- Одна тридцатая (должны нам) против трети триллиона (должны мы). Госдолг не в нашу пользу – но всё не так просто
- «Прорыв информационной блокады!» Шутка.
- Кто и сколько должен нам
- Кому и сколько должны мы
- Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…
- И, наконец, о «прощённых» государствам Африки $20 миллиардах
- Выполняя указ президента, влезли в долги. Регионы России накануне коллапса
- Нерадивые губернаторы
- Новая надежда
Одна тридцатая (должны нам) против трети триллиона (должны мы). Госдолг не в нашу пользу – но всё не так просто
Раскрыта информация о долгах государств друг перед другом. Россия в списке.
Не так давно – помните? – мы «простили» нескольким африканским странам совокупный долг на сумму $20 миллиардов. Немало, немало в результате на головы принявших такое решение вылилось гнева, сарказма и прочего неудовольствия. Лейтмотивом было излюбленное наше: «доколе?», а причиной, если вникнуть в суть – закрытость информации о том, сколько и кому должны мы, сколько и кто должен нам. На днях вопрос такой «закрытости» решён.
Забавно то, что этот давно назревший вопрос информационной прозрачности достаточно невинной проблемы закрыт не отечественными структурами, отвечающими в том числе за снятие напряжённости в обществе и поддержание нормального имиджа финансовой политики государства.
Вместо наших постаралась вовсе не российская – а совсем даже прозападная контора под названием Всемирный банк (тот самый, что не так давно прославился рекомендациями России по части «углубления реформ», как они это понимают – читайте «Банки сегодня» от 28.01.2021).
«Прорыв информационной блокады!» Шутка.
Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.
Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).
Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:
- Нормативно-правовая база
- График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
- Структура долга
- Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
- Глоссарий
- О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)
И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.
Кто и сколько должен нам
Итак, по данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 миллиарда по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юридических лиц, гарантированные государствами.
В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.
Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран (данные Всемирного банка). К слову, больше всех в мире дал взаймы Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 миллиардов.
РБК констатирует: «…данные о долговых обязательствах основаны на отчётности, которую министерства финансов развивающихся стран передают во Всемирный банк. Однако, по его словам, около 5 процентов всего объёма двусторонней задолженности развивающихся государств не распределено по странам-кредиторам. Кроме того, в списке заёмщиков России от Всемирного банка нет Ирака и Кубы – их задолженность перед Россией в конце 2018 года могла достигать почти $4 миллиарда»
Крупнейший государственный должник России – Белоруссия с $8,1 миллиарда на конец 2019 года («сумма совпадает с той, которую Минфин Белоруссии раскрывал в проспекте своих еврооблигаций в июне 2020 года» – РБК). В конце 2020 года было подписано межправительственное соглашение о предоставлении Минску ещё $1 миллиарда российского кредита.
Более $1 млрд на конец 2019 года была должна России каждая из стран: Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен, следует из данных Всемирного банка. «Бангладеш является бенефициаром экспортных кредитов России на постройку атомной электростанции (АЭС), строящейся с 2017 года. При экспортном кредите «живых» денег страна-бенефициар не видит: они идут на оплату поставок, услуг или работ российских экспортеров» (данные РБК). По информации Всемирного банка, в 2019 году появился двусторонний долг Египта перед Россией на сумму $495,5 миллиона.
Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 миллиона на конец 2019 года. Это Сомали ($418 миллионов), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. Этим странам их долг, по имеющимся данным, нами пока не списан. В основном они брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты – у Замбии и Мозамбика, видно из статистики Всемирного банка.
Кому и сколько должны мы
По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет почти $56,8 миллиарда.
Известно, что Россия за последние 20 лет простила своим должникам около $140 миллиардов. Нашей стране как правопреемнице СССР, прежде всего отвечающей за долги бывшего Союза, не простили ни копейки. По крайней мере, об этом ничего не известно.
Самый заметный долг Советского Союза – это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме этого – задолженности СССР перед странами бывшего Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ), и некоторые другие – всё перед бывшими социалистическими друзьями.
В конце 1991 года между республиками Советского Союза был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга СССР, согласно которому РСФСР досталось 61,34 процента от общей суммы задолженности – примерно $57 миллиардов. Однако в 1993 году правительство России взяло на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга СССР, составлявшего $96,6 миллиардов, получив взамен отказ бывших союзных республик от своих долей в зарубежных активах СССР.
