- История России 6 класс Контрольная 11
- История России 6 класс.
- Итоговая проверочная работа № 1
- ИПР-1. Вариант 1 . (транскрипт)
- Судебник 1497 г.
- О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ (ЮРЬЕВ ДЕНЬ)
- ТЕНДЕНЦИЯ УЖЕСТОЧЕНИЯ
- РАНЬШЕ, ЧЕМ В АНГЛИИ И ФРАНЦИИ
- В ЕДИНСТВЕННОМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ
- «ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ЮРЬЕВ ДЕНЬ»: КАК НА РУСИ ФОРМИРОВАЛОСЬ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО
- Судебник 1497 года положил начало закрепощению крестьян.
- Крестьянским выходом в XI—XVII веках называли право крестьянина на переход от одного феодала к другому.
- Установление единого Юрьева дня как срока крестьянского выхода явилось первым ограничением свободы крестьянских переходов и началом закрепощения крестьян.
- Судебник 1550 г. подтвердил право крестьянских переходов и уточнил порядок выплаты «пожилого».
- Заповедными летами назвались годы, в которые запрещались крестьянские переходы. Первые сведения о заповедных летах относятся к 1581 году.
- Единый для всей страны срок перехода крестьян был введен по судебнику
- Войти
- Юрьев день и закрепощение крестьян на Руси.
История России 6 класс Контрольная 11
Контрольная работа № 11 по истории за 6 класс (авт. Артасов) с ответами. Итоговая проверочная работа № 1. Цитаты из пособия «История России. Контрольные работы. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. — М. : Просвещение» использованы в учебных целях. Ответы адресованы родителям. История России 6 класс Контрольная 11 + ОТВЕТЫ (в конце).
История России 6 класс.
Итоговая проверочная работа № 1
ИПР-1. Вариант 1 . (транскрипт)
- Единый для всей страны срок перехода крестьян (неделя до Юрьева дня и неделя после) был введён:
1) по Правде Ярослава
2) по Уставу Владимира Всеволодовича
3) по Судебнику Ивана III
4) по Правде Ярославичей - Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ: 1) захват Киева Юрием Долгоруким, 2) заключение Флорентийской унии, 3) разгром печенегов под Киевом
ГОДЫ: A) 1036 г. Б) 1155 г.B) 1325 г. Г) 1439 г. - Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите великого князя, о котором идёт речь.
Пользуясь случившимся в Твери убийством ордынского посла Чолхана (Щелкана), этот князь поспешил в Орду, возвратился с 50 000 человек ордынского войска и опустошил огнём и мечом всю Тверскую землю. В следующем году он получил от хана ярлык на великое княжение.
1) Даниил Александрович
2) Юрий Данилович
3) Иван Калита
4) Дмитрий Донской - Установите соответствие между событиями и участниками этих событий.
СОБЫТИЯ: 1) битва на р. Калке, 2) разгром Хазарского каганата, 3) битва на р. Шелони
УЧАСТНИКИ: A) князь Святослав Игоревич, Б) Даниил Холмский, B) князь Даниил Романович, Г) Евпатий Коловрат - Что было одной из причин раздробленности Древнерусского государства?
1) «оседание» княжеской дружины на землю,
2) призвание варягов,
3) нашествие немецких рыцарей на Русь,
4) Батыево нашествие на Русь. - Какое из перечисленных литературных произведений было создано раньше остальных?
1) «Задонщина»
2) «Повесть о разорении Рязани Батыем»
3) «Слово о полку Игореве»
4) «Житие Сергия Радонежского» - Рассмотрите изображение и укажите, какие суждения о данном изображении являются верными.
1) Данная марка выпущена к 600-летию со дня смерти изображённого на ней князя.
2) Изображение в левой части марки символизирует результаты Ледового побоища.
3) Князь, изображённый на марке, участвовал в битве на р. Сити.
4) Князь, изображённый на марке, подавил выступления новгородцев против переписи населения монголами.
5) Князь, изображённый на марке, был дядей родоначальника московской княжеской династии.
Выберите несколько правильных ответов. - Расположите исторические события в хронологической последовательности
A) создание Правды Ярослава. Б) смерть Мстислава Великого. B) битва на р. Боже.
Запишите получившуюся последовательность букв. - Перед вами четыре предложения. Два из них являются положениями, которые требуется аргументировать. Другие два содержат факты, которые могут послужить аргументами для этих положений.
1) Крещение Руси способствовало развитию грамотности.
2) Материалом для письма служила специально выделанная телячья кожа.
3) На Русь приезжали переводчики церковных книг из Византии, Болгарии.
4) Первые русские книги были очень дорогими.
Подберите для каждого положения соответствующий факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. - Прочитайте текст, в котором каждое предложение пронумеровано. Данный текст содержит две ошибки. Фрагменты текста, в которых, возможно, сