Движение неприсоединения развивающиеся страны

ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ

ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ — международная организация, которая объединяет страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках.

На­ча­ло раз­ви­тию ДН как но­во­го те­че­ния в сис­те­ме ме­ж­ду­народных от­но­ше­ний по­ло­жи­ла Бан­дунг­ская кон­фе­рен­ция 1955 года. На Ка­ир­ской встре­че пред­ста­ви­те­лей 20 стран Азии, Аф­ри­ки, Ев­ро­пы и Латинской Аме­ри­ки (июнь 1961 года) был со­гла­со­ван ряд прин­ци­пов по­ли­ти­ки не­при­сое­ди­не­ния: не­за­ви­си­мая внеш­няя по­ли­ти­ка, под­держ­ка национально-ос­во­бо­дительных дви­же­ний, не­уча­стие в мно­го­сто­рон­них во­енных сою­зах, за­клю­чён­ных в ус­ло­ви­ях про­ти­во­стоя­ния ве­ли­ких дер­жав. Сре­ди ос­но­ва­те­лей ДН бы­ли та­кие вы­даю­щие­ся по­ли­ти­ки, как Дж. Не­ру, Г.А. На­сер, И. Ти­то, Су­кар­но, К. Нкру­ма. Как ор­га­ни­за­ция ДН бы­ло уч­ре­ж­де­но на Бел­град­ской кон­фе­рен­ции (Юго­сла­вия, сентябрь 1961 года; 25 го­су­дарств). В при­ня­той на кон­фе­рен­ции дек­ла­ра­ции из­ла­га­лись ба­зо­вые прин­ци­пы ДН: не­при­ятие дик­та­та, ге­ге­мо­низ­ма и экс­пан­сии в ме­ж­ду­народных от­но­ше­ни­ях, не­об­хо­ди­мость рав­но­прав­но­го и взаи­мо­вы­год­но­го со­труд­ни­че­ст­ва ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми; борь­ба за фор­ми­ро­ва­ние но­во­го эко­но­мического по­ряд­ка на ос­но­ве спра­вед­ли­во­сти и рав­но­пра­вия. Ка­ир­ская кон­фе­рен­ция (Еги­пет, октябрь 1964 года; 47 го­су­дарств) осу­ди­ла лю­бые фор­мы вме­ша­тель­ст­ва во внутренние де­ла го­су­дарств, вы­ска­за­лась за за­пре­ще­ние ядер­ных ис­пы­та­ний во всех сре­дах.

