- Система образования в мире: национальные подходы к общей цели
- Система образования в разных странах мира: «календарь полдников» и отсутствие дневников
- Содержание
- Западная система образования
- Канада
- Великобритания
- Испания
- Италия
- Германия
- Франция
- Финляндия
- Образование на Ближнем Востоке и в Азии
- Китай
- Япония
- Южная Корея
- Сингапур
- Израиль
- Турция
- Индия
- Образование в странах СНГ
- Молдавия
- Другое полушарие
- Австралия
- Новая Зеландия
- Бразилия
- Выводы
Система образования в мире: национальные подходы к общей цели
При всем отличии подходов к образованию в мире системы в разных странах во многом похожи. Все развитые страны уделяют большое внимание образованию своей молодежи, понимая, что это и есть основная инвестиция в будущее и гарантия развития экономики, науки и культуры в стране. О том, чем отличаются и чем схожи образовательные системы с точки зрения финансирования отрасли, читайте в статье.
От А до Я
Практически каждое государство обеспечивает гражданам базовый уровень образования — несколько (до 9) лет обучения в начальной и средней школе. В начальную школу обычно принимают всех — даже тех, кто не имеет гражданства страны и находится в ней на птичьих правах. Государство заботится о том, чтобы дети были пристроены в течение дня и получили хотя бы минимальные знания. Правда, постепенно во многих регионах мира появилась тенденция к уменьшению количества обязательных школьных уроков и общему снижению качества образования — государства затягивают пояса, готовясь если не к кризису, то к стагнации. Чтобы получить достойное образование, семье и самому ребенку требуется прикладывать существенные усилия. И чем лучше образование, тем весомее финансовая составляющая усилий как на учебу в частных школах и университетах, так и на многочисленных репетиторов и курсы.
Университетское образование чаще всего платное. Государство лишь контролирует его уровень. Обычно затраты на обучение одного студента или докторанта коррелируют со среднедушевым ВВП. Но все же есть более состоятельные (или ставящие образование во главу угла) страны (в частности, Норвегия, Германия, Австралия), которые дают своим гражданам более высокий уровень образования, например бесплатную учебу в профессиональном училище и (или) университете, отправляя школьников и студентов на учебу и стажировку за рубеж. Доля затрат на высшее образование в общественно-государственных расходах почти во всех странах Евросоюза колеблется между 2 и 3% и составляет в среднем ВВП страны.
Для того чтобы студенты могли выбирать страну учебы, европейские государства подписали Болонскую декларацию (1999 г.), которая гарантирует создание единого европейского пространства высшего образования. К декларации постепенно присоединилось 49 стран, в том числе и не расположенных в Европе. Не вдаваясь в подробности, ее выводы можно обобщить так: студент из любой страны может получить степень бакалавра в одном конце света, магистра — в другом и доктора — в третьем. Требования к стандартам степени будут идентичными (про технические особенности поступления и оплаты учебы в вузе мы сейчас не говорим).
Правда, практически во всем мире особенно одаренные и целеустремленные ученики могут получить образование бесплатно или со значительными скидками за счет стипендий и разных видов помощи, как государственной, так и частной. В странах, где студенты считаются финансово независимыми от родителей (скажем, в Америке), они могут получать гранты и займы для покрытия стоимости обучения и проживания. Там же, где молодые люди (обычно до 23 или 26 лет), продолжающие обучение, рассматриваются как иждивенцы (например, в Израиле), их родители получают пособия или право на налоговые вычеты.
Норвегия: 7,6% ВВП — на образование
Норвегия — один из самых крупных производителей нефти и газа в мире. Население — 4,5 млн человек. ВВП этой небольшой страны составляет 2,9 трлн норвежских крон (500,9 млрд долл.), из которых 7,6% тратится на образование. Высокий процент расходов на образование позволил сделать в стране бесплатными как начальную, так и неполную и среднюю школу, а также бесплатной учебу в государственных университетах.
