Сокращение дотаций ЕС станет уроком выживания для Прибалтики
Еврокомиссия в конце мая презентовала проекты бюджетов на 2019‑й и 2021–2027 годы, чем спровоцировала волну бурных реакций. С критикой на еврокомиссаров обрушился премьер-министр Латвии Марис Кучинскис, заявив, что Рига будет искать союзников среди других государств, чтобы решить вопрос о финансировании. Его литовский коллега Саулюс Сквернялис также признал, что Вильнюс не устраивают суммы, выделенные на дотации фермерам, а глава Минфина Эстонии Тоомас Тынисте назвал несправедливым сокращение помощи. Однако станут ли финансовые доноры ЕС прислушиваться к голосам прибалтийских политиков?
Финансовые вопросы Евросоюза стали довольно остро ставиться с момента оглашения результатов Brexit в июне 2016 года и не утихают по сей день. На мартовском саммите председатель ЕС Дональд Туск выразил оптимизм относительно развития экономики содружества:
«Мы переживаем самую благоприятную экономическую ситуацию после введения евро, поэтому [сейчас] лучшее время для стратегического анализа наших долгосрочных амбиций».
При этом, по оценкам разных экспертов и комиссара ЕС по бюджету Гюнтера Эттингера, выход Великобритании из состава Союза (Brexit) приведет к тому, что «общий котел» недополучит от 12 до 13,5 млрд евро в год. Перекрывать эти «дыры» в основном планируется за счет введения новых налогов и сокращения расходной части. Основное бремя ляжет на плечи финансовых доноров ЕС: Германии, Франции, Италии, Австрии, Швеции, Дании. Суммарный вклад пятерки «спонсоров» за 2016 год составил более 57% бюджета содружества.
Сокращение расходов неминуемо повлечет за собой пересмотр политики кохезии, в рамках которой осуществляется финансирование аграрного сектора и инфраструктурных проектов стран — членов ЕС. Одними из основных получателей помощи являются страны Балтии.
Сильно обеспокоившись, что с 2021 года в госказну перестанут в должном объеме поступать европейские деньги, Литва, Латвия и Эстония написали руководству Евросоюза письмо, в котором призвали увеличить взносы членов организации. При этом в обращении прибалтийских политиков говорится, что европейские государства могут отыскать «новые собственные ресурсы» и таким образом покрыть недостающие миллиарды евро. Решительно против данной идеи выступили Нидерланды, Швеция, Дания, Австрия.
Еще до членства в ЕС с 2000 года страны Балтии получили 963 млн евро финансовой помощи из бюджета Союза. С момента вступления в Евросоюз дотации увеличились многократно. С 2004‑го по 2016 год Литва, Латвия и Эстония получили из европейской казны 17, 9 и 7 млрд евро соответственно. При этом национальный вклад трех государств суммарно составил чуть более 7 млрд евро, что практически в пять раз меньше выделенных средств.
Выплаты странам Балтии из бюджета ЕС, млн евро
Вклад стран Балтии в бюджет ЕС, млн евро
После вестей о том, что новый семилетний бюджет вряд ли будет так же велик, как его предшественник, представители Литвы, Латвии и Эстонии, по крайней мере на публике, забили тревогу. Осталось понять, как они будут отстаивать перед ЕС сохранение финансирования: единым фронтом или «каждый сам за себя»?
Так, например, Литва получила наибольшее вливание средств в экономику из всех стран Балтии. Приоритетной отраслью республики является сельское хозяйство. Еще в феврале 2018 года президент Даля Грибаускайте заявила о необходимости поднять субсидии литовским фермерам до уровня французских и немецких, а местные аграрии потребовали от Брюсселя прекратить дискриминацию и «разделение на сорта».
Стоит отметить, что литовские фермеры более всего в ЕС пострадали от «санкционной войны» с Россией. Так, доходы молочной отрасли из-за российского продовольственного эмбарго сократились на 250 млн евро. Кроме того, литовских аграриев часто подводит непогода и им приходится обращаться за помощью в Еврокомиссию для компенсации средств за потерянный урожай.
