- Дуб как общий символ мирового дерева
- Дуб в славянской мифологии: пять причудливых фактов
- Как символику дуба и желудя используют в некоторых странах
- Символика дуба
- ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему на могиле короля Пруссии Фридриха II всегда лежит картошка
- Символика желудя
- ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как нацисты воспитывали идеальных жен
Дуб как общий символ мирового дерева
Дуб – символ власти и славы. Соответствует зодиакальному знаку Льва (Лев – символ южных стран). Символизирует твердость духа. Является знаком долговечности и даже бессмертия. Дубы являются атрибутом монархической власти. Королевские дубы произрастали в дворцовых парках ряда европейских монархов вплоть до буржуазных иудейских революций. Восставшие массы срубали «королевский дуб», что символизировало расправу с венценосными особами [64, 163].
Обильные урожаи желудей повторяются через 4 – 8 лет. Возобновление осуществляется также пнёвой порослью. Дуб живёт до 400 – 500 лет, отдельные деревья – до 1500 – 2000 лет. Относительно светолюбив, часто заглушается быстрорастущими деревьями (берёзой, осиной и грабом).
Англ. dub «посвящать в рыцари, давать титул», а также шутл. «окрестить», dub in «производить дубляж».
Этимология слова «дуб» – русск. дуб, укр. дуб, ст.-слав. дбъ, болг. дъб, сербохорв. дуб, словен. dob, чеш., слвц. dub, польск. dab, род. п. debu, в.-луж., н.-луж. dub. Первоначальное значение, вероятно, «дерево»; ср. полаб. jabkodab «яблоня». В этимологии, по-видимому, следует исходить из *dombros от *dom-ros, которое могло развиться в праславянском в основу на -u под влиянием какого-либо др. названия дерева (напр., *dybъ или *grabъ, как *grabrъ по аналогии *dobrъ). Менее убедительно сближается слав. dobъ с д.-в.-н. tanna «ель». Неубедительно сравнение с греч. «слепой, темный», ирл. dub «черный», гот. dumbs «тупой», откуда dobъ якобы «темное дерево». *dhumros «дерево темного цвета», др.-инд. dhumras «дымчатый, серый». Из и.-е. *dheub-; ср. польск. dub, dziub «дупло» [73, ст. Дуб].
В качестве лекарственного сырья используется в основном кора дуба. Галеновые препараты коры дуба обладают вяжущим, противовоспалительным и противогнилостным свойствами. При нанесении галеновых препаратов дуба или танина на раны или слизистые оболочки наблюдается взаимодействие с белками, при этом образуется защитная пленка, предохраняющая ткани от местного раздражения. Это тормозит процесс воспаления и уменьшает боль. Дубильные вещества денатурируют протоплазматические белки патогенных микроорганизмов, что приводит к задержке их развития или гибели. Кора молодых ветвей, тонких стволов используется в качестве вяжущего, для полосканий при гингивитах, стоматитах, воспалительных процессах зева, глотки, гортани и для лечения ожогов, заменяет импортную ратанию. При туберкулезе, рахите. Настой – при гастритах и энтеритах, язве желудка, желудочных кровотечениях, колитах, дизентерии, холере. Примочки – при кожных заболеваниях, пролежнях, клизмы и свечи – при геморрое и трещинах анального отверстия, спринцевание – при вагинальных заболеваниях и полименорее, ванны – при гипергидрозе. Инфузы и отвары – при обморожениях. Противоядие при отравлениях алкалоидами и солями тяжелых металлов. Отвар оказывает выраженное дезодорирующее действие. В народной медицине (внутрь) – при гинекологических болезнях, обильных менструациях, поносе, язвенной болезни желудка, дизентерии, желудочно-кишечных заболеваниях, болезнях печени и селезенки, щитовидной железы, рахите, холере, пиелонефрите; наружно – при потливости, для обмывания кровоточащих геморроидальных узлов и гнойных ран, полоскания горла и полости рта при воспалениях, для устранения неприятного запаха изо рта, для выведения мозолей; мазь – при ожогах и обморожениях. Кора дуба входит в состав сборов для ванн от золотухи и рахита. Листья – настой и отвар при сахарном диабете. Желуди – желудевый кофе и сухой порошок – при колитах, золотухе. Настой и отвар – при рахите, анемии, нервных заболеваниях, полименорее, скрофулезе, сахарном диабете [166].
