Достопримечательности бакала челябинской области

Достопримечательности города Бакал (Челябинская область)

Бака́л — город в Саткинском районе Челябинской области.

Население 21,4 тыс.

Глава города — Медведев Алексей Валериевич.

Экономика

В городе ведётся добыча и обогащение железной руды (Бакальское рудоуправление, контрольный пакет принадлежит Магнитогорскому металлургическому комбинату). Добыча ведётся открытым способом, происходит постепенный переход на шахтный метод добычи.

Действует Бакальский завод горного оборудования по производству запасных частей для экскаваторов ЭКГ-5А, ЭКГ-4.6, ЭКГ-8И, ремонту горнообогатительного оборудования.

Также функционирует филиал Златоустовской швейной фабрики, хлебозавод. Производство щебня.

Транспорт

В город заходит железнодорожная ветка Бердяуш — Бакал. Следуют пригородные поезда до Златоуста, Бердяуша. Действует автостанция. Рейсы в Челябинск, Екатеринбург, Магнитогорск, Сатку, озеро Зюраткуль.

Достопримечательности

  • Музей истории и краеведения.
  • Железнодорожный мост — памятник архитектуры. (Демонтирован в 2009 году под видом капитального ремонта)

Рядом с городом расположен живописный природный объект — скала Шихан.

Люди, связанные с городом

  • В Бакале родилась Раиса Богатырёва — украинский политический и государственный деятель.

Мероприятия

Ралли «Южный Урал»

Ежегодное проведение Международного регионального соревнования «Ралли Южный Урал». Общая дистанция ралли 184,27 км.

Съезд «Урал-Космопоиск»

Ежегодное проведение съезда «Урал-Космопоиск» в условиях полевого лагеря в близи города Бакал у высоты 892 м., рядом с хребтом Большая Сука́. Основное направление : изучение аномальных явлений в Уральском регионе.

Образование

Профессиональные училища

Основано в 1929 году как горно-промышленное училище (горпромуч, ГПУ), призванное обеспечить подготовку рабочих кадров для Бакальского рудоуправления Народного Комиссариата тяжелой промышленности «Востокруда»: машинистов бурильных установок, помощников машинистов тепловозов, экскаваторщиков.В 2010 году выпустили первых Лаборантов-экологов. В начале тридцатых переехало в новое типовое здание по ул. Республика,10, где расположено до сих пор. В 1940 году преобразовано в ремесленное училище № 31 системы гострудрезервов Челябинской области. В шестидесятые годы РУ-31 преобразуется в ПТУ-31, а в начале девяностых становится государственным учреждением начального профессионального образование профессионального училище№ 31.

Основано в 1947 году как школа фабрично-заводского обучения № 78 системы гострудрезервов Челябинской области с целевым назначением ускоренной подготовки рабочих кадров строительно-монтажного профиля. В шестидесятые перешло в статус ПТУ № 50.

Среднеобразовательные школы

Средняя школа № 8 была открыта в 1950 году, первоначально она находилась на площади им. Ленина, с 1968 года школа располагается в бывшем здании школы-интерната по адресу: улица Ленина, дом № 23

Открылась в 1918 году на улице Первомайской. В 1933 году переехала в другое здание, расположенное на улице Пугачева. После того как рядом с этим зданием было построено двухэтажное здание из красного кирпича, школа переселилась в него, уступив прежнее детскому саду. В 1941 году школа сделала первый выпуск как средняя школа. В 1963 году по новому проекту было построено трехэтажное здание для школы, и с 1964 года школа начала работать в новом здании по улице Титова, 2.

Основание Бакальской школы-интернат было положено решением Саткинского городского Совета депутатов трудящихся 8 июля 1956 года. После этой даты началась подготовка к открытию школы, на что ушло более семи месяцев. До декабря месяца школа не имела своего здания, только в конце года было решено передать под школу-интернат вновь построенное здание, которое занимает в настоящее время Бакальская школа № 8. Открытие школы-итнерната состоялось 21 февраля 1957 года. В первой половине апреля 1968 года школа-интернат переселилась в новое здание.

Средства массовой информации

Газеты

Газета издается с 1930 года. Первоначальное название — «Даешь руду!». С 1950 года, газета была названа — «Горняк Урала», современное название — с 1957 года. Территория ее распространения — город Бакал и прилегающие к нему поселки Рудничный, Иркускан, Катавка, Ельничное.

Примечания

Ссылки

Город горняков в Саткинском районе. Расположен на западном склоне Южного Урала, между хребтами Сулея и Большая Сука, в 264 км к западу от Челябинска. Железнодорожная станция.

