Культура Древнего Востока
Формирование культур Древнего (Ближнего) Востока относится к III тысячелетию до н.э. Одна из этих культур сформировалась на обширной территории междуречья рек Тигра и Евфрата, которая получила название Месопотамия. Другая — культура древнего Египта — в долине Нила. С Индом и Гангом связано развитие культуры Древней Индии, с Хуанхэ — древнего Китая. Объясняется это просто — с реками связана возможность орошения почвы, а сама почва остается плодородной после каждого разлива рек, выносящих ил.
Культура стран Древнего Востока получила название обществ традиционного типа. Под обществом традиционного типа подразумевается такое общество, которое на протяжении длительного времени сохраняет традиции, воспроизводящие основные социально-экономические отношения. В результате этого происходит накопление человеческого опыта, складывается культурная традиция. К таким культурам относят культуру Месопотамии , Древнего Египта, Древней Индии и Китая. Не ставя перед собой задачу полного изложения истории возникновения этих культур, укажем на общие особенности исторических процессов древневосточных культур и отдельных регионов.
- В традиционных обществах отсутствует динамика развития исторических процессов. Время в них как бы застыло. Цивилизация стабильна на протяжении нескольких тысяч лет, отличается большой устойчивостью.
- Человек в обществах традиционного типа как личность тесно связан с социальной группой, подчинен ей. Такой социальной группой может быть род, община, каста, клан, за которыми закреплен определенный вид деятельности. Примером может служить кастовая система в Индии, жреческое сословие в Египте. И хотя в древнем Китае действовала определенная система отбора чиновников, человек все равно уподоблялся пловцу в лодке без весел, стремящемуся соблюдать закон Неба, знать ритуал, пройти длительный путь к идеалу «благородного мужа».
- Мышление человека Древнего Востока характеризуется единством природного и общественного. Япония — страна Восходящего Солнца, Китай — Великая Поднебесная и т.п. В понятие «природа» входило и понятие человеческой природы. Это объяснялось отсутствием экологических проблем, особыми географическими условиями, природным равновесием.
- Гармония человека и природы привела к таким свойственным древневосточным культурам-феноменам, как йога, дзен-буддизм, камасутра. Эти явления духовной культуры были направлены на гармонизацию отношений человека с природой, расширению физических и психических возможностей организма.
- Мифология и религия определяли мироощущение человека традиционного общества. У всех народов Древнего Востока есть мифы о происхождении мира, о возникновении человека, о появлении богов, о культурном герое. Синтоизм, даосизм, конфуцианство, индуизм, буддизм — одно это далеко не полное перечисление религий стран Древнего Востока говорит о религиозно — мифологическом сознании человека этого общества. Многие из этих религий и сейчас определяют характер культуры Японии, Индии, Китая и других стран Востока. Картина мира, каким представлял его человек в обществах традиционного типа, определялась мифологией и религией.
- Окружающий мир одушевлен, очеловечен, населен духами и божествами гор, рек, лесов и т.п. Причинно-следственные связи не имеют в этой картине особого значения. Бытие человека гармонизировано этими, в основном добрыми духами и божествами, конфликты случайны.
В культурологической литературе последних лет существует установившиеся представления об отличительных чертах восточною и западного (европейского) способа мышления. Восточный стиль мышления характеризуется созерцательным, спокойным отношением к миру. Соблюдает принцип невмешательства в природу, обожествляется все живое. Фигура мудреца, который прислушивается к себе и пытается через себя познать окружающий мир, является центральной в древневосточной философии. На первый план выступает не онтологическая или гносеологическая проблематика, а этическая, нравственная сторона жизни. Будда — это не бог, а мудрец, открывший главные истины бытия и достигший просветления, высшей мудрости. Конфуций, философские идеи которого сыграли огромную роль в культуре Древнего Китая, создал скорее этическую, чем религиозную систему. Напознание глубин человеческой психологии и нравственности был направлен индуизм и чаньбуддизм, даосизм, и конфуцианство.
