ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ
ДВИЖЕНИЕ НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ — международная организация, которая объединяет страны, провозгласившие основой своего внешнеполитического курса неучастие в военно-политических блоках и группировках.
Начало развитию ДН как нового течения в системе международных отношений положила Бандунгская конференция 1955 года. На Каирской встрече представителей 20 стран Азии, Африки, Европы и Латинской Америки (июнь 1961 года) был согласован ряд принципов политики неприсоединения: независимая внешняя политика, поддержка национально-освободительных движений, неучастие в многосторонних военных союзах, заключённых в условиях противостояния великих держав. Среди основателей ДН были такие выдающиеся политики, как Дж. Неру, Г.А. Насер, И. Тито, Сукарно, К. Нкрума. Как организация ДН было учреждено на Белградской конференции (Югославия, сентябрь 1961 года; 25 государств). В принятой на конференции декларации излагались базовые принципы ДН: неприятие диктата, гегемонизма и экспансии в международных отношениях, необходимость равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между государствами; борьба за формирование нового экономического порядка на основе справедливости и равноправия. Каирская конференция (Египет, октябрь 1964 года; 47 государств) осудила любые формы вмешательства во внутренние дела государств, высказалась за запрещение ядерных испытаний во всех средах.
С Лусакской конференции (Замбия, сентябрь 1970 года; 54 государства) начался этап становления ДН как одного из институтов в системе международных отношений. Конференция впервые употребила в своих документах термины «Движение неприсоединения» и «государства — члены Движения неприсоединения», приняла принципиально важное решение «упрочить и расширить область взаимного сотрудничества в международных, региональных, двусторонних рамках; обеспечить непрерывность деятельности проведением периодических консультаций представителей неприсоединившихся стран на различных уровнях». Линия Лусакской конференции, направленная на то, чтобы придать стабильные организационные формы солидарности неприсоединившихся стран, была продолжена на высших форумах ДН в Алжире (Алжир, сентябрь 1973 года; 76 государств), Коломбо (Шри-Ланка, август 1976 года; 84 государства и одно национально-освободительное движение), Гаване (Куба, сентябрь 1979 года; 92 государства и 3 национально-освободительных движения), Дели (Индия, март 1983 года; 97 государств и 2 национально-освободительных движения), Хараре (Зимбабве, сентябрь 1986 года; 100 государств и национально-освободительных движений), Белграде (СФРЮ, сентябрь 1989 года; 98 членов ДН). Для выполнения принятых резолюций было образовано свыше 50 органов. В условиях «холодной войны», используя противоречия между Западом и Востоком, ДН добилось уступок от обоих военно-политических блоков, сначала на субрегиональном и региональном уровнях, а затем в глобальном масштабе. В 1950-1980-е годы в документах ДН много места отводилось антиимпериалистическим лозунгам, осуждению колониализма, неоколониализма, апартеида, расизма, что объективно сближало ДН с СССР и странами социалистического лагеря. Это давало основание советскому руководству рассматривать ДН как своего союзника. Однако большинство стран ДН осудили ввод войск Организации Варшавского договора в Чехословакию (1968) и советских войск в Афганистан (1979).
На рубеже 1990-х годов, в условиях стремления США к созданию монополярного миропорядка, ДН столкнулось с принципиальной проблемой определения своего места и роли в мировой политике. Ситуация усугублялась нарастанием кризисных тенденций внутри самого ДН. Распалась СФРЮ, председательствовавшая в нём с 1989 года. В 1991 году из ДН вышла Аргентина. Утратили интерес к ДН его европейские участники — Кипр и Мальта, подавшие заявки на вступление в Европейский союз (ЕС). Такие влиятельные члены ДН, как Индия, Куба, Алжир, по разным причинам ослабили внимание к проблематике неприсоединения. Дискуссия по поводу перспектив ДН достигла апогея к моменту созыва конференции неприсоединившихся стран в Джакарте (Индонезия, сентябрь 1992 года; 108 государств). На конференциях неприсоединившихся стран в Картахене (Колумбия, октябрь 1995 года; 104 государства), в Дурбане (ЮАР, сентябрь 1998 года; 103 государства), Куала-Лумпуре (Малайзия, февраль 2003 года; 106 государств) и Гаване (Куба, сентябрь 2006 года; 115 государств) сформировался современный облик ДН как механизма для консолидации Юга и отстаивания его интересов в диалоге с Севером. Дурбанская декларация определила место и роль ДН в международных отношениях как «передовой силы нового тысячелетия, знаменующего собой эру возрождающихся наций, эру Юга, эру оправдавшейся надежды». Приоритетные задачи ДН — искоренение бедности и обеспечение устойчивого развития стран «третьего мира», придание глобализации сильной социальной составляющей. Члены ДН продолжают проявлять радикализм в вопросах разоружения, особенно ядерного, традиционно возлагая ответственность за отсутствие прогресса в этом вопросе на «официальные» ядерные державы — США, Россию, Францию, Великобританию и Китай. При этом ДН не отреагировало на вступление в ядерный клуб двух своих членов — Индии и Пакистана. Участники конференции в Гаване (2006) поддержали право Ирана на создание собственных ядерных технологий в мирных целях. В организации традиционно сильны позиции исламских государств, под влиянием которых она не заняла чёткой позиции в отношении действий НАТО против Югославии, стоявшей у истоков ДН. Важным направлением деятельности ДН является реформа ООН. ДН выступает за перераспределение полномочий между Советом Безопасности (СБ) и Генеральной Ассамблеей в пользу последней, за превращение СБ в подотчётный ей орган, повышение роли специализированных органов и организаций ООН.