Однако, согласно проекту бюджета на 2021–2027 годы, представленному в мае председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером, наоборот, планируется сокращение дотирования сельского хозяйства на 5%.
Общая сельскохозяйственная политика Евросоюза критикуется за приоритетную поддержку крупных фермерских хозяйств, большая часть из которых принадлежит транснациональным корпорациям. Стоит отметить, что ежегодно из европейского бюджета на поддержку аграрного сектора выделяется около 57 млрд евро, что составляет 40% всех расходов организации.
«Похороны молочной отрасли». Акция протеста литовских фермеров против антироссийских санкций 30.03.2016 г. / Фото: Baltnews
Выплаты для Латвии из «общего котла» ЕС с 2012 года постепенно сокращались, достигнув в 2016 году 734 млн евро (3% от ВВП страны). Более половины средств, как и в Литве, было направлено на поддержку сельскохозяйственной сферы.
Во многом сокращение финансирования связано с тем, что латвийское правительство не умеет рационально использовать деньги ЕС. С 2014‑го по 2016 год Латвия смогла освоить всего около 170 млн евро и заняла шестое место среди стран-реципиентов.
Тем не менее в официальном комментарии МИД республики указывается необходимость выравнивания уровня жизни в ЕС и недопущения сокращения финансирования аграриев:
«Мы будем работать над тем, чтобы критерии распределения средств кохезии обеспечили их выделение тем регионам, которые всё еще отстают от среднего ВВП по ЕС (ВВП Латвии в 2017 году составил 64% от среднего по ЕС). Мы будем выступать за справедливое финансирование Общей сельскохозяйственной политики, предусматривающее выравнивание прямых платежей (в Латвии в 2017 году они составляли 57% от среднего показателя по ЕС)».
Однако, как отметила в комментарии для RuBaltic.Ru латвийский экономист Евгения Зайцева, Рига не умеет вести конструктивный диалог с Брюсселем, поэтому вряд ли сможет добиться от Евросоюза сохранения финансирования в рамках программы кохезии.
Министр финансов Эстонии Тоомас Тынисте 5 июня на мероприятии, посвященном финансовой политике ЕС, сделал акцент на значительных результатах развития экономики страны благодаря субсидиям:
«Эстония является одним из самых быстрорастущих регионов Европейского союза: ВВП на душу населения по паритету покупательной способности увеличился с 54% в среднем по Европейскому союзу в 2004 году до 75% в 2017 году».
По словам министра, особенно положительно они повлияли на развитие электронного государства, научно-технической инфраструктуры и снабжение чистой питьевой водой.
В связи с этим политик выразил обеспокоенность по поводу отсутствия гибкого механизма перераспределения средств между статьями расходов внутри бюджета ЕС на 2021–2027 годы. Отдельно он отметил несправедливость сокращения финансовой помощи для Эстонии и необходимость ведения переговоров с Европейской комиссией.
«В этом контексте мы не можем быть удовлетворены тем, что субсидии для Эстонии будут наименьшими среди стран ЕС, как это было предложено Комиссией… это предложение является хорошей отправной точкой для начала ведения переговоров», — передает слова Тынисте портал Delfi.
Стоит отметить, что инвестиции ЕС в экономику Эстонии имеют тенденцию то к увеличению, то к уменьшению. Национальный вклад и дотации из бюджета содружества находятся на самом низком уровне по сравнению с Латвией и Литвой. Европейский союз инвестировал 24 млн евро в модернизацию аэропорта Таллина, а за 2007–2013 годы — около 800 млн евро в целом в транспортную систему страны. Как и в других странах Балтии, наиболее дотационными являются статьи экономического, социального и территориального сплочения, а также поддержки аграриев.
В сфере сельского хозяйства наибольшие проблемы связаны с сокращением поголовья скота, а как следствие — потерей рабочих мест. Одной из главных причин является фактическое закрытие российского рынка для эстонских товаров из-за введения антироссийских санкций в 2014 году. Сохранение негативных тенденций вынуждает правительство Эстонии включаться в борьбу за дотации из бюджета ЕС.
