Достопримечательности кадома рязанской области

Кадом: легенды четырёх холмов и проблема половодий

Не забудьте прочитать предыдущую часть Кадом: взгляд в прошлое

Отдельно заслуживают внимания легенды, связанные с холмами, на которых расположился современный город Кадом. Всего таких холмов тут четыре, у каждого есть своё название: в направлении с запада на восток — Кокуй, Безымянный, Кадомская гора и Преображенский.

На холме Кокуй археологи обнаружили предметы бронзового века, а с 1935 года здесь разместилось кладбище. Говорят, что холм Кокуй носит своё имя ещё с языческих времён. Именно на нём в ночь на Ивана Купалы собиралась молодёжь, где юноши и девушки жгли костры и прыгали через них, а после устраивали оргии.

На Безымянном холме, по преданию, жил некий татарский хан. За его тайные связи с крымским ханом дворец на холме был сожжён, а позже здесь построили деревянный православный храм, который позднее тоже сгорел, но уже от удара молнии. Сегодня на месте Безымянного холма высится небольшая горка: песчаное тело холма разошлось на хозяйственные нужды, а затем через него была проложена асфальтированная дорога.

В самом центре города лежит наиболее известный из холмов — Кадомская гора. С его плоской вершины открывается чудный вид на Мокшу, храм с колокольней и монастырь на центральной площади, россыпь избушек, городской рынок и соседние холмы. Некогда здесь стоял острог, где жил воевода. С тех пор на этом месте не раз находили военные артефакты: многопудовые цепи, детали пищалей, чугунные ядра.

Читайте также:  Сказочные путешествия с наклейками

Преображенский холм, в отличие от остальных, лежит на левом берегу Мокши, в заречной части Кадома. По рассказам жителей, холм окутан целой сетью легенд. Некий Беклемиш, сын ордынского хана Бахмета, на склоне лет вдруг крестился, и в знак своего преображения построил на холме деревянную церковь Преображения. Позднее в 1735 году на месте деревянного выстроили каменный храм. В своё время Пётр I подарил церкви икону Казанской Божьей Матери, которая была отделана жемчугом и самоцветами. Верой и правдой храм служил до прихода советской власти. В 1930-е годы церковь была разграблена, колокола сброшены, позднее здесь обосновался детский дом. Сегодня в частично сохранившихся постройках разместился корпус профтехучилища.

История Кадома в прямом смысле утопает в череде катастрофических половодий. Кадомских потопов было несколько, случаются они где-то с периодичностью раз в 30-50 лет. Даже перемещение города на новое место не помогло.

Например, в XVIII веке, по преданию, случилось очередное «небывалое» половодье, когда за одну ночь вышедшая из берегов река смыла целую улицу и стоявшую на ней церковь.

В XX веке страшные половодья случались трижды — в 1925, 1963 и 1994 годах. Плавали по улицам на лодках. Как-будто и не было ничего из ряда вон выходящего. Дело обычное. На удивление, данные события люди вспоминают с элементами ностальгии.

А в мае 2012 года маленький Кадом прогремел на всю Россию, когда уровень в Мокше поднялся на рекордные за всю историю 806 сантиметров, и вода захватила три четверти площади города. Даже в начале июля (спустя два месяца с конца половодья) в огородах некоторых кадомчан стояла вода.

Но не смотря на данные природные трудности, местные жители к этому привыкли. Даже в чём-то умудряются находить свои плюсы. С гордостью говорят, что сейчас в центр Кадома легко можно проехать по капитальному мосту, а вот раньше, примерно 30 лет назад, мост был понтонный и смывало его мощными потоками Мокши каждую весну. А на капризную реку старожилы не в обиде, ведь главным даром Мокши для кадомчан всегда была рыба. Их даже издавна и до сих пор называют ныне почти уже забытым словом «сомятники», так как эти места всегда изобиловали большими сомами весом в несколько пудов, которых жители Кадома и близлежащих сёл с успехом ловили, тем и прославились.

