- Почему ЕАЭС лишил 76 стран тарифных преференций
- ЕАЭС лишил 76 стран тарифных преференций
- ЕАЭС отказался от тарифных преференций для 76 стран
- Вильгельмина Шавшина
- Показать вложения
- Tax Messenger, 10 March 2021
- Торговля без льгот: что ждет рынок ЕАЭС после отмены тарифных преференций
- Как изменится торговля
- Вырастут ли цены
- Будут ли позитивные изменения
- ЕАЭС отказался от тарифных преференций для 76 стран
Почему ЕАЭС лишил 76 стран тарифных преференций
Евразийский экономический союз ( ЕЭАС ; Россия , Белоруссия , Казахстан , Кыргызстан и Армения ) исключил 75 из 103 развивающихся стран и 2 из 50 наименее развитых стран из соответствующих категорий пользователей единой системы тарифных преференций союза, сообщает РБК.
Одна из наименее развитых стран перешла в развивающиеся. Таким образом, тарифных преференций лишились 76 стран, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на «Ъ».
Решение приняли сегодня, 5 марта, на заседании Совета Евразийской экономической комиссии . В числе исключенных стран оказались Турция , Бразилия , Аргентина , Китай и Южная Корея .
«На сегодняшний день многие из государств, получающих такие преференции, де-факто находятся в более благоприятных экономических условиях по сравнению со странами ЕАЭС и способны обеспечивать высокую конкурентоспособность своих товаров, в том числе на внутреннем рынке союза», — пояснил член Коллегии Евразийской экономической комиссии , министр по торговле Андрей Слепнев .
По критериям ЕАЭС страна может быть признана развивающейся и претендовать на получение тарифных преференций в том случае, когда уровень ее дохода определяется Всемирным банком как «низкий» или «ниже среднего» (валовый национальный доход на душу населения в такой стране составляет менее $4045).
«Решение позволит дополнительно сохранить в бюджетах стран ЕАЭС более $100 млн ежегодно», — добавил господин Слепнев .
Список стран, которые могут пользоваться тарифными преференциями, был утвержден в 2009 году. С тех пор перечень кардинально не менялся. На май 2020 года он включал 153 страны, из которых 103 — развивающиеся, остальные 50 — наименее развитые.
Источник
ЕАЭС лишил 76 стран тарифных преференций
Евразийский экономический союз (ЕЭАС; Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения) исключил 75 из 103 развивающихся стран и 2 из 50 наименее развитых стран из соответствующих категорий пользователей единой системы тарифных преференций союза, сообщает РБК. Одна из наименее развитых стран перешла в развивающиеся. Таким образом, тарифных преференций лишились 76 стран.
Решение приняли сегодня, 5 марта, на заседании Совета Евразийской экономической комиссии. В числе исключенных стран оказались Турция, Бразилия, Аргентина, Китай и Южная Корея. «На сегодняшний день многие из государств, получающих такие преференции, де-факто находятся в более благоприятных экономических условиях по сравнению со странами ЕАЭС и способны обеспечивать высокую конкурентоспособность своих товаров, в том числе на внутреннем рынке союза»,— пояснил член Коллегии Евразийской экономической комиссии, министр по торговле Андрей Слепнев.
По критериям ЕАЭС страна может быть признана «развивающейся» и претендовать на получение тарифных преференций в том случае, когда уровень ее дохода определяется Всемирным банком как «низкий» или «ниже среднего» (валовый национальный доход на душу населения в такой стране составляет менее $4045). «Решение позволит дополнительно сохранить в бюджетах стран ЕАЭС более $100 млн ежегодно»,— добавил господин Слепнев.
Список стран, которые могут пользоваться тарифными преференциями, был утвержден в 2009 году. С тех пор перечень кардинально не менялся. На май 2020 года он включал 153 страны, из которых 103 — развивающиеся, остальные 50 — наименее развитые.
Источник
ЕАЭС отказался от тарифных преференций для 76 стран
Вильгельмина Шавшина
Показать вложения
Tax Messenger, 10 March 2021
Совет Евразийской экономической комиссии сократил количество развивающихся стран, в отношении которых предоставляются тарифные преференции, на 75%. Среди стран, исключенных из перечня, есть Китай, Турция и Бразилия. Кроме того, был уточнен перечень наименее развитых стран.
Данное решение принято 5 марта 2021 года на заседании Совета Евразийской Экономической Комиссии (далее – «Совет ЕЭК»), главного исполнительного органа Евразийского Экономического Союза (далее – «ЕАЭС»). Решение принято в связи с тем, что многие развивающиеся страны, получающие такие преференции, де-факто имеют более благоприятные экономические условия в сравнении со странами- членами ЕАЭС, поэтому такие развивающиеся страны в состоянии обеспечивать достаточный уровень конкурентоспособности своих товаров на внутреннем рынке ЕАЭС без применения тарифной преференции.
В целях создания условий для постепенной адаптации участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), импортирующих товары из данных стран, Советом ЕЭК установлен достаточно длительный срок вступления документа в силу – 6 месяцев со дня его официального опубликования. Совместно с Решением будет опубликован новый перечень развивающихся и наименее развитых стран.
Решение Совета пока не было опубликовано, с текстом проекта можно ознакомиться по ссылке.
Компания EY предлагает содействие в вопросе оценки перспектив применения иных упрощений и таможенных льгот в случае, если вышеуказанные изменения затронут деятельность компании, а также консультирование по вопросам структурирования поставок в страны ЕАЭС с учетом вышеуказанных изменений.
Авторы:
Вильгельмина Шавшина
Ксения Сизова
Источник
Торговля без льгот: что ждет рынок ЕАЭС после отмены тарифных преференций
ЕАЭС лишил 76 стран тарифных преференций. Среди прочих за «бортом» оказались Турция, Китай, Бразилия и Южная Корея – они больше не смогут рассчитывать на низкие пошлины. Чем грозит отмена льгот и стоит ли ждать подорожания иностранных товаров – разбирался Sputnik.
В минувшую пятницу, 5 марта, Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) исключил 75 развивающихся стран и одну наименее развитую из соответствующих категорий пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза (ЕЭАС). Помимо прочих, в это число попали Турция, Бразилия, Китай и Южная Корея.
Суть тарифных преференций – оказание экономической помощи менее развитым странам путем снижения таможенных тарифов на определенные товары.
В отношении развивающихся стран это касается продовольствия (мясо, мясные субпродукты, рыба, овощи и фрукты), лекарств, продукции химической промышленности, лесоматериалов и товаров народного потребления. Для наименее развитых стран список дополняется сырьем, а также продукцией металлургии, машиностроения и других отраслей промышленности.
Товары, ввозимые в ЕАЭС из развивающихся стран, облагаются сниженными на 25% таможенными пошлинами, а продукция наименее развитых и вовсе освобождаются от них.
Необходимость пересмотра преференциального списка в ЕЭК обосновывают тем, что некоторые государства значительно улучшили свои экономические показатели и заняли весомую долю в мировой торговле.
«На сегодняшний день многие из государств, получающих такие преференции, находятся в более благоприятных экономических условиях по сравнению со странами ЕАЭС и способны обеспечивать высокую конкурентоспособность своих товаров, в том числе на внутреннем рынке Союза», – рассказал РБК министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.
Перечень государств, пользующихся тарифными преференциями ЕАЭС, был утвержден в 2009 году. Он состоял из 153 стран, которые делились на развивающиеся (103) и наименее развитые (50).
«Решение о пересмотре перечня развивающихся и наименее развитых стран является логичным и продиктовано не столько желанием получить дополнительные сборы, сколько новой реальностью в мировой экономике. С 2009 года некоторые страны совершили значительный экономический рывок», – рассказал Sputnik генеральный директор исследовательского центра ITI Владимир Саламатов.
Для получения статуса «развивающейся», согласно критериям Союза, валовый национальный доход (ВНД) на душу населения в стране должен составлять меньше 4045 долларов. При этом в Южной Корее в 2020 году этот показатель достиг отметки в 31 тысячу долларов, а в Китае – превысил 10 тысяч.
Как изменится торговля
Исключение стран из льготного перечня не накладывает каких-либо ограничений на ввоз товаров, а лишь уравнивает их конкурентоспособность по отношению к товарам других иностранных поставщиков внутри ЕАЭС, пояснил Sputnik глава департамента торговой политики ЕЭК Игорь Назарук.
«Конечно, в первое время возможно краткосрочное снижение ввоза некоторых товаров из стран, подлежащих исключению из единой системы тарифных преференций, которое связано с адаптацией бизнеса к новым условиям торговли. Но существенного макроэкономического эффекта не ожидается», – добавил он.
Данную позицию разделяет директор института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Александр Кнобель. «Объемы торговли сильно не сократятся, поскольку речь идет об изменении тарифных условий. Да, с одними странами это произойдет в большей степени, с другими – в меньшей. Тут все зависит от того, насколько активно ЕАЭС торгует с конкретным государством. В целом существенного влияния на торговлю это решение не окажет», – уверяет экономист.
Крупнейшим торговым партнером ЕАЭС, исключенным из единой системы тарифных преференций, оказался Китай. По данным ЕЭК, в 2020 году на долю Поднебесной приходилось около 20% от общего объема внешней торговли Союза. Остальные страны занимают более скромное положение: Южная Корея – 4,1%, Турция – 4%, Бразилия – всего 0,78%.
«Доля исключенных стран в торговле не так высока, чтобы говорить о негативных последствиях, – рассказала Sputnik старший преподаватель кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ имени Плеханова Анастасия Прикладова. – Конечно, особняком стоит Китай. Но я напомню, что в 2015 году против китайских производителей грузовых шин вводились антидемпинговые пошлины, однако это не сыграло большую роль. Компании быстро адаптировались, и сокращения торговли не последовало».
В ЕЭК подчеркивают, что решение о корректировке преференциального списка вступит в силу только через шесть месяцев – и эта очень важная оговорка. За это время экспортеры и импортеры успеют адаптироваться к новым условиям.
Вырастут ли цены
Некоторые экономисты опасаются, что сокращение числа пользователей тарифных преференций повлечет за собой рост цен на товары из исключенных стран, которые раньше поступали на рынок ЕАЭС на льготных условиях.
«Совершенно справедливые опасения. Страны ЕАЭС все еще сильно зависят от импорта, поскольку производят в основном сырье, а товары народного потребления не выдерживают ценовую конкуренцию с иностранными, например, китайскими. Я думаю, цены на розничных и оптовых рынках вырастут», – предупреждает эксперт по экономическим вопросам, советник министра экономики Кыргызстана Нургуль Акимова.
Однако степень воздействия будет различаться в зависимости от конкретного товара, добавляет Владимир Саламатов.
«Вероятно, что эффект будет иметь значение в тех секторах, в которых существенная часть импортных поставок приходилась на исключенные страны. Преференции применялись в отношении мяса (кроме свинины и курицы), импортируемого из Бразилии и Китая. Можно ожидать, что стоимость данной категории увеличится, так как упомянутые страны – значительные поставщики мясной продукции на рынок ЕАЭС», – указывает он.
Иной точки зрения придерживается бывший советник премьер-министра Кыргызстана Кубат Рахимов. По его мнению, решение Совета ЕЭК не окажет сильного влияния на общий уровень потребительских цен и инфляцию – все будет в пределах статистической погрешности.
Экономист связывает это с двумя важными моментами: первый – наличие субститутов (взаимозаменяемых товаров), а второй – развитие собственного производства.
«Если мы видим, что та или иная товарная позиция шла из страны, которую лишили преференций, то оказывается, что внутри ЕАЭС есть похожий субститут. Если говорить условно, дорогое оливковое масло можно заменить на эксклюзивное льняное. Второй момент – у легкой промышленности наших стран появится мотивация увеличить выпуск своей продукции», – поясняет Рахимов.
Кроме того, нельзя исключать и валютный фактор, уточняет Анастасия Прикладова. «Прогнозируемое укрепление рубля и национальных валют стран ЕАЭС, экспортирующих нефть, нивелирует возможный рост цен», – отмечает эксперт.
Будут ли позитивные изменения
Опрошенные Sputnik эксперты не склонны сгущать краски и уверяют, что пересмотр преференциального списка – полезный и необходимый шаг.
«Льготами мы демотивируем страны создавать с ЕАЭС зону свободной торговли, которая облегчает доступ товаров на иностранные рынки – что важно – для обеих сторон. Мы ведем переговоры, говорим о всяких «плюшках». С другой стороны, достаточно просто быть в списке, чтобы получить такую же «плюшку», не отдавая ничего взамен. Поэтому я вижу две выгоды от корректировки этого списка. Первая – увеличение промышленного и агропромышленного производства. Вторая – стимулирование других стран к созданию зон свободной торговли с ЕАЭС», – рассуждает Кубат Рахимов.
Со своей стороны, в ЕЭК открыты для развития внешнеторговых отношений со всеми странами и поддерживают идею расширения числа партнеров, с которыми у ЕАЭС действует режим беспошлинной торговли. В настоящее время такие торговые соглашения подписаны с Вьетнамом, Сингапуром, Сербией и Ираном.
С тезисом, что решение Совета подстегнет развитие собственного производства в странах Союза, соглашается руководитель направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР) Тарас Цукарев.
«Во-первых, сокращение количества пользователей преференций создаст благоприятные условия для отечественных производителей, активизации производства. Во-вторых, такой шаг увеличит объемы поступлений пошлин. В-третьих, будет использоваться справедливый подход применения преференций – целевая поддержка стран, которые действительно имеют низкий уровень дохода», – перечисляет он.
По оценкам Игоря Назарука, сокращение преференциального списка позволит дополнительно сохранить в бюджетах стран ЕАЭС более 100 миллионов долларов ежегодно.
Впрочем, решение Совета может оказаться первым шагом к более глобальной трансформации всего формата ЕАЭС, считает Кубат Рахимов.
«Мы начинаем постепенно переходить на равноправные и партнерские отношения с другими государствами. Я думаю, в скором времени должна пойти перезагрузка всей философии, всей концепции ЕАЭС. Чисто таможенные меры перестанут быть доминирующими», – резюмирует экономист.
Источник
ЕАЭС отказался от тарифных преференций для 76 стран
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) пересмотрел тарифные преференции для третьих стран. Решение было принято на заседании Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) — наднационального регулирующего органа союза — в пятницу, 5 марта. Оно предусматривает исключение 75 из 103 развивающихся стран и двух из 50 наименее развитых стран (одна перешла в развивающиеся) из соответствующих категорий пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС.
«На сегодняшний день многие из государств, получающих такие преференции, де-факто находятся в более благоприятных экономических условиях по сравнению со странами ЕАЭС и способны обеспечивать высокую конкурентоспособность своих товаров, в том числе и на внутреннем рынке Союза», — сообщил РБК член Коллегии Евразийской экономической комиссии, министр по торговле Андрей Слепнев. Применяемая ЕАЭС система тарифных преференций носит исключительно экономический характер и направлена на содействие экономическому росту развивающихся и наименее развитых стран, нуждающихся в экономической поддержке, отметил он.
С учетом критериев, установленных в ЕАЭС, страна может получить статус «развивающейся» и претендовать на получение тарифных преференций, если уровень ее дохода определяется Всемирным банком как «низкий» или «ниже среднего», то есть валовый национальный доход на душу населения в такой стране составляет менее $4045. «Решение позволит дополнительно сохранить в бюджетах стран ЕАЭС более $100 млн ежегодно», — рассказал А. Слепнев. Для адаптации экспортеров, поставляющих товары из исключаемых стран, а также их контрагентов в странах Союза предусмотрен длительный срок вступления документа в силу: решение, содержащее полный список получающих преференции стран, начнет действовать через шесть месяцев с даты официального опубликования, уточнил министр.
Перечень стран — пользователей тарифных преференций был утвержден в 2009 году и с тех пор кардинально не менялся. Согласно данным на май 2020 года в нем было 153 страны, из которых 103 — развивающиеся, остальные 50 — наименее развитые. Ранее в ЕЭК отмечали, что прежний перечень не соответствовал основной задаче составления списка, а именно — помощи развивающимся странам. «75% стран, находящихся в этом перечне [пользователей единой системы льгот], по своим экономическим показателям уже не считаются странами с низким уровнем дохода и не нуждаются в подобных пошлинах. Поэтому перечень этих стран будет пересмотрен», — отмечала помощник председателя Евразийской экономической комиссии Ия Малкина. В частности в преференциальном списке ЕАЭС находились Турция, Бразилия, Аргентина, Китай, Южная Корея. Однако, согласно последней классификации Всемирного банка, это страны с доходом выше $4046 на душу населения и находятся в группе стран с доходом выше среднего.
Система преференций применяется всеми государствами, входящими в Евразийский экономический союз (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия), при этом подавляющая доля предоставленных тарифных преференций приходится на Россию.
«Несправедливо, когда страны с меньшими доходами предоставляют тарифные преференции странам с высокими доходами. Поэтому тарифы должны пересматриваться периодически и уточняться на базе статистики Всемирного банка. Суть преференций — в оказании помощи менее развитым, а их пересмотр в сторону сокращения числа стран, пользующихся льготными условиями, создает более благоприятные условия для отечественных производителей», — сказал РБК Тигран Саркисян, заместитель председателя правления ЕАБР, заведующий базовой кафедрой Евразийской экономической интеграции Института права и национальной безопасности РАНХиГС.
Источник