Акция Союза фермеров Эстонии 13.09.2016 г. / Фото: Sputnik
28–29 июня 2018 года запланирован очередной саммит глав государств — членов ЕС, где наряду с вопросами миграции, безопасности и выхода Британии из состава Союза будет рассмотрен долгосрочный бюджет организации.
Лидеры Прибалтики едины во мнении о недопущении сокращения объемов евродотаций из-за выхода Британии из ЕС. Также объединяет и желание «выравнивания» государств — членов содружества по уровню жизни. Вдобавок ко всему, продолжительная рецессия в сфере сельского хозяйства Эстонии, Литвы и Латвии формирует «один фронт» по борьбе за средства для аграриев. При этом важно отметить, что «первые ноты» позиции «каждый сам за себя» уже прозвучали в заявлении о несправедливости по отношению именно к Эстонии.
Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в Facebook!
Источник
Семилетний бюджет ЕС: на что дадут денег Прибалтике
Сегодня Брюссель готов финансировать экологические проекты. Вскоре в ЕС станут определять, какой размер дотаций будет выделяться для периферийных стран. Возможно, деньги найдутся для синхронизации электросетей. Но вот будет ли помощь в других отраслях?
Пока что точных цифр практически нет, но в Еврокомиссии уже ясно дали понять, что финансовая помощь для «периферии» может оказаться значительно меньше, чем это было ранее.
2020 год уже с первых дней стал богатым на события на мировой арене. Например, обострение ситуации на Ближнем Востоке, где Иран с США «обменялись любезностями» в виде запусков ракет. Интерес многих СМИ прикован к китайско-американской торговой сделке. «Брексит» вновь маячит перед Евросоюзом, грозя наконец запустить выход Великобритании из ЕС.Радоваться нечему – экономист о бюджете Эстонии на 2020 год
На этом фоне государства Восточной Европы, которые негласно считаются «периферией ЕС» и не обладают серьезным авторитетом на международной арене, становятся все менее интересными для Брюсселя.
Нет, конечно, Прибалтика – это все такой же «форпост» оголтелой русофобии, а также площадка для НАТО, где американские военные усиливают свои контингенты, а с недавнего времени еще и полностью взяли под контроль небо (запущена единая система контроля BALTNET). Но этим странам Запад уделяет внимания ровно столько, сколько ему нужно для решения своих конкретных задач.
А вот с финансированием и экономической помощью Прибалтике в 2020 году и ближайшие шесть-семь лет после него, похоже, все плохо. Именно в этом году будет принят семилетний бюджет Евросоюза. Пока что конкретных заявлений с точными цифрами еще нет, но европейские СМИ не стесняются говорить о том, что странам Балтии, возможно, скоро придется «затягивать пояса».Как Еврокомиссия похвалила Эстонию за бюджет на 2020 год
Тихая паника нарастает
Специальная встреча глав государств и правительств ЕС, посвященная многолетнему бюджету, состоится в феврале 2020 года. Многие государства «периферии Евросоюза» в связи с этим стали откровенно беспокоиться.
Ладно еще, когда французский президент Эманнуэль Макрон говорит о «Европе двух скоростей». Также можно не обратить внимания и на то, что немецкий канцлер Ангела Меркель подписала с главой Франции в 2019 году Ахенское соглашение о стратегическом сотрудничестве между Берлином и Парижем (выходит, остальная Европа находится в сторонке).
Но когда в декабре 2019 года Еврокомиссия предложила сократить в бюджете ЕС на следующий семилетний период на десять процентов объем средств, направляемых на реализацию так называемой политики сплочения – это уже страшновато.составят взносы Эстонии в бюджет Евросоюза с 2021 года
Похоже, что сокращение дотаций для Прибалтики оказались не пустым звуком и преувеличением отдельных СМИ. Об этом действительно думают в элитах «Старой Европы». В прибалтийских республиках теперь стали все чаще звучать не слишком оптимистичные заявления.
