- Древний Египет
- Читайте также
- ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
- ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
- Древний Египет
- Мы и Древний Египет
- 12. Древний Египет
- 12. Древний Египет
- Древний Египет
- Глава 2. Древний Египет
- Древний Египет
- Древний Египет
- Древний Египет
- Древний Египет
- Цивилизации Древнего Востока: Египет
- Армия Египта в древности
- Религия Древнего Египта
- Торговля в Египте
- Периодизация истории Древнего Египта
- Периоды истории Древнего Египта
- Всемирная история
- ДРЕВНИЙ МИР
Древний Египет
Границы Древнего Египта четко очерчены самой природой. Цивилизация сложилась в долине Нила – между его каменистыми порогами на юге и побережьем Средиземного моря на севере. Узкая долина (шириной от 3 до 20 км) кажется зеленым оазисом среди песков и камня. Оранжевые скалы, лишенные растительности, высятся на горизонте, а к водной глади местами близко подступают пески Ливийской и Аравийской пустынь.
Климат страны – засушливый и жаркий, дождей здесь почти не бывает. Это обстоятельство, возможно, причинявшее когда-то неудобства местным жителям, для современных археологов большое благо. В сухой земле Египта веками и тысячелетиями сохранялись изделия из таких непрочных материалов, как дерево, ткани, папирус. На стенах каменных сооружений и подземных гробниц заметны следы ярких красок, нанесенных художником 4–5 тысяч лет тому назад.
Древнеегипетские мастера запечатлели резцом и кистью богатейший растительный и животный мир долины Нила. Мы видим стайки рыб, резвящихся в водах огромной реки, диких кошек, прячущихся в зарослях прибрежного камыша – папируса, обезьян, срывающих сладкие плоды смоковницы (фиги).
По природным условиям страна четко делится на две части – Верхний Египет (на юге, ближе к верховьям реки) и Нижний Египет… Последний представляет собой широкую дельту, образованную целым веером рукавов Нила при впадении его в море. Территория Дельты отчасти была отвоевана у моря ежегодными речными наносами. Недаром знаменитый греческий историк Геродот называл Египет «даром Нила». Первоначально заболоченные пространства дельты Нила египтяне за многие столетия превратили в тучные пастбища, сады и виноградники. Верхний же Египет – долина к югу от Дельты – был занят пашнями, рощами финиковых пальм, зарослями смоковниц.
В Верхнем Египте археологи обнаруживают следы древнейших поселений. Они встречаются обычно на некотором удалении от поймы реки: в эпоху каменного века люди предпочитали селиться вдоль мелких водоемов, не рискуя строить свои жилища у самого берега могучего Нила.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ Пантеон богов Древнего Египта обширен и непостоянен. Иногда одному и тому же божеству придавались разные черты и функции. И наоборот, разные боги порой образовывали диады и триады, меняли обличья, отождествлялись.Впрочем, такова характерная черта
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ Древний Египет Начало древнеегипетской цивилизации. Древнее, Среднее и Новое царства. Нильские судаОдна из величайших цивилизаций возникла на узкой полосе плодородной земли вдоль берегов реки Нил в Египте. Древнеегипетская цивилизация просуществовала
Древний Египет
Древний Египет Начало древнеегипетской цивилизации. Древнее, Среднее и Новое царства. Нильские судаОдна из величайших цивилизаций возникла на узкой полосе плодородной земли вдоль берегов реки Нил в Египте. Древнеегипетская цивилизация просуществовала 3500 лет и создала
Мы и Древний Египет
Мы и Древний Египет Ответ 1.74Из египетского пришли к нам имена Нонна и Онуфрий.Аристарх, Евдокия, Зинаида, Клеопатра, Мефодий — имена с греческой этимологией.Ответ 1.75(1) Презрительная кличка полицейского. (2) Название старинной карточной игры («В то время дамы играли в
12. Древний Египет
12. Древний Египет Мы расшифровали многие даты, записанные на зодиаках древнего Египта. Это сделано с помощью разработанного А.Т. Фоменко и Г.В. Носовским принципиально нового метода полной расшифровки зодиаков [НХЕ], [3т2].Благодаря впервые открывшимся возможностям и
12. Древний Египет
12. Древний Египет Мы расшифровали многие даты, записанные на зодиаках древнего Египта. Это сделано с помощью разработанного А.Т. Фоменко и Г.В. Носовским принципиально нового метода полной расшифровки зодиаков [НХЕ], [Зт2].Благодаря впервые открывшимся возможностям и
Древний Египет
Древний Египет Египетская цивилизация является одной из наиболее древних. Она была тесно связана с жизненными циклами реки Нил, в дельте которой и сформировалось государство, возглавляемое фараоном. Сами жители этого африканского государства называли свою страну
Глава 2. Древний Египет
Глава 2. Древний Египет Государство Древнего Египта сложилось в северо-восточной части Африки, в долине, расположенной по нижнему течению реки Нила. Все сельскохозяйственное производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним строительством
Древний Египет
Древний Египет Границы Древнего Египта четко очерчены самой природой. Цивилизация сложилась в долине Нила – между его каменистыми порогами на юге и побережьем Средиземного моря на севере. Узкая долина (шириной от 3 до 20 км) кажется зеленым оазисом среди песков и камня.
Древний Египет
Древний Египет Древний Египет — единственное государство в мире, где с самого начала общество было организовано по образцу стада павианов. Вся власть в стране была в руках одного человека. Его называли живым богом, и люди молились на него.Ученые подразделяют историю
Древний Египет
Древний Египет Самые ранние сведения дошли до нас через посредство египтян, и то не в виде письменных свидетельств, оставленных древними писателями, а лишь благодаря производящимся с середины XIX в. раскопкам памятников и связанному с ним чтению иероглифов.Море с соленой
Древний Египет
Древний Египет Излишки продовольствия были основой экономики Древнего Египта — они позволяли делать то, чего нельзя былю делать раньше, но в то же время создавали и определенные проблемы. Одна только ирригационная система требовала существования сильной центральной
Источник
Цивилизации Древнего Востока: Египет
Древний Египет просуществовал самое длительное время по сравнению с другими цивилизациями мира. Расцвет империи отмечен в период с 3000 до 1000 до н.э., однако, фараоны правили еще на протяжении веков.
Египет занял позиции ведущей ближневосточной державы с 612 по 525 до н.э., после того как Александр Македонский освободил страну от иностранных захватчиков.
