Единая экономическая политика всех стран

Что такое Единое экономическое пространство

Формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) — это обеспечение так называемых «четырех свобод»: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства. Следовательно, главные задачи экономической интеграции на этапе «строительства» ЕЭП — создание условий для реализации принципа свободы движения услуг, капитала и рабочей силы, а также устранение оставшихся изъятий в целях достижения свободы движения товаров. Важным направлением работы на этапе формирования Единого экономического пространства также стала кодификация международных договоров, формирующих ТС и ЕЭП, в целях реализации интеграционных процессов, намеченных на ближайшую перспективу, в частности подготовки к подписанию Президентами государств — членов проекта Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами — участниками преобразований в экономике, совместные меры по проведению согласованной экономической политики, через гармонизацию и унификацию законодательства в сферах экономики, торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта лучших мировых законодательных практик.

19 декабря 2010 года решением высшего органа Таможенного союза принят План действий по формированию Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, в соответствии с которым был подписан пакет соответствующих международных договоров. Ровно через год решением Высшего Евразийского экономического совета были введены в действие с 1 января 2012 года 17 базовых международных соглашений, формирующих Единое экономическое пространство. В 2013 году было подписано еще одно соглашение.

Читайте также:  Европейские страны расположенные по берегам морей

Объемная работа по обеспечению беспрепятственного движения товаров была проделана на этапе создания Таможенного союза и логично продолжена в ходе формирования ЕЭП. В частности, была продолжена продиктованная экономической логикой интеграции работа по совершенствованию таможенного законодательства и упрощению таможенных операций, совершенствованию таможенного декларирования, в том числе электронного декларирования и внедрения принципа приоритета электронной информации над бумажными носителями, по развитию системы «единого окна».

Проводилась сложная системная работа по выявлению и устранению изъятий из режима свободной торговли, начатая Евразийской экономической комиссией в 2013 году по поручению Глав государств —членов ТС и ЕЭП.

Было продолжено снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Для проведения целенаправленной торговой политики, способствующей устойчивому экономическому развитию стран ТС и ЕЭП (ЕАЭС), были разработаны Основные направления внешнеторговой политики Таможенного союза и Единого экономического пространства (Евразийского экономического союза) на период до 2020 года.

Документ будет также способствовать согласованию общеэкономической и внешнеторговой политики государств — членов ТС и ЕЭП (ЕАЭС), созданию благоприятной среды для развития деловой активности. Последовательно и системно велась деятельность в сфере технического регулирования, санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер по разработке и принятию технических регламентов и межгосударственных стандартов. К концу 2012 года было принято 24 технических регламента. А к 1 января 2015 года в список принятых технических регламентов ТС вошло уже 35 документов, 32 из которых вступили в силу. К этому же времени число стандартов, содержащихся в перечнях стандартов к техрегламентам ТС, приблизилось к 8 000.

Притом что на этапе формирования ЕЭП продолжилась преобладавшая на этапе ТС работа в рамках направлений таможни, торговли и технического регулирования, была также расширена область взаимодействия государств — членов интеграционного проекта по вопросам обеспечения полноформатной свободы движения услуг, капитала и рабочей силы.

Читайте также:  Страны участники снг 2020 год

В связи с этим стартовало формирование согласованных (скоординированных) политик в важнейших сферах экономики: макроэкономической, транспортной, энергетической, агропромышленной, валютной, миграционной, а также политик в таких сферах экономики, как финансовые рынки, охрана и защита интеллектуальной собственности.

Так, в сфере макроэкономической политики был одобрен лидерами Беларуси,

Казахстана и России первый программный документ — Основные ориентиры макроэкономической политики стран Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013–2014 годы. Документ подготовлен на основе анализа развития государств —членов ТС и ЕЭП, основных внешних рисков и внутренних ограничений устойчивого развития экономик. Он определяет ключевые ориентиры макроэкономической политики государств — членов интеграционного объединения на краткосрочный период, а именно: поддержание макроэкономической устойчивости, создание условий для стабильного экономического роста через углубление сотрудничества в реальном секторе экономики и развитие системы. Реализация каждого из ориентиров включает направления, раскрывающие потенциал евразийской экономической интеграции, лучшие практики, применяемые в государствах — членах ТС и ЕЭП, а также передовой международный опыт в указанных областях.

Разработаны проект Программы транспортной политики Единого экономического пространства на период до 2020 года, проект Концепции общего рынка электроэнергии, проект методологии формирования индикативных балансов энергоресурсов государств — членов ТС и ЕЭП. Так, формирование скоординированной (согласованной) транспортной политики государств — членов ТС и ЕЭП (ЕАЭС) позволит реализовать потенциал Беларуси, Казахстана и России. Проведение скоординированной (согласованной) энергетической политики позволит обеспечить устойчивый рост национальных экономик и энергетической безопасности государств, защитить интересы потребителей и производителей энергоресурсов, повысить экономическую эффективность и надежность энергетического комплекса, оптимизировать использование первичных энергоресурсов и расширить несырьевой экспортный потенциал.

