Еаэс станет страной когда

Вечный кандидат в кандидаты: Азербайджан подает признаки сближения с ЕАЭС

Одним из главных вопросов очередного заседания межправительственного совета стран ЕАЭС, которое пройдет в конце апреля в Казани, может стать присоединение к союзу Азербайджана в качестве наблюдателя или участника зоны свободной торговли. До недавнего времени Азербайджан ставил перспективы своего участия в этом альянсе в зависимость от исхода карабахского конфликта, и теперь, когда Баку считает его разрешенным в свою пользу, получение формального статуса в ЕАЭС будет восприниматься там как еще один приятный бонус. Присоединение Азербайджана к ЕАЭС должны активно поддержать Белоруссия и Казахстан, а для России это упростит расширение связей с Ираном, который также намерен вступать в союз. При таком соотношении голосов Армения окажется в положении миноритарного акционера, хотя за ней, вероятно, и будет последнее слово. Однако не следует забывать о том, что Азербайджан вряд ли ведет самостоятельную игру — за его внешнеэкономической политикой хорошо прослеживаются интересы Турции, которая не откажется получить новый рычаг для их продвижения в пространстве Евразийского союза.

Вопрос о перспективах вступлении Азербайджана в ЕАЭС поднимается примерно столько же, сколько существует сам союз, и официальные лица страны, кажется, были не прочь поддерживать интригу вокруг этой возможности. «Никогда не говори никогда», — так в 2015 году всего через несколько месяцев после вступления в силу договора о создании ЕАЭС звучал ответ министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова на вопрос агентства «Sputnik-Азербайджан» о перспективах вхождения его страны в союз.

В то же время Баку регулярно давал понять, что формализация отношений с ЕАЭС не произойдет до того момента, пока не будет разрешен — естественно, в пользу Азербайджана — карабахский конфликт. «Мы в первую очередь уделяем внимание развитию двусторонних отношений. Мы и так находимся в СНГ с Арменией — страной, которая оккупировала 20% наших территорий. Так сложилось исторически. Входить еще в какие-то союзы, имея такого партнера — я думаю, есть объективные причины, которые мешают это сделать», — заявил в июле прошлого года в эфире «Эха Москвы» посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглы.

Читайте также:  Это учреждения ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны

Однако уже в ноябре, сразу после того, как Азербайджан оформил победу в Карабахе, его мнение заметно изменилось. Если Армения займёт конструктивную позицию, процесс присоединения Азербайджана к ЕАЭС пойдёт очень быстро, сообщил Бюльбюль оглы на пресс-брифинге, добавив, что и без этого такие планы есть. Главное, по его словам, что теперь проблема нагорно-карабахского конфликта решена, так что главное препятствие для Азербайджана снято.

Ускорить движение Азербайджана в сторону ЕАЭС могли аналогичные процессы в Иране. Как известно, в феврале спикер парламента Исламской республики Мохаммад Бакер Калибаф сразу после официального визита в Москву заявил о планах полноценного вступления Ирана в ЕАЭС, причем скорейшего — хотя раньше предполагалось лишь соглашение о зоне свободной торговле (ЗСТ). В Баку за взаимодействием Ирана с ЕАЭС и прежде следили с большим вниманием, а теперь, когда Тегеран решил форсировать события, Азербайджан имеет все возможности набивать свои козыри как транзитная территория между Ираном и Россией на пути международного транспортного коридора Север — Юг. В начале этого года иранский министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф уже приезжал в Азербайджан для обсуждения перспектив этого маршрута, а также подключения Ирана к планируемому коридору в направлении Турции через территорию Армении.