Дуб – в традиционной культуре славян одно из самых почитаемых деревьев, символизирующее силу, крепость и мужское начало, а также олицетворяющее объект и место совершения религиозных обрядов и жертвоприношений.
У славян дуб соотносится с верхним миром. Ему приписываются положительные значения. Дуб занимает первое место в ряду деревьев и соотносится с первыми элементами других символических рядов. Русские называли его Царь Дуб. В славянских языках и диалектах слово «дуб» часто выступает в родовом значении «дерево», например, сербы говорили, что дуб – царь дрва.
В сакральной практике именно дуб выполнял ряд культовых функций, в фольклоре и практической магии дуб выступает в образе трехчастного мирового дерева, моделирующего Вселенную. В заговорах дуб, стоящий на острове, вблизи храма, на горе, посредине океана, обозначает центр мира и сам мир и вместе с тем идеальное иномирное пространство, где только и возможно разрешение той или иной кризисной ситуации (в частности, избавление от болезни). Под священными дубами у славян проходили собрания, судилища, свадебные обряды. Например, в трактате Константина Багрянородного (середина Х в.) сообщается о том, что росы совершали жертвоприношения на о. Хортица, где рос огромный дуб. По сведениям из Воронежской губ., молодые после венчания ехали к старому дубу и трижды объезжали вокруг него. Повсеместно запрещалось рубить и причинять ущерб священным дубам.
Славяне посвятили дуб громовержцу Перуну (в частности, запрещалось находиться под дубом во время грозы и выращивать дуб около дома, т.к. в первую очередь гром бьет в дуб).
В приметах и запретах дуб сопоставлялся с хозяином дома. В заговорах дуб наделялся именем собственным (например, Карколист, Дорофей).
На больших дубах обитали гигантские мифологические змеи – покровители угодий, охранявшие местность от града и непогоды и боровшиеся с халами. Рядом с дубом или прямо на нём находятся царь, царица, Бог, а вокруг дуба в его корнях или на листьях лежит змея (ср. также южнославянского Змея-охранителя, живущего на дубе). На дубе обитал царь птиц Кук и орёл. В белорусском фольклоре дуб и Перун фигурируют в сюжетах сказок и заговоров, посвященных преследованию громовержцем змея, сокола и других противников. На дубах обитали русалки: А.С. Пушкин поместил дуб Лукоморья в центр мифологического мироздания, а не его ветви – русалку.
В верованиях, практической магии и фольклоре дуб последовательно выступает как мужской символ. Воду после купания новорожденного мальчика выливают под дуб. На Витебщине повитуха обрезала мальчику пуповину на дубовой плахе, чтобы он вырос крепким. Когда невесту вводят в дом мужа, она первой входит туда и говорит про себя: «Около двора дубочки, а в дом – сыночки», если хочет, чтобы у неё рождались мальчики.
Есть древнерусский обычай тереться спиной о дуб при первом громе или при виде первой весенней птицы, чтобы спина была крепкой; затыкать за пояс на спине дубовую ветку, чтобы спина не болела во время жатвы, и др. Поляки вешали на рога коровам дубовые венки, чтобы коровы были сильными и чтобы рога не ломались при бодании.
Дуб служил объектом, на который символически переносили болезни (ещё один факт дублирования). Белорусы выливали под молодой дуб воду, в которой мыли чахоточного больного. Поляки при нарывах во рту плевали в отверстие, выкопанное под дубом. Украинцы, поляки, чехи мораване оставляли на дубе одежду больного; болгары, сербы и македонцы посещали почитаемые дубы и привязывали к их ветвям ленточки и нитки из одежды. В народной медицине южных славян популярным способом лечения детских болезней, а также способом прекращения детской смертности в семье был обычай закладывать в ствол дуба отрезанные ногти и волосы больного ребенка или нитку, которой предварительно измеряли ребенка, а затем забивать это отверстие колышком: когда ребенок перерастет это отверстие, болезнь оставит его [84, Агапкина Т.А., ст. Дуб; 174, 175].
