Доклад путешествие по миру клеток
Здравствуйте, уважаемые туристы!
Сегодня мы с вами совершаем экскурсию в удивительный город. Он называется Растительная Клетка. В целях безопасности прошу всех надеть скафандры и уменьшиться в сто тысяч раз. Большое спасибо.
Итак, мы находимся перед городской стеной, построенной из прочной целлюлозы (клеточная стенка). Она надежно защищает от вторжения врагов, а также придает форму нашему городу. Как и в любой городской стене, здесь мы можем увидеть ворота (мельчайшие поры), через которые осуществляется взаимосвязь с внешней средой или с другими городами. Приглашаю вас пройти вперед через одну из этих пор. Сейчас перед нами проходит двухслойная граница города (мембрана), мы предъявляем разрешение на экскурсию, и пограничники мембранного канала благополучно пропускают нас внутрь.
Обратите внимание, вокруг нас вязкая жидкость, которая бережно подхватывает нас и перемещает по клетке (цитоплазма). Уважаемые туристы, большая просьба не расплываться, держите направление на правительственное здание (ядро). В этом вам помогут специально проложенные удобные дороги (каналы эндоплазматической сети), на обочинах которых можно заметить мастерские по производству разнообразных белков (рибосомы).
Мы у ворот ядра. Историческая справка: ядро растительной клетки впервые описал Роберт Броун в 1833 году. Вход в правительственное здание только по специальным пропускам, т.к. там находится главный архив, и работают министры (хромосомы). Не будем им мешать.
рисунок растительной клетки
Сейчас мы отправляемся на градообразующий промышленный комплекс, где создаются сложные вещества растительной клетки, такие как целлюлоза, смола, нектар и многие другие. Он называется комплекс Гольджи по имени итальянского ученого Камилло Гольджи, впервые описавшего его в 1898 году.
Как при любом заводе, при комплексе Гольджи имеются созданные им дочерние предприятия – очистные сооружения. Они получили название лизосомы. В них происходит утилизация вышедших из строя органоидов, очищение клетки и уничтожение врагов, если таковые все-таки проникли в город.
Следующий пункт нашей экскурсии – энергетическая станция (митохондрия). Вход в нее для посторонних закрыт двумя мембранами. Здесь происходят важные процессы выработки энергии за счет окисления питательных веществ кислородом. Экскурсии здесь проводятся только для старшеклассников. Поэтому мы с вами отправляемся дальше.
Центральную часть города занимает огромное водохранилище с клеточным соком (вакуоль). Вы можете некоторое время отдохнуть и поплавать.
Уважаемые туристы, вы, наверное, уже проголодались. Во время нашей экскурсии предусмотрено посещение столовой, но не обычной, а работающей на солнечной батарее. Вход в нее так же по пропускам через двойную мембрану. Повара этой столовой – настоящие волшебники – они приготовят для вас еду, используя углекислый газ и воду. Свое волшебство они называют фотосинтезом, а столовую, обеспечивающую пищей все растение, – хлоропласт.
Уважаемые гости города, наша экскурсия подошла к концу. Не забудьте снять скафандры и увеличиться в размерах. Надеюсь, что наша экскурсия вам понравилась. Нарисуйте город-клетку, как вы ее себе представляете, обозначьте на ней маршрут нашего путешествия.
Источник
Урок о биологии 5 кл «Путешествие в мир клетки»
Выбранный для просмотра документ Презентация.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Живет на свете человек, но сколько ни смотри. Не разглядишь ты и вовек, что у него внутри. И, люди побеждая рок, пытались отгадать, что с вами за один урок, должны мы здесь узнать. Возьмем, к примеру, дом стоит из тысяч кирпичей, И мир природы состоит из маленьких частей. Вам кажется, мала она, но в микроскоп взгляните, Ведь это целая страна как в натуральном виде.
Загляните на часок В нашу клетку-теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит — Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям.
