Единстве с другими странами

Вопрос внутреннего единства России

Что принесёт стране новый закон «О российской нации»

Президент России Владимир Путин одобрил идею создания закона «О российской нации», а также выступил за проведение Года единства российской нации. Заявления были сделаны во время Совета по межнациональным отношениям, проходившего 31 октября в Астрахани.

Путин отнес к вещам, «которые точно нужно реализовывать», предложение о создание закона «О российской нации».

По словам президента, для этого нужно переработать Стратегию государственной национальной политики в России до 2025 года.

«Кроме всего прочего, это могло бы быть очень интересно. Мы, к сожалению, сами еще не все понимаем, в какой стране мы живем, в какой красивой стране», — сказал Владимир Путин.

«И для многих людей, проживающих рядом со своими соседями, было бы интересно узнать об этносах и народах, которые населяют страну. Такие вещи, с которыми мы, к сожалению, не сталкиваемся в быту каждый день, но которые, безусловно, — основа российского многонационального народа и, безусловно, — наша ценность», — заключил Путин.

Знать культуру и обычаи своих соседей по стране это, конечно, хорошо. Но возникает вопрос, который «Свободная пресса» не раз уже поднимала в рамках дискуссий «Россия для русских?» и «Русский мир после Русской весны»: что такое российская нация и почему до сих пор народ, составляющий более 80 процентов населения страны не получил статус государствообразующего?

— В России плохо применимы принципы территориальной гражданской нации, которую у нас пытаются создать, — говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — В нашей истории, как границы государства, так и конституционные основы менялись очень сильно. У нас это не константы, а переменные. И это не то, что нас делает субъектом истории, народом. Связывает нас русская культура и историческое самосознание. Это то, на что государство может опереться. Нация, основанием которой является русская культура, может являться, да и является по факту открытым сообществом, принимающим в себя людей с самой разной кровью, но считающих русскую культуру своей. Но пока я не вижу, что в нашем государстве появилось понимание необходимости поднять этнокультурное самочувствие русского народа, а также необходимости интеграции общества на базе русской культуры. Ничего не говорится о том, что Россию надо сохранять как страну с преобладание русской культуры. Поэтому основной центростремительный фактор выносится за скобки государственной национальной политики, что делает её беспомощной.

Читайте также:  Пятьдесят лет лучшие умы двух стран создавали систему средство выразительности

«СП»: — Почему так происходит?

— Сегодня всё, что касается национального вопроса в России, носит противоречивый характер. В Конституции мы видим одно — там говорится о многонациональном народе России, но русские опять же не упоминаются. Если будет принят закон о «российской нации», мы получим уже другую формулировку. Поэтому я бы не стал плодить неразбериху и не принимал бы закона до той поры, пока мы не придём к единой формуле. Поскольку и другие крупные этносы в России, те же татары, вряд ли согласятся, что они просто часть российской нации, а не самобытный народ.

Достаточно в законе прописать основные цели и инструменты осуществления государственной межнациональной политики. Хотя это и так уже прописано в Стратегии национальной политики в России до 2025 года. Закон мог бы поднять это на более высокий уровень. И всё же я ожидаю, что этот закон просто закрепит парадоксальную конфигурацию пространства нашей национальной политики, в которой отсутствует осевое звено, каким является крупнейший народ России, на базе которого этого общество было создано и воспроизводится.

— Предложение провести год единства российской нации озвучил Владимир Зорин, — говорит принимавший участие в астраханской встрече член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Богдан Безпалько. — А предложение принять закон о российской нации выдвинул академик, глава Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков. В общем-то, их предложения проистекают из той концепции, которой они давным-давно придерживаются. Столь же давно эта концепция подвергается критике со стороны ряда экспертов. Тем не менее, последние события показывают, что руководством страны сделана ставка на то, что нынешняя политика приведёт к сохранению и даже укрепление внутреннего единства. Это важно, когда в условиях экономического кризиса это единство может быть подвергнуто серьёзным испытаниям.

Я предполагаю и надеюсь, что в законе будет прописан механизм воздействия, в том числе, на национальные республики России, которые сейчас порой допускают во внутреннем законодательстве противоречия законодательству федеральному.

Лично я хотел выступить на Совете с докладом о том, что в настоящее время ряд общественных этнических объединений пытаются путём давления воздействовать на политику России. В целом, пока можно считать, что обеспечение внутреннего единства является приоритетной задачей для России, о чём говорит и заявление Владимира Путина.

«СП»: — Однако есть ощущение, что на этом единстве некоторые республике не прочь выбить для себя особое положение. В частности, критика президентом Чечни намерения Минфина сократить бюджет республики говорит об этом.

