Достопримечательности кировской области озеро шайтан

Загадка уникального озера Шайтан

Озеро Шайтан – находится на юге Кировской области в 39 км от города Уржума, геологический памятником природы.

В Кировской области Российской Федерации, недалеко от города Уржума, уютно расположилось озеро Шайтан. Водоем имеет форму правильного овала и занимает площадь около двух гектар, а глубина его, в среднем, равняется 12 метрам. Озеро находится на болотистых территориях, окруженное лесным массивом с трех сторон, а проезд к нему доступен лишь в сухую погоду.

Жители округи, во все времена сторонились его, не пользовались водой, не ловили рыбу, не купались в летний период и предпочитали не подходить к нему близко. Столь настороженное отношение связано с устрашающим название, так как Шайтан — это злой дух, Дьявол, демон, а подобные наименования не даются без веской на то причины. Также пугала непонятная чертовщина, происходящая в водах самого водоема.

Время от времени в озере Шайтан бурлила вода, а порой и фонтанировала, причем жители соседней деревушки наблюдали водные столбы до четырех метров высотой и кратковременные десятиметровые фонтаны.

Еще одной уникальной особенностью водоема, являются плавающие на поверхности небольшие острова. Дрейфующие островки покрыты довольно- таки густой травянистой растительностью, а на самых крупных из них, кроме пышной травы, можно увидеть кустарники и даже небольшие деревца.

В данный момент, происходящее в водах озера объясняет наука, но еще столетие назад, было не чем иным, как «дьявольскими проделками». Местные жители верили, что в водоеме живет злой дух и когда он злится, то вода в нем начинает бурлить, а водяные фонтаны говорят о ярости демона.

Читайте также:  Экскурсия по московским крышам

Существует легенда, объясняющая возникновение столь необычного водоема. Когда-то давно, территорию, на которой сейчас находится озеро Шайтан, заселяли два племени. Племена между собой враждовали, так как были разделены верой и поклонялись разным богам. Одно из племен поклонялось доброму богу-созидателю, а второе племя, разрушителю-шайтану.

Со временем, мелкая вражда переросла в более решительные действия и увенчалась решающим сражением между племенами. Бой длился целый день и приход ночи его не остановил, но когда наступило утро и рассвело, народ бога-созидателя увидел, что на поле боя нет, ни единого поверженного вражеского тела, а убитыми оказались соплеменники. Как подобное могло произойти, никто не понял. Как члены одного племени могли биться между собой и не заметить этого? Подобное, ну никак не могло произойти без вмешательства Шайтана.

Озеро имеет карстовое происхождение, глубина до 25 метров.

Последующий день после боя, был полон горя и рыданий, а женские слезы, смешались на поле сражения, с кровью убитых людей и заполнили низменное поле битвы. Крови и слез было настолько много, что земля не выдержала этой тяжести и провалилась.

В том месте образовалось озеро Шайтан, воды которого кажутся темными, как потемневшая кровь. С тех самых пор существует поверье, что злой дух Шайтан поселился в озере сразу после его образования, а необычные особенности водоема, только подкрепляли это предположение.

Согласно историческим фактам, больше века назад, земли вместе с озером Шайтан принадлежали крупному помещику Мосолову, а на берегу водоема стоял большой красивый терем, принадлежащий ему.

Мосолов был крупным промышленником, весьма предприимчивым и практичным человеком. Он изобрел удивительный способ, позволяющий искоренить среди крестьян воровство леса на территории своих владений. Мосолов, весьма успешно пользовался суеверными страхами крестьян, касающимися дьявольского озера. За самовольную вырубку леса, провинившегося вывозили на середину озера Шайтан и, пускали вплавь до берега, дабы проучить.

Люди настолько боялись озера, что столь оригинальный способ позволил полностью искоренить самовольную вырубку леса во владениях помещика, хотя другие методы не давали такого феноменального результата.

Источник

Озеро Шайтан

Предисловие:

В данной статье хочется рассказать вам про одно уникальное и загадочное озеро, которое находится на границе Марий Эл и Кировской области. Озеро это называется – Шайтан!

Уже само названия озера для татарского (и для любого другого) слуха внушает уважение и благоговейное внимание — по той причине, что слово шайтан с татарского: это дьявол, демон или чёрт…

Понятно, что обычное озеро таким названием не обзовут!