Он получил статус фараона, что означало продолжение традиции древнего Египта. В 305 г. до н.э. назначенный полководцем Птолемей стал независимым правителем страны. Династия правила до 31 г. н.э. – гибели царицы Клеопатры. После этого Египет был завоеван Римской империей и стал ее провинцией.
Египет расположен в долине Нила на северо-востоке Африки. Цивилизация зародилась в Верхнем Египте, на территории городов Абидос и Хираконполис. Затем власть фараонов распространилась на севере в городе Мемфис и Средиземноморье.
Жизнь населения Египта была сосредоточена вокруг реки Нил и плодородных земель вдоль ее берегов. Крестьяне в долине Нил разработали методы орошения, позволяющие контролировать приток воды во время сезонных разливов и орошения в засушливое время года.
Земли долины были настолько богаты урожаем, что образовываись излишки сельскохозяйственных культур. На вырученные от их продажи средства возводились невероятные архитектурные проекты, как пирамиды Гизы и храмы Луксора. Элита богатела, развивалась внешняя торговля и дипломатия. За ведение захватнических войн предлагалась богатая надрада.
Главными достижениями цивилизации стали:
- изобретение иероглифов;
- создание системы управления;
- возникновени науки математики;
- освоение промышленности;
- изобретение ирригационных технологий и эффективных методов ведения сельского хозяйства;
- организация судебной системы.
- В древнем Египте было создано одно из первых государственных аппаратов – правительство, осуществляющего власть на территории всего государства.
- Фараон считался как политическим лидером, так и центром религии древнего Египта . Он носил статус «властелин двух земель». Это означало, что он управлял Верхним и Нижним Египтом.
- Помогали управлять фараону чиновники: писцы, надсмотрщики, министры и придворные. Большую власть получал визирь – приближенный двора. Он представлял фараона при решении вопросов в казначействе, при разрешении правосудия и при осуществлении администрирования земель.
Армия Египта в древности
Вооружение армии древнего Египта составляли:
- луки и стрелы;
- копья;
- круглые щиты;
- деревянные рамы из натянутой кожи животных.
Оружие и доспехи изготавливали из бронзы. Щиты делали из твердой древесины с бронзовой пряжкой, использовались копья с наконечниками.В период Нового царства в армию введены колесницы.
Религия Древнего Египта
Древние египтяне придерживались языческой веры. Они поклонялись множество культов, к которым относили Ра (Солнце), Исида (природа и магия), Гор (защищал на войне), Осирис (правил в царстве мертвых).
Богослужение велось в храмах, обряды вводили священники.
Торговля в Египте
Торговля внутри государства велась между городами, расположенными вдоль реки Нил. Для того времени водный путь обходился намного дешевле чем наземный. Продажи велись на местных рынках, ценные предметы поступали к администрации нома или города. Однако египетские города, в отличие от шумерских, не обладали независимостью. Самым крупным поселением считался город Мемфис – столица древнего Египта.
В бронзовом веке торговля между государствами велась в форме обмена или «подарка» для правителя другой цивилизации. До развития караванных путей через Сахару, долина Нила являлась единственным центром, через который товары следовали из южной Африки на север к странам Средиземного моря.
Периодизация истории Древнего Египта
История древней цивилизации условно разделена современными историками на несколько периодов:
- Додинанстический (раннединастический) период;
- Старое царство;
- Среднее царство;
- Новое царство;
- Римский период.
Первым фараоном древнего объединеннего Египта, северных и южных земель, считается Нармер .
Периоды истории Древнего Египта
3500 до н.э. — Первые поселения в долине Нила
3400 до н.э.
3300 до н.э.
3200 до н.э.
3100 до н.э. — Возникло иероглифическое письмо. Фараон Нармер объединил Нижний и Верхний Египет.
3000 до н.э.
2900 до н.э.
2800 до н.э.
2700 до н.э. — Строительство первой каменной пирамиды фараона Джосера .
2600 до н.э. — Возведены пирамиды Гизы.
2500 до н.э.
2400 до н.э.
2300 до н.э.
2200 до н.э. — Египтом правят несколько царей одновременно.
2100 до н.э. 2055 до н.э. — фараон Менхотеп II восстановил контроль над территорией всего государства Египет
2000 до н.э. -Развитие сельско-хозяйственных технологий в оазисе-городе Фаюм .
Построены первые залы города-храма Карнак (современный Луксор).
Египтяне контролируют Нубию.
1900 до н.э.
1800 до н.э.
1700 до н.э. — Гиксосы захватили власть в дельте Нила.
1600 до н.э. — Фараон Ахмос объединяется страну.
1500 до н.э. — На трон Египта взошла фараон Хатшепсут.
1400 до н.э. — Эхнатон провел в Египте религиозную реформу.
Фараоном стал Тутанхамон .
Возврат к традицонной религии: язычество и многобожие.
1300 до н.э. В храме Карнаке построен гипостильный зал.
1247 – Рамзес II выиграл битву при Кадеше.
1200 до н.э.
1100 до н.э. — Разделение на Верхний и Нижний Египет.
1000 до н.э.
900 до н.э.
800 до н.э. 728 г. до н.э. – царь Нубии Пий завоевал Египет.
700 до н.э. 671 г. до н.э. – ассирийцы захватили власть в Египте.
600 до н.э. 525 г. до н.э. – персы оккупировали Египет.
500 до н.э.
400 до н.э. 332 г. до н.э. – Александр Македонский освободил Египет.
305 г. до н.э. – Птолемей I образовал новую династию фараонов Египта.
300 до н.э.
200 до н.э. 196 г. до н.э. – написан Розеттский камень.
100 до н.э. 31 г. до н.э.- битва при Актиуме.
30 г. до н.э.- погибла фараон Египта Клеопатра VII.
0
100 н.э.
200 н.э.
300 н.э. Последняя запись на иероглифах Древнего Египта .
400 н.э.
500 н.э.
600 н.э. 642 г. н.э. – Арабское завоевание Египта.
700 н.э.
800 н.э. 820 г. н.э. – Халиф Аль Мамун нашел входв в Великую Пирамиду.
900 н.э. 969 – Основан город Каир. Первые камни заложены в основание стлицы с пирамид Гизы.
1000 н.э.
1100 н.э.
1200 н.э.
1300 н.э.
1400 н.э.
1500 н.э. 1517 – Османы-турки правят Египтом.
1600 н.э.
