Долговые обязательства европейских стран

Ликбез. Государственный долг в странах ЕС и как он работает

Одной из основных статей бюджетных расходов стран Европейского союза являются расходы по обслуживанию государственного долга. В 2010 году проблема госдолга Греции стала настоящей проверкой на прочность как зоны евро, так и всего ЕС. На фоне кризиса даже звучали прогнозы о выходе Греции из зоны евро и крахе евро как валюты. Однако ЕС в очередной раз доказал свою гибкость и через 8 лет — 20 августа 2018 завершилась антикризисная программа кредитования Греции. Спасение греческой экономики стоило около 400 млрд.евро, привело к введению мер жесткой экономии и обострению социальных проблем в стране. Но как устроена система государственного долга в других европейских странах и на что влияют параметры этого экономического феномена? Разбирались в нашей традиционной рубрике «Ликбез»

ЧТО ТАКОЕ ГОСДОЛГ?

Госдолг — это сумма, которая позволяет правительству, не дожидаясь появления собственных средств, покрывать стоимость бюджетных услуг, например, оказывать бесплатную медицинскую помощь, ремонтировать дороги или же выполнять иные социальные обязательства. Иными словами, госдолг — это разница между тем, сколько правительство потратило средств за год, и сколько денег у него на самом деле было в распоряжении.

Госдолг формируется за счет внутренних и внешних заимствований. Государство может выпускать специальные долговые бумаги, которые потом выкупаются ее гражданами, другими странами, бизнесом или финансовыми организациями. Правительство в ответ выплачивает проценты по этим облигациям, а самими деньгами может пользоваться на свое усмотрение. Отличие между внутренними и внешними заимствованиями в управлении — внутренняя задолженность в менеджменте значительно проще для страны, к примеру, проведя доп.эмиссию национальной валюты или же используя финансовый инструмент. В случае с внешним долгом все сложнее, так как условия его погашения прозрачны, а невозможность выплаты процентов приводит к тяжелым последствиям для страны.

Читайте также:  Страны куда можно украинцам

На национальном уровне регулирование внешней задолженности осуществляется различными национальными институтами: министерством финансов, центральным банком, а также специализированными организациями (так называемыми «агентствами по управлению долгом»). Для оценки внешнедолговой устойчивости страны используются различные коэффициенты. Наиболее распространенным показателем является соотношение величины совокупного внешнего долга и ВВП. Данный показатель, по мнению МВФ, отражает степень рисков непогашения внешней задолженности различными странами мира. Если соотношение «внешний долг/ ВВП» превышает 50 %, считается, что данная страна может столкнуться с серьезными проблемами при погашении внешнего долга.

За последние двадцать лет объем международного долгового рынка увеличился на порядок, а совокупный объем внешнего долга в мировом масштабе, включающий как рыночные, так и нерыночные заимствования, согласно данным Всемирного банка, достиг в начале 2018 г. уже более 100 % мирового ВВП.

ЧТО ОСОБЕННОГО В УПРАВЛЕНИИ ГОСДОЛГОМ В ЕС?

Главная особенность системы госдолга в ЕС — госдолга Союза не существует, но у каждой страны есть свой собственный. При этом 19 из 28 стран-членов ЕС входят в зону евро, использую его в качестве расчетной валюты и составляют Еврогруппу. Подобная структура стала необходимой из-за того, что страны имея общую валюту, не выстраивают общую фискальную политику, которая все еще остается в ведении национальных государств. Поэтому необходимы постоянные консультации, которые и проводит Еврогруппа каждый месяц.

Подобная ситуация и в финансовой сфере. В ЕС действует Европейская система центральных банков (ESCB) задача которой формировать общую финансовую стратегию ЕС. Страны еврозоны при этом входят в сферу подчинения специальному финансовому институту — Европейскому центральному банку, который вырабатывает финансовую стратегию евро. При этом у каждой страны ЕС все равно есть собственный Центральный банк, который автономен в своих действиях.