Поэтому, как и многие казанские туристы, мы также не могли не захотеть поехать на данное озеро!

Поездку на озеро мы включили в план похода лето-2009г, когда нам удалось заехать на Немдинские скалы, Бересняцкий водопад и Кундуштурское озеро. Однако по стеченью разных обстоятельств (случайных, а может, не случайных) доехать до озера нам так и не удалось!

Более подробнее эта история описана в Отчете по данному походу «Путешествие за 3 границы — или Напои меня водой«, но для того, чтобы показать некую мистику данной территории и озера – приводим некоторые отрывки нашего отчета по походу 2009 года.

На Шайтан прорваться не удалось. То ли несовместимы в один день святые родники и проклятое озеро, то ли нельзя искупаться за раз в благой воде и в нечистой, то ли еще по какой причине — но не получилось. Хотя обо всем по порядку.

Итак, после Марьян Помаша двинулись мы далее. Маршрут казался легким — через деревни Часовню, Кугушень, Моркинер, Большие Гари в Индыгойку. Каких-то 20км — час езды!

Но вот счазззз Вам! Решил кто-то или что-то. И все пошло не так.

Во первых, кончились дороги, что не страшно, да только кончились они не по причине того что там только на тракторах ездят, а как раз по причине того, что там некому даже на тракторе ездить. Как-то живя в большом городе забываешь, что деревни то наши того. Стройными рядами пополняют списки Чичиковых из кремлядской власти.

Вот к такому повороту событий мы оказались совсем не готовы:

Поля, которые зарастают самосевом березы и сосны в два человеческих роста,

Деревни, которые, слава богу, еще держатся за счет дачников, да двух-трех домов из тридцати.

Ну и, наконец деревня, центральная улица которой заросла травой в рост человека, а «объездная «дорога» уперлась в болото, по которому, о недолгое счастье(!), действительно ездили на тракторах. Потому как только на тракторе там и проедешь — благо колея соответствует.

Объявляем внеочередной совет по обсуждению маршрута. Время 18 вечера, а хочется сегодня попасть на Береснятский водопад. Вот тут-то и сыграл с нами Шайтан злую шутку — открыли мы не те карты в компьютере, которые бы следовало, а совсем даже наоборот. А по ним вышло, что ехать дальше очень даже и не надо — будет только хуже. Ну мы и не поехали.

А еще, если можно про это рассказать серьезно — просмотрели мы дорогу дальше, и выходило, что есть у нас большая вероятность заночевать в этих местах, что категорически никого не устроило. Ну не лежит душа ночевать рядом с мертвой деревней ни у кого.

Самое грустное, что, не смотря ну кучу видео и фото записывающих устройств, никто ничего не записал. Настолько сильно все впечатлило. Или придавило — настроение было жутко подавленное.

А если не серьезно, то когда только собирались двинутся в сторону озера, и встал вопрос, кто посторожит машины — добровольцев не было, только Наиль сделал над собой усилие и сказал, что он. А вот возле болота добровольцев было уже полно. Причем, их количество росло в течении всей той «дороги», и возле болота стало превышать количество тех, кто хотел идти на Шайтан. Кроме Натальи, к тому времени, уже никто и не хотел. Или хотел, но молчал. В общем, так как Шайтан уже ни за каким чертом к тому времени ни кому не сдался, мы вернулись обратно на асфальт.

Далее описание озера Шайтан:

В южной части Кировской области, на территории Уржумского района, находится один из наиболее известных Государственных памятников природы Кировской области загадочное озеро Шайтан. Озеро входит в состав природного заказника «Бушковский лес».

Легенда, повествующая о его происхождении, гласит о том, что озеро образовалось в одну ночь на месте побоища: воины марийского племени вместо битвы со злым лесным хозяином Шайтаном, сражались между собой. Шайтан провёл их. Шайтан в исламской мифологии – это злой дух, сатана, то есть попросту чёрт. Кровью убитых и слезами их близких заполнилось место сражения. Не вынесла мать-земля такой тяжести и провалилась.

Провальные озера имеют обычно круглую, овальную, лопастную и реже неправильную форму, с обрывистыми, отвесными или едва возвышающимися над уровнем воды берегами. Встречаются они по речным долинам, на водоразделах и по склонам. Вода в них холодная, очень чистая.

