрасли.
РБК решил посчитать нефтегазовые доходы в расширенном понимании. Оказалось, что сумма поступлений по всем налогам, акцизам и пошлинам от компаний по добыче нефти и газа превысила 10,5 трлн руб. по итогам 2018 года, то есть оказалась по меньшей мере на 17% больше оценки Минфина для федерального бюджета.
Нефтегазовые доходы в широком понимании составили больше трети всех доходов российской бюджетной системы (федерального бюджета, бюджетов регионов и социальных фондов), подсчитал РБК на основе данных Минфина, Казначейства и Федеральной налоговой службы (ФНС).
Что говорит Минфин
Оценку нефтегазовых доходов Минфин публикует в отчетах об исполнении бюджета. В эту сумму Минфин с 2008 года включает поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортных таможенных пошлин, а с 2019 года также платежи по новому налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) и акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.
- За весь 2018 год, по данным Минфина, нефтегазовые доходы составили 9 трлн руб., или 46,3% всех доходов федерального бюджета;
- За январь—июль 2019 года, по последним данным Минфина, нефтегазовые доходы составили 4,78 трлн руб., или 41,7% всех доходов федерального бюджета за этот период.
Нефтегазовые доходы Минфина важны для бюджетного правила, согласно которому на дополнительные доходы от нефти дороже $40 за баррель (в ценах 2017 года, они ежегодно индексируются на 2%) закупается валюта для пополнения государственных резервов.
Действительно, при оценке нефтегазовых доходов Минфин включает не все платежи, которые поступают в бюджет от нефтегазовой отрасли в целом — как в виде налогов и страховых взносов, так и в виде иных регулярных платежей, прокомментировала РБК руководитель практики оказания услуг по налоговому и юридическому консультированию компаниям нефтегазового сектора КПМГ в России и СНГ Виктория Тургенева.
Почему для Минфина расширение оценки невозможно
При этом нефтегазовые компании помимо платежей, которые учитывает Минфин, перечисляют в бюджет другие налоги и сборы, а также страховые взносы. Минфин не включает эти поступления в оценку в рамках бюджетного правила, поскольку их невозможно объективно и тем более оперативно оценить, пояснила РБК пресс-служба ведомства. Кроме того, поступления по всем налогам нельзя учитывать в рамках бюджетного правила, поскольку на эти поступления «оказывает влияние масса других факторов, кроме цены на нефть», подчеркивают в Минфине.
«В отличие от нефтяных налогов, где взаимосвязь с ценой прописана непосредственно в формуле платежа, разделить налог на прибыль на часть, полученную именно в связи с превышением цены на нефть базового уровня, невозможно. Соответственно, попытка учитывать их в бюджетном правиле привела бы к недостоверности и спорности оценок, попыткам манипулирования или необходимости в разы усложнить налоговую отчетность», — отмечается в комментарии Минфина.
Любопытно, что в 2006 году, когда Минфин внедрял понятие нефтегазовых доходов, первоначально было предложено включать в них больше платежей, в том числе как раз налог на прибыль и дивиденды нефтегазовых компаний. И, например, применительно к 2006 году первоначальная оценка давала на 19% больше, чем в итоге взятая Минфином за основу.
«Нужно понимать, что оценка Минфина демонстрирует доходы государства исключительно от добычи и последующего экспорта сырой нефти и газа без учета других видов деятельности. НДПИ, а это рентный налог, зависит от объема добычи и не учитывает финансовый результат — его легче и понятнее прогнозировать на основании планов по объему добычи углеводородного сырья», — объясняет Виктория Тургенева.
Доходы бюджета, не связанные с добычей нефти и газа, на 264,3 млрд руб. превысили прогноз, следует из корректировок федерального бюджета на 2019 год. «Обычно у нас нефтегазовые доходы всегда больше, ненефтегазовые — меньше. Так вот в этот раз наоборот», — отмечал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.
Однако 165,6 млрд руб. этого прироста обеспечило увеличение прибыли в нефтедобыче и нефтепереработке, которые Минфин не учитывает в составе нефтегазовых доходов, а также в металлургии.
Что показали расчеты РБК
РБК попытался получить расширенную оценку нефтегазовых доходов государственных бюджетов с учетом платежей, которые учитывает Минфин, а также прочих налогов и сборов и страховых взносов:
- 10,567 трлн руб., по расчетам РБК, составил объем поступлений от добычи нефти и газа в консолидированный бюджет в 2018 году.
Как мы считали
Расширенная оценка всех нефтегазовых доходов бюджетной системы за 2018 год в дополнение к показателю Минфина включает поступления от акцизов (по данным Казначейства), налогов, сборов и страховых взносов от добычи сырой нефти и природного газа, по данным ФНС (кроме НДПИ, который уже учтен в оценке Минфина, и акцизов). Поскольку большинство нефтегазовых компаний — экспортеры и возмещают уплаченный НДС, учитывались только поступления по НДС на товары, реализуемые на внутреннем рынке. НДС поступает в федеральный бюджет, большая часть налога на прибыль — в бюджеты регионов, страховые взносы — во внебюджетные фонды.
При этом с учетом дивидендов расширенная оценка нефтегазовых доходов бюджета была бы еще больше: от «Газпрома» государство по результатам 2018 года получит почти 192,5 млрд руб. дивидендов, от «Роснефти» — 137,3 млрд руб.
- Две трети дивидендов в федеральный бюджет поступает от крупнейших компаний нефтегазового сектора, сообщили РБК в Минфине.
По данным ФНС на 1 января 2019 года, добыча сырой нефти и природного газа обеспечила:
- 97% всех поступлений налога на добычу полезных ископаемых — 5,96 трлн из 6,127 трлн руб. от НДПИ;
- 15% доходов бюджета по налогу на прибыль — 600 млрд из 4 трлн руб.
Минфин так прокомментировал предложенную РБК оценку: «Налог на прибыль складывается из всей деятельности компании, и некорректно все эти средства относить только к нефтегазовому сектору».
К потенциальным уязвимостям расчетов также относится неопределенность относительно целесообразности учета нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей — включать ли налоги на эти компании. Если их включать, оценка может получиться неоправданно широкой. Кроме того, данные по НДС на 1 января 2019 года из отчетности ФНС носят не окончательный характер из-за того, что возмещение НДС всегда происходит с лагом. Наконец, РБК не учитывал вычеты, предоставляемые по акцизам на нефтепродукты: этой информации в отчетах Казначейства или ФНС обнаружить не удалось.
Налоговая нагрузка на добычу полезных ископаемых традиционно самая высокая. Нагрузка на предприятия по добыче топливно-энергетических ископаемых (нефть, газ и уголь) в России, по данным ФНС, выросла на 7,1 п.п. — с 45,4% в 2017-м до 52,5% в 2018 году.
При этом большинство нефтегазовых компаний возмещает уплаченный НДС за экспорт товаров. Отмена возмещения НДС экспортерам нефти и газа привела бы к росту цен и снижению конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, пояснял ранее Минфин. ФНС публикует данные об уплате и возмещении НДС, но не ранжирует их по видам экономической деятельности, а в разрезе отдельных компаний они составляют налоговую тайну.
Источник