- Какие государства и сколько должны России?
- Всемирный банк «рассекретил» суверенных должников России
- Внешний долг России: 1994 – 2021
- Внешний долг России
- Кредитная структура
- История российского госдолга
- Внешние кредитные обязательства России: кому и сколько должна страна?
- Структура госдолга РФ
- Прощенные долги
Какие государства и сколько должны России?
Какие государства и сколько должны России?
Точный ответ на данный вопрос дать сложно, поскольку Минфин РФ не раскрывает полную географию должников и суммы их обязательств.
В последний раз информацию о международном кредитном портфеле РФ публично озвучил в сентябре 2019г. заместитель министра финансов С. Сторчак.
На тот момент государственные долги перед Россией составляли порядка 35 млрд. долларов США.
По данным Всемирного Банка, около 30 стран являются должниками РФ.
Крупнейшие из них (в млрд. USD):
– Куба – 3,2 (не сотрудничает с ВБ, данные – из открытых источников)
Совокупная задолженность государств Африки (Судан, Эфиопия, Танзания, Мозамбик, Мадагаскар, Замбия, Сомали) оценивается в 973 млн. USD.
Размер госдолга Украины перед Россией может достигать 3,6 млрд. долларов.
В том числе 3 млрд. – по еврооблигациям, которые были куплены за счёт средств ФНБ РФ в декабре 2013г. в период президентства В. Януковича.
Украина отказывается признавать эту сумму в качестве государственного долга.
Поскольку выпуск облигаций регулировался британским правом, разбирательства по данному вопросу проходили в Высоком суде Лондона.
12 декабря 2019г. Верховный суд Великобритании закончил заслушивать аргументы России и Украины, рассмотрение дела завершено.
Решение может быть оглашено до середины 2020г.
Следует отметить, что на протяжении последнего десятилетия РФ выдавала кредиты на строительство АЭС, покупку отечественного вооружения, воздушного и железнодорожного транспорта и другие цели.
Среди ведущих заемщиков фигурировали Индия, Иран, Египет, Куба, Вьетнам, Беларусь, Казахстан, Азербайджан и иные государства.
Вместе с тем, в 2019г. Россия смогла вернуть кредитов больше, чем выдала их иностранным правительствам.
Это произошло впервые с 2010г.
По данным Федерального казначейства, РФ получила от заемщиков 250 млрд. рублей, а госзаймы были предоставлены на 215 млрд. рублей.
В Минфине объяснили возросшие платежи наступлением сроков возврата основного долга у нескольких стран.
Кроме того, Кипр досрочно погасил долг перед Россией на сумму 1,6 млрд. евро.
Также эксперты отмечают ужесточение политики Минфина РФ по отношению к государствам-заемщикам в связи с обострением геополитической ситуации в мире.
Источник
Всемирный банк «рассекретил» суверенных должников России
Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией. Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. По данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 млрд по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юрлиц, гарантированные государствами.
Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран, следует из данных Всемирного банка, которые собрал экономист американского Института управления природными ресурсами (NRGI) Дэвид Михалый. Лидирует Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 млрд.
Михалый сказал РБК, что данные о долговых обязательствах основаны на отчетности, которую министерства финансов развивающихся стран передают во Всемирный банк. Однако, по его словам, около 5% всего объема двусторонней задолженности развивающихся государств не распределено по странам-кредиторам. Кроме того, в списке заемщиков России от Всемирного банка нет Ирака и Кубы — их задолженность перед Россией в конце 2018 года могла достигать почти $4 млрд, писал РБК в материале 2019 года, в котором предпринималась попытка собрать сведения о суверенных должниках России. РБК направил запросы во Всемирный банк и в пресс-службу Минфина России.
Крупнейшим государственным должником России является Белоруссия — $8,1 млрд на конец 2019 года (сумма совпадает с той, которую Минфин Белоруссии раскрывал в проспекте своих еврооблигаций в июне 2020 года). В конце 2020 года страны подписали межправительственное соглашение о предоставлении Минску еще $1 млрд от России.