Образование в Норвегии начинается с шести и продолжается до 16 лет. Школьное образование делится на три этапа: начальная (Barneskole), неполная средняя (Ungdomsskole) и полная средняя школа (Videregående skole). За обучение на двух первых уровнях отвечают местные власти, за третий — региональные. Обучение в полной средней школе (как общей, так и профессиональной) не обязательно, но большинство норвежцев все же предпочитают продолжать образование. В конце последнего года учебы сдают довольно серьезный экзамен, от результатов которого зависит возможность продолжить обучение в вузе, где нет вступительных экзаменов — только конкурс документов.
В начальной школе обучение больше похоже на игру, оценки за успеваемость не ставят. Норвежская образовательная политика основана на принципе всеобщих равных прав для всех независимо от социокультурной принадлежности. Особые условия создаются для учеников, для которых норвежский язык не является родным, а также для детей с особыми потребностями.
Первый норвежский университет — Университет Осло — был основан в 1811 году. Сегодня в нем учится порядка 33 тыс. человек, из которых около 2 тыс. иностранцы. Всего в Норвегии около 70 вузов. Образование во всех государственных вузах бесплатное не только для самих норвежцев, но и для граждан других стран. Норвежским студентам, которые не имеют права работать во время учебы (будущим бакалаврам это запрещено, а у магистров есть ограничения по часам), выдают ссуды на очень льготных условиях, возвращать которые можно после окончания учебы и получения работы по специальности. Норвегия — одна из немногих стран в мире, где можно бесплатно получить степень МВА (Master of Business Administration).
Америка — самый крупный инвестор в образование
Америка (население чуть более 316 млн человек) тратит на образование около 7,5% ВВП, который составляет 15,811 трлн долл. В США проживает 4% детей и молодежи мира, а на сферу образования приходится 28% мирового бюджета. В настоящий момент Америка — самый крупный инвестор в сферу образования. Вопросы образования не упомянуты в Конституции США, и традиционно ими занимаются местные власти.
Государственная система образования в Америке практически отсутствует. Несмотря на то что начальная и средняя школа финансируются за счет бюджета и в младших классах бесплатны даже канцелярские принадлежности, уровень преподавания в них может разительно отличаться. Грубо говоря, у выпускника негритянской государственной школы значительно меньше шансов попасть в университет, чем у того, кто учился в школе в престижном районе. Школы могут быть государственные, частные, религиозные. Дети с особенностями развития или здоровья могут выбрать и домашнюю форму обучения.
Жизнь в Америке построена вокруг школ. Даже стоимость недвижимости может различаться в разы в зависимости от того, насколько престижна школа, расположенная в районе. Уровень школ узнать очень просто — оценки выпускников и процент тех из них, кто поступил после школы в колледжи и университеты, публикуются на специальных сайтах.
В подготовительный класс при школе дети поступают уже в пять лет. С самого раннего возраста их распределяют по группам в зависимости от успеваемости и способностей — те, кто попадает в самую «высшую» группу, с начальных классов готовятся к поступлению в вуз. Начальные школы — общие для всех, а средние делятся на академические, профессиональные и многопрофильные.
В школах распространена система тестов — их проводят каждый год начиная с третьего класса. От их результатов зависит для школы объем финансирования, которое она получит, а для ребенка — возможность претендовать после окончания школы на стипендию от округа или штата для учебы в колледже. Получить стипендию на учебу могут и ребята, достигшие хороших спортивных результатов. Те, кто не получает помощи ни от официальных структур, ни от родителей, берут ссуды на учебу, отдавать которую им придется долгие годы.
В США нет единой для всех учебной программы. Содержание и объем материала, а также учебники выбирают преподаватели. В результате ученики оканчивают школу с довольно разным уровнем знаний.
Приемных экзаменов в вузы нет. Зачисление в колледж осуществляется по результатам специального общефедерального теста на интеллектуальные способности выпускников (SAT, Scholastic Aptitude Test) и среднему баллу оценок по основным предметам. Кроме того, студент пишет эссе, которое задумано как аналитическая автобиография, призванная дать представление о ценностях и идеалах абитуриента.
В США около 4,3 тыс. колледжей и университетов. Различие между ними в том, что обычно университет намного крупнее, в нем учится большее число студентов и состоит он из нескольких колледжей. Например, в Гарвардский университет входят медицинский и инженерный колледжи, бизнес-школы и т. д.
