Достопримечательности при екатерине 2

Содержание
  1. Даты. Екатерина II. Развитие культуры. Архитектура
  2. Даты. Екатерина II. Развитие культуры
  3. Крупные российские проекты (Екатерина II, 1783-1796)
  4. Содержание
  5. Символы нации
  6. Сенатский дворец Московского кремля
  7. Новый Царскосельский (Александровский) дворец
  8. Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге
  9. Мраморный дворец в Санкт-Петербурге
  10. Крупнейшие корабли и суда
  11. 100-пушечные корабли Балтийского флота типа «Чесма»
  12. 80-пушечные корабли Черноморского флота
  13. 74-пушечный корабль Балтийского флота «Елисавета»
  14. 74-пушечные корабли Балтийского флота типа «Ярослав»
  15. 74-пушечные корабли Балтийского флота типа «Царь Константин»
  16. 74-пушечные корабли Черноморского флота типа «Святой Пётр»
  17. 66-пушечные корабли типа «Азия» Балтийского флота
  18. 66-пушечные корабли Черноморского флота типа «Слава Екатерины»
  19. 66-пушечные корабли Черноморского флота индивидуальных проектов
  20. Крупнейшие морские порты
  21. Севастополь
  22. Гужевые дороги
  23. Коренная реконструкция дорог Крыма к приезду Екатерины II
  24. Машиностроение
  25. Херсонское адмиралтейство
  26. Николаевское адмиралтейство

Даты. Екатерина II. Развитие культуры. Архитектура

Даты. Екатерина II. Развитие культуры

Архитектура

Старый Эрмитаж в Петербурге.

Архитектор Ю.Фельтен. 1771-1787

Ограда Летнего сада в Петербурге.

Архитектор Ю.Фельтен. 1771-1787

Здания Сената в Москве по проекту М.Казакова. 1776-1787

В настоящее время- рабочая резиденция Президента РФ.

Екатерининский зал Сенатского дворца

Выставочный зал-Геральдика. Резиденция Президента РФ.

Шохинская лестница Сенатского дворца

Правительственный зал Сенатского дворца

Троицкий собор Александро- Невской лавры .

Здания почтамта в Петербурге . Проект- Н.Львова

Петербург. Таврический дворец. Архитектор — И.Старов. 1783-1789

Сегодня это штаб-квартира Межпарламентской ассамблеи государств- участников СНГ. Здесь же находится филиал телерадиокомпании « Мир».

Эрмитажный театр в Петербурге.

Дом Пашкова в Москве. Архитектор — В.Баженов.1784-1787

Корпус Лицея в Царском Селе . Архитектор И.Неелов.1788-1792

В настоящее время — музей.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Крупные российские проекты (Екатерина II, 1783-1796)

Здесь приведены крупные российские проекты, чей масштаб превышает сумму в 10 миллиардов рублей в ценах 2012 года [1] , введённые в строй с 8 апреля 1783 года по 6 (17) ноября 1796 г.

Границы периода обусловлены присоединением к России Крыма, Тамани и Кубани 8 апреля 1783 года и смертью Императрицы.

Выставка самых выдающихся крупных российских проектов всех эпох собрана в статье Крупные российские проекты.

Содержание

Символы нации

Сенатский дворец Московского кремля

Здание Сената в Московском кремле строилось в 1776—1788 гг. для переведённых в Москву из Санкт-Петербурга двух департаментов Сената.[1] По некоторым данным[2], полностью отделочные работы во дворце, построенном на неудобном треугольном участке, были завершены в 1790 году.

С 1918 года, когда во дворце был обустроен рабочий кабинет В. И. Ленина, здание неизменно остаётся основной резиденцией глав нашего государства. В настоящее время Сенатский дворец является рабочей резиденцией Президента России, на куполе которой поднят видимый с Красной площади президентский штандарт.

