Что такое Единое экономическое пространство
Формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) — это обеспечение так называемых «четырех свобод»: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства. Следовательно, главные задачи экономической интеграции на этапе «строительства» ЕЭП — создание условий для реализации принципа свободы движения услуг, капитала и рабочей силы, а также устранение оставшихся изъятий в целях достижения свободы движения товаров. Важным направлением работы на этапе формирования Единого экономического пространства также стала кодификация международных договоров, формирующих ТС и ЕЭП, в целях реализации интеграционных процессов, намеченных на ближайшую перспективу, в частности подготовки к подписанию Президентами государств — членов проекта Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами участниками преобразований в экономике, совместные меры по проведению согласованной экономической политики, через гармонизацию и унификацию законодательства в сферах экономики, торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта лучших мировых законодательных практик.
19 декабря 2010 года решением высшего органа Таможенного союза принят План действий по формированию Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, в соответствии с которым был подписан пакет соответствующих международных договоров. Ровно через год решением Высшего Евразийского экономического совета были введены в действие с 1 января 2012 года 17 базовых международных соглашений, формирующих Единое экономическое пространство. В 2013 году было подписано еще одно соглашение.
Объемная работа по обеспечению беспрепятственного движения товаров была проделана на этапе создания Таможенного союза и логично продолжена в ходе формирования ЕЭП. В частности, была продолжена продиктованная экономической логикой интеграции работа по совершенствованию таможенного законодательства и упрощению таможенных операций, совершенствованию таможенного декларирования, в том числе электронного декларирования и внедрения принципа приоритета электронной информации над бумажными носителями, по развитию системы «единого окна».
Проводилась сложная системная работа по выявлению и устранению изъятий из режима свободной торговли, начатая Евразийской экономической комиссией в 2013 году по поручению Глав государств —членов ТС и ЕЭП.
Было продолжено снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Для проведения целенаправленной торговой политики, способствующей устойчивому экономическому развитию стран ТС и ЕЭП (ЕАЭС), были разработаны Основные направления внешнеторговой политики Таможенного союза и Единого экономического пространства (Евразийского экономического союза) на период до 2020 года.
Документ будет также способствовать согласованию общеэкономической и внешнеторговой политики государств — членов ТС и ЕЭП (ЕАЭС), созданию благоприятной среды для развития деловой активности. Последовательно и системно велась деятельность в сфере технического регулирования, санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер по разработке и принятию технических регламентов и межгосударственных стандартов. К концу 2012 года было принято 24 технических регламента. А к 1 января 2015 года в список принятых технических регламентов ТС вошло уже 35 документов, 32 из которых вступили в силу. К этому же времени число стандартов, содержащихся в перечнях стандартов к техрегламентам ТС, приблизилось к 8 000.
Притом что на этапе формирования ЕЭП продолжилась преобладавшая на этапе ТС работа в рамках направлений таможни, торговли и технического регулирования, была также расширена область взаимодействия государств — членов интеграционного проекта по вопросам обеспечения полноформатной свободы движения услуг, капитала и рабочей силы.
В связи с этим стартовало формирование согласованных (скоординированных) политик в важнейших сферах экономики: макроэкономической, транспортной, энергетической, агропромышленной, валютной, миграционной, а также политик в таких сферах экономики, как финансовые рынки, охрана и защита интеллектуальной собственности.
Так, в сфере макроэкономической политики был одобрен лидерами Беларуси,
Казахстана и России первый программный документ — Основные ориентиры макроэкономической политики стран Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013–2014 годы. Документ подготовлен на основе анализа развития государств —членов ТС и ЕЭП, основных внешних рисков и внутренних ограничений устойчивого развития экономик. Он определяет ключевые ориентиры макроэкономической политики государств — членов интеграционного объединения на краткосрочный период, а именно: поддержание макроэкономической устойчивости, создание условий для стабильного экономического роста через углубление сотрудничества в реальном секторе экономики и развитие системы. Реализация каждого из ориентиров включает направления, раскрывающие потенциал евразийской экономической интеграции, лучшие практики, применяемые в государствах — членах ТС и ЕЭП, а также передовой международный опыт в указанных областях.
Разработаны проект Программы транспортной политики Единого экономического пространства на период до 2020 года, проект Концепции общего рынка электроэнергии, проект методологии формирования индикативных балансов энергоресурсов государств — членов ТС и ЕЭП. Так, формирование скоординированной (согласованной) транспортной политики государств — членов ТС и ЕЭП (ЕАЭС) позволит реализовать потенциал Беларуси, Казахстана и России. Проведение скоординированной (согласованной) энергетической политики позволит обеспечить устойчивый рост национальных экономик и энергетической безопасности государств, защитить интересы потребителей и производителей энергоресурсов, повысить экономическую эффективность и надежность энергетического комплекса, оптимизировать использование первичных энергоресурсов и расширить несырьевой экспортный потенциал.
Аналогичная работа проведена в сфере промышленной политики — в мае 2013 года Высший Евразийский экономический совет на уровне глав правительств принял Решение «Об основных направлениях координации национальных промышленных политик Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». Этим документом выстроена концепция промышленной политики в рамках ЕЭП, определены основные направления промышленного сотрудничества а также треки по взаимодействию и представителями Сторон. Также был определен перечень секторов экономики, приоритетных для промышленного взаимодействия в рамках ТС и ЕЭП (ЕАЭС).
