Село Ташла, Самарская область.
Как доехать до Ташлы.
Самый оптимальный способ добраться до село Ташла – это на своём автомобиле.
Расстояние Самара – Ташла около 120 километров. Время в пути около двух часов.
В 2015 году Самару и Тольятти соединил новый четырёхполосный автобан. Часть дороги уже пустили с новым скоростным режимом в 110 километров в час. В ближайшие месяцы планируют всю дорогу около 80 километров сделать скоростной. А пока смотрите на знаки. Кругом стоят камеры ГИБДД и чтобы не омрачать себе в последующем впечатление об отдыхе, лучше соблюдать правила. В прошлом году я так съездил на Молодецкий Курган за 1500 рублей штрафа.
По маршруту:
Сразу после Зелёновки можно свернуть направо и потом через Васильевку на Ташлу, но этим манёвром сэкономить время не удастся. Дорога от Зелёновки до Васильевки плохая. Лучше ехать по Тольяттинскому обводному шоссе, где дорога отличная.
Расстояние Тольятти (центр города) – Ташла около 40 километров и около 40 минут в пути.
Автобус Самара – Ташла.
Есть вариант доехать на общественном транспорте с пересадкой в Тольятти. Минус – тратиться очень много времени на стыковочные рейсы и сам Тольятти.
Также можно записаться в паломническую поездку. Из Тольятти и Самары в село Ташла они совершаются регулярно. При каждом монастыре можно получить информацию. Минус – вы едите в группе и к источнику придётся стоять в большой очереди.
Как видно из начальных фото, наша поездка в село Ташла была на автомобиле. День для поездки выбран будничный. В таких местах хочется больше уединения и размеренности. Поэтому будем надеяться, что людей будет мало.
Ташла очень посещаемое место. Сюда приезжают паломники и туристы не только из России, но и со всего мира. А некоторые, исцелившись, даже остаются здесь жить.
Ташла.
В Самарской губернии Ташла появилась в середине XVIII века, когда маленькое поселение государственных крестьян отошло к полковнику Зубову. В 1775 году он построил Свято- Троицкую церковь и назвал село Ташла.
Есть два варианта происхождения названия Ташла:
I. Башкирское и татарское. В Переводе “камень”.
II. Чувашское. В Переводе “веселье”.
Свято-Троицкая церковь, Ташла.
В деревянной Свято-Троицкой церкви, покрашенной в цвет неба, находиться главная реликвия села Ташла – Целительная икона Божьей матери “Избавительница от бед”.
Две 32-х летние женщины: Екатерина Чугунова, уроженка село Ташла, и Феодосия Актяшева жили на задворках соседнего села Мусорки в келье. Ещё с детства прошли они обряд смирения и благочестия, стали келейницами. Жили девицы на преподавании сельским девочкам и девушкам уроков вышивания, вязания, готовки еды и других домашних дел. Кроме этого, жители сёл обращались к ним за помощью в подготовке покойников к погребению, чтению по ним молитв.
Как рассказывают летописи, в 1917 году перед революцией всю страну захлестнуло явление икон. Иконы являлись из рек, колодцев, земли и деревьев только верующим людям. Екатерина Чугунова была выбрана для миссии явления иконы.
Чудесная история произошла в селе Ташла 21 октября (по новому стилю), ровно за 17 дней до начала вооружённого восстания 1917 года в Петрограде.
Три дня подряд являлась во снах к Екатерине Божья Матерь. Во сне Богородица велела Екатерине вырыть из земли икону и показала ей место. Когда Екатерина пришла в село Ташла на место, показанное Богородицей, то увидела над ним двух парящих ангелов.
Икона Ташла.
Придя домой поделилась увиденным с Феодосией. Вместе с ней и местными жителями они пошли в село искать икону. Каково было удивление людей, когда на глубине около метра икона нашлась, а на месте найденной иконы забил родниковый ключ.
Икону торжественно внесли в Свято-Троицкую церковь. При этом действии исцелилась женщина, болевшая 32 года. Верующие, узнавшие о чуде, стали съезжаться поклониться иконе из соседних сёл. Отслужили молебен и оставили церковь на ночь открытой для верующих. Много людей исцелилось в то время, а на источнике в честь иконы были построены часовня и колодец.