1700 н.э. 1798 – Наполеон Бонапарт совершил военную кампанию в Египет.
1799 – Найден Розеттский камень.
1800 н.э. — Путешественники и исследователи отправляются осмотреть постройки Древнего Египта
1822 – расшифрована египетская письменность.
1859-1869 – Построен Суэцкий канал.
Начаты официальные раскопки и возникла наука египтология.
1900 н.э. 1922 – Говард Картер обнаружил гробницу Тутанхамона.
1953 – Египет получает независимость.
1960 –Ппостроена Асуанская плотина.
2000 н.э. 2015 – обнаружены «Белые стены» Мемфиса
Источник
Всемирная история
ДРЕВНИЙ МИР
1. Древний мир и Древний Восток: понятия и хронология
Древний мир — следующая за Первобытностью всемирно-историческая эпоха, сущность которой заключается в формировании классовых обществ и государств. Ее история состоит из трех самостоятельных, но связанных между собой частей — истории Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Объединяет их то, что все относящиеся к этой эпохе древние цивилизации возникли в результате разложения первобытного строя, различает — вариант их последующего пути цивилизационного развития — древневосточный или античный (греко-римский). Если античные общества — классические рабовладельческие, то древневосточные разными историками определяются по-разному: от «неклассических» (или «неразвитых») рабовладельческих до особых «дофеодальных», «азиатских» или просто «древних».
Хронологические рамки эпохи Древнего мира в целом — от рубежа IV—III тысячелетий до н. э. (появление первых цивилизаций) до середины I тысячелетия н. э. (крушение античного мира), т. е. более 3,5 тыс. лет. В силу неравномерности исторического развития разные регионы вступали в эту эпоху не одновременно. Первыми были страны Древнего Востока.
Древний Восток — понятие условное, одновременно геоисторическое и хронологическое: под ним традиционно понимаются обширные территории Северной Африки и Азии, народы которых первыми вступили в эпоху классо- и государствообразования. Именно здесь, в море первобытных доклассовых обществ, появились острова цивилизаций.
На рубеже IV—III тысячелетий до н. э. сложились древнейшие (так называемые «речные») цивилизации в плодородных долинах великих равнинных рек — Нила, Евфрата, Инда. Массы людей, заселившие их пустующие берега, создали системы искусственного орошения пахотной земли (для каждой реки свою, основанную на разливах и «накопительных» бассейнах в Египте, паводках и распределительных каналах в Месопотамии, плотинах, дамбах). Высокие (до 20-кратных) урожаи обеспечили речным цивилизациям экономическое процветание. Однако создание и поддержание в порядке ирригационных систем требовало организации масштабных общественных работ, жесткого контроля и учета, выделения слоя руководителей и, следовательно, неизбежного принуждения. Это и стало одной из главных функций ранних древневосточных государств, ускорило процесс их формирования и повлияло на выбор формы эксплуатации населения.
На рубеже II—I тысячелетий до н. э., с началом «века железа», ведущая роль переходит от земледельческих стран к странам, имеющим стратегически важное сырье, местоположение, лучшую армию. Бесконечные войны за обладание районами, богатыми железной рудой, и контроль над торговыми путями (в Восточном Средиземноморье, Закавказье, Северной Месопотамии) — характерная черта этого времени. Наступила эпоха древневосточных мировых держав. Они создавались в результате захвата огромных территорий с разноязычным и неоднородным населением и были недолговечными.
2. Древний Египет
Одна из древнейших цивилизаций сложилась в Древнем Египте — стране, расположенной в долине Нила, между его I порогом и побережьем Средиземного моря. Со всех сторон ее окружают пустыни (Ливийская, Нубийская, Аравийская), и жизнь в ней целиком зависит от уровня регулярных разливов Нила. Уже в V тысячелетии до н. э. общины древних египтян занимались скотоводством и земледелием. Древнеегипетский язык, на котором они говорили, относится к афразийской семье.
Раннее царство (XXXI—XXVIII вв. до н. э.). К середине IV тысячелетия до н. э. вдоль берегов Нила возникло несколько десятков небольших и враждующих «номовых» (от греч. ном — область) царств. Около 3100 г. до н. э. их насильственно объединил, согласно преданиям, царь Мен (греч. — Менес): он стал основателем первой (из 30 последующих) династий египетских царей. Столицей древнейшего в мире централизованного государства стал Мемфис, основанный в стратегически важной точке — на стыке Нижнего Египта (дельты) и Верхнего Египта (долины).
Старое царство (XXVIII—XXII вв. до н. э.). В Египте впервые сложилась форма управления, характерная для Древнего Востока, — деспотическая монархия (от греч. деспотес — домохозяин). Она уподобляла страну огромному дому царя, имуществом (землей, водой, скотом, сырьем) и людьми которого в конечном счете он полностью и наследственно распоряжался. Хотя наряду с государственными хозяйствами существовали крупные храмовые и вельможеские, они создавались за счет царских дарений, и их правовое отличие было размыто.
Палетка царя Нармера. Ок. 3000 г. до н. э.
Тем не менее знать, как и храмовое жречество, всегда стремилась к самостоятельности: этот конфликт оставался основным на протяжении всей истории Египта. Особенностью Египта было и то, что государство полностью поглотило земледельческую общину. Сложилась государственная форма эксплуатации населения, ставшего в основном подневольным.
В Египте был создан и древнейший в мире централизованный государственный аппарат: громоздкий, двухступенчатый (в столице и номах) и «двойной» (в Верхнем и Нижнем Египте), включавший сложную иерархию чиновников, армию писцов. Высшие должности (хозяйственные, военные, жреческие) занимала знать (царские родственники, номархи (главы областей)). Деятельность аппарата регламентировала все сферы: организацию производства (продуктов, ремесленных изделий, добычу сырья и др.), распределения (материалов, рабочих рук, «пайков», наград) и общественных работ (строительство каналов, дорог, пирамид и т. д.). Необходимость учета и контроля ускорила появление письменности (иероглифики, позже упрощенной до иератики) и развитие писцовых школ при храмах.
Древний Египет в эпоху Нового царства
Характерная черта деспотии — обожествление царя. Египетский фараон при жизни считался «младшим солнцем», воплощением бога-сокола Хора (сына-наследника бога Ра, Солнца), а после смерти — бога Осириса, владыки царства мертвых. В сознании египтян от него зависела их земная жизнь и с ним связывали надежды на посмертное возрождение. Вокруг царя (как живого, так и мертвого) сложился государственный культ поклонения. В Старом царстве его высшим выражением были гигантские каменные усыпальницы — пирамиды (начиная с первой ступенчатой, построенной для царя Джесера, XXXVII в. до н. э.) и посвященные царям храмы. На стенах внутренних помещений пирамид высекали ритуально-магические заклинания (Тексты пирамид), образующие древнейшее в мире собрание «заупокойных» изречений.