Новый Царскосельский (Александровский) дворец

Дворец, впоследствии служивший местом почти постоянного проживания нескольких Императоров, включая Николая II, строился с 1792 года и был введён в строй 12 июня 1796 года. Дворец был сооружён в качестве подарка Екатерины II к свадьбе её внука — будущего Императора Александра I. Дворец в целом хорошо сохранился, но интерьеры заметно пострадали, в основном во время Великой Отечественной войны, а также от нецелевого использования в довоенное время и реконструкции в послевоенное. В настоящее время интерьеры постепенно восстанавливаются.

Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге

Одно из крупнейших в Европе театральных зданий строилось с 1775 года и было введено в строй, по разным источникам, в 1783 или 1784 году. Впоследствии театр неоднократно реконструировался, пока в 1886 году не был частично разобран для строительства Санкт-Петербургской консерватории.

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге

Изначально строившийся с 1768 года в качестве подарка для графа Г. Г. Орлова дворец ещё до окончания строительства в связи со смертью последнего был выкуплен Екатериной II у его наследников и вступил в строй в 1785 году уже как императорский дворец. В дальнейшем здание, ставшее первым в Санкт-Петербурге с отделкой фасада натуральным камнем, было подарено внуку Екатерины II Константину Павловичу в связи с его бракосочетанием.

Дворец, при строительстве которого использовался мрамор едва ли не со всех концов планеты, в настоящее время является филиалом Русского музея.

Крупнейшие корабли и суда

В этот период начали вступать в строй первые большие корабли Черноморского флота.

100-пушечные корабли Балтийского флота типа «Чесма»

Тяжёлые линейные [2] корабли в этот период строились для Балтийского флота достаточно крупной серией. В этот период на Балтике были построены восемь таких кораблей:

  • «Иоанн Креститель» («Чесма») — заложен в 26 июля 1782 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 сентября 1783 года. Назван в честь победы русского флота в Чесменском сражении 26 июня 1770 года в день святого Иоанна Крестителя. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Трёх Иерархов» — заложен в 26 июля 1782 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 26 сентября 1783 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Ростислав» — заложен в 2 июля 1782 года на Кронштадтской верфи, спущен на воду 23 мая 1784 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Саратов» — заложен в 22 февраля 1784 года на Кронштадтской верфи, спущен на воду 15 октября 1785 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Двунадесять Апостолов» — заложен в 15 мая 1785 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 2 августа 1788 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг., в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Святой Равноапостольный Князь Владимир» — заложен в 6 сентября 1785 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 2 августа 1788 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Святой Николай Чудотворец» — заложен в 19 сентября 1785 года на Кронштадтской верфи, спущен на воду 13 мая 1789 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Евсевий» — заложен в 3 января 1788 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 июля 1790 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг.

Ещё один аналогичный корабль, строившийся в 1790—1798 годах был впоследствии разобран на стапеле из-за ветхости.

80-пушечные корабли Черноморского флота

Крупные линейные [2] корабли, предназначенные обычно для командующего отрядом или эскадрой, а в данном случае — только что основанным и относительно небольшим в то время Черноморским флотом. В этот период на Чёрном море были построены два таких корабля:

  • «Иосиф II» (с 15 марта 1790 года «Рождество Христово») — заложен в августе 1786 года в Херсонском адмиралтействе, спущен на воду 15 мая 1787 года в присутствии Екатерины II, совершавшей свой Таврический вояж, и австрийского императора Иосифа II, в честь которого изначально и был назван корабль. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
  • «Святой Павел» — заложен в 20 ноября 1791 года в Николаевском адмиралтействе, спущен на воду 9 августа 1794 года. Фактически нёс в разные периоды 84; 86 и 90 пушек. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг. Стоимость корабля составила 315 тыс. рублей серебром[3].

74-пушечный корабль Балтийского флота «Елисавета»

Построенный по индивидуальному проекту в линейный [2] корабль среднего по тому времени размера «Елисавета» — заложен 22 ноября 1788 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 сентября 1795 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.