Более $1 млрд на конец 2019 года была должна России каждая из следующих стран: Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен, следует из данных Всемирного банка. РБК писал, что Бангладеш является бенефициаром экспортных кредитов России на постройку атомной электростанции (АЭС), строящейся с 2017 года. При экспортном кредите «живых» денег страна-бенефициар не видит: они идут на оплату поставок, услуг или работ российских экспортеров. По данным ВБ, в 2019 году появился двусторонний долг Египта перед Россией на сумму $495,5 млн.
Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 млн на конец 2019 года. Это Сомали ($418 млн), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. В основном эти страны брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты — у Замбии и Мозамбика, видно из статистики Всемирного банка.
Часть долгов перед Россией, как, например, долг Йемена, восходит к началу 1990-х годов, показывают данные ВБ.
Минфин Украины учитывает перед Россией только долг на $0,61 млрд, образовавшийся в начале 1990-х годов за поставки российского газа, тогда как с точки зрения Москвы Киев обязан вернуть России более $3 млрд по спорным еврооблигациям времен президентства Виктора Януковича. В 1997 году Россия и Украина договорились в рамках раздела Черноморского флота, что долг за поставки российского газа будет погашаться в безденежной форме путем ежегодного зачета $97,8 млн за аренду Россией базы Черноморского флота в Крыму. Последний взаимозачет состоялся в марте 2014 года, долг был заморожен на отметке $606 млн, следует из данных украинского Минфина. «На сегодня нет инструмента обслуживания и погашения этого долга, поскольку Россия в одностороннем порядке остановила, денонсировала эти соглашения [по Черноморскому флоту]», — заявляли в украинском Минфине в 2016 году.
Некоторые двусторонние долги перед Россией заморожены на одной и той же отметке уже много лет, следует из данных ВБ. Например, долг Афганистана ($849 млн) — с 2009 года, Камбоджи ($458 млн) — с 2007 года, Сирии ($525 млн) — с 2011 года. Судя по этой информации, Сирия перестала обслуживать долг перед Россией после начала в стране гражданской войны, которая до сих пор продолжается.
Россия с 1990-х годов реструктурировала часть советских долгов таким странам, как Вьетнам, Йемен, Куба, Индия. После распада СССР Российская Федерация заключила соглашения с 11 бывшими советскими республиками о принятии на себя ответственности за погашение внешнего долга Советского Союза в обмен на все бывшие активы СССР за рубежом, в том числе права требования по внешним долгам.
В целом зарубежные страны и юридические лица были должны России $39,6 млрд на 1 октября 2020 года, включая $15,8 млрд по долгам бывшего СССР, раскрыл данные Минфин России в ноябрьском проспекте еврооблигаций. Данные Всемирного банка охватывают примерно 58% этой задолженности (пробелы могут быть связаны с тем, что в статистике Всемирного банка нет ряда должников России, таких как Куба или Венгрия; в ней нет задолженности коммерческих структур и т.д.).
После 2019 года Россия продолжала выдавать новые госкредиты: в 2020 году она предоставила таких кредитов другим странам на 211 млрд руб., следует из данных Федерального казначейства. В 2021 году запланировано предоставление финансовых и экспортных госкредитов почти на 355 млрд руб. В сентябре 2020 года правительство утвердило новые правила предоставления двусторонних государственных кредитов. Одной из целей таких кредитов заявлено «формирование положительного имиджа Российской Федерации как ответственного международного кредитора и донора», одним из принципов — «экономическая и коммерческая целесообразность предоставления государственного кредита».
Источник
Внешний долг России: 1994 – 2021
Внешний долг России – это обязательства Российской Федерации, возникшие в иностранной валюте.
При этом собственно госдолг составляет внешняя задолженность федеральных органов власти, субъектов федерации, ЦБ РФ.
Под общей (совокупной) задолженностью понимают внешние долги всех резидентов РФ: государственных структур, банковского и корпоративного секторов.