В этом контексте потенциальное присоединение Азербайджана к ЕАЭС действительно выглядит многообещающе. В настоящий момент единственный сухопутный участок границы ЕАЭС с Ираном находится в Армении, однако его потенциал крайне ограничен, учитывая изолированное положение этой страны в рамках союза. Для Азербайджана же положение транзитной страны окажется весьма выгодным, тем более что ряд проектов по развитию транспортной инфраструктуры уже реализован, а наполнение грузами коридора Север — Юг понемногу началось. Поэтому можно предположить, что шаги Азербайджана навстречу ЕАЭС будут во многом ориентированы на аналогичные действия Ирана. Хотя рассчитывать на то, что Исламская республика станет участником союза быстро, не приходится. «По итогам консультаций было подтверждено намерение обеих сторон приступить к переговорам в ближайшее время. Во многом подходы ЕАЭС и Ирана совпадают, однако нашим переговорщикам еще предстоит найти решения по отдельным техническим вопросам», — прокомментировала недавно этот вопрос помощник председателя коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Ия Малкина.

Читайте также:  История стран исламского мира

В самом ЕАЭС ключевым сторонником интеграции в его структуру Азербайджана можно считать Белоруссию. Несколько дней назад ее президент Александр Лукашенко в ходе официального визита в Баку продемонстрировал полное удовлетворение текущим состоянием отношений между странами. «Трудно сказать, чего нам не хватает. У нас блестящие отношения. И я этим всегда горжусь. Мы восстановили самые теплые отношения со времен Советского Союза по всем направлениям», — заявил Лукашенко азербайджанскому коллеге Ильхаму Алиеву.

Приподнятое настроение белорусского президента легко понять. В прошлом году, когда затяжной спор с Россией по поводу формирования цен на нефть вошел в критическую стадию, Белоруссия получила помощь именно от Азербайджана в виде 800 тысяч тонн сырья. Несмотря на то, что поставки азербайджанской нефти по сложному маршруту через Грузию и Украину не предвещают Белоруссии особых экономических выгод, это сотрудничество решено наращивать. По случаю визита Александра Лукашенко в Баку белорусский посол в Азербайджане Андрей Равков заявил, что в этом году планируется закупить уже миллион тонн нефти. Благодаря прошлогодним поставкам торговый оборот между странами вырос по итогам трех кварталов в 2,5 раза, до $ 315 млн. Для Азербайджана этот альянс тоже выглядит безупречным, поскольку может служить наглядной иллюстрацией подхода, о котором официальный Баку заявлял не раз: вступление в ЕАЭС — вопрос далекой перспективы, а пока будем налаживать двусторонние связи с его участниками.

Вполне позитивно к вступлению Азербайджана в ЕАЭС отнесутся и в Казахстане, у которого с Азербайджаном также налажены вполне дружественные отношения. Можно вспомнить, что в ходе переговоров о создании ЕАЭС Армения очень хотела, чтобы предполагаемые союзом торговые режимы распространялись и на Нагорный Карабах, мотивируя это тем, что непризнанная республика является частью ее экономического пространства. Однако противником такого решения открыто выступил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, заявивший, что Армения должна вступать в ЕАЭС в тех же границах, в которых некогда вступала в ООН, то есть без НКР. В Баку такую постановку вопроса, разумеется, категорически поприветствовали и при удобном случае вспоминают до сих пор. Сейчас в ряде азербайджанских СМИ утверждается, что инициатором приглашения Азербайджана на правительственный саммит в Казани выступил именно Казахстан, председательствующий в ЕАЭС в этом году, однако каких-либо убедительных подтверждений этому нет.

Что касается позиции России, то ее министр иностранных дел Сергей Лавров еще в 2017 году в интервью агентству «Азери-Пресс» утверждал, что «возможное участие Азербайджана в процессе евразийской интеграции мы можем только приветствовать». А Ильхам Алиев в интервью российскому РИА Новости в свою очередь говорил, что такой сценарий действительно возможен и ничего исключать нельзя. В России сторонников и, так сказать, идеологов вступления Азербайджана в ЕАЭС достаточно — например, философ-евразиец Александр Дугин в недавнем интервью порталу «Москва-Баку» высказался прямо: «Сейчас пришло время Баку вступать в ОДКБ и ЕАЭС».