Среди дубовой рощи строили храмы Велеса (в частности, храм Ваала в Дамаске; о культе Велеса-Ваала подробнее см. [7, п. 6.3.7.4. гл. VI]). Из дуба была сделана знаменитая палица Геракла. Друиды называли дуб «деревом науки» (ср. иудохристианскую сказку о двух деревьях, растущих в рае: дерево жизни и дерево познания). Ни одно дерево не пользовалось у народов Европы такой любовью и почетом, как дуб. Славяне, древние греки, римляне считали его священным, поклонялись ему, приписывали чудодейственные свойства. Считалось, что дуб был дан богами людям как великий подарок. Без разрешения жрецов нельзя было срубить дуб, обломать ветку. В Греции дубовая ветка была символом силы, могущества, знатности. Дубовыми ветками награждали воинов, совершивших великие подвиги. Необразованные греки считали, что дуб появился на земле раньше других деревьев. Они посвящали дуб богу света, наук и искусства Аполлону. На почве мифологии Аполлона в возник миф о гипербореях (Гиперборея – Русь, см. [7, п. 3.9.2.2. гл. III]) и их стране, где под знаком милости Аполлона процветали мораль и искусства (Pind. Pyth. X 29 – 47; Himer. XIV 10; Herodot. IV 32 – 34). Насчёт искусств следует сообщить хотя бы то, что именно на Руси, на Авдеевской стоянке, 20-го тыс. до н.э. найдена самая древняя флейта [72]. И вообще в образе Аполлона настойчиво угадывается славянский бог Перун. Согласно мистериальнои шкале древнеегипетской «Книги мертвых», дуб соответствует пятому часу ночного пути солнечной барки Ра.
В болгарской легенде рассказывалось о том, как дубовая роща спрятала Бога, убегавшего от Чумы. В благодарность за это Бог сделал так, чтобы листья с дуба опадали лишь поздней осенью. Отсюда берёт своё начало «самобытная» иудохристианская сказка об Аврааме, жившем у Мамврийского дуба, под ветвями которого и произошло первое явление ему Бога. Очевидно, это был славянский бог, поскольку других богов, живущих в дубах, попросту не существовало. Подтверждается это и тем, что в иудохристианской семиотике дуб является символом идолопоклонства, и ветхозаветные пророки осуждали соплеменников за «хождение под дубом», то есть исполнение славянских обрядов и обычаев. Однако самих пророков хоронили по славянскому обычаю – под ветвями дуба [64, 163].
Таким образом, дуб следует рассматривать как дубль Космического дерева, то есть такое дерево, в котором в одном – представлены все три составляющие Космического дерева, а также нашли своё отражение все персонажи славянской мифологии.
Источник
Дуб в славянской мифологии: пять причудливых фактов
Дуб в представлении обычного человека – этакое большое дерево, из которого делают дорогую мебель. Да, древесина у дуба добротная. Ну и что? К чему все эти реверансы на сайтах мебельщиков? «Уникальный природный узор», «подчеркнет ваш высокий статус»…
А вот неспроста. Пусть друиды уже не водят хороводы в дубовых рощах, мифология еще жива. Пока не поняли, о чем мы? Давайте разбираться.
1. Дуб был частью светской и религиозной жизни наших предков – славян. Так, в Ипатьевской летописи конкретный дуб под Киевом обозначен именем собственным: «Ярополкъ же с Берендичи настигоша Володимира на Желяни оу Доброго доуба». Относились к этому дереву с особым уважением.
В 18 веке возле дубов служили молебны. В духовном Регламенте Феофана Прокоповича говорится: «Також на ином месте попы с народом молебствуют перед дубом и ветви онаго дуба поп народу раздает на благославление». Прокопович осудил этот обычай, увидев в нем остатки язычества. Тем не менее в некоторых местах России языческие пережитки сохранились вплоть до 20 века.
