Достижения культуры стран арабского халифата

Культура стран халифата: особенности и история. Вклад Арабского халифата в мировую культуру

Период, когда мусульманский мир находился под властью Халифата, назван Золотым веком ислама. Эта эпоха длилась с VIII по XIII столетие нашей эры. Она началась с торжественного открытия Дома Мудрости в Багдаде. Там ученые из разных уголков мира стремились собрать все доступные на тот момент знания и перевести их на арабский. Культура стран Халифата в этот период переживала небывалый расцвет. Закончился Золотой век во время монгольского нашествия и падения Багдада в 1258 году.

Причины культурного подъема

В VIII веке из Китая на территории, заселенные арабами, проникло новое изобретение — бумага. Она была намного дешевле и проще в производстве, чем пергамент, удобнее и долговечнее, чем папирус. Она также лучше впитывала чернила, что позволяло быстрее изготавливать копии рукописей. Благодаря появлению бумаги книги стали гораздо дешевле и доступнее.

Правящая династия Халифата, Аббасиды, поддерживала накопление и передачу знаний. Она ссылалась на изречение Пророка Мухаммеда, которое гласило: «Чернила ученого — большая святыня, чем кровь мученика».

Культура стран арабского Халифата возникла не на пустом месте. В ее основу легли достижения более ранних цивилизаций. Многие классические произведения античности были переведены на арабский и персидский, а позже на турецкий, иврит и латынь. Арабы ассимилировали, переосмысляли и расширяли знания, полученные из древнегреческих, римских, персидских, индийских, китайских и других источников.

Читайте также:  Топ стран по запасам железной руды 2020

Наука и философия

Культура Халифата сочетала исламские традиции с идеями античных мыслителей, в первую очередь Аристотеля и Платона. Арабская философская литература переводилась также на латынь, способствуя развитию европейской науки.

Опираясь на греческих предшественников, таких как Евклид и Архимед, математики Халифата первыми систематизировали изучение алгебры. Арабы познакомили европейцев с индийскими числами, системой десятичных дробей.

В марокканском городе Фес в 859 году был основан университет. Позже подобные заведения открылись в Каире и Багдаде. В университетах изучались богословие, право и исламская история. Культура стран Халифата была открыта для внешнего влияния. Среди преподавателей и студентов были не только арабы, но также и иностранцы, в том числе не мусульмане.

Медицина

В IX веке на территории Халифата начала развиваться система медицины, основанная на научном анализе. Мыслители этого времени Ар-Рази и Ибн Сина (Авиценна) систематизировали современные им знания о лечении болезней и изложили их в книгах, которые впоследствии получили широкую известность в средневековой Европе. Благодаря арабам христианский мир заново открыл древнегреческих медиков Гиппократа и Галена.

Культура стран Халифата включала в себя основанные на предписаниях ислама традиции помощи бедным. Поэтому в крупных городах существовали бесплатные больницы, оказывавшие помощь всем обратившимся пациентам. Они финансировались религиозными фондами — вакуфами. На территории Халифата появились и первые в мире учреждения для ухода за душевнобольными.

Изобразительное искусство

Особенности культуры арабского Халифата особенно ярко проявились в декоративном творчестве. Исламские орнаменты невозможно спутать с образцами изобразительного искусства других цивилизаций. Характерными узорами украшали ковры, одежду, мебель, посуду, фасады и внутренние помещения зданий.

Использование орнамента связано с религиозным запретом на изображение одушевленных существ. Но он не всегда строго выполнялся. В книжных иллюстрациях изображения людей были широко распространены. А в Персии, которая также была частью Халифата, подобные фрески рисовали и на стенах зданий.

Изделия из стекла

Египет и Сирия еще в античные времена были центрами стекольного производства. На территории Халифата сохранился и совершенствовался этот вид ремесла. В эпоху раннего средневековья лучшие в мире изделия из стекла производились на Ближнем Востоке и в Персии. Высочайшая техническая культура Халифата была по достоинству оценена итальянцами. Позже венецианцы, пользуясь наработками исламских мастеров, создали свою стекольную промышленность.