Однако главным камнем преткновения является позиция Армении. Еще в октябре 2017 года советник президента России по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев, ныне министр по интеграции и макроэкономике ЕЭК, находясь с визитом в Ереване, напомнил: «Что касается вопроса вступления Азербайджана, то в данном случае все зависит от Армении, поскольку решения о приеме новых членов принимаются на консенсусной основе». Правда, тогда же, в ходе 6-го Российско-армянского межрегионального форума, Глазьев произнес еще одну памятную фразу: «Если мы хотим иметь на Кавказе мир, взаимопомощь, выгодные отношения сотрудничества, которые позволят снять и политические проблемы, то нам надо весь Кавказ интегрировать в Евразийский экономический союз».

В Армении энтузиазма по поводу участия Азербайджана в ЕАЭС в самом деле нет, и свое отрицательное мнение по этому поводу армянские власти тоже высказывали не раз. «Азербайджан не обращался с вопросом о членстве в ЕАЭС, но если обратится, то наша позиция ясная и четкая», — говорил в 2017 году замминистра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян. В новых для Армении реалиях эта позиция вряд ли принципиально изменится. Сразу же после того, как агентство РБК сообщило о возможном присоединении азербайджанской делегации к предстоящему межправительственному мероприятию в Казани, председатель Демократической партии Армении Арам Саркисян заявил, что страна должна этому воспрепятствовать, воспользовавшись правом вето. Одним из самых явных препятствий является зависший вопрос о возвращении Азербайджаном пленных, захваченных в ходе недавней войны, но это, конечно же, не единственная причина для беспокойства. В Армении прекрасно понимают, что подключение Азербайджана к ЕАЭС даже в мало к чему обязывающему статусе наблюдателя будет означать расширение влияния Турции в Закавказье.

Сама Турция долгое время тоже рассматривалась как один из потенциальных партнеров ЕАЭС, однако теперь, когда геополитические амбиции ее президента Реджепа Тайипа Эрдогана бьют через край, эти перспективы выглядят совсем уж теоретическими — появление такого своенравного партнера в любом статусе слишком уж будет напоминать троянского коня. К тому же недавно Турция была лишена тарифных преференций ЕАЭС, соответствующее предложение в октябре прошлого года в разгар боев в Карабахе выдвинула Армения.

Однако младшему партнеру Турции Азербайджану углубление отношений с ЕАЭС вовсе не повредит. Как и многие другие нефтяные державы, Азербайджан крайне заинтересован в диверсификации своего экспорта, и здесь льготные торговые режимы ЕАЭС могут оказаться очень кстати. К тому же Азербайджану уже приходилось сталкиваться с протекционистскими мерами со стороны союза. Например, в прошлом сентябре коллегия ЕЭК ввела антидемпинговую пошлину со ставкой 16,18% в отношении алюминиевой ленты из Азербайджана сроком на пять лет с целью создания равных условий конкуренции для семи предприятий ЕАЭС, которые производят аналогичную продукцию.

Сейчас одним из главных стимулов для сближения Азербайджана с ЕАЭС является волатильность мировых рынков нефти и газа. В прошлом году из-за падения мировых цен на нефть объем экспорта продукции нефтегазового сектора Азербайджана упал по стоимости почти на треть — до $ 11,9 млрд. Особых успехов не наблюдалось и в экспорте других товаров, который в совокупности составил $ 1,851 млрд. Заметный рост по стоимости показал только вывоз томатов ($ 201,4 млн, плюс 6,4%), а экспорт такой продукции, как фрукты и овощи, яблоки, хурма, сахар, либо остался на прежнем уровне, либо сокращался. Объем торговли с Россией, на которую приходится порядка 11% внешнеторгового оборота Азербайджана, также снизился, главным образом из-за сокращения импорта российских товаров. При этом баланс торговли устойчиво складывается не в пользу Азербайджана: в прошлом году дефицит составил порядка $ 2 млрд.