Существуют колледжи с двухгодичным (junior, или community college) и четырехгодичным обучением. В junior college, как правило, учатся студенты, живущие дома, и часть расходов на их учебу берут на себя местные власти. Поэтому обучение в нем для местного населения дешевле.
Китай — перенаселение даже в школах и вузах
Китай (население — 1,35 млрд человек) тратит на образование около 4% ВВП, который составляет 51,93 трлн китайских юаней или 8,23 трлн долл. Закон КНР об обязательном образовании гласит, что каждый ребенок имеет право на начальное и неполное среднее образование независимо от его пола, а также экономической и социокультурной принадлежности его семьи. Впрочем, это не избавляет среднестатистическую семью от дополнительных трат. Результаты социологических исследований показали, что расходы на образование в китайских семьях составляют почти треть семейного бюджета. Связано это с тем, что общий уровень образования в стране довольно невысок из-за многочисленности населения и неравномерности экономического и культурного развития разных районов. Но в КНР быстро поняли, какой авторитет на международной арене приносят стране победы школьников, и Китай стал одним из лидеров школьно-олимпийского движения.
Вузы и школы в Китае отличаются повышенным уровнем нагрузки, ведь дополнительно к общим дисциплинам учащиеся должны правильно писать и произносить несколько тысяч иероглифов. Учитывая это, департамент образования в Пекине принял постановление, в соответствии с которым занятия в школе начинаются с 8 утра и длятся не более восьми часов в день с большим перерывом, во время которого ребенок может поесть и отдохнуть.
Начальное образование (Primary education) получают в шестилетних общеобразовательных начальных школах (Primary school), затем трехлетнее общее среднее образование первой ступени (Secondary education). На этом обязательные девять лет в школе заканчиваются. Дальше можно (но не обязательно) учиться в средней школе второй ступени (Senior middle school). По окончании учебы китайские подростки сдают ЕГЭ, что дает им возможность претендовать на места в университете.
В Китае более 100 вузов, которые отличаются по степени престижности. Государственное образование бесплатно, но бюджетных мест не так уж много. Конкурс на них иногда составляет человек на место. Остальные студенты учатся за деньги (меньшие, чем в Западной Европе, Америке или даже в России). За учебу каждый студент ежегодно платит Это довольно серьезная сумма для детей, например, крестьян. Если денег в семье недостаточно, есть возможность взять государственный кредит. Причем если студент выбирает востребованную в стране специальность и после окончания работает, скажем, агрономом, то ссуду возвращать не придется.
Великобритания
Великобритания, в которой проживает 62,7 млн человек, тратит на образование более 6% ВВП, который составляет около 2,4 млрд долл. Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от пяти до 16 лет. Существует два сектора образования: государственный (бесплатный) и частный (платный), но все школы придерживаются единого образовательного минимума.
Распространенный тип школы в Великобритании — школы-пансионы (Boarding School), в которых ученики не только учатся, но и живут. Считается, что подростки независимо от материальной обеспеченности родителей должны получать образование и воспитание вне семьи. Первые такие школы появились в стране еще в эпоху раннего Средневековья в основном при монастырях. Уже около 1000 лет в пансионах воспитывают элиту английского общества. В Англии распространены как школы, где обучаются совместно юноши и девушки, так и школы с раздельным обучением.
По возрасту учеников школы разделены на несколько ступеней, причем переход на следующую ступень возможен только после сдачи довольно серьезных экзаменов. Отличительные черты британских школ: железная дисциплина, классические методики преподавания, налаженный воспитательный процесс, разносторонняя программа подготовки учащихся к жизни в деловом мире и обществе.
Школы делятся на младшие (Junior Schools) — для детей от семи до 13 лет и старшие (Senior Schools) — для подростков от 13 до 18 лет. Все государственные и частные школы готовят детей к получению GCSE (General Certificate of Secondary Education) — общего свидетельства о среднем образовании, или GNVQ (General National Vocational Qualification) — национального свидетельства о профессиональной квалификации. Далее подростки лет могут продолжить обучение в школе для подготовки к поступлению в университет (Sixth Form).