Доминирующее значение образного мышления, характерное для культур Древнего Востока, нашло свое отражение в своеобразии и символичности искусства (искусство написания иероглифов в Китае и Японии, искусство танца в Индии).
Общие для традиционных культур Востока, черты определяются понятием традиционализма. Но это не исключает и значительных различий в путях развития этих культур. Как подчеркивают многие культурологи, Египет, Индия и Китай развивались очень самобытно. Будда и Конфуций, библейские мудрецы и Зороастра (За-ратуштра), а также великие книги, в которых были изложены их учения: Веды, Коран и Библия, навсегда останутся в истории человечества. Именно в этих книгах открывалось понятие истины, появились темы, идеи, сюжеты, ставшие вечными для духовной культуры последующих эпох.
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Древний Ближний Восток и древнее египетское искусство
Источник
Достижения древних цивилизаций востока — кратко
Достижения древних цивилизаций востока
Все древние государства, появившиеся на территории от Средиземного моря до Тихого океана, относятся к цивилизациям Древнего Востока. Поселения возникали в долинах рек. Так, между реками Тигр и Евфрат в 4-ом тысячелетии до н.э. появились города-государства Междуречья: Шумер, Аккад и Вавилон. В долине полноводной реки Нил зародился Египет. Позднее появилось государство вдоль рек Инд и Ганг, а в 3 тыс. до н.э. возник Древний Китай на реках Хуанхэ и Янсцзы. Древние цивилизации востока оставили след в истории благодаря многим достижениям.
Общая характеристика древневосточных цивилизаций
В бассейнах рек была плодородная и увлажненная почва, что позволяло заниматься земледелием. С ростом количества жителей возникали города с одно-, двух- и трехэтажными домами, оборонительными сооружениями, системами водоснабжения и канализации. В городах сосредотачивалось ремесленное производство, торговля, религия.
В период существования государств Древнего Востока были созданы уникальные произведения архитектуры и искусства, сделаны изобретения и открытия в области математики, астрономии, медицины, возникла письменность. Самой ранней формой письменности, появившейся в древневосточных государствах, является иероглифическая. Направления религии, буддизм и христианство, зародившись на востоке, распространились по всему миру. Достижения в области агрономии позволили вывести, например, хлопок, лен, пшеницу, чай, виноград.
Самой загадочной древней цивилизацией являются шумеры. Остается не выясненным их появление в Месопотамии (Междуречье) и возникновение шумерского языка. Шумеры, как наиболее продвинутый народ, изобрели колесо, оросительную систему, уникальную письменность, стали использовать обожженный кирпич.
На территории, заливаемой реками, шумеры строили каналы, чтобы осушить землю. Для использования воды в случае засухи специально строились водохранилища.
Главным достижением шумеров было создание уникальной системы письма – клинописи, получившей свое название из-за знаков. Их изображали тростниковой палочкой на мокрой глине. Сохранилось множество древних художественных текстов и хозяйственных документов.
Шумерами была изобретена шестидесятеричная система счисления, дошедшая до наших дней в виде определения единиц времени (60 минут, секунд) или градусной меры круга (360 градусов).
Шумерская цивилизация оказала влияние на всю Месопотамию и другие государства Древнего Востока. Так, Вавилон продолжил и развил достижения шумеров в области математики и астрономии. В общественной жизни – во время правления царя Хаммурапи был выведен первый сборник законов.
К достижениям Древнего Египта, кроме всемирно известных пирамид и мумий фараонов, относится создание собственной письменности, десятичной системы счисления, открытие новых веществ и материалов, изобретения в области судостроения, медицины, астрономии.
Древнеегипетские ремесленники изготавливали предметы из стекла, как прозрачные, так и цветные. В Древнем Египте возник новый стекловидный материал, получивший название «египетский фаянс». Он использовался для изготовления небольших предметов, фигурок, а также плитки для украшения храмов. Благодаря изучению папирусов стали известны достижения в области химии: изготовление сплавов, окрашивание тканей, очистка жемчуга, имитация серебра и золота.