С Лу­сак­ской кон­фе­рен­ции (Зам­бия, сентябрь 1970 года; 54 го­су­дар­ст­ва) на­чал­ся этап ста­нов­ле­ния ДН как од­но­го из ин­сти­ту­тов в сис­те­ме ме­ж­ду­народных от­но­ше­ний. Кон­фе­рен­ция впер­вые упот­ре­би­ла в сво­их до­ку­мен­тах тер­ми­ны «Дви­же­ние не­при­сое­ди­не­ния» и «го­су­дар­ст­ва — чле­ны Дви­же­ния не­при­сое­ди­не­ния», при­ня­ла прин­ци­пи­аль­но важ­ное ре­ше­ние «уп­ро­чить и рас­ши­рить об­ласть вза­им­но­го со­труд­ни­че­ст­ва в ме­ж­ду­на­род­ных, ре­гио­наль­ных, дву­сто­рон­них рам­ках; обес­пе­чить не­пре­рыв­ность дея­тель­но­сти про­ве­де­ни­ем пе­рио­ди­че­ских кон­суль­та­ций пред­ста­ви­те­лей не­при­сое­ди­нив­ших­ся стран на раз­лич­ных уров­нях». Ли­ния Лу­сак­ской кон­фе­рен­ции, на­прав­лен­ная на то, что­бы при­дать ста­биль­ные ор­га­ни­зационные фор­мы со­ли­дар­но­сти не­при­сое­ди­нив­ших­ся стран, бы­ла про­дол­же­на на выс­ших фо­ру­мах ДН в Ал­жи­ре (Ал­жир, сентябрь 1973 года; 76 го­су­дарств), Ко­лом­бо (Шри-Лан­ка, август 1976 года; 84 го­су­дар­ст­ва и од­но национально-ос­во­бо­дительное дви­же­ние), Га­ва­не (Ку­ба, сентябрь 1979 года; 92 го­су­дар­ст­ва и 3 национально-ос­во­бо­дительных дви­же­ния), Де­ли (Ин­дия, март 1983 года; 97 го­су­дарств и 2 национально-ос­во­бо­дительных дви­же­ния), Ха­ра­ре (Зим­баб­ве, сентябрь 1986 года; 100 го­су­дарств и национально-ос­во­бо­дительных дви­же­ний), Бел­гра­де (СФРЮ, сентябрь 1989 года; 98 чле­нов ДН). Для вы­пол­не­ния при­ня­тых ре­зо­лю­ций бы­ло об­ра­зо­ва­но свыше 50 ор­га­нов. В ус­ло­ви­ях «хо­лод­ной вой­ны», ис­поль­зуя про­ти­во­ре­чия ме­ж­ду За­па­дом и Вос­то­ком, ДН до­би­лось ус­ту­пок от обо­их во­енно-по­ли­тических бло­ков, сна­ча­ла на суб­ре­гио­наль­ном и ре­гио­наль­ном уров­нях, а за­тем в гло­баль­ном мас­шта­бе. В 1950-1980-е годы в до­ку­мен­тах ДН мно­го мес­та от­во­ди­лось ан­ти­им­пе­риа­ли­стическим ло­зун­гам, осу­ж­де­нию ко­ло­ниа­лиз­ма, нео­ко­ло­ниа­лиз­ма, апар­теи­да, ра­сиз­ма, что объ­ек­тив­но сбли­жа­ло ДН с СССР и стра­на­ми со­циа­ли­стического ла­ге­ря. Это да­ва­ло ос­но­ва­ние советскому ру­ко­во­дству рас­смат­ри­вать ДН как сво­его со­юз­ни­ка. Од­на­ко боль­шин­ст­во стран ДН осу­ди­ли ввод войск Ор­га­ни­за­ции Вар­шав­ско­го до­го­во­ра в Че­хо­сло­ва­кию (1968) и советских войск в Аф­га­ни­стан (1979).