Британские вузы принимают студентов с 18 лет. Все они платные, но для одаренных студентов существует система стипендий и грантов, частично или полностью покрывающих расходы на образование. При поступлении или заявке на грант приветствуются не только учебные, но и спортивные успехи.
Всего в Англии 180 вузов, из которых 102 университета. Большая часть университетов являются государственными, их контролируют специальные государственные агентства, которые следят за уровнем преподавания. Обычно вузы делят на два вида: новые и старые. Считается, чем старше университет, тем качественнее полученное в нем образование. Под категорию «старые университеты» попадают вузы, образованные в Остальные относятся к новым. Как правило, в новые вузы поступить легче, требования к абитуриентам не такие строгие, поступить в новый вуз можно и после 30 лет, а в старые — только до 23.
Программы бакалавриата рассчитаны на Однако есть степени, для получения которых необходим еще и опыт практической работы, что увеличивает срок обучения. Мастер-образование, или магистратура, — это последипломное образование, длящееся В рамках этого обучения можно получить степень магистра гуманитарных дисциплин (МА), точных наук (MSc), делового администрирования (МВА), магистра права (LLM). Для поступления в английскую магистратуру нужно иметь диплом бакалавра и рекомендации от преподавателей. Кроме того, необходимо, чтобы результат международного экзамена по английскому языку был не ниже 6,5 балла. А для ряда специальностей (например, математических, финансовых, МВА) необходимо также пройти подготовку и сдать экзамен GMAT. Преимущество английского образования в том, что студенты учатся меньше, но проходят серьезную практику в ведущих британских компаниях. После такого образования они желанные сотрудники на предприятиях в любой стране.
Источник
Система образования в разных странах мира: «календарь полдников» и отсутствие дневников
Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) справедливо относит Россию к пятерке стран с лучшими выпускниками школ, потому что в нашей стране аттестат с высоким средним баллом и получение высшего образования принято считать залогом успешного будущего. На пути к нему часто лежат детские слезы, ссоры, скандалы, уничтоженные нервные клетки родителей.
Кажется невероятным, что есть страны, где домашнее задание детям не задают вообще, а остаться на второй год не стыдно. В то же время немного безумным выглядит реальность других государств, где дети учатся по 12 часов в день, а также посещают репетиторов даже в каникулы.
В этой статье мы сравним, как устроены системы школьного образования в разных странах мира, чем они похожи с российской, а чем отличаются. Некоторые подходы к обучению детей за границей, возможно, вам понравятся, и вы, взяв их на заметку, сможете немного облегчить жизнь и себе, и ребенку.
Содержание
Западная система образования
В зависимости от страны к стране, в западной системе образования можно найти как сходства, так и различия. Основная черта, которая объединяет все школы этой системы – инклюзивность и нацеленность на обучение ребенка самостоятельности, развитие у него индивидуальности.
В российских же школах от детей зачастую требуют максимального усвоения пройденной обширной программы. Несмотря на это, разработанный OECD тест PISA (The Programme for International Student Assessment) показывает, что 15-летние школьники в России демонстрируют знания на равных со сверстниками из США и Великобритании.
В Америке большинство школ государственные и бесплатные, в них учится 90% детей. В стране не предусмотрено строгих государственных стандартов и учебных программ, их устанавливают власти штата.
Всех учеников во всех школах ежегодно перераспределяют по новым классам, а при подготовке к итоговому тесту классов нет вообще – все учатся по индивидуальному плану.
Урок физкультуры в старших классах превращается в полноценные и вполне профессиональные занятия конкретным видом спорта.
Канада
Школы Канады делятся на общественные и католические, платные и бесплатные, английские и французские. Основная часть— государственные, в них учится 93% детей. Каждая провинция страны имеет свою школьную систему, но они похожи между собой. Везде педагоги не имеют права даже на публичное замечание ребенку.
Общее образование в Канаде начинается с подготовительных классов для детей 4-5 лет.