Фараон Хафра. XXVI в. до н. э.
Статуя фараона Хафра (греч. — Хефрен) — одно из древнейших воплощений концепции «царской власти» средствами искусства. Определите, какие представления о власти фараона нашли отражение в этом памятнике.
Даты и события
XXIII—XXII вв. до н. э. — Египет пережил кризис: распад единого государства, «номовые» войны, правление соперничающих «династий». Его причины — колоссальные затраты на строительство пирамид; усиление местной знати; природные бедствия (засуха, низкие разливы Нила и страшный голод).
Ок. 2000 г. до н. э. — страну вновь объединил номарх Ментухетеп ( II ), ставший фараоном-основателем Среднего царства.
Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н. э.) — период расцвета Египта. Была создана единая система ирригации, оборонительные укрепления в дельте и на юге. При царе-завоевателе Сенусерте III (XIX в. до н. э.), имя которого вошло в греческие легенды, египтяне покорили часть Нубии (до II порога) и Палестины.
В это же время сложилась классическая «древневосточная» система эксплуатации. Основу трудовых ресурсов составляли подневольные египтяне (хему нисут — «слуги царя»). Они трудились в рамках той профессии (сельскохозяйственной, ремесленной и др.), которую им назначало государство, и там, куда оно их посылало — в войско, на общественные работы (строительство дорог, укреплений, пирамид, рытье каналов и др.), в государственные, храмовые и вельможные хозяйства, и получали нормированный «паек». Государство эксплуатировало также рабов-чужеземцев (пленных азиатов, нубийцев, ливийцев). В хозяйствах знати трудились кроме того немногочисленные рабы-египтяне (потомки людей, захваченных в номовых войнах). Эти «домашние» рабы использовались только как слуги и очень высоко ценились.
На период Среднего царства пришлось также становление классического древнеегипетского языка, создание выдающихся образцов литературы, канонов изобразительного искусства.
Даты и события
В конце XVIII в. до н. э. Египет впервые оказался под властью чужеземцев — гиксосов (союза полукочевых азиатских племен), вторгшихся через Синай. Около 110 лет фараоны-гиксосы правили из своей столицы Авариса (в дельте), совершая набеги на южные части страны. От завоевателей египтяне узнали и позже заимствовали самое передовое вооружение того времени (сложный лук, боевые колесницы, бронзовые серповидные мечи).
Около 1600 г. до н. э. гиксосов изгнал Яхмес I, основатель могущественной XVIII династии и Нового царства — самой блестящей эпохи египетской истории.
Новое царство (XVI—XI вв. до н. э.). Объединение страны, экономический подъем и создание регулярной армии позволили египетским фараонам проводить успешную завоевательную политику. При Тутмесе I и его внуке, выдающемся полководце Тутмесе III (1504—1450 гг. до н. э.), границы Египта были раздвинуты до IV порога Нила в Африке и берегов Евфрата в Азии. Египет стал самым могущественным государством Ближнего Востока, не имевшим соперников.
Пригон пленных. Рельеф из гробницы военачальника Хоремхеба Саккара. XIV в. до н. э.
Эхнатон и царица Нефертити поклоняются Атону. Рельеф из Амарны (древнего Ахетатона). XIV в. до н. э.
Завоевания обеспечили приток богатств и рабов. Труд рабов-чужеземцев получил широкое распространение: фараоны тысячами дарили их храмам, десятками — знати. Однако основной производительной силой оставалось подневольное египетское население, которое государство «сажало на землю», отбирая долю урожая и наказывая за недоимки.
Период Нового царства отмечен грандиозным строительством знаменитых храмов Карнак и Луксор в Фивах, столице царства. Высшее жречество бога Амона-Ра Фиванского (главного бога Египта той эпохи) обрело невиданное могущество. В XIV в. до н. э., отчасти противодействуя этому, фараон Аменхотеп IV вместо культа Амона (и 1500 других больших и малых египетских богов) ввел поклонение одному малоизвестному божеству — Атону, объявив себя его сыном и единственным жрецом. Религиозная реформа Эхнатона («Полезный Атону» — имя, принятое царем в честь Атона) — древнейшая из известных нам — осталась «придворной». Преемники Эхнатона, правившего всего 17 лет, возобновили поклонение старым богам, а память о самом фараоне- «отступнике» истребили. Реформа не изменила основ религии, но оставила глубокий след в современном ей искусстве, называемом амарнским.
К концу II тысячелетия до н. э. Египет стал утрачивать свое влияние в Азии. В XIII в. до н. э., почти целиком занятом правлением великого фараона Рамсеса II, Египет вплотную столкнулся с сильным Хеттским государством, расположенным в Малой Азии: его цари давно претендовали на те же, что и египтяне, богатые области — Палестину, Финикию, Сирию. В 1296 г. до н. э. между египетской армией, возглавляемой Рамсесом II, и хеттской (поддержанной правителями сирийских княжеств) произошло сражение у г. Кадеш — одно из самых крупных в истории Древнего Востока. В результате мира, заключенного в 1270 г. до н. э., Египту удалось сохранить лишь южную часть своих бывших владений.
При преемниках Рамсеса II Египет переживал нашествия так называемых «народов моря» (племен малоазийско-эгейского происхождения), вторжение ливийских племен, непомерное возвышение жречества Амона Фиванского, внутренние смуты и восстания. Он постепенно терял владения в Азии, и к XI в. до н. э. начинается распад единой державы.
В эпоху Позднего Египта (XI—IV вв. до н. э.) страна распалась на два самостоятельных царства. В Нижнем Египте правили династии фараонов-ливийцев, в Верхнем — фараонов-нубийцев, у которых уже сложилось свое государство — Напата (за IV порогом Нила), позднее — Мероэ (за V порогом). Вместе с тем ослабление центральной власти способствовало развитию в стране частной собственности, долгового рабства, товарно-денежных отношений.