ДН — объединение государств, между которыми существуют глубокие политические и идеологические противоречия, вследствие этого оно не имеет чёткой структуры и организации. У ДН нет устава и бюджета. Решения, принимаемые консенсусом на саммитах или конференциях министров, носят рекомендательный характер. ДН не имеет постоянного секретариата или другой структуры. Основная роль в подготовке форумов и ведении текущих дел играет председательствующее государство. Важным координационным механизмом является «тройка», куда входят предыдущий, нынешний и будущий председатели. Членами ДН в 2006 году состояли 116 государств Азии, Африки, Европы, Латинской Америки и Океании, в которых проживает 51% населения планеты, находятся 46% обрабатываемых земель и 86% мировых запасов нефти. Из стран, входящих в СНГ, Белоруссия, Туркмения и Узбекистан являются членами ДН, а Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия и Украина получили права наблюдателей. С 1995 года Россия участвует в форумах ДН в качестве гостя.
Сочинения:
Движение неприсоединения в документах и материалах. 2-е изд. М., 1979.
Источник
Развивающиеся государства в системе международных отношений. Движение неприсоединения
В большинстве стран, освободившихся от колониальной зависимости в результате национально-освободительных революций, к власти пришла буржуазия. Эти страны составили особую группу так называемых развивающихся стран, или стран “третьего мира”.
Необходимо отметить, что процесс деколонизации проходил в разгар “холодной войны”, фактически они совпали по времени. Поэтому великие державы и, прежде всего США и СССР стремились перетянуть молодые государства в орбиту своего влияния. В какой-то мере в отдельных случаях им это удавалось. Так, Пакистан долгое время находился в западных блоках СЕАТО и Багдадский пакт (СЕНТО с 1959 г.). В Африке Конго, Центрально-Африканская Республика и некоторые другие страны были в тесных связях с Западом.
Советский Союз и Китай также смогли привлечь к себе некоторых африканских и азиатских стран, как Алжир, Гвинея, Сомали, Эфиопия, Сирия, Замбия. По многим важным вопросам международной политики, особенно в борьбе за мир и против колониализма, развивающиеся страны выступали вместе с СССР и его союзниками.
Однако многие освободившиеся государства избрали путь позитивного нейтралитета и неприсоединения к блокам. Впервые такую политику определили Индия, Цейлон (Шри-Ланка), Индонезия, Бирма. По инициативе правительства Дж. Неру в марте 1947 г. в Дели была проведена конференция азиатских стран с участием республик Средней Азии. Она явилась первым форумом представителей Азии, которые обсуждали насущные задачи по обеспечению мира и налаживанию контактов.
Идея сотрудничества стран Азии на благо народов всего мира получила новый более мощный импульс через несколько лет. Большинство стран взяли на себя обязательство руководствоваться “Пятью принципами мирного сосуществования” (панча шила), которые были впервые провозглашены премьер-министром Индии Дж. Неру и премьером Государственного Совета Китайской Народной Республики Чжоу Эньлаем в июне 1954 г.
“Пять принципов” включали: 1) взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета; 2) ненападение; 3) невмешательство во внутренние дела друг друга: 4) равенство и взаимную выгоду; 5) мирное сосуществование.