Каллиграфия

Стремлением к совершенству и красоте надписей пронизана вся культура арабского Халифата. Кратко выраженное религиозное наставление или отрывок из Корана наносили на самые разные предметы: монеты, керамические плитки, металлические решетки, стены домов и т. д. Мастера, владевшие искусством каллиграфии, имели в арабском мире более высокий статус, чем прочие художники.

Литература и поэзия

На начальном этапе культура стран Халифата характеризовалась концентрацией на религиозных сюжетах и стремлением вытеснить региональные языки арабским. Но позднее произошла либерализация многих сфер общественной жизни. Это в частности привело к возрождению персидской литературы.

Наибольший интерес представляет поэзия того периода. Стихи встречаются почти в каждой персидской книге. Даже если это труд по философии, астрономии или математике. Например, почти половина текста книги Авиценны по медицине написана стихами. Широкое распространение получили панегирики. Развивалась также эпическая поэзия. Вершиной этого направления является поэма «Шахнамэ».

Знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь» также имеют персидское происхождение. Но впервые они были собраны в одну книгу и записаны на арабском языке в XIII веке в Багдаде.

Архитектура

Культура стран Халифата сформировалась под влиянием как древних доисламских цивилизаций, так и соседних с арабами народов. Наиболее ярко этот синтез проявился в архитектуре. Здания в византийском и сирийском стиле характерны для раннего мусульманского зодчества. Архитекторами и оформителями многих сооружений, построенных на территории Халифата, были выходцы из христианских стран.

Великая мечеть в Дамаске была построена на месте базилики Иоанна Крестителя и почти в точности повторяла ее форму. Но вскоре появился и собственно исламский архитектурный стиль. Великая мечеть Кейруана в Тунисе стала образцом для всех последующих мусульманских религиозных сооружений. Она имеет квадратную форму и состоит из минарета, большого двора, окруженного портиками, и огромного молитвенного зала с двумя куполами.

Культура стран арабского Халифата имела ярко выраженные региональные особенности. Так, для персидской архитектуры были характерны стрельчатые и подковообразные арки, для османской — здания с множеством куполов, для магрибской — использование колонн.

Халифат имел обширные торговые и политические связи с другими странами. Поэтому его культура оказала большое влияние на многие народы и цивилизации.

Источник

Культура арабского халифата — кратко

Одна из самых великих культур арабского и мусульманского мира занимает важное место в истории. Когда-то она процветала на Ближнем и Среднем Востоке, от Испании до Индии, захватив всю Северную Африку. Арабский халифат имел большое влияние на развитие человечества и послужил «мостом» между культурой средневекового запада и культурой античности.

Эпоха «Золотого века» под властью Арабского халифата длилась с VIII по XIII века нашей эры и была сложена из взаимодействия культуры арабов с завоеванными государствами.

Становление и подъем

Возникновение ислама послужило началом формирования культуры арабов и самого Халифата.

Халифат – уникальная феодальная форма правления государств ислама. Лидером при халифате был халиф.

Законом в халифате стал ислам и его главная книга Коран. Именно он определял моральные правила в обществе и структуру социума. Руководствуясь главными принципами исламской религии, началась великая история этого народа

Слова пророка Мухаммеда сыграли большую роль в становлении великой культуры. «Чернила ученого — большая святыня, чем кровь мученика». Изречение положило начало накоплению знаний, привезенных из разных стран. Таких, как изобретение китайцами бумаги. Арабы поддерживали образование, развитие естественных наук, философии, гуманитарных наук, искусства.

В арабско – мусульманской ментальности главенствующее значение отводилось семье и кровным узам. Принадлежность к определенной национальности или государству стояла далеко не на первом месте.

