В СТОРОНУ НУЛЯ
Приватизация и национализация. Эти понятия сейчас активно работают в современном политическом словаре. Приватизация — отчуждение права собственности от государства как субъекта этого права в пользу негосударственного физического или юридического лица. Национализация — это обратная процедура.
Что такое право собственности? Оно сложносоставно и включает в себя владение, пользование и распоряжение объектом. Владение — право принадлежности объекта субъекту: значит, «мое». Отсюда распоряжение: раз это мое, то что хочу, то с этим и делаю. Пользование — извлечение пользы, блага из объекта владения.
Собственность дает базу для независимости, выступает как источник права на получения блага, необходимого каждому человеку, группе, государству. Право на собственность лежит в основе мотиваций человека на протяжении всей истории. У человека всегда есть потребность, и есть необходимость ее удовлетворять.
Что такое объекты собственности? Они могут быть материальными и нематериальными. Во втором случае мы имеем дело, например, с интеллектуальной собственностью — на информацию. Возникают авторские права как особый вид права собственности на интеллектуальные ресурсы. Чем дальше человечество технократически развивается, тем большую долю авторская собственность начинает приобретать. Из ничего авторы получают капитал.
Думаю, эволюция приведет к понимаю того, что право на информацию не может быть частным, оно должно быть общественным.
Как право на эмиссию превращается в источник наживы, эксплуатации людей, так и право на информацию может стать источником несправедливости. В этом я вижу вызов перед человечеством.
Перейдем к материальным объектам. Пиджак. Автомобиль. Дом. Природные ресурсы, вода, воздух, земля. Оружие, атомные станция, ядерное оружие, яды и психотропные вещества. Дороги, объекты инфраструктуры и энергетики, связи. Государственные резервы. Мобилизационные резервы. Основные фонды науки, образования, культуры, здравоохранения, СМИ. Чувствуете восходящую динамику? Вопрос о собственности о праве на собственность — невероятно глубокий вопрос всей человеческой истории. Кому должно принадлежать это право: частнику или государству как социальной организации всего общества во имя всеобщего блага?
Что может принадлежать частнику, а что не может? Что должно принадлежать всем — через государство приносить пользу большинству, всему народу?
Важно увидеть, что и государство, и госсобственность — невероятно важное изобретение. Население страны всегда делится на большинство и меньшинство. Собственник – это всегда меньшинство. Какое оно? «Форбс» говорит, например, что 2% населения владеют большей частью богатств страны. А рядом — ВВП страны, то есть объем произведенного в национальных границах. Население живет в этих границах.
В ВВП есть доля государственной часть (госрасходы, бюджет). Отношение бюджета к ВВП — важнейший показатель построения государственности и общественных отношений. Чем большая часть потоков приватизирована, тем в большей степени богатства страны адресованы меньшинству населения. И все меньше остается большинству населения. Вопрос о приватизации и национализации — это вопрос о праве на достойную жизнь этих двух групп: меньшинства и большинства.
Из-за чего совершаются революции? Из-за того, что меньшинство борзеет и забирает слишком много в свою пользу, наступая на интересы большинства.
Есть еще чрезвычайно важное фундаментальное основание для оценки процессов приватизации и национализации — это государство, его судьба. Давайте представим, что в структуре собственности страны доля государства составляет 100%: частной собственности нет, все национализировано. Или наоборот, доля госсобственности равна 0%: все приватизировано, государству ничего не осталось. Если государственного нет, нет и государства. Если ему принадлежат все 100% — это неэффективная организация государству, потому что человеку нужна частная собственность.
Успешность и гармония устройства страны на этой шкале минимально в крайних случаях и максимально где-то в промежутке между 0 и 100%.
Какова должна быть доля госсобственности, чтобы успешность страны была бы максимальной?
Посмотрим на статистику.
В Китае доля госсобственности составляет 66% (и страна, кстати, показывает самые высокие темпы экономического роста в мире уже в течение 20 лет).
Финляндия и Франция — 52%.
И в нашей с вами России, по разным данным, доля государственной собственности составляет от 10 до 29%.
В действительности эту цифру не мониторируют и скрывают, а советники говорят нынешнему премьеру: нам и денег не надо от приватизации, главное приватизировать, главное, чтобы прошло институциональное преобразование. Вторую волну приватизации объявляют.