Путешествие в мир клетки
Физкультминутка Отдохнем с тобой дружок ставим дружно руки в бок. Наклонились влево, вправо, влево вправо. Потянулись мы на славу. сядем тихо, мой дружок, и продолжим наш урок.
МЕМБРАНА 1.Отграничивает и защищает содержимое цитоплазмы от внешней среды 2.Не сплошная, имеет поры, через которые осуществляется транспорт веществ 3.Обеспечивает связь между клетками в многоклеточном организме
ЦИТОПЛАЗМА Обязательная часть клетки, заключенная между плазматической мембраной и ядром. Свойство цитоплазмы – постоянное движение
Митохондрии Митохондрия – это органоид клетки («энергетическая станция») Наружная мембрана Внутренняя мембрана ДНК Рибосомы
ЯДРО Ядро — это самая крупная органелла клетки, в которой находятся молекулы ДНК и РНК.
Хромосомы и ДНК
Вставьте пропущенные слова в тексте «Снаружи клетка покрыта мембраной. Главная роль мембраны — защита клетки от внешних воздействий. Внутри клетки находится цитоплазма, которая постоянно движется. Важнейший и самый крупный органоид клетки – это ядро. Ядро содержит хромосомы, которые определяют свойства клеток.
Проверить работу самостоятельно, выставив оценку самому себе ошибки- оценка 0 – «5» 1- 2 -«4» 3- «3» 4- «2»
Тест 1. Мембрана 2. Митохондрия 3. Ядро 4. Цитоплазма 5. Органоиды 6. Хлоропласты 0 — «5» 1- 2 — «4» 3- «3» 4- «2»
РЕФЛЕКСИЯ Что мы сегодня изучали? Что было важным на уроке? Что для тебя было интересно? Доволен ли ты свой работой? За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Оцените свою работу на уроке. Поставьте оценку
Запишите домашнее задание ! 1. Изучить п.19 2. Подготовить мини-сочинение «Мое путешествие в мир клетки» 3. Сделать рисунок «Клетка» 4. Аппликация «Клетка»
Выбранный для просмотра документ Путешествие в мир клетки.docx
Урок биологии 5 класс.
Тема: Путешествие в мир клетки, или Что общего между клеткой и космическим кораблем?
Цели: создать у учащихся представление об особенностях строения клетки;
охарактеризовать процессы, происходящие в клетке;
выделить и охарактеризовать роль клеточного ядра.
Оборудование: табл. «Клетка», схема внутреннего устройства космического корабля, учебник.
1. Организационный момент.
Дорогие ребята! давайте сядем поудобнее, посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Я рада, что вас хорошее настроение, а это значит, что мы с вами сегодня активно и дружно поработаем. А скажите, вы сегодня хотите активно поработать или просто быть слушателем на уроке?
Мы с вами изучаем раздел «По ступеням «лестницы жизни».
и вы знакомы с понятием «система»
— Что такое система?
— Из чего состоит система?
— Какое главное свойство существования системы?
— Назовите биологические системы, которые мы с вами изучили?
на доске таблица «уровни организации»
-Посмотрите, что мы с вами еще не изучали? Клетку
Живет на свете человек, но ,сколько ни смотри.
Не разглядишь ты и вовек, что у него внутри.
И, люди побеждая рок, пытались отгадать, что с вами за один урок,
должны мы здесь узнать.
Возьмем, к примеру, дом стоит из тысяч кирпичей,
И мир природы состоит из маленьких частей.
Вам кажется, мала она, но в микроскоп взгляните,
Ведь это целая страна как в натуральном виде.
О чем идет речь в этом отрывке стихотворения.
Клетка. Что это такое или кто она такая?
Назовите тему сегодняшнего урока
Записываем тему урока в тетради.
Как вы думаете: какова цель сегодняшнего урока?
Что нам надо для того чтобы изучить клетку?
ЗВУК РАКЕТЫ. слайд.
Мы сегодня совершим путешествие на космическом корабле.