Наблюдая за звездами, египтяне составили карту звездного неба и отделили планеты от звезд. Благодаря знаниям в области астрономии в Древнем Египте появился календарь. Он состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом.
Проводя мумификацию умерших, египтяне приобретали знания по анатомии и медицине. Были сделаны подробные описания различных болезней, их симптомы и способы лечения, но на практике, кроме лекарств, использовались заговоры и обряды.
В Древней Индии, как и в Египте, развивалась математика, астрономия, медицина, химия. Древнеиндийские ученые утверждали, что вещества состоят из атомов.
Врачи научились определять состояние больного, учитывая пульс, температуру, настроение; при лечении болезней использовали минеральные и растительные лекарства. Хирурги проводили операции. В Древней Индии зародились врачебная этика и врачебная тайна.
Индийцы подарили миру шахматы.
В эпоху древнекитайской цивилизации появилась китайская иероглифическая письменность, начертание знаков в которой позднее приобрело графическую форму. На формировании письменности отразилось и открытие бумаги, заменившей бамбуковые дощечки и шелк.
К изобретениям Древнего Китая относятся также: книгопечатание, порох, компас и навигационные приборы, лак, шелк. Во многих отраслях хозяйства были открыты новые технологии, а также предложены механизмы и приспособления.
В исследованиях цивилизаций Древнего Востока остается ещё много сомнений и загадок.
Источник
ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ДВУРЕЧЬЕ, ЕГИПЕТ, ИНДИЯ, КИТАЙ)
Важнейшими достижениями жителей Двуречья, обогатившими мировую культуру, были: развитое земледелие и ремесло; шумерское иероглифическое письмо, быстро трансформировавшееся в упрощенную клинопись, что впоследствии привело к возникновению алфавита; система календарного счисления, тесно связанная с астрономическими наблюдениями; элементарная математика, в частности, десятичная и шестидесятеричная система счета (математика и астрономия находились на уровне раннего европейского Возрождения); религиозная система с множеством богов и храмов в их честь; высокоразвитое изобразительное искусство, особенно каменные рельефы и барельефы, а также декоративно-прикладное искусство; культура архивного дела; впервые в истории появились географические карты и путеводители; на высочайшем уровне находилась астрология; архитектура дала арки, купола, ступенчатые пирамиды.
Стержнем культуры была письменность. От Двуречья сохранились десятки тысяч глиняных табличек с записями. Среди них особый интерес представляют «Законы царя Хаммурапи» (XVIII век до н.э.), включавшие 282 статьи, регулировавшие различные стороны жизни Вавилона: первый в истории кодекс законов, а также произведения литературы.
О Вавилонии и Ассирии сохранилось много преданий в христианской традиции, и хотя отношение к ним часто неприязненное, но в памяти Вавилон остался первым «мировым царством», наследником которого выступали последующие великие империи.
Египет был заселен земледельцами, пришедшими из Передней Азии. На этой территории рано сформировалось централизованное государство, что связано с географическим положением в долине Нила. В истории Египта выделяется несколько периодов: додинастиче- ский период, Древнее Царство, Среднее Царство, Новое Царство, Позднее Царство, занимающие в целом время с IV тысячелетия до н.э. до 30-х годов до н.э., когда Египет был захвачен Римом.
В Египте необходимость строгого регулирования сельскохозяйственного производства уже на самом раннем этапе существования государства привела к тому, что общинная структура почти полностью растворилась в централизованно-государственной, храмовой форме ведения хозяйства. Рано и бесследно исчезла община со всеми ее традициями коллективного землепользования. Государство поглотило ее еще в период Древнего Царства. Рабочие отряды по мере необходимости без церемоний перемещались с места на место (по типу казарменного коммунизма). В Египте были слабо развиты товарное производство и рынок. В Египте центральной фигурой управления были жрецы-чиновники, отсюда проистекало противопоставление интересов храма центральной власти и сакрализация сословия жрецов.