Автор статьи: Денис Шибаев

1) Статья Владимира Фролова «Тайные сокровища Рязанской земли. Археологи продолжают искать древние клады» от 11.09.2016 года на сайте rzn.info;

2) Статья В.Г. Милованова «Кадомский край» 1994 года на сайте kadom.ru;

3) Статья Дмитрия Бантле «Легенды о рязанских разбойницах» от 08.06.2018 года на сайте «Вечерная Рязань»;

4) Статья «Клады Тамбовских разбойников» от 16.03.2011 года на сайте «Золотая антилопа»;

5) Статья Людмилы Рубцовой и Алексея Водорезова «Кадом» на сайте ИА «МедиаРязань»;

6) Статья Кирилла Серебренитского «Моя тетушка была разбойницей» от 17.02.2007 года на сайте «Вокруг света»;

7) Статья Дарьи Копосовой «Затерянная Рязань. Пленники четырёх холмов» от 05.10.2018 года на сайте Рязанского портала «YA62.RU»;

8) Книга Виталия Горчакова «Рязанские клады» (1995 год).

Источник

Кадом и окрестности – медвежий угол Рязанской области

Много людей рассказывает про дремучие кадомские лесные дебри. Но на самом деле все познается в сравнении. Бывает так, что под Москвой, прям поблизости найдешь суровость и дремучесть. А рядом с Кадомом лес как лес. Правда его там много.

Названия сел, деревень и прочих поселков возле Кадома намекают на странно-непонятные события и состояние рассудка. Савватьма, Винищи, Сумерки… Последние, уже рядом с Мордовией. Не знаю, как кому, а из теплой Рязани она порой кажется чем-то вроде далекого Мордора, на границе с которым есть еще одно село со странным названием – Мыс Доброй Надежды.

За границей Рязанской области, что-то вроде сказочного царства, или вообще туман, за которым ничего не видно. Другое измерение. Да и само название Кадом тоже не назовешь понятным и очевидным.

Люди в тех местах слегка диковатые. К примеру, на японскую праворульную машину смотрят как на заморскую зверюгу.

Но зато в Кадоме есть кадомский вениз. Считается, что это кружевоплетение освоили при Петре I, когда кадомчанки по приказу царя освоили технику венецианского кружева, а потом на ее основе создали свою игольчатую вышивку. Может и легенда, может так все и было. Теперь кадомским венизом занимаются все меньше людей – сложно это. Но и результат получается дорогим.

По Кадомскому району протекает река Мокша. Красивая. И вообще те места очень красивые, вот только людей становится все меньше. Уезжают в цивилизацию, жизнь в деревне, особенно в самом глухом углу региона – не так то просто.

Но не все уезжают. Бывает и наоборот. В 2006 году в селе Кочемирово открылся музей «Русская изба». Если вдруг жизнь занесет вас какими то странными путями в Кадом – не пропустите.

Тут вы увидите и мебель, и вышивку, и предметы быта, и прялку, а заодно попробуете разносолы, приготовленные по бабушкиным рецептам.

Источник

Кадом: взгляд в прошлое

В качестве вступления хотелось бы вспомнить о своих впечатлениях, когда я в первый раз, в 2008 году, приехал в Кадом. Что меня тогда так сильно удивило, так это практически полное отсутствие автомобилей. Жители городка передвигались по дорогам на велосипедах. Это выглядело необычно, словно в кино. Велосипедисты разных лет, и молодые, и в преклонном возрасте, спокойно разъезжали по своим делам, и среди них мы на машине казались неким инородным элементом. Прямо настоящий велосипедный край какой-то!

В последующие годы в этих местах я бывал ещё несколько раз, но почему-то исторических заметок не писал, а зря! Тут и легенды о шайках лесных разбойников, причём с предводителями-женщинами, и истории про клады, а как не упомянуть про постоянные наводнения и подтопления во время выходов из берегов реки Мокши. В общем, есть, что рассказать.

Сегодня Кадом представляет собой ни чем не примечательный на первый взгляд маленький провинциальный городок на востоке области, находящийся в 264 километрах от Рязани — самый удалённый районный центр. Но так было не всегда.

ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Объективно объяснить значение слова «Кадом» историки и топонимисты не могут и поныне, подменяя истину букетом версий. По одной из них, в языке мордовских племён имелось слово «кадонь» — «оставленная, потерянная земля». По другой версии, топоним происходит от имени татарского хана Кадыма. Третья версия повествует, что такое название образовалось благодаря некой христианке Вассе, будто бы бежавшей из мордовского плена и устроившей на берегу Мокши пещеру — «как дом».

Кадом возник на правом берегу Мокши в дремучих мордовских лесах. Впервые упоминается в Никоновской летописи в 1209 году. Тогда город географически располагался там, где сейчас находится село Старый Кадом. Но позднее (в XVI веке) из-за постоянных весенних паводков вынужден был перебраться немного южнее и разместиться на четырёх песчаных холмах подобно Москве и Риму. Долго считалось, что эти холмы рукотворные, однако, сравнительно недавно учёные доказали природное происхождение рельефа местности, сформированного естественным образом во время ледникового периода.

