Еаэс год создания страны

Евразийский экономический союз. Цели и история создания

Содержание

Общие положения

Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.

Целями создания ЕАЭС является:

  • всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик;
  • создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения.
  • функционирует внутренний рынок товаров;
  • применяется Единый таможенный тариф ЕАЭС [1] и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
  • действует единый режим торговли товарами в отношении третьих стран;
  • осуществляется единое таможенное регулирование;
  • осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).

В отношении третьих стран ЕАЭС применяются единые меры нетарифного регулирования, такие как:

  • запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
  • количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
  • исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
  • автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
  • разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.

Государства–члены Евразийского экономического союза

Российская Федерация с 1 июля 2010 года
Республика Беларусь с 6 июля 2010 года
Республика Казахстан с 1 июля 2010 года
Республика Армения с 10 октября 2014 года
Кыргызская Республика с 23 декабря 2014 года
Читайте также:  Экономические теории развивающиеся страны

История формирования Евразийского экономического союза

Официальной датой начала формирования Таможенного союза можно считать 1995 год, когда между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Беларусь было заключено Соглашение о создании Союза. Целью данного Соглашения было налаживание экономического взаимодействия между сторонами, обеспечение свободного товарообмена и добросовестной конкуренции.

26 февраля 1999 года был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Участниками Договора стали Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, а с 2006 года — Узбекистан. До начала 2000-х годов в странах-участниках активно шел процесс налаживания сотрудничества в различных областях деятельности (в том числе социокультурной, научной).

В 2000 году было принято решение об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Участниками сообщества стали Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

В 2003 году было подписано Соглашение о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Началась работа по подготовке правовой базы ЕЭП, которая в дальнейшем стала основной для функционирования Союза. Наиболее важными событиями в процессе формирования Таможенного союза стали два неформальных саммита глав государств ЕврАзЭС.

На неформальном саммите 16 августа 2006 года главы государств ЕврАзЭС приняли решение о формировании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в соответствии с которым Казахстану, Беларуси и России было поручено подготовить договорно-правовую базу. Через год, 6 октября 2007 года, на саммите ЕврАзЭС был одобрен и подписан пакет документов, положивших начало созданию правовой базы Таможенного союза (договоры о создании Единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, о Комиссии таможенного союза, протоколы о внесении изменений в Договор об учреждении ЕврАзЭС, о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним). Кроме того, утвержден План действий по формированию таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Читайте также:  Какие страны люди выбирают для миграции

Официально с 1 января 2010 года начал функционировать Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Объединившиеся государства стали применять во внешней торговле с третьими странами единый таможенный тариф и единые меры нетарифного регулирования, а также упорядочили тарифные льготы и преференции для товаров из третьих стран, начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза. Постепенно на внутренних границах стан-участниц Таможенного союза стали отменяться таможенное оформление и таможенный контроль, ликвидировались пункты принятия уведомлений.

В 2012 год вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, создающие основу для свободного движения не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.

С подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе 29 мая 2014 года страны-участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало новому более тесному взаимодействию. 10 октября 2014 года к Договору о ЕАЭС присоединилась Республика Армения. 23 декабря 2014 года был подписан Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.

Структура единого таможенного законодательства Евразийского экономического союза

В связи с формированием нормативной правовой базы Евразийского экономического союза изменяется таможенное законодательство государств-участников. Прежде всего в дополнение к действующему национальному законодательству появились еще два уровня регулирования: международные соглашения государств–участников Таможенного союза и Решения Комиссии таможенного союза (в настоящее время – Евразийская экономическая комиссия). На данный момент таможенное законодательство ЕАЭС представляет собой четырехуровневую систему:

  • Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза [2] ;
  • международные соглашения государств–участников ЕАЭС, регулирующие таможенные правоотношения;
  • решения Евразийской экономической комиссии;
  • национальное таможенное законодательство стран-участниц.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Переход на более высокий уровень интеграции потребовал серьезных изменений в нормативно-правовой базе Союза. Работа над созданием нового Таможенного кодекса велась несколько лет, процесс требовал многочисленных согласований поправок со сторон государств-членов Союза. 26 декабря 2016 года был принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который заменил Таможенный кодекс Таможенного союза, принятый в 2009 году. Новый ТК ЕАЭС вступил в силу 1 января 2018 года. Документ объединяет в себе множество международных договоров и соглашений Таможенного союза (например, Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза), которые утратят силу полностью или частично.

Таможенный кодекс ЕАЭС содержит ряд новых положений, касающихся не только структуры самого Кодекса (новый ТК ЕАЭС содержит 4 приложения, которых в ТК ТС не было), но и правил таможенного регулирования в Союзе. Так, в проекте ТК ЕАЭС обновлен понятийный аппарат, введен принцип «единого окна», заявлен приоритет электронного декларирования, внесены некоторые изменения в таможенные процедуры, реформирован институт уполномоченного экономического оператора и др.

Органы управления Евразийского экономического союза

Органами управления ЕАЭС являются:

  • Высший Евразийский экономический совет (высший орган управления)
  • Евразийский межправительственный совет
  • Евразийская экономическая комиссия (рабочий постоянно действующий орган)
  • Суд Евразийского экономического союза

Направления деятельности Евразийской экономической комиссии:

  • Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;
  • установление торговых режимов в отношении третьих стран;
  • статистика внешней и взаимной торговли;
  • промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
  • энергетическая политика;
  • естественные монополии;
  • взаимная торговля услугами и инвестиции;
  • транспорт и перевозки;
  • валютная политика;
  • охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • таможенное администрирование;
  • и другие.

Источник

Евразийский экономический союз

Экономика республик бывшего СССР на протяжении всего существования этого Союза отличалась сильной взаимной интеграцией. По этой причине после распада СССР на постсоветском пространстве возникли серьезные проблемы в экономике, поскольку годами существовавшие связи были нарушены. Очевидной стала необходимость восстановления этих экономических связей на новой основе – вопреки политическому суверенитету и жёсткому таможенному контролю на границах.

В итоге интеграционных процессов была создана международная организация региональной экономической интеграции – Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Для ее участников гарантировались свободное движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, а также координация экономической политики во многих сферах экономики.

Создание ЕАЭС было объективно необходимо, поскольку этот союз способствовал в итоге кооперации и повышению конкурентоспособности экономик стран-участниц, их всесторонней модернизации, а также создал условия для повышения жизненного уровня граждан этих стран на основе стабильного развития экономики.

На территории ЕАЭС действует единый рынок товаров, применяются единые таможенный тариф и прочие меры регулирования. Также применяется общий порядок движения товаров при взаимодействии с экономиками третьих стран.

Если товары, произведенные в странах-участницах, свободно перемещаются по их территории без таможенного и иного контроля (например, фитосанитарного), то в отношении товаров из третьих стран действуют единые меры регулирования. Это контроль ввоза/вывоза товаров, ограничения на их количество, лицензирование экспорта/импорта, единый разрешительный порядок и т.д.

Все это, с одной стороны, способствует развитию национальных экономик, а с другой стороны, защищает рынок стран-участниц от внешнего давления.

История создания Евразийского экономического союза

Постсоветские республики далеко не сразу пришли к идее создания ЕАЭС. Они прошли долгий путь, методом проб и ошибок выбирая оптимальный вариант экономического взаимодействия.

Все начиналось с идеи Таможенного союза (ТС). Три республики (Россия, Казахстан и Беларусь) первоначально договорились о применении единых таможенных правил, что существенно облегчило процесс торговли между ними. К ТС присматривались другие республики – Киргизия, Таджикистан, Узбекистан.

Постепенно нарабатывался опыт взаимодействия, и уже зашел разговор о создании (в какой-то форме) единого экономического пространства. Сотрудничества нарабатывалось не только в экономике, но и в других сферах деятельности (например, социокультурной, научной). Пробовались различные формы и экономического взаимодействия.

Новый век начался с решения Киргизии, Таджикистана, Казахстана, Беларуси и РФ учредить новую организацию – Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Однако в ходе его формирования выявилось слишком много противоречий, и это образование оказалось не слишком успешным. В дополнении к нему было создано Единое экономическое пространство (ЕЭП).

На базе этих двух формирований и начал в итоге функционировать полноценный Таможенный союз (ТС), который объединил, правда, уже только три республики – Россию, Казахстан и Беларусь. И уже затем ЕАЭС стал закономерным шагом в формировании более тесного экономического взаимодействия этих постсоветских государств.

Хронология событий

1994 год: инициатива Нурсултана Назарбаева по созданию экономического Евразийского Союза.

1995 год: подписание Соглашение о создании ТС тремя республиками.

1996 год: Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подтверждают свои намерения о сближении, подписав Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

1999 год: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают первоначальный Договор о Таможенном союзе (ТС), но через полтора года состав участников ТС изменился из-за разногласий.

2000 год: подписание Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, РФ и Таджикистаном Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание первого надгосударственного органа – суда ЕЭС.

2001 год: вступление в силу указанного договора и замена ТС правилами ЕврАзЭС.

2003 год: подписание Соглашения о формировании Единого экономического пространства (участники – РФ, Белоруссия, Украина и Казахстан).

2007 год: подписание документов о формировании единой таможенной территории и ТС в рамках непосредственно ЕврАзЭС. Начало функционирования других надгосударственных органов — Комиссии ТС и Высшего экономического совета.

2010 год: вступил в силу единый Таможенный кодекс, впервые зашла речь о более тесной интеграции в формате ЕАЭС.

2011 год: приняты первые единые технические регламенты (всего 24 штуки в течение года), а таможенный контроль начинает действовать только на внешних границах ТС.

2012 год: вместо Комиссии ТС начала работать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Присоединение Киргизии к ТС. Сформирована «дорожная карта» по формированию ЕАЭС в формате Декларации о Евразийской экономической интеграции.

2014 год: подписание Договора о создании ЕАЭС, ратификация этого документа в РФ, Белоруссии и Казахстане. Присоединение в дальнейшем к договору Киргизии и Армении.

2015 год: официальное начало функционирования ЕАЭС.

2016 год: подписание Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом.

2017 год: первой и пока единственной страной-наблюдателем в ЕАЭС стала Молдавия.

2018 год: вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС.

Государства-члены и государства-наблюдатели ЕАЭС

У истоков всех интеграционных союзов на постсоветском пространстве стояли Россия, Казахстан и Белоруссия. Именно они стали основными и первыми государствами-участниками указанного экономического союза.

Все они вступили в ЕАЭС и ратифицировали все необходимые документы в 2010 году. Это произошло:

  • для РФ – 1 июля 2010 года;
  • для Республики Казахстан – 1 июля 2010 года;
  • для Республики Беларусь – 6 июля 2010 года.

Спустя четыре года в ЕАЭС появились еще два государства-участника. Это Республика Армения (с 10 октября 2014 года) и Кыргызская Республика (с 23 декабря 2014 года).

С 14 мая 2014 года у ЕАЭС появилось первое и по состоянию на середину 2020 года единственное государство-наблюдатель. Это была Республика Молдова.

Валюта ЕАЭС

Первоначально при обсуждении документов ЕАЭС активно шло обсуждение о возможности создания единой валюты ЕАЭС. Эта идея содержалась и в проекте декларации о евразийской экономической интеграции, а основным инициатором выступала РФ.

Однако это оказался один из самых чувствительных вопросов, категорически против идеи общей валюты выступил, например, Казахстан. Тогдашний глава этого государства Нурсултан Назарбаев утверждал, что в качестве единой валюты не подходит ни одна из национальных валют стран-участниц. А белорусский руководитель Александр Лукашенко упоминал о создании некоего «нового евро».

Так что данный проект был отложен в долгий ящик, где до сих пор благополучно и находится. Введение единой валюты так и остается пока на уровне благих пожеланий. Время от времени по этой теме внезапно возникают дискуссии. Скажем, в 2014 году обсуждалась идея создания общего «алтына» или «евраза» в сроки примерно до 2025 года.

Но по-прежнему такую идею категорически не приемлют казахстанские власти, хотя в России или Киргизии смотрят на эту проблему более прагматично.

Источник

Оцените статью