«Согласно предложению страны – председателя Совета ЕС, предназначенные для Литвы средства в рамках политики сплочения сокращаются на 27% по сравнению с нынешней финансовой программой, а прямые сельскохозяйственные выплаты остаются в три раза ниже, чем в некоторых других государствах Евросоюза», – заявил президент Литвы Гитанас Науседа.Почему Джонсон запретил произносить слово «Брексит»
Глава МИД этой прибалтийской страны попытался призвать всех соблюдать равенство в ЕС: «Мы выступаем за равные возможности и хотим избежать шоковой терапии нашего национального бюджета».
В Латвии также понимают, что финансовая помощь может сократиться. «Выплаты Евросоюза, необходимые, чтобы реализовать зеленый курс, составляют примерно 250 миллиардов евро в год. Где взять эти деньги вовремя, когда по-прежнему не понятно, как заполнить созданную Brexit брешь в кошельке Европы в размере 10 миллиардов евро в год, не особо ясно», – сообщает латвийский телеканал TV3 Ziņas.
Не добавляет оптимизма и депутат Европарламента от Латвии Роберт Зиле, который говорит о том, что его страна хотела бы избежать шоковой терапии национального бюджета Латвии. А слова премьер-министра Кришьяниса Кариньша так и вообще пугают.Брекзит сбросит политический вес Прибалтики и «съест» дотации
«В следующем многолетнем бюджете ЕС финансирование Латвии из европейского Фонда сплочения может сократиться на 22% (1 млрд евро)», – заявил политик.
В Эстонии атмосфера немного тише, хотя нельзя сказать, что в СМИ царит абсолютное спокойствие. «В следующий бюджетный период Европейского союза 2021–2027 годов размер уплачиваемых Эстонией взносов может вырасти с 200 до 320 млн евро, а размер получаемых из Брюсселя сельхозсубсидий и средств из фондов сплочения может сократиться с 1,03 и 2,32% ВНП (Валовой национальный продукт – прим. Baltnews) до 0,79 и 1,39% ВНП, соответственно», – пишет эстонское издание ERR.ee.Цингиссер: если ничего не изменится, Таллин «съест» Эстонию
На что ЕС готов дать денег, и в чем может отказать?
Для начала следует отметить, что в Евросоюзе пока что нет никаких сигналов о том, будет ли Брюссель спасать прибалтийский транзит. А спасать его действительно нужно, поскольку Россия, из которой идет большое количество грузов через балтийские порты, спешно строит собственную инфраструктуру – это терминалы, склады, морские гавани. Одна Усть-Луга, которую де-факто выстроили всего за один год, чего стоит. Только за 8 месяцев 2019 года грузооборот через этот порт составил 69,06 млн тонн.
Видят ли в Еврокомиссии мрачные перспективы прибалтийских портов, которые Москве через несколько лет попросту будут не нужны? Конечно, да. Но ни о каких мегапроектах или софинансировании ЕС программ по удешевлению процесса перевалки грузов в прибалтийских терминалах, портах и складах, чтобы привлечь новых клиентов, европейские СМИ или политики не говорят.
Если брать что-то конкретное, то проектов, на которые Брюссель готов дать деньги Прибалтике, не так уж много.
К примеру, известно, что Европейский союз сможет выделить эстонскому городу Ида-Вирумаа как минимум 125 млн евро на закрытие сланцевой промышленности. Кроме этих денег для решения поставленных задач будут выделены средства и из региональных фондов.
Латвийский евродепутат Инесе Вайдере из партии «Нового Единства» заявила, что у Еврокомиссии удалось отвоевать дополнительное финансирование в размере 500 млн евро на политику в сфере климата, что включает в себя исследования, инновации и устойчивую инфраструктуру. Судя по заявлениям еще одного Европарламентария – Иварса Иябса, ЕС должен выделить финансовую помощь на синхронизацию электросетей стран Балтии и других стран Европы.