74-пушечные корабли Балтийского флота типа «Ярослав»

Линейные [2] корабли среднего по тому времени размера, призванные составлять основную часть линии эскадры в бою. В это время в Архангельском адмиралтействе были построены первые 15 таких кораблей:

  • «Ярослав» — заложен 13 января 1783 года, спущен на воду 12 мая 1784 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Владислав» — заложен 19 сентября 1782 года, спущен на воду 12 мая 1784 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Всеслав» — заложен 1 мая 1784 года, спущен на воду 13 мая 1785 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Мстислав» — заложен 1 мая 1784 года, спущен на воду 13 мая 1785 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг., в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Кир-Иоанн» — заложен 20 июня 1785 года, спущен на воду 14 мая 1786 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг., в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Святой Пётр» — заложен 20 июля 1785 года, спущен на воду 14 мая 1786 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг., в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Сисой Великий» — заложен 10 июня 1787 года, спущен на воду 7 мая 1788 года. Назван в память о Гогландском сражении, произошедшем в день святого Сисоя Великого. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Максим Исповедник» — заложен 10 июня 1787 года, спущен на воду 8 мая 1788 года. Назван в память о Роченсальмском сражении, произошедшем в день святого Максима Исповедника. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Борис» — заложен 1 июля 1788 года, спущен на воду 16 мая 1789 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Глеб» — заложен 25 июля 1788 года, спущен на воду 16 мая 1789 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг. Уже после вывода из боевого состава флота и обращения в плавказарму в 1802 году вновь был на некоторое время введён в строй в апреле 1803 года в качестве плавучей батареи на Ревельском рейде, где он был поставлен на позицию на случай нападения англичан.
  • «Алексей» — заложен 26 июня 1789 года, спущен на воду 22 мая 1790 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Пётр» — заложен 26 июня 1789 года, спущен на воду 22 мая 1790 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Память Евстафия» — заложен 14 июня 1790 года, спущен на воду 24 мая 1791 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Исидор» — заложен 10 октября 1790 года, спущен на воду в 1795 году. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг. Затем 26 октября 1800 года в составе эскадры Ф. Ф. Ушакова, возвращавшейся из похода в Средиземное море, прибыл в Севастополь и с 1801 года переведён в Черноморский флот.
  • «Всеволод» — заложен 21 сентября 1794 года, спущен на воду 24 августа 1796 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг., в войне с Францией 1804—1807 гг., в боевых действиях против флотов Англии и Швеции на Балтийском море в 1808—1809 гг. Геройски погиб в бою с превосходящими английскими силами 14-15 августа 1808 года.

74-пушечные корабли Балтийского флота типа «Царь Константин»

Линейные [2] корабли среднего по тому времени размера, призванные составлять основную часть линии эскадры в бою. В это время в дополнение к двум, построенным ранее, были введены в строй последние три [3] корабля этого типа:

  • «Святая Елена» — заложен 1 июля 1780 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе, спущен на воду 6 сентября 1785 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг., в войне с Францией 1804—1077 гг. и в войне с Турцией 1806—1812 гг.
  • «Александр Невский» — заложен 11 мая 1786 года в Архангельском адмиралтействе, спущен на воду 9 мая 1787 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг., в войне с Францией 1792—1797 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Иоанн Богослов» — спущен на воду в Санкт-Петербургском адмиралтействе в 1783 году. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.

74-пушечные корабли Черноморского флота типа «Святой Пётр»

Линкоры [2] , ранее предназначавшиеся для исполнения роли младших флагманов, то есть головных кораблей отдельных отрядов, к этому периоду стали основной ударной силой флотов того времени. В это время в состав только что основанного Черноморского флота было введено первые два корабля типа «Святой Пётр», первыми в отечественном флоте получившие сплошную палубу от бака до юта, построенных в Херсонском адмиралтействе:

  • «Святой Пётр» — заложен 3 февраля 1794 года, спущен на воду 5 ноября 1794 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Святые Захарий и Елизавета» — заложен 18 марта 1794 года, спущен на воду 1 августа 1795 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.