Необходимость достоверно переводить главную книгу Халифата способствовала развитию филологических исследований арабского языка. На протяжении семи веков язык арабов был официальным на всей территории Халифата. В это золотое время культура арабов оставила далеко позади Европу.

Конец империи Халифата

Начиная с первых халифов государства, в империи существовал поражающий простотой патриархат. Лидеры придерживались скромности в своих желаниях, а чрезмерная роскошь подвергалась строгим осуждениям и преследованиям. Халифы не занимались скапливанием личных богатств и увеличением собственного кошелька.

Например, Омар ехал в Иерусалим на простом верблюде. С собой у него было мешок муки, фиников и вода. Осман носил одежду, мало отличающуюся от вещей обывателя империи, хотя вся Азия и Египет были под его контролем.

Ответственность лидеров Халифата перед своим народом вызывает уважение. Но провинции империи, особенно азиатские, вводили в искушение войска завоевателей. Армии стали расслабляться и пользоваться благами власти и богатства. Нагляднее всего это проявлялось в Сирии. Халифу Омару пришлось даже прибегнуть к наказаниям.

Нарушил обет прежних правителей династия халифа Омейяда. Свою резиденцию он обосновал в Дамаске, где сосредоточил всю роскошь востока. Династия Аббасидов продолжала собирать огромные богатства, но уже в Багдаде.

Их наследники быстро растратили сокровища империи. Лишь двое из них – Гарун-аль-Рашид и Мамун – сделали Багдад центром науки. Это придало отпечаток благородства бездумному расточительству.

Халифат начинал утрачивать политический вес и силу в мире. Вместо содержания армии, богатства тратились на украшения и строительства роскошных дворцов и мечетей, на иллюстрирование и переписывание книг, на многие другие предметы роскоши.

Из-за этого великая империя ослабла и стала распадаться на отдельные регионы, заботящиеся только о себе. После падения Халифата осталось огромное культурное наследие. Имеющее огромный вес в обществе, Право мусульман не утратило свое значение во многих странах. Раскол «золотого века» Халифата был лишь вопросом времени.

Источник

Хозяйство и культура стран халифата

1. Кто был создателем культуры халифата

В халифат входило множество стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Месопотамия, Средняя Азия. Сначала по развитию культуры арабы стояли намного ниже большинства покорённых народов; грамотных людей среди арабов было мало. Невежественные завоеватели уничтожали памятники культуры. Захватив Александрию с её знаменитой библиотекой, халиф заявил: «Если в книгах сказано не то, что написано в коране, их следует уничтожить, а если сказано то же самое,- то они не нужны». И халиф приказал сжечь древние, рукописи.

Но постепенно арабы усвоили достижения покорённых народов в науке и искусстве.

В странах халифата широко распространился арабский язык. На нём говорили и вели дела в суде, его изучали в школах. Поэтому сирийские, иранские, среднеазиатские учёные и писатели создавали свои произведения на арабском языке. Арабский язык в странах халифата стал языком науки и литературы.

Культура стран халифата создавалась не только арабами, но и всеми народами, входившими в состав Арабского государства.

2. Развитие хозяйства арабского халифата

В странах Арабского халифата были развиты земледелие, ремёсла и торговля. Своим трудом крестьяне преобразили бесплодные степи. В.садах и виноградниках утопали долины Сирии. На орошаемых землях сеяли ячмень и пшеницу, разводили финики и сахарный тростник. Из Индии и Китая арабы завезли хлопок и рис, апельсины и лимоны; эти культуры широко распространились в странах халифата.

Искусные ремесленники вырабатывали из хлопка и шерсти лёгкие и прочные ткани. Иран был знаменит своими коврами. В Сирии изготовляли яркие шелка и стеклянную посуду. На весь мир славились сирийские оружейники: мечи, сабли и панцири из дамасской стали высоко ценили феодалы восточных и европейских стран.