Среди буржуев тоже есть дававшие нам взаймы – и немало. Это и Германия (о долговых обязательствах СССР перед этой страной было забыто после 1945 года),
«Студер» по ленд-лизу. Тоже отдавали…
и США ($722 миллиона на момент распада СССР), и Великобритания (Перед этими странами свои долги мы погасили ещё в 2006 году, и больше у них не занимали). Не вдаваясь в подробности (кому интересно – может найти развёрнутую информацию на эту тему), можно лишь подчеркнуть: в основном Россия по долговым обязательствам СССР расплатилась.
В 90-е годы Россия активно кредитовалась у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на $14 миллиардов (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4 процента ВВП. По деньгам сумма составила более $188,5 миллиарда. За всю историю России эта сумма государственной задолженности оказалась (пока) наибольшей. Уже к началу 2000 года внешний госдолг уменьшился до $146 миллиардов. Сейчас мы – государство с наименьшим госдолгом среди крупных экономически развитых стран.
Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…
…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.
А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.
Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.
А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.
И, наконец, о «прощённых» государствам Африки $20 миллиардах
Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в своё время заявил, что на 90 процентов эти списанные долги были невозвратными. И с его утверждением нельзя не согласиться: даже коллектор с пенсионера мог бы взять больше, чем мы с африканского государства-должника.
Журнал «Военное обозрение» наиболее полно прояснил ситуацию на своих страницах:
«В обмен на прощённые долги Москва получает определенные преференции на рынках африканского континента. Ведь сегодня африканские страны являются третьим после Китая и Индии покупателем российского вооружения и военной техники… Кроме того, в ряде африканских государств есть свои интересы и у крупнейших российских компаний. Например, в Гвинее работает российский «Русал», так как в этой африканской стране сосредоточено до двух третей мировых запасов бокситов. Россию интересуют и природные ресурсы ЦАР, ряда других африканских государств».
Или вот: «выгода от участия, например, РЖД в развитии железнодорожного сообщения на африканском континенте может быть в разы большей, чем вся сумма прощённого всем африканским странам долга. Тоже самое касается и других компаний, которые имеют собственные интересы на африканском континенте».
Ну, в самом деле: мы ведь больше не СССР, чтобы миллиардами просто так разбрасываться. Только на форуме Россия-Африка, который состоялся в Сочи в 2019 году, было подписано контрактов почти на те самые $20 миллиардов. Об этом заявил в своё время советник президента РФ Антон Кобяков. Не стоит удивляться тому, что с тех пор общая сумма контрактов с африканскими странами вполне могла удесятериться.
Данные и иллюстрации – из открытого доступа
Источник
Выполняя указ президента, влезли в долги. Регионы России накануне коллапса
Указы президента требовали повышения зарплат бюджетников. Выполняя эти указы, губернаторы дотационных территорий брали кредиты. Особенно часто – в ковидном 2020 году. Теперь проблема высокой долговой нагрузки на регионы России является одним из главных тормозов развития страны.
31 марта Владимир Путин провёл совещание с членами правительства. Основной темой стало финансирование программ развития регионов. Сразу же следует упомянуть, что основных проблем, с которыми сталкиваются субъекты России, две:
- Высокий уровень закредитованности
- Отсутствие свободных средств для осуществления инвестиций
Собственно говоря, вторая проблема вытекает из первой. Обслуживание долга занимает значительную часть расходов региональных бюджетов. Конечно, ситуация в административно-территориальных единицах сильно разнится, но общая тенденция оптимизма не вызывает. Так, в кризисный 2020 год регионы увеличили заимствования на рекордные 18%, доведя суммарную цифру до 2,5 трлн рублей. Средняя долговая нагрузка (долг по отношению к доходам) составила 27,3%. В некоторых субъектах, таких как Мордовия, Хакасия, Удмуртия, этот показатель перевалил за 100%.
При этом следует отметить и позитив. Так, прирост пришёлся исключительно на бюджетные кредиты, которые для регионов являются более выгодными, чем коммерческие. Всего в прошлом году из федерального бюджета на поддержку субъектов было направлено 223 млрд кредитов и 260 млрд рублей безвозмездных поступлений. Это позволило регионам преодолеть кризис, не только сократив, но и нарастив бюджетные расходы. При этом сумма задолженности перед банками была даже несколько снижена на 5,6 млрд рублей. Тем не менее, как было сказано выше, общая задолженность выросла примерно на 400 млрд рублей.
