Единое экономическое пространство страны входящие

Министерство экономического развития
Российской Федерации

Формирование Единого экономического пространства

Единое экономическое пространство (ЕЭП) — проект экономической и политической интеграции трёх государств СНГ: России, Казахстана и Белоруссии.

19 сентября 2003 года на саммите в Ялте главами России, Беларуси и Казахстана было подписано Соглашение о формировании ЕЭП. Соглашение предусматривало разработку комплекса основных мер по формированию ЕЭП, для осуществления которого требовалось заключение около пятидесяти договоров, также была утверждена Концепция о формировании ЕЭП, являющаяся неотъемлемой частью подписанного Соглашения о создании ЕЭП.

В июне 2006 года — принято решение, что дальнейшая работа по формированию Таможенного союза будет проходить на базе ЕврАзЭС с учетом наработок проекта ЕЭП. Организационные структуры по формированию ЕЭП теперь действуют на площадке Секретариата ЕврАзЭС. Целесообразность данного решения продиктована тем, что цели и задачи ЕврАзЭС и ЕЭП идентичны: создание общего рынка и единого экономического пространства.

Условия развития и функционирования Единого экономического пространства обеспечивает и регулирует Евразийская экономическая комиссия.

Краткая выдержка из Концепции формирования Единого экономического пространства:

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами
  • ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики
  • Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
  • Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
  • Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
  • Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Читайте также:  Политика вызвала серьезные протесты со стороны населения стран причинами недовольства стали рост

Источник

Единое экономическое пространство: общие правила развития экономики

Сосуществование (в том числе и экономическое) некоторых постсоветских республик в настоящее время определяется конкретными международными соглашениями. Однако человеку без специального образования порой непросто разобраться в том, чем же отличается Таможенный союз (ТС) от Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и какое отношение ко всему этому имеет Единое экономическое пространство (ЕЭП)?

На самом деле это все этапы на пути к формированию общих правил экономической деятельности на постсоветском пространстве бывшего СССР (по крайней мере, на его значительной части), которые способствовали бы налаживанию и укреплению экономических связей на благо национальных экономик каждого суверенного государства на месте бывших республик. И в некотором смысле – это эффективные инструменты для решения этой основной глобальной задачи.

История создания ЕЭП

Формирование ЕЭП – это процесс, естественным образом сопутствовавший созданию Таможенного союза и происходивший параллельно с ним. Решение о формировании вначале единого таможенного пространства и создании ТС было принято еще в октябре 2007 года.

Формально ТС, в который вошли Россия, Казахстан и Белоруссия, начал действовать с 1 января 2010 года. Именно тогда начал действовать для этих трех государств Единый таможенный тариф, затем вступил в силу единый Таможенный кодекс, а с 1 июля 2011 года таможенный контроль стал осуществляться только по внешним границам этого конгломерата стран. На внутренних границах стран-участниц оставался только пограничный и миграционный контроль.

Но параллельно с этими процессами шло формирование и более глубокой экономической интеграции стран-участниц. Они посчитали недостаточным только единое таможенное пространство, речь уже зашла о формировании единого экономического пространства с применением общих для всех государств-участников механизмов регулирования экономики.

Соответствующее решение было принято главами России, Белоруссии и Казахстана на встрече 27 ноября 2009 года, еще до формального старта функционирования ТС. Предполагалось в результате указанного соглашения на территории трех данных постсоветских государств сформировать общий рынок товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, а также согласовать правила валютной политики.

Чтобы сформировать правовую базу для функционирования ЕЭП, потребовалась даже более значительная работа, чем по созданию ТС, ведь необходимо было охватить гораздо более широкий круг проблем. Однако заинтересованность всех стран-участников была столь велика, что пакет документов был сформирован в рекордные сроки. Уже к декабрю 2010 года (то есть примерно через год) удалось подписать базовый комплект документов из 17-ти специальных соглашений, а с 1 января 2012 года они вступили в силу.

Эта дата и считается фактическим созданием ЕЭП, но работа над правовой базой его функционирования не останавливалась и после этого момента. Для полноформатного функционирования ЕЭП необходимо было подготовить и подписать множество международных договоров и межгосударственных документов, не говоря уже о соответствующих изменениях национального законодательства в странах-участниках.

Концепция ЕЭП

Основная концепция ЕЭП понятна уже из названия – это формирование единых правил и снятие ограничений для развития экономики стран-участниц с целью повышения ее эффективности. А главная задача – сформировать на территории ТС условия для реализации «четырех свобод»: неограниченного движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы.