Кадом изначально являлся важной частью засечной черты и служил форпостом русских земель. Здесь же на одном из холмов была построена оборонительная крепость, которая простояла до XVII века, пока не пришла в упадок.

После того, как Кадом потерял свою охранную функцию, городок, который так выгодно был расположен на берегу большой полноводной реки Мокши, превратился в богатый купеческий центр.

В конце XVIII века Кадом приобрёл особую значимость в Тамбовской губернии. По численности населения он превзошёл Шацк и Темников и обзавёлся статусом уездного города. В уезде насчитывалось 30 сёл и 107 деревень. Работали заводы по производству вина, сукна, кожи, маслобойни и лесопильни.

Через Кадом по Мокше проходил раньше не только торговый путь, но и «судоходная посольская дорога». А местные купцы торговали различными ремесленными изделиями, хлебом, мёдом, и, конечно же, лесом (в том числе морёным дубом). Здесь же поднимали свой капитал купцы-судостроители на возведении барж. Это дело просуществовало несколько веков. В 1929 году, уже при советской власти, бывшее купеческое занятие, преобразовалось в местное предприятие «Кадомская судоверфь». Оно работало даже во время Великой Отечественной войны и после неё, вплоть до 1960-х годов. Позже кадомское судостроение потеряло актуальность.

Также по сей день славится в России и за рубежом фабрика «Кадомский вениз» со своим уникальным методом плетения кружева, которым издавна владеют местные мастерицы.

В разное время Кадом входил в состав Азовской, Воронежской, Тамбовской и Московской губерний, словно был никому не нужен, пока в конце концов 26 сентября 1937 года не оказался под крылом Рязанской области.

В результате всех пертурбаций (нового административного деления и упразднения губерний в те годы) некоторые населённые пункты первоначального бывшего Кадомского уезда оказались в составе Рязанской и Нижегородской областей, а также на территории республики Мордовии.

Автор статьи: Денис Шибаев

1) Статья Владимира Фролова «Тайные сокровища Рязанской земли. Археологи продолжают искать древние клады» от 11.09.2016 года на сайте rzn.info;

2) Статья В.Г. Милованова «Кадомский край» 1994 года на сайте kadom.ru;

3) Статья Дмитрия Бантле «Легенды о рязанских разбойницах» от 08.06.2018 года на сайте «Вечерная Рязань»;

4) Статья «Клады Тамбовских разбойников» от 16.03.2011 года на сайте «Золотая антилопа»;

5) Статья Людмилы Рубцовой и Алексея Водорезова «Кадом» на сайте ИА «МедиаРязань»;

6) Статья Кирилла Серебренитского «Моя тетушка была разбойницей» от 17.02.2007 года на сайте «Вокруг света»;

7) Статья Дарьи Копосовой «Затерянная Рязань. Пленники четырёх холмов» от 05.10.2018 года на сайте Рязанского портала «YA62.RU»;

8) Книга Виталия Горчакова «Рязанские клады» (1995 год).

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • Андрей Тарковский (118)
  • Дневник Ронина (72)
  • Эпиграф (55)
  • Культовые книги (38)
  • Книга как поступок (37)
  • Ничего особенного (28)
  • Кинотека (22)
  • Литературный Нобель (18)
  • Литклуб (17)
  • Мои любимые актеры (14)
  • Линукс (13)
  • Папские хроники (4)
  • Бумажный театр (3)
  • Домоведение (3)
  • Филькина грамота (1)
  • Блоги (157)
  • Будни редактора (62)
  • Видео (2337)
  • Внутреннее пространство (81)
  • Гостиная (16)
  • Гуру (64)
  • Духовное (160)
  • Жизнь (150)
  • Журналистика (106)
  • Интервью (101)
  • Искусство (513)
  • Искусствотека (18)
  • История (157)
  • К Богу (75)
  • Кино (547)
  • Книжная полка (124)
  • Комментарии (162)
  • Культуротека (428)
  • Литература (298)
  • Литературный детектив (7)
  • Москва (17)
  • Музыка (530)
  • Мысли (472)
  • Писательство (51)
  • Познавательное (154)
  • ПоэзиЯ (150)
  • Прогулки по Москве (54)
  • Проза (28)
  • Психология (19)
  • Путевые заметки (27)
  • Семья (35)
  • Сериалы (31)
  • Словарь всезнайки (49)
  • Статьи (275)
  • Театр (84)
  • Фантастика (41)
  • Философское (28)
  • Фотогалерея (43)
  • Хочу все знать (42)
  • Дневник чтения (31)
  • Чтобы помнили (233)
  • Юмор (292)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Кадом – городок на древних холмах

