МУЗЕЙ ИСТОРИИ КОМСОМОЛА И ПИОНЕРИИ УДМУРТИИ
Октябрята в СССР – это объединения (отряды) учащихся начальных классов в возрасте 7—9 лет. Они создавались и действовали по решению Совета пионерской дружины школы. Пионеры же брали на себя шефство и заботу о младших товарищах.
Из истории: Первые младшие группы при пионерских отрядах появились в 1923 году в Москве. В 1924 году этим группам было решено присвоить единое название — «октябрята», поскольку в них принимались дети — ровесники Октябрьской революции 1917 г., возраст которых составлял на тот момент 7 лет. Название «октябрята» младшие группы школьников при пионерских дружинах носили до 1991 года.
Октябрёнок – это маленький смелый первооткрыватель. Он готов идти новыми дорогами, узнавать мир, справляться с трудностями на пути к поставленной цели. Его жизнь полна интересных встреч, добрых дел, невероятных приключений и удивительных открытий.
В Советском Союзе так называли детей в возрасте от 7 до 10 лет т.е. младшие школьники 1-3 классов.
Приём в организацию младших школьников проводился в торжественной обстановке на сборе пионерской дружины школы. Ритуал присвоения звания «октябрёнок» сопровождался построением на школьной линейке;
- прикреплением пионерами отличительного знака – значка «Октябрятская звёздочка» на левой стороне груди младших школьников;
- вручением группе октябрят красного октябрятского флажка.
Плакаты с правилами жизни октябрят
В организационном Положении о детской коммунистической организации юных пионеров, утверждённом в 1924 г. ЦК РКП(б), было сказано:
- При отряде (пионеров) создаётся группа октябрят …
- Группа состоит из 25 человек
- Группа делится на 5 звеньев по 5 человек (позднее звенья стали называться звёздочками).
- Руководитель группы октябрят – комсомолец, является помощником вожатского отряда.
- Во главе звена стоит пионер, в помощь ему выбирается октябрёнок.
Каждый октябрёнок в звёздочке имел свои обязанности или «должность», отвечая за порученное только ему дело: командир, санитар, цветовод, физкультурник, библиотекарь, оформитель и т.д.
Подвести товарищей, не выполнить поручение для октябрёнка было позором.
В Ижевске первая октябрятская группа появляется в 1924 году.
Октябрята и пионеры отряда К.Либкнехта, вожатый Поленев, 1924 год
Девизы и лозунги у малышей были такие же, как и у пионеров. Но вместо красного галстука октябрята носили нашитую на рубашку на груди слева красную звезду. Впоследствии она трансформировалась в значок в форме звёздочки, в середине которой находился профиль Ленина в детстве.
В 1928 году советский скульптор, народный художник Советского Союза, бывший президент Всесоюзной Академии художеств Николай Томский создаёт макет октябрятской звёздочки. Октябрятскими значками гордились и носили их не только в школе, но и дома или на улице.
В конце 1950-х годов появляется вариант звёздочки из пластмассы с фотографией В.И.Ленина в центре.
Фактически с самого начала октябрята участвовали во всех государственных кампаниях, в которых принимали участие пионеры, только выполняли посильную для своего возраста работу – собирали вторсырье, помогали ухаживать за животными, учились шить, мастерить и пр.
На VIII Пленуме ЦК ВЛКСМ в ноябре 1957 года были утверждены новые правила для октябрят:
- Октябрята — будущие пионеры.
- Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
- Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
- Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые.
- Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Правила октябрят разъяснялись как устно, так и в плакатах, и в литературе для самых маленьких. Чтобы их легче было запоминать маленьким детям, их зарифмовывали.
Маршем октябрят стало стихотворение Ольги Ивановны Высотской (1903-1970) «Октябрята» (1966, 1967г), где были перечислены все те же правила, выросшие из законов и обычаев пионеров:
Мы веселые ребята,
Мы ребята-октябрята.
Так прозвали нас не зря
В честь победы Октября.
Все привыкли мы к порядку.
Утром делаем зарядку
И хотим отметку «пять»
На уроках получать…
Марш октябрят (1967г.)
Музыка: Михаил Раухвергер.
Слова: Ольга Высотская.
Мы — весёлые ребята,
Мы — ребята-октябрята.
Так назвали нас не зря
В честь победы Октября!
Старших все мы уважаем,
Слабых мы не обижаем,
Юных ленинцев отряд —
Октябрятам старший брат!
Все привыкли мы к порядку,
Утром делаем зарядку,
И хотим отметку «пять»
На уроках получать!
Мы читаем и считаем,
На Луну слетать мечтаем,
Будем крепко мы дружить
И стране родной служить!
Мы — весёлые ребята,
Мы — ребята-октябрята.
Так назвали нас не зря
В честь победы Октября!
В 1970 году в СССР в честь 100-летия В.И.Ленина у пионеров стартовал Всесоюзный марш пионерских отрядов, а у октябрят игра-путешествие «Октябрята по стране Октября».
Значок «Октябрята по стране октября» Октябрятский вымпел
Ежегодно по итогам этапов игры победители отмечались значками «Октябрята по стране октября» и наградными вымпелами «Лучшему октябрятскому звену».
В 1980 году композитор С.Соснин и поэт М.Садовский посвятили песню этому проекту с созвучным названием «Идут октябрята по стране Октября».
Источник
Музей СССР «20-й век»
Ретро, воспоминания, ностальгия.
Как шагали октябрята по стране октября
«Все мы родом из детства», — сказал классик. Сейчас я солидная мать семейства, где воспитываются трое ребят, но живы, живы воспоминания о золотой поре октябрятского детства. Помню, что звездочка, прикрепленная в знаменательный день к лямке школьного фартука, навсегда отучила меня врать. Нет, не подумайте, что была я завзятой врушкой, но бывали такие моменты, когда ради пользы могла покривить против правды. Когда же на груди засветилась звездочка, это стало для меня совершенно невозможным. Поняла я это, когда мы на переменке прыгали через скакалку и настал момент, когда прямо захотелось сжульничать, но подружка моя потребовала: «Скажи честное октябрятское, что правда», и вот тут-то язык мой отказался произнести ложь. «Честное октябрятское» — это стало нерушимой клятвой, преступить которую было совершенно невозможно.
Много хорошего дало в нашем воспитании октябрятское и пионерское детство. Мы учились думать не только о своих мелких делишках, но и интересах других людей и о Родине. Помогали стареньким бабушкам и ветеранам, работали на колхозных полях и фермах, собирали металлолом и макулатуру. Расскажу, как во втором классе соревновались мы, кто больше соберет макулатуры. Кинули нам клич, объявили личное соревнование, что вообще было редкостью, обычно мы соревновались классами. Победителям обещалась награда в виде ценных для нас значков — «Октябрята по стране октября». Такие мы видели у третьеклашек, и очень ими восхищались.
И вот мы ринулись опустошать все залежи старых газет, журналов и книжек, каковых в каждом доме была уйма — в прошлые времена выписывалось много периодики. Собирая бумагу, мы не забывали интересоваться, как идет дело у других участников соревнования. У меня куча макулатуры росла с каждым днем, и наконец, в соперниках остался только мой закадычный дружок Колька Снегирев — у него тоже была внушительная гора. Значок получить хотелось, и на помощь были призваны родители. Мама принесла из школы, где она работала учителем, пачку исписанных тетрадок и рваных книжек из библиотеки. «Ну теперь-то Кольке меня точно не догнать», — радовалась я.
Момент истины наступил, когда все мы принесли в школу собранную бумагу. Наши с Колькой кучи несли папы — нам они были не под силу. Когда их взвесили, оказалось, что у соперника моего макулатуры на полтора килограмма больше. Слезы закипели у меня в глазах — так хотелось почетный значок! Старалась не подать виду и шмыгать носом незаметно — ну как будто у меня насморк открылся внезапно.
Оказалось, горевала я напрасно. На последней в учебном году линейке нам с Николаем обоим вручили желанную награду за первое и второе место. Как же трепетало сердце, когда директриса с похвальными словами приколола мне значок!
Он и сейчас хранится в шкатулке вместе со звездочкой, пионерским значком и значком «орленка», с серебряной медалью за окончание школы. Они — реальные свидетели событий дней минувших. И рассказывая детям о том, как мы жили во времена СССР, я показываю им эти весточки из моего детства, из нашей прошлой жизни.
Источник
Октябрятское движение в СССР
Работа содержит историческую справку развития, структуры и значения в советском обществе октябрятского движения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
история и значение октябрятского движения в Советском Союзе | 338 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс научных проектов школьников
В рамках краевой научно-практической конференции «Эврика»
Малой академии наук учащихся Кубани
Октябрятское движение – как социальное явление советского общества
Олейников Никита Сергеевич
8 класс, МАОУ СОШ №17,
Славянский район, г. Славянск-на-Кубани
Сидорова Ирина Михайловна,
Учитель истории и обществознания
г. Славянск-на-Кубани 2011 г
Октябрятское движение – как социальное явление советского общества
1. История формирования октябрятского движения
2. Структуры и задачи октябрятского движения – как части общей структуры воспитания советского общества
3. Воспитательные задачи октябрятского движения
4.Системы воспитательной работы с октябрятами в Советском Союзе
Список использованной литературы и источники
1. Социологический опрос
2. Структура октябрятского движения
3. Октябрятские атрибуты
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что октябрятское движение в советском обществе являлось первой ступенью вовлечения подрастающего поколения в социум страны. В преддверии XXI века наша страна нуждается в возрождении идеологического воспитания молодёжи, замечательно поставленного в СССР. Многие проблемы нам приходится решать впервые. Исторически сложилось, что развитие идеологического воспитания происходит как естественный процесс в обществе,
предопределяющий во многом социальный прогресс человечества. В советском обществе воспитание человека начиналось, можно сказать, с момента его рождения. И, поэтому очень важно, чтобы в нашей современной стране, было восстановлено воспитание, построенное на формировании жизненных целей молодёжи, как в советском обществе, так как все представляющая жизнь настраивает человека на жизненные ценности.
Наша задача изучить основы октябрятского движения, его значимость в идеологическом воспитании советского общества, как первой ступени приобщения ребят к социуму страны.
Цель исследования: сформировать, научно обосновать и экспериментально проверить значимость октябрятского движения для советского общества.
- рассмотреть понятие и сущность октябрятского движения СССР;
- раскрыть особенности развития взаимодействия октябрятского движения, пионерии и комсомола;
- проанализировать правила и положения октябрятского движения в советском обществе;
- провести и обработать результаты социологического опроса об истории и значимости октябрятского движения в Советском Союзе.
Объект исследования — процесс и результат изучения и исследования октябрятского движения в советском обществе.
Предмет исследования – история октябрятского движения.
Рабочая гипотеза. Октябрятское движение было начальной ступенью приучения детей в советском обществе к самостоятельности, ответственности, целеустремлённости и жизненного энтузиазма.
Методической и теоретической основой исследования является: общенаучные концепции исторического, сравнительного, социально-психологического методов. Научные статьи и учебники, методические пособия по воспитанию, научные разработки методистов, и других специалистов в области образования и воспитания советского общества. В работе использованы социологический опрос и структурирование октябрятского движения
Практическая значимость квалификационной работы состоит в разработке и внедрении в практику средних школ основных методов октябрятского движения, как начальной ступени идеологического воспитания современных детей.
. История формирования октябрятского движения
В годы советской власти, все кто приходил учиться в 1 класс, к празднику Октября становились октябрятами. А как же иначе? Разве было когда-нибудь иначе? Первоклассники были искренне убеждены, что так было всегда.
Первым октябрятам в далеком 1924-м году было по семь лет. Они были ровесниками Великого Октября. Можно ли найти им более точно имя – октябрята ?
Это имя утвердилось в 1924-м году. Но самые первые объединения младших ребят появилось еще раньше.
— Кто идет чеканным шагом?- громко спрашивал вожатый. – Кто не устает шагать?
И весь отряд в такт своему маршу отвечал:
— Мы смелы, мы юны, мы дети коммуны. Бодра и крепка наша рать. Мы гордо и твердо рабочее дело сумеем всегда отстоять!
Улыбались рабочие у заводских проходных, приветливо махали ребятам комсомолки в красных косынках.
— Салют юной смене!
Видя все это ребята, страсть как мечтали стать пионерами, быть всюду вместе с ними.
Очень просили они старших братьев и сестер записать их в пионеры. А нередко и родители приходили в партийные комитеты, к комсомольцам и теребили: «Возьмите малолеток в отряд!» Даже на общих партийных и рабочих собраниях обсуждался вопрос о работе с детьми допионерского возраста.
И вот тогда Н.К. Крупская предложила комсомольцам объединить малышей в особые группы. Младшие группы при отрядах юных пионеров родились в Москве, в том ее районе, который расположен к югу от Москвы-реки и издавна называется Замоскворечьем. Здесь в апреле 1923 года при карандашной фабрике «Кранац» и объединились в такую особую группу ребятишки, начиная с восьмилетнего возраста.
А вскоре подобные объединения появились при пионерском отряде Первой градской больницы и отряде текстильной фабрики имени М.И. Калинина. Летом и осенью того же года группы младших возникли на Украине, в Сибири, на Кавказе. В городе Твери их называли «майчатами». В Харькове – «красными звездочками». В Иркутске и тогдашней Иркутской губернии – «муравьями», «воробьями», затем тоже «красными звездочками». На Кавказе дети («цветочки») соединялись в «букет», «букеты» составляли «садик» (группу). В Одессе «красные зернышки» собирались в «колосок». Несколько «колосьев» составляли «сноп». «Колоски» прислушивались к слову «пахаря» — пионера. «Снопами» руководил «мельник» — пионер или комсомолец. У «красных зернышек» были свои правила. «Зернышки» слушались «пахарей», — говорилось в них. – «Пахари» во всем советовались с «мельниками».
В Москве, по предложению Московского бюро юных пионеров, младших друзей пионерских отрядов назвали октябрятами. И это имя по тогдашним временам непривычно быстро распространилось повсюду. Поэтому что точным было — гордым, громким и в то же время веселым, ласковым: октябрята.
Почему 4 августа 1924 считается днем рождения октябрят?
Потому что в этот день было впервые на всю страну объявлено о создании октябрятских групп при пионерских отрядах.
ЦК РКП (б) утвердил в этот день Положение, в котором говорилось, как будут строиться, жить и работать при отрядах юных пионеров имени В.И. Ленина группы октябрят – детей от 8 до 11 лет
Форма у первых октябрят была точно такая же, как и у пионеров, — рубашки защитного цвета, у девочек темные юбки, у мальчиков короткие шорты. И девиз у них один, общий: «К борьбе за рабочее дело — будь готов!» Ответ: «Всегда готов!» основной лозунг: «Смена смене идет!» Устанавливались законы октябрят и их обычаи.
Октябрята помогают пионерам, комсомольцам, коммунистам, рабочим и крестьянам.
Октябрята стремятся стать юными пионерами .
Октябрята следят за чистотой своего тела и одеждой.
Октябрята любят работать.
Закладывая основы существования октябрятских групп, Положение, утвержденное 4 августа 1924 года, опиралось, конечно же, на опыт жизни самых первых из них – «майчат» и «зернышек», «колосков» и октябрят. Но их тогда было очень мало: в июне 1923 года насчитывалось всего 1250 октябрят. Сегодня в одной единственной школе наберется больше учеников, чем в те годы было всех октябрят вместе.
Но спустя лишь полгода после принятия Положения, к 1 января 1925 года, число их возросло почти в 100 раз! Сто тысяч триста двадцать пять мальчиков и девочек стали называться октябрятами.
В постановлении ЦК РКП (б) «О пионерском движении», принятом 24 июля 1925 года, отмечалось успешное начало работы комсомола и пионеров среди октябрят и предлагалось всем партийным, профсоюзным органам всемерно помогать комсомолу в развертывании этой работы. «Считать необходимым,- говорилось в постановлении,- продолжать постепенное расширение групп октябрят при окрепших отрядах юных пионеров, внимательно изучая все вопросы этой работы и осторожно выбирая те или иные формы и методы, приспособляя их к особенностям этого возраста»
В середине 20-х годов дела октябрятских групп распределялись на девять тематических этапов. В январе они объединялись темой «Ленин», в феврале – «Красная Армия». С начала марта по 10 апреля – «Мать-работница», с 10 апреля по май – «Первое мая». С мая по июнь шла подготовка к лагерю, а с июня по август вся лагерная жизнь разворачивалась под лозунгом «Смычки города и деревни»
С самого рождения октябрятских групп провозглашалась дружба пионеров и октябрят села и города. «Осенний поход дружбы» городских пионеров в начальные сельские школы – ежегодная веха в летописи этой дружбы.
Октябрят в те далекие годы часто называли третьей сменой, готовой встать на борьбу за дело Ленина, дело партии вслед за комсомольцами и пионерами. Это и понятно: комсомольцы – смена отцов-партийцев, пионеры – смена комсомолу, а октябрята идут на смену пионерам. Их называли тогда еще четвертым поколением борцов за торжество революции в ряду коммунистов, комсомольцев и пионеров.
Так вот, третья смена – октябрята – и в городе и в селе взялась за то, чтобы все восьмилетние ребята пошли учиться в школу (тогда начинали учиться с восьми лет, но еще не все дети и не все родители осознавали необходимость учения).
Октябрята объявили поход за «растущими и цветущими» лекарствами и собрали горы лекарственных растений.
Они совсем неплохо нянчили маленьких и играли с трехлетками и пятилетками в городских дворах, в избах на селе, в то время как мамы малышей трудились на фабрике или в поле.
Словом, выросли дела октябрят к исходу 20 – началу 30-х годов. Расширились и их ряды. К 1 августа 1930 года октябрят в стране насчитывалось уже 750 тысяч.
Рост октябрятских групп заметно сдерживала нехватка вожатых. Центральное бюро юных пионеров объявило мобилизацию пионеров и комсомольцев для работы с октябрятами. К октябрю 1930 года выдвинули из своей среды 100 тысяч вожатых октябрят – 100 тысяч «наиболее выдержанных и инициативных» друзей!
И комсомольцы выделили вожатых в октябрятские группы. На семинарах и курсах началась учеба организаторов октябрятской работы. Улучшились условия, в которых жили, трудились и играли октябрята. В подарок от комсомольцев они получали инструменты, спортивный и игровой инвентарь, для них строились игровые площадки. Все это было практической реализацией резолюции VVI съезда комсомола, в которой предлагалось, учитывая особенности сложной и трудной работы с октябрятами, укрепить руководство групп, повышать квалификацию вожатых.
Смотром дел октябрят, смотром комсомольско-пионерской заботы о них стала объявленная Центральным бюро юных пионеров Всесоюзная пятидневка октябрят, которая проходила в октябре 1930 года. Повсюду были созданы комитеты содействия пятидневке, которые руководили всей подготовительно работой.
И вот праздник, которого все ждали, пришел. На улицах с утра заиграли оркестры. Грузовики, наполненные шумливым октябрятским людом с флажками и гирляндами, разъезжали по центральным улицам городов, в селах октябрят катали на нарядно убранных подводах.
В рабочих клубах устраивались утренники с инсценировками на злобу дня, в школах проводились сборы октябрят вместе с пионерами, партийцы и комсомольцы приглашали октябрят на откровенный, задушевный разговор обо всех октябрятских делах и заботах.
Пятидневка-праздник, пятидневка-смотр надолго запомнились и детям и взрослым. Она выполнила свои задачи. Число октябрят основательно возросло. Если на 1 августа 1930 года их было 750 тысяч, то к январю 1933 – 1милион 776 тысяч 325!
Почти каждый пионерский отряд вел работу с октябрятской группой. В дружинах, где насчитывалось 400-500 октябрят, кроме освобожденного старшего вожатого, утверждался специальный вожатый октябрят. Во Дворцах и Домах пионеров для малышей создавались кружки, устраивались утренники, проводились смотры. Возрастающий методический и практический опыт игр, праздников, сборов и других занятий октябрят освещался на страницах журналов «Вожатый» и «Игрушка».
Однако наряду с успехами стали заметны и явные просчеты в организации жизни октябрят. Нередко вожатые устраивали специальный прием детей в октябрятскую группу: «Тебя примем, а ты не достоин, тебе надо изменить поведение, поработать над собой». Как надо «работать над собой», ребята не знали, «изменять свое поведение» не умели. Возникали обиды, тяжелые душевные травмы.
Постановление бюро ЦК ВЛКСМ от 4 марта 1936 года решительно осудило такую практику, октябрятами с той поры считались все дети начальных классов. К 1940 году число октябрят в стране составляло 4 миллиона.
Но вот мирную жизнь страны прервала Великая Отечественная война. Новых групп октябрят в годы войны уже не создавали. Не хватало кадров взрослых вожатых, помещений – много не хватало для радостной жизни ребят. Но пионеры, особенно пионеры-тимуровцы, по-прежнему заботились о младших друзьях. А младшие шли на подмогу пионерам: собирали в полях колоски, в лугах лекарственные травы, в лесах – грибы и ягоды; они тоже помогали фронту.
В ноябре 1957 года Пленум ЦК ВЛКСМ принял постановление, в котором говорилось: «Обязать комсомольские и пионерские организации улучшить работу с младшими школьниками. Восстановить при пионерских отрядах и дружинах октябрятские группы».
Был тщательно изучен весь предшествующий опыт, накопленный в октябрятских группах и звездочках. Для разработки педагогических, методических основ деятельности октябрят были приглашены люди, сохранившие память о былых октябрятских сборах и праздниках, играх и соревнованиях. Так начался новый этап работы с октябрятами.
В 1963 году состоялась Всесоюзная научно-методическая конференция по проблемам пионерского движения. В ряду других рекомендаций на конференции было обсуждено и принято методическое письмо «О работе с октябрятами». Оно определило задачи воспитания октябрят, наметило слагаемые системы работы с октябрятами, указало на роль учителя, пионерского отряда в организации жизни октябрят.
К этому времени 16 миллионов младших школьников были объедены в группы октябрят.
Каждый новый этап в летописи Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина приносит новое в жизнь юных ленинцев и их младших друзей – октябрят. Богаче, разнообразнее, наполненнее становятся их планы, интереснее дела. Все они тесно связаны с важнейшими событиями в жизни нашей страны, комсомола, пионерии.
В 1972 году, в канун празднования полувекового юбилея ленинской пионерии, Центральный комитет КПСС принял постановление «О 50-летии Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина». Совершенствование ее деятельности, указывалось в постановлении: «Требует дальнейшего усиления руководства ею со стороны ВЛКСМ. Необходимо и впредь улучшать содержание, формы и методы работы с детьми, полнее учитывать психологические особенности, возраст школьников, их запросы и интересы. Вся жизнь пионерской организации должна быть направлена на развитие детской инициативы и самодеятельности, вовлечение каждого пионера в ее работу. К руководству пионерскими отрядами и дружинами необходимо шире привлекать молодых педагогов, лучших производственников, студентов, старшеклассников. Усилить внимание комсомольских и пионерских организаций к работе с октябрятами, помогать им в учебе и в организации отдыха».
Десятилетие между двумя большими праздниками, большими вехами пионерской истории – полувековым юбилеи и шестидесятой годовщиной со дня ее рождения – ознаменовалось новыми общесоюзными октябрятскими делами: укрепилась традиция октябрятско-пионерских «походов дружбы», стала традиционной Всесоюзная неделя октябрят, в жизнь октябрятских коллективов вошла Всесоюзная игра «Октябрята – по стране Октября».
Структуры и задачи октябрятского
движения – как части общей структуры воспитания советского общества
Задачи растить патриотов пионерско-октябрятских форм работы детских коллективов.
Октябрята, представляют собой «младшую ветвь» детского коммунистического движения. Они не являются при этом особой организацией. Всякая общественная организация – это объедение людей, преследующее определенную общественную цель, самоуправляющееся, действующее на основе принятых всеми членами организации правил, обладающее выраженной структурой построения.
Цель, которую ставили перед собой октябрята: вырасти достойным звания пионера, юного ленинца. Были у них и правила, по которым они действовали, прежде всего, Правила октябрят, были и октябрятские обычаи, ритуалы, традиции (например, традиция становиться октябрятами накануне праздника Октября; обычай собираться на свои октябрятские сборы; ритуал октябрятской линейки). Эти обычаи, ритуалы, традиции также представляли собою своеобразные правила, организующие их жизнь.
А вот третьего и четвертого необходимых условий – системы самоуправления и объединяющей их в одно целое организационной структуры — у октябрят нет, в отличие от пионеров.
Правда, на своих сборах октябрята пробовали принимать коллективные решения, строить планы, оценивать сделанное – учатся сами собою руководить, сами управлять своими делами. Но органов самоуправления, подобных совету отряда, совету дружины, они не имели. Лишь звездочки выбирали своих командиров.
В организационном Положении о детской коммунистической организации юных пионеров имени В.И. Ленина, утвержденном в 1924 году ЦК РКП (б), было сказано:
- При отряде создается группа октябрят…
- Группа состоит из 25 человек
- Группа делится на пять звеньев по пять человек (позднее звенья стали называться звездочками.)
- Руководитель группы октябрят – комсомолец, являющийся помощником вожатого отряда.
- Во главе звена стоит пионер, в помощь ему выбирается октябренок.
Каким должен быть вожатый октябрятской звездочки? Вожатый октябрят в полном соответствии с пионерским законом, прежде всего их товарищ. Этим определяется стиль его взаимоотношений с младшими
Группа состоит из звездочек, но группы не объединяются дальше в более крупные единицы, как, скажем, пионерские отряды в пионерскую дружину. Дружины у пионеров формируют далее районную пионерскую организацию, районные – городскую. Все городские и районные организации соединяются в окружную, областную, краевую, областные и краевые составляют республиканскую, а вместе они сливаются в единую и стройную Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И. Ленина.
Слово организация, кстати, происходит от латинского «организо», что значит «сообщаю стройный вид, устраиваю».
Октябрятская группа – самое крупное объединение у октябрят.
Группы октябрят не возникают сами по себе. Их создают пионерские дружины и отряды. Группы октябрят и существуют сами не по себе – они живут и действуют при пионерских отрядах, а если менее двадцати пионеров и нет отрядов, то группа, или несколько таких групп действую непосредственно при дружине.
Октябрята – не организация. Но октябрятские группы – не сами по себе. Они при организации пионеров, при пионерских дружинах и отрядах.
Пионерские дружины и отряды создают октябрятские группы в первых-третьих классах, каждая группа – при пионерском отряде.
Совет дружины создает штаб или совет по работе с октябрятами.
Пионерский отряд – коллективный вожатый октябрят. Отряд выделяет вожатых октябрятских звездочек, но каждый пионер отряда участвует в работе с октябрятами, стремится, чтобы малышам было интересно, весело. Вовлекает их в пионерские дела, помогает выполнять Правила октябрят. Каждый ленинец во время пребывания в пионерской организации работает с октябрятами.
Каждого пионера привязывает к постоянной заботе об октябрятах его пионерской закон: «Пионер – товарищ и вожак октябрят»
О самих октябрятах Положение, о пионерской организации говорит следующее:
Октябрятская группа делиться на звездочки. В каждой звездочке по пять-шесть октябрят.
На левой стороне груди ребята носят октябрятскую звездочку.
Группа октябрят имеет красный флажок.
Жизнь, дела, поведение октябрята строятся в соответствии с
Октябрята – будущие пионеры.
Октябрята – прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Октябрята – правдивые и смелые, ловкие и умелые.
Октябрята – дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Итак, мы видим, что октябрятские группы теснейшими узами связаны с пионерскими отрядами и дружинами, комсомольскими организациями, составляя три последовательные жизненные ступени идейного, гражданственного, трудового и нравственного становления юного поколения страны. Эта теснейшая связь характеризует с другой стороны один из важнейших параметров системности воспитания.
Состоявшийся в мае 1982 года XIX съезд ВЛКСМ в числе многих важнейших задач, которые призваны решать комсомольцы, назвал в своей резолюции и эту: «Больше внимания уделять октябрятам».
В рапорте Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина XIX съезду ВЛКСМ юные ленинцы записали: «Октябрята – пионерская смена страны. Мы выполняем важнейшее поручение комсомола – быть коллективными вожатыми 13 миллионов октябрят».
Всесоюзная ленинская пионерия уверенно вступила в свое седьмое десятилетие. В новой программе Всесоюзного марша юных ленинцев заботой о младших друзьях-октябрятах проникнуты маршруты, все направления деятельности пионерских отрядов и дружин.
Сказанное выше убеждает нас в том, что, не являясь самостоятельной детской общественной организацией, октябрятские группы представляли собою тем не менее общественные коллективы младших друзей и помощников пионеров и комсомольцев, жизнь и дела которых помогали октябрятам в принятии позиции пионера – юного ленинца, а затем комсомольца-ленинца. Комсомольцы и пионеры оказывали постоянное организующее и воспитывающее влияние на октябрят, и их коллективы.
Октябрятская группа была первым в жизни ребенка коллективом с общественной направленностью жизни – есть вместе с тем коллектив воспитательный. Будучи частью воспитывающей деятельности комсомольской и пионерской организации в школе, работа с октябрятами представляла собой органичную часть всей воспитательной работы школы.
Источник