  • Принцип свободного движения капитала. Потребовалось выработать такие общие правила, которые, с одной стороны, снимали все ограничения, а с другой стороны, не подрывали макроэкономическую стабильность в странах-участниках. Это означало принятие согласованной политики в сфере развития рынка капиталов.
  • Принцип свободного движения товаров. В значительной степени был реализован путем создания ТС, в результате чего были унифицированы таможенные тарифы в трех государствах, разработаны общие для всех методики и инструменты регулирования торговли с третьими странами, за пределами ТС. Это позволило снять барьеры на внутренних границах для свободного передвижения товаров.
  • Принцип свободного движения услуг. Его реализация потребовала, помимо подписания соглашения о создании ТС, принятия и других документов. В итоге в рамках ЕЭП были также сформированы общие правила для поставщиков услуг и определена согласованная политика по доступу на рынок услуг третьих стран.
  • Принцип свободного движения рабочей силы. В рамках ЕЭП потребовалось разработать и принять правовые нормы, которые гарантировали отсутствие ограничений на передвижение физических лиц в поисках работы. К тому же в отношении рабочей силы из третьих стран необходимо было выработать согласованную миграционную политику, с оглядкой в том числе на требования ВТО.

Естественно, сделать это одномоментно просто невозможно – функционирование экономики любой страны представляет собой сложный комплекс, который невозможно перенастроить путем одного-двух формальных приказов. Повышение уровня экономической интеграции стран-участниц ЕЭП могло идти только поэтапно, через постепенную синхронизацию и унификацию национальных законодательств. При этом также учитывались мировой опыт подобных соглашений и требования международного права.

Государства-участники ЕЭП

Первоначальные переговоры о формировании ЕЭП вели сильнейшие в экономическом плане постсоветские республики, ставшие независимыми государствами. Так, в Ялте в сентябре 2003 года этот вопрос обсуждался главами России, Белоруссии, Казахстана и Украины, после чего даже было подписано соответствующее соглашение. Однако затем Украина отказалась от участия в ЕЭП и вышла из процесса его создания.

Предполагалось, что страны-основательницы подпишут сразу пакет первоочередных документов, которые вступят в силу одновременно во всех государствах. Но Украина с приходом к власти президента Виктора Ющенко увидела в указанных документах покушение на свой «фискальный, таможенный и бюджетный суверенитет». Тогдашний министр экономики Украины Сергей Терехин требовал, чтобы на территории четырех государств незамедлительно была создана «зона свободной торговли без ограничений и изъятий» с отменой любых пошлин. При этом Украина категорически отказалась подписывать документы, которые устанавливали единую тарифную политику и вели к созданию таможенного союза с наднациональными органами регулирования.

Окончательные документы о создании единого экономического пространства в итоге подписали Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. Как и в Таможенном союзе, в ЕЭП не предусмотрен статус государства-наблюдателя.

Руководящие органы ЕЭП

Высшим руководящим органом ЕЭП является Совет глав государств (СГГ), а всю текущую деятельность контролирует и регулирует Комиссия ЕЭП. Ей частично передаются полномочия национальных регулирующих органов, этот процесс идет постепенно и на базе межгосударственных соглашений. Предполагается, что значимость Комиссии ЕЭП в регулировании экономических процессов на территории стран-участниц будет постепенно повышаться.

Принцип формирования СГГ и принятия им решений достаточно прост: «одно государство – один голос». Этот орган призван решать глобальные вопросы экономический интеграции (например, проработку единой политики в отношениях с третьими странами, прием новых членов ЕЭП или унификация таможенно-тарифной политики).

В свою очередь Комиссия ЕЭП занимается практической реализацией подписанных соглашений, разрабатывает нормативные акты и методические рекомендации. Все ее решения являются обязательными для стран-участниц. Голоса в комиссии при принятии решения распределяются в зависимости от экономического потенциала страны, а следовательно, РФ неизбежно обладает большим количеством голосов. От количества голосов той или иной страны в комиссии зависит и ее доля финансирования работы общих органов.

Источник

Единое экономическое пространство

Единое экономическое пространство
Страны-участницы Армения Армения
Белоруссия Белоруссия
Казахстан Казахстан
Россия Россия
Киргизия Киргизия
Рабочий язык русский [1] [2]
Руководство — Высший евразийский экономический совет
Территория 20 030 748 км²
Население
— Всего (2015)
— Плотность
182 258 937.
8,5 чел./км²
ВВП (ППС)
— всего (2012)
— на душу населения
$2,895 трлн [3]
$17000,37
ВВП (номинальный)
— всего (2011)
— на душу населения
$2,084 трлн [3]
$12 238
Формирование
— Переговоры
— Вступление в силу
1995—2011 годы
1 января 2012 года
Официальный сайт http://www.eurasiancommission.org
Экономическая интеграция
на постсоветском пространстве
Руководящие органы
Упраздненные институты и организации

Еди́ное экономи́ческое простра́нство — общий рынок, созданный 1 января 2012 года. В общий рынок входят Белоруссия, Казахстан и Россия, которые ранее, 1 июля 2010 года, создали таможенный союз.