Моя статья для российского географического журнала «Живописная Россия» в рубрику «Исчезнувшие города»

Если вам посчастливится попасть в живописные места земли рязанской, то мой вам совет – не пропустите небольшой городок Кадом, историей своей уходящий в глубокую старину и до сих пор впечатляющий приезжих своей исконно русской красотой. Он раскинулся на берегах живописной реки Мокши (приток реки Оки).

Сейчас это поселок городского типа, административный центр Кадомского района Рязанской области. Поселок расположен на обоих берегах реки Мокша, в 245 км от Рязани, в 61 км к северо-востоку от железнодорожной станции Сасово на линии Рязань — Рузаевка. Население — 5333чел.

Между тем городок этот — один из древнейших на рязанщине. Кадом известен с 1209 г., впервые упоминается в Никоновской летописи. В XV в. Старый Кадом был покинут жителями вследствие разрушительных разливов реки Мокши. Новый населенный пункт был основан на песчаных холмах в шести километрах ниже по течению, где была построена Кадомская крепость.

Кадом, находясь на переднем крае восточных рубежей славянской колонизации, в XII-XIII вв. оказался в центре борьбы за новые земли и торговые пути. А на территории, которая условно названа Кадомским краем, шел процесс слияния различных этнических групп. Она была своего рода контактной зоной, где смешивались славянские племена с финно-уграми.

В середине XV в. Кадом с округой был отдан в удел казанскому царевичу Касиму и до конца XVII в. был в составе Касимовского ханства. В Смутное время Кадом был захвачен польскими интервентами. В 1652—1764 гг. здесь существовал мужской монастырь.

С 1779 г. Кадом — уездный город Тамбовского наместничества. В 1787 г. был выведен за штат. В 1861 г. в Кадоме насчитывалось 7365 жителей, действовало четыре церкви, женский монастырь. Статус города Кадом носил до 1926 г., затем утратил его, но в 1958 г. был утвержден поселком городского типа.

С названием города связана не одна легенда. Предание гласит, что среди дремучего леса на большом холме в центре Кадома была построена крепость, и у ее подножия возникли Пушкарская и Стрелецкая слободы. На Вознесенском холме существовало славянское городище. На этом холме стояла крепость хана Кадыша. По одной из легенд выходит, что основательницей города следует считать русскую девушку Вассу. В дни татарского нашествия, а может быть, и до этого времени, христианская девушка — подвижница Васса, находясь рабою у мордвы, бежала из плена. Преследовать ее пустился хозяйский сын. Бежал он быстро — вот-вот нагонит. Добежала Васса до левого берега Мокши и бросилась в реку, чтобы утопить себя, но чудом была спасена и выкинута на правом берегу реки живая. Очнувшись и едва собрав силы, пошла она от берега по дремучему лесу и от бессилия едва поднялась на высокий холм, как раз на тот, где теперь кадомская кладбищенская церковь (сейчас называется Вознесенской горой). Но там вновь изнемогла и лишилась чувств. Природа, однако, взяла свое. Придя в себя, Васса утолила голод, набрав орехов и наломав дягиля. Орехов в тех лесах всегда было большое изобилие, а дягиль мясист и вкусен. Потом сыскала в горе для себя расселину и приютилась кое-как. Наступившие холода заставили ее покрыть и загородить свое убежище, устроить себе жилье «как дом». Она обжилась и решила посвятить себя пустынной жизни. Много лет прошло в отшельничестве. Обладая даром предсказания, Васса стала известной жителям окрестных селений, которые приходили к ней для исцеления недугов или за благими советами. Пещера, в которой она жила зимой и летом, не имела ни печки, ни очага, но всегда была теплой, «как дом». Приходящим с разных сторон нравилась эта местность, и они мало помалу начали селиться на этой горе. А после ее кончины это новое поселение получило название «Как Дом», в воспоминание ее пещеры, теплой «как дом» — Кадом.
Немало еще версий о происхождении названия «Кадом» выдвигается историками и лингвистами. Но, как бы то ни было, древнее имя города осталось нетронутым на протяжении веков.