В пасмурный день тёмная вода стареющего озера Шайтан придаёт ему мрачный вид. Зато в солнечный день оно, как зеркало, отражает бездонную голубизну неба и яркую зелень берегов.

Озеро Шайтан – единственный на Русской равнине неповторимый природный водоём с редким сочетанием явлений сифонной циркуляции и плавающих островов, с непериодическими выбросами воды на поверхность, которые происходят в среднем через 5-6 лет. Иногда в течение нескольких часов наблюдается бурление воды, а иногда происходит кратковременный выброс в виде фонтана до 10 метров высотой или водяного столба диаметром 1,0-1,5 м и высотой 1-4 м. Много ещё у него тайн. Одна из них — позднее замерзание и позднее таяние. Ещё в середине мая по нему плавают ледяные глыбы.

Когда Шайтан сердится, рассказывают местные жители, озеро вскипает и над ним поднимается столб воды. Краевед, очевидец этого необычного явления, А. Д. Фокин видел водяной столб, поднявшийся над поверхностью озера на 1,5 м, в диаметре он был около 4 м. Продолжительность выброса небольшая. Сфотографировать выброс ещё никому не посчастливилось.

В одно из своих посещений озера буйские краеведы обнаружили на поверхности воды маслянистое пятно. Что это? Нефть? Действительно, в районе озера Шайтан проводились геологические изыскания нефтеносных слоёв в соответствии с тектоническими линиями Урало-Волжской нефтеносной области.

Результатов исследований мы не знаем, но по схеме тектоники Урало-Волжской нефтеносной области видно, что в районе озера Шайтан проходит Уржумская тектоническая линия, на которой чётко видно как располагается ряд структурных поднятий. В частности, на Поломец-Кокуйском поднятии (Уржумская линия) разведочная скважина дала мощный газовый фонтан из артинских слоев.

Следовательно, вполне возможно, что в озере Шайтан периодически происходили выбросы природного газа, сопровождающего нефтеносные слои.

Очевидцы выбросов рассказывают, что без всяких видимых причин вода вдруг с шумом вспучилась в центральной части озера, чуть ближе к его северному концу. Высота столба воды была небольшая, не более полутора-двух метров. Это были даже не столбы, а, скорее водяные бугры диаметром основания в несколько метров. Их вполне хватило, чтобы взбаламутить всё озеро. Какие-то считанные секунды шумело, ревело и бурлило.… Затем водяные бугры опали, и только острова ещё долго раскачивались, да хлюпала вода о край сплавины. Всё произошло настолько неожиданно и быстро, что очевидцы были застигнуты врасплох и поэтому не успели, не только воспользоваться фотоаппаратами, но даже не вспомнили о них. Озёрную воду пришлось многократно фильтровать. По их рассказам, происходящее было очень похоже на выброс каких-то газов, а не воды.

По словам жившего на озере лесника Новосёлова А. М., при извержении летом 1973 года брызги долетели аж до самого дома. Услышав сильный шум на озере, лесник побежал к берегу, но там всё уже закончилось, лишь волновалась вода в озере, да на досках тротуара перед палисадником у дома медленно высыхали брызги воды от «извержения». Услышанный же шум напоминал звук пара, вырвавшегося из гигантского котла.

Пока всё это – предположения, окончательных выводов нет. И это понятно. В науке неизменно требование: явление должно быть исследовано глубоко и всесторонне, все его тёмные стороны прояснены. Без этого нельзя утверждать, что природа его раскрыта.

Сказочно выглядит озеро, когда по его спокойной глади плывут зелёные островки оторванной от берега сплавины. В 1972 г. насчитывалось 27 островков площадью от 0,8 до 15 кв. м. В 90-х годах индыгойские школьники насчитали 52 островка. Наиболее крупные из них выдерживают тяжесть 3-4 человек. Нескольким островам местные жители даже дали названия.