Читайте также:  Естественный прирост европейских стран

На ру­бе­же 1990-х годов, в ус­ло­ви­ях стрем­ле­ния США к соз­да­нию мо­но­по­ляр­но­го ми­ро­по­ряд­ка, ДН столк­ну­лось с прин­ци­пи­аль­ной про­бле­мой оп­ре­де­ле­ния сво­его мес­та и ро­ли в ми­ро­вой по­ли­ти­ке. Си­туа­ция усу­губ­ля­лась на­рас­та­ни­ем кри­зис­ных тен­ден­ций внут­ри са­мо­го ДН. Рас­па­лась СФРЮ, пред­се­да­тель­ст­во­вав­шая в нём с 1989 года. В 1991 году из ДН вы­шла Ар­ген­ти­на. Ут­ра­ти­ли ин­те­рес к ДН его ев­ропейские уча­ст­ни­ки — Кипр и Маль­та, по­дав­шие за­яв­ки на всту­п­ле­ние в Ев­ро­пей­ский со­юз (ЕС). Та­кие влия­тель­ные чле­ны ДН, как Ин­дия, Ку­ба, Ал­жир, по раз­ным при­чи­нам ос­ла­би­ли вни­ма­ние к про­бле­ма­ти­ке не­при­сое­ди­не­ния. Дис­кус­сия по по­во­ду пер­спек­тив ДН дос­тиг­ла апо­гея к мо­мен­ту со­зы­ва кон­фе­рен­ции не­при­сое­ди­нив­ших­ся стран в Джа­кар­те (Ин­до­не­зия, сентябрь 1992 года; 108 го­су­дарств). На кон­фе­рен­ци­ях не­при­сое­ди­нив­ших­ся стран в Кар­та­хе­не (Ко­лум­бия, октябрь 1995 года; 104 го­су­дар­ст­ва), в Дур­ба­не (ЮАР, сентябрь 1998 года; 103 го­су­дар­ст­ва), Куа­ла-Лум­пу­ре (Ма­лай­зия, февраль 2003 года; 106 го­су­дарств) и Га­ва­не (Ку­ба, сентябрь 2006 года; 115 го­су­дарств) сфор­ми­ро­вал­ся современный об­лик ДН как ме­ха­низ­ма для кон­со­ли­да­ции Юга и от­стаи­ва­ния его ин­те­ре­сов в диа­ло­ге с Се­ве­ром. Дур­бан­ская дек­ла­ра­ция оп­ре­де­ли­ла ме­сто и роль ДН в ме­ж­ду­народных от­но­ше­ни­ях как «пе­ре­до­вой си­лы но­во­го ты­ся­че­ле­тия, зна­ме­ную­ще­го со­бой эру воз­ро­ж­даю­щих­ся на­ций, эру Юга, эру оп­рав­дав­шей­ся на­де­ж­ды». При­ори­тет­ные за­да­чи ДН — ис­ко­ре­не­ние бед­но­сти и обес­пе­че­ние ус­той­чи­во­го раз­ви­тия стран «третье­го ми­ра», при­да­ние гло­ба­ли­за­ции силь­ной со­ци­аль­ной со­став­ляю­щей. Чле­ны ДН про­дол­жа­ют про­яв­лять ра­ди­ка­лизм в во­про­сах ра­зо­ру­же­ния, осо­бен­но ядер­но­го, тра­ди­ци­он­но воз­ла­гая от­вет­ст­вен­ность за от­сут­ст­вие про­грес­са в этом во­про­се на «офи­ци­аль­ные» ядер­ные дер­жа­вы — США, Рос­сию, Фран­цию, Ве­ли­ко­бри­та­нию и Ки­тай. При этом ДН не от­реа­ги­ро­ва­ло на всту­п­ле­ние в ядер­ный клуб двух сво­их чле­нов — Ин­дии и Па­ки­ста­на. Уча­ст­ни­ки кон­фе­рен­ции в Га­ва­не (2006) под­дер­жа­ли пра­во Ира­на на соз­да­ние собственных ядер­ных тех­но­ло­гий в мир­ных це­лях. В ор­га­ни­за­ции тра­ди­ци­он­но силь­ны по­зи­ции ис­лам­ских го­су­дарств, под влия­ни­ем ко­то­рых она не за­ня­ла чёт­кой по­зи­ции в от­но­ше­нии дей­ст­вий НАТО про­тив Юго­сла­вии, сто­яв­шей у ис­то­ков ДН. Важ­ным на­прав­ле­ни­ем дея­тель­но­сти ДН яв­ля­ет­ся ре­фор­ма ООН. ДН вы­сту­па­ет за пе­ре­рас­пре­де­ле­ние пол­но­мо­чий ме­ж­ду Со­ве­том Безо­пас­но­сти (СБ) и Ге­не­раль­ной Ас­самб­ле­ей в поль­зу по­след­ней, за пре­вра­ще­ние СБ в под­от­чёт­ный ей ор­ган, по­вы­ше­ние ро­ли спе­циа­ли­зированных ор­га­нов и ор­га­ни­за­ций ООН.