Совокупный внешний долг России – динамика по годам (данные ЦБ РФ):
на 01.01.1994г. – 118,007 млрд. долларов
на 01.01.1995г. – 126,810 млрд. долларов
на 01.01.1996г. – 132,850 млрд. долларов
на 01.01.1997г. – 153,044 млрд. долларов
на 01.01.1998г. – 182,883 млрд. долларов
на 01.01.1999г. – 188,534 млрд. долларов
на 01.01.2000г. – 178,256 млрд. долларов
на 01.01.2001г. – 160,234 млрд. долларов
на 01.01.2002г. – 146,553 млрд. долларов
на 01.01.2003г. – 151,302 млрд. долларов
на 01.01.2004г. – 184,955 млрд. долларов
на 01.01.2005г. – 213,335 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 195,631 млрд. долларов;
в национальной валюте – 17,704 млрд. долларов)
на 01.01.2006г. – 257,204 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 227,754 млрд. долларов;
в национальной валюте – 29,450 млрд. долларов)
на 01.01.2007г. – 313,214 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 250,587 млрд. долларов;
в национальной валюте – 62,627 млрд. долларов)
на 01.01.2008г. – 464,384 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 361,402 млрд. долларов;
в национальной валюте – 102,982 млрд. долларов)
на 01.01.2009г. – 479,823 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 396,741 млрд. долларов;
в национальной валюте – 83,082 млрд. долларов)
на 01.01.2010г. – 466,294 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 381,178 млрд. долларов;
в национальной валюте – 85,115 млрд. долларов)
на 01.01.2011г. – 488,537 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 393,168 млрд. долларов;
в национальной валюте – 95,369 млрд. долларов)
на 01.01.2012г. – 538,884 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 410,226 млрд. долларов;
в национальной валюте – 128,658 млрд. долларов)
на 01.01.2013г. – 636,421 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 458,694 млрд. долларов;
в национальной валюте – 177,726 млрд. долларов)
на 01.01.2014г. – 728,864 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 541,902 млрд. долларов;
в национальной валюте – 186,962 млрд. долларов)
на 01.01.2015г. – 599,901 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 492,777 млрд. долларов;
в национальной валюте – 107,124 млрд. долларов)
на 01.01.2016г. – 518,489 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 435,271 млрд. долларов;
в национальной валюте – 83,217 млрд. долларов)
на 01.01.2017г. – 511,752 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 401,221 млрд. долларов;
в национальной валюте – 110,531 млрд. долларов)
на 01.01.2018г. – 518,445 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 380,107 млрд. долларов;
в национальной валюте – 138,338 млрд. долларов)
на 01.01.2019г. – 455,073 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 342,468 млрд. долларов;
в национальной валюте – 112,605 млрд. долларов)
на 01.01.2020г. – 491,418 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 341,722 млрд. долларов;
в национальной валюте – 149,696 млрд. долларов)
на 01.01.2021г. – 467,859 млрд. долларов
(в иностранной валюте – 339,657 млрд. долларов;
в национальной валюте – 128,202 млрд. долларов)
на 01.04.2021г. – 459,306 млрд. долларов
Отношение внешнего долга России к объему ВВП (данные ЦБ):
Источник
Внешний долг России
- Инга Кайсина 9 452
В начале 90-х годов российским правительством было принято решение разделять задолженность на внешнюю и внутреннюю. На текущий момент внешний суверенный долг определяется в валюте страны кредитора, внутренняя задолженность исчисляется в рублях. Регулирующим внешние кредитные обязанности РФ документом, является бюджетный кодекс, формулировка термина «внешний долг» дается в статье 6 данного документа.
Кредитная структура
Ответственными за исполнение долговых обязательств органами, признаются:
- Центробанк РФ
- Федеральная администрация
- Администрация субъектов федерации
Регистрационные функции, структурное информирование, формирование истории и распределение финансовых потоков по платежам – все это функции Центробанка, выполняющего ключевую роль в иерархии кредитных обязательств. Основными источниками заемных средств являются соседние государства, МФО и фонды, организованные международными финансовыми структурами или частными лицами.
История российского госдолга
Хронологически правильно будет вести учет накопления госдолга с момента официального появления Российской Федерации, как субъекта международных финансовых отношений. Данное событие произошло в 1991 году, в момент распада СССР. Объявив себя приемником, вновь появившееся государство взяло на себя и долговые обязательства Советского Союза.
В сложный экономический период, накопленные долги не давали молодому государству возможности полноценно развиваться. Кредиторы практически не получали платежей по обязательствам распавшегося Союза и за период в 8 лет (к середине 1998 года) суверенная задолженность составила более $188 миллиардов. Накопление долга привело к дефолту по внешним обязательствам и ввергло страну в глубочайший кризис.