— Я думаю, что как раз новый закон о российской нации должен как-то урегулировать подобные моменты в отношениях. Управление такой большой и разнородной в этническом плане державой, как Россия, всегда строилась по принципу выстраивания системы сдержек и противовесов. Эта система должна быть гибкой и учитывать все опасности. Что касается преимущественно русских регионов, здесь опасность иного рода. Русские регионы, составляющие ядро нашего государства, могут нести опасность для единства России по причине своей социально-экономической деградации. Эти проблемы не столь заметны, как противоречия на том же Северном Кавказе, но могут таить в себе серьёзные угрозы. Когда эти «русские проблемы» выйдут на первый план, не исключено, что решить их будет крайне сложно, или даже невозможно. Что касается недавнего заявления Кадырова, то оно действительно, как минимум, странное. Можно подумать, что Чечня — единственный субъект РФ, которому почему-то решили урезать бюджет. В стране и в мире — экономический кризис. В той или иной степени все регионы несут издержки, и никто не может быть здесь исключением.

«СП»: — В закон о «единстве российской нации» можно внести положение о государствообразующем статусе русского народа?

— Насколько я могу судить, вряд ли такой статус будет закреплён за русским народом в ближайшее время. На мой взгляд, как бы этот закон не назывался, он будет благом для русского и других народов, если поможет обеспечить межэтнический мир в России. Поскольку при нынешней международной обстановке любые внутренние волнения будут иметь крайне тяжёлые последствия как для русских, так и для России.

Надо понимать, что сейчас взять и нивелировать деление элиты в России по этническому признаку, возникшее ещё с советских времён, невозможно. Поэтому необходимо постепенно «выравнивать ситуацию», искать возможности поднятия реального, а не «бумажного» статуса русского народа.

А до национальных элит в республиках надо активней доносить мысль, что без русского народа рухнет и Россия, а от этого ничего хорошего не ждет и другие народы, и в том числе их элиты. Поскольку именно «внешняя оболочка» большой России обеспечивает им возможность довольно спокойного и комфортного существования. Получив формальную независимость, российские этносы тут же станут марионетками в руках глобальных мировых игроков. Мы это хорошо видим на примере большинства бывших республик СССР.

Источник

В чем единство народов нашей страны?

Рассуждают пастыри

4 ноября (22 октября по ст.ст.) Церковь чтит Казанскую икону Божией Матери, а наше государство отмечает День народного единства. Мы решили спросить пастырей: состоялся ли на сегодняшний день этот праздник как истинно всенародный? И в чем вообще заключается или может заключаться единство народов нашей страны?

Чтобы День народного единства состоялся,
нужно наше постоянство в доброделании

– Неслучайно День народного единства совпадает с празднованием Казанской иконы Божией Матери. Через эту икону Пресвятая Богородица не раз являла нашему народу Свое особенное покровительство и защиту. Но при непременном условии крепкой веры, благочестия и покаяния. И вот сейчас особенно остро встает вопрос о возвращении нашего народа к ясному осознанию своего Богоначертанного пути.

Вообще всенародное приобщение важнейшим духовным смыслам – в силу нашей территориальной огромности и «разбросанности» людей по городам и весям, в силу разницы обстоятельств и условий их жизни, в силу известной инерции – требует времени и постоянства в утверждении этих смыслов.

Чтобы День народного единства укоренился, устоялся в нашем народе, чтобы понимание его действительного значения – духовного, культурного и нравственного – твердо вошло в сознание людей и стало действительно общенародным, нужно, чтобы прошло время при условии нашего постоянства в доброделании.

И прежде всего нам всем, православным верующим, нужно прилагать усилия к тому, чтобы самим жить по тем принципам, которые служат основанием нашего единства. А затем и доносить до как можно большего числа людей ту простую мысль, что единственное подлинное основание нашего всенародного единства – это наша причастность православной вере с ее богатейшей культурой борьбы со страстями, приобщения Божественной благодати, достижения единства и согласия с Богом во Христе Иисусе. Это есть наша цель и наше объединяющее начало. Другого нет и не будет. И чем раньше мы это поймем, чем раньше без ненужных уклонений и экивоков, без стремления угодить и потрафить иным народам и наднациональным структурам (зачастую чуждым нашей вере и культуре), чем раньше мы начнем строить свою личную, семейную и общественную жизнь на твердом фундаменте святой православной веры – тем лучше будет для нас всех и в духовном, и в душевном, и в житейском смысле.

Православная культура «уклонения от зла и сотворения блага» важна и в контексте страшных революционных событий и их катастрофических последствий в России. Потому что именно приобщение этой культуре может служить основанием общенационального примирения. Когда одни – власть имущие – станут прилагать особые усилия в борьбе с корыстолюбием, эгоизмом и жестокосердием, а другие – страждущие и озлобленные – станут сознательно бороться с нетерпением, ропотом и гневом. Когда первые будут с верою утверждаться в воздержании и милосердии, а вторые – в терпении и благодарности.