Сведения о Кадомском крае можно встретить не только в трудах историков и архивных документах, но и в справочной и мемуарной литературе, в работах по топонимике и энтографии. Кроме того, о событиях давних лет рассказывают легенды и предания.
Упоминается же Кадом летописцем в связи с убийством в городе рязанского тысяцкого Матвея Андреевича. Существует несколько версий, которые выдвинули историки, объясняя причину этого убийства, в разное время, — попытка рязанцев захватить тогда еще мордовский Кадом; стремление усмирить непокорных жителей города, сражение рязанских дружинников с булгарами, а, может быть, с половцами. Но что бы ни стояло за гибелью тысяцкого — Кадом в начале XIII в. был уже довольно важным торговым, административным и сторожевым пунктом на восточных рубежах Рязанского княжества, где, по свидетельству археолога Н.В.Говорова, уже в XII в. соприкасались и переплетались поселения славян и мордвы.

После того, как в 1779 г. Кадом стал уездным городом Тамбовского наместничества, в 1781 г. ему был утвержден герб: в верхней части щита губернский герб – на лазоревом поле улей и три пчелы, а в нижней половине – в золотом поле два положенных крестообразно молотила, в знак изобилия Кадома и его уезда хлебом. Современный герб разработан художником Михаилом Шелковенко и утвержден решением Кадомской районной Думы от 9 июля 1998 г. (№48). В зеленом поле два молотила накрест, сопровождаемые во главе тремя пчелами; все фигуры золотые. В золотой вольной части со скругленным углом — старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой, над которой — золотое украшение (городок) с зеленым самоцветным камнем.

Природа дала городку все, о чем может мечтать русский человек: чистый воздух, голубые озера, заливные луга, сплошное кольцо хвойных и смешанных лесов. А сам городок привольно расположился в живописной местности — природной достопримечательностью Кадома являются невысокие живописные холмы. Они придают скромному городку своеобразный и неповторимый облик. По происхождению — это геологические отложения ледникового периода, так называемые останцы, хотя в народе существовала легенда о том, что «горы» в Кадоме рукотворные, мол, насыпали их в старину по приказу хана Кадыма, чтобы надежно защитить город от нападения врагов и будто бы возвышались они сплошной стеной, да потом река разделила их надвое.

Легенда впечатляет. И все же холмы, высота которых от 18 до 25 м, оставил отступающий ледник. С 1977 года они охраняются государством как исторические ландшафтные объекты.

Всякий, кто приезжает в Кадом впервые, находит время подняться на холмы. Оттуда открывается чудесный вид. Улицы и дома, мост через речку, просторы ближних лугов и далекая стена леса — эта панорама выразительна в любое время года. Но даже не все местные знают, как называется каждый из холмов. Здесь практически в любое время года человек, любящий русскую природу, может отдохнуть и получить заряд положительной энергии.

Кадомчане прикладывают большие усилия к тому, чтобы улицы были чистыми, ухоженными и радовали глаз обилием зелени и цветов. Удивительные следы на земле оставили события прошлого, воплощенные в памятники старины, дошедшие до наших дней.
Три столетия назад в Кадоме дало корни удивительное искусство, «импортированное» из славного итальянского города Венеции — вениз. Знатоки утверждают: венецианское кружево в самой Венеции давно уже существует только в музейных залах. Здесь, в глубине рязанско-мордовских лесов, «кадомское чудо» до сих пор живо.

Особый интерес Кадом предоставляет для православных россиян. В двух храмах регулярно проводятся службы, праздничные богослужения и церковные обряды. В Кадомский Милостиво-Богородицкий женский монастырь приезжает большое количество паломников как на богослужения, так и для общения с известным священнослужителем архимандритом Афанасием.

Уникальное место есть недалеко от города — это целебный источник Паника. Название его происходит от эрзянского слова, близкого по значению к глаголу «загонять», «прогонять». Вероятно, в глубокой древности здесь было становище для охотников, куда они приносили свою добычу. Сегодня вид места, где находится источник, несколько отличается от описанного в старых книгах – вырублен лес, нет храма, но вода источника до сих привлекает к себе всех паломников.

Кадомчане не теряют веры в возрождение своего древнего города, надеются, что его исторические памятники будут восстановлены. Не смотря ни на что Кадом до сих пор не утратил самобытности и поражает своей неброской красотой.

Источник

Оцените статью