Вклад Египта в мировую культуру огромен. Было создано несколько систем письменности; в математике — пользовались десятичной системой, было известно умножение и деление, знали число «п», хорошо вычисляли площади и объемы; в астрономии создавались звездные карты, знали лунно-солнечный календарь, знали цикл в 1460 лет Сириуса, знали о фазах Марса и Венеры, солнечных пятнах и протуберанцах; в медицине можно отметить хорошее знание анатомии, проводились сложные операции (трепанация черепа, операции на глазах, ампутации), широко использовалась фитотерапия, физические упражнения; в исторической науке создавались летописи; имелись своды знаний энциклопедического характера: словники; имелись географические карты, египтяне знали путь вокруг Африки.
Высокого уровня достигли искусство и архитектура, которые были связаны с культом и использовались как эффективное идеологическое средство. Главная идея — демонстрация могущества богов, фараонов. Для искусства характерна монументальность, бесстрастие, величие (храмы, пирамиды, дворцы, статуи). В искусстве позднего периода было больше реализма, психологичности.
Своеобразной была религия египтян. Для нее характерны такие черты: 1) стремление сочетать несочетаемое: зооморфные и антропоморфные черты; 2) элементы матриархата: обилие женских богов в высшем пантеоне; 3) сочетание политеизма и солярного монотеизма (реформы Эхнатона); 4) веротерпимость.
Особая роль отводилась почитанию царствующего фараона, считавшегося воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком.
Культ очень сложен, особую роль играл заупокойный культ. Египтяне считали, что при определенных условиях можно достичь бессмертия, если обеспечить существование трех субстанций, из которых состоит человек. Жизнь в потустороннем мире описывается в египетской «Книге мертвых».
Древнеегипетская литература представлена различными жанрами: сказками, дидактическими поучениями, биографиями вельмож, религиозными текстами. Вершинами литературы являются: «Рассказ Синухета», «Песнь арфиста», «Беседа разочарованного со своей душой».
Таким образом, основными чертами древнеегипетской культуры являются: 1) традиционализм; 2) дуализм (сочетание черт первобытности и высокой цивилизации); 3) ювенальность (египтяне стремились сохранить молодость, боролись со временем, им свойственно неприятие смерти); 4) стремление к рациональному познанию мира; 5) иерархичность культуры; 6) нравственно-нормативная догматиза- ция культуры (основные нравственные ценности: законность, порядок, гармония, примат добра, олицетворением которого была богиня Маат, над всеми достоинствами); 7) каноничность искусства; 8) унификация. Символом египетской культуры является сфинкс: получе- ловек-полулев, как пробуждение человека в звере.
Оригинальная, с обилием достижений, древнеегипетская культура вошла в сокровищницу мировой цивилизации.
Культура Древней Индии является одной из самых самобытных в истории. Уже в древности об Индии знали, как о стране мудрецов. Индийцы и европейцы — выходцы из единой праиндоевропейской общности.
В истории Древней Индии можно выделить несколько периодов: особенно интересны доарийский и послеарийский этапы. Ранний до- арийский период представлен, так называемой, Индской цивилизацией (Хараппа и Мохенджо-Даро), существовавшей с XXV по XVIII века до н.э. Эта цивилизация открыта лишь в 20-е годы XX века и пока плохо изучена, хотя можно говорить о ее величии: имелись города с населением до 100 тыс. человек с системой водопровода и канализации, развитое сельское хозяйство и ремесло, письменность и искусства. Цивилизация погибла по не вполне ясным причинам.
С XIII века до н.э. начинается завоевание Северной Индии кочевыми племенами ариев, пришедших из евразийских степей.