Итак, оптимум доли госсобственности по странам мира — от 40 до 60% приблизительно. Россия выехала далеко за нижние пределы оптимума, а ей говорят, что ехать надо еще дальше в сторону 0%. Не говорят только, до какого предела. Может, прямо в 0, прямо в точку уничтожения государства?
Сейчас вопрос о приватизации и национализации — это вопрос об уничтожении российского государства.
Источник
Чем выше участие государств мира в экономиках своих стран, тем больше доходы у населения
Предыдущие статьи рабочей группы экономистов Общероссийского общественного движения «Патриоты Великого Отечества» вызвали в сети горячие споры – в частности, прозвучали обвинения в популизме.
Однако, мы продолжаем считать, что наши предложения разработки комплекса мер по увеличению минимального размера оплаты труда (МРОТ) в России до 35000 рублей в месяц не только остро необходимы, но и достижимы в очень краткосрочной перспективе.
Мы, участники движения ПВО, знаем, куда надо направить годовой профицита бюджета РФ в размере 2,746 трлн ₽ — на увеличение зарплат бюджетникам!
Но это лишь один из методов «лечения» хронического малокровия (безденежья) российской экономики. Давайте ещё на один уровень глубже погрузимся в данную тему. И зададим себе вопрос:
Российский бюджет (уровень прямого участия государства в экономике) – какую долю от ВВП он составляет?
Так ли всепоглощающе велика роль «государственной машины» в нашей с вами экономической жизни, как нам рассказывают либералы, требующие её сокращения? Если мы сравним долю бюджетных расходов в ВВП мы увидим удивительную картину: в России самый низкий, а вовсе не высокий уровень затрат государства в формировании внутреннего валового продукта!
Страна | ВВП, трлн $ (номинал) | Бюджет, трлн $ (номинал) | Доля бюджета в ВВП |
Россия | 1,6570 | 0,304 | 18,35% |
Германия | 3,9510 | 1,334 | 33,76% |
Великобритания | 2,8290 | 1,066 | 37,68% |
Франция | 2,7800 | 1,252 | 45,04% |
Эстония | 0,0231 | 0,012 | 51,95% |
Итак, мы видим, что Государственный бюджет Российской Федерации составляет менее одной пятой от размера нашей экономики. В России доля бюджета в ВВП составляет 18,35%, в Германии 33,76%, в Великобритании 37,68%, Франции – 45,04%. В соседней с нами Эстонии этот уровень составляет 51, 95%.
Это значит, что так называемые «развитые капиталистические государства» куда меньше, чем Россия полагаются на «невидимую руку рынка» и участие этих государств в экономической жизни своих стран куда выше, чем у нас!
Государство является крупнейшим игроком на капиталистическом рынке. Оно формирует платёжеспособный спрос через поддержание фонда оплаты труда населения на достаточном уровне. Участие государства в инфраструктурных объектах, в работе крупных корпораций, налоги, таможенные поступления – всё это формирует доходную часть бюджета. Оборона, образование, медицина, вложения государства в экономику – это и многое другое являются расходными статьями бюджета.
Двигаемся дальше и ставим перед собой следующий вопрос: где будет доля оплаты труда в структуре ВВП больше? В России или в «развитых капиталистических государствах»?
Доля оплаты труда в ВВП в России и мире в 2014 г. по методологии СНС (включая скрытую оплату труда и отчисления на социальное страхование)
При сравнительном анализе размера ВВП России на душу населения, мы видим, что он крайне мал в номинальном долларовом выражении. Это прямое следствие обвала курса рубля в 2014-м году, да и более ранних «корректировок» стоимости нашей национальной валюты. Если принимать в расчёт сравнение ВВП стран по паритету покупательной способности, то и тут отставание будет очень значительным: в 1,8 раза от уровня Германии и в 1,2 от Эстонии.
По всей видимости, понимая экономическую ловушку эффекта низких доходов населения, премьер Д.А.Медведев в мае 2019 года поручил Минэкономики, Минтруду и Росстату «проработать вопрос об увеличении доли оплаты труда в структуре валового внутреннего продукта до 60%».
К огромному сожалению, эта полезная инициатива пока не получила никакого конкретного продолжения. Ведь насыщение своей экономики денежными средствами – это не популизм, а действенная мера для её развития.
В данном случае Vox pópuli, то есть Глас народа, желающий увеличения своих доходов, абсолютно рационален. Политику количественного смягчения, то есть увеличения денежного предложения, в т.ч. путем эмиссии, давно и успешно проводят все развитые страны.
