Остров Валаам
Остров Валаам
Остров Валаам находится в Карелии, он раскинулся в северной части Ладожского озера. Это самый крупный из островов Валаамского архипелага и самый известный. На его территории находятся заповедные святыни, дорогие сердцу каждого россиянина. Здесь на протяжении долгих лет сохраняются по-настоящему эксклюзивные образцы русской церковной архитектуры, к которым устремляются не только паломники, но и обычные туристы. Уникальность Валаама, невероятно красивого и сохранившего свою удивительную природу практически в первозданном виде, еще и в том, что тут буквально всё пропитано православной монашеской культурой.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Валаам
Основные моменты
Население острова, находящегося от материка на расстоянии 22 км – к слову, на одной параллели с Аляской – около 500 человек, из которых монахи составляют большинство. Тут находится мужской монастырь, напрямую подчиненный Патриарху Московскому и всея Руси. Главный собор монастыря – Свято-Преображенский Валаамский, полностью перестроенный в XIX веке. В его стенах и сегодня звучит прославленное валаамское пение, способное достучаться до самых закрытых человеческих душ, побуждая даже далеких от религии людей задуматься о своей жизненной дороге и стать на путь духовного исцеления. В этих словах нет никакого преувеличения: немало людей по возвращении с Валаама признаются, что они стали смотреть на мир совершенно другими глазами и желали ли бы своими делами стать ближе к Богу.
Остров Валаам, этот тихий и уютный уголок суши площадью 29,9 квадратных километров, возвышающийся своими скалистыми берегами над шумными водами Ладожского озера, привлекает не только паломников и туристов, но и людей искусства, истинных ценителей природы. В свое время на эту святую землю ступала нога таких известных личностей, как Николай Рерих, Петр Чайковский, Федор Тютчев.
Вид на Никольский скит Скалы на острове Валаам
Благодаря уникальной флоре и фауне, на Валааме был создан природный парк, где проводятся различные научные исследования. Предметом изысканий является и прошлое острова, окутанное тайнами и легендами, раскрывать которые этот святой уголок России не спешит…
История острова Валаам
Название острова – «Валаам» – является производным от финно-угорского слова «валам», что переводится как горная (или высокая) земля. Отдельные исследователи придерживаются мнения, что оно сопоставимо с именем Валы, приходившегося по древнескандинавской мифологии сыном Одину. Существует также версия, что название произошло от имени славянского бога Велеса, которому поклонялись язычники и приносили ему здесь жертвы. Слово «Валаам» упоминается и в Библии – как имя прорицателя, возвещавшего о Христе.
Карта острова Валаам и прилегающих к нему островов, 1889 год
Мужская монашеская обитель возникла здесь в XI – начале XII века. Другие историки придерживаются версии, что монастырь был основан значительно позже, в XII-XIV веках. Начало монастырю, согласно преданию, было положено Андреем Первозванным. Именно он установил в период распространения христианства на русских землях каменный крест. Основали же монашеское братство на Валааме преподобные Герман и Сергий, почитающиеся тут особо. Последующие семь столетий монастырь развивался, превратившись в центр духовной жизни.
Однако летопись острова безоблачной не назовешь: за всю свою историю он прошел через множество испытаний, зачастую трагических. Эта благословенная земля становилась ареной военных столкновений – в частности, со шведами, под властью которых, вместе со всей Карелией, Валаам пребывал больше века. Здесь вспыхивали эпидемии, уносившие человеческие жизни. Во время этих событий обитель оказалась практически полностью уничтоженной, но благодаря указу Петра I она возродилась вновь. Это произошло в 1715 году после очередной войны со Шведским королевством.
В скором времени свет увидело каменное здание монастыря. Несколько позже, в конце XIX века, были построены церкви скитов. Что интересно, материалы для строительства не завозились извне – их изготавливали прямо на месте. Активное застраивание на острове пришлось на время игумена Дамаскина (в миру – Дамиан Кононов), которого по праву называют «строителем Валаама». При нем также возросла численность монашеской братии. Дамаскина почитали не только как начальника, но и как духовного отца, неусыпно заботящегося о спасении душ вверенных ему духовных братьев. В отношениях с ними игумен отличался предельной простотой. Его келья была всегда открыта, и пройти к настоятелю мог любой желающий.