ЕЭП представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, целью которой является либерализация внешнеэкономических отношений внутри объединения и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. Задачей ЕЭП является обеспечение так называемых «четырёх свобод» между государствами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и пр. [4] [5] .

Содержание

Государства-члены

Участники

  • Белоруссия Белоруссия (с 29 мая 2012 года)
  • Казахстан Казахстан (с 29 мая 2012 года)
  • Россия Россия (с 29 мая 2012 года)
  • Армения Армения (с 10 октября 2014 года)
  • Киргизия Киргизия (c 23 мая 2015 года)

Возможные кандидаты

  • Таджикистан Таджикистан (Правительство Таджикистана выразило заинтересованность к вступлению в организацию и заявило, что изучает возможные последствия для экономики страны в том случае, если решение будет принято.)
  • Республика Абхазия Республика Абхазия (Правительство Абхазии заинтересовано вступлением в организацию, но вступление страны затрудняет то, что независимость Абхазии не признают Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия.)
  • Узбекистан Узбекистан (Правительство Узбекистана рассмотрит возможность вступления в организацию.)

17 базовых соглашений

Решением Высшего евразийского экономического совета были введены в действие с 1 января 2012 года 17 базовых международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство [6] [7] .

  1. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции — Определяет общие подходы к антимонопольному регулированию, вводит конкретные нормы, ограничивающие возможность государственного вмешательства в хозяйственную деятельность.
  2. Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства — Устанавливает правила предоставления государственной поддержки производителям сельскохозяйственной продукции. Предельный уровень поддержки не может превышать 10 % валовой стоимости сельскохозяйственной продукции.
  3. Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий — Устанавливает единые правила предоставления субсидий в отношении промышленных товаров.
  4. Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики — Устанавливает принципы доступа перевозчиков стран Таможенного союза к услугам инфраструктуры, в том числе принципы равенства требований к перевозчикам и единой тарифной политике. Исключительные тарифы на услуги железнодорожного транспорта как мера субсидирования конкретного товаропроизводителя могут применяться только в случае невозможности осуществления поддержки в иной форме.
  5. Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах — участниках Единого экономического пространства — Предоставляет национальный режим и режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле услугами при условии сохранения отдельных изъятий.
  6. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности — Предусматривает введение в странах ЕЭП национального режима в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, создание единой международно-договорной базы, в основу которой был взят перечень международных соглашений в сфере интеллектуальной собственности, участницей которых является Россия.
  7. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации — Предусматривает проведение согласованной политики по обеспечению обращения продукции, соответствующей техническим регламентам Таможенного союза. Единая политика обеспечивается, в частности, Единым перечнем продукции, к которой применяются технические требования. При этом не допускается установление в национальном законодательстве государств- членов ЕЭП обязательных требований в отношении продукции, не включённой в Единый перечень. Право утверждать технические регламенты передано Комиссии.
  8. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках — Устанавливает национальный режим и режим наибольшего благоприятствования для поставщиков стран Таможенного союза при государственных и муниципальных закупках, а также устанавливает принципы транспарентной организации и проведения закупок.
  9. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей — Предусматривает снятие ограничений в части допуска граждан на рынок труда стран-участников ЕЭК, отмену квотирования, отмену обязательных разрешений на работу трудовым мигрантам, более либеральный порядок миграционного учёта.
  10. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств — Соглашение определяет общие направления противодействия нелегальной трудовой миграции.
  11. Соглашение о согласованной макроэкономической политике — Предусматривает введение странами-участниками ЕЭП с 1 января 2013 года количественных макроэкономических параметров, в том числе предельных значений годового дефицита государственного бюджета, государственного долга и уровня инфляции.
  12. Соглашение о согласованных принципах валютной политики — Является «дорожной картой», определяющей направления дальнейшей гармонизации валютного законодательства. В частности, предусматривает постепенное устранение ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов в банках государств ЕЭП, унификацию порядка ввоза и вывоза наличных денежных средств в рамках ЕЭП, гармонизацию требований по репатриации валютной выручки.
  13. Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала — Предусматривает организацию обмена информацией между уполномоченными органами сторон в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования. До 31 декабря 2013 года предусматривает гармонизацию законодательства сторон в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования с учётом международных правил и стандартов.
  14. Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий — Определяет общие правовые подходы к регулированию деятельности субъектов естественных монополий с целью создания правовых основ для формирования единых принципов и общих правил регулирования деятельности естественных монополий.
  15. Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики — Предусматривает принцип обеспечения доступа к энергосистемам сопредельных стран-участников ЕЭП. Доступ предоставляется в пределах технических возможностей при условии обеспечения приоритета передачи энергии для удовлетворения внутренних потребностей стран. Соглашение также формулирует другие принципы межгосударственной передачи электрической энергии между странами-участниками ЕЭП, включая основы ценообразования и тарифной политики.
  16. Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики — Предусматривает принцип взаимного обеспечения доступа к газотранспортным системам стран-участников ЕЭП после выполнения комплекса мер, в том числе после перехода на равнодоходные цены на газ. Доступ к газотранспортным системам предоставляется в пределах технических возможностей, с учётом согласованного сторонами индикативного баланса и на основании заключённых хозяйствующими субъектами гражданских договоров. Условия доступа, включая тарифы на транспортировку газа, для хозяйствующих субъектов сторон будут равными по сравнению с хозяйствующими субъектами, не являющимися собственниками газотранспортной системы.
  17. Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации — Предусматривает неприменение государствами-членами ЕЭП во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин в отношении нефти и нефтепродуктов. При этом порядок уплаты таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при вывозе с единой таможенной территории Таможенного союза определяется отдельными двусторонними соглашениями стран-участников. Соглашение также определяет условия доступа к услугам по транспортировке нефти, предусматривает унификацию норм и стандартов на нефть, информационный обмен сведениями о добыче, импорте, экспорте и внутреннем потреблении нефти.

