Единство государственной власти страны

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО» в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО — – в СССР совокупность юридических норм, закрепляющих в соответствии с интересами трудящихся общественное и государственное устройство СССР, систему, принципы организации и деятельности советских гос. органов и основы правового положения граждан в … Советский юридический словарь

Государственное устройство — Форма государственного устройства способ территориальной организации государства или государств, образующих союз. Она представляет собой внутреннее деление государства на составные части административно территориальные единицы,… … Википедия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО СССР — – организация СССР как союзного государства. Круг вопросов, охватываемых понятием Г. у. СССР, включает в себя принципы и формы советской социалистической федерации и автономии (см.), состав, суверенитет и компетенцию Союза ССР, правовое положение … Советский юридический словарь

ЕДИНСТВО СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — конституционный принцип федеративного устройства, выражающийся в наличии федеральных органов государственной власти, олицетворяющих собой высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов государственной власти субъектов РФ.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СССР — – исполнительно распорядительная деятельность органов Советского государства, состоящая в практическом осуществлении задач построения коммунистического общества. Советское Г. у. есть организующая деятельность социалистического государства,… … Советский юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — система государственных мер в интересах национальной экономики, стимулирующих внешнеторговую деятельность отечественных производителей, их защиту от иностранной конкуренции. Включает таможенно тарифные и нетарифные меры воздействия на экспорт и… … Таможенное дело. Толковый словарь

Читайте также:  Задачи по странам африки

Россия. Политический отдел и финансы: Государственное устройство — I Государственное устройство в XVIII и XIX веках. I. Верховная власть. Петр Великий сосредоточил в своих руках и юридически, и в действительности абсолютную неограниченную власть, устранив те два учреждения (патриаршество и боярскую думу), в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

УФИМСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОВЕЩАНИЕ — совещание представителей белогвардейских пр в и контрреволюционных партий 8 23 сент. 1918 в Уфе с целью образования единой власти. Участвовало 170 чел.: делегаты от Комитета членов Учредительного собрания Комуча (Самара), Временного сибирского… … Советская историческая энциклопедия

Уфимское государственное совещание — совещание предст. антибольшевистских пр в, партий и орг ций; проходило 8 23 сент. 1918 в Уфе. Ему предшествовали две предварительные встречи полит. сил в Челяб. (13 15 июля и 23 25 авг.), выработавшие повестку дня и принципы формирования… … Уральская историческая энциклопедия

Социалистическое государственное производственное предприятие — основное звено народного хозяйства СССР, относительно обособленная производственно хозяйственная единица, функционирующая на основе государственного народно хозяйственного плана. Его деятельность строится на сочетаний централизованного… … Большая советская энциклопедия

Источник

ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Смотреть что такое «ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ» в других словарях:

ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — в конституционном праве один из основных принципов организации государственный власти в т.н. «социалистических» и ряде других тоталитарных государств. Е.г.в. означает существование единой системы органов государственный власти с разделением лишь… … Юридическая энциклопедия

ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — один из основных принципов организации власти в социалистических (и ряде др. государств). Означает существование единой системы органов гос. власти с разделением лишь управленческих функций, но не властей. Предполагается также наличие в системе… … Юридический словарь

ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — в конституционном праве один из основных принципов организации государственный власти в т.н. социалистических и ряде других тоталитарных государств. Е.г.в. означает существование единой системы органов государственный власти с разделением лишь… … Энциклопедический словарь экономики и права

единство государственной власти — один из основных принципов организации власти в социалистических (и ряде др. государств). Означает существование единой системы органов гос. власти с разделением лишь управленческих функций, но не властей. Предполагается также наличие в системе… … Большой юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЕДИНСТВО — ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ … Юридическая энциклопедия

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ЕДИНСТВО — (см. ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ) … Энциклопедический словарь экономики и права

ЕДИНСТВО СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — конституционный принцип федеративного устройства, выражающийся в наличии федеральных органов государственной власти, олицетворяющих собой высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов государственной власти субъектов РФ.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ЕДИНСТВО СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — один из принципов, на которых согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ основывается Российская Федерация. Исходя из этого, п. н ст. 72 Конституции РФ относит к совместному ведению РФ и ее субъектов установление общих принципов организации системы… … Энциклопедический словарь конституционного права

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — требования, основополагающие начала, в соответствии с которыми формируются и функционируют органы государственной власти. К числу П.о. и д.о.г.в. в РФ относятся: 1) легитимный, демократический характер формирования и деятельности органов… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Местные органы государственной власти — Местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. Содержание 1 Теория местного самоуправления 2… … Википедия