Таким образом, финансовая система ЕС состоит из трех элементов:

  1. ЦБ каждой страны вне зоны евро,
  2. ЦБ каждой страны еврозоны
  3. Европейского ЦБ

Фискальная система стран ЕС. Источник

Сама же европейская валюта регулируется обязанностями стран-членов соблюдать строгую бюджетную дисциплину, финансовое указания ЕЦБ, а также разумно управлять госдолгом.

ЧТО ДАЛО ВВЕДЕНИЕ ЕВРО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСДОЛГОМ?

Введение евро в 1992-2002 годах позволило всем странам еврозоны разделить финансовые риски и получить чрезвычайно высокие кредитные рейтинги, что прямо отразилось на стоимости их заемных средств.

По классификации рейтингового агентства Standard & Poor’s, рейтинг Греции определялся как «A», Португалии — «АА-», а у Ирландии и Испании он был наивысшим — «ААА». И-за столь высоких рейтингов стоимость внешних заимствований для этих стран мгновенно снизилась в несколько раз по сравнению с действовавшим уровнем национальных процентных ставок накануне их вступления в еврозону. В ноябре 2007 г. Процентная ставка по государственным долгосрочным облигациям Греции лишь на 0,34 % превышала соответствующий уровень Германии — государства ЕС с наивысшим уровнем платежеспособности.

Долгосрочные процентные ставки (доходность вторичного рынка государственных облигаций со сроками погашения до 10 лет) всех стран еврозоны. Источник

Кроме того, несмотря на звучавшие прогнозы экономистов после введения евро асимметрия экономического развития в ЕС между самыми развитыми и отстающими странами только усилилась.

ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЕЛ ДОЛГОВОЙ КРИЗИС И ПОЧЕМУ БОЛЬШЕ ВСЕХ ПОСТРАДАЛА ГРЕЦИЯ?

Основные факторы долгового кризиса в странах Евросоюза были заложены еще в Договоре о создании Европейского экономического и валютного союза, подписанном в Маастрихте в 1992 году. В соответствии с маастрихтскими критериями порог допустимого уровня государственного долга (включая внешний и внутренний) был установлен на отметке 60 % ВВП. На момент принятия решения о будущих членах Европейского экономического и валютного союза этот критерий был нарушен в 11 государствах. За период с 2009 по 2014 г. общий размер государственного долга стран зоны евро вырос с 70 до 92 % ВВП. При этом, по данным Европейской комиссии, в проблемных странах зоны евро объем госдолга в 2014 г. в 2–3 раза превысил установленный Маастрихтским соглашением лимит в 60 % ВВП, обеспечивающий финансовую устойчивость: в Греции — 177,1 % ВВП, в Португалии — 130,2 и в Италии — 132,1 % ВВП.

Растущая долговая нагрузка в совокупности привела к масштабному долговому кризису еврозоны.

Особенно критическая ситуация наблюдалась в Греции, которая летом 2015 г. оказалась на грани суверенного дефолта по внешним обязательствам перед ЕЦБ и МВФ. Как выяснилось впоследствии, показатели реальных доходов бюджета подтасовывались, страна не справлялась с требования ЕС. Бюджет многие годы был дефицитным, доходная часть не исполнялась. Для покрытия дефицита Греция была вынуждена постоянно принимать новые долговые обязательства, что вело к росту закредитованности страны. Нерегулярное обслуживание госдолга привело к падению кредитного рейтинга страны, и она потеряла доступ к дешёвым финансам на рынке. Так как к тому времени у страны уже не было собственной валюты, она не могла допечатывать деньги, чтобы справиться с проблемами хотя бы через запуск инфляционных механизмов.

Все это привело страну на грань дефолта в 2010 и затем в 2015 году.

КАК СПАСАЛИ ГРЕЦИЮ?

Проблема с Грецией осложнялась и положением Договора о Евросоюзе, согласно которому Центральным банкам стран ЕС запрещается предоставлять любые кредиты или приобретать долговые инструменты у правительств государств-членов Евросоюза.

Поэтому все страны Евросоюза столкнулись с дилеммой. С одной стороны, нарушение договорных обязательств по внешним кредитам и займам ставило под сомнение дальнейший успех европейской интеграции, а с другой стороны, объявление дефолта любой страны с евро фактически означало дефолт еврозоны, что привело бы к катастрофическим последствиям для единой европейской валюты.

В марте 2010 г. на саммите ЕС в Брюсселе главы государств и правительств одобрили план спасения Греции от дефолта. Пакет первоначальной помощи Греции составил 110 млрд. евро. Две трети необходимой суммы страна получила в форме кредита от 15 других участников еврозоны через специально созданный механизм стабилизации и одну треть — от МВФ. Привлечение МВФ к решению проблем Греции объяснялось не только намерением переложить на этот международный институт часть расходов, но и стремлением применить стандарты и внешний надзор со стороны МВФ для принуждения Греции к жесткой бюджетной дисциплине и исполнению обязательств по сокращению бюджетного дефицита до параметров, согласованных с ЕС.

КАК РЕФОРМИРОВАЛИ СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ГОСДОЛГОМ В ЕС ПОСЛЕ ГРЕЧЕСКОГО КРИЗИСА?

Греческий кризис вынудил руководство Евросоюза выступить с новыми инициативами. В 2015 г. был подготовлен так называемый «Доклад пяти председателей». Его подписали председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, председатель Европейского совета Дональд Туск, председатель Еврогруппы Йерун Дейссельблум, президент ЕЦБ Марио Драги и председатель Европарламента Мартин Шульц. Доклад содержит план консолидации валютно-финансовой сферы ЕС и фактическое переформатирование ЕС в единое политико-экономическое пространство к 2025 г.

Концепция нового консолидированного экономического и валютного союза на основе реального и глубокого сближения стран-членов базировалась на идее, что регулирование различных видов рисков, в том числе рисков суверенных дефолтов, требует создания соответствующих институциональных структур: Банковского, Налогового, Финансового союзов, Союза рынков капитала, а также Экономического и Политического союзов. Однако в 2015-2017 годах этот амбициозный план был фактически забыт из-за новых проблем ЕС: Брексита, миграционного вопроса, а также кризиса единства стран-членов Союза. Тем не менее, по прогнозу МВФ, к 2020 году еще более половины сегодняшних членов Еврозоны будут нарушать положение о не превышении 60% порога госдолга.

Государственный долг, первичное сальдо бюджета и рост реального ВВП в странах-членах ЭВС в 2014 и 2020 гг. (прогноз). Источник

КАК УСТРОЕНЫ ГОСДОЛГИ У ДРУГИХ СТРАН МИРА?

Долговое бремя несут все страны мира. Бесспорным лидером по величине внешнего долга являются США. Объем американского внешнего долга в 2015 г., по данным Всемирного банка, превысил 100 % национального ВВП и достиг 22 % мирового ВВП. В других странах-лидерах внешний долг еще больше превышал величину национального ВВП: в Германии в 1,5 раза, во Франции в 2,0 раза, в Великобритании в 3,1 раза, в Нидерландах в 4,7 раза. Если сравнивать соотношение между государственными и частными заимствованиями в структуре внешнего долга этих стран, то, к примеру, во Франции и Германии в 2015 г. удельный вес госсектора составлял около 30 %, а в США — 36,0 %.

В общем ряду стран выделяется Япония. При общем объеме государственного долга 240% ВВП более 90% долга, т.е. свыше 200% ВВП, принадлежит внутренним покупателям, что является одним из факторов устойчивости государственного долга, несмотря на столь высокий общий уровень данного показателя.

Долг ЕС, Японии и США. Источник

Устойчивый рост внешнего долга на фоне общей нестабильности последних лет в международном финансовом секторе уже стал отрицательно сказываться на кредитных рейтингах некоторых стран. К примеру, в сентябре 2016 года Moody’s понизило суверенный рейтинг Турции до «мусорного» уровня «B+», сославшись на повышение рисков, связанных с необходимостью увеличения внешних заимствований, и ослабление экономического роста и устойчивости институтов.

На этом фоне положительно выделяется Россия, общий объем внешнего долга которой на 1 января 2018 года сократился до 33% ВВП с 40% годом ранее. Однако только этих показателей для России недостаточно для

ЧТО В ИТОГЕ?

Проводя внутренние экономические преобразования, или реагируя на кризисные явления страны прибегают к внешним и внутренним источникам финансирования, увеличивая собственный госдолг. В большинстве случаев такое рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Полностью отказываться от заимствований как инструмента было бы стратегической ошибкой для многих государств. Однако, долговая нагрузка не должна быть фактором экономического торможения, как это получилось в случае с Грецией. Сама же величина долга по отношению к ВВп страны не является способом оценки его вреда для экономики, как показывает случай Японии.

Таким образом, ключевыми параметрами для формирования порога и структуры финансирования госдолга являются прозрачность финансовой системы и сбалансированная стратегия развития страны.

Редактор текста — Екатерина Пташкина

Рекомендуем также познакомиться с предыдущими материалами из рубрики «Ликбез»: о том, как функционирует санкционный механизм Евросоюза и как влияет на Россию членство в международных организациях

Источник

Одна тридцатая (должны нам) против трети триллиона (должны мы). Госдолг не в нашу пользу – но всё не так просто

Раскрыта информация о долгах государств друг перед другом. Россия в списке.

Не так давно – помните? – мы «простили» нескольким африканским странам совокупный долг на сумму $20 миллиардов. Немало, немало в результате на головы принявших такое решение вылилось гнева, сарказма и прочего неудовольствия. Лейтмотивом было излюбленное наше: «доколе?», а причиной, если вникнуть в суть – закрытость информации о том, сколько и кому должны мы, сколько и кто должен нам. На днях вопрос такой «закрытости» решён.

Забавно то, что этот давно назревший вопрос информационной прозрачности достаточно невинной проблемы закрыт не отечественными структурами, отвечающими в том числе за снятие напряжённости в обществе и поддержание нормального имиджа финансовой политики государства.

Вместо наших постаралась вовсе не российская – а совсем даже прозападная контора под названием Всемирный банк (тот самый, что не так давно прославился рекомендациями России по части «углубления реформ», как они это понимают – читайте «Банки сегодня» от 28.01.2021).

«Прорыв информационной блокады!» Шутка.

Как-то незаметно прошла в СМИ информация о довольно примечательном событии: Всемирный банк впервые представил данные о двусторонней задолженности подавляющего большинства развивающихся стран перед другими государствами, в том числе перед Российской Федерацией и Российской Федерации.

Примечательно в этом событии вот что. До последнего времени любая информация о долгах нам или о долгах наших предоставлялась не всегда в полном объёме и далеко не всегда эта информация была свежей. Да и кто её мог предоставлять? Центробанк, например, к этой информации отношения никакого не имеет, как и министерство иностранных дел (в одной из статей именно к этим структурам её автор обращал вопрос о долгах России и перед Россией).

Минфин России, отвечающий за кредиты иностранным государствам, такой информации не публикует: программа госкредитов ежегодно описывается секретными приложениями к федеральному бюджету. Вот что можно узнать на сайте Минфина РФ в рубрике «внешний государственный долг РФ»:

  • Нормативно-правовая база
  • График погашения государственного внешнего долга Российской Федерации по видам долговых обязательств
  • Структура долга
  • Выпуски облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, размещенные на международном рынке капитала
  • Глоссарий
  • О программе государственных внешних заимствований Российской Федерации на … год (имеется в виду очередной перспективный год-авт.)