Важно, чтобы дополнительные финансовые средства не оседали в различных резервных фондах или шли на краткосрочные спекулятивные операции банковского сектора, а направлялись на крупные промышленные и инфраструктурные проекты. Чтобы они шли на увеличение фонда оплаты труда и пенсионных отчислений.
В завершение материала хотелось бы поговорить о справедливости.
Как сегодня живут наши соседи?
ВВП Эстонии и России на душу населения в 2012-м году был почти одинаковым – около 25 тысяч долларов. Сейчас, в 2019-м наш ВВП по ППС составляет 28,8 тысяч долларов, у соседей 34,2. Разница есть, но не очень значительная.
При этом размер средней пенсии в России в 2019-м году составит 14100 рублей. А вот размер средней пенсии в Эстонии в 2019-м году составит 487 евро, что равно примерно 35000 рублей.
И это при том, что более половины расходов в эстонской экономике, как мы увидели, несёт государство! В западноевропейских странах уровень пенсионного обеспечения ещё выше. Как и уровень участия государств в экономиках своих стран.
Страна | Доля фонда оплаты труда в ВВП, % | Доля налоговых отчислений в бюджет государства в ВВП, % | Доля прибыли корпораций в ВВП, % | Средняя заработная плата в месяц (нетто — после уплаты подоходного налога), $ | Средняя пенсионная плата в месяц (среди имеющих трудовой стаж), $ |
Россия | 47,20 | 28,70 | 24,10 | 612,00 | 219,90 |
Германия | 51,00 | 37,60 | 11,40 | 3514,00 | 1424,40 |
Великобритания | 50,50 | 35,20 | 14,30 | 2163,00 | 1960,80 |
Франция | 52,80 | 40,10 | 7,10 | 2343,00 | 1120,90 |
Эстония | 50,60 | 34,10 | 15,30 | 1317,00 | 545,40 |
Можно долго дискутировать о причинах и следствиях выбора нашим государством ультралиберального пути развития экономики, а именно — максимальное отстранение от вмешательства во все аспекты нашей с вами хозяйственной жизни. Однако, мы видим, что такой путь ведёт к обнищанию основной массы населения. К низким зарплатам и таким же маленьким пенсиям.
В развитых капиталистических странах государство является активнейшим участником экономической жизни, участвует в справедливом распределении полученных доходов и обеспечивает социально приемлемый уровень жизни работающим гражданам и пенсионерам. Уровень прибыли частных корпораций при этом поставлен в жёсткие рамки и, в среднем, в два раза меньше, чем в России. Отдельной статьи заслуживает вопрос о сравнении рентабельности работы компаний на рынках с минимальной ставкой рефинансирования, как у них, и выживания бизнеса в условиях в три-четыре раза большего банковского процента, как у нас.
Пора всерьёз поднять дискуссию в обществе не о цифровизации или о статистических погрешностях вычисления размера экономического роста, а об удручающем финансовом положении большинства населения страны.
Официальный минимальный размер оплаты труда за 4 года должен быть повышен до уровня 35000 рублей в месяц! Эта мера позволит увеличить налоговые поступления в бюджет. Уровень участия государства в экономике начнёт увеличиваться. Доля фонда оплаты труда станет расти до искомых 51%-54%.
Всё это позволит приблизить размер ежемесячной средней пенсии до 36000 рублей.
Вышеуказанные цифры не являются фантазией, это нижняя граница нормы для наших восточноевропейских соседей.
Давайте перестанем прикрывать намёками на популизм постановку абсолютно реалистичных и выполнимых целей!
Петрунин Анатолий Сергеевич
Член Президиума движения
«Патриоты Великого Отечества» (ПВО)
P.S. Предыдущие статьи А.С. Петрунина и рабочей группы экономистов Общероссийского общественного движения «Патриоты Великого Отечества».
Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.
👉🏻 Подпишитесь на рассылку
Один раз в день Вам на почту будут приходить материалы Николая Старикова, достойные внимания. Можно отписаться в любой момент.
Отправляя форму, Вы даёте согласие на обработку и хранениe персональных данных (адреса электронной почты) в полном соответствии с №152-ФЗ «О персональных данных».
Книги
СКОРО
НОВАЯ КНИГА
НИКОЛАЯ СТАРИКОВА
Источник