Арийские завоевания, нежелание этнически смешиваться с местным населением привели к возникновению и укреплению системы варн, а затем каст, как основы социальной организации. В Индии социально-определяющую и регулирующую роль играла варно- кастовая система, на этой основе возникла исключительно прочная и внутренне саморегулирующаяся община, автономное функционирование которой делало ненужным разветвленный аппарат администрации. Возникла гипертрофированная стабильность. Для Индии характерна слабая политическая власть, неустойчивое государство, аморфная политико-административная структура. Арийцев сплачивала религиозно-культурная традиция, выше всего ценилось свое этническое лицо. Варны брахманов, кшатриев, вайшьев были господствующими, а варна шудр была слугами трех верхних варн. Соперничество брахманов с кшатриями (в религии отражением этого соперничества было столкновение древнего брахманизма и буддизма) закончилось победой брахманов, в результате брахманизм трансформировался в индуизм, а буддизм не занял прочих позиций и был интегрирован в индуизм.
Поскольку в Индии социальный статус индивида определился соответствующей варной, не было возможностей повысить свое положение, отсюда стремление к внутреннему, личностному развитию. Культура имеет ярко выраженный интровертивный характер, при слабой социально-политической активности.
До настоящего времени дошло много памятников древней литературы: «Веды», «Махабхарата» и «Рамаяна» — эпические поэмы, трактат о политике «Артхашастра», трактат о любви «Камасутра», имеется буддийский канон «Типитака».
Древнейшим литературным памятником являются «Веды» (дословно — знание). «Веды» складываются в III тысячелетии до н.э., и в I
тысячелетии до н.э. они были записаны на язык древних ариев- санскрите. Веды делятся на четыре части: 1) Самхиты (сборники гимнов в честь богов), их четыре: Ригведа (1028 гимнов), Самаведа (мелодии и песнопения в определенном ритуальном порядке), Яджурведа (жертвенные формулы и изречения), Ахтарваведа (700 заговоров на все случаи жизни); 2) Брахманы (объяснения ритуала и иные объяснения к самхитам); 3) Араньяки; 4) Упанишады.
Веды — религиозный памятник, но в них имеются достаточно отвлеченные идеи: о происхождении мира, об объективной необходимости, о законе — фактически философские рассуждения. Ум — одно из самых ценимых «Ведами» качеств, как в богах, так и в людях. Особое внимание уделяется этике и логической интуиции.
Неоценимое значение для индийской культуры имеет эпос. Уже в ведический период (с конца II тысячелетия до н.э.) складываются два цикла сказаний, развившиеся затем в две огромные эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна».
«Махабхарата» (100 тыс. шлок, то есть двустиший) не имеет аналогов в мире по объему и содержанию. Она посвящена кровавой борьбе за престол двоюродных братьев, потомков легендарного царя Бхараты.
«Рамаяна» рассказывает о похождениях царевича Рамы в дебрях Южной Индии и о его походе на остров Ланка (Цейлон) в поисках возлюбленной.
Причем, в обе поэмы включены многие мифы и сказания, не относящиеся прямо к сюжету поэм, где даны объяснения происхождения Вселенной, человека, варн, государства. В поэмах содержатся первые системы индийской философии, в частности, бхагаватизм.
«Бхагавадгита» — часть «Махабхараты», излагающая важнейшие мировоззренческие вопросы и этические принципы.
Буддистский период (VI — III века до н.э.) — время возникновения и распространения буддизма. С точки зрения социальноэкономической и политической он отмечен бурным развитием экономики, становлением городов и появлением крупных государств вплоть до создания общеиндийской державы Маурьев (317 — 80 годы до н.э.), сложившейся в результате борьбы с завоеваниями Александра Македонского. В то время значительно выросла численность населения, росли города как центры ремесла и торговли, развивались товарно-денежные отношения, углублялось имущественное неравенство. Власть покровительствовала нетрадиционным религиям, в частности, буддизму. Тогда буддизм распространился на Шри-Ланку (Цейлон), Юго-Восточную Азию, Китай и стал мировой религией.
В Классическую эпоху (II век до н.э. — V век н.э.), особенно в IV —
V века н.э. начался новый подъем, который был прерван нашествием гуннов, после чего Индия распалась на мелкие государства.
