- Международный валютный фонд (МВФ)
- Общие сведения
- Цели и задачи
- Финансовые ресурсы
- Сотрудничество Российской Федерации с МВФ
- Сотрудничество Банка России с МВФ
- Разбор доклада МВФ по России на 2020 год
- Российская Федерация: Заключительное заявление по завершении миссии сотрудников МВФ 2019 года в соответствии со статьей IV
Международный валютный фонд (МВФ)
Общие сведения
Международный валютный фонд (МВФ) — ведущая организация международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере.
МВФ был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. в целях повышения стабильности мировой валютно-финансовой системы. СССР принял участие в работе по созданию МВФ, однако по ряду причин политического характера отказался войти в число его учредителей.
- Управляющим от Российской Федерации в МВФ является Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.
- Заместитель Управляющего от России в МВФ — Председатель Банка России Э.С. Набиуллина.
- Исполнительный директор от России в МВФ — А.В. Можин.
Цели и задачи
Цель деятельности — поддержание стабильности мировой финансовой системы.
Задачами МВФ, в соответствии со Статьями соглашения (Уставом), являются:
- расширение международного сотрудничества в денежно-кредитной сфере;
- поддержание сбалансированного развития международных торговых отношений;
- обеспечение стабильности валютных курсов, упорядоченности валютных режимов в странах-членах;
- содействие созданию многосторонней системы расчётов и устранению валютных ограничений;
- помощь странам-членам в устранении диспропорций платёжного баланса за счет временного предоставления финансовых средств;
- сокращение внешних дисбалансов.
Основными вопросами, обсуждаемыми в ходе регулярно проводимых Ежегодных заседаний Совета директоров МВФ и заседаниях Международного валютно-финансового комитета (МВФК), являются: реформа международной финансовой архитектуры и, в первую очередь системы управления, квот и голосов, изменения денежно-кредитной политики развитых стран и их влияние на мировую экономику в целом, повышение роли стран с формирующимся рынком, реформа финансового регулирования и т.д.
Финансовые ресурсы
Финансовые ресурсы МВФ формируются главным образом за счет взносов квот стран-членов в капитал Фонда. Квоты рассчитываются по формуле, исходя, в числе прочего, из относительных размеров экономики стран-членов. Размер квоты определяет объем средств, который страны-члены обязуются предоставить МВФ, а также ограничивает объем финансовых ресурсов, который может быть предоставлен данной стране в качестве кредита.
Сотрудничество Российской Федерации с МВФ
В настоящее время МВФ насчитывает 189 стран-членов (включая Российскую Федерацию). Россия является членом МВФ с 1992 года. За период членства Россия привлекла средства МВФ для поддержания устойчивости своей финансовой системы на общую сумму около 15,6 млрд. СДР. В январе 2005 г. Россия досрочно погасила свою задолженность перед Фондом, в результате чего приобрела статус кредитора МВФ. В связи с этим решением Совета директоров МВФ Россия была включена в План финансовых операций (ПФО) Фонда, тем самым войдя в круг членов МВФ, средства которых используются в финансовых операциях МВФ.
В связи с состоявшимся 17 февраля 2016 года Четырнадцатым пересмотром квот квота Российской Федерации в МВФ была увеличена с 9945 до 12903,7 млн. СДР.
Учитывая постоянный характер операций по предоставлению Банком России средств МВФ в рамках квоты Российской Федерации, а также ввиду бессрочности обязательств стран-участников МВФ по предоставлению средств МВФ курс на поддержание финансирования Российской Федерацией МВФ сохраняется, а сроки действия кредитных механизмов (новые соглашения о заимствовании (NAB), а также двусторонние соглашения о заимствовании) пролонгируются на предлагаемых МВФ условиях.
Сотрудничество Российской Федерации с МВФ охарактеризовано активной консультационной деятельностью Фонда и проведением с его участием работы по предоставлению технической поддержки (в рамках тематических миссии экспертов Фонда, семинаров, конференций, учебных мероприятий).
Сотрудничество Банка России с МВФ
Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.