Советская власть и здесь внесла свою лепту. В 1925 году Свято-Троицкую церковь закрыли, а на месте источника построили скотный двор.
Только благодаря местным жителям Ташлы, передавая икону из дома в дом, удалось её спасти. Вернулась икона в церковь во время Великой Отечественной войны и уже больше не покидала её до нашего времени.
Снимать в помещении церкви, к сожалению, не разрешили. Пришлось довольствоваться только созерцанием. Разрешение выдаётся только батюшкой, а батюшка в это время был в Самаре. Поэтому икону на фото посмотреть не удастся.
После поклонения иконе, обследуем территорию церкви. На территории обнаружено целое хозяйство: огромный огород и пасека.
А современные кельи очень даже ничего.
Ещё раз окинем взглядом это красивое сооружение, куда тянутся тысячи паломников поклониться иконе Божьей Матери “Избавительницы от бед” в надежде получить здоровье себе и своим близким.
Теперь осталось посетить то дивное место, где Екатерине Чугуновой явились ангелы и где была обретена икона. Идти от Храма до источника довольно долго полтора километра, мы поедем на машине. Но сперва посетим местный магазин с очень вкусным хлебом (на фото слева от фабрики качества).
Рядом расположился двухэтажный дом для паломников.
Этой дорогой когда-то шла процессия от источника до храма. На горизонте виднеется бирюзовый купол часовни над источником.
Ташла, святой источник.
Перед входом на территорию источника большая площадка для парковки автомобиля. На самом входе сидит женщина с коробочкой для подаяния.
Здесь же православная трапезная. На дверях написано, что работает и можно войти. Но дверь почему-то не открылась.
Здесь же вертолётная площадка для сильных мира сего.
На самой территории находится красивая часовня.
Домики и беседки для отдыха. В одном домике пообедали и мы.
Сооружения для паломников и монашек.
В овраг к источнику ведут ещё одни ворота.
Мы подошли к тому месту, где была обретена икона Богородицы “Избавительница от бед” Екатериной Чугуновой.
Интересную современную историю услышал я на источнике от одной паломницы. Был выходной день и большая паломническая группа приехала из Самары. Людей было настолько много, что к источнику нельзя было подступиться. Дошло до того, что люди начали ругаться друг с другом за право войти в купель. И вот, когда скандал приобрел сильные очертания, вода в источнике просто исчезла. Через некоторое время, после того, как все успокоились, вода вернулась.
На источнике есть колодец, где можно набрать святой воды (не забудьте взять с собой тару).
А также женская и мужская купели, где можно искупаться в святой, ледяной воде.
Внутри купели висит листочек с молитвой Богородице. Молитву нужно прочитать перед входом в воду три раза. Потом перекреститься три раза и три раза окунуться с головой в купель.
После этого ощущение такое, что ты заново родился.
На заборе вдоль дорожки к источнику висят солнечные таблички. Нужно обязательно прочитать их содержимое. Может именно в нём содержится то, что вам нужно.
Источник
История села Ташла
Ташла — село расположено в Ставропольском районе Самарской обл., находится в 40 километрах от города Тольятти, на трассе, ведущей в город Димитровград.
Название села Ташла в переводе с тюрского языка, как камень, возвышенность, скала, было основано в 20-е годы 18 века, как мордовское селение.
В 1752 году село находилось во владении полковника Зубов.
Во времена колонизации Самарского края русским крестьянством и проводимой миссионерской деятельности русской православной церкви, мордовское население этого края было обращено в православие.
После того, как в 1775 году в Ташле был возведен православный храм во имя Живоначальной Троицы с ело получило второе свое название — Троицкое,
Первыми жителями села Ташла были ясашные, экономические крестьяне и пахотные солдаты. Ясак в переводе с тюркского, закон – или натуральная подать, которую собирали с населения среднего Поволжья царское правительство и в основном мехами.