И всё. Но вот теперь граждане России могут узнать, кто и сколько должен нам, кому и сколько должны мы. Есть предположения, что Всемирный банк планирует предоставлять такую информацию ежегодно.

Кто и сколько должен нам

Итак, по данным Всемирного банка, на конец 2019 года около 30 развивающихся стран были должны России почти $22,9 миллиарда по двусторонним займам: это либо долги государств, либо долги юридических лиц, гарантированные государствами.

В списке крупнейших заёмщиков – суверенных должников России – Белоруссия, Венесуэла, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Сирия.

Россия занимает пятое место в списке крупнейших суверенных кредиторов для развивающихся стран (данные Всемирного банка). К слову, больше всех в мире дал взаймы Китай, прокредитовавший развивающихся заемщиков на $149 миллиардов.

РБК констатирует: «…данные о долговых обязательствах основаны на отчётности, которую министерства финансов развивающихся стран передают во Всемирный банк. Однако, по его словам, около 5 процентов всего объёма двусторонней задолженности развивающихся государств не распределено по странам-кредиторам. Кроме того, в списке заёмщиков России от Всемирного банка нет Ирака и Кубы – их задолженность перед Россией в конце 2018 года могла достигать почти $4 миллиарда»

Крупнейший государственный должник России – Белоруссия с $8,1 миллиарда на конец 2019 года («сумма совпадает с той, которую Минфин Белоруссии раскрывал в проспекте своих еврооблигаций в июне 2020 года» – РБК). В конце 2020 года было подписано межправительственное соглашение о предоставлении Минску ещё $1 миллиарда российского кредита.

Более $1 млрд на конец 2019 года была должна России каждая из стран: Бангладеш, Венесуэла, Индия, Вьетнам и Йемен, следует из данных Всемирного банка. «Бангладеш является бенефициаром экспортных кредитов России на постройку атомной электростанции (АЭС), строящейся с 2017 года. При экспортном кредите «живых» денег страна-бенефициар не видит: они идут на оплату поставок, услуг или работ российских экспортеров» (данные РБК). По информации Всемирного банка, в 2019 году появился двусторонний долг Египта перед Россией на сумму $495,5 миллиона.

Задолженность африканских стран (не считая Египта) перед Россией составила $973 миллиона на конец 2019 года. Это Сомали ($418 миллионов), а также Мозамбик, Эфиопия, Мадагаскар, Замбия, Судан и Танзания. Этим странам их долг, по имеющимся данным, нами пока не списан. В основном они брали кредиты еще у СССР, но есть и новые российские кредиты – у Замбии и Мозамбика, видно из статистики Всемирного банка.

Кому и сколько должны мы

По официальным данным Минфина, внешний долг России на 2021 год составляет почти $56,8 миллиарда.

Известно, что Россия за последние 20 лет простила своим должникам около $140 миллиардов. Нашей стране как правопреемнице СССР, прежде всего отвечающей за долги бывшего Союза, не простили ни копейки. По крайней мере, об этом ничего не известно.

Самый заметный долг Советского Союза – это обязательства перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Кроме этого – задолженности СССР перед странами бывшего Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ), и некоторые другие – всё перед бывшими социалистическими друзьями.

В конце 1991 года между республиками Советского Союза был подписан договор о правопреемстве внешнего экономического долга СССР, согласно которому РСФСР досталось 61,34 процента от общей суммы задолженности – примерно $57 миллиардов. Однако в 1993 году правительство России взяло на себя все обязательства бывших союзных республик по погашению внешнего долга СССР, составлявшего $96,6 миллиардов, получив взамен отказ бывших союзных республик от своих долей в зарубежных активах СССР.

Среди буржуев тоже есть дававшие нам взаймы – и немало. Это и Германия (о долговых обязательствах СССР перед этой страной было забыто после 1945 года),

«Студер» по ленд-лизу. Тоже отдавали…

и США ($722 миллиона на момент распада СССР), и Великобритания (Перед этими странами свои долги мы погасили ещё в 2006 году, и больше у них не занимали). Не вдаваясь в подробности (кому интересно – может найти развёрнутую информацию на эту тему), можно лишь подчеркнуть: в основном Россия по долговым обязательствам СССР расплатилась.