Нерадивые губернаторы
Основная проблема связана с кредитами, взятыми у коммерческих банков. К сожалению, руководители многих субъектов с 2013-2014 гг., пытаясь выслужиться перед Москвой, достигнув хороших показателей, необдуманно увеличили нагрузку на бюджет, обращаясь к банкам. Майские указы 2012 года подразумевали существенное увеличение оплаты труда бюджетникам. В частности, зарплата учителей должна была быть не ниже средней по региону, а у врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников – превысить данный показатель в два раза. Согласно законодательству, данные статьи финансируются за счёт расходов региональных бюджетов, у которых, разумеется, дополнительных средств не было. Но данный факт вовсе не означал, что губернаторам ряда субъектов следовало непременно брать дорогие банковские кредиты. Да, они попали не в самое комфортное положение, но безвыходным оно не являлось. Прежде чем начать повышать зарплаты, было необходимо рассчитать прогноз доходов бюджета, а также активизировать работу по привлечению инвестиций, которые генерируют дополнительные налоговые поступления. Всего этого сделано не было. В результате многие субъекты попали в долговую ловушку.
Ярким примером служит ситуация, сложившаяся в Республике Мордовия. Ещё на начало 2013 года долг региона составлял 24 млрд рублей, однако уже к концу 2017 года эта цифра выросла ровно в два раза – до 48 млрд рублей. Из них 22,7 млрд, или же 47,2% – банковские кредиты. Сейчас уровень обязательств республиканского бюджета к собственным доходам составляет 195,2%.
В ряде других субъектов ситуация складывается не намного лучше. В связи с этим правительство совместно с регионами разработало, как кажется на первый взгляд, достаточно эффективные меры поддержки снижения долговой нагрузки на субъекты. На совещании у президента их озвучил губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
Новая надежда
Во-первых, предлагается замещать коммерческие кредиты бюджетными. Обязательства перед банками являются, как правило, краткосрочными и дорогими. Федеральная же казна может предоставить весьма комфортные условия возвращения займов. Например, по ставке «ключевая ставка + 1%» сроком на 30 лет. Более того, если использовать механизм размещения облигаций, то выплата может осуществляться даже по ставке «инфляция + 1». Разумеется, подобная поддержка федерального центра должна происходить при условии, что регион больше не будет навешивать на себя кредитные обязательства банковских организаций.
Во-вторых, логичным механизмом снижения долговой нагрузки является рост собственных доходов субъектов. Добиться этого можно только в том случае, если увеличатся налоговые поступления в бюджет региона. Но для этого необходимо осуществление масштабных госинвестиций. В частности, в инфраструктуру. Предлагается механизм, согласно которому федеральный центр будет выдавать регионам целевые займы, которые пойдут не на финансирование текущих расходов, а на осуществление капитальных вложений. Данный процесс также может происходить как путём размещения инфраструктурных облигаций, так и путём целевого кредитования под усиленным контролем правительства.
В-третьих, федеральный центр готов списывать некоторую часть задолженности субъектов при условии, что региональные власти направляют эти деньги на финансирование проектов, которые обеспечат гарантированный возврат инвестиций, в том числе за счёт будущих налоговых поступлений. При этом подобный механизм, согласно заявлению Антона Силуанова, пробуксовывает. Так, Минфин предусмотрел на эти цели 422 млрд рублей, в то время как регионы подали заявки всего лишь на 49 млрд. Тем не менее глава Минэкономразвития Максим Решетников отметил, что в настоящий момент производится широкая разработка перспективных проектов инфраструктуры, куда регионы будут готовы инвестировать средства. По заявлению Решетникова, уже готовы проекты на сумму в 100 млрд рублей. Однако остаются неосвоенными 300 млрд, то есть три четверти.
Проведённое совещание по финансированию программ развития регионов показало, что у правительства есть понимание того, как нужно бороться с ключевой проблемой, которая тормозит пространственное развитие страны. Однако вышеописанные проекты в большинстве своём существуют лишь на бумаге. Как они будут реализованы на практике, увидим в ближайшее время.
Источник