Значимым для этого центра духовной жизни выдался 1887 год, когда был заложен первый камень в фундамент будущего Спасо-Преображенского собора – как мы уже сказали выше, главного собора монастыря.
С наступлением XX столетия на Валаам навалились новые испытания. В период с 1918 по 1940 год остров оказался в составе Финляндии – нового независимого государства, возникшего после распада Российской империи. Но даже в эти нелегкие времена жизнь монастыря не прекращалась, хотя братия столкнулась с небывалыми тяготами: то и дело возникал голод, вспыхивали различные эпидемии. Кроме того, финны вели на острове фортификационные работы. Они же установили новый календарь, которому подчинились не все монахи. Несогласным пришлось отсюда уехать.
К концу 1939 года отношения между Финляндией и СССР обострились, в ноябре между государствами начались боевые действия, вошедшие в историю как Зимняя война. Валаам, можно сказать, оказался на передовой, неоднократно подвергался бомбардировкам. Советский Союз вышел победителем из этого вооруженного конфликта, в результате которого, согласно мирному договору, к нашей стране отошел ряд территорий, в том числе и Валаам.
После войны, завершившейся в марте 1940 года, на острове началась совсем другая жизнь. Не звонили привычно колокола, не проводились богослужения. На Валааме воцарился другой «бог», которому благоволила тоталитарная система того времени – атеизм. Церкви, понятно, по прямому назначению не использовались, их переоборудовали под магазины и склады. В зимнее время в качестве топлива использовались деревянные постройки. Кроме того, на Валааме открыли школу для юнг. А еще организовали совхоз.
Несмотря на то, что СССР был атеистической страной, в 1979 году государство решило повернуться лицом к этому святому уголку старой России. По команде «сверху» стартовали реставрационные работы. Одновременно возобновилась и монашеская жизнь… Кстати, помимо монахов на Валааме имеется и местное население, насчитывающее около 460 человек. Не исключено, что в будущем оно будет переселено в город Сортавалу – по крайней мере, такие планы существуют.
Легенды и предания
Если с историей острова Валаам с момента возникновения здесь монастыря всё более-менее известно, то так называемый «дохристианский» период окутан тайнами и легендами. В одних из них доминируют мифы и предания, имеющие преимущественно языческий характер. В других угадываются и церковные мотивы. Из этого можно сделать вывод, что Валаам – это то место, где переплелись оба направления религиозных верований.
Самой известной и распространенной является легенда, повествующая о Валааме как о центре или даже столице легендарной Гипербореи – мифической северной страны, в которой обитал народ гипербореев. На мысли об этом наталкивают сохранившиеся до наших дней жертвенные рвы и необычной формы каменные пирамиды. В предании говорится, что звездочет и астроном Валаам выбрал именно это место для обращения исповедовавших язычество карелов в христианскую веру. Частично это ему удалось.
Сохранились свидетельства, что возле острова якобы неоднократно видели представителей необычного племени, походившего по описаниям на европейских эльфов. Одни мифологии считают их предками Снежного человека, другие – его потомками.
Рядом с Валаамом находится остров Дивный, который известен своим странным, раздающимся из водных глубин гулом. Происхождение этих необычных звуков непонятно до сих пор. Ученые стремились разгадать эту загадку, но безуспешно. Такое странное поведение природных стихий вызывает даже некоторую озабоченность: чем же оно все-таки обусловлено?
Но вернемся к языческому периоду истории острова. Сохранилось немало преданий и даже косвенных «улик», не говоря уже о весьма интересных артефактах, которые свидетельствуют о том, что Валаам некогда имел для карелов-язычников культовое значение. Один из них – рунический камень, с которым связана одна из главных легенд языческого Валаама. В X веке первые монахи сначала уничтожили на нем сделанную из рун надпись, а затем и вовсе возвели на его месте православный крест.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть также Капище Велеса, в котором якобы сохранились кельтские кресты, жертвенные желоба и каменные кладки. Так это или нет, сказать со всей однозначностью трудно. Однако для любителей таинственного и загадочного важно не установление истины как таковой, а сам факт, что за всем этим кроется некая мистика, поэтому на Валаам устремляются туристы, желающие прикоснуться к тайнам далекого прошлого.