Аналогичная работа проведена в сфере промышленной политики — в мае 2013 года Высший Евразийский экономический совет на уровне глав правительств принял Решение «Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Этим документом выстроена концепция промышленной политики в рамках ЕЭП, определены основные направления промышленного сотрудничества а также треки по взаимодействию и представителями Сторон. Также был определен перечень секторов экономики, приоритетных для промышленного взаимодействия в рамках ТС и ЕЭП (ЕАЭС).

Результатом проведения согласованной (скоординированной) агропромышленной политики должны стать: формирование транспарентных условий взаимной торговли, повышение самообеспеченности общего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия на основе скоординированного развития его национальных сегментов, а также усиление экспортного потенциала агропромышленного комплекса. Наднациональная координация, осуществляемая Комиссией на основе взаимодействия с уполномоченными органами государств— членов ТС и ЕЭП, способствует на этом этапе стимулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции на основе поддержания равных конкурентных условий при производстве и торговле товарами, использовании ресурсов для сельскохозяйственного производства с целью повышения доходов товаропроизводителей, экономической доступности продовольствия потребителям.

Евразийская экономическая комиссия в тесном диалоге с представителями бизнеса и экспертным сообществом трех государств — членов интеграционного объединения вела деятельность по развитию предпринимательства стран ТС и ЕЭП и созданию полноценного внутреннего рынка финансовых услуг в банковской, страховой сфере и на рынке ценных бумаг. Проводилась работа по либерализации отношений в рамках евразийского проекта в сфере инвестиций и по формированию единого рынка услуг — это те сферы экономики, которые к настоящему моменту интегрированы в наименьшей степени. В том числе в целях достижения свободы движения услуг, капитала и рабочей силы был выработан ряд базовых соглашений в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности и трудовой миграции. К маю 2014 года — дате подписания Договора о создании Евразийского экономического союза — в развитие вступивших в силу соглашений подписаны и приняты десятки соглашений и решений в данных областях, в том числе прямого действия.

На этой стадии интеграции в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета Комиссия была наделена компетенцией по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях Таможенного союза и Единого экономического пространства с 1 января 2014 года. Передача этих полномочий основывается на принятии в октябре 2013 года Президентами государств — членов Модельного закона «О конкуренции». Он, в свою очередь, определяет единые подходы к основным положениям национального законодательства в сфере конкурентной политики государств

— членов интеграционного проекта, являясь ориентиром в законотворческой

работе в области конкурентной политики Беларуси, Казахстана и России.

Работа по углублению интеграции между участниками евразийского экономического проекта, проделанная на этапе формирования Единого экономического пространства, позволила ТС и ЕЭП сформировать условия для создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начал функционировать с 1 января 2015 года.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Единая экономическая политика

Единая экономическая политика , направленная на повышение эффективности предприятия. [1]

В социалистическом государстве сливаются воедино политическая и хозяйственная функции, которые осуществляются посредством проведения единой экономической политики . [2]

ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО — территория нескольких государств, которые в соответствии с многосторонним договором осуществляют у себя единую экономическую политику и образуют Экономический Союз. [3]

Углеводородный комплекс ввиду его особого значения должен рассматриваться как базовая отрасль народного хозяйства страны в целом, требующая осуществления единой экономической политики в его функционировании и развитии. [4]

ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО — экономическая зона, в пределах которой достигается высокая степень единства и согласованности экономических действий нескольких государств, используется единая валюта, вводятся единые таможенные пошлины, закладываются основы единой экономической политики , действуют общие принципы хозяйствования. [5]

Республики — члены Экономического Союза вырабатывают основы общей экономической политики и совместно принимают законодательство, регулирующее систему межреспубликанских отношений, определяют порядок разрешения хозяйственных споров и конфликтных ситуаций, проводят единую политику пен сионного обеспечения и занятости, согласовывают свои действия по обеспечению социальных гарантий гражданам. Для совместного управления теми сферами деятельности, которые объективно требуют проведения единой экономической политики , они создают органы управления Союза. [6]

Не смотря на имеющиеся сложности отечественные производители кокса должны и могут удержать свои позиции на российском рынке, что вполне реально в условиях меньших транспортных затрат по сравнению с зарубежными конкурентами. Но для наполнения коксового рынка промышленным группам, связанным с производством алюминия и нефтяных коксов, необходимо прийти к единой экономической политике в долгосрочном контексте с учетом интересов всех сторон. [7]

ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ( ЕЭП) — экономическая зона, образованная несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В пределах этой зоны достигается высокая степень единства и согласованность их экономических действий, используется единая валюта, вводятся единые таможенные пошлины, закладываются основы единой экономической политики . [8]

Башкирский эксперимент во многом стал возможен благодаря существованию такого объединения, как Башнефтехимзаводы. Уникальное положение Башкирии, на территории которой действовал один из крупнейших в мире узлов нефтепереработки, нефтехимии и химии, позволило не просто создать это крупное объединение, но и проводить на всех предприятиях единую экономическую политику . Потребность объединения предприятий была продиктована необходимостью повышения уровня руководства, кооперации, внедрения новых форм управления и специализации. Планы концентрации и специализации производств, вошедших в объединение, были разработаны с участием ученых Башкирского филиала Академии наук СССР. [9]