Основан в 1757 году как посёлок при Бакальском железорудном месторождении в верховье реки Бакал. Город с 25 октября 1951 года (образован объединением нескольких горняцких посёлков). Известен как центр Бакальских железорудных месторождений, где руда добывается уже два с половиной века.

Гидроним объясняют от тюркского бакы «лягушка», -лы суффикс обладания, т. е. «место где много лягушек». Возможны и другие подходы.

www.bakal.net — информационный ресурс города Бакал

Дополнительно:

Базы отдыха

  • «Рахат Тюлюк», турбаза
  • «Сибирка», база отдыха

Достопримечательности

Источник

Достопримечательности бакала челябинской области

SMS-ку совершенно бесплатно.


Если у кого-нибудь появится желание разместить свои фотографии на сайте, на тему «Мой город-Бакал», можете скинуть на мой почтовый адрес. Кликнув по моей фотографии.
Желательно, чтобы фотографии не превышали размера 2Мб
г. Бакал Челябинская область

ОТКУДА ТАКОЕ НАЗВАНИЕ.

ЭКОНОМИКА

В городе ведётся добыча и обогащение железной руды (Бакальское рудоуправление, контрольный пакет принадлежит Магнитогорскому металлургическому комбинату). Добыча ведётся открытым способом, происходит постепенный переход на шахтный метод добычи.

Действует завод по производству запасных частей для экскаваторов ЭКГ-4, 5,5А,8, ремонту горнообогатительного оборудования.

Также функционирует филиал Златоустовской швейной фабрики. Производство щебня.

ТРАНСПОРТ

В город заходит железнодорожная ветка Чусовская — Кузино — Дружинино — Бакал.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Музей истории и краеведения.
Железнодорожный мост — памятник архитектуры.
Близ города — живописный природный объект — скала Шихан.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Рудознатец Петр Рябышев открыл Бакальское месторождение в 1756 году. Уже через год началась эксплуатация. Еще и сегодня можно удивляться с какой скоростью в этом суровом необжитом горном краю, почти без дорог наши предки сумели так быстро поставить дело. Не обошлось, конечно, без жертв. Так было, и это было обычной платой русской нации за владение любой из частей современной России. В Бакале еще и сегодня можно найти забитые в целях безопасности древние штольни. По словам видевших их, они производят странное неизгладимое впечатление.

Несмотря на обилие руды в Бакале никогда не было металлургического производства. Причина — отсутствие реки. Ведь в те времена сила воды была единственным доступным видом энергии, если не считать мускульной силы людей и животных. Да и позднее, когда уже стала доступной энергия пара и электричества, без большого количества воды в металлургическом производстве обойтись было нельзя.

Руду из Бакала лошадями возили сначала на Катав-Ивановский завод, а потом, по мере истощения других небольших месторождений, бакальской рудой стали заправлять домны Саткинского, Юрюзаньского, Миньярского, Златоустовского, Ашинского заводов. Еще позднее, уже в ХХ веке эта руда пошла на Челябинский металлургический завод.

Руды Бакала уникальны — в них совершенно нет серы и фосфора, пожалуй, самых вредных примесей для стали. Благодаря этому чугун и сталь, выплавленные из бакальских бурых железняков, имели самые высокие в России, затем СССР, показатели качества.

Считалось, что недра Бакала хранят 2-3 млрд. т добротной руды. Однако после того, как за 250 лет было добыто 128 млн. т наиболее ценных бурых железняков (первоначально в них было до 60% содержания железа), осталось лишь 20 млн. т этого минерала. Причем доля железа в нем теперь порядка 30%. Так что руда нуждается в обогащении.

Истощение запасов бурых железняков, по мнению большинства ветеранов Бакальского рудоуправления, и было главной причиной упадка предприятия. Если в 1990 году в БРУ работало 5,5 тысяч рабочих и служащих, то сейчас не наберется и 2 тыс. А ведь рудники уже на пути к возрождению. Что же их спасло?

С самого начала кроме указанных выше бурых железняков на Бакале был найден еще один вид руды — так называемые сидериты. Сидерит — это углекислая соль железа. Доля железа в нем принципиально, то есть независимо от количества примешанной к чистой руде пустой породы, меньше, чем в буром железняке. Однако отжиг легко удаляет из сидерита углекислый газ. В Бакале уже давно проделывали эту несложную операцию на обогатительной фабрике. Во время Великой Отечественной войны, когда в Бакал были эвакуированы рабочие и специалисты Криворожья, было освоено также производство агломерата, а после войны еще и окатышей. В сидеритах также нет серы и фосфора, но в них имеется до 15% окиси магния (Саткинский район, где расположен прославленный комбинат «Магнезит», окись магния встречается повсюду). Окись магния положительно влияет на прочность агломерата (очень важный позитивный показатель), но в то же время приводит к недопустимому загущению шлака в доменных печах.