Достопримечательности Валаама
Остров Валаам представляет собой целый комплекс церквей, часовен и других уникальных сооружений. Лишь некоторые из них сохранились в первозданном виде: Свято-Преображенский собор, Успенская церковь, надвратная церковь Святых Петра и Павла, а также помещения Красного и Белого скитов, водопроводный дом и конюшенный дом.
Чтобы попасть в Свято-Преображенский собор, нужно оказаться на территории одноименного мужского монастыря. Сделать это легко по ступенькам, идя со стороны монастырской бухты. Многие туристы ожидают увидеть на его стенах и потолке присущие церковным зданиям росписи. Только вот ничего подобного тут нет. Конечно, они были – в дореволюционные времена. В советский период монастырские корпуса на Валааме были отданы под клуб для боцманов, которые здесь и учились, и жили. Росписи же, видимо, посчитали чем-то лишним и ненужным как с исторической, так и религиозной точки зрения, поэтому их закрасили.
Между тем, даже лишившись первозданного внутреннего убранства, собор по-прежнему впечатляет величием и красотой. А сам монастырь окружает стена из красного кирпича, на фоне которого можно сфотографироваться на память – снимки получаются отличные. Фотографироваться же внутри монастыря запрещено.
Помимо главного монастырского двора валаамская обитель имеет несколько скитов, представляющих собой ее, скажем так, «анклавы», расположенные в труднодоступных местах острова. Необитаемыми скиты назвать нельзя: здесь, как правило, на постоянной основе проживает несколько монахов или послушников. Их называют скитниками.
В 1911 году игумен Маврикий решил создать на Валааме некое подобие Иерусалима и построил на Елеонской горе Гефсиманский скит. Годом ранее здесь появился поклонный крест из серого гранита, на который нанесена символика крестных страданий Иисуса Христа. Здесь же, у подножия горы, появился и «русский» Гефсиманский сад. Церковь скита увенчана шатрами и была освящена во имя Успения Пресвятой Богородицы. Во внешнем облике здания доминирует резьба. А вот внутренний интерьер – в частности, иконостас – выполнен из кипариса. Рядом со скитом находится маленькая деревянная часовенка, в которой хранится икона «Моление о чаше». Келейные корпуса для братии, их здесь два, находятся за зданием церкви, между пихтами. В 30-е годы в этих помещениях были расквартированы финские военные. Гефсиманский скит также знаменит тем, что здесь когда-то жил старообрядческий исповедник Тимон.
Несколько раньше, в 1870 году, игуменом Дамаскиным был основан Коневский скит. Названо это место было в честь Акафистной или Коневской иконы. Да и место для скита было выбрано не случайно: именно тут отец-настоятель валаамского монастыря проводил время в уединении и молитвах. Сначала в Коневском скиту построили часовню, а затем основали полноценную церковь: ее проект был разработан Г. Карповым. Насельники вели уединенный и аскетичный образ жизни, неуклонно чтя устав и не вкушая в праздники молокопродукты и рыбу, которая в изобилии водилась в Игуменских (Коневских) озерах. В наши дни Коневский скит населяют три человека. Церковь имени Коневской Божией Матери, которая была восстановлена, является святыней скита и его визиткой. Правда, туристам непосредственно в храм вход воспрещен – пребывать можно только на территории скита. Исключение делается только для паломников. Они могут заходить в храм, но исключительно по предварительной договоренности.