Россия до сих пор погашает долги Советского Союза. Процедура выплат началась в 2000 году, с момента выхода государства из нисходящего тренда и повышения цен на сырье. К середине 2006 года была полностью погашена задолженность России перед Парижским клубом в сумме $22,5 млрд. Регулярное внесение платежей и нормализация экономической обстановки привели к повышению кредитного рейтинга страны и сделали доступными новые займы.
В связи с этим уже в 2008 году задолженность РФ превысила $0,5 трлн. В период с 2013 по 2017 годы было выплачено по внешним обязательствам более $1 трлн, среди получателей платежей были такие страны как: Финляндия, Чехия, Черногория и т.д. В настоящее время скорость накопления долга значительно ниже чем до 2014 года, причиной тому являются международные санкционные ограничения.
Внешние кредитные обязательства России: кому и сколько должна страна?
Последние отчеты ЦБ свидетельствуют о быстрых темпах снижения госдолга РФ, так с января 2018 года, в процентном соотношении с ВВП задолженность сократилась до 33%, тогда как ранее, это значение превышало 40%. Такая динамика считается позитивной и ведет к умеренному росту экономики в перспективе.
Согласно прогнозам к концу года должно быть выплачено более $50 млрд. Из планируемой суммы уже выплачено $21,4 млрд (отчет за 1-й квартал). За оставшееся время планируется исполнить обязательства на $30 млрд, но данная цифра является приблизительной.
Несмотря на фактическое сокращение задолженности, относительно ВВП данный показатель будет расти. Если быть точнее, размер долга останется на прежнем уровне или будет расти медленно, тогда как ВВП, по расчетам экспертов будет сокращаться в течении нескольких лет, в виду санкций и снижения деловой активности. Ожидается значительное удешевление национальной валюты и снижение мировых цен на углеводороды.
Эксперты относят текущую динамику роста суммы долга некритичной и вполне приемлемой. В сравнении с экономиками прочих государств, заимствования РФ кране малы и в несколько раз перекрываются фондированными средствами и капитализацией работающих на территории страны компаний.
Аналитики уверены, что РФ не перестанет брать в долг и будет постепенно увеличивать общую задолженность, совершая периодические выплаты. Относительный показатель госдолга России составляет от 5 до 10%, что является практически минимальным значением (меньше только у четырех стран).
Структура госдолга РФ
Понятие государственного долга отражает определенную структуру. То есть формирование долга происходит путем приобретения государством обязательств, через определенные финансовые инструменты, в том числе:
- евробонды;
- ОФЗ;
- ОВГВЗ;
- ценные бумаги расписки с разным сроком погашения;
- аккредитивы банковских организаций;
- комиссионные банковские операции (инкассо);
- векселя и т.д.
В настоящее время Российская Федерация имеет прямую задолженность только перед одним государством – Южной Кореей. Договора с данным кредитором предусматривают исполнение обязательств в 2025 году. Практически весь объем задолженности перед иностранными структурами был накоплен Советским Союзом и погашен в период с 1991 по 2017 годы.
Прощенные долги
Накопление внешнего долга характерно не только для российской экономики, иные государства также участвуют в процессе финансово-кредитных взаимоотношений, в том числе с Российской Федерацией. Переставший существовать Советский Союз, также активно выдавал займы, РФ не имея возможности принудительно затребовать возврат по долгу несуществующего государства, простила должникам более $594 млн.
В числе государств, чьи долги СССР были списаны новой администрацией: Вьетнам, КНДР, Монголия, Афганистан, Ирак, Сирия. Только с одной Кубы были сняты обязательства в размере $31,7 млрд. Также были прощены долги некоторым африканским государствам, в том числе Ливии, общая сумма прощеного долга в данном направлении превышает $0,02 трлн. Списание долгов позволяет ускорить развитие стран, ранее обремененных обязательствами по кредитам.
С момента списания задолженности, с государствами из списка прощеных должников было заключено множество контрактов, прибыль по которым в разы превысило сумму списанных долгов.
Источник