В средней и старшей школе обучение построено блоками: по четыре предмета на семестр. Каждый день у детей одни и те же четыре урока по 75 минут каждый.
Чтобы получить аттестат и затем претендовать на зачисление в вуз, ребенок должен набрать определенное количество зачетных единиц – кредитов, начисляемых за освоение учебной программы.
Если школьнику не хватает кредитов, он может взять дополнительный год обучения Victory Lap («виток победы»).
Оценки учеников конфиденциальны.
Для общения с семьей в текущем режиме есть специальные папки с записками, которые передают дети.
Вместо родительских собраний – индивидуальные собеседования четыре раза в год.
В целом система образования в Канаде считается одной из лучших в мире и по тесту PISA обходит российскую.
Великобритания
В Великобритании существует система бесплатного образования, которое может получить любой ребенок. Существуют и частные учебные заведения. На весь мир известны школы-пансионы, где ни ученики, ни их родители не имеют права оспаривать условия обучения и проживания. Таких школ в Британии более двух тысяч.
В Британии дети учатся с 4 лет, посещая школу для малышей.
Общение родителей с учителем в британских школах – короткий индивидуальный разговор, а табель с успеваемостью по итогам семестра отправляют на электронную почту.
Большое внимание в британских школах уделяется благотворительности, в учебных заведениях постоянно организуют различные мероприятия с участием учеников. Нередко они обязаны заниматься социальной работой.
Испания
В Испании существуют государственные школы с бесплатным обучением для всех детей, полугосударственные, финансируемые католической церковью или органами местной власти, и частные школы (colegios privados), которые дают возможность получения диплома международного бакалавриата .
В школах Испании обучение ведется не только на испанском языке, но и в зависимости от региона страны на втором официальном (каталонский, валенсийский и т.д.), его изучение обязательно.
После второго-третьего урока у школьников есть перерыв на полдник, и родителям дают рекомендации о том, какую еду надо давать детям с собой. Это называется «календарь полдников». В большой получасовой перемене дети играют в школьном дворе.
Остаться на второй год в школе – рядовая ситуация.
Италия
В Италии существуют частные и государственные школы, классы в которых довольно большие. Частные школы в Италии не имеют права выдавать документы об образовании, поэтому все экзамены сдаются только в государственных учреждениях.
Начальное школьное образование в Италии является бесплатным и обязательным даже для детей нелегальных мигрантов.
Обучение в высшей школе платное для всех.
Переход от одного школьного этапа к другому в Италии сопровождается физической сменой места обучения. Появляются новые педагоги и одноклассники, и все опять начинается с первого класса.
Для итальянских детей ходить домой на обед – нормальная история, так что в некоторых школах даже нет столовых.
В стране нет золотых медалей за отличную успеваемость, но можно получить 110 баллов из 100 на выпускном экзамене. Правда, это никак не влияет на поступление в университет: вузы проводят свои вступительные испытания.
Германия
В Германии программы обучения детей не синхронизированы, единых учебников и стандартов по предметам нет, но еще в начальной школе все начинают учить английский, а с четвертого класса вводится половое воспитание.
Начальная школа отделена от средней, после ее окончания, в зависимости от уровня способностей, дети получают рекомендации по дальнейшему обучению – в гимназии, реальной или основной школе.
Только выпускники гимназии получают аттестат зрелости (Abitur) и право поступить в университет, остальным дают справку об образовании.
Аbitur можно получить отдельно, после специальных курсов.
С первого класса ребенка, успеваемость которого значительно лучше, могут перевести на класс выше.
Многие выпускники гимназий остаются на второй год, чтобы улучшить средний балл в аттестате.
В Германии есть закон о всеобщей школьной обязанности, родителей прогульщика может оштрафовать полиция.
Также в германских школах детей не кормят, они носят еду из дома.
Франция
Во Франции большинство детей учится в государственных школах. Они бесплатные для всех, но в начале учебного года родители часто сдают деньги на досуг для детей – экскурсионные поездки, билеты в кино и т.д.
Нумерация классов начинается в обратном порядке: так, в средней школе дети идут в шестой класс, а заканчивают третий, после которого сдают экзамен и получают аттестат.
В колледже ребенка, успеваемость которого значительно лучше, могут перевести на класс выше, а неуспевающего – в класс младше.
В школах Франции детям нельзя пользоваться телефонами, а на больших переменах обязательно выходить на улицу.
Финляндия
Финское образование стабильно входит в пятерку лучших. В основном в стране государственные школы, причем среди них нет элитных или слабых, уровень просвещения везде одинаковый.
В школах Финляндии бесплатно все – от карандашей до обедов в столовой.
К учителю принято обращаться по имени.
В стране существует параллельная система образования на шведском и саамском языках.
Учеников не делят по способностям, для каждого составляется индивидуальный план обучения и развития. Одноклассники на уроке могут делать упражнения разной сложности.
Все отметки конфиденциальны, сравнение детей запрещено.
Мальчиков и девочек не разделяют на уроках технологии: все шьют прихватки и делают табуретки.
В образовательной системе есть дополнительный 10-класс, где учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее.
Детям с первого класса объясняют их права, учат жаловаться социальному работнику.
Образование на Ближнем Востоке и в Азии
Рейтинги Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) стабильно демонстрируют рост позиций азиатских стран в образовательной сфере, а по тестам PISA школьники из Европы или США в том же возрасте знают меньше, чем их сверстники из менее развитых стран, например, Вьетнама.
Главное отличие от российской образовательной системы здесь – тотальная нагрузка на детей, когда уроки по 8-10 часов шесть дней в неделю, плюс репетиторы или курсы, а между учениками невероятная конкуренция.
Впрочем, в Азии между уровнем развития стран существует значительная разница, о хорошем образовании можно говорить в Северо-Восточной ее части. В той же Индии ситуация, скорее, напоминает Ближний Восток, где даже относительно благополучные Израиль и Турция не могут похвастать высоким уровнем подготовки детей.
Китай
В стране существуют государственные и частные школы, в том числе школы-пансионы. Всеобщее девятилетнее образование в государственной школе только недавно стало бесплатным. В целом дети демонстрируют уровень знаний выше среднего.
Перед поступлением в первый класс дети проходят тестирование, в конце начальной школы сдают экзамены. Высокие баллы обеспечивают место в хорошей средней школе.
В китайских школах число учеников в классе обычно 30-40 человек, но иногда достигает 70-80 детей. Оценки всех висят на видном месте.
Упор в образовании делается на математику и китайский язык. Тысячи иероглифов, которые надо не только правильно писать, но и правильно произносить, дети учат практически всю школьную жизнь.
Для обучения английскому часто приглашают специалистов из Европы и России.
Каждый день в школе дети дважды делают зарядку, а утром посещают общую линейку, на которой сообщают основные новости и поднимают флаг ― школьный или государственный. После третьего урока все дети делают упражнения для расслабления глаз.
В Китае учитель может ударить ученика рукой или указкой.
Япония
В этой стране начальная и средняя школы обязательны и бесплатны для всех, если это не частное заведение. Старшая школа и высшее образование – исключительно платные. Образовательная программа может отличаться в разных школах, но всегда основана на государственных стандартах.
В японских школах нумерация классов на каждом этапе обучения начинается с первого, то есть в средней школе это первый класс, как и в начальной. Параллели обычно дополнительно отмечают буквами или цифрами: 1-A/1-1 это первая параллель первого класса, напирмер.
Успеваемость детей конфиденциальна.
В конце дня ученики делают уборку в школе и на прилегающей территории.
Бывает, что матери школьников ходят вместо них на уроки и ведут конспекты, когда дети болеют.
В Японии считается нормальным заниматься дополнительно и по воскресеньям.
Южная Корея
Во всех школах страны образование строго контролируется правительством. По итогам каждого учебного года в Южной Корее составляют список лучших школ. Обучение в трех предвузовских классах только платное.
Нумерация классов аналогична японской.
В Корее не принято брать с собой перекус в школу, дети едят вместе с преподавателями, те же самые блюда.
Почти все дети дополнительно занимаются после школы, это называется хаквон.
100 баллов за английский и математику в Южной Корее ценятся больше, чем за родной язык и естественнонаучный блок – такая особенность.
В школах не называют оценки, можно узнать лишь место в общем ученическом рейтинге.
Детей переводят в следующий класс независимо от успеваемости.
Сингапур
В этой продвинутой стране система образования во многом схожа с британской. Начальное образование в Сингапуре является обязательным и бесплатным, не считая небольшого взноса на организационные расходы.
В стране были вступительные экзамены в первый класс, но их отменили, потому что дети впадали в депрессию и становились тревожными.
Уже с 4 класса детей разделяют на группы по уровню знаний, интересам и интенсивности обучения.
Почти все дети дополнительно занимаются после школы.
Перед каждым уроком сингапурским ученикам задается вопрос, на который каждый из них должен высказаться в конце занятия.
Граждане Сингапура не могут обучаться в частных школах.
По данным теста PISA, Сингапур занимает первое место во всех трех категориях: математика, наука и чтение.
Израиль
В Израиле большинство детей учится в государственных светских и государственных религиозных школах – 70% и 25% соответственно. Остальные дети посещают ортодоксально-религиозные школы системы независимого образования и частные школы.
В Израиле есть женские, мужские и смешанные школы.
Начальная школа – до 6 класса.
В израильских школах средней ступени в одном классе учатся дети с различной успеваемостью и способностями, поэтому часть предметов преподают на разных уровнях, деля классы на две-три группы.
Министерство просвещения страны ежегодно публикует предельную сумму сборов с родителей, а если семья не платежеспособна, ребенка все равно не отстранят от уроков и не лишат внеклассных активностей – это запрещено.
Турция
В этой стране на начальную, среднюю и старшую школу, которую тут называют лицеем, отведено по четыре года. Учебные заведения бывают государственные и частные. Последних довольно много и они популярны.
В Турции существует обязательная подготовительная школа для детей 3-4 лет. Там их учат турецкому и английскому языкам, математике, музыке. Большинство таких школ — частные.
В начальной школе у детей нет урока физкультуры.
В государственных школах при обучении в одну смену в классе может быть 40-50 детей.
Возможности дальнейшего обучения турецких детей зависят от специального среднего балла, который считают, начиная с шестого класса.
Во всех школах страны на всех этапах изучают ислам, а также другие мировые религии.
В турецких школах, как государственных, так и частных, есть система «сервисов»: автобусы собирают детей по районам до начала занятий и отвозят их по домам после. Список пассажиров проверяет специальный человек.
Индия
В Индии бесплатное среднее образование гарантировано государством, даже существует специальный налог на строительство новых школ и содержание существующих. Помимо муниципальных школ, в стране есть частные и кадетские школы, а также можно учиться при христианских общинах.
Если родители хотят, чтобы ребенок попал в престижную школу, готовиться к ней начинают с трех лет.
Уроки в индийских школах начинаются с молитвы на санскрите.
Материальная база школ очень отличается: в деревнях ученики могут сидеть на полу, а городские платные школы оборудованы компьютерными классами и помещениями для йоги.
В каждом штате практикуется изучение местного наречия, помимо хинди, английского и санскрита.
В школе в одном классе может быть 50-70 учеников.
В конце каждого учебного года местные газеты публикуют фотографии лучших учеников выпускных классов.
Образование в странах СНГ
В Содружество Независимых Государств вошла большая часть бывших советских республик, которые во многом сохранили существовавшую систему образования. Часто это привычные 11 классов, только со шкалой оценок в 10 баллов и на национальном языке, хотя русскоязычные школы по-прежнему существуют практически везде.
Переход к 12-летнему образованию и 12-балльной шкале оценок в ближайшие годы запланирован в Азербайджане.
Молдавия
Более существенные отличия от российской есть только в школьной системе Молдавии. По сравнению с другими государствами СНГ, там значительно больше русскоязычных школ и они сохраняют статус государственных. Румынский язык (Конституционным судом страны он приравнен к молдавскому) в них изучают как отдельный предмет, экзамен по нему – обязательный. В школах, где идет обучение на государственном языке, русский учат как иностранный. Образование в русскоязычных школах считается более качественным.
Образование в 10 классов является обязательным, в целом вся учеба в молдавской школе – бесплатная, но нужно оплачивать аренду учебников.
У детей кроме весенних каникул существуют еще и Пасхальные, 10 дней с конца апреля по начала мая.
Другое полушарие
Отдельно стоит рассказать про образование в далеких странах южного полушария. Нередко школьные системы там основаны на опыте метрополий, к которым относились бывшие колонии.
Австралия
Граждане и резиденты страны получают образование бесплатно в светских государственных школах, там учится почти 65% детей. В католических и частных школах, куда ходят примерно 35% детей, обучение платное.
В Австралии в первый учебный день года в школу приходят только первоклассники и ученики выпускных классов.
Дети ходят на занятия в форме и обязательно носят шляпы из-за жаркой погоды.
Ребенок может «перепрыгивать» предмет или даже целый год обучения, если будет признан одаренным.
В школах есть система поощрения: за успехи, дополнительную работу или даже красивый рисунок дети получают «сертификаты».
Новая Зеландия
Как и в Австралии, система школьного образования Новой Зеландии близка к британской. Абсолютное большинство школ здесь государственные. Они бесплатны, за исключением внеклассной деятельности. Также существуют добровольные взносы, которые все-таки настоятельно просят платить. Чем престижней район, в котором расположена школа, тем больше сумма.
В Новой Зеландии ребенок может начать учебу в школе как только ему исполнилось 5 лет, не дожидаясь начала следующего семестра.
Все домашние задания, информацию и т.д., ребенку складывают в специальную папку, которую он носит с собой в портфеле.
Вместо родительских собраний – индивидуальные встречи с преподавателем 1-2 раза в год.
Ежегодно класс переходит в другой кабинет к другому учителю. Педагоги стремятся поддерживать детей в личных интересах, в школах обычно дружественная атмосфера.
В стране есть школы с обучением на языке маори и дистанционные школы для детей из отдаленных малонаселенных районов.
Бразилия
Бывшая португальская колония не относится к числу стран, куда родители мечтают отправить своего ребенка учиться. В стране, несмотря на усилия правительства и волонтеров, по-прежнему высокий уровень неграмотности, а качество образования в государственных школах обычно низкое, но при этом почти все они инклюзивны.
8 классов – образование, по закону обязательное для всех, но подростки из-за бедности часто бросают школу и идут работать.
В бесплатных государственных школах в одном классе учится от 40 до 80 человек, а за пять или шесть уроков есть только одна перемена.
Уровень образования в платной школе всегда выше, чем в государственной.
В бразильской школе не принято вызывать к доске – детей оберегают от стресса, который вызывает публичный устный ответ.
Выводы
Сравнив системы обучения детей в разных странах мира, можно сделать вывод, что в каждой из них есть как плюсы, так и минусы.
Специфика отдельных европейских образовательных моделей, когда ученикам ничего не навязывают, оставляют на самоконтроль выполнение домашних заданий или вообще их не задают, кажется в наших реалиях совершенно немыслимой, но идея о более персонализированном подходе к ребенку – вполне хороша.
В то время как любой американский школьник может себе позволить отказаться от зубрежки нелюбимого предмета, сконцентрировавшись на том, что интересно и нужно, от наших детей требуют высоких результатов, «дается» тема или нет. Это ведет к лишним стрессам, ссорам, и может даже вызвать комплексы на всю жизнь.
Профессиональный спорт или театральный кружок в школе, бесплатное обеспечение детей учебниками и обедами, подвижные игры на переменах и тактичность педагогов, пожалуй, могут вызвать только зависть у российского родителя, но класс в 25 учеников и обучение в две смены тоже можно назвать комфортными условиями, если сравнивать с Индией или Бразилией.
На фоне запредельных нагрузок на детей из развитых стран Азии подготовительные курсы к ЕГЭ и репетитор по английскому кажутся чем-то обыденным.
В конце концов, главное – не оценки, а осознанность в образовании ребенка. Думайте об этом каждый раз, проверяя школьный дневник.
Источник