А вот Владимирский скит, тоже расположенный на острове Валаам, является достаточно новой постройкой. Он был основан уже в наше время, в 2002 году, и через пять лет все строительные работы были завершены. Разработка проекта принадлежит «Мастерской Андрея Анисимова». В его подготовке участвовали архитекторы Андрей Анисимов и Татьяна Ефимова. Их задумка состояла в том, чтобы все строения скита составляли единый и завершенный архитектурный ансамбль. На территории был построен храм в честь равноапостольного князя Владимира. В 2008 году его освятил предстоятель Русской православной церкви Алексий II. В храме, построенном в русском стиле с элементами модерна, имеется два придела. Первый во имя всех русских святых, второй – во имя святой великомученицы Людмилы. На цокольном этаже Владимирского скита находится Музей истории Валаамского монастыря. Патриарху Алексию II в нем отведен отдельный зал, ведь его святейшество в свою бытность главой Церкви много сделал для возрождения Валаамского монастыря.
Относительно недалеко от центральной монастырской усадьбы, в полутора километрах, расположился Никольский скит – один из красивейших на этом уникальном острове на Ладоге. К нему ведет дорога, проложенная ещё в XVIII веке. Сначала она проходит непосредственно по Валааму, а затем пролегает по живописным деревянным мостам, соединяющим между собой другие острова архипелага. В том же XVIII веке Никольский скит принял и первых монахов. Тогда их здесь насчитывалось 12 человек, они занимались рыбным промыслом и таможенным досмотром. Последнее было насущной необходимостью, поскольку на Валаам запрещалось ввозить спиртные напитки и табачные изделия. На том месте, где сейчас располагается шатровый храм, это на вершине холма, прежде находилась небольшая часовня с маяком. Росписью внутренних стен занимались проживавшие на территории скита монахи, главной темой их работ стала жизнь Николая Чудотворца. В 1861 году здесь установили поклонный крест из гранита. Он дошел до наших дней, и туристы с удовольствием его осматривают. Сохранилось также небольшое деревянное сооружение, в прежние времена являвшееся таможенным пунктом. Келейный корпус служил жилищем для монахов, его отреставрировали в период перестройки, в 1988 году.
Есть на острове Валаам и своя монастырская ферма. Она находится недалеко от Коневского скита и включает в себя несколько зданий и коровник. Благодаря этой ферме немногочисленное население острова обеспечивается необходимой продукцией: молоком, мясом. Молоком, а еще хлебом домашней выпечки здесь угощают и туристов. На месте изготавливают и великолепный сыр, который пользуется известностью далеко за пределами Валаама – его даже поставляют в магазины Санкт-Петербурга.
На острове, где богатая природа, также растут и возделываются культурные растения – яблоки, виноград. Арбузы и дыни выращиваются в теплицах. Примечательно то, что для производства сельхозпродукции не используются никакие современные технологии. Находясь на Валааме, у туристов может даже сложиться впечатление, будто они переместились в эпоху натурального хозяйства.
Еще одна достопримечательность, которую обязательно стоит посетить, – Музей быта. Он имеет историко-художественное направление, и в нем сохраняются экспонаты, позволяющие отследить историю острова Валаам с самых давних времен. В музее выставлены картины таких русских художников, как И. Шишкин, П. Балашов, А. Куинджи и Ф. Васильев. Ценители изобразительного искусства в целом и поклонники творчества этих мастеров в частности смогут увидеть их знаменитые полотна в оригинале.
Отдых и развлечения
Валаам является одним из центров духовной жизни, но здесь имеются условия и для активного отдыха – совсем как на популярных курортах. И, как говорится, одно другому не мешает. Речь идет о дайвинге. Да, не удивляйтесь: примыкающая к острову часть Ладожского озера является весьма привлекательным для дайверов местом.
Со времен советско-финской и Великой Отечественной войн здесь сохранились уникальные артефакты, затопленные в глубинах озера: баржи, корабли, сбитые самолеты. Вода в Ладоге пресная, поэтому материалы распадаются медленнее. Это значит, что подводные объекты практически не подверглись разрушению, и дайверы смогут увидеть их в первозданном виде.
Только вот новичкам лучше не рисковать. Как показывает опыт погружений, уровень подготовки дайвера должен быть выше среднего. Также следует учесть, что воды Ладоги хотя и достаточно прозрачные, но темные. Темнота сгущается уже на 10-метровой глубине. Положение спасают осветительные приборы, они позволяют сохранять хорошую видимость при погружении.