В 18 веке того времени к ясашным жителям региона относились национальное меньшинство среднего Поволжья, а именно: чуваши, мордва и татары. По другому их можно назвать государственные крестьяне. Имевшая место попытка правительства заменить в 1739 году натуральный сбор подати денежным, оказалась убыточной для государственной казны, и в итоге мордва так и продолжила платить кунью (подать) мехами. Вновь введеный налог подушной подати усилил обложение ясашного населения непосильным налогом. Но кроме того, мордва несла еще другие натуральные повинности такие, как: дорожную, рекрутскую, постойную. Часть ясашных жителей Ташлы была приписана к Военной коллегии и по этой причине появилась в селе еще одна новая крестьянская категория, это пахотные солдаты, они несли повинности на землях, которыми владело Военное ведомство. А та часть жителей села, которая называлась экономическими крестьянами, была частью государственных крестьян, бывших монастырских и церковных, получивших освобождение от крепостной зависимости в 1786 году. Ими были те крестьяне, которые ранее принадлежали Савво-Сторожевому монастырю. Крещение иноверцев в селе Ташла и других селах региона произошло в конце 30-х годов. В 18 веке жители села вошли в подчинение Ставропольскому духовному правлению Симбирского наместничества Ставропольского округа.
Численность жителей села Ташла в начале 19 века составляла 231 чел., священником в то время в селе был отец Иван Андреев. Если заглянуть в первую метрическую книгу Ташлинской Троицкой церкви. В то время тетрадь называлась: «Тетрадь, данная из Ставропольского правления Симбирского наместничества Ставропольского округа ведомство оного судебного правления». Из этих записей мы видим то, что в 1775 году в Ташле было рождено 122 человека, сочеталось браком 48 человек.
Осенью 1773 года в Российской империи началось восстание яицких казаков, которое переросло в полномасштабные военные противостояние казаков, крестьян и народов Урала и Поволжья с государственными войсками императрицы Екатерины II.
Возглавил это восстание донской казак Емельян Иванович Пугачев. К октябрю 1773 года слухи о Емельяне Пугачеве достигли и до Самарского края. В середине октября 1773 года первый повстанческий отряд Емельяна Пугачева прибыл в село Михайлово Ставропольского уезда. Емельян Пугачев призывал местных жителей, крестьян верой и правдой служить Петру III.
7 января войска Емельяна Пугачева потерпели сокрушительное поражение у пригорода Алексеевска в битве с государственными войсками, которыми командовал подполковника Петр Борисович Гринева, и им пришлось отступить в район Красносамарской крепости. Но даже после ухода повстанческой армии из уезда, борьба местных жителей продолжалась еще многие месяц. После пленения и казни Емельяна Пугачева 10 января 1775 года в уезде началась жестокая расправа над населением принимавшим тем или иным образом в восстании Пугачева. Во многих селах уезда крестьян приговорили к казни через повешенье. Таким же образом и происходило в селе Ташла.
1850 год стал образованием Самарской губернии, а Ставропольский уезд вошел в губернию с занимаемой в ней площадью 9960 квадратных верст, а Удельному ведомству, к которому относилось село Ташла в губернии принадлежало 800 тысяч десятин земли. С 1797 года село Ташла и крестьяне села состояли в ведении Удельного ведомства и во владении императорского дома.
В 1858 — 1859 годах была отменена личная зависимость крестьян села Ташла.
С 1863 года все земли, находившиеся в пользовании крестьян, предоставлялась им в собственность но с обязательным условием выкупа ее в собственность. Прежняя плата за землю стала, как в выкупная, и которую удельные крестьяне села Ташла должны были выплачивать до 49 лет.
В 1865 году удельным крестьянам Ташлы была выдана уставная грамота. С этого периода крестьяне начали выплачивать выкупные платежи только за удобные земли. В тот период в крестьянском землевладении произошли существенные изменения. Эти изменения были связаны в первую очередь с существенным поворотом в аграрной политике правительства Российской империи. В период аграрных реформ правительство Петра Аркадьевича Столыпина стремилось сохранить крестьянскую общину.