В 90-е годы Россия активно кредитовалась у международного банка и МВФ. И если в 1994 году самостоятельных кредитов было всего на $14 миллиардов (без учета долга СССР), то уже к 1998 году задолженность превысила размер валового продукта и составила 146,4 процента ВВП. По деньгам сумма составила более $188,5 миллиарда. За всю историю России эта сумма государственной задолженности оказалась (пока) наибольшей. Уже к началу 2000 года внешний госдолг уменьшился до $146 миллиардов. Сейчас мы – государство с наименьшим госдолгом среди крупных экономически развитых стран.

Долговая «Санта-Барбара»: и на стотысячной серии не остановится…

…Но одновременно стала меняться структура внешних заимствований. Это снижение, правда, не отражает ситуацию с совокупным внешним долгом: ведь с начала тысячелетия у внешних «партнёров» занимают и Центральный банк, и коммерческие банки, и субъекты корпоративного сектора экономики. На выходе: государственный долг снижается, совокупный внешний долг растёт.

А после наложенных в 2014 году на Россию санкции, в связи с чем страна была вынуждена соблюдать строгую финансовую дисциплину в макроэкономике, правительственный долг к 2019 году снизился до $47,5 млрд.

Корпоративный внешний долг вырос и составляет почти $322,6 миллиарда. Это много. Но это не долг государства: сюда входят инвестиции зарубежных компаний в конкретные предприятия, и кредиты компаний у зарубежных банков, и задержки в оплате по импорту, оговоренные договорами поставки. И цифра в 322 с лишним миллиарда с течением времени может заметно изменяться – стороны решают свои финансовые вопросы.

А вот государство, несмотря на профицитный бюджет, в последние два года вновь начало брать кредиты и выпускать облигации. Некоторые отечественные эксперты объясняют это желанием государства пополнять бюджет за счёт разницы стоимости кредитов внутри и вне России. Однако, часть экспертов склонна видеть в такой кредитной активности России попытку оживлять собственную экономику, давать бизнесу новые стимулы к развитию.

И, наконец, о «прощённых» государствам Африки $20 миллиардах

Российский министр иностранных дел Сергей Лавров в своё время заявил, что на 90 процентов эти списанные долги были невозвратными. И с его утверждением нельзя не согласиться: даже коллектор с пенсионера мог бы взять больше, чем мы с африканского государства-должника.

Журнал «Военное обозрение» наиболее полно прояснил ситуацию на своих страницах:

«В обмен на прощённые долги Москва получает определенные преференции на рынках африканского континента. Ведь сегодня африканские страны являются третьим после Китая и Индии покупателем российского вооружения и военной техники… Кроме того, в ряде африканских государств есть свои интересы и у крупнейших российских компаний. Например, в Гвинее работает российский «Русал», так как в этой африканской стране сосредоточено до двух третей мировых запасов бокситов. Россию интересуют и природные ресурсы ЦАР, ряда других африканских государств».

Или вот: «выгода от участия, например, РЖД в развитии железнодорожного сообщения на африканском континенте может быть в разы большей, чем вся сумма прощённого всем африканским странам долга. Тоже самое касается и других компаний, которые имеют собственные интересы на африканском континенте».

Ну, в самом деле: мы ведь больше не СССР, чтобы миллиардами просто так разбрасываться. Только на форуме Россия-Африка, который состоялся в Сочи в 2019 году, было подписано контрактов почти на те самые $20 миллиардов. Об этом заявил в своё время советник президента РФ Антон Кобяков. Не стоит удивляться тому, что с тех пор общая сумма контрактов с африканскими странами вполне могла удесятериться.

Данные и иллюстрации – из открытого доступа

Источник

Оцените статью