Если так будем строить нашу общую жизнь, можно с уверенностью сказать, что Господь нас не оставит, исполнит небесных и земных Своих благ и поможет воздвигнуть Отечество наше на добром основании веры, водворить в нем согласие, мир и порядок.

Нас могла бы объединить идея справедливости

Праздник единства будет настолько действенным, насколько мы вложим в него свое желание мира

– Мне кажется, что, когда придумали праздник народного единства, это была очень хорошая идея. Потому что если вы живете в деревне, где все друг с другом враждуют или находятся на грани между враждой и войной, и вы собираете всю деревню и говорите: давайте будем отмечать один день мира и примирения между нами, то любой нормальный человек ответит: давайте, это важно и нужно. А те люди, которые скажут, что этот праздник дурацкий или ненужный, они как раз мира не хотят. И такой праздник будет настолько действенным, насколько мы вложим в него свое желание мира.

Что же касается идеи, которая могла бы объединить людей нашей страны, как верующих, так и неверующих, то это, конечно, идея справедливости. Но, к сожалению, сегодня Россия – несправедливая страна. Плохо работают закон и суды. Страшная пенитенциарная система, чудовищное расслоение в обществе, социальное и финансовое. И идея справедливости, которая снизу возникнуть и реализоваться не может, если бы она исходила от руководства страны, то, я вас уверяю, она воодушевила и объединила бы практически всех. Но, к сожалению, пока этого не видно.

Так что как праздник единства, по вложенному в него смыслу, этот день скорее не состоялся. Он состоялся как просто еще один выходной день. Пока еще не осознали, какая угроза висит над всеми нами. Так и перед революцией 1917 года люди считали, что хуже быть не может. Хотя они страшно ошиблись на этот счет. Хуже может быть всегда. Тем же профессиональным революционерам расскажи году в 1912-м, как они закончат свою жизнь и во что превратят страну, они, конечно, одумались бы и перестали разваливать державу. Например, из 11 членов ЦК, которые принимали решение об Октябрьском восстании, к концу 1930-х осталось в живых лишь двое – Иосиф Сталин и Александра Коллонтай. «Что посеет человек, то и пожнет», – говорит апостол Павел (Гал. 6: 7). К человеку неминуемо возвращается то зло, которое он посеял.

Для подлинного народного единства
власть должна полюбить тот народ, из которого вышла

– День народного единства может быть народным праздником лишь тогда, когда народ как источник законной власти и избранная этим народом законодательная и исполнительная власть будут едины в своем понимании дальнейшего курса страны, как это было в дни Смутного времени. Тогда народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского смогло преодолеть внутренние разногласия перед лицом интервенции. Сейчас нельзя закрыть глаза на тот факт, что недовольство народа своими выдвиженцами во власть достигло практически критического состояния. Как быть власти в этой ситуации, учитывая при этом сложную экономическую и геополитическую обстановку, я сказать не могу, но то, что для подлинного народного единства власти требуется полюбить тот народ, из которого она вышла и ради благополучия которого она должна трудиться, – это несомненно.

Исконным разделителем всех от всех является грех

– Прожив на Святой Земле практически полгода, в последние два месяца на Елеонской горе (в Спасо-Вознесенском монастыре), я как-то очевидно для себя заметил, что люди объединяются, когда тянутся к Богу, когда имеют одни и те же святыни, когда участвуют в одном богослужении. И неважна национальность, ибо Божия благодать объединяет всех.

Если разрывается связь с Богом, то трудно уберечь и связь с окружающими людьми

То есть главное здесь то, что люди объединяются друг с другом, когда имеют единение с Богом. Если разрывается связь с Богом, то трудно уберечь и связь с окружающими людьми – непременно вторгнутся скандалы, конфликты, потому что грех – он всегда разделитель.

Для меня много значит собственно праздник Казанской иконы Божией Матери. Он дорог по многим причинам, поскольку проходит сквозь личную жизнь мою, моей супруги, моих родителей. Для меня Днем народного единства и является сам праздник Божией Матери. И если бы все от самого сердца обращались к Божией Матери, то давно бы и объединились все.

Но вот еще чисто человеческие размышления. Единство народов нашей страны сейчас, к сожалению, не очень чувствуется. Если и чувствуется, то в недостаточной мере.

Во-первых, еще остро ощущение утрат после развала Советского Союза, когда в новообразованных странах народ поднялся на народ, резко проявился национализм, многие вынуждены были, потеряв всё, бежать из бывших республик. По ряду мест это преодолено, но, как мы все прекрасно видим на примере Украины, где-то это обострилось до крайности. И в целом в душах людей еще кровоточит рана от утраты былого единства, когда можно было спокойно ехать в любую республику, нисколько не переживая, что в тебя там начнут стрелять или тебя резать, потому что ты вдруг стал «чужой».

