Соборы Московского Кремля
Без своих церквей Московский Кремль — просто хорошо сохранившаяся крепость с комплексом административных зданий. Именно величественные храмы сделали Кремль не только политическим, но духовным, культурным центром России. История соборов Московского Кремля неразрывно связана с историей страны: с несчастьями и праздниками, разорением и обязательным возрождением. Экскурсия по Кремлю будет неполной без посещения этих достопримечательностей.
Здание выстроено на месте прежнего одноимённого храма. Первое в Москве каменное культовое сооружение появилось на этом месте при Иване Калите в 1327 г. Спустя два столетия здание сильно обветшало, царь Иван III приказал разобрать его и построить новый собор. Работы вначале доверили отечественным зодчим, но в результате землетрясения уже почти выведенные стены рухнули. Возобновилось строительство по прибытии знаменитого архитектора А. Фиорованти, которого царь пригласил в Москву из Италии. Заморский зодчий взял за образец Владимирский собор Успения Божьей Матери. В отличие от предшествующего храма, новое здание строилось с пятью куполами. Фиорованти блестяще решил сложную инженерную задачу поддержки купола и пяти барабанов. Верхнюю часть собора поддерживают шесть колонн (столпов) и прочные арочные перекрытия в алтарной части. Это позволило существенно расширить внутренний объём. Стены, колонны, арки, барабаны делались из кирпича, на облицовку брался белый подмосковный камень.
Храм освящали дважды. Впервые — непосредственно после постройки в 1471 году; второй раз после изгнания французов в 1813 году. Сегодня собор открыт для экскурсий, богослужения совершаются в нём нечасто.
Современный вид собора сформировался после нескольких достроек, улучшений. В начале XV века его первоначальную «версию» возвели псковские мастера, в то время храм имел только три купола. Ещё два купола появились после пожара в ходе восстановительных работ, проводившихся в период с 1547 по 1564 г.
Храм претерпел существенные изменения во времена царствования Ивана IV. К папертям пристроили приделы с куполами, после чего их общее количество возросло до девяти. К южному приделу церкви по приказу Ивана Грозного пристроили специальное крытое крыльцо, откуда царь мог слушать богослужения.
Западная стена собора почти вплотную примыкает к Большому Кремлёвскому дворцу — из него в церковь можно попасть по специальной галерее. Немудрено, что Благовещенский собор считался домовой церковью царской семьи, а её настоятель был духовником самого государя. Это статус протопресвитеры собора сохраняли и в тот период, когда столицей был Петербург.
Денег на украшение «семейной» церкви правящая династия не жалела. Здесь работали лучшие мастера живописи, такие как Феофан Грек и Андрей Рублёв. Если иконостас могли расписывать только православные отечественные мастера, то остальной декор доверили выполнить итальянцам. Многочисленные резные украшения на животные и растительные темы, светильники — дело рук умельцев из Тосканы и Ломбардии.
Сегодня храм открыт для посещения, в его основании (подклети) открыт музей древностей Московского Кремля.
В каждом соборе Московского Кремля есть свой некрополь, но официальный статус родовой усыпальницы российских государей имеет Архангельский собор. Эту традицию ввёл Василий III — в его правление возведено здание, которое мы видим сегодня. Как и многие другие, этот храм построен на месте старых, обветшавших со временем, церквей. Историки считают, что первый собор в честь Архистратига Михаила появился в Московском Кремле ещё в середине XIII века. Затем Иван Калита, в избавление от страшного голода, перестроил храм в камне.
Иван III за несколько дней до кончины заложил первый камень в основание нового храма — старый к тому времени пришёл в аварийное состояние. Дальнейшее строительство велось под наблюдением его сына Василия, ставшего новым российским царём.
Архангельский собор тесно связан с именем Аловиза Фрязина, в историографии получившим приставку к имени — «Новый». Это выдающийся итальянский зодчий построил на Руси 11 храмов. В проектировании кремлёвского собора он учёл православные традиции градостроения и добавил к ним передовые технологии европейского Возрождения.