Читайте также:  Причины появления страны лидера

ДН — объ­е­ди­не­ние го­су­дарств, ме­ж­ду ко­то­ры­ми су­ще­ст­ву­ют глу­бо­кие по­ли­тические и идео­ло­гические про­ти­во­ре­чия, вслед­ст­вие это­го оно не име­ет чёт­кой струк­ту­ры и ор­га­ни­за­ции. У ДН нет ус­та­ва и бюд­же­та. Ре­ше­ния, при­ни­мае­мые кон­сен­су­сом на сам­ми­тах или кон­фе­рен­ци­ях ми­ни­ст­ров, но­сят ре­ко­мен­да­тель­ный ха­рак­тер. ДН не име­ет по­сто­ян­но­го сек­ре­та­риа­та или другой струк­ту­ры. Основная роль в под­го­тов­ке фо­ру­мов и ве­де­нии те­ку­щих дел иг­ра­ет пред­се­да­тель­ст­вую­щее го­су­дар­ст­во. Важ­ным ко­ор­ди­национным ме­ха­низ­мом яв­ля­ет­ся «трой­ка», ку­да вхо­дят пре­ды­ду­щий, ны­неш­ний и бу­ду­щий пред­се­да­те­ли. Чле­на­ми ДН в 2006 году со­стоя­ли 116 го­су­дарств Азии, Аф­ри­ки, Ев­ро­пы, Латинской Аме­ри­ки и Океа­нии, в ко­то­рых про­жи­ва­ет 51% населения пла­не­ты, на­хо­дят­ся 46% об­ра­ба­ты­вае­мых зе­мель и 86% ми­ро­вых за­па­сов неф­ти. Из стран, вхо­дя­щих в СНГ, Бе­ло­рус­сия, Турк­ме­ния и Уз­бе­ки­стан яв­ля­ют­ся чле­на­ми ДН, а Ар­ме­ния, Азер­бай­джан, Ка­зах­стан, Кир­ги­зия и Ук­раи­на по­лу­чи­ли пра­ва на­блю­да­те­лей. С 1995 года Рос­сия уча­ст­ву­ет в фо­ру­мах ДН в ка­че­ст­ве гос­тя.

Сочинения:

Дви­же­ние не­при­сое­ди­не­ния в до­ку­мен­тах и ма­те­риа­лах. 2-е изд. М., 1979.

Источник

Развивающиеся государства в системе международных отношений. Движение неприсоединения

В большинстве стран, освободившихся от колониальной зависимости в результате национально-освободительных революций, к власти пришла буржуазия. Эти страны составили особую группу так называемых развивающихся стран, или стран “третьего мира”.

Необходимо отметить, что процесс деколонизации проходил в разгар “холодной войны”, фактически они совпали по времени. Поэтому великие державы и, прежде всего США и СССР стремились перетянуть молодые государства в орбиту своего влияния. В какой-то мере в отдельных случаях им это удавалось. Так, Пакистан долгое время находился в западных блоках СЕАТО и Багдадский пакт (СЕНТО с 1959 г.). В Африке Конго, Центрально-Африканская Республика и некоторые другие страны были в тесных связях с Западом.

Советский Союз и Китай также смогли привлечь к себе некоторых африканских и азиатских стран, как Алжир, Гвинея, Сомали, Эфиопия, Сирия, Замбия. По многим важным вопросам международной политики, особенно в борьбе за мир и против колониализма, развивающиеся страны выступали вместе с СССР и его союзниками.

Однако многие освободившиеся государства избрали путь позитивного нейтралитета и неприсоединения к блокам. Впервые такую политику определили Индия, Цейлон (Шри-Ланка), Индонезия, Бирма. По инициативе правительства Дж. Неру в марте 1947 г. в Дели была проведена конференция азиатских стран с участием республик Средней Азии. Она явилась первым форумом представителей Азии, которые обсуждали насущные задачи по обеспечению мира и налаживанию контактов.

Идея сотрудничества стран Азии на благо народов всего мира получила новый более мощный импульс через несколько лет. Большинство стран взяли на себя обязательство руководствоваться “Пятью принципами мирного сосуществования” (панча шила), которые были впервые провозглашены премьер-министром Индии Дж. Неру и премьером Государственного Совета Китайской Народной Республики Чжоу Эньлаем в июне 1954 г.

“Пять принципов” включали: 1) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; 2) ненападение; 3) невмешательство во внутренние дела друг друга: 4) равенство и взаимную выгоду; 5) мирное сосуществование.

В 1955 г. “Пять принципов мирного сосуществования” были одобрены конференцией 29 стран Азии и Африки в Бандунге (Индонезия). Конференция, в которой приняли участие крупнейшие страны Азии и Африки, в том числе Индия, Бирма, Индонезия, Пакистан, Япония, Египет, Эфиопия, Китайская Народная Республика и Демократическая Республика Вьетнам, – единодушно приняла “Декларацию о содействии всеобщему миру и сотрудничеству”, где заявили о необходимости уважения прав человека, целей и принципов Устава ООН. В Декларации говорилось о равенстве рас и наций, воздержании от применения силы к другим странам, отказе от интервенции и вмешательства во внутренние дела других стран.