Их передвижение в юго-восточную часть озера происходит под влиянием подводного течения, со временем собирающего в это место все островки. Разбегаются же они по озеру под влиянием другой силы. В легендах говориться, что их гоняет Шайтан, поселившийся в озере. В действительности это происходит в результате сгононагонных колебаний вод озера. Ветер, дующий с северо-запада, сгоняет воду в юго-восточную часть озера. Уровень воды здесь становится выше, чем в северо-западной, и когда ветер стихает, она растекаясь по озеру, увлекает за собой и островки. Существует примета: если островки приплыли к северо-западному берегу, то следует ожидать плохой погоды. Именно северо-западный ветер приносит дождь в эту часть области.

Плавающие острова интересны не только тем, что перед ненастьем, независимо от ветра, плавно, не торопясь плывут к северному берегу. В абсолютный штиль острова собираются в одном месте и «танцуют» по кругу, и вокруг своей оси. Обычно это бывает рано утром. Но всё же, как объяснить блуждание островов в полный штиль?

Местами на сплавине растет береза. Толщина сплавины — около 80 см. Снизу она превращается в торф, который кусками падает на дно озера.

Почти все берега озера обрамлены такой сплавиной, что представляет определённую проблему для желающих зачерпнуть чистой воды.

Оба предположения о появлении островков имеют под собой реальную почву. На первом этапе предположение о плотах вполне возможно, но учитывая меняющееся количество островков оторванные от берега сплавины наиболее вероятное объяснение.

Котловина озера поросла смешанным лесом, с северо-запада круто уходит вниз, затем до воды идёт ровный заболоченный участок, поросший берёзами, осинами, ивняком. В ямках между корней видна вода. К островам близко подобраться трудно, кочки в воде. На поляне у озера, где стоял дом, растут дубы, липы.

Но красота и привлекательность озера от этого меньше не стали. Посмотреть на это чудо природы приезжают из разных уголков области, а то и издалека. А вот индыгойские школьники ежегодно, по уже сложившейся традиции, приходят сюда после выпускного бала.

На поляне на бугре у озера раньше находился большой двухэтажный деревянный дом, построенный в 1836 году, принадлежавший владельцу леса — помещику и крупному промышленнику Мосолову.

На обоих этажах были террасы по 3,5 м. Дом рублен топором без единого гвоздя. Клеть, чулан и пристрой, построены из однорезника. Снаружи смотришь – сложен в чашку (брёвна снизу вытесаны, чтобы на бревно ровно ложиться). А внутри видишь, что в лапу (плоские стёсы). Сделан как-то переход из лапы в чашку.

На крыше дома фризом резьба была по дереву крупными зубчиками, а ворота огромные. Дом высокий, основательный, сбит крепко из огромных брёвен.

Дом интересен тем, что на каждом этаже по две печи: русская и типа голландки. Располагались они друг над другом. Интересно то, что когда топили печи внизу, вверху не коптило и не дымило. На крышу выходила одна труба обычных размеров. За все эти годы, а это больше ста лет, пока стоял дом, трубу никто ни разу не чистил, а сажи там было, как-будто не чищено 1-2 месяца. Крышу меняли три раза, крыли обычным тёсом. Характерно для дома ещё то, что если закрыть глаза и провести рукой по стене, то невозможно отличить, где кончается стена, а где начинается печка.

Сейчас этого дома уже нет, теперь на его месте растут деревья. Кустарником отмечено то место, где стоял двухэтажный хлев, на второй этаж которого можно было заехать на телеге, там развернуться и спуститься вниз.

На поляне у озера, где стоял дом, растут дубы, липы.

Так как крепостные Мосолова без разрешения вырубали лес, то он приказал лесничим наказывать браконьеров не рублём, а купанием в Шайтане. Виновного вывозили на лодке и пускали вплавь до берега. Порубка леса моментально прекратилась — народ страшно боялся озера.

Просеки к озеру с юга больше нет, а вот с севера (со стороны д. Индыгойка) просека существует и на вид относительно, и не только, проезжая. Если вы решите доехать до самого озера — советую заезжать не по дороге от Индыгойки, а с юго-запада, примерно в двух километрах на север от Больших Гарей. По ней вполне можно проехать на обычной машине типа «Нива” или «УАЗик” с грязевой резиной. Дорога же от Индыгойки не используется, по меньшей мере, десяток лет (рядом с ней идет пешеходная-мотоциклетная тропинка), и проезжается только посредством бензопилы и лебёдки.