С VII в. до н. э. Древний Египет становится периферийной частью более молодых и агрессивных великих империй. В 671 г. до н. э. он завоеван Ассирией, а в 525 г. до н. э. — Персией, объединившей под своей властью весь Ближний Восток. Наконец, в 332 г. до н. э. Древний Египет был завоеван греко-македонскими войсками Александра Великого. Начался эллинистический период его истории.
Древний Египет — самая древняя и продолжительная по времени существования древневосточная цивилизация, оказавшая огромное влияние на историю, культуру и религию древней Передней Азии, а также античных обществ.
3. Месопотамия
Города-государства Шумера. Древнейшие в Месопотамии города-государства (или номовые государства) появились в Шумере около III тысячелетия до н. э. Центром города обычно был храм главного бога-покровителя, служивший одновременно и хранилищем общих запасов (зерна, ремесленных изделий и др.). Его жрецы выступали также организаторами ирригационных работ, торговли с соседями, праздников, распределения помощи и обязанностей между полноправными членами территориальной общины. Царь города (энси, позднее лугаль, — «большой человек») выполнял функции верховного жреца, имелись также совет старейшин и вооруженные отряды. Земля общины, выделенная для бога, была основой храмового хозяйства, в котором трудились служители храма и зависимые работники. Как и в Египте, необходимость хозяйственного учета привела к раннему развитию письменности (клинописи на глиняных табличках), появлению писцовых школ и распространению грамотности.
Великие державы Месопотамии
Из полутора десятков шумерских номовых государств наиболее значимыми стали Ур и Урук, Лагаш, Ниппур (религиозный центр общешумерского бога Энлиля), Киш. В отличие от Египта, номовые государства Двуречья долгое время оставались самостоятельными. Их борьба за политическое первенство составляет историю Шумера на протяжении большей части III тысячелетия до н. э. Правитель одного из городов, Урука, — Гилъгамеш — превратился в героя многочисленных легенд и эпических сказаний, очень популярных в Месопотамии.
«Штандарт из Ура» с изображением шумерских воинов. Фрагмент мозаики. Ок. 2600 г. до н. э.
Аккадско-Шумерское государство саргонидов (XXIV—XXIII вв. до н. э.). Основателем государства стал незнатный аккадец, захвативший власть в Кише и взявший имя Шаррумкен (Саргон), которое означало «царь истинен». Опираясь на войско из соплеменников и недовольных общинников, он за 10 лет завоевал всю Месопотамию и создал там первое единое государство. Саргон I (или Древний) принял титул «царь шумеров и аккадцев» и правил 55 лет. Прежние номовые царства превратились в области его огромного государства, храмовые хозяйства — в части царского, прежние лугали — в чиновников. Его внук Нарамсуэн уже называл себя «царем четырех сторон света» (всего мира) и прижизненно был уподоблен богу. Этот период ранней деспотии прервало вторжение горных племен кутиев, разоривших почти всю страну.
Государство III династии Ура (XXII—XXI вв. до н. э.). После изгнания кутиев в Двуречье сложилось новое централизованное государство со столицей в У ре, где правила третья по счету династия царей (самые известные — Урнамму и его сын Шульги). Это государство — наиболее типичный образец ранней древневосточной деспотии с развитым бюрократическим аппаратом.
Почти все хозяйства были объединены в единое государственное, его работники (гуруши — молодцы) и работницы обращены в подневольное состояние. Они жили в лагерях, работали без выходных, имели нормы выработки, получали стандартный «паек». Наряду с ними трудились рабы-пленные. Был создан огромный аппарат управления (оставивший колоссальный архив клинописных табличек), царский суд, а также первые писаные законы. Во главе государства стоял обожествляемый царь. Через 100 с небольшим лет эта классическая процветающая восточная деспотия распалась в результате вторжения амореев (семитских кочевых племен).
Старовавилонский период (XX—XVII вв. до н. э.). Вавилон (от акк. Баб-или — врата бога) — древнее торговое поселение на Евфрате, у которого сходились караванные пути и находились броды.
Саргон I (Древний). Скульптурная голова из меди. XXIII в. до н. э.
Гудеа, правитель Лагаша. XXII в. до н. э.
Фигура молящегося (предположительно Хаммурапи). Ларса. XVIII в. до н. э. Бронза
Он стал столицей общемесопотамской державы, которую за 30 лет создал выдающийся государственный деятель — царь Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), принадлежавший к аморейской династии. С этого времени Месопотамию стали называть Вавилонией, а ее жителей — вавилонянами.
Однако Хаммурапи вошел в историю не только как завоеватель, но и как первый великий законодатель, автор кодекса Хаммурапи. Этот грандиозный (282 «статьи») свод законов, высеченный на каменном столбе, регулировал семейные и хозяйственные отношения. Он позволяет восстановить структуру старовавилонского общества, включавшего: полноправных свободных общинников (авилум — людей); неполноправных, не входивших в общину людей, в том числе царских работников и слуг (мушкенум — досл. склоняющиеся), и рабов (вардум). В определении прав и наказаний эти законы ориентированы на социальный статус человека. Законы Хаммурапи — крупнейший свод клинописного права — изучались и копировались в Месопотамии в течение многих веков.
При преемниках Хаммурапи в начале XVI в. до н. э. Вавилон был разрушен хеттами. Затем четыре века им правили династии касситов (горных племен-завоевателей). С XII в. до н. э. он неоднократно попадал под власть соседней Ассирии.
Ассирийцы говорили на родственном вавилонянам языке и жили на среднем Тигре — самой северной окраине месопотамского мира. Город-государство Ашшур (по которому называют страну и жителей) возник на торговых путях, что сделало его процветающим и богатым. Близлежащие горы изобиловали рудами, в том числе железной, использование которой дало ассирийцам огромное преимущество перед соседями. История Ассирии во II тыс. до н. э. — череда возвышений и падений в ходе войн с ближними и дальними соседями.
Новоассирийское царство (X—VII вв. до н. э.). В начале I тысячелетия до н. э. Ассирия обрела небывалую мощь благодаря царю-реформатору Тиглатпаласару III (745—727 гг. до н. э.). Он создал регулярную армию, вооруженную железным оружием и доспехами, быструю конницу (вместо колесниц), новые вспомогательные службы (саперов, разведку, оружейников, переводчиков), передовую осадную технику (камнеметалки, тараны и др.). Новая армия, численность которой доходила до 120 тыс., позволила Ассирии вести успешные войны на всем Ближнем Востоке.