В 1955 г. “Пять принципов мирного сосуществования” были одобрены конференцией 29 стран Азии и Африки в Бандунге (Индонезия). Конференция, в которой приняли участие крупнейшие страны Азии и Африки, в том числе Индия, Бирма, Индонезия, Пакистан, Япония, Египет, Эфиопия, Китайская Народная Республика и Демократическая Республика Вьетнам, – единодушно приняла “Декларацию о содействии всеобщему миру и сотрудничеству”, где заявили о необходимости уважения прав человека, целей и принципов Устава ООН. В Декларации говорилось о равенстве рас и наций, воздержании от применения силы к другим странам, отказе от интервенции и вмешательства во внутренние дела других стран.
Участники Бандунгской конференции призвали к разоружению и запрещению атомного оружия. Они высказались за самоопределение народов и ликвидацию расовой дискриминации, подчеркнув, что “колониализм во всех его проявлениях представляет собой зло, которое надлежит быстро пресечь”. Эти принципы стали основой многих межгосударственных соглашений, имевших место в 50-70-е гг. и позднее.
Крушение колониальной системы и все более ощутимое вторжение в сферу мировой политики десятков молодых государств Азии, Африки, а также стран Латинской Америки стали знаменательной чертой международной жизни 60-х гг.. При всей пестроте и неоднородности эту многочисленную группу стран объединяла общая заинтересованность в противодействии расизму, стремление к ликвидации неравноправных экономических отношений с высокоразвитыми индустриальными государствами, потребность во внешнеполитическом сотрудничестве с целью усиления своих позиций в международной жизни.
На этой основе большинство развивающихся стран объединилось в Движение неприсоединения. Зарождение и выработка его принципов были связаны с деятельностью таких выдающихся государственных лидеров, как премьер-министр Индии Дж. Неру, президент Египта Г.А. Насер, президент Югославии И. Броз Тито и др. По их инициативе в сентябре 1961 г. в Белграде состоялась первая конференция глав государств и правительств 25 неприсоединившихся стран (с присутствием еще трех стран в роли наблюдателей), положившая начало Движению неприсоединения. Движение не имело официально сформулированной программы и четкой организационной структуры. Резолюции конференций неприсоединившихся стран должны были приниматься на основе консенсуса, т. е. общего согласия всех участников.
Главными принципами Движения были провозглашены неприсоединение к военным блокам, в которых участвовали великие державы (отсюда и название Движения), поддержка борьбы за национальную независимость, внешняя политика в духе мирного сосуществования всех государств. Белградская конференция высказалась за окончательное уничтожение колониализма, ликвидацию экономического неравенства и за сотрудничество развивающихся стран.
Кроме афро-азиатских стран в Движение вошли Югославия и Kуба, а в качестве наблюдателей – еще три латиноамериканские страны (Бразилия, Боливия и Эквадор). На II конференции неприсоединившихся стран в Каире в октябре 1964 г. Движение уже имело в своем составе 46 участников и 10 наблюдателей, а на 3-й конференции состоявшейся в сентябре 1970 г. в Лусаке (Замбия), – 63 участника и 9 наблюдателей. В него вошло подавляющее большинство развивающихся государств Азии и Африки.
Широкий состав Движения неприсоединения предопределил представительность, но одновременно и внутреннюю неоднородность Движения. В нем шла борьба разных тенденций. Сторонники радикальной тенденции старались усилить антиимпериалистическую направленность Движения, выступали за сотрудничество с социалистическими странами в борьбе против неоколониализма. Сторонники умеренной тенденции делали акцент на нейтралитет и равноудаленность неприсоединившихся стран от обеих сверхдержав – США и СССР. Основное противоречие в мире они сводили к противоречию между развитым “Севером” и отсталым, эксплуатируемым “Югом”. Ответственность за бедственное положение стран “Юга”, за гонку вооружении и напряженность в мире возлагалась ими на обе сверхдержавы.
Совместные действия участников Движения осложнялись и конфликтами между ними из-за территориальных споров, этнических и религиозных проблем. Пограничный конфликт между Пакистаном и Индией в сентябре 1965 г. вылился в открытую войну. В урегулировании этого конфликта большую роль сыграл Советский Союз. При посредничестве главы советского правительства А. Н. Косыгина в Ташкенте в январе 1966 г. руководителями Индии и Пакистана было подписано соглашение о мирном урегулировании конфликта. Пограничные столкновения из-за спорных районов имели место между Марокко и Алжиром. В 1963 г. разразился затянувшийся на десятилетия религиозно-этнический конфликт между греческой и турецкой общинами на Кипре. Все эти факторы снижали эффективность Движения, порождали противоречия и непоследовательность в поведении его участников. Однако конкретные задачи, стоявшие перед ними, стимулировали объективно антиимпериалистическую направленность Движения.