Небольшое провальное озеро Шайтан в Уржумском районе начинает постепенно зарастать, покрываясь у берегов сплавиной из водных растений (сабельника, вахты трёхлистной и гипповых мхов).

Мерянская легенда про озеро Шайтан

Ежегодно с ранней весны до поздней осени продолжается настоящее паломничество людей к одному из красивейших мест Кировской области – озеру Шайтан, что расположено в Бушковском лесу Уржумского района. Взрослые и дети, студенты и научные работники, подогреваемые любопытством, считают своим долгом посетить этот живописный уголок родной природы. Кроме кировских, сюда нередко заглядывают люди из Костромы, Нижнего, Марий Эл, Татарии, Мордовии.

Рассказы об этом загадочном и святом месте разошлись далеко-далеко по всей финно-угорской земле… Да и неудивительно: легенда об озере обостряет интерес, манит взглянуть на озеро с таким странным и загадочным названием…

«Во времена далёкие, как млечный путь, жил в этих буйских лесах финно-угорский народ – мере. На полянах, по берегам речушек были расставлены их городки и хижины. Мужчины на отвоеванных у леса полосах земли растили хлеб, ходили на охоту, женщины отдавали силу и энергию детям, изготовлению одежды да утвари. Многим из тех, кому удача сопутствовала в охоте на белку и зайца, сходились в единоборстве и с бурым таёжным медведем, и с диким кабаном, и отбивались от стай волков. Были в племени богатыри, которые искали случая проверить свою удаль и отвагу.

Но никто не рисковал схватиться один на один с Шайтаном. Успевал Шайтан ходить рядом с каждым человеком, был невидим, вездесущ и безжалостен. Зимой морозил тело и душу, летом по-комариному сосал кровь. Круглый год морил людей голодом, напускал трахому и несчастья, сеял вражду и ненависть.

В священных рощах-кусо женщины мере не столь усердно молились своему доброму богу Пуюр-ша Юма, сколько злому Шайтану-Керемету. Веками умоляли его сменить гнев на милость. Веками в священных рощах стоял звон монет, нашитых на женских колпаках «шака-шоваче” и платьях, – так усердны были моления. Мере пытались задобрить хозяина подземного мира, клали на полянах под самые могучие деревья свои трофеи, приносили в жертву лошадей. Но разве можно задобрить темного духа?

Ночью в священной кусо свалил Шайтан молнией могучий дуб и сжёг его вместе с приношениями – медвежьими и конскими шкурами. Стал гроза людей яриться ураганом и ливнем. И терпению племени пришёл конец. Огнём ненависти вскипели сердца мере. Схватились люди за луки и топоры, бросились в чернильную темноту на врага. В шум урагана вплёлся грохот великой битвы. Стаями птиц летели стрелы, от стона и грохота по всей лесной земле из края в край нёсся гул и отдавался далёким эхом. В ту ночь мало кто из охотников вернулся к родным хижинам…

Вставало серое, туманное утро. Уцелевшие мере бросились на поле боя, припали к телам павших и поняли, что бились между собой, — Шайтан попутал!

Все погибшие были свои, все поражены своими стрелами. Так и остался недоступным Керемет, всё так же сулил беды и несчастья. Слёзы печали и отчаяния ручьём полились из глаз женщин – и в старину женщины умели любить и оплакивать своих сыновей и мужей-кормильцев.

Поток слёз лился бесконечно. На месте ночной битвы, в вытоптанной сотнями ног земляной чаше, женские слёзы перемешались с мужской кровью. Мать-земля не вынесла этой тяжести, провалилась на месте битвы. Образовалось озеро, глубину которого измерить так же трудно, как тяжесть и горе того древнего народа. Вода в озере кажется чёрной, как потемневшая от времени кровь, а возьмёшь в руки – чиста, как слеза.

А Шайтан скрылся в озере. С горя. Была причина. Не тот народ и не по-старому стал жить на этой земле. Не стали мере признавать и почитать Шайтана. Ещё люди говорят, что недоволен он своим подводным положением. Временами сердится, и тогда рождаются новые острова, вода на поверхности ходит валами, а когда взбунтуется, то выкидывает её вверх фонтанами на десятки метров. Но это бывает редко, видимо, стар и немощен стал Шайтан. Однако в своё подводное царство никого не пускает. Пытались ныряльщики проникнуть в глубину – хватает отважных ледяными клещами и где-то на дне запирает под пудовые замки.»