Поэтому отношение к сидериту всегда было двойственное. На некоторых заводах Урала сидеритовый агломерат охотно берут в качестве добавки к другой руде. На Ашинском металлургическом заводе, например, была разработана уникальная технология выплавки чугуна, главным образом на сидеритовых агломератах, однако доменный цех в 80-х годах там был закрыт. Большинство же предприятий, которые во времена плановой экономики обязаны были использовать этот вид шихты, отказались от нее, как только получили на это право. И это было второй после истощения железняковых залежей причиной кризиса Бакальского рудника. Ведь за те же 250 лет было добыто и реализовано 110 млн. т этой руды. Однако в начале 90-х годов на руднике уже скопилось несколько миллионов тонн нереализованного сидерита. В земле же по оценкам геологов содержится еще около миллиарда тонн сидеритов.

С самого начала было ясно, что будущее рудника в сидеритах. Более того, будущее могло быть весьма блестящим, если бы удалось получать из сидерита полупродукт, который сочетал бы в себе низкое содержание серы и фосфора с низким содержанием магния. Но до сих пор такой технологии не было. Более того, никто не думал всерьез заниматься ее разработкой.

Ветераны рудника, и это чувствовалось в выступлениях на научно-практической конференции, до сих пор предпочли бы всяким новшествам восстановление дореформенных порядков в производстве и реализации своей руды.

Несколько лет назад руководство комбината «Магнезит» вздумало было на четырех высвободившихся вращающихся печах производить из сидеритов так называемую крицу (железо прямого восстановления) по технологии Орско-Халиловского металлургического комбината, Но почему-то отступило от своего намерения.

В 2001 году на рудник по просьбе губернатора Петра Сумина пришли инвесторы ООО «НПРО «Урал» из Озерска. Эта корпорация, тесно связанная с химкомбинатом «Маяк», занимается поровну строительными работами и горным делом. За пять лет НПРО, может быть, не сумело внести в технологии чего-то нового, но в то же время оно сумело спасти рудник от конечной гибели. Люди получают зарплату, пусть небольшую: в среднем по БРУ — 6,4 тыс. руб. у основных рабочих 10-20 тыс. руб. В прошлом году предприятие впервые за 15 лет получило скромную прибыль в 20 млн. руб.

На шестой год появился еще и многообещающий план полного и даже избыточного возрождения. Екатеринбургский институт «Уралмеханобр» готовит технологию прямого восстановления железа из сидеритов, и в этом году уже будет проведена опытная плавка на вращающейся печи Медногорского металлургического комбината. Не все детали еще уточнены, но технологическая цепочка, вероятно, будет выглядеть следующим образом. Вначале из сидерита будет восстановлено железо помощью кокса (или природного газа) во вращающейся печи при температуре 800-1100 градусов. Потом горячий, но твердый полупродукт поступит в рудно-термическую печь (похожую на печи ЧЭМК). Здесь он очистится от магнезита и в жидком виде поступит в печь-ковш, где будет получена уже настоящая высококачественная сталь.

Заинтересованность в проекте уже выразили иностранные компании, которые производят высококлассное технологическое оборудование, например «Фёст Альпине». ММК, который с прошлого года установил с НПРО «Урал» тесные отношения по поводу Бакальского рудника, предлагает разместить данное производство у себя. Но возможно, что линия будет построена и в самом Бакале. Один из огромных карьеров там сегодня затоплен и может быть источником воды для системы оборотного водоснабжения.

Если новая технология переработки сидеритов будет запущена, ценность этого сырья вырастет в несколько раз. Доменщикам тех предприятий, которые покупают сидеритовый агломерат, придется о нем забыть. Производство сидерита будет реконструировано. В данный момент главным поставщиком сидерита будут уже не карьеры, а шахта. В самом большом сидеритовом карьере — Новобакальском (глубиной более 300 м) — могут быть пробиты горизонтальные штольни, что значительно удешевит добычу. Даже если здесь не будет построен металлургический завод, Бакал ждет процветание.

Источник

Читайте также:  Виртуальная экскурсия по музеям мордовии
Оцените статью