Источник

ЕДИНСТВО СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Смотреть что такое «ЕДИНСТВО СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ» в других словарях:

ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — в конституционном праве один из основных принципов организации государственный власти в т.н. «социалистических» и ряде других тоталитарных государств. Е.г.в. означает существование единой системы органов государственный власти с разделением лишь… … Юридическая энциклопедия

ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — один из основных принципов организации власти в социалистических (и ряде др. государств). Означает существование единой системы органов гос. власти с разделением лишь управленческих функций, но не властей. Предполагается также наличие в системе… … Юридический словарь

ЕДИНСТВО СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — конституционный принцип федеративного устройства, выражающийся в наличии федеральных органов государственной власти, олицетворяющих собой высшую государственную власть и объединяющих всю совокупность органов государственной власти субъектов РФ.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — свойство государственного суверенитета, выражающееся в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Томас Гоббс в знаменитом трактате Левиафан утверждал, что существует только один… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ЕДИНСТВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — в конституционном праве один из основных принципов организации государственный власти в т.н. социалистических и ряде других тоталитарных государств. Е.г.в. означает существование единой системы органов государственный власти с разделением лишь… … Энциклопедический словарь экономики и права

единство государственной власти — один из основных принципов организации власти в социалистических (и ряде др. государств). Означает существование единой системы органов гос. власти с разделением лишь управленческих функций, но не властей. Предполагается также наличие в системе… … Большой юридический словарь

МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — – краевые, областные, автономных областей, окружные, национальных округов, районные, городские, поселковые и сельские Советы депутатов трудящихся (см.). М. о. г. в. – представительные органы, избираемые трудящимися края, области, автономной… … Советский юридический словарь

Местные органы государственной власти — Местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. Содержание 1 Теория местного самоуправления 2… … Википедия

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — устанавливаемые федеральным законом основные и общие для всех субъектов Федерации начала, лежащие в основе образования и функционирования их представительных и исполнительных органов государственной власти. Закон устанавливает, что… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — требования, основополагающие начала, в соответствии с которыми формируются и функционируют органы государственной власти. К числу П.о. и д.о.г.в. в РФ относятся: 1) легитимный, демократический характер формирования и деятельности органов… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Источник

§ 3. единство государственной власти

§ 3. единство государственной власти

Идеологическое обоснование необходимости единства власти появилось задолго до возникновения теории разделения властей, было связано с культом правителя, зачастую его обожествлением и имело персонифицированный характер (в том числе обоснование суверенитета не народа, а монарха). Впоследствии такой подход возродился в вождистских концепциях фашизма. Практика вождизма существовала и в условиях тоталитарных коммунистических режимов (реальная власть и в ряде случаев культ личности генерального секретаря правящей партии), хотя в отличие от фашистских учений марксистская теория в принципе отрицала индивидуалистический подход.

Новый аспект идее единства власти был придан сочинениями некоторых французских просветителей, подходивших к этому вопросу скорее с социологических, чем с организационно-правовых позиций. Они рассматривали законодательную, исполнительную, судебную власть лишь как особые проявления верховной власти, суверенитета народа, считая, что все «члены государства» должны участвовать в Управлении им через формирование «общей воли», как правило, на народных собраниях. Это был иной, коллективистский подход к идее единства государственной власти.

Такой подход был, хотя и в измененном виде, принят на вооружение и либеральной, и марксистской традицией. В первом случае, как уже говорилось, он ограничивался провозглашением в конституциях власти, суверенитета народа. Во втором наряду с суверенитетом народа, которому придавалось классовое истолкование, были осуществлены поиски того вида органов, который сосредоточил бы в своих руках всю полноту государственной власти. В качестве таких органов марксистско-ленинская теория предложила советы, что и было закреплено в конституциях стран тоталитарного социализма.

Таким образом, идея единства власти неоднозначна. Она имеет три разных аспекта: социальное единство власти, что проистекает из единства природы доминирующих в обществе социальных групп; единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов, обусловленное необходимостью согласованного управления обществом, без чего оно может быть ввергнуто в состояние анархии и распада; организационно-правовое единство, когда отвергается разделение властей и органами государственной власти признается только глава государства (монарх, фюрер) или определенный вид органов (органы типа советов при социализме).

Социальное единство власти с точки зрения содержания конституционных норм обеспечивается принадлежностью власти народу (в большинстве стран), трудящимся (в странах тоталитарного социализма, в некоторых других странах) или определенному блоку сил, составные части которого имели одинаковые первоочередные задачи, но расходились во взглядах на пути дальнейшего развития страны (например, в условиях отдельных переходных государств). Считалось, что в таком патриотическом блоке, составляющем основу государственной власти, существуют два союза: союз рабочих и крестьян (ведущая сила блока) и союз трудящихся и прогрессивно настроенных нетрудящихся, который складывается в результате давления первого союза. Эта трактовка социального единства власти допускает конституционно признанные противоречия в таком единстве, что находило выражение в формулировке «союз и борьба одновременно».