Храм освятили в 1508 году. На строительстве использовался обожжённый кирпич с последующим декорированием белым камнем. Своды и пять барабанов с куполами поддерживаются шестью столпами. Внутреннее пространство разделено на восемь приделов и скрытое за стеной помещение, верхний ярус которого предназначался для женщин царской семьи.
Сегодня это крупнейший в Кремле пантеон царских фамилий Рюриковичей и Романовых. Достаточно сказать, что здесь могилы Ивана Грозного, Петра II, Дмитрия Донского. В советское время в некрополь Архангельского собора перенесли прах женщин царских родов, покоившихся до этого в Воскресенском монастыре Кремля, взорванном большевиками.
Под этим названием понимается храмовый комплекс, объединяющий церковь, арочную звонницу, пристройку и башню колокольни. В архитектурном ансамбле древнейшее сооружение — церковь. Она освящена в честь Иоанна Лествичника. Первый храм построен в 1329 году. В начале XVI века старую постройку разобрали и под руководством Аловиза Фрязина воздвигли новый храм и колокольню высотой 60 метров. Третий ярус башни, надстроенный Фёдором Конем в 1600 году, увеличил высоту сооружения до 81 метра, колокольня стала называться «Иван Великий» и надолго обрела статус самого высокого здания в Москве.
Северная храмовая пристройка носит имя Филарета — патриарха времён царствования Михаила Фёдоровича.
В 1812 году французы пытались взорвать весь комплекс. Церковь и звонница были разрушены, но столп «Ивана Великого» хотя и пошёл трещинами, устоял. В послевоенные годы колокольню восстановили, руководил работами Д. Жилярди.
В настоящее время колокола «Ивана Великого» звонят во время служб, часть храмовых помещений отведена под музейные экспозиции.
Православный храм постройки 80-х годов XV века, возведён на месте сгоревшей в 1479 году одноимённой церкви. Название храма связано с неудачной попыткой штурма Москвы правнуком хана Тохтамыша царевичем Мазовшей. Контратака москвичей вынудила ордынцев спасаться бегством. Спасение города от разорения произошло 2 июля 1451 года. В православном календаре — день прибытия Ризы Богоматери в Константинополь. Храм, построенный по инициативе патриарха Иова, назван в честь этой даты. Здание построено псковскими зодчими в характерном для северо-западной Руси стиле. Собор одноглавый, четырёхстолпный. Фасад облицован белым камнем, снаружи стены украшены орнаментальным фризом.
Убранство церкви интересно тем, что иконостас и внутренняя роспись делались одновременно, что в былые времена происходило нечасто. На сегодняшний день это скорее музей, нежели место для молитв. Службы здесь проводятся всего раз в году.
В общем плане церковь составляет единое целое с патриаршими палатами, её история неразрывно связана со становлением и развитием Московской Патриархии. Каменную резиденцию митрополитов московских начали строить в Кремле в 1450 году. Череда пожаров периодически уничтожала постройку, её вновь отстаивали, внося дополнения и возводя новые палаты.
С учреждением в 1589 году патриаршества, строительство помещений и примыкающих церквей, активизировалось. При патриархе Иове комплекс подворья включал три церкви.
Разорение в Смутное время и последовавший пожар 1626 года превратили патриаршее подворье в руины. Большую роль в реконструкции всего ансамбля сыграл отец царя Михаила Фёдоровича патриарх Филарет, палаты и церкви восстановили в прежнем виде. Инициатором коренной перестройки всего комплекса зданий подворья выступил патриарх Никон. С 1652 по 1656 годы, практически все помещения и церкви разобрали, на их месте выстроили новые трёхэтажные палаты и церковь апостола Филиппа. Перестройку продолжил патриарх Иоаким. Проездные арки под храмом заложили камнем, конструкцию церкви апостола Филиппа существенно обновили. В 1681 году её освятили в честь Двенадцати апостолов. В таком виде она дошла до наших дней. Сейчас в соборе музей, он открыт для постоянного посещения.
Домовые церкви — это освящённые помещения для совершения богослужений в частных жилищах. Подобные палаты были широко распространены в быту русской дворянской знати. Конечно, домовые церкви устраивались в царских покоях, например, в Московском Кремле они составляют целый комплекс помещений.