2. Разумеется, у восточных славян существовал строгий запрет на рубку священных дубов. Любая попытка нанести им ущерб считалась грехом, за которым последует расплата. Нельзя было не только пилить ветки, но даже относить домой сушняк из-под таких деревьев.
3. Дуб в славянской мифологии был тесно связан с культом Перуна – бога-громовержца, покровителя князя и дружины. Дуб так и называли – Перуновым деревом.
Все дело в противостоянии Перуна и Велеса — правителя подземного мира. Велес, убегая от преследовавшего его громовержца, спрятался в дубовых ветвях, где, собственно, и был поражен. С тех пор считается, что Перун вместе с затаившейся под деревом нечистью может случайно «зацепить» человека. Не стойте под дубом во время грозы!
4. Знаете, что такое Мировое древо? Универсальный образ в мифологии разных народов. Мировое древо символизирует центр мироздания и объединяет небо (крона), земной мир (ствол) и преисподнюю (корни).
Иггдрасиль – Мировое древо скандинавов – это ясень. Мировое древо индусов Ашваттха – это инжир. Мировое древо мексиканцев – кипарис. Угадайте, что у славян? Конечно же, дуб. Он растет на острове Буяне, что находится «на пуповине морской», то есть в центре мирового океана.
Дуб часто фигурирует в русских загадках . Так, одна из них: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда». Что это? Можете не заглядывать в чертоги разума: ответ лежит на поверхности. Год, 12 месяцев, 4 недели.
5. Дуб, как говорится, наше все. Поэтому если ваш товарищ приболел – просто повесьте его одежду на дубовые ветви и попросите дерево забрать хворь. А что — раньше так и лечили.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Источник
Как символику дуба и желудя используют в некоторых странах
Благодаря своей долговечности и стойкой зелени дуб также называют «Деревом жизни», как и тую. В мифологии Зевс превратил Филимона в дуб, чтобы поблагодарить его за благочестие. Кроме того, многие ритуалы использовали желуди, особенно для пророчеств. Символ желудя лежал в основе их друидических ритуалов, которые часто происходили в дубовых рощах.
Символика дуба
Дуб, как символ величия – это священное дерево большинства традиций. Дубы были пророческими в том смысле, что когда у них было мало плодов, они предвещали голод. Тот, кто питается желудем, питается истиной: желудь часто считался символом плодородия и процветания.
Даже в современном мире это довольно символично для большинства европейских народов. Это самое распространенное дерево во Франции, стране, где находится один из самых старых дубов в Европе: это Алувиль в Нормандии. Ему 1200 лет, и в его стволе находятся две часовни, что напоминает о священной природе этого дерева. И не зря во французском фольклоре празднование 80-летия брака известно как свадьба дуба, образ этой устойчивости и долголетия.
На политическом уровне дуб ассоциируется не только с символом силы, но и, прежде всего, с символом стабильности. Именно так некоторые страны имеют на своих валютах изображение дубовой ветви.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему на могиле короля Пруссии Фридриха II всегда лежит картошка
Символика желудя
Желуди считаются также священными, символом скрытой, потенциальной силы самого дерева. Желудь часто считался символом плодородия и процветания. Наши предки знали, что из семени, содержащегося в этом маленьком плоде, может родиться новый дуб, которому будет расти несколько сотен лет. Своей воздушной вертикальностью и глубиной своих корней он символизирует ось мира.
В алхимии дуб представляет 4 элемента: вода циркулирует в его соке, земля питает его корни, воздух проникает в его листья, а огонь употребляет его древесину.
Желудь ассоциируется с процветанием и долголетием, благодаря долгой жизни дуба. Кроме того, европейская традиция заключается в том, чтобы всегда держать желудь в кармане, и иметь процветающую и долгую жизнь.
Желудь символизирует как мужское, так и женское плодородие. Именно из семян, содержащихся в желуде, вырастает новый дуб, которому несколько сотен лет. Именно поэтому этот маленький плод всегда считался символом плодородия и долголетия.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как нацисты воспитывали идеальных жен
Однако желудь также может быть частью негативной символики. Действительно, желудь – это пища свиней, животных, которые широко ассоциируются с демонами и похотью.
Источник