Результатом проведения согласованной (скоординированной) агропромышленной политики должны стать: формирование транспарентных условий взаимной торговли, повышение самообеспеченности общего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия на основе скоординированного развития его национальных сегментов, а также усиление экспортного потенциала агропромышленного комплекса. Наднациональная координация, осуществляемая Комиссией на основе взаимодействия с уполномоченными органами государств— членов ТС и ЕЭП, способствует на этом этапе стимулированию развития рынков сельскохозяйственной продукции на основе поддержания равных конкурентных условий при производстве и торговле товарами, использовании ресурсов для сельскохозяйственного производства с целью повышения доходов товаропроизводителей, экономической доступности продовольствия потребителям.
Евразийская экономическая комиссия в тесном диалоге с представителями бизнеса и экспертным сообществом трех государств — членов интеграционного объединения вела деятельность по развитию предпринимательства стран ТС и ЕЭП и созданию полноценного внутреннего рынка финансовых услуг в банковской, страховой сфере и на рынке ценных бумаг. Проводилась работа по либерализации отношений в рамках евразийского проекта в сфере инвестиций и по формированию единого рынка услуг — это те сферы экономики, которые к настоящему моменту интегрированы в наименьшей степени. В том числе в целях достижения свободы движения услуг, капитала и рабочей силы был выработан ряд базовых соглашений в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности и трудовой миграции. К маю 2014 года — дате подписания Договора о создании Евразийского экономического союза — в развитие вступивших в силу соглашений подписаны и приняты десятки соглашений и решений в данных областях, в том числе прямого действия.
На этой стадии интеграции в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета Комиссия была наделена компетенцией по контролю за соблюдением единых правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях Таможенного союза и Единого экономического пространства с 1 января 2014 года. Передача этих полномочий основывается на принятии в октябре 2013 года Президентами государств — членов Модельного закона «О конкуренции». Он, в свою очередь, определяет единые подходы к основным положениям национального законодательства в сфере конкурентной политики государств
— членов интеграционного проекта, являясь ориентиром в законотворческой
работе в области конкурентной политики Беларуси, Казахстана и России.
Работа по углублению интеграции между участниками евразийского экономического проекта, проделанная на этапе формирования Единого экономического пространства, позволила ТС и ЕЭП сформировать условия для создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начал функционировать с 1 января 2015 года.
Источник
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Единая экономическая политика
Единая экономическая политика , направленная на повышение эффективности предприятия. [1]
В социалистическом государстве сливаются воедино политическая и хозяйственная функции, которые осуществляются посредством проведения единой экономической политики . [2]
ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО — территория нескольких государств, которые в соответствии с многосторонним договором осуществляют у себя единую экономическую политику и образуют Экономический Союз. [3]
Углеводородный комплекс ввиду его особого значения должен рассматриваться как базовая отрасль народного хозяйства страны в целом, требующая осуществления единой экономической политики в его функционировании и развитии. [4]
ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО — экономическая зона, в пределах которой достигается высокая степень единства и согласованности экономических действий нескольких государств, используется единая валюта, вводятся единые таможенные пошлины, закладываются основы единой экономической политики , действуют общие принципы хозяйствования. [5]
Республики — члены Экономического Союза вырабатывают основы общей экономической политики и совместно принимают законодательство, регулирующее систему межреспубликанских отношений, определяют порядок разрешения хозяйственных споров и конфликтных ситуаций, проводят единую политику пен сионного обеспечения и занятости, согласовывают свои действия по обеспечению социальных гарантий гражданам. Для совместного управления теми сферами деятельности, которые объективно требуют проведения единой экономической политики , они создают органы управления Союза. [6]
Не смотря на имеющиеся сложности отечественные производители кокса должны и могут удержать свои позиции на российском рынке, что вполне реально в условиях меньших транспортных затрат по сравнению с зарубежными конкурентами. Но для наполнения коксового рынка промышленным группам, связанным с производством алюминия и нефтяных коксов, необходимо прийти к единой экономической политике в долгосрочном контексте с учетом интересов всех сторон. [7]
ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ( ЕЭП) — экономическая зона, образованная несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В пределах этой зоны достигается высокая степень единства и согласованность их экономических действий, используется единая валюта, вводятся единые таможенные пошлины, закладываются основы единой экономической политики . [8]
Башкирский эксперимент во многом стал возможен благодаря существованию такого объединения, как Башнефтехимзаводы. Уникальное положение Башкирии, на территории которой действовал один из крупнейших в мире узлов нефтепереработки, нефтехимии и химии, позволило не просто создать это крупное объединение, но и проводить на всех предприятиях единую экономическую политику . Потребность объединения предприятий была продиктована необходимостью повышения уровня руководства, кооперации, внедрения новых форм управления и специализации. Планы концентрации и специализации производств, вошедших в объединение, были разработаны с участием ученых Башкирского филиала Академии наук СССР. [9]
Источник
Единое экономическое пространство
Единое экономическое пространство | ||
Страны-участницы | ||
Рабочий язык | русский [1] [2] | |
Высший совет — Главы государств | ||
ЕЭК — Председатель Совета — Председатель Коллегии | ||
Территория | 20 030 748 км² | |
Население — Всего (2012) — Плотность | 169 315 689 чел. 8,45 чел./км² | |
ВВП (ППС) — всего (2011) — на душу населения | $2,732 трлн [3] $16 137 | |
ВВП (номинальный) — всего (2011) — на душу населения | $2,084 трлн [3] $12 310 | |
Формирование — Переговоры — Вступление в силу | 1995—2011 годы 1 января 2012 года | |
Официальный сайт | tsouz.ru |
Интеграция в Евразии |
Этапы интеграции |
|