Купцы из халифата торговали с Индией и Китаем. На верблюдах и лошадях они везли из Китая через знойные пустыни и высокие горы шёлк и посуду. На кораблях и лодках по волнам Индийского океана доставляли из Индии ткани и драгоценные камни. Арабские купцы часто появлялись в Западной Европе и на берегах Волги. Здесь они продавали ценные восточные товары.

Совершая путешествия э далёкие страны Востока и Запада, арабские купцы устанавливали связи между народами, помогали им обмениваться достижениями своей культуры.

3. Наука арабов

«Величайшее украшение человека — знание»,- говорили арабские учёные. В странах халифата успешно развивались науки, связанные с ремеслом и торговлей: математика, астрономия, география. В больших городах открывались высшие школы.

Арабские математики создали алгебру. Они стали пользоваться индийскими цифрами, а у арабов эти цифры заимствовали европейцы (до сих пор в Европе эти цифры называют «арабскими»).

Астрономы пользовались сложными инструментами. Они сумели приблизительно вычислить размеры земного шара. Ученый Аль-Бируни из Средней Азии высказал гениальную догадку о том, что Земля движется вокруг Солнца.

В большом почёте у арабов была география. Об этом говорит арабская пословица: «Кто отправляете в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Арабские путешественники описали все страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им земель и морей.

В XI веке в Средней Азии жил великий учёный Ибн-Сина (в Европе его называли Авиценна). Ему принадлежит более ста научных трудов. Особенно прославился Ибн Сина как врач. Он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. На Востоке Ибн-Сину называли «главой учёных». Но мусульманское духовенство преследовало передового ученого, обвиняя его в безбожии.

4. Литература и искусство

Вместе с дорогими товарами купцы и погонщики верблюдов привозили из Индии, Ирана, Египта чудесные сказки и рассказы. Их рассказывали в дворцах халифа и знати, на улицах и в домах Багдада. Богачи любили слушать рассказы об удивительных путешествиях и приключениях. А на площадях и базарах носильщики и рыбаки передавали друг другу смешные истории о хитрецах, которые обманывали судей, купцов и чиновников. Из этих сказок позднее был составлен известный всему миру сборник «Тысяча и одна ночь».

Мечеть в Кордове. Внутренний вид. Строительство мечети было начато в VIII веке. Изящные лёгкие колонны из мрамора и белого камня как бы теряются в полумраке огромного зала, колонн более 600. Над нижним рядом круглых колонн возвышается второй ряд — четырёхугольных. Колонны вязаны между собой полукруглыми арками. Стены богато украшены резьбой.

Блестящего расцвета в халифате достигла архитектура. Для халифов архитекторы возводили великолепные дворцы с множеством фонтанов; сказочные здания утопали в зелени тенистых садов.

Арабские строители сооружали мусульманские храмы — мечети (в переводе с арабского — «места поклонения»). Четырёхугольное здание мечети обычно сверху увенчивал купол. Крыши украшались зубцами и карнизами, стены — узорами из переплетающихся линий.

Мусульманская религия запрещала изображать людей и животных. Поэтому скульптура и живопись в странах халифата почти не развивались.

5. Значение культуры халифата

Европейцы заимствовали у арабов много ценных научных знаний. Труды арабских математиков и астрономов служили руководством для средневековых учёных Западной Европы. Сочинения Авиценны, переведённые на латинский язык, до XVII века были настольными книгами европейских врачей.

С культурой стран халифата европейцы знакомились главным образом в арабской Испании. В её столице Кордове проживало полмиллиона населения и было 27 высших школ. В них читали лекции видные учёные, в том числе и немусульмане. Кроме арабов, в Кордове обучалось много студентов из разных стран Европы. В огромных библиотеках здесь хранились ценные старинные рукописи. Каждый год в Кордове переводили и переписывали до 16 тысяч книг.

Многие труды древних учёных и писателей стали известны в Европе благодаря арабским переводам.

Запомните эту дату!

Около 630 года-образование Арабского государства.

Источник

Оцените статью