Для Классической эпохи характерно развитое ремесло (высококачественная сталь, из которой сделана железная колонна, не ржавеет 1,5 тыс. лет). Производились хлопчатобумажные и шерстяные ткани, изделия из слоновой кости и драгоценных камней, пряности. Обилие монет из золота говорит о развитой торговле, прежде всего, внешней. Товары из Индии по Великому шелковому пути достигали Римской империи.
В Средневековье и Новое время, несмотря на перемены, сохранялось сложившееся в древности единство культуры. Индийская (как и китайская) культура продолжала существовать и развиваться и после окончания периода древности, оказывая значительное влияние на окружающие страны.
Важное значение имеет индийский театр, возникший раньше, чем в античности (например, поэт-драматург Калидаса написал «Ша- кунталу», ставшую образцом для подражания). До XIX века непревзойденной оставалась грамматика Панини (V — IV века до н.э.). Особого развития достигли логика и психология, которую лишь сегодня смогли оценить по достоинству.
До настоящего времени сохранились великолепные росписи, в том числе, в пещерных храмах, храмы со ступами, скульптура.
В современной Индии наследие ушедших эпох проявляется во всех сферах жизни и культуры. Для Индии характерна исключительная живучесть древних традиций, которые вошли в общекультурный фонд индийцев и стали неотъемлемым компонентом мировой цивилизации.
Древний Китай развивался в стороне от основных центров цивилизации. Условия для возникновения цивилизации здесь были менее благоприятными, чем в субтропиках, государство сложилось позже, зато на более высоком уровне производительных сил. До второй половины I тысячелетия до н.э. Китай развивался в отрыве от других цивилизаций. Отличием Китая является и более поздний переход к орошаемому земледелию. Сначала использовались естественные осадки, в отличие от сегодняшнего, климат был теплее и влажнее, росло много лесов.
В истории древнего Китая можно выделить несколько периодов: разложение первобытного общества и возникновение первых государств относится ко II тысячелетию до н.э.; VIII — III века до н.э. — существование государства «Восточное Чжоу»; 221 — 207 годы до н.э. —
существование первого централизованного государства в Китае — империи Цинь; затем формируется раннее Средневековье: империя Хань.
На культуру Древнего Китая было оказано некоторое влияние извне, с севера Евразии. От индоевропейцев пришли пшеница, ячмень, породы домашнего скота (корова, овца, коза), лошади и колесницы, гончарный круг, хотя массового притока населения с северо- запада не было. О влиянии извне говорит наличие индоевропейских слов, обозначающих эти приобретения, которых не было в древнекитайском языке.
Китай — страна социально ориентированная. Каждый человек был кузнецом своего счастья в земной жизни. Социальная активность являлась основой стремления к улучшению жизни и личной доли каждого. С древности китайская жизнь насыщена массовыми народными движениями, социальной мобильностью.
Особенностью Китая были скромные позиции, которые занимала в жизни общества религия, преобладало рациональное осмысление жизни, на первый план выдвигались этические нормы: этика решительно превалировала над религией. В Китае существовал примат чиновника над жрецом, ритуально-религиозные функции были оттеснены на задний план в пользу усиления чиновничье-бюрократической администрации. В Китае сильное государство противостояло ослабленному частному собственнику. Важнейшее место заняла имперская идея, определившая будущее страны на два тысячелетия. В Китае раньше сложился и расцвел феодализм, чем в Европе. Китай — страна истории. Имеется обилие письменных источников. Тексты Древнего Китая сыграли огромную роль в последующей ориентации страны и народа, китайской цивилизации (например, идеи Конфуция).
В XIV — XI века до н.э. существовало государство Шан-Инь. В это время появились три важнейших достижения: а) употребление бронзы; б) возникновение городов; в) появление письменности.