Раньше кремлёвские домовые церкви разделяли на две группы по принадлежности к храму. Одну группу относили к церкви Воздвижения, другую группу — к церкви Вознесения. В конце XVI века их объединили под одной крышей. Одиннадцать позолоченных небольших куполов на крыше Верхнеспасского собора — излюбленный объект фотографов, они красиво смотрятся на кремлёвской панораме. Сейчас церковь закрыта, службы в ней не проводятся.
Источник
Достопримечательности Московского Кремля
Свой кремль есть во многих старинных городах, но только московскому суждено было стать символом российской государственности и наиболее популярным историко-художественным комплексом Москвы. В масштабах Европы это самая крупная действующая крепость. Для гостей и жителей столицы Кремлевский комплекс в первую очередь – это храмы, музеи, старинные дворцы, бесчисленное количество потрясающе интересных артефактов. Увидеть все – трудновыполнимая задача. Стоит сосредоточиться на легендарных объектах.
Ивановская площадь
Одна из старейших достопримечательностей Кремля. Образована в 1329 году благодаря строительству храма Иоанна Лествичника. Южной стороной она выходит к Москве-реке и Большому Кремлевскому скверу, восточная граница образована фасадом Военной школы, северная часть растворяется в Сенатской и Троицкой площадях. В XVI-XVII веках это был деловой центр Москвы. Здесь думные дьяки оглашали государственные указы – «кричали во всю Ивановскую». Сейчас это историческое место манит двумя гигантскими памятниками: царь-пушкой и царь-колоколом.
Соборная площадь
Главная и самая древняя площадь кремлевской крепости. Здесь проводили императорские коронации и венчание на царство. Очертания площади начали складываться в XII-XIV веках, когда плато Боровицкого холма украсили первые храмы из белого камня. Вместе с Ивановской она составляла композиционный центр древнего города. Сейчас это ценнейший памятник русской культуры. Архитектурный ансамбль Соборной площади формируют шедевры храмового зодчества, Грановитая и Золотая палаты.
Успенский собор
Одна из первых построек на территории Кремля. Во времена Ивана Калиты ветхое деревянное здание заменили каменным. В 1547 году здесь состоялась первая церемония венчания на царство. Сейчас можно любоваться монументальным памятником сакральной архитектуры, освященным в 1479-м и в 1813 году. Главный иконостас храма оформлен в 1653 году и состоит из 69 икон. На алтарной преграде сохранились самые древние в Москве фрески. Этот вид живописи выбран и для оформления внутренней центральной части. Богослужения в соборе проходят в дни великих православных праздников.
Благовещенский собор
Храм из белого камня появился на Соборной площади при Иване III в 1489 году. Величественный собор вырос на месте деревянной домовой церкви великокняжеской семьи. Сейчас его можно увидеть после перестройки 1560 года. Тогда он стал девятиглавым и златоверхим (кровли покрыли золоченой медью). При этом остался памятником раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. В храме находится древнейший в России высокий иконостас. Специалисты предполагают, что иконы праздничного и деисусного чинов написаны Андреем Рублевым и Феофаном Греком.
Архангельский собор
Стоит на Соборной площади с 1508 года. Первая церковь появилась на этом месте в 1248 году. Скромное деревянное здание освятили в честь Архангела Михаила. В 1333-м обветшалую церковь сменил белокаменный храм высотой 20 м. В 1340 году в нем был похоронен Иван I Калита. С этого времени Архангельский собор служил княжеской усыпальницей. Сейчас можно увидеть третье перевоплощение храма. Его возвели в 1508 году по проекту Алевиза Нового. Итальянский архитектор сохранил традиционный русский стиль, но придал облику здания больше свободы и динамизма.