Руководящие органы

После подписания 18 ноября 2011 года лидерами России, Белоруссии и Казахстана декларации о Евразийской интеграции, была создана Евразийская экономическая комиссия, контролирующая около 170 функций экономического союза.

ЕЭК состоит из совета и коллегии, в совет войдёт по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии — по три представителя каждой стороны. Также ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые будут готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органов. Полномочия ведомства будут существенно расширены, а численность увеличится со 150 до 1200 международных служащих.

История создания ЕЭП

23 февраля 2003 года президенты России, Казахстана, Белоруссии и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство. 19 сентября того же года было подписано Соглашение о намерении сформировать Единое экономическое пространство. 15 сентября 2004 года на саммите в Астане президенты стран «четвёрки» утвердили перечень документов, подлежащих согласованию и подписанию в первоочерёдном порядке. Предполагалось, что первоочередные соглашения должны составлять неразрывный пакет и должны быть подписаны и вступить в силу одновременно. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП. Когда же к власти пришёл президент Ющенко, то новое руководство поставило во главу угла идею Евроатлантической интеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов».

7 апреля 2005 года на Первом интеграционном форуме по ЕЭП с участием министров экономики четырёх стран-участниц министр экономики Украины Сергей Терёхин объявил, что Украина будет настаивать на пересмотре базового соглашения по формированию ЕЭП, подписанного в 2003 году, поскольку, согласно тексту соглашения, после поэтапной отмены ограничений в торговле, что должно было произойти до 2012 года, планировалось создание наднациональных органов, которые бы проводили скоординированную экономическую политику. Как заявил Сергей Терёхин, Украина будет настаивать, чтобы уже в ближайшее время все четыре страны создали «зону свободной торговли без ограничений и изъятий», то есть отменили все квоты и пошлины. Если тарифные ограничения не будут сняты до конца 2005 года, Украина угрожала вообще выйти из ЕЭП. «Украина рассматривает своё участие в ЕЭП только в формате создания зоны свободной торговли и условий для перемещения капитала, услуг и рабочей силы», — заявил Терёхин. В конце августа 2005 года на саммите глав стран-участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза, украинское руководство не устраивали.

9 декабря 2010 года Россия, Казахстан и Белоруссия подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства: «Мы констатируем создание единого экономического пространства», — подчеркнул Лукашенко [8] [9] . 21 декабря 2010 года нижняя палата парламента Белоруссии, а 22 декабря верхняя, ратифицировали документы по созданию ЕЭП. 18 ноября 2011 года в Москве Президент России Дмитрий Медведев, президент Белоруссии Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали [10] [11] документы следующего этапа интеграции:

В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза.

Концепция Единого экономического пространства

  • Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.
  • Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников.
  • Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.
  • ЕЭП формируется постепенно, путём повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза.
  • Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.
  • Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО.
  • Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции.
  • Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Дальнейшее расширение сотрудничества

Общий рынок лекарств трёх стран планируется сформировать к 2017 году. Срок формирования общих рынков нефти, газа и электроэнергетики — 2019 год.

Планируется проводить единую макроэкономическую, антимонопольную, валютную и финансовую политику с 2025 года. [12]

Источник

Оцените статью