Здесь на помощь Азербайджану теоретически и может прийти участие в ЕАЭС — достаточно вспомнить, что для тех же Белоруссии и Армении присоединение к союзу почти сразу стало стимулом для роста экспорта их продукции в Россию. Но с учетом всех факторов «за» и «против» этот процесс точно не будет быстрым. В списках «кандидатов в кандидаты» среди бывших советских республик Азербайджан и раньше стоял на последних местах (по очередности вступления в ЕАЭС в той или иной форме, а не по алфавиту), и реалии евразийской интеграции подтверждают обоснованность такого подхода. Однако по мере того, как статус наблюдателей в ЕАЭС получают все больше постсоветских стран — его уже имеют Узбекистан и Молдавия, на очереди, вероятно, Таджикистан, — вероятность присоединения к этому клубу и Азербайджана существенно повышается.

Источник

Иран в ЕАЭС: Турция на очереди, Армения на распутье, Грузия на обочине

Итак, это уже официально: Иран начинает подготовку к вступлению в качестве полноценного члена в ЕАЭС — Евразийский экономический союз. Причем, судя по отзывам как иранской прессы, так и государственных деятелей страны, за дело в Тегеране берутся, засучив рукава — спикер Меджлиса (парламента) Ирана Мохаммад Бакери Калибаф по возвращении из Москвы, заявил недавно, что предварительный этап займет всего пару недель.

С точки зрения собственно организации ЕАЭС, полноправное членство пятнадцатой экономики мира по объемам национального производства и крупнейшей в Западной Азии и среди стран ОПЕК — событие, которое трудно переоценить. Ту же Турцию Иран обогнал еще в 2007 году, став вдобавок еще и крупнейшей экономикой исламского мира. Иран, после Саудовской Аравии, обладает вторым по объему запасом нефти и занимает нишу в 5,5% на мировом рынке торговли нефтепродуктами. В последние годы полным ходом идет диверсификация экономики, стимулируются точное машиностроение, автомобилестроение, ракетно-космическая промышленность, информационные технологии.

Партнер, что и говорить, в ЕАЭС вырисовывается серьезнейший, к тому же со вступлением в организацию Ирана прекратятся разговоры об ограниченности ЕАЭС бывшими союзными республиками и нет-нет да озвучиваемые незавуалированные намеки на то, что эта инициатива, мол, инструмент возрождения СССР в том или ином виде.

Интерес к ЕАЭС Иран проявлял давно, шли переговоры, были встречи и консультации, но подобная решительная активность началась именно сейчас. Насколько намерения Тегерана подстегнуты последними событиями в регионе Закавказья, сказать трудно, но то, что прошедшая в Нагорном Карабахе война и, как одно из ее последствий, намерения региональных стран разблокировать пути сообщения в немалой степени повлияли на действия Ирана, — однозначно.

Оно и верно, региональная сверхдержава не может и не станет оставаться в стороне от таких масштабных процессов. Тем более, что ей есть, что предложить и в коммуникационном плане, и немало.

Завкафедрой иранистики Ереванского госуниверситета Вардан Восканян указывает, что в полномасштабном членстве в ЕАЭС особенно заинтересованы консерваторы из иранского истеблишмента. Экономические отношения с организацией и, в частности, с Россией Тегерану нужно углублять, учитывая в том числе и разблокировку коммуникаций в Закавказье, полагают они.

И тут возникают самые разные варианты развития событий и немало перспектив — как взаимозависимых, так и параллельных. Особенно неисповедимыми становятся евразийские пути для Армении, тем более в ее нынешнем состоянии.

Если до сих пор Армения была единственной страной региона, входящей в ЕАЭС, то теперь все изменится и определенные преференции, имевшиеся ранее, могут исчезнуть с появлением нового мощного игрока. Не исключено к тому же, что давние разговоры о вступлении в союз Азербайджана вдруг (а на самом деле, вовсе и не «вдруг») обретут плоть, а за Баку теоретически может последовать и Анкара — исходя из четких экономических и геополитических расчетов, приправленных желанием еще раз прищемить что-нибудь не особо жалующему ее в последнее время коллективному Западу, плюс толика ревности к Тегерану — ведь это так в духе эмоционального Реджепа Эрдогана.