Скажите, а космический корабль это сложная система?
Как вы думаете, космическая станция — это надежная система?
Давайте рассмотрим устройство космической станции. (слайд).
топливные баки- энергия
солнечные батареи – поглощение солнечной энергии
камера для отходов – удаление вредных веществ.
Клетку можно сравнить с космическим кораблем?
для этого нам надо изучить строение клетки и функции ее частей.
перед вами «Клетка», таблица, рис.65, стр.98
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит —
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Поможет вам узнать больше о клетке: учебник, ваше желание и стремление, которые вы возьмете с собой в дальнейшее путешествие
Самостоятельная работа с учебником стр.98-101.
прочитать текст и заполнить таблицу (шаблон на листке)
консультанты проверяют правильность работы.
Отдохнем с тобой дружок
ставим дружно руки в бок.
Наклонились влево, вправо, влево вправо.
Потянулись мы на славу.
сядем тихо, мой дружок,
и продолжим наш урок.
Текст: Вставьте пропущенные слова в тексте ( текст на парте) индивидуально,
«Снаружи клетка покрыта …. Главная роль мембраны — … клетки от внешних воздействий. Внутри клетки находится … , которая постоянно движется. Важнейший и самый крупный органоид клетки – это … Ядро содержит …, которые определяют свойства клеток.
Проверьте свой текст самостоятельно, выставив оценку самому себе
поставьте оценку.
Составьте схему клетки на доске.
слева рис. космической станции, с права части клетки. соберите клетку, чтобы она была системой.
Имеет ли клетка сходство с внутренним устройством космического корабля?
Проверим ваши знания при помощи несложного теста.
Напротив цифры – номера вопроса, напишите правильный ответ.
1. Самая наружная часть клетки, выполняющая функцию защиты?
2. Этот органоид отвечает за энергию, которая используется на разные процессы жизнедеятельности организма?
3. Этот органоид клетки несет в себе наследственную информацию?
4. Полужидкая масса, которая составляет основу клетки.
5. “Органы” клетки.
6. Органоид клетки, придающий растению зеленый цвет.
Сделайте взаимопроверку, выставив оценку друг другу.
Прослушайте стихотворение «Клетка»
Клетка — жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
— Что мы сегодня изучали-
-Каким бы вы назвали наш урок?
-что было важным на уроке?
Что для тебя было интересно?
— доволен ли ты своей работой?
-За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
Подведем итоги урока.
Оцените себя за все этапы урока. Поставьте оценку за урок.(оценочный лист)
Прочитать п.19, подготовить мини-сочинение «мое путешествие в мир клнтки»
Сделать рисунок клетки.
Всем спасибо за урок!
Номер материала: ДБ-467080
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Путешествие в мир клеток
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Автор УМК: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.
Тема урока: Путешествие в мир клеток.
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: создание условий для формирования представлений о клетке как основе живого организма;
ределение к деятель ности.
Организация направленного внимания на начало учебного занятия
Настрой на работу в стихотворной форме
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Возьмитесь за руки и повторяйте:
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные! Мы – старательные!
Мы отлично учимся! Все у нас получится!
Подготовка класса к работе
Включаются в учебную деятельность.
Дети получают эмоциональный настрой.
Повторить особенности систем организма человека.
Повторение об организме человека.
К : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; работа в группах.
П: логические-анализ объектов с целью выделения признаков
д/з в тетрадях выполнено, сдать на проверку.
Игра «Дополни предложение» (в группах)
Когда говорят, что организм человека работает как часы, имеют в виду, что нервная система, одновременно управляя жизнедеятельностью всех систем, позволяет телу совершать все необходимые движения с помощью ____________________________________________ аппарата, что у человека здоровое ____________________, которое обеспечивает движение крови по организму, а хорошие ________________________ — газообмен. В тоже время пищеварительная система обеспечивает ______________________________ пищи, а мочевые органы и органы пищеварения совместно ______________________________ из тела отработанные продукты обмена веществ. Каждая система органов необходима для жизни и деятельности человеческого _________________________________.