Колокольня Ивана Великого
Она же Успенская звонница и Филаретова пристройка – архитектурный ансамбль, разграничивающий Ивановскую и Соборную площадь. В башне 18 колоколов, ее высота 81 м., возраст – более 500 лет (возведена в 1508 году). Является преемницей церкви Иоанна Лествичника (построена в 1329-м, разрушена в 1505 году). Строительство доверили итальянскому архитектору, прозванному Боном Фрязиным (настоящее имя неизвестно). Согласно его проекту, высота башни с церковью в первом ярусе была 60 м. В 1600 году Борис Годунов распорядился установить еще барабан с золоченой главой.
Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне
Одно из самых красивых зданий Москвы. Его неповторимый облик сформировался в результате органичного переплетения московской и псковской архитектурных традиций. Был освящен в 1451 году в память о чудесном спасении города от татарской орды. С тех пор здание несколько раз перестраивали. До XVII века это был домовой храм для митрополитов, московских патриархов, позже – для коронованных особ. Внутри можно увидеть иконостас работы мастера Д. Сверчкова (XVII в.), живопись XIX века, множество других ценнейших артефактов.
Патриарший дворец и церковь Двенадцати Апостолов
Единый величественный комплекс, замыкающий архитектурный ансамбль Соборной площади с северной стороны. В высоком трехэтажном здании с пятью куполами находились резиденция для патриархов и митрополитов, их домовая церковь. Несмотря на несколько перестроек и реконструкций, сохранился оригинальный стиль времен создания дворца (1653-1658 годы). Это творение Бажена Огурцова и Антипа Константинова – прославленных мастеров каменного шатрового зодчества. Внутренние стены оформляли царские иконописцы, известные живописцы.
Верхоспасский собор
Сложная композиция, объединившая в XVII веке несколько домовых церквей царской семьи. Главное здание возвели в 1635-1636 годах. Сейчас собор функционирует как часть резиденции главы государства. Здание увенчано одиннадцатью золочеными куполами на барабанах с многоцветными изразцами. Неповторимый образ святыни – заслуга нескольких поколений искусных мастеров. Собор создавали и оформляли зодчие Бажен Огурцов, Ларион Ушаков, Трефил Шарутин, Антип Константинов и Осип Старцев, мастер-резчик Клим Михайлов, живописец С. Ф. Ушаков, иконописец Ф. Е. Зубов.
Большой Кремлёвский дворец
Выразительное двухэтажное здание невероятных размеров (более 700 помещений, площадь 25 000 м²) в византийско-русском стиле. По сути это архитектурный ансамбль, в который вошли более древние постройки Кремля. Здание возведено в 1838-1850 годах на месте, где когда-то стоял дворец Ивана III, и всегда функционировало как резиденция первых лиц страны. Николай I, инициировавший строительство дворца, также рассматривал его как грандиозный памятник истории и русской славы. Открытые для посетителей залы демонстрируют великолепное воплощение этой идеи.
Грановитая палата
Построена по указу князя Ивана Васильевича в 1487-1491 годах. Двухэтажное здание – памятник времен объединения княжеств вокруг Москвы. Строительством руководили итальянцы Пьетро Антонио Солари и Марко Фрязин. Своим названием палата обязана оригинальной облицовке главного фасада (со стороны Соборной площади). Стену украсили «бриллиантовым рустом» – четырехгранными блоками из обтесанного белого камня. Главное помещение – Парадный тронный зал на втором этаже. Здесь русские государи встречали послов, принимали решения и устраивали торжества.
Потешный дворец
Единственный образец боярских хором XVII столетия на территории кремлевского комплекса. Причудливое здание с золочеными куполами и верхним этажом-теремом возвели в 1651 году для тестя русского царя Алексея Михайловича. Потешным дворец стал в последней четверти XVII века. В здании начали показывать постановочные сюжеты (потехи) для высшей знати. Это были первые в России театральные представления. Дворец также повлиял на архитектурный стиль Москвы. Характерная для него резная полоска между этажами позже стала выразительной деталью многих столичных зданий.