66-пушечные корабли типа «Азия» Балтийского флота

Лёгкие и «бюджетные» для этого времени двухдечные линейные [2] корабли этого типа активно строились, прежде всего во время войны для срочного наращивания сил флота, также они использовались в мелководных районах и для поддержки лёгких сил. В это время в дополнение к 13, введённым в строй ранее в Архангельском адмиралтействе, были построены ещё 14 кораблей типа «Азия»:

  • «Мечеслав» — заложен 19 сентября 1781 года, спущен на воду 16 мая 1783 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Болеслав» — заложен 19 сентября 1781 года, спущен на воду 16 мая 1783 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Изяслав» — заложен 19 сентября 1782 года, спущен на воду 16 мая 1784 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Пантелеймон» — заложен 7 сентября 1784 года, спущен на воду 14 мая 1786 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Северный Орёл» — заложен 11 мая 1786 года, спущен на воду 9 мая 1787 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг.
  • «Прохор» — заложен 1 июня 1787 года, спущен на воду 7 мая 1788 года. Участвовал в войне со Швецией 1788—1790 гг. и в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Никанор» — заложен 1 июля 1788 года, спущен на воду 16 мая 1789 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Пимен» — заложен 25 июля 1788 года, спущен на воду 16 мая 1789 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Пармен» — заложен 28 августа 1788 года, спущен на воду 15 мая 1789 года. Участвовал в войне с Францией 1792—1797 гг.
  • «Иона» — заложен 26 июня 1789 года, спущен на воду 22 мая 1790 года. Участвовал в войнах с Францией 1792—1797 гг. и 1798—1800 гг.
  • «Филипп» — заложен 9 июля 1789 года, спущен на воду 22 мая 1790 года. Участвовал в войнах с Францией 1792—1797 гг. и 1798—1800 гг.
  • «Граф Орлов» (с 1796 года «Михаил») — заложен 14 июля 1790 года, спущен на воду 24 мая 1791 года. Участвовал в войнах с Францией 1792—1797 гг. и 1798—1800 гг.
  • «Европа» — заложен 19 июля 1791 года, спущен на воду 15 мая 1793 года. Участвовал в войнах с Францией 1792—1797 гг. и 1798—1800 гг.
  • «Азия» — заложен 21 сентября 1794 года, спущен на воду 24 августа 1796 года. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.

Позднее был введён в строй последний корабль серии.

66-пушечные корабли Черноморского флота типа «Слава Екатерины»

Достаточно лёгкие и «бюджетные» для этого времени (более слабые корабли в этот период попадали в русский флот только в качестве трофеев от хуже оснащённых противников) двухдечные линейные [2] корабли этого типа составляли основную силу только что основанного Черноморского флота. В это время в Херсонском адмиралтействе было построено пять таких кораблей:

  • «Слава Екатерины» (с 3 марта 1778 года «Преображение Господне») — заложен 7 июля 1780 года, спущен на воду 16 сентября 1783 года. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
  • «Святой Павел» — заложен 9 июля 1780 года, спущен на воду 12 октября 1784 года. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
  • «Мария Магдалина» — заложен 28 июня 1781 года, спущен на воду 16 мая 1785 года. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.
  • «Александр» — заложен 28 июня 1781 года, спущен на воду 16 мая 1786 года.
  • «Святой Владимир» — заложен 9 июля 1780 года, спущен на воду 15 мая 1787 года в день визита в адмиралтейство Императрицы Екатерины II в рамках Таврического вояжа. Фактически нёс 70 пушек. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг.