Самыми интересными объектами для дайверов у берегов Валаама являются суда «Вифлеем» и «Святая Елена». Первое затонуло в 60-х годах прошлого века в бухте Дивная, это район оборонных островов. Второе судно «приказало долго жить» около 15 лет назад: оно затонуло в Монастырской бухте и находится на 5-метровой глубине. Опытные дайверы, погружающиеся в районе «Вифлеема», находят части другого корабля. По имеющимся данным, Ладога поглотила его еще в XIX веке.
Многие полагают, что лучшее время для погружений на Валааме – по аналогии с популярными теплыми курортами – это лето. Но такое мнение ошибочно, поскольку в теплый период года ладожская вода более мутная, чем обычно. Как показывает опыт, лучшим временем является ранняя осень. В эту пору температура воды составляет +7 градусов Цельсия, а видимость достигает вполне оптимальных 6 метров. Но независимо от того, какой сезон вы выберете для погружения, успех вашей экспедиции целиком и полностью зависит от погоды. Ладога – она ведь как настоящее море: шторм здесь может собраться совершенно неожиданно в течение 15-20 минут.
Транспорт на острове
Путешествовать по Валаамскому архипелагу можно разными способами, однако предпочтение отдается водному транспорту. На главном острове имеются две бухты – Монастырская и Никоновская.
Чтобы увидеть монастырь со стороны озера или побывать на других островах, туристы нанимают катер или берут напрокат гребную лодку. Услуги водного транспорта также предоставляет администрация природного парка «Валаамский архипелаг». Четырехчасовое путешествие в лодке на веслах обойдется в 400 рублей. Два часа на катере с водителем – 2500 руб. Администрацией парка организован и прокат велосипедов. Заплатив 600 рублей, можете забирать байк на целых полдня.
Курсирует по Валааму и автомобильный транспорт – в качестве такси. Широко используется гужевой транспорт. Нанять извозчика с лошадью можно примерно за 700 рублей в час за одного человека. Поездка от одного причала до другого обойдется в 500 руб. Для сравнения: путешествие на обычном такси по тому же маршруту будет стоить 400 руб. Монастырь располагает собственным автобусом, только для пассажирских рейсов он не предоставляется.
Передвигаться по острову можно также на велосипеде, и тоже взятом напрокат. Но гораздо интереснее пройтись по Валааму пешком. На острове установлены деревянные беседки со скамеечками, где можно присесть и отдохнуть. Лавочки окружены деревьями, на ветках которых резвятся белки. Эти пушистые животные совершенно не боятся людей. Многие спускаются к отдыхающим настолько низко, что их можно даже покормить с рук.
Туристам на заметку
Чтобы глубоко проникнуться этими удивительными местами, одного дня окажется мало, поэтому, планируя поездку на Валаам, постарайтесь выделить на это путешествие, обещающее стать одним из самых запоминающихся событий в вашей жизни, как можно больше времени.
В поездку следует одеться тепло и взять с собой куртку, ведь Валаам со всех сторон окружен озером, а у воды всегда прохладнее. Ваша обувь должна быть закрытой, потому что, несмотря на деревянные настилы, некоторые места мокрые и грязные. Наступать на них не очень приятно: и намокнешь, и запачкаешься.
Женщинам при посещении действующих храмов Валаама нельзя быть в брюках, шортах, а также с декольте, в прозрачных и коротких юбках. Представительницам прекрасного пола лучше сразу поехать на экскурсию в юбке, чтобы потом не переодеваться. Также не приветствуются и спортивные костюмы. Последнее относится и к мужчинам. Сильной половине человечества не разрешается посещать церкви в шортах, в майке и в головном уборе. А у женщин, наоборот, на голове должен быть платок.
Если вы приезжаете на Валаам с ручной кладью, свои вещи можете оставить в камере хранения – она находится в каретно-конюшенном доме. И еще: на Валааме обитают клещи, так что нелишне будет сохранять бдительность.