Теремной дворец
Одно из самых красивых украшений в архитектурном облике Москвы. Это завораживающий синтез русской архитектуры и итальянского зодчества XVII века. Построен в 1635-1636 годах благодаря намерению царя Михаила Федоровича вернуть резиденции роскошный вид после разрушений Смутного времени. Трехэтажные палаты установили на часть царского дворца XV века (архитектор Алевиз) с надстройкой XVI столетия. Здание имеет ярусное строение, что стало новинкой для того времени и способствовало зарождению модной тенденции в дворцовой архитектуре.
Арсенал (Цейхгауз)
Одно из самых масштабных сооружений Москвы первой половины XVIII столетия. Строили с 1702-го по 1736 год по инициативе Петра I. Император видел в нем военный склад, музей боевой славы и хранилище трофеев, сам сделал чертежи для строителей. При отступлении армии Наполеона в 1812 году Арсенал взорвали. Восстановили в 1814-1828 годах, сохранив планировку, оригинальный классицистически-барочный стиль. Сейчас в монументальном двухэтажном здании располагаются казармы Кремлевского полка, администрация комендатуры Кремля.
Государственный Кремлёвский дворец (Дворец Съездов)
Построенный у Троицких ворот в 1961 году, он является ярким примером архитектурных экспериментов своего времени. Это грандиозное шестиэтажное здание из стекла, металла и бетона с мощными беломраморными пилонами. В его широких стеклянных простенках отражаются древние постройки Москвы. Инициатор строительства – глава СССР Н. С. Хрущев. Здание в первую очередь предназначалось для проведения партийных съездов. Его центральная часть – великолепный зал на 6000 мест. Сейчас это главная театрально-концертная площадка России.
Сенатский дворец
Построен в 1776-1787 годах (окончательно завершен в 1790-м) для Екатерины II. Императрица планировала проводить в нем собрания дворянства Московской губернии. Это крупнейшее из зданий, возведенных под руководством архитектора Матвея Казакова. Представляет собой массивную треугольную постройку из трех этажей под зеленым куполом. Фасад и интерьер оформлены в классическом стиле. Композиционный центр здания – круглый Екатерининский зал диаметром 25 м. Сейчас Сенатский дворец функционирует как рабочая резиденция главы государства.
Оружейная палата
Специальное место хранения и экспонирования сокровищ царской казны и патриаршей ризницы, шедевров из кремлевских мастерских, ценных даров посольств иностранных государств. Впервые подобное учреждение (Оружейный приказ) упоминается в документе 1547 года. Сейчас с функциями музея-сокровищницы успешно справляется здание в русско-византийском стиле. Построено в 1851 году, автор проекта – архитектор К. А. Тон. В девяти залах представлено более 4000 ценнейших экспонатов, датированных XII-XIX веками.
Тайницкий сад и Большой кремлёвский сквер
Это живописные парковые зоны у южной стены крепости. Впечатляют ухоженностью, обилием цветов, редкими растениями. Предположительно на этом месте были зеленые насаждения еще в XIV веке. Название сада несколько раз менялось, пока в конце XIX столетия он не стал Тайницким, как и башня кремлевской стены. Часть зеленой зоны на границе с Ивановской площадью в 30-40-х годах XX века выделилась как сквер. Сад включен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Среди ценных объектов – дуб «Космос», высаженный первым космонавтом Земли Ю. А. Гагариным.
Царь-пушка
Или «Дробовик Российский» – выдающееся произведение оружейного мастерства мирового масштаба. Создал литейщик Пушечного двора Андрей Чохов в 1586 году по велению Фёдора I Иоанновича. Это боевое орудие, изготовленное для защиты Москвы от ханской орды. Но палить из него не пришлось. В 1835 году пушку установили на чугунный лафет. Композицию дополнили декоративные ядра. Вес изделия около 40 тонн (бронза), длина 5 м., калибр 890 мм. Название «Царь» можно объяснить гигантскими размерами или тем, что на ее правой стороне есть рельефное изображение Фёдора Иоанновича.
Царь-колокол
Самая известная работа мастеров-литейщиков XVIII века. Ивана и Михаила Моториных, шедевр литейного искусства. Традиция создавать подобных гигантов ведет свое начало со времен Бориса Годунова (1599 г.). История сохранила только последний вариант, изготовленный в 1736 году по велению Анны Иоанновны. В мире нет колокола больше, чем этот. Высота бронзового гиганта 6,24 м., вес – почти 200 т. Его отливали в специально оборудованной яме прямо на Ивановской площади. В 1737 году от колокола откололся кусок. Это последствие падения с мостков во время Троицкого пожара.