66-пушечные корабли Черноморского флота индивидуальных проектов

Достаточно лёгкие и «бюджетные» для этого времени (более слабые корабли в этот период попадали в русский флот только в качестве трофеев от хуже оснащённых противников) двухдечные линейные [2] корабли этого типа составляли основную силу только что основанного Черноморского флота. В это время в Херсонском адмиралтействе было построено три таких корабля:

  • «Мария Магдалина» (с 1799 года «Мария Магдалина Первая») — заложен 13 июня 1786 года, спущен на воду 12 апреля 1789 года. Участвовал в войне с Турцией 1787—1791 гг. и в войне с Францией 1798—1800 гг. Реально на 1790 год нёс 68 пушек.
  • «Богоявление Господне» — заложен 15 марта 1789 года, спущен на воду 22 марта 1791 года. Фактически нёс 72 пушки. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.
  • «Святая Троица» (первоначально «Сошествие Святого Духа») — заложен 30 сентября 1790 года, спущен на воду 6 мая 1791 года. Фактически нёс 72 пушки. Участвовал в войне с Францией 1798—1800 гг.

Крупнейшие морские порты

Севастополь

Гужевые дороги

Коренная реконструкция дорог Крыма к приезду Екатерины II

К приезду в Крым Императрицы в рамках Таврического вояжа по Новороссии множество дорог в Крыму и на подъездах к нему, по которым она должна была двигаться, были приведены в надлежащее состояние или даже построены с нуля, в том числе в горах, также были установлены верстовые знаки («Екатерининские мили»), построены дома и дворцы для отдыха, триумфальные арки и т. д. В частности, была построена дорога Кизикермен (около нынешней Каховки) — Перекоп. Проект был осуществлён в строительные сезоны 1785 и 1786 гг.[4][5]

Машиностроение

Херсонское адмиралтейство

Кораблестроительное предприятие, предназначенное для строительства крупных военных кораблей, было основано 19 ноября 1778 года в нижнем течении Днепра, поскольку ранее использовавшиеся верфи на Дону испытывали очень значительные трудности с недостаточными глубинами реки, в засушливые годы вообще не позволявшей выводить построенные корабли в море. При этом для скорейшего строительства Черноморского флота кораблестроительные работы в нём начались ещё в процессе строительства самого адмиралтейства. Спуск построенного первым 66-пушечного линейного корабля «Слава Екатерины» состоялся 16 сентября 1783 года, а в целом адмиралтейство было готово к 1787 году, когда в ходе Таврического вояжа город посетила Екатерина II. Вообще же именно адмиралтейству обязаны своим появлением город Херсон и Херсонская крепость.

Примечательно, что уже в 1786 году российским спецслужбам, охранявшим Херсонское адмиралтейство, удалось выявить и доказать вину агента английской разведки, интересовавшегося местным кораблестроением. Адмиралтейство проработало чуть менее полувека — его оборудование было демонтировано и вывезено в Николаев в 1827—1829 гг. в связи с выполненным к этому времени углублением фарватеров, поставившим Николаевское адмиралтейство в значительно более выгодное положение по сравнению с Херсонским.[6]

Николаевское адмиралтейство

Новое адмиралтейство в устье реки Ингул, впадающей в Бугский лиман, было основано относительно недалеко от уже существовавшего к тому времени Херсонского адмиралтейства, однако имело значительное преимущество в плане глубоководности, поскольку небольшая коса, лимитировавшая глубины для выхода в открытое море с этого места могла быть прорыта [4] . Распоряжение о строительстве верфи для Черноморского флота князь Потёмкин подписал в 1788 году, в 1789 году на месте будущего адмиралтейства и города Николаев было построено первое небольшое укрепление, в 1790 году спущен на воду 46-пушечный фрегат «Святой Николай», а в 1794 году уже флагманский 80-пушечный линейный корабль «Святой Павел». К 1796 году предприятие и город вокруг него развились настолько, что туда из Херсона было переведено Черноморское адмиралтейское управление[7].

Впоследствии адмиралтейство неоднократно подвергалось крупным модернизациям.

Источник

Читайте также:  География путешествие по англии
Оцените статью