Тиглатпаласар присоединил Вавилонию, потеснил Мидию. Его преемник Саргон II уничтожил Израильское царство, разгромил государство Урарту (в Закавказье); его внук Асархаддон на время подчинил Египет (671 г. до н. э.).
Ассирия стала первой мировой державой. Она подчинила почти все крупные страны древнего Ближнего Востока. Ее границы простирались от Тигра до Сахары, от гор Армении до Персидского залива.
Внешняя политика Ассирии отличалась крайней агрессивностью. Сопротивлявшиеся ассирийским войскам города разрушались, а их население истреблялось с невиданной жестокостью. Сотни тысяч побежденных переселялись во внутренние области Ассирии или другие районы (практика нацаху, акк. — вырывать с корнем). Подати, военная добыча, рабы хлынули в страну. Ассирийское государство было ориентировано на непрерывную военную экспансию, его экономика держалась на войне. Ассирия походила на огромную военную машину. Она внушала всем ужас и ненависть.
Объясните, какие цели преследовала депортация больших масс покоренного населения на территорию Ассирии.
Последним выдающимся правителем Ассирии был царь Ашшурбанапал (669—627 гг. до н. э.). Он прославился своим собранием из 20 000 клинописных табличек с произведениями месопотамской литературы — первой в мире настоящей библиотекой. Но образованность не мешала ему проявлять жестокость: по улицам Ниневии, великолепной новой столицы Ассирии, он разъезжал на колеснице, запряженной четырьмя пленными царями.
С его смертью начался период смут и стремительного упадка Ассирии. Покоренные страны прекращали платить дань и восставали, а сами ассирийцы оказались обессиленными бесконечными походами. Против Ассирии объединились мидийцы и восставшие вавилоняне. В 612 г. до н. э. их войска штурмом овладели Ниневией, город сравняли с землей, жителей перебили.
В 609 г. до н. э. великая ассирийская держава — одна из крупнейших на Древнем Востоке — была окончательно уничтожена, а ее территория поделена между завоевателями.
Нововавилонское (Халдейское) царство (626—539 гг. до н. э.). Крушение Ассирии способствовало последнему недолгому расцвету ее соперника — Вавилонии, где правили цари-халдеи (из семитского племени, жившего на юге страны). Самый известный из них, Навуходоносор II (605—562 гг. до н. э.), полжизни провел в походах и завоевал все территории, прежде принадлежавшие Ассирии в Восточном Средиземноморье. При нем в город стекались несметные богатства, пригоняли тысячи пленных мастеров-ремесленников.
Ассирийский царь Ашшурназирпал II. IX в. до н. э.
В Вавилонии была создана лучшая система ирригации; сам город превращен в неприступную крепость; завершено строительство 7-ярусного зиккурата Мардука (верховного бога Вавилона), известного благодаря Библии как Вавилонская башня, а также создано одно из чудес света — Висячие сады на террасах царского дворца (приписанные позже царице Семирамиде). Вавилон того времени — самый большой, густонаселенный (более 200 тыс. человек), многоэтничный город, торгово-ремесленный и культурный центр древневосточного мира.
Однако в обществе обострялись противоречия, вызванные ростом ростовщичества, долговой кабалы, а также усилением борьбы группировок знати и богатых купцов. Наибольшей остроты они достигли в правление следующего царя — Набонида (введшего культ непопулярного халдейского лунного бога Сина вместо Мардука) и его сына Бел-шар-уцура (библейского Валтасара). В его правление у стен Вавилона появился грозный враг — персидская армия во главе с царем Киром II. В 539 г. до н. э. персы, разбив вавилонскую армию, вступили в город: согласно Геродоту, они отвели воды Евфрата и прошли по его сухому руслу. В Эсагиле, главном храме Мардука, Кир был «коронован» вавилонскими жрецами, став «царем Вавилона и стран». Падение Вавилона потрясло современников: это был конец целой эпохи. Город неоднократно восставал, пока в 486 г. до н. э. персы не упразднили вавилонское царство и не уничтожили его символ — храм Мардука. Месопотамия стала провинцией Персии, утратив самостоятельное политическое значение вплоть до арабского завоевания VII в.
4. Восточное Средиземноморье
Территории, примыкающие с востока к Средиземному морю (в древности — Ханаан), играли исключительно важную роль «моста» между древними цивилизациями. Проходящие там караванные пути связывали между собой Египет, Малую Азию, Месопотамию, Закавказье, а морские порты служили окном в эгейский мир. Исторически эта территория делилась на Сирию (от Евфрата до моря), Финикию (прибрежную полосу) и Палестину. К концу III—II тыс. до н. э. там возникло много политически самостоятельных и враждовавших между собой городов-государств. Крупнейшие из них в Сирии — Алалах и Эбла; в Палестине — Мегиддо, Иерусалим, Хацор; в Финикии — Библ, Сидон, Тир, Угарит и др. Они были ареной столкновений интересов крупных государств.
Средиземноморье и его колонизация
Финикия. Располагая удобными гаванями, финикийцы заняли господствующие позиции в международной торговле. Они вывозили прежде всего ценную древесину — дуб (для кораблестроения), ливанский кедр (его в огромных количествах закупали египтяне — для саркофагов), а также прославленные изделия ремесла — сосуды из непрозрачного цветного стекла, шерстяные ткани, окрашенные в пурпур. Само название «Финикия» в переводе с греческого означает «страна пурпура». Состав этой краски, добываемой из морских моллюсков, держали в секрете. Пурпурный цвет высоко ценился как один из символов царской власти.
Финикия стала важнейшим центром посреднической торговли самым ценным сырьем — металлами (медью, серебром, железом) и рабами. О финикийцах по всему Средиземноморью шла дурная слава как о работорговцах и пиратах, охотившихся за людьми.
Финикийские корабли перевозят бревна. Ассирийский рельеф VII в. до н. э.
В самой Финикии множество рабов трудилось в мастерских. Финикийцы считались лучшими мореходами древности. Они первыми достигли Испании, Гибралтара, Британии. Около 600 г. до н. э. финикийцы по поручению фараона Нехо обогнули Африку. Они первыми начали основывать колонии на побережье Средиземного моря. Самая знаменитая из них — Карфаген в Северной Африке (совр. Тунис). Самое большое достижение финикийцев — создание в XIII в. до н. э. алфавита из 22 согласных букв: он послужил (после усовершенствования его греками и другими народами) основой для большинства алфавитов мира.