Участники Бандунгской конференции призвали к разоружению и запрещению атомного оружия. Они высказались за самоопределение народов и ликвидацию расовой дискриминации, подчеркнув, что “колониализм во всех его проявлениях представляет собой зло, которое надлежит быстро пресечь”. Эти принципы стали основой многих межгосударственных соглашений, имевших место в 50-70-е гг. и позднее.

Крушение колониальной системы и все более ощутимое вторжение в сферу мировой политики десятков молодых государств Азии, Африки, а также стран Латинской Америки стали знаменательной чертой международной жизни 60-х гг.. При всей пестроте и неоднородности эту многочисленную группу стран объединяла общая заинтересованность в противодействии расизму, стремление к ликвидации неравноправных экономических отношений с высокоразвитыми индустриальными государствами, потребность во внешнеполитическом сотрудничестве с целью усиления своих позиций в международной жизни.

На этой основе большинство развивающихся стран объединилось в Движение неприсоединения. Зарождение и выработка его принципов были связаны с деятельностью таких выдающихся государственных лидеров, как премьер-министр Индии Дж. Неру, президент Египта Г.А. Насер, президент Югославии И. Броз Тито и др. По их инициативе в сентябре 1961 г. в Белграде состоялась первая конференция глав государств и правительств 25 неприсоединившихся стран (с присутствием еще трех стран в роли наблюдателей), положившая начало Движению неприсоединения. Движение не имело официально сформулированной программы и четкой организационной структуры. Резолюции конференций неприсоединившихся стран должны были приниматься на основе консенсуса, т. е. общего согласия всех участников.

Главными принципами Движения были провозглашены неприсоединение к военным блокам, в которых участвовали великие державы (отсюда и название Движения), поддержка борьбы за национальную независимость, внешняя политика в духе мирного сосуществования всех государств. Белградская конференция высказалась за окончательное уничтожение колониализма, ликвидацию экономического неравенства и за сотрудничество развивающихся стран.

Кроме афро-азиатских стран в Движение вошли Югославия и Kуба, а в качестве наблюдателей – еще три латиноамериканские страны (Бразилия, Боливия и Эквадор). На II конференции неприсоединившихся стран в Каире в октябре 1964 г. Движение уже имело в своем составе 46 участников и 10 наблюдателей, а на 3-й конференции состоявшейся в сентябре 1970 г. в Лусаке (Замбия), – 63 участника и 9 наблюдателей. В него вошло подавляющее большинство развивающихся государств Азии и Африки.

Широкий состав Движения неприсоединения предопределил представительность, но одновременно и внутреннюю неоднородность Движения. В нем шла борьба разных тенденций. Сторонники радикальной тенденции старались усилить антиимпериалистическую направленность Движения, выступали за сотрудничество с социалистическими странами в борьбе против неоколониализма. Сторонники умеренной тенденции делали акцент на нейтралитет и равноудаленность неприсоединившихся стран от обеих сверхдержав – США и СССР. Основное противоречие в мире они сводили к противоречию между развитым “Севером” и отсталым, эксплуатируемым “Югом”. Ответственность за бедственное положение стран “Юга”, за гонку вооружении и напряженность в мире возлагалась ими на обе сверхдержавы.

Совместные действия участников Движения осложнялись и конфликтами между ними из-за территориальных споров, этнических и религиозных проблем. Пограничный конфликт между Пакистаном и Индией в сентябре 1965 г. вылился в открытую войну. В урегулировании этого конфликта большую роль сыграл Советский Союз. При посредничестве главы советского правительства А. Н. Косыгина в Ташкенте в январе 1966 г. руководителями Индии и Пакистана было подписано соглашение о мирном урегулировании конфликта. Пограничные столкновения из-за спорных районов имели место между Марокко и Алжиром. В 1963 г. разразился затянувшийся на десятилетия религиозно-этнический конфликт между греческой и турецкой общинами на Кипре. Все эти факторы снижали эффективность Движения, порождали противоречия и непоследовательность в поведении его участников. Однако конкретные задачи, стоявшие перед ними, стимулировали объективно антиимпериалистическую направленность Движения.

