- Когда появились и где используются двухэтажные вагоны
- Двухэтажные поезда
- Главные особенности
- Направления движения
- Преимущества и недостатки
- Думали, что двухэтажный поезд — шаг в будущее, но реальность сильно разочаровала. Нашли только один плюс путешествия на нём
- Двухэтажные поезда: мировой опыт
- Подписаться
- Поделиться
Когда появились и где используются двухэтажные вагоны
Опубликовано 10.10.2019 · Обновлено 04.02.2021
Когда появились и где используются двухэтажные вагоны.
В этой статье рассматриваются железные дороги, на которых используются транспортные средства более одного уровня, и показаны некоторые примеры. О том, как они развивались, на примерах с картинками, на пассажирских и грузовых вагонов в разных странах.
Предыстория
Стремясь улучшить пропускную способность, некоторые железные дороги ввели двухэтажные или даже трехэтажные поезда. Трехэтажные поезда обычно ограничиваются перевозкой грузовых поездов, но некоторые двухэтажные поезда были построены как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. В разработке транспортных средств с более
чем один уровень, есть некоторые ограничения, которые должны быть приняты во внимание. Конечно, первая проблема это размер, пройдет ли транспортное средство по всему железнодорожному пути по которому он должен работать. Усилия по обеспечению требований к размерам, привели к некоторым интересным решениям по дизайну, но в целом высоту вагонов удалось сделать приемлемой для большинства железных дорог.
Вторая важная проблема, которую нужно решить, это вопрос веса. Железные дороги ограничены весовыми ограничениями конструкций вдоль линии. Они обычно называются «пределами гражданского строительства» или ограничениями, которые накладываются на различные типы рельс. Ограничения, налагаемые инженерами-строителями, обычно выражаются в терминах «нагрузка на ось» в тоннах.
Например, многие линии в Европе ограничены нагрузкой на ось в 22,5 тонны, тогда как в Великобритании и России верхний предел обычно составляет 25 тонн. В США некоторые тяжелые магистрали допускают нагрузки на ось до 40 тонн США или 30 тонн в Китае.
Эксперимент в Великобритании
Многие маршруты в обширной пригородной сети к югу от Лондона достигли своей пропускной способности конец второй мировой войны в 1945 году и были найдены способы улучшить их без дорогостоящих удлинение платформы для более длинных поездов. Считалось, что ответом был двухэтажный поезд и экспериментальная электрическая множественная установка с 8 поездами была введена в ноябре 1949 года. Она была построена в соответствии с традиционной схемой южной железной дороги с «хлопающими» дверями для каждого тамбура на нижнем уровне. Отсеки сидений верхнего уровня заполнялись пассажирами с помощью лестницей на каждом тамбуре. Невозможно было обеспечить ровный верхний этаж параллельной посадкой пассажиров. Загрузка поезда была медленной, и это было основной причиной того, что двух этажные вагоны не были там приняты.
Европа
Большинство маршрутов в Европе имеют большую ширину колеи, чем доступно в России и на других железных дорогах мира. Поэтому там много где ввели двухпалубный подвижной состав по более плотно используемым линиям. Во Франции есть большое количество двухпалубных конструкций, одна из которых показан на диаграмме ниже.
Этот пример типичен для проектов, используемых на пригородных линиях вокруг Парижа и других крупных городов в Европа. Пассажирская зона расположена между вагоном, так что нижний этаж палубы может быть слегка утоплен и таким образом достигается нужная высота, выделяемая для верхней палубы. Входные двери предусмотрены так, чтобы позволить быструю погрузку и разгрузку. Несмотря на популярность пригородных линий, французы ввели двухпалубный TGV (высокоскоростной поезд). Это был «дуплекс» TGV, как его называют.
Северная Америка
Преимущества большой допустимой нагрузки на ось и использование высокотехнологичных железнодорожных рельс, дали возможность широко использовать двухуровневые вагоны на железных дорогах Северной Америки. Двухуровневые или двух этажные вагоны, как они их называют, получили применение гораздо шире, чем в Европе. Популярный дизайн, впервые представленный в Торонто, Канада, в 1977 году, сейчас используется на ряде пригородных и междугородние маршруты в США и Канаде. Машина выглядит так:
Дизайн отличается от французской модели, описанной выше, тем, что есть три уровня сидения. Самый низкий — между двумя боковыми входными дверями, промежуточный уровень — над грузовыми. Верхний уровень имеет больше места для сидения.
Поезда, как правило, выпускаются в двух типах: приводной прицеп, называемый в США «кабиной», и прицепная машина. Они обычно используются в двухтактном формировании с локомотивом на одном конце. Отличительная сужающаяся форма этих вагонов делает их мгновенно узнаваемыми. В настоящее время в Северной Америке используется более 500 поездов такого типа. Другие конструкции также используются, но им не хватает конусообразных концов, и в некоторых версиях в центре каждой двери имеется только одна дверь, со стороны машинного отделения. Многие из этих поездов выполнены в виде галеры, где верхняя палуба выступает как галера, над главной (нижней) палубой.
Следует упомянуть об Азии, где у японцев есть ряд современных пассажирских поездов с двухэтажными вагонами, и о Гонконге, где появился новый двухэтажный поезд, между Коулун и Гуанчжоу. Кроме того, обширная пригородная сеть имеется в Сиднее, Австралия полностью управляются двухпалубными электрическими поездами.
Двухэтажные поезда в России
Идея двухэтажного поезда владела умами инженеров еще в позапрошлом веке. Результатом разработок стал выпущенный на Тверском вагоностроительном заводе в 1905 году двухэтажный вагон. Предназначался он для дальних перевозок, и первый этаж отводился для животных и домашнего скота.
В СССР несколько раз предпринимались попытки пустить двухэтажные поезда. Сначала пробовали закупать вагоны производства ГДР. Они курсировали на некоторых пригородных маршрутах. Затем были попытки создать собственные варианты. Ленинградский завод имени Егорова выпустил прототип, в котором первый этаж был спальным, а второй – с сидячими местами. Дальше пригородных и показательных запусков дело не пошло.
С 2007 года в РЖД работали над проектом двухэтажных поездов. Искали технологии, формировали заказ. Двухэтажные вагоны взялся изготовить тот самый Тверской вагоностроительный завод, в 2013 году первый двухэтажный вагон был сдан заказчику. И в том же году двухэтажный состав двинулся по маршруту Москва – Адлер.
Сейчас составы с двухэтажными вагонами курсируют на 10 маршрутах. В основном, двухэтажными являются фирменные скорые поезда.
Источник
Двухэтажные поезда
Железнодорожный транспорт пользуется большой популярностью в основном из-за доступной цены на билеты. К тому же поездом можно добраться практически в любой уголок страны. В южных направлениях и по некоторым другим маршрутам поезда наиболее востребованы. Чтобы удовлетворить спрос пассажиров, компания «РЖД» стала использовать двухэтажные составы. Стоит разобраться в их основных особенностях и отличиях.
Главные особенности
Первые вагоны на два уровня стали курсировать в России с 2013 года. До 2020 года «РЖД» планирует заменить одноэтажные составы на двухэтажные поезда во всех популярных направлениях. Внешне они практически не отличаются. Их высота выше всего на 0,5 м, а вес больше на 8 тонн. Но внутри пространство обустроено так, что вместительность пассажиров превышает почти в 2 раза.
Среди основных особенностей стоит отметить отсутствие плацкарта. В двухэтажных поездах имеются только купейные вагоны (64 места) и спальные (30 мест). В состав поезда обязательно включен штабной вагон. Также к услугам пассажиров работает ресторан с баром и зоной, где установлены столики. Санузлы с биотуалетами располагаются на первом этаже. На первом уровне находится и купе проводника, где при желании можно приобрести напитки, кондитерские изделия, печатные издания.
Направления движения
Сейчас по российским железным дорогам курсирует 12 двухэтажных поездов. Большая часть из них ездит из столицы в такие города:
Из Адлера также курсируют поезда такого типа в Ростов и Санкт-Петербург.
Применение двухэтажных составов наиболее востребовано в южном направлении. С появлением новых вагонов удалось решить проблему высокого спроса среди пассажиров, при этом без повышения стоимости проезда.
Преимущества и недостатки
Пассажиры, которым довелось воспользоваться новыми вагонами, смогли оценить их преимущества:
- высокая скорость передвижения (до 160 км/ч);
- комфортный микроклимат (работают кондиционеры);
- чистота и порядок в вагонах;
- наличие биотуалетов, которые работают на станциях и санитарных зонах.
Среди недостатков стоит отметить отсутствие верхней багажной полки. Большие чемоданы иногда не помещаются под нижней полкой. К тому же купе стали более компактными, поэтому некоторые люди испытывают дискомфорт.
Источник
Думали, что двухэтажный поезд — шаг в будущее, но реальность сильно разочаровала. Нашли только один плюс путешествия на нём
Двухэтажные поезда – новые реалии нашего времени: всё для пассажиров. Но мне они больше напоминают какие-то скотовозы.
На обратный путь мы вынуждены были взять билеты на двухэтажный поезд. Других удобных поездов не было на этот день, а на походящий, который привёз бы нас на место в три часа ночи, мы садиться не хотели.
Почему-то мы решили, что на втором этаже будет лучше: всё не «попой по асфальту» ехать, ведь окна первого этажа находятся прямо на уровне платформы.
Двухэтажные поезда – фирменные, поэтому скидок на детей даже в учебное время (на что мы очень рассчитывали) нет. Пришлось брать билеты за полную стоимость. Ну ладно, что делать, ехать-то надо.
В них нет плацкарта, только купе.
Минус первый – лестницы. Даже путешествуя на первом этаже, лестницы вы не минуете. Только спускаться придётся на несколько ступенек вниз.
Вообще-то не критично, но для пожилого человека или мамы с ребёнком и чемоданом – тяжеловато. На второй же этаж лестница идёт с поворотом, как во дворце, только узкая. С чемоданом не очень удобно разворачиваться.
Вы пытались забраться в детский игрушечный домик? У меня первое впечатление от купе двухэтажного поезда было именно таким. Маленькие узенькие полочки (мне с моим ростом 170 было только-только).
Ширина полки – 60 см. Комфортно расположиться на ней не получится. Свисать будут или коленки или филейные части. К тому же спинка дивана нижней полки украла у меня ещё сантиметров 5 полезной площади.
Моим 60-ти килограммам было тесно на такой узкой полке. Как устраиваются более габаритные пассажиры – не знаю.
Расстояние между полками – тоже уменьшено. Багажных полок – нет, вещи можно распихать (иначе не скажешь) только под нижние полки.
Особенно остро, как мне кажется, в таких поездах встаёт проблема верхнеполочников (хотя, наверное, всем будет не очень сладко, если пассажиры верхней и нижней полки – не одна семья).
Потолок в купе двухэтажного поезда значительно ниже, на уровне багажной полки обычного вагона, а багажной полки нет вообще.
На втором этаже потолок над полкой скошен, сесть на полке не получится, вещи (если пространство под нижней полкой занято) деть некуда.
Билет на нижнюю полку стоит дороже, поэтому, получается, пассажир нижней полки имеет полное право игнорировать проблемы верхнего.
Коридор в вагоне очень узкий, откидных сидений (как в обычных одноэтажных купейных вагонах) – нет. Выйти посидеть в коридор – не получится, так же, как и посмотреть в окно с верхней полки.
В поезде сильно болтает. Нет, не так. В поезде на втором этаже ОЧЕНЬ СИЛЬНО БОЛТАЕТ! И не просто болтает, а укачивает. Возможно, на первом этаже болтанка меньше, не знаю…
Поэтому людям, страдающим морской болезнью нужно хорошо подумать, прежде чем брать билеты на второй этаж двухэтажного поезда.
Сердце любого поезда – титан с кипяточком. В двухэтажном титана, в нашем понимании, нет. За кипятком приходится идти к проводникам.
У них стоит что-то вроде электрического кулера. Вода там (по крайней мере, нам так показалось) до кипения не нагревается. Или проводники её специально не кипятят? Но чай на их воде не заваривался.
Отдельный квест – подняться на второй этаж с кипятком и не ошпариться.
Отсюда совет: если едете на двухэтажном поезде (да и вообще), берите с собой термос. Очень удобно: и кипяток не разольёте, и вода всегда горячая у вас в наличии (утром иногда не бывает).
Туалеты. Извечная проблема поездов. В двухэтажном туалеты ничем не отличаются от туалетов в обычном поезде. Разве что почище и бумага есть всегда. Туалеты — только на первом этаже, но зато три штуки. Много или мало – зависит от обстоятельств.
Смотрите сами: в обычном на 9 купе (36 человек) два туалета. В двухэтажном на 16 купе (64 человека, по 8 купе на каждом этаже) – 3 туалета. Для сравнения, в плацкарте на 54 человека – 2 туалета, но мы же про дорогой фирменный.
Wi-Fi. Обещанный вайфай на втором этаже не ловил от слова совсем. На первом – местами, но очень редко.
Теперь – про плюсы. На обычном скором из Москвы до Лазаревского мы добирались 1,5 суток, на двухэтажном – меньше суток.
Поэтому ехать на двухэтажном поезде, особенно, если заранее знать, что тебя ждёт в пути, не так уж и страшно. Неудобства вполне можно и перетерпеть, зато экономия времени — существенная.
Но в следующий раз я бы брала только первый этаж!
Источник
Двухэтажные поезда: мировой опыт
Подписаться
Поделиться
РЖД запустила поезда с двухэтажными вагонами. Новые составы соединят две столицы: Петербург и Москву. В каждом вагоне могут путешествовать до 64 пассажиров. Купе оборудованы всем необходимым для комфортного передвижения: спальное место, стол, зеркало, полочки для мелких вещей, светильники, лестницы для подъема на верхнее место и розетки. Все вагоны оборудованы кондиционерами, а окна застеклены стеклопакетами. Для людей с ограниченными возможностями разработаны специальные отдельные купе и подъемные механизмы на второй этаж.
Двухэтажные вагоны РЖД
Двухэтажные вагоны РЖД
Двухэтажные вагоны РЖД
Двухэтажные вагоны РЖД
Двухэтажные вагоны РЖД
Двухэтажные вагоны РЖД
Двухэтажные вагоны РЖД
После запуска российских двухэтажных поездов, редакция сайта «Собака.ru» не удержалась и решила изучить мировой опыт. Д вухъярусные вагоны давно используются в США, Канаде, Японии, Голландии, Бельгии, Швейцарии, Австрии, Израиле и других странах мира.
Bombardier, Израиль.
Модель двухэтажного пассажирского поезда, выпускаемого немецкой компанией Bombardier. Нынешняя версия имеет возможность разгоняться до скорости 160 км/ч. В зависимости от конфигурации каждый вагон может перевозить от 100 до 150 пассажиров.
TGV Duplex, Франция.
В составе поезда два головных и восемь двухэтажных пассажирских вагонов вместимостью до 1024 пассажиров. Максимальная скорость движения — 320 км/ч.
IC 2000, Швейцария.
Первый двухэтажный поезд, который использовался для поездок на всей территории Швейцарии и между городами в Европе. В составе поезда может находиться до 10 вагонов общей вместимостью до 1000 мест. Максимальная скорость движения — 200 км/ч.
OMNEO, Франция.
Первый электропоезд в мире, в составе которого чередуются простые и двухэтажные вагоны. Вместимость — 680-1380 пассажиров (в зависимости от длины состава и рассадки). Максимальная скорость движения — 200 км/ч.
Shinkansen E1-14, Япония.
В составе поезда — 16 вагонов вместимостью до 1235 человек. Максимальная скорость движения — 240 км/ч. В данный момент двухэтажные поезда в Японии сняты с эксплуатации.
EMU VIRM, Нидерланды.
Вмещает 407 сидящих и 186 стоящих пассажиров. Максимальная скорость движения — 160 км/ч.
MultiLevel Coach, Канада, США.
Вместимость — 136-276 человек (в зависимости от длины состава и рассадки). Максимальная скорость движения — 160 км/ч.
Regionale Veloce, Италия.
Региональные поезда Италии, которые курсируют только в определенной зоне, или между двумя соседними регионами. Путешествие в таких поездах рассчитано на 30-80 минут. Скорость региональных поездов – от 90 до 140 км в час.
ЭШ2, Швейцария.
Двухэтажный электропоезд производится швейцарской фирмой Stadler Rail AG для эксплуатации на территории России. Вместимость — 396-700 пассажиров (в зависимости от длины состава и рассадки). Максимальная скорость — 160 км/ч.
TWINDEXX Express, Швейцария.
Самый длинный поезд в истории Швейцарии. В составе поезда — 16 вагонов вместимостью до 1400 человек. Максимальная скорость — 230 км/ч.
Источник