Политическая история финикийских городов была сложной. В XVI в. до н. э. они входили в сферу влияния Египта, позднее — хеттов. В XI—VIII вв. до н. э. часть из них объединилась в Тиро-Сидонское государство со столицей в Тире. Самым известным его царем был Хирам (X в. до н. э.), прославившийся строительством роскошного дворца. В VIII—VI вв. до н. э. царство находилось в центре внимания великих держав, борющихся за господство в Передней Азии. В 701 г. до н. э. территория Финикии стала частью ассирийской державы, с ее упадком признала (ок. 570 г. до н. э.) верховную власть Вавилонии, а затем добровольно подчинилась персидской империи Ахеменидов.
Палестина — узкая полоса побережья к югу от Финикии. С XVI в. до н. э. она находилась в зависимости, а потом и под властью Египта, а затем и хеттов. Около 1300-х годов до н. э. здесь расселились скотоводческие западносемитские племена — предки евреев. Они покорили коренное население (ханаанеев), а потом почти век боролись с воинственными племенами пелесет — филистимлянами (входившими в число так называемых народов моря), занявшими берег Средиземного моря. Их имя дало название Палестина самой стране.
Но объединение оказалось непрочным: родовая знать сопротивлялась усилению царской власти, народ был недоволен введением налогов. После смерти Соломона государство распалось на два небольших царства: северное, Израиль (со столицей в г. Самария), и южное, Иудею (со столицей в Иерусалиме). Соперничество и распри между ними продолжались.
Кочевые племена Палестины. Роспись из древнеегипетской гробницы XIX в. до н. э.
Судьбы Израиля и Иудеи. В 722 г. до н. э. Израильское царство было уничтожено ассирийским царем Саргоном II : Самарию стерли с лица земли, большинство населения угнали в плен. Царю Иудеи удалось сохранить независимость, уступив часть своей территории и выплатив огромную дань. Но в 587 г. до н. э. независимое Иудейское царство было тоже уничтожено нововавилонским царем Навуходоносором И. Стены Иерусалима и храм Соломона были снесены до основания, а десятая часть населения (в основном жрецы, ремесленники и знать) угнана в «плен вавилонский». После разгрома халдейского Вавилона в 539 г. до н. э. персы разрешили евреям вернуться домой и восстановить храм Яхве, но независимости их стране не дали.
Именно в плену жрецы записали священную историю древних евреев и изречения иудейских пророков, которые впоследствии составили древнейшую часть Библии — Ветхий Завет.
Движение пророков. Гибель государства и «вавилонский плен» вызвали к жизни движение так называемых народных пророков (VIII—VI вв. до н. э.). Не являясь храмовыми жрецами, но считая себя выразителями воли Яхве, они страстно обличали социальную несправедливость и забвение заветов Яхве, который, наказывая бедствиями, старается вывести «избранный народ» на путь истины — почитания единственного бога. Так начинает формироваться идея единобожия (монотеизма), легшая в основу новой религии древних евреев — иудаизма, которая позднее стала, преодолев сопротивление общества, государственной религией.
Вопросы и задания
1. Сравните географическое положение и природные условия, в которых сформировались две древнейшие цивилизации — Египта и Месопотамии. Что в них было общим? В чем заключались различия?
2. Назовите и покажите на карте крупнейшие державы древнего Ближнего Востока. Объясните причины их возникновения. Почему они распадались?
3. Что такое «деспотическая монархия»? Раскройте основные признаки этой формы правления на примере государств Древнего Востока.
4. О каких процессах в древних обществах Ближнего Востока свидетельствовало появление писаного права, сборников законов? Какие стороны социальных отношений нашли в них отражение?
5. Охарактеризуйте функции письменности и роль ее носителей в древневосточных обществах. О каких сторонах жизни общества и человека свидетельствуют древнейшие письменные памятники?
6. *Составьте тезисы на тему «Политеизм и монотеизм в религиях древнего Ближнего Востока».
Изучаем источники, решаем проблемы
Задание 1. Из договора Рамсеса II с хеттским царем Хаттусилисом III (XIII в. до н. э.) 1 .
«Да будет Египет [вместе со страной хеттов] в мире и братстве. вековечно. И не нападет правитель хеттов на землю Египетскую вековечно.
Если выступит. враг против земель Усермаатра-Сетепенра (Рамсеса И). и он пошлет [сообщение] правителю хеттов, говоря: “Иди со мной в помощь (?) против него!”, то придет правитель хеттов, и правитель хеттов повергнет его врага. Если не будет желания правителя хеттов прийти [самому], то он даст. свое пешее. и колесничье войско.
Либо если прогневается Рамсес-Мериамон на подданных, принадлежащих ему, либо они совершат другой поступок против него, и он пойдет, чтобы повергнуть их, то будет правитель хеттов вместе с [Рамсесом-Мериамоном, владыкой Египта. ]
Если же выступит. враг против земель правителя хеттов и он пошлет [сообщение] правителю (?) Египта. то Рамсес-Мериамон. придет к нему в помощь. Если [не] будет желания Рамсеса-Мериамона. прийти [самому], то он [даст. свое пешее и. колесничье войско, и пусть он повергнет его врага?].
[Если знатные люди убегут из Египта в страну] правителя хеттов. то не должен правитель хеттов их брать. Должен правитель хеттов повелеть, чтобы их доставили Усемаатра-Сетепенра. их владыке». (Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. М., 1980. Т. 1. С. 81—82.)
1 Здесь и далее: в круглых скобках () даны пояснения; в квадратных скобках [ ] — восстановления разрушенного текста; многоточие . — сокращения текста.
Прокомментируйте статьи этого мирного договора. Попробуйте передать их смысл, пользуясь языком современной дипломатии.
Задание 2. Из гимна богу Атону (XIV в. до н. э.).
«. Сияешь ты на небосклоне неба, живой солнечный диск, давший начало жизни. Лучи твои обнимают страны до границ того, что ты создал. Ты подчиняешь их для сына твоего (Эхнатона), любимого тобой. Заходишь ты на западе — и земля во мраке, подобно умершему. Прогоняешь ты мрак, и ликуют Обе Земли (Египет). Просыпаются. (люди) благодаря тебе; омывают тела свои и берут одежды. (Подняты руки) их, славя твое воссияние, и делают они работу свою. Скот вкушает травы, деревья и травы зеленеют, птицы вылетают из гнезд. Создающий зачатие в женщинах. Дающий жить ребенку во чреве матери. Дающий дыхание, чтобы сохранить живым то, что создал. Ты — один сотворил землю по своему желанию — с людьми, скотом и всеми животными.