Во-вторых, общество оказалось разделено социальными и экономическими факторами. Одни быстро обогатились, другие, напротив, обнищали. Это повлекло отдаление друг от друга различных слоев общества. Люди перестают общаться друг с другом, когда экономические и социальные уровни расходятся. Преодолеть это трудно.

В-третьих, оказались резко противопоставлены друг другу мировоззренческие позиции современных людей. Уже лет двадцать в СМИ весьма популярны публичные дискуссии, споры, несогласие друг с другом, противопоставление своих позиций на ток-шоу и т.д. Редко когда мы видим мирный итог и обретение противоборствующими сторонами единого мнения. Главным стал сам по себе дух захватывающих зрелищ.

В-четвертых, к великому сожалению, люди противопоставлены друг другу и в своем отношении к религиозности. Одни стали глубоко верующими и не боятся исповедовать веру публично, другие над верой открыто смеются, цинично издеваются над религиозностью. То есть и в этом отношении единства не так много.

Не будет враждовать с ближними тот, кто приучился к духовному труду над собой

Однако общее восприятие всё же показывает, что Россия находится на новом витке своего существования и начинает идти вперед. В каком-то смысле это первые шаги. Пусть это начало пути, но уже делаются шаги к цели, к созиданию крепкой державы, в которой разные народы ощущают себя как единый живой организм. Дай Бог, чтобы всем прийти к единению. Дай Бог выстоять перед лицом внешних угроз.

Повторю, что исконным разделителем всех от всех является грех. Он отделяет людей от Бога, мир земной от мира небесного, на земле народ от народа, в семьях мужей от жен и детей от родителей. От нашей греховной натуры – ссоры, споры, осуждение, негодование, вражда.

Мое глубокое убеждение: подлинное единение рождается в чистом и любвеобильном сердце. Не будет враждовать с ближними или питать чувства ненависти к другим людям тот, кто приучился к духовному труду над собой, к преодолению в себе греховных навыков.

Чистому сердцу от Бога даруется благодать, и тогда для тебя каждый человек становится во Христе братом или сестрой, отцом или матерью, он теперь воспринимается как возлюбленное чадо Божие. Вот он, путь к подлинному единению.

Христианские качества русского народа привлекли к нему другие народы и составили великую Россию

Есть единение и единение. Есть единение строителей Вавилонской башни, или единение толпы, кричащей «Распни Его». Есть также смешной памфлет Алексея Константиновича Толстого «Проект по введению единомыслия в России», название которого звучит смешно, но в жизни это было совсем не смешно, когда единомыслие вводилось насильственно. Это напоминало известное добавление Достоевского к лозунгу Французской революции: «Свобода, равенство, братство или смерть!»

Но есть единение в любви. К единомыслию нас призывают слова на Божественной литургии: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы, Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Как одно единение отличить от другого?

В мире идут разнообразные процессы, и их описывает Евангелие следующими словами. «Восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мк. 13:8). Интересно, что не сказано, что восстанут народы на народы, но народ на народ. Здесь говорится о едином народе Божием, собранном из всех народов Земли, начиная от евреев, к которым пришел Христос. Из всех народов, которым было проповедовано христианство, выделилась та часть, которая приняла эту проповедь и составила народ Божий. А из тех, кто не приняли этой проповеди, из каждого народа создается единый антихристианский народ, который ожидает пришествия Антихриста, который ему поклонится и будет стремиться установить на Земле его царство.

Нет ни одного народа, который целиком бы встал на ту или иную сторону. У нас та часть народа, которая приняла Христа, называется Святой Русью и составляет наш национальный идеал. Именно христианские качества русского народа, христианская любовь привлекла к нему другие народы и составила великую Россию. Эта любовь должна и может быть основанием единства народов не только нашей страны, но и всех народов мира, которым мы должны нести истину о Христе.

Что же касается праздника Народного единства, установленного в день празднования Казанской иконы Божией Матери, то надо помнить, что празднование Казанской иконы Божией Матери было установлено в честь освобождения Москвы и прекращения Смутного времени. Тогда именно единение перед этой чудотворной иконой, совместная молитва и пост прекратили раздоры в русском войске, когда бунтовали казаки и хотели отъединиться. Объединенными усилиями удалось тогда победить неприятеля.

Установление праздника народного единства на эту дату подчеркивает, что и новая смута, терзавшая Россию весь 20 век, может закончиться только при помощи Божией, при покаянии и молитве Пресвятой Богородице.

Вообще нам надо смотреть на мир глазами покаяния, как учит Ефрем Сирин: «Даруй мне зрети моя прегрешения». Если мы будем видеть свои грехи, то мир нам будет видеться прекрасным, как он, например, виделся Серафиму Саровскому, который встречал всех словами «Радость моя».

Источник

Оцените статью