Работа в группах – дополняют текст.
3. Постановка учебной задачи.
Осознание школьниками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме
Работа с презентацией.
Р: целеполагание; прогнозирование;
П (Логические) : анализ объектов с целью выделения признаков
Презентация слайды 2-6
Посмотрите и подумайте: о чём пойдёт речь на уроке.
— Ваши предположения… Озвучьте тему урока
Это клетки человека. И тема урока «Удивительный мир клеток».
Сформулируйте свои вопросы, на которые вы хотели бы ответить, изучая эту тему.
Сформулируйте цель урока (пишу на доске)
узнать, что такое клетка, какова ее роль в жизни человека.
Планирование: как нам получить информацию по теме урока?
— провести опыт, эксперимент
-обратиться к учебнику, словарям
Учащиеся называют тему урока.
Формулируют вопросы по теме:
-что такое клетка?
-зачем нужны клетки?
-какие бывают клетки?
4. Открытие нового знания
Формирование представления о клетке.
Изучение нового материала. Работа с учебником и презентацией.
П (Логические) : анализ объектов с целью выделения признаков
К : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; работа в группах.
-Чтобы представить себе, о чём пойдёт речь, я предлагаю карандашом поставить на листочке (лишь слегка коснитесь бумаги). Разделите эту точку на 200 частей.
-Если бы у каждого из вас была очень-очень острая и тонкая игла, с помощью которой вы смогли бы разделить эту точку на 200 частей, то каждая частичка была бы примерно такой величины, как одна клетка.
Вам даже трудно представить, насколько мала клетка. Но если из клеток 1 человека выстроить цепочку, то ей можно будет обернуть нашу планету по экватору 100 раз.
Работа с тезисами на карточках.
Клетка имеет строение.
Клетки животных, растений и человека имеют разное строение.
Клетка человека обладает всеми признаками живого.
Клетка – основа живого организма.
Прочитайте 1 утверждение. Каким образом можем проверить достоверность этого утверждения?
Работа с микроскопом. Рассмотреть строение клетки кожицы лука.
«Клетка имеет строение. Она состоит из ядра и жидкости, покрыта оболочкой»
— Вернитесь к 1 утверждению. Если вы считаете, что мы доказали его достоверность — поставьте в звёздочке рядом знак +, если опровергли его, то знак -.
Прочитайте второе утверждение. Рассмотрите Слайд 8.
Вернитесь к тезису. Поставьте рядом с ним соответствующий знак.
3 тезис.- прочитать текст на с.12, последний абзац.
4 тезис – с .12, абзац 2-3 с.13, 1-2 абзац.
Работают с тезисами, изучают информацию.
Рассматривают изображение клетки в составе покровной ткани с помощью микроскопа.
Сравнивают ее изображение со схемой в блокноте, приходят к выводу, что черная точка это ядро клетки.
5. Первичное закрепление.
Воспроизведение учащимися способов решения задач, выполнение упражнений по образцу
Работа со схемой и информацией в учебнике.
П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
К: умение слушать;
П: (Логические) : анализ объектов с целью выделения признаков
Составим схему на доске из слов-опор:
Рассмотреть иллюстрации в учебнике с.13
Открывают учебники, рассматривают 4 типа тканей, определяют форму клеток (звёздочки, блюдца, бокаловидные, продолговатые).
Анализируют, делают вывод: разные типы тканей состоят из разных видов клеток.
-клетки в разных тканях выполняют разную работу.
Что же такое клетка, какую роль она играет в организме человека?
Посмотрите на карточку, кто сможет подготовить выступление о том, что такое клетка.
Составляют на доске схему.
Анализируют, делают вывод: разные типы тканей состоят из разных видов клеток.
мельчайшие частицы, из которых состоят ткани;
-основа живого организма.
Формирование личной ответственности за результаты своей деятельности
Подведение итога работы.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Источник