Источник

Единое экономическое пространство

Единое экономическое пространство
Страны-участницы Белоруссия
Казахстан
Россия
Рабочий язык русский [1] [2]
Высший совет
— Главы государств
А. Г. Лукашенко
Н. А. Назарбаев
В. В. Путин
М. В. Мясникович
С. Н. Ахметов
Д. А. Медведев
ЕЭК
— Председатель Совета
— Председатель Коллегии
С. Н. Румас
В. Б. Христенко
Территория 20 030 748 км²
Население
— Всего (2012)
— Плотность
169 315 689 чел.
8,45 чел./км²
ВВП (ППС)
— всего (2011)
— на душу населения
$2,732 трлн [3]
$16 137
ВВП (номинальный)
— всего (2011)
— на душу населения
$2,084 трлн [3]
$12 310
Формирование
— Переговоры
— Вступление в силу
1995—2011 годы
1 января 2012 года
Официальный сайт tsouz.ru
Интеграция в Евразии
Этапы интеграции

Зоны свободной торговли СНГ

  • Базовый принцип
    • Отменены экспортные и импортные пошлины
    • Отменены количественные ограничения
  • Действует с 2000 года
  • Участники

КазахстанРоссияБелоруссияКиргизияТаджикистан

  • Документы
    • Технические регламенты ЕврАзЭС
  • Структура
    • Межгосударственный совет
    • Интеграционный комитет
    • Секретариат
    • Межпарламентская ассамблея
    • Евразийский банк развития (2006)
    • Антикризисный фонд ЕврАзЭС (2009)
    • Суд Сообщества (2012)
  • Действует с 2010 года
  • Участники

КазахстанРоссияБелоруссия

  • Базовый принцип
    • Свобода передвижения товаров
  • Документы
    • Технические регламенты Таможенного союза
    • Таможенный кодекс Таможенного союза
    • Единый таможенный тариф Таможенного союза
    • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза
  • Действует с 2012 года
  • Участники

КазахстанРоссияБелоруссия

  • Базовый принцип
    • Свобода торговли товарами
    • Свобода торговли услугами
    • Свобода передвижения финансового капитала
    • Свобода передвижения человеческого капитала
  • Евразийская экономическая комиссия
    • Совет комиссии
    • Коллегия комиссии (председатель В. Б. Христенко)
  • Планируется создание к 2015 году
  • Планируется создание после 2015 года
  • Описание
    • Политическое устройство
    • Экономика
    • Единая валюта
    • Вооружённые силы

  • Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ

Еди́ное экономи́ческое простра́нство (ЕЭП) — интеграционное объединение государств Таможенного союза — Белоруссии, Казахстана, России. Теоретически этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства, включающего и Европейский союз [4] . ЕЭП заработало на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начали работать с июля 2012 года.

Содержание

Базовый принцип

Базовый принцип включает четыре свободы [5] :

  • Свобода торговли товарами
  • Свобода торговли услугами
  • Свобода передвижения финансового капитала
  • Свобода передвижения человеческого капитала.

Базовые соглашения

Для вступления в Единое экономическое пространство страна должна ратифицировать документы [6] :

  • Соглашение о согласованной макроэкономической политике
  • Соглашение о единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий
  • Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, транспортировки газа
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования

История создания ЕЭП

23 февраля 2003 года президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство. 19 сентября того же года было подписано Соглашение о намерении сформировать Единое экономическое пространство. 15 сентября 2004 года на саммите в Астане президенты стран «четвёрки» утвердили перечень документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочерёдном порядке. Предполагалось, что первоочередные соглашения должны составлять неразрывный пакет и должны быть подписаны и вступить в силу одновременно. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда же к власти пришёл новый президент Ющенко, — то новое руководство поставило во главу угла идею Евроатлантической интеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов».

7 апреля 2005 года на Первом интеграционном форуме по ЕЭП с участием министров экономики четырёх стран-участниц министр экономики Украины Сергей Терёхин объявил, что Украина будет настаивать на пересмотре базового соглашения по формированию ЕЭП, подписанного в 2003 году, поскольку, согласно тексту соглашения, после поэтапной отмены ограничений в торговле, что должно было произойти до 2012 года, планировалось создание наднациональных органов, которые бы проводили скоординированную экономическую политику. Как заявил Сергей Терёхин, Украина будет настаивать, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», — заявил Терёхин. В конце августа 2005 года на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, Киев не устраивают.

9 декабря 2010 года Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства», — подчеркнул Лукашенко [7] [8] . 21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали [9] [10] документы следующего этапа интеграции:

В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

Концепция Единого экономического пространства

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.
  • ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.
  • Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
  • Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
  • Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
  • Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Возможное расширение

Заинтересованность в участии в ЕЭП высказывали Киргизия [11] , Абхазия [12] , Армения [13] .

Источник

Оцените статью