В середине I тысячелетия до н.э., несмотря на политическую нестабильность, войны, наблюдается расцвет культуры Древнего Китая. Эпоха «Воюющих царств» (V — III века до н.э.) — классический период в истории духовной культуры Китая: неповторимая эпоха широкой и открытой борьбы идей, фактически не стесняемой никакой официальной идеологической догмой. Ни до, ни после на протяжении древности и средневековья общество Китая не знало такой напряженности интеллектуальной жизни, такой распространенности гуманитарных учений.
В эту эпоху «соперничества ста школ», как ее называют, складывались основные направления философской мысли Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм, создавались авторские художественные произведения. Именно тогда, как результат длительного процесса преодоления архаических форм общественного сознания и трансформации мифологического мышления, в древнекитайском обществе сформировался новый социально-психологический тип личности, вырвавшийся из оков традиционного мировосприятия. Вместе с ней возникает критическая философия и теоретическая научная мысль.
Конфуцианство оказало огромное влияние на всю последующую историю Китая. Родоначальником этой философии был Кун-Фу- цзы (551 — 479 годы до н.э.). Он происходил из знатной, но обедневшей семьи и в детстве работал пастухом и сторожем, в зрелом возрасте стал крупным чиновником, затем в пятидесятилетнем возрасте основал свою школу.
Главное философское сочинение «Лунь-юй» («Беседы и высказывания») представляет собой запись учениками Конфуция мыслей учителя, в основном, — это нравственные поучения. Эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть еще в детстве и ею руководствовался всю жизнь.
В центре внимания конфуцианства находятся взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания, этики. Недовольство настоящим побуждает искать выход не в будущем, а в прошлом. Конфуцианство идеализирует прошлое, для него характерен культ прошлого. Главное место в этико-политической доктрине Конфуция занимает учение о благородном человеке и управлении на основе правил поведения. Благородный человек — это человек морали, долга, гуманист, уважающий старших, соблюдающий нормы взаимоотношений между людьми, чуждый низменной жажде корысти. «Не делай людям того, чего не пожелаешь себе» («Лунь-юй», гл. 15). Большое внимание уделяется приобретению знаний, учебе.
В то же время, Конфуций видит пороки человека: корысть, невежество, осуждает тех, кто нарушает установленные правила жизни.
К государству он подходит как к большой патриархальной семье и стремится сохранить в незыблемости установленные порядки, в то же время считая, что правители и народ имеют взаимные обязательства. «Путь золотой середины» — одно из основных звеньев методологии реформизма Конфуция. Главное — путь примера, а не насилия.
Вопросам, связанным с изучением природы, уделялось второстепенное внимание. При изучении чего-либо особо указывалось на возможность практического применения узнанного.
Таким образом, при всей исторической ограниченности, в учении Конфуция содержатся важнейшие идеи гуманизма.
Даосизм складывается примерно в период возникновения конфуцианства. Создателем был Лао-Цзы, его основная книга «Да- одэцзин» («Книга о дао и дэ»). В отличие от конфуцианства с приматом этико-политических учений, даосизм особое внимание уделял вопросам объективной картины мира.
В основе мировоззрения лежит категория «дао» — всеобъемлющее мировоззренческое понятие. Дао — это первооснова мира, его первоначало и всеобъемлющий закон мироздания. Все происходит из дао, к нему возвращается в соответствии с законами дао. В даосизме имеются идеи диалектики, указывается на противоречивость мира.
В сфере этического идеала у даосов находится «совершенномудрый» (шэнжень), противостоящий конфуцианскому идеалу. В основе его поведения лежит принцип недеяния, как высшей формы поведения. Лучшим правителем является тот, кто предоставляет всему идти своим естественным путем. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует», — считал Лао-Цзы. Его социальный идеал — небольшая патриархальная община. Он выступал против войн, считая, что «хорошее войско — средство, порождающее несчастье», а «прославлять себя победой — это, значит, радоваться убийству людей», напротив, «победу следует отмечать похоронной процессией» («Даодэцзин»). Согласно даосизму, человек следует законам земли, земля следует законам неба, небо следует законам дао, а дао следует самому себе. Даосы проповедовали «деяние без борьбы», сострадание, бережливость, смирение, учили воздавать добром за зло.