К концу 19 века село Ташла стало русским селом в котором было 364 двора и жителей в 1917 душ. В селе Ташла к этому времени уже имелось свое почтовое отделение, свои мукомольные и маслобойные заводы, лесопилка, имелось несколько ветряных мельниц, бакалейная лавка, народное ремесленное училище, земская и церковно-приходская школы, церковь и библиотека.
С 1905-го по 1907-й годы крестьяне села Ташла принимали активное участие в революционных выступлениях. Революционную пропаганду в то время среди крестьянского населения вел революционер И.Е. Добрышкин, он распространял в селе запрещенные газеты Самарского комитета РСДРП, назвались газеты «Борьба» и «Рабочий». За революционную деятельность в июне 1906 года он был арестован властями.
В 1920 году население села Ташла составляло 2419 человек, но после голодного 1921 года население сократилось до 1942 человека.
В 1924 году в селе насчитывалось 383 крестьянских подворья, с русскими жителями в 1688 человек.
Сельский совет Ташлы размещался в бывшем доме И.Е. Рогожкина, сельсовет имел полномочия решать вопросы внутренней жизни села: как пример, в марте 1921 года сельсоветом была выделена земля местной артели «Красный труд», было утверждено постановление о недопустимости контрреволюционных выступлений населения села против проводимой внутренней продразверстки.
В 1926 году в селе Ташла были мунициполизированы школа, изба-читальня и другие здания административного значения, всего их было 9 зданий.
В 1927 году в селе создали земледельческую артель «Красное поле». В годы повсеместной принудительной коллективизации в селе создали сельскохозяйственную артель «Путь Ленина». Этот колхоз с 1930 года обслуживался Узюковской МТС №1229 имени завода № 42 города Самара, в селе имелось 20 тракторов и 60 трактористов, с помощью этих тракторов обрабатывались колхозные земли 2146 гектара, 932 гектара этих земель составляли посевные угодья.
В 1930 году в состав Ташлинской волости входило пять сельских населенных пунктов, таких как: село Ташла, Красное поле, Болотный, сельскохозяйственная артель Красный труд и село Ягодное, с населением в 1810 человек.
Самой трагической страницей в истории советской деревни стала борьба с кулачеством и ее ликвидация, которая осуществлялась под сталинским руководством в начале тридцатых годов. То время было трагическим и затронуло судьбы миллионов человек, наиболее трудолюбивой части крестьянского населения. С весны 1929 года по многочисленным указам шло раскрестьянивание необъятной страны, ломался многовековой уклад сельского, семейного хозяйственного механизма.
Таким образом зажило новой жизнью строящегося социализма село Ташла.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны жители села Ташла самоотверженно проявляли себя в тылу и на фронте.
Уходили из села на фронт ташлинские мужчины. В селе остались только женщины, старики и дети, на долю которых выпали и голод, и тяжкий труд военного времени.
Но страна выстояла и победила, пусть и высокой ценой.
Время шло залечивая раны, и жизнь в селе начинала налаживаться.
В 1963 году колхоз общим решением был переименован в «Зарю». Покосившиеся ветхие сельские избы с соломенными крышами сменили хорошие дома с покрытыми железными и шиферными крышами. Появилось в селе электричество, водопровод, радио и телевидение и медицинское обслуживание.
Село Ташла благоустраивалось. Многие механизаторы и животноводы села были награждены высокими правительственными наградами. Появились даже свои Герои социалистического труда. Благодаря трудолюбию жителей Ташлы сильное в экономическом развитии хозяйство села становится миллионером.
Но начавшиеся годы перестройки, в результате которых сельское хозяйство начало разваливаться, превратившись в убыточное. Та же участь разорения постигла по всей стране когда-то богатейших колхозов и совхозов.
Все это коснулось и жителей села Ташла. Люди стали уезжать из села в город в поисках работы. Опустели многие дома Ташлы. Но благодаря святому источнику, иконе Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед», вновь возродившемуся Свято-Тоицкому храму в село началось паломничество с необъятных просторов России.
И снова ожило село Ташла, но уже в духовном плане.
Источник