В 60-е гг. Движение неприсоединения большое внимание уделяло борьбе против колониализма и расизма на юге Африки, в португальских колониях (Ангола, Мозамбик), а также в ЮАР и Родезии. Оно осудило агрессивные действия США против Кубы и Вьетнама, выступило в защиту арабских народов против израильской агрессии.

Стремление молодых государств к координации своих усилий на международной арене проявилось и в других формах. В 1964 г. при их активном участии была создана в качестве постоянно действующего органа при ООН Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). На первой сессии ЮНКТАД (1964) представленные на ней развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки создали “Группу 77” (по числу первоначальных участников). Ее целью стала совместная защита в ООН и связанных с ней организациях экономических интересов группы, борьба против неравноправия в международных экономических отношениях. В 1967 г. была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – субрегиональная политико-экономическая организация, в которую вошли Индонезия, Таиланд, Малайзия, Сингапур и Филиппины. Продолжалась деятельность Лиги арабских государств, основанной еще в 1945 г.

В развивающихся странах существует громадное разнообразие экономических, социальных, политических, национальных, религиозных и других специфических условий. Социально-политическая дифференциация в “третьем мире” продолжается. Большие различия имеются не только между Азией, Африкой и Латинской Америкой самими по себе, но и на каждом из этих континентов существует мозаика государств, существенно различающихся по уровню развития, интересам, месту в самом регионе и в международном сообществе. Однако при всех существенных отличиях друг от друга развивающиеся страны имеют немало общего, что позволяет рассматривать освободившиеся страны как определенную историческую общность, образующую особую подсистему международных отношений.

Сочетание неоднородности и в то же время общности интересов развивающихся стран в решении задач преодоления отсталости, достижения экономической независимости, развития экономики, социальной и культурной сфер, обретения равноправия в международных экономических отношениях в большой мере определяет степень организационной оформленности сотрудничества развивающихся стран на международной арене, 70-е гг. в этом отношении явились переломными.

Наиболее представительными формами сотрудничества развивающихся стран стали Движение неприсоединения и “группа 77”. В ее состав входят 126 государств, т.е. почти все развивающиеся страны. В некоторых вопросах, особенно при решении экономических проблем, они осуществляют совместные акции. При активном участии этой группы принят ряд важных документов, в том числе документ ООН о новом международном экономическом порядке. “Группа 77” поддерживает тесные координационные отношения с Движением неприсоединения, особенно по вопросам международной экономической политики.

Стремление обеспечить свои интересы в системе межгосударственных отношений обусловило оформление различных экономических и политических региональных организаций в “третьем мире”. Так, например, в Африке региональные организации развиты не очень значительно, что в известной степени обусловлено немалым числом двусторонних конфликтов на этом континенте. Наиболее крупной организацией является Организация африканского единства, которая была создана в 1963 г. Ее целями являются развитие политического и экономического сотрудничества между африканскими странами и укрепление их влияния на мировой арене, координация деятельности в сфере внешней политики, экономики, обороны и культуры.

Значительная часть Африки представляет собой зону преимущественного влияния западноевропейских стран, что оформлено организационно. Зона французского влияния оформлена в виде Экономического сообщества западно-африканских стран (1975 г.), членами которого являются 17 государств. Большинство африканских стран входит в качестве ассоциированных членов в Европейское экономическое сообщество. Ломейские конвенции 1976-1984 гг. регулируют отношения между ЕЭС и 66 развивающимися странами.

Важным фактором международных отношений в 70-80-е гг. стало Движение неприсоединения. На конференциях государств, входящих в Движение неприсоединения, на основе консенсуса принимались документы, выражающие точку зрения этой большой группы государств по актуальным мировым проблемам экономического, политического и культурного характера. Движение неприсоединения активно выступает за мир, разоружение и международную безопасность, за перестройку международных экономических отношений. При всем различии взглядов участников Движения неприсоединения оно выступает за принципы мирного сосуществования, отстаивает неразрывную связь независимости и развития стран “третьего мира” с решением проблемы разоружения и обеспечения мира.

Источник

Оцените статью