Позднее даосизм выродился в религию, в систему суеверий и волшебства, стремился найти эликсир жизни и сохранил мало общего с первоначальным философским даосизмом.
Легисты (законники) выступили против конфуцианских идей умиротворения Поднебесной через совершенствование социальноэтической стороны взаимоотношений между людьми, и в основу порядка положили закон. От нравственного принуждения они перешли к правовому принуждению и наказанию. Они считали, что только закон, проявляющийся в наградах и наказаниях, способен обеспечить порядок и предотвратить смуту. Совесть они заменили страхом. Представлению о государстве, как большой семье, они противопоставили представление о государстве, как бездушном механизме. На место мудрецов поставлены чиновники, на место правителя встал не отец народа, а деспот, гегемон. Высшей целью государства были провозглашены внешние победы. Ради этого изгонялись все излишества, упразднялось искусство, пресекалось разномыслие, уничтожалась философия. Все упрощалось и унифицировалось. Земледелие и война —
главное, на что государство должно опираться и ради чего должно существовать. Положительным у законников было то, что они выдвинули концепцию равных возможностей, по которой государственные должности должны замещаться по способностям, а не по именитости.
Практические идеи законников пытался осуществить Шан-Ян (Царство Цинь, IV век до н.э.): была создана система доносительства, круговой поруки, кстати, сам Шан-Ян был казнен. Эти идеи были широко реализованы в империи Цинь (221 — 207 годы до н.э.). Император Цинь Ши-хуан распорядился сжечь большинство книг, сотни философов были казнены. Плодами деспотизма стали: страх, обман, доносительство, физическое и умственное вырождение народа. За утайку книг кастрировали и отправляли на строительство Великой Китайской стены. За недоносительство казнили, а доносчика повышали в должности. Период Цинь — это единственный период, когда в Китае была прервана традиция.
Новая династия Хань восстановила традицию. Конфуцианство стало официальной государственной идеологией, правда, с элементами легизма. Но характерные для доциньского периода явления духовной жизни общества: плюрализм школ, борьба мнений, невмешательство властей в область мировоззрения — никогда не были восстановлены.
В литературе и искусстве Древний Китай также добился впечатляющих успехов. Об этом свидетельствует, в частности, сборник древнекитайской поэзии «Шицзин», куда входит 305 поэтических произведений.
Музыка занимала особое место в духовной культуре китайцев, считавших, что слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать.
В архитектуре основой сооружения были столбы и соединяющие их балки, черепичные крыши с приподнятыми краями.
В области естественно-научного знания значительного развития достигла математика. Во II веке до н.э. был составлен трактат «Математика в девяти книгах», где зафиксированы правила действия с дробями, пропорции и прогрессии, теорема Пифагора, решение системы линейных уравнений. Высокое развитие получила астрономия, составлен солнечно-лунный календарь с поправкой в високосный год.
В медицине уже с IV века до н.э. для лечения использовалось иглоукалывание. Имелись трактаты по диетологии, лечебной гимнастике, создавались сборники рецептов, при полостных операциях использовалась местная анестезия.
Значительное развитие получило лаковое производство. Дерево и металлы покрывались лаком для защиты от огня и коррозии. Выдающееся значение имело изобретение бумаги, которая первоначально делалась из отходов шелка, а затем из древесного волокна. Бронзовое литье не имело аналогов по качеству в древнем мире.
Как отмечалось, неолитическая революция и складывание цивилизации в Китае запоздали по сравнению с другими основными центрами Востока. Зато последующее развитие не прерывалось: китайской культуре в этом отношении принадлежит бесспорное первенство. Нельзя понять современный Китай, не обращаясь к ранним этапам этой цивилизации, оказавшей громадное влияние на весь Дальневосточный регион. 6.3.
Источник