Так записал эту легенду cо слов старого жителя д. Индыгойки Ф. С. Терентьева,
журналист В. М. Козлов, долго изучавший рассказы об озере, которые и по сей день передаются жителями из уст в уста.

Много интересного рассказывает про озеро Шутов Борис Николаевич (дата рождения 2 декабря 1935 года), житель д. Индыгойки.

«Площадь озера 2 га 56 соток. Средняя глубина 12 м. Вода в нём очень тёплая, в два раза теплее, чем на Вятке, как парное молоко. Но это сверху, а снизу вода холодная. На Шайтане не тонули.

Острова возвращаются на своё место, есть такой закон. Оттолкнут люди островок, он обратно приплывёт к берегу (может прокрутиться вокруг своей оси), на 1-2 метра может отойти от своего места. Всего больше островов в северо-западном направлении, от дубов налево. Один остров сел на колья.

У озера растут яблони, липы. На озере очень положительные биотоки, биополя. Оно снимает все отрицательные накопления. Некоторых людей оно отпускает с удовольствием, а некоторых держит. Кто-то еле идёт с озера, тяжело, как камень несёт. А другим очень легко становится, как на крыльях. Как-то на озере был съезд экстрасенсов, Марина Алыпова привозила человек 10. Там под липой полежала, так ей легко стало.

На озере этом бывает такое, водит людей. Как-то здесь строители жили, привезли с собой повара-девчонку, Индиру. Понравилась она одному парню. Вот он её и повёз на мотоцикле озеро показать. Оставил его в кустах у леса. А обратно пошли – никак назад выйти не могут, вышли потом к деревне – Большие Гари – километров 7 в сторону. Потом пошли искать мотоцикл. Ходили-ходили по окраине – нет нигде. Парень и говорит, мол, пойдём, завтра утром приду, поищу. И только так сказал, смотрит – в метре от них мотоцикл стоит.

А лес этот называют Бушковским, потому что раньше здесь жил лесопромышленник Бушков. Там у озера дом стоит, на торце штамп, «март 1836, бр. Буш.», бригада Бушкова. Богатый был, у него в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, свои дома стояли. Как-то Бушков в карты выиграл 5 деревень с народом у Мосолова. Жил он в Буйске, занимался литьём, завод у него, печные задвижки лил, продавал. А жил в доме, в котором было 102 комнаты. Раньше было крепостное право, никто не мог покинуть деревню. Бушков хотел распустить крестьян, выписать им вольную, чтобы могли уехать. Но никто не уехал, потому что Бушков был добрый, не притеснял людей.

А дом этот двухэтажный. И построен удивительно. Снаружи смотришь – сложен в чашку (брёвна снизу вытесаны, чтобы на бревно ровно ложиться). А внутри видишь, что в лапу (плоские стёсы). Сделан как-то переход из лапы в чашку. В доме 4 печки, две русские, две «голландки». А труба одна. Пробовали одновременно все 4 затопить – есть тяга!

Я знаю, что глубина озера 56 метров. В 1948 г. приезжали водолазы, исследовали. Они нашли поноры (колодцы). Один в западном районе озера. Вот в них глубина может быть большая. Поноров в 2-3 метра очень много.

В 1978 году на озере произошёл взрыв. Как раз в школе ёлка была. Мороз 54 градуса. Сантиметров 70 лёд был. Ночью в 11-12 часов загремело. Лёд сломало, очень много. До дубов долетели льдины. Понора была забита, вот и взрыв. Выбросы бывают, когда поноры забиваются.

Видел как-то фонтан, минуты две бил. А ещё был такой случай. Приехали отдохнуть. Я плавал на камере. Вдруг рядом со мной фонтан поднялся, метра 4. Испугался я тогда очень. Ладно, вода в сторону, не на меня падала.

На острова ходили с девчонками гулять. Её с двух сторон обнимают, разговорами отвлекают, ведут, чтобы в дырку на острове попала. Как провалится, визжать начинает, маму, папу звать. Руками за края держится. А вода снизу холодная».

Источник

Оцените статью