Помощь будет, но при особых условиях
Как рассказал в комментарии для Baltnews промышленный эксперт Леонид Хазанов, совершенно очевидно, что Европейский союз не будет выделять средства столь щедро, как это было в предыдущие годы.
«У его «центральных» членов своих проблем хватает, так что тратиться на тех, кто находится на окраине, не имеет смысла. Поэтому Европейский союз будет выделять деньги на те проекты, которые ему выгодны. Вероятно, речь будет идти об IT и финансовых технологиях, чья востребованность в будущем будет только расти.Трамп продолжает выбивать из Европы деньги на оборону
Не сбрасывал бы я со счетов и возможность инвестиций в логистические и энергетические проекты, но при условии, что их будут осуществлять компании из Германии, Франции и т. д. Тем самым будет проводиться их скрытая поддержка», – рассказал эксперт.
Как считает Леонид Хазанов, в случае реализации проекта Rail Baltica, предусматривающую строительство железнодорожной магистрали от Таллина до Берлина с европейской колеей, заказы могут отдать специально именно металлургическим заводам Европейского союза, изготавливающим рельсы, и производителям железнодорожной техники (Alstom, Stadler, Siemens и др.). И хотя пока есть сложности с практическим претворением в жизнь этого проекта стоимостью почти 6 млрд долларов, тем не менее, Европейский союз может выделить на него часть необходимой суммы в виде грантов, потребовав, чтобы остальное предоставили страны Прибалтики.
«Зато балтийские проекты в области сельского хозяйства и промышленности Европейский союз вряд ли будет финансировать, поскольку ему надо поддерживать предприятия данных отраслей во Франции, Германии, Италии и Испании. Первые – потому, что они потеряли российский рынок после введения в 2014 году продовольственного эмбарго со стороны России, вторые – чтобы они выдержали борьбу с китайскими конкурентами, заполонившим своей продукцией рынок Старого Света», – резюмировал Хазанов.
Для экологии деньги найдут, а все остальное – лотерея
Выходит, Прибалтика может точно надеяться на помощь только в сфере энергетики и в проектах по сохранению окружающей среды. Найдутся ли деньги у Брюсселя для решения проблем с демографией, прибалтийским транзитом, развитием производства и транспорта? Этого никто не знает.По географии двойка: почему русскоязычная молодежь Эстонии одобряет проект Rail Baltic
Более подробно об этом в комментарии для Baltnews рассказал эстонский публицист, главный редактор портала Tribuna.ee Родион Денисов.
«Скорее всего, ЕС точно будет выделять Прибалтике деньги на проекты, связанные с экологией. Слишком уж часто говорят об этом в той же Эстонии. А вот с финансовой помощью в других отраслях – это что-то вроде лотереи. Никто сейчас не может сказать точно, на что Брюссель не пожалеет денег.
Взять в пример хотя бы Rail Baltic (проект по постройке и модернизации железнодорожных сообщений). Есть повод думать, что ЕС все же выделит для него деньги. Но если возникнут проблемы с документацией или страны Балтии не успеют согласовать все детали проекта, то не исключено, что помощь опять отложат на неопределенный срок», – считает эксперт.
По мнению Родиона Денисова, есть большая доля вероятности, что новый бюджет ЕС может ударить по проектам, где предусмотрено софинансирование, т. е. часть оплачивают прибалтийские республики, а часть Евросоюз. Как Эстония заложила краеугольный камень для Rail Baltica
«Нужно понимать, что не только Брексит «бьет» по доходам ЕС. Экономика еврозоны вообще сейчас не в лучшей форме из-за торговых войн, которые инициировали США. Да и контрсанкции России дают о себе знать.
ЕС может снизить финпомощь Прибалтике не потому, что он такой плохой. Он делает это по объективным причинам. «Старая Европа» ведь не должна в обязательном порядке отбирать деньги у своих граждан ради периферии ЕС «, – рассуждает Денисов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на Baltnews в Яндекс.Дзен и присоединяйтесь к нам в Facebook
Источник