Иной раз туристы задерживаются на острове больше запланированного времени, причем, помимо своей воли. Это случается обычно в конце лета и осенью, когда Ладога начинает штормить. В такую непогоду – она может продолжаться несколько дней – водный транспорт на озеро не выходит.
Где остановиться
На Валааме работают три гостиницы: «Игуменская», «Зимняя» и «Мансарда». В летний период можно поселиться в помещении школы, где оборудуется дополнительная гостиница.
При желании туристы могут остановиться и в частном секторе. А путешественники, для которых главное – единение с природой, могут ночевать в палатках, установленных в специально оборудованных местах (так называемые «палаточные городки»).
С недавних пор палатки разрешается ставить и на туристических стоянках. Одна из них носит название «Скалистый берег». Место это очень красивое, здесь горит маяк и, кажется, все вокруг овеяно романтической атмосферой. Сутки пребывания обходятся в 100 рублей. Поле оплаты вам выдадут талон. Лесничий может потребовать показать его, чтобы убедиться в легальности вашего пребывания на стоянке.
На Валааме, если говорить в целом, имеется несколько штатных палаточных стоянок. Одна находится на так называемой «первой точке», вторая – на юго-востоке острова, в бухте Дивной. Третья стоянка располагается у метеостанции. При этом следует помнить, что теоретически в установке палаток туристам может быть отказано. Причин, как правило, две: наличие запрета общего порядка на посещение лесов в данной местности, а также возможный высокий уровень пожарной опасности.
Как добраться
Ближайшим к Валааму населенным пунктом является город Сортавала. Из Санкт-Петербурга каждые три дня туда отправляется поезд. В пути вы проведете пять с половиной часов, стоимость билета – около 400 рублей.
Из Петрозаводска в Сортавалу курсируют муниципальные автобусы, в день их выходит на маршруты более десятка. Стоимость проезда на таком автобусе из столицы Карелии составляет примерно 600 рублей. В дороге вы проведете от четырех до семи часов.
Многие не хотят зависеть от поездов и пассажирского автотранспорта и предпочитают добираться на собственном автомобиле. В этом случае 450-километровое расстояние от Петрозаводска до Сортавалы вы преодолеете всего за три с половиной часа. Автовладельцы интересуются: где оставить машину перед тем, как отправиться на сам остров? У причала есть стоянка. Она платная и охраняемая, так что о сохранности своего «железного коня» можно не переживать.
С мая по ноябрь на Ладоге сезон навигации. В этот период с причала Сортавалы до Валаама ходят как монастырские, так и пассажирские и туристические суда. До острова расстояние всего 40 км, оно преодолевается метеорами менее чем за час (если быть точными, то за 45-50 минут). А вот туристические теплоходы обычно идут дольше – более часа.
В пятницу, субботу и воскресенье обычно наблюдается большой наплыв туристов, поэтому в эти дни возникают проблемы с местами. Стоимость проезда в таком «метеоре» в выходные дни составляет 900 рублей, в будни – 800 рублей. Приобрести билеты можно прямо на борту. Детям 7-12 лет предоставляется 50-процентная скидка, а юные пассажиры, которым еще нет 7 лет, провозятся бесплатно.
Некоторые туристы, опять же, не хотят «толпиться» там, где многолюдно. И по аналогии с самостоятельной поездкой на автомобиле предпочитают «поймать» частный катер. Местные жители с удовольствием оказывают приезжим такую услугу. Разумеется, не бесплатно. О стоимости подобного «индивидуального тура» договариваются индивидуально.
Еще один маршрут до Валаама пролегает из карельского города Приозерска, который, как ясно уже из названия, тоже находится на берегу Ладоги. И от Петрозаводска, и от самого водоема он находится на некотором удалении. От местной пристани на Валаам отправляются теплоходы и метеоры, но только раз в день. Время в пути – больше часа, да и проезд обойдется несколько дороже, чем от Сортавалы. Если вы путешествуете самостоятельно, вернуться обратно тем же маршрутом получается не всегда, так как свободных мест может не оказаться – в первую очередь суда заполняются паломническими и экскурсионными группами.
Источник