В 60-е гг. Движение неприсоединения большое внимание уделяло борьбе против колониализма и расизма на юге Африки, в португальских колониях (Ангола, Мозамбик), а также в ЮАР и Родезии. Оно осудило агрессивные действия США против Кубы и Вьетнама, выступило в защиту арабских народов против израильской агрессии.
Стремление молодых государств к координации своих усилий на международной арене проявилось и в других формах. В 1964 г. при их активном участии была создана в качестве постоянно действующего органа при ООН Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). На первой сессии ЮНКТАД (1964) представленные на ней развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки создали “Группу 77” (по числу первоначальных участников). Ее целью стала совместная защита в ООН и связанных с ней организациях экономических интересов группы, борьба против неравноправия в международных экономических отношениях. В 1967 г. была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – субрегиональная политико-экономическая организация, в которую вошли Индонезия, Таиланд, Малайзия, Сингапур и Филиппины. Продолжалась деятельность Лиги арабских государств, основанной еще в 1945 г.
В развивающихся странах существует громадное разнообразие экономических, социальных, политических, национальных, религиозных и других специфических условий. Социально-политическая дифференциация в “третьем мире” продолжается. Большие различия имеются не только между Азией, Африкой и Латинской Америкой самими по себе, но и на каждом из этих континентов существует мозаика государств, существенно различающихся по уровню развития, интересам, месту в самом регионе и в международном сообществе. Однако при всех существенных отличиях друг от друга развивающиеся страны имеют немало общего, что позволяет рассматривать освободившиеся страны как определенную историческую общность, образующую особую подсистему международных отношений.
Сочетание неоднородности и в то же время общности интересов развивающихся стран в решении задач преодоления отсталости, достижения экономической независимости, развития экономики, социальной и культурной сфер, обретения равноправия в международных экономических отношениях в большой мере определяет степень организационной оформленности сотрудничества развивающихся стран на международной арене, 70-е гг. в этом отношении явились переломными.
Наиболее представительными формами сотрудничества развивающихся стран стали Движение неприсоединения и “группа 77”. В ее состав входят 126 государств, т.е. почти все развивающиеся страны. В некоторых вопросах, особенно при решении экономических проблем, они осуществляют совместные акции. При активном участии этой группы принят ряд важных документов, в том числе документ ООН о новом международном экономическом порядке. “Группа 77” поддерживает тесные координационные отношения с Движением неприсоединения, особенно по вопросам международной экономической политики.
Стремление обеспечить свои интересы в системе межгосударственных отношений обусловило оформление различных экономических и политических региональных организаций в “третьем мире”. Так, например, в Африке региональные организации развиты не очень значительно, что в известной степени обусловлено немалым числом двусторонних конфликтов на этом континенте. Наиболее крупной организацией является Организация африканского единства, которая была создана в 1963 г. Ее целями являются развитие политического и экономического сотрудничества между африканскими странами и укрепление их влияния на мировой арене, координация деятельности в сфере внешней политики, экономики, обороны и культуры.
Значительная часть Африки представляет собой зону преимущественного влияния западноевропейских стран, что оформлено организационно. Зона французского влияния оформлена в виде Экономического сообщества западно-африканских стран (1975 г.), членами которого являются 17 государств. Большинство африканских стран входит в качестве ассоциированных членов в Европейское экономическое сообщество. Ломейские конвенции 1976-1984 гг. регулируют отношения между ЕЭС и 66 развивающимися странами.
Важным фактором международных отношений в 70-80-е гг. стало Движение неприсоединения. На конференциях государств, входящих в Движение неприсоединения, на основе консенсуса принимались документы, выражающие точку зрения этой большой группы государств по актуальным мировым проблемам экономического, политического и культурного характера. Движение неприсоединения активно выступает за мир, разоружение и международную безопасность, за перестройку международных экономических отношений. При всем различии взглядов участников Движения неприсоединения оно выступает за принципы мирного сосуществования, отстаивает неразрывную связь независимости и развития стран “третьего мира” с решением проблемы разоружения и обеспечения мира.
Источник