Второй аспект единства государственной власти — единство принципиальных целей и направлений деятельности государственных органов — получил выражение в конституционном праве в закреплении приоритетных целей государства, принципиальных ориентиров государственной деятельности. Некоторые из этих целей рассмотрены выше на примерах стран с различными социально-политическими системами. Без целеполагания невозможна ориентация общественного развития, а такое управление со стороны государственной власти, хотя и в неодинаковой степени и в различном объеме, осуществляется во всех странах. Однако единство целей и деятельности государственных органов не является абсолютным. Даже при едином подходе к решению основных задач существует различное «прочтение» конституционных целей, предлагаются разные меры для их достижения (это ежегодно наблюдается, например, в коллизиях парламентов и правительств по поводу законов о государственном бюджете). При выдвижении разных принципиальных целей органами законодательной и исполнительной власти единство власти нарушается, что ведет к обостренному противоборству, а иногда и к трагическим последствиям.

Третий, организационно-правовой аспект единства государственной власти наиболее детально закреплен в конституциях стран тоталитарного социализма и доктринально разработан в марксистско-ленинском государствоведении. Как уже отмечалось, в этих странах была принята концепция советов как единственных органов государственной власти снизу доверху. Только органы типа советов (они имеют разные названия: Народное собрание, Национальное собрание. Всекитайское собрание народных представителей — в центре; народные советы, собрания депутатов, собрания народных представителей и т.д. — на местах) рассматриваются как органы государственной власти в масштабе страны и в каждой административно-территориальной единице. Другие органы государства с точки зрения конституционной доктрины считаются лишь органами государственного управления, правосудия, контроля и т.д., но не власти. Действительность противоречила конституционной концепции. Как отмечалось, реальная власть принадлежала органам коммунистической партии, ее центральные органы принимали важнейшие государственные решения, послушно одобрявшиеся парламентами на их кратковременных заседаниях (обычно несколько дней дважды в год). Наконец, свое единство государственной власти существует в федерации. Подобно вертикальному разделению властей в ней действует и вертикаль единства государственной власти (прежде всего исполнительной власти).

Идея единства государственной власти в целом имеет авторитаристский характер. На практике ее использование ведет к широкому использованию принуждения, а иногда и насильственных мер в государственном управлении. Концентрация власти в одних руках или у единственного вида органов противоречит основам демократии, порождает произвол. Однако не все элементы этой концепции имеют только негативный характер. Требование социального единства власти может служить целям поиска консенсуса и согласия в обществе, когда власть становится определенной «равнодействующей» соревнующихся сил и тенденций, если соблюдены условия «честного» соревнования при плюралистической демократии. Единство власти как единство принципиальных целей и направлений в деятельности государственных органов может иметь позитивное значение, так как усилия государственного аппарата сосредоточиваются на решении стоящих перед обществом крупных проблем. В то же время сосредоточение всей полноты государственной власти в руках одного должностного лица, одного органа или одного вида органов (не имеет значения, будет ли это монарх, президент или советы) в принципе не является плодотворной идеей, хотя сами по себе советы, например, как органы местного самоуправления, являются демократическими институтами. Концентрация власти порождает бесконтрольность в деятельности государственных органов. Правда, в определенных условиях общественного развития (острейший структурный кризис, процессы распада государственности, иностранное вторжение и др.) единство власти, как и авторитаризм в целом, временно может способствовать улучшению управляемости обществом, стабилизации положения, преодолению анархии. Этот способ использовался для преодоления экономических и политических кризисов в самых разных демократических странах (например, в США в 30-х гг., во Франции в 60-х гг.).

Таким образом, две основные модели — разделение властей и их единство — не являются абсолютными, самодовлеющими. Разделение властей требует единства государственной политики, единства действий всех ветвей по принципиальным вопросам общественного развития, а единство власти не исключает «прозаического разделения труда» (К. Маркс) между различными органами государственной власти. Наиболее плодотворным подходом конституционного права в современных условиях является соединение идей единства и разделения властей, их взаимодействия, системы сдержек и противовесов, субсидиарности ветвей власти. Такое понимание отражено и в новейших конституциях. Наиболее отчетливым выражением этого является п. 4 ст. 3 Конституции Казахстана 1995 г., который гласит: «Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов».

Источник

Оцените статью