Впрочем, утрата некоторых, большей частью эфемерных, преференций Арменией может быть при правильном политическом и экономическом менеджменте с лихвой восполнена массой вполне осязаемых выгод. Например, скорее всего, будет реанимирован давний и вялотекущий, в последние годы и вовсе забытый проект железнодорожной магистрали, связывающий Иран и Армению.

Стоимость этого проекта оценивается в 3,2 миллиарда долларов. Протяженность дороги должна составить 300 километров, в ее инфраструктуру включены 64 моста общей протяженностью в 19,4 километра, 60 тоннелей в 102,3 километра и 27 станций — очень уж там рельеф сложный. Правительство Армении еще в 2014 году одобрило предварительную программу строительства дороги, однако из-за отсутствия реальных инвесторов эту идею надо будет доставать из долгого ящика.

А ведь с этой дорогой Армения получит выход не только в Иран, но и к заливу, и к Каспию — связавшись по морю с другими партнерами по ЕАЭС, Россией и Казахстаном. Излишне объяснять, почему во всем этом — только плюсы, учитывая, что вряд ли кто-нибудь из армянских бизнесменов и потенциальных железнодорожных и автомобильных пассажиров рискнет в обозримом будущем доверить свои грузы и жизни путям, пролегающим через азербайджанскую территорию. Если уж в Грузии армянские фуры подвергаются нападениям, как недавно в районе Марнеули…

В Анкаре и Баку без устали расписывают преимущества разблокировки всех видов региональных путей сообщения, утверждая, что это пойдет на пользу всем вовлеченным сторонам. Кто бы спорил о пользе, вот только решить бы прежде вопрос с реальными, а не на словах, гарантиями безопасности для армянских грузов и пассажиров. В случае же с Ираном подобных опасений не возникает.

В любом случае, вступление Ирана в ЕАЭС открывает для Армении возможности активизации экономики, что особенно актуально в послевоенный и постковидный период, стимулирования поставок энергоносителей с выходом на огромный иранский внутренний рынок. Армянская диаспора Ирана, лишенная, как и почти весь иранский бизнес, возможности инвестиций в третьи страны из-за многолетних западных санкций, сможет принять полноценное участие в процессах интеграции в ЕАЭС.

Возможность открытия путей в Иран через Армению уже в определенной степени всколыхнула и грузинских специалистов, вновь заговоривших о необходимости пересмотреть взгляды на блокировку железнодорожного сообщения через абхазский транзит. Для Грузии этот вопрос до сих пор был больше политическим, нежели экономическим, но в связи с новыми процессами на Южном Кавказе Тбилиси рискует остаться в стороне от развитий, если продолжит считать, что разблокировка коммуникаций с ее стороны будет означать признание самостоятельности тех территорий, которые Тбилиси считает оккупированными.

Таким образом, с вхождением Ирана в ЕАЭС важность разблокирования коммуникаций в регионе, столь усердно рекламируемая из Анкары и Баку, в блеске потеряет немало. Сам же Тегеран, помимо большого глотка свежего экономического воздуха, в немалой степени укрепит и безопасность страны. Это, правда, не очень понравится той же Анкаре и очень не понравится Тель-Авиву, но, разумеется, все ходы просчитаны обеими сторонами. И это уже отдельный большой разговор.

В заключение необходимо заметить, что все выгоды и преференции для Армении, существующие пока что в теории, обретут плоть лишь при условии проведения вменяемой и последовательной политики, в том числе экономической. До сих пор рационализмом и последовательностью нынешние власти страны блистали не особенно, к чему это привело, известно всем. Но время начать смотреть трезво на положение вещей приходит обязательно — лучше, конечно, по возможности пораньше.

Рубен Гюльмисарян, специально для EADaily

Источник

Оцените статью