Башни кремлёвской стены
Ведут свою историю с конца XV века. Сначала их было семь, до 1680 года построили еще 13. Авторы проектов – приглашенные итальянские архитекторы. Угловые постройки с круглым сечением, фронтальные – с прямоугольным. Среди башен есть безымянные, другие же приобрели оригинальные названия. В данном обзоре мы рассмотрим наиболее примечательные из них.
Водовзводная башня
Водовзводная башня успела обзавестись двумя именами. Сначала угловую постройку называли по фамилии живущей поблизости боярской семьи – Свибловой. Затем ее первой из всех башен оборудовали водопроводом.
Боровицкая башня
Боровицкая башня смотрит на одноименную площадь. А во времена появления надстройки (1490 г.) вокруг был густой бор. Ее также называют Предтеченской в соответствии с указом царя Алексея Михайловича. Недалеко стояла церковь Иоанна Предтечи. Проектом фронтального сооружения занимался Пьетро Антонио Солари.
Троицкая башня
Троицкая башня – самый выдающийся элемент оборонительного комплекса (высота 80 м.). Проект Алевиза Фрязина. Исторически связана с Троицким мостом, ведущим к Кутафьей башне. Появилась на западной стене в 1495-1499 годах, потом ее неоднократно достраивали.
Кутафья башня
Кутафья башня-стрельница предположительно построена в 1495-1516 годах Алевизом Фрязиным Старым. Несмотря на то что ее считают украшением Кремля, это надежное сторожевое и оборонительное сооружение. В отличие от других башен, почти не изменилась со времен создания. Точного толкования названия нет, существуют лишь предположения.
Угловая Арсенальная башня
Угловая Арсенальная башня – впечатляет мощностью и массивностью. Стоит на страже подступов к Красной площади, должна была контролировать переправу через реку Неглинную. Возведена в 1492 году. До XVIII века была Собакиной, так как недалеко жила семья бояр с такой фамилией. Новое имя прижилось после появления Арсенала (Цейхгауза).
Никольская башня
Никольская башня ведет отсчет времени с 1491 года (проект Пьетро Антонио Солари). В XIX веке, благодаря Осипу Бове, приобрела готические черты. Своим названием обязана надвратной иконе Николая Чудотворца. Образ не пострадал даже после того, как войска Наполеона взорвали постройку в 1812 г.
Сенатская башня
Сенатская башня расположена в центре стены с северо-восточной стороны Кремля. Создана архитектором Солари одной из первых в 1491 году. До возведения здания Сената была «Глухой», «Безымянной». В советское время у подножия этой башни основали некрополь.
Спасская башня
Спасская башня относится к числу самых известных достопримечательностей Москвы. Нарядное строение высотой 71 м. находится возле Красной площади, его можно увидеть с любой стороны. Башня построена в 1491 году и неоднократно меняла облик. Готические черты – результат работы архитектора Христофора Галовея (XVII в.). В 1937 году верхушку увенчали рубиновой звездой. В 1658 году башне дали имя в честь иконы Спаса Нерукотворного (изображение на внешней стене).
Тайницкая башня
Тайницкая башня стала началом обновления Кремля, задуманного Иваном III. Одна из старейших построек комплекса. Ее создатель Антонио Джиларди скрыл в основании ход к реке и колодец. Тайна стала общеизвестной благодаря названию башни. Это первое оборонное сооружение из кирпича на территории Кремля.
Московский Кремль – это место, где творится история. И не важно, сколько в распоряжении свободного времени, стоит обязательно прийти сюда. Здесь можно окунуться в головокружительный ритм мегаполиса или полностью погрузиться в очарование прошлого. Возле Красной площади сосредоточены знаковые столичные объекты. Прогулка по этим легендарным местам похожа на увлекательное путешествие во времени.
Источник