Чужеземные страны, Сирия, Нубия, Египет — определяешь ты человеку всякому место его. Есть у каждого пища его, и отмерено время жизни его. Разделены языки их согласно их речи, подобно их обликам; кожа у них различна, ведь отличил ты чужеземцев. Даешь ты жизнь дальним чужеземным странам. Дал ты Нил на небеса (дождь), . и орошает он поля их. Как прекрасны все замыслы твои! Нил на небе ты дал чужеземцам и диким животным, а Нил, (вытекающий) из преисподней, — Египту. » «Един ты, но восходишь в (многих) проявлениях своих — в виде живого солнечного диска, который сияет, уходя и возвращаясь. Творишь ты миллионы проявлений из одного себя. Ты в моем сердце, и нет другого, кто знает тебя, кроме твоего сына (Эхнатона). » (Перевод В. А. Головиной)
Какие элементы новой «солнцепоклоннической» религии проступают в гимне, авторство которого часто приписывают Эхнатону? Какие черты в образе Атона кажутся необычными?
Задание 3. Из законов вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.).
«(§ 48) Если человек взял (в долг зерно под проценты), а его поле было затоплено, или половодье унесло урожай, или из-за безводья зерно не взошло, то в этом году он не обязан вернуть зерно кредитору; он может смыть свою глиняную табличку (документ) и проценты за этот год не платить.
(§ 53) Если человек. не укрепил плотину на его земле, и в ней образовалась брешь, и вода затопила поле соседей, то человек. должен возместить зерно, которое он погубил. (§ 54) Если он не в состоянии возместить зерно, его самого и его имущество должны продать за серебро, а владельцы полей, зерно которых вода затопила, должны разделить серебро (между собой).
(§ 117) Если кто-нибудь, имея на себе долг, продаст за серебро или отдаст в долговую кабальную службу свою жену, своего сына или свою дочь, то они должны служить в доме их покупателя или их закабалителя [только] три года, на четвертом году им должна быть предоставлена свобода». (Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В. В. Струве, Д. Г. Редера. М., 1963. С. 202, 205.)
Какие важные явления в жизни вавилонского общества нашли отражение в этих законах? Интересы каких слоев общества защищает с их помощью государство? Какую роль в целом играло право в древневосточных государствах?
Задание 4. Протокол заседания народного собрания Урука (клинописная табличка, VI в. до н. э.).
«Банат-Иннин, дочь Нергал-иддина, в народном собрании сказала Набу-шар-зуцуру, царскому контролеру и распорядителю имущества Эанны (храм богини Иштар, «Владычица Урука»), Габби-илани-шар-уцуру, попечителю Эанны, и Зерия, управителю Эанны. следующее: “Мой муж умер, в стране царит голод и (поэтому) я отметила клеймом своих малолетних сыновей Шамаш-эрибу и Шамаш-леу и отдала их Владычице Урука. Пока они живы, они действительно будут рабами Владычицы Урука”. Набу-шар-уцур, а также попечитель и управитель услышали слова Банат-Иннин. и выдали продовольствие для Шамаш-эрибы и Шамаш-леу. Шамаш-эриба и Шамаш-леу являются рабами Владычицы Урука. Документ составлен в присутствии (градоначальника) Урука (имя). Свидетели (имена пяти человек). Писец (имя). Урук, 28-й день месяца аддару. 11-й год правления Набонида, царя Вавилона (545 г. до н. э.)». (История Древнего Востока. Тексты и документы / Под ред. В. А. Кузищина. М., 2002. С. 274.)
Чем вызван и на каких условиях заключен договор? Кто и где его заключил? Как он был оформлен? Что можно сказать о состоянии нововавилонского общества на основании этого документа?
Задание 5. Из надписи на стеле ассирийского царя Асархаддона (VII в. до н. э.).
«[Я], — Асархаддон, царь великий, царь могучий, царь вселенной, царь Ассирии, правитель Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь Кардуниаша (Вавилонии), . царь царей Мусур (Нижнего Египта), Патурису (Верхнего Египта) и Куша. возвышенный самодержец Ашшура, [Шамаша], Набу [Мардука] (главных богов Месопотамии), царь царей, беспощадный, истребляющий злодеев, облаченный ужа[сом], бесстрашный в бою, соверш[енный] герой, беспощадный в сражении, всемогущий вельможа, держащий на веревке (пленных) князей, . царь, который справедливо правит с помощью. богов, его помощников, и достиг своих желаний, (тот, который) сломал, как камыш, и растоптал своими ногами. непокорившихся ему князей. Царь, который в своем движении — потоп, в своих деяниях — оскаленный волк, впереди которого — буря, сзади — ливень; натиск его битвы могуществен; истребляющее пламя, [негасимый] огонь. » (Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. В. В. Струве, Д. Г. Редера. М., 1963. С. 224—225.)
О чем говорят титулы и эпитеты царя, высеченные на этой стеле, воздвигнутой после завоевания Египта? Какой образ древневосточного правителя они создают? Какой тип власти они декларируют?
Задание 6. Из поэмы Гомера «Одиссея».
«Прибыл в Египет тогда финикиец, обманщик коварный,
Злой кознодей, от которого много людей пострадало.
В Ливию с ним в корабле, облетателе моря, меня он Плыть пригласил, говоря, что товар свой там выгодно сбудем;
Сам же, напротив, меня, не товар наш, продать там замыслил*.
(Гомер. Одиссея. Перевод В. А. Жуковского. М., 1981. с. 219)
Из «Географии» древнегреческого ученого Страбона (I в. до н. э. — I в. н. э.). «Предание изображает сидонян (финикийцев) мастерами во многих изящных искусствах. Кроме того, они занимались научными исследованиями в области астрономии и арифметики, начав со счетного искусства и ночных плаваний. Ведь каждая из этих отраслей знаний необходима купцу и кораблевладельцу. Говорят, что. к грекам. астрономия и арифметика (перешли) от финикиян. В настоящее время, однако, можно почерпнуть от этих городов (финикиян) гораздо более обширный запас знаний в каждой научной области» (XVI, 24). (Страбон. География в 17 книгах. М., 1994. С. 701.)
Сравните описания одного и того же народа двумя знаменитыми греческими авторами. О каких чертах и свойствах характера финикийцев они свидетельствуют? Как можно объяснить различия и противоречия в описаниях?
Источник