Банк России выполняет функцию депозитария средств МВФ. В частности, в Банке России открыты два рублевых счета МВФ № 1 и № 2. Кроме того, в Банке России открыто несколько счетов депо, на которых учитываются векселя Минфина и Банка России в пользу МВФ. Данные векселя являются обеспечением обязательств Российской Федерации по внесению взносов в капитал МВФ.
В настоящее время Банк России от имени Российской Федерации участвует в предоставлении МВФ финансирования в рамках кредитных соглашений, информация о которых приведена в справке, размещённой по следующей ссылке: О кредитных соглашениях с МВФ.
Центральный банк Российской Федерации сотрудничает с МВФ по различным трекам международной работы. Представители Банка принимают участие в сессиях и ежегодных собраниях МВФ, взаимодействуя на экспертном уровне в составе ряда рабочих групп, а также в ходе проведения рабочих встреч, консультаций и видеоконференций с экспертами МВФ.
Начиная с 2010 года в отношении России (как страны, имеющей глобально системно значимый финансовый сектор), проводится оценка состояния финансового сектора в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP), реализуемой МВФ совместно с Всемирным банком. При проведении оценочных мероприятий программы роль Банка России является ключевой. В этой связи необходимо отметить, что программа FSAP 2015/2016 годов стала самой объемной с начала ее реализации в Российской Федерации. При участии Банка России проводится работа по подготовке оценок соблюдения международных стандартов и кодексов (ROSCs), в частности, в сфере денежно-кредитной политики, банковского надзора и корпоративного управления. В этой связи наиболее актуальными ROSC по Российской Федерации в настоящее время является оценка соответствия российского банковского регулирования принципам БКБН (ROSC ВСP) и оценка соответствия регулирования финансового рынка принципам МОКЦБ (ROSC IOSCO) в 2016 году.
Представители Банка России принимают участие в ежегодных консультациях с миссиями МВФ в рамках Статьи IV Устава Фонда, а также в работе по подготовке соответствующих итоговых докладов Фонда.
Важным направлением работы является участие Банка России в подготовке Ежегодного доклада МВФ о валютных режимах и валютных ограничениях (AREAER).
Дополнительно необходимо отметить участие Банка России в реализации Инициативы «Группы 20» по устранению информационных пробелов в финансовой статистике и взаимодействие с МВФ по реализации рекомендаций указанной инициативы в России.
В соответствии со Специальным стандартом на распространение данных (ССРД) в МВФ предоставляются данные по платежному балансу, внешнему долгу, динамике валютных резервов.
Во взаимодействии с ведомствами и организациями Банком России обеспечивается участие в аналитической и исследовательской деятельности МВФ, при подготовке публикаций МВФ и при проведении профильных семинаров, конференций.
В настоящее время Банк России стремится привлечь экспертизу Фонда в целях имплементации ряда рекомендаций по итогам программы FSAP 2015/2016 годов в области развития методов стресс-тестирования в Банке России, а также в целях повышения качества и эффективности денежно-кредитной политики Банка России и уровня подготовки соответствующих специалистов.
Источник
Разбор доклада МВФ по России на 2020 год
В опубликованном в мае докладе по России МВФ дает рекомендации, сделаем разбор ключевых пунктов.
Ну что же дамы и господа, вот и завершился очередной этап работы миссии МВФ в России, начнем разбирать чего же нам ожидать от правительства и Центробанка в 2020 году.
Далее по тексту, курсивом выделены мои комментарии.
Российская Федерация: Заключительное заявление по завершении миссии сотрудников МВФ 2019 года в соответствии со статьей IV
Группа персонала Международного валютного фонда (МВФ) во главе с г-ном Джеймсом Роафом находилась с визитом в Москв e в течение 14-24 мая для проведения консультаций 2019 года в соответствии со Статьей IV.
Перспективы экономического роста в России будут зависеть от эффективности внутренней экономической политики и реформ. В последние три года рост ВВП составлял в среднем 1,4%, и прогнозируется сохранение подобных темпов роста и в 2019 году. Внешняя поддержка росту ожидается ограниченной, поскольку благоприятная внешняя конъюнктура, способствовавшая быстрому росту во время экономического подъема 2000-х, сменилась санкциями, неопределенностью в мировой политике и торговле и снижением цен на нефть.
Смысл данной фразы заключается в том что инвестиций особо не ждите, тучные года с нефтью за 100 долларов закончились, выплату дани нужно увеличить, как увеличить далее по тексту.
В этих условиях, чтобы повысить потенциал роста, России необходимо сосредоточить основные усилия на внутренних реформах. Важнейший фундамент для этой работы уже заложен: это построенная в сложных условиях, начиная с 2014 года, надежная макроэкономическая основа, включая таргетирование инфляции, гибкий обменный курс и бюджетное правило.
Ну да таргетирование инфляции это прекрасная вещь. А по факту вымывание денег из экономики, отсутствие реального роста, сокращение реального располагаемого дохода населения. Мы прекрасно понимаем почему так заботит главу центробанка таргетирование инфляции, госпожа Набиуллина защищала дипломный проект по этой теме, вот теперь в реальности и реализует. Ведь этому ее научили в Йельском университете в США где она прошла программу обучения лидерству — IVLP (International Visitor Leadership Program). Гибкий обменный курс? А как же по Конституции? Гарантировать и поддерживать устойчивость рубля? А бюджетное правило это вообще красота, для тех кто не в курсе что это такой за зверь я поясню. Бюджетное правило это финансовое правило, накладывающее длительное ограничение на бюджетную политику посредством количественных ограничений на бюджетные показатели. Бюджетные правила в основном направлены на сдерживание чрезмерного роста расходов бюджета, особенно в благоприятные для экономики времена, для обеспечения финансовой ответственности и устойчивости государственного долга. У нас что сейчас эпоха особенного благоденствия? Сам же МВФ говорит у вас все не очень хорошо , но бюджетное правило не трогать исполнять как отче наш. Для нас оно заключается в том что все налоговые поступления от продажи нефти свыше 40 долларов за баррель, идут не в бюджет. А в кубышку МВФ через фонд, который кредитуют экономику «развитых стран» через их валюту и долговые обязательства.
Вот как попытался Кудрин в 2018 году попросить Лагард смягчить бюджетное правило и как получил отповедь, короткое видео:
Следование этим принципам позволило выдержать внешние шоки и снизить степень неопределенности, связанной с внутренними условиями. В результате повышения устойчивости финансового сектора улучшились возможности банков по поддержке роста. Пенсионная реформа 2018 года поможет смягчить негативные демографические тенденции на рынке труда. Помимо этих факторов, для повышения среднесрочного роста потребуется ускорение структурных реформ, способных улучшить работу экономики. Национальные проекты, объявленные в 2018 году, способны стимулировать экономическую активность, но только при условии их эффективной реализации и дополнительных масштабных усилий по развитию конкуренции, сокращению участия государства в экономике и повышению эффективности государственных предприятий.
Перевожу на русский. После зачистки банковского сектора и вливания кучу денег в разорившиеся нужные банки, улучшилась возможность у крупных банков кредитовать. Но вы посмотрите на каких условиях. 14-20%. Это реально для предприятия с нормой прибыли в 2-5%?
Ладно пошли дальше пенсионная реформа не помогла смягчить демографические тенденции на рынке труда, а вызовет в ближайшем будущем конкуренцию старшего и молодого поколения за зарплату, а также отнимет возможность людей с детьми оставить малышей на попечение родителей, а самим спокойно трудится. НИКАКОЙ экономии не получится. Люди массово пойдут на биржу труда, от людей предпенсионного возраста будут стараться избавится. А сейчас это делается очень просто через аттестацию. Не прошел — свободен.
А вот про нац проекты как красиво завернули, перевожу на русский:
Вы конечно можете попробовать раскрутить свои нацпроекты, то только кто же вам даст, мы пригоним и на этот рынок своих людей и только попробуйте помешать, и реализовывать нацпроекты будут наши люди, и больше приватизируйте.
Сохранение устойчивой макроэкономической и финансовой политики
Бюджетное правило фиксирует бюджетную конструкцию и защищает экономику от колебаний цен на нефть. Чтобы закрепить доверие к правилу, рекомендуется избегать дальнейших его изменений, особенно после небольшого смягчения в прошлом году. Официальным органам рекомендуется также воздерживаться от квазибюджетных операций со средствами Фонда национального благосостояния, а следует продолжать инвестировать их в качественные иностранные активы (даже после достижения ликвидной части фонда 7% ВВП), чтобы сберечь ресурсы для будущих поколений и избежать процикличности.
Тут вообще красавцы, в наглую, напрямую требуют усилить дань. Поясню изменять бюджетное правило нельзя никак, для вас это теперь табу, а то ишь в 18 году мухлевать удумали и бюджет частично финансировали, МВэфовцы назвали это Квазибюджетными операциями. И все деньги несите в иностранные активы. Вот это хуцпа! И даже после превышении доли Фонда ВВП в 7% по нормам заложенном в законе, все равно деньги не в бюджет, а в фонд и нам тащите. Такого я еще ни разу не в одном отчете не видел. Это прямые указания на выплату дани.
Денежно-кредитная политика успешно справляется с потенциальными угрозами ценовой стабильности, и в настоящее время смягчение представляется обоснованным. В настоящее время денежно-кредитная политика оценивается как умеренно жесткая. Повышение НДС оказало более слабое, чем ожидалось, влияние на инфляцию. Кроме того, инфляционное давление ослабляется некоторым укреплением рубля и стабильностью внутренних цен на топливо. С учетом этих факторов можно прогнозировать достижение целевого показателя инфляции на уровне 4% в начале 2020 г., даже в условиях снижения ключевой ставки Банком России. Запаздывание со снижением ставки может повысить вероятность снижения инфляции ниже целевого уровня в будущем году.
Представляете НДС подняли, а инфляция даже не очень то и подскочила, и даже ставку можно снизить, вот дела. Сами удивились. Да у людей денег просто не осталось. Кто может по максимуму скидки дает, да на акции переходят.
Дальнейшее укрепление устойчивости финансового сектора поможет поддержать экономический рост. Необходимо довести до конца работу по расчистке банковского сектора. Одновременно необходимо продолжать работу по укреплению банковского надзора и регулирования, а именно, снижать концентрацию риска на одного заемщика и кредитование связанных сторон, совершенствовать работу по оценке качества активов, а также полностью внедрить стандарты Базеля III в соответствии с графиком. Могут потребоваться дополнительные меры по сдерживанию необеспеченного потребительского кредитования, если действующих мер окажется недостаточно для ограничения угроз финансовой стабильности. Необходимо также разработать такую стратегию по возвращению санированных банков в частные руки, чтобы способствовать развитию конкуренции в банковском секторе.
Ну тут опять не скрываются, банковский сектор продолжаем зачищать, запрещаем кредитование реального сектора местными банками и создаем сложности для кредитования в крупных, ведь после введения Базеля 3 даже Европейсте банки стонали. А для наших это вообще тяжело вот нормы за последний года в соответствии с Базелем 3. Ну мелкие вообще загнутся.
- с 1 января 2015 года включить LCR в перечень обязательных нормативов;
- с 1 января 2018 года включить NSFR в перечень обязательных нормативов;
- с 29 марта 2019 года 100 % включение LCR ( это коэффициент покрытия ликвидности)
И опять санируемые банки за счет средств центробанка и агенства будем передавать в частные руки. Это просто край по самым скромным подсчетам на санацию банков потратили 2,6 триллиона рублей. Вы в порядок цифр вдумайтесь. Они за счет увеличения пенсионного возраста хотят экономить по 600 млрд. в год. Да тут только этих денег хватило бы что бы вопрос о поднятии пенсионного возраста отложить на 6 лет.
Повышение эффективности государства для поддержки экономического роста
Потенциал повышения темпов экономического роста будет зависеть от глубины и масштабности реформ, направленных на усиление конкуренции и снижение роли государства. Прогнозируется, что суммы государственных расходов на инфраструктуру, предусмотренные в рамках национальных проектов, в сочетании с воздействием пенсионной реформы на предложение труда, повысят потенциальный рост на 0,1-0,5 процентного пункта, в зависимости от эффективности отбора, планирования и реализации проектов. Мы также приветствуем проекты, направленные на решение демографических проблем, повышение производительности труда и поддержку занятости, поддержку МСП и предпринимательства, развитие международного сотрудничества и несырьевого экспорта. Вместе с тем, чтобы оценить их потенциальный эффект, потребуется более подробная информация. Чтобы существенно ускорить рост, реформы должны быть направлены на решение многолетних проблем недостаточной конкуренции в экономике и большой роли государства, выражающейся как в его доле в экономике, так и в степени вмешательства в деловую активность. Такие реформы следует направить на облегчение входа на рынок и выхода с рынка, совершенствование корпоративного управления государственных компаний, полную реализацию планов по улучшению делового климата, и стимулирование внутрирегиональной и межрегиональной конкуренции, в том числе в рамках государственных закупок.
Ну опять, вы конечно попробуйте со своими проектами поиграться, но приказ о приватизации не забудьте выполнить.
Мы приветствуем планы по способствующим росту сдвигам в налогообложении и расходах, но рекомендуем их возможное расширение, не нарушая бюджетное правило. Наряду с запланированным увеличением государственных инвестиций, мы приветствуем дополнительные расходы на здравоохранение и образование в рамках национальных проектов при условии их адресности и четкой направленности на дальнейшее развитие человеческого капитала (в этой сфере у России сравнительно сильные позиции). Рекомендуется упрощение и повышение прозрачности налогообложения нефтегазового сектора, включая постепенную отмену субсидирования внутреннего потребления, при одновременном обеспечении защиты уязвимых групп. За счет улучшения сбора налогов и устранения неэффективных налоговых льгот можно было бы финансировать снижение тарифов страховых взносов, что могло бы способствовать сокращению неформальной занятости. Несмотря на проведенную недавно пенсионную реформу, сохраняются избыточно щедрые возможности досрочного выхода на пенсию. Можно было бы повысить адресность социальных пособий за счет перехода к проверке нуждаемости, чтобы более эффективно бороться с бедностью.
Переводим на русский: Денег на здравоохранение и образование не дадим. У вас не будет адресности. Все. Вот проверьте за ними потом, так и будет. Не дадут. Так, и нефтянку хорош субсидировать, пусть дорогие Россияне заправляются бензином как в европах, по сто рублей за литр. Так и льготы отменяйте, что кстати уже и делается. А вот эту фразу я предлагаю выбить в гранит. Что бы все наши пенсионеры знали что об их пенсиях думает МВФ и остальные нехорошие люди, вчитайтесь. «Несмотря на проведенную недавно пенсионную реформу, сохраняются избыточно щедрые возможности досрочного выхода на пенсию». Гады, у меня других слов нет.
Россия добилась значительных результатов с 2014 года, когда она одной из первых присоединилась к программе МВФ по оценке прозрачности в бюджетно-налоговой сфере. Открытость бюджета прочно ассоциируется с более высокой эффективностью государственного сектора, более низкой стоимостью заимствований и пониженными коррупционными рисками. За последние пять лет правительство дополнительно упрочило свои сравнительно сильные позиции в этой сфере, предоставив оценки запасов природных ископаемых, подробную разбивку затрат на налоговые расходы, опубликовав комплексный доклад о бюджетных рисках и долгосрочные бюджетные прогнозы и приняв программную бюджетную классификацию. Вместе с тем, остаются возможности дальнейшего совершенствования, в том числе путем предоставления отчетности по государственным обязательствам в рамках ГЧП, снижения доли закрытых статей расходов в бюджете (прогнозируется увеличение этой доли до 20% в 2021 году) и улучшения корпоративного управления и финансовой отчетности более чем 30 тысяч государственных предприятий.
Мы хотели знать о вас все что бы ударить побольнее и что бы знать, где у вас можно отнять, теперь знаем, трудись и дальше на наше благосостояние. Ваш МВФ.
Департамент общественных коммуникаций МВФ
ОТДЕЛ ПО СВЯЗЯМ С СМИ
СОТРУДНИК ПРЕСС-СЛУЖБЫ: ГЕДИМИНАС ВИЛКАС
Источник