Вопрос №11: Избирательные реформы 19 века. Двухпартийная система
Избирательное право: основную массу депутатов нижней палаты (467 из 658) «выбирали» мелкие города и деревеньки — местечки («гнилые» — старые, давно оставленные деревни; «карманные» — принадлежали крупным землевладельцам). Голосование открытое, избирателям заранее указывали, за кого те должны голосовать, и наказывали выселением за непослушание. В среднем, на одно местечко приходилось 12 избирателей и по 2 депутата. Город Лондон со своим полумиллионным населением (конец 18 века) посылал 4 депутатов. Между тем в Англии выросли новые города в связи с промышленной революцией 18 века. Города — средоточие буржуазии. Но именно города либо вовсе не избирали, либо избирали такое число депутатов, которое никак не соответствовало численности населения.
1832 год — Акт о народном правительстве, предложенный правительством вигов, стал законом; ее основные моменты:
более 50 местечек — из тех, что «гнилые», — были вовсе лишены представительства в парламенте;
еще 30 местечек должны были удовольствоваться сокращением числа депутатов;
освободившиеся 143 места были отданы: 66 — «большим густо населенным и богатым городам», 65 — графствам, остальные — Шотландии, Ирландии, Уэллсу;
уменьшены расходы на избирательные кампании;
голосовать имело право «всякое совершеннолетнее лицо мужского пола, не подлежащее поражению в правах», арендующее земли или имения на срок не менее чем 60 лет, с чистым доходом не менее 10 фунтов в год.
для внесения в списки избирателей нужно было проживать в течение ближайших 60 календарных месяцев или в самом месте или в пределах 7 миль от данного места.
Таким образом, править Англией уполномочивался собственник.
1867 год — Акт о народном правительстве распадался на две части:
новое распределение мест в парламенте: львиная доля мандатов, отнятых у «гнилых» местечек, досталась графствам (30 из 53). Крупные города по-прежнему посылали ничтожное число депутатов — 34 из 560;
избирательный цент: расширение ценза — право голоса получали не только те, кто уплачивал 10 фунтов стерлингов арендной платы. Если дом был обложен налогом в пользу бедных (а таких домов было много), право голоса получали все те наниматели небольших квартир, которые его вносили. До 1867 года они уплачивали налог через посредство домохозяина, и только он считался «налогоплательщиком». Реформа возводила в этот ранг всякого, кто уплачивал налог и тем самым расширяла круг избирателей.
1872 год — вводится тайное голосование.
1884 год — Акт о народном представительстве:
каждый мужчина (домовладелец и квартиронаниматель) имеет право голосовать, если помещение находится в графстве Англии и Шотландии или графстве и городах Ирландии;
каждый мужчина, владеющий в графстве или городе землей или помещением (с доходом не менее 10 фунтов стерлингов), может зарегистрироваться как избиратель и голосовать;
избиратель, владеющий собственностью в городе, не может голосовать в графстве.
1885 год — Акт о перераспределении мест: в графствах — введение избирательных округов, каждый из которых избирает одного члена парламента. По системе относительного большинства, если, например, при 1000 голосующих по трем кандидатам голоса разбивались так, что один получал 400, а два других по 300 голосов, избранным считался тот, за кого голосовало 400. То, что избранный не имел за собой большинства избирателей, не принималось во внимание. Считалось, однако, что депутат должен защищать интересы не только тех, кто его избрал, но и всего избирательного округа в целом.
Парламент избирался на 7 лет. Классовый компромисс дворянства и буржуазии сохранял силу, однако преобладающее положение перешло к буржуазии.
Действие английской двухпартийной системы в течение всего 19 века: победившая на выборах партия приходит к власти (формирует правительство); побежденная — переходит в оппозицию. С течением времени оппозиция становится частью английской государственной системы. Правительство составляется, как правило, из наиболее ответственных руководителей данной партии. Правительство — это орган управления, который управляет отраслевыми функциями. Премьер правительства — это глава/член победившей на выборах в парламент партии. Способ формирования кабинета министров определялся самим премьером. В кабинет министров входил наиболее узкий костяк членов.
Источник
Двухпартийная система
Двухпартийная система — тип партийной системы, при котором только две политические партии («партии власти») имеют реальные шансы выиграть выборы. Обычно это означает, что все или почти все выборные парламентские места занимаются депутатами двух партий, получающих большинство голосов, а также то, что эти партии попеременно формируют правительство в парламентских демократиях или получают президентский пост в президентских. Коалиционные правительства достаточно редки в двухпартийных системах, хотя каждая из двух партий сама по себе может быть и коалицией.
Двухпартийные системы чаще всего появляются в ситуациях, когда выборная система, используемая в голосованиях, заметно уменьшает возможности третьей и меньших партий, например, в ситуациях, когда количество голосов, полученных партией в целом по стране, не прямо пропорционально количеству мест, которые партия получает в парламенте. Такая ситуация, например, бывает при выборах по одномандатным округам.
Двухпартийная система широко распространена в англоязычном мире, например, в Великобритании и США.
Двухпартийная система в США окончательно сложилась в середине XIX века, и с начала XX века на президентских выборах маловлиятельные и недолгоживущие «третьи» партии и силы редко добивались хотя бы относительно значительных результатов (27 % и второе место в 1912, 19 % в 1992, 17 % в 1924, 14 % в 1968).
В Советском Союзе двухпартийная система критиковалась как «уловка буржуазии с целью отвлечения трудящихся от их коренных интересов». Ленин указывал: «так называемая „система 2-х партий“, царившая в Америке и в Англии, была одним из самых могучих средств помешать возникновению самостоятельной рабочей, т. е. действительно социалистической партии» [1] . (Там же он отмечал: «Народ обманывали, отвлекали от его насущных интересов посредством эффектных и бессодержательных дуэлей двух буржуазных партий».) Также двухпартийных (как и реально-многопартийных) систем не было ни в одной социалистической стране.
В России после 1991 года
Постсоветская Россия была близка к реальной конкурентной двухпартийности в 1999 году, когда правящие элиты сформировали две «партии власти» — общественно-политические объединения и парламентские фракции в Госдуме 3-го созыва «Единство» и «Отечество—Вся Россия», которые, однако, позже (в конце 2001 года) объединились в одну пропрезидентскую партию «Единая Россия».
24 марта 2006 года состоялась встреча замглавы президентской администрации Владислава Суркова с председатель Российской партии Жизни Сергеем Мироновым и 30 депутатами от Российской партии Жизни. На встрече Сурков впервые открыто сформулировал идею построения в стране двухпартийной системы, при которой в зависимости от обстоятельств Кремль смог бы опираться на одну из двух системообразующих партий. [2] Сурков описал проблему следующим образом: «Нет у общества „второй ноги“, на которую можно переступить, когда затекла первая. В России нужна вторая крупная партия», которой по замыслу президентской администрации, должны в перспективе отойти голоса, которые сейчас собирают партии «левого уклона и с сильным националистическим привкусом». При этом роль «главной ноги» на ближайшие годы Сурков оставил за единороссами: «Самой крупной партией, вокруг которой еще значительное время будет строиться политический процесс, на мой взгляд, конечно, должна быть „Единая Россия“». Владислав Сурков посоветовал активистам РПЖ опираться на протестный электорат, а не на административный ресурс: «Лучше этот электорат [протестный], который настроен против всех видов администрации, окажется привлечен к вам, чем к деструктивным силам». Стенограмма встречи была опубликована 16 августа 2006 года. [2] [3]
Появившаяся в 2006 году партия «Справедливая Россия» при некоторой поддержке президента В. В. Путина позиционировала себя как конкурент «Единой России» в рамках потенциальной двупартийной системы.
Однако в результате того, что в ходе думских выборов 2007 года В. В. Путин политически возглавил партию «Единая Россия», которая одержала на выборах абсолютную победу, к концу 2007 года в России сложилась политическая система с доминирующей партией, при которой «Единая Россия» располагает в Думе конституционным квалифицированным большинством и, формально не формируя правительство, фактически является «руководящей и направляющей силой» российского общества подобно КПСС в СССР.
Источник
ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .
Смотреть что такое «ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА» в других словарях:
Двухпартийная система — Двухпартийная система тип партийной системы, при котором только две политические партии («партии власти») имеют реальные шансы выиграть выборы. Обычно это означает, что все или почти все выборные парламентские места занимаются депутатами… … Википедия
Двухпартийная система — (англ. two party system) существующая в некоторых странах система, при которой две крупнейшие партии периодически сменяют друг друга у власти (напр., в США республиканская и демократическая партии). При Д.с. не исключено существование и др.… … Энциклопедия права
ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА — распространенное определение политической системы ряда государств, при которой существуют две ведущие партии (напр., в США Республиканская и Демократическая) … Большой Энциклопедический словарь
Двухпартийная система — распространённое определение политической системы ряда государств, при которой две ведущие партии (в США Республиканская и Демократическая) ведут борьбу за власть … Исторический словарь
Двухпартийная система — распространенное определение политической системы ряда государств, при которой существуют две ведущие партии (напр., в США Республиканская и Демократическая). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
двухпартийная система — распространённое определение политической системы ряда государств, при которой существуют две ведущие партии (например, в США Республиканская и Демократическая). * * * ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА, распространенное определение… … Энциклопедический словарь
ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА — характеристика организации политической жизни общества и осуществления власти, строящаяся на попеременном нахождении у власти одной политической партии и пребывании в оппозиции другой. Соотношение их сил отражается на выборах депутатов парламента … Энциклопедический словарь конституционного права
ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА — (two party system) политическая система (существующая, например, в Великобритании или США), при которой в избирательном соперничестве господствуют две основные партии. Как правило, одна партия представляет левое крыло , а другая правое крыло , но … Большой толковый социологический словарь
Двухпартийная система — (англ. two party system) существующая в некоторых странах система, при которой две крупнейшие партии периодически сменяют друг друга у власти (напр., в США республиканская и демократическая партии). При Д.с. не исключено существование и др.… … Большой юридический словарь
двухпартийная система — Политическая система ряда капиталистических государств, при которой две основные в стране партии сменяют друг друга у власти (характерна для США, Великобритании и некоторых других стран) … Словарь многих выражений
Источник
Двухпартийная система
ДВУХПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА — принятое в литературе название политической системы в странах, где две партии периодически сменяют друг друга у власти. При двухпартийной системе не исключено существование других партий, которые, однако, в силу различных причин обычно не играют большой политической роли. В наиболее чистом виде двухпартийная система сложилась в Англии и США. В Англии двухпартийная система сформировалась в 18 веке, когда тори и виги боролись за власть. На смену этим партиям и на их основе в середине 19 века сложились Консервативная и Либеральная партии. Первая является и поныне ведущей партией крупного капитала; с 20-х годов 20 века место второй крупнейшей политической партии заняла Лейбористская партия. В США появление двухпартийной системы относится к периоду после войны за независимость (конец 18 века). Сначала это были партии федералистов и республиканцев. В 19 веке появились партия вигов и Демократическая партия, в которой преобладание полечили плантаторы-рабовладельцы. В 1854 году на основе партии вигов образовалась Республиканская партия, являвшаяся тогда партией промышленной буржуазии Севера. Окончательно двухпартийная система в США выкристаллизовалась после гражданской войны (1861-1865). По мере развития капитализма и особенно в период перерастания его в монополистический капитализм различие между этими партиями начало стираться. Республиканская и Демократическая партии превратились в партии крупного монополистического капитала *. В 1912 году В. И. Ленин отмечал: «Эта так называемая „система 2-х партий», царившая в Америке и в Англии, была одним из самых могучих средств помешать возникновению самостоятельной рабочей, т. е. действительно социалистической партии» (Соч., т. 18, с. 374).
Двухпартийная система и связанная с ней внешне эффектная политическая «борьба» между двумя партиями используются господствующими классами как средство для отвлечения масс от действительной борьбы за права народа. См. также ст. Соединенные Штаты Америки, Великобритания, статьи о политических партиях США и Великобритании.
И. А. Белявская. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК — ИНДОНЕЗИЯ. 1964.
* К началу XIX века содержательное различие между демократами и республиканцами почти полностью сгладилось. В обеих партиях центральный аппарат был поставлен под контроль так называемыми (в политологической литературе) «неоконами». Это ставленники глобальных структур, чьё богатство и влияние созданы за счет спекулятивных финансовых операций. Их активы измеряются триллионами, но представлены преимущественно разного рода «ценными бумагами». Но несмотря на их финансовую мощь, в США должность президента 20 января 2017 года перешла под контроль структур, делающих ставку (по крайней мере, в публичных заявлениях) на восстановление реального сектора экономики, для чего был использован аппарат Республиканской партии. Аппарат же Демократической партии стал главным институтом, через который действуют глобальные спекулянты виртуальными «ценными бумагами». Впрочем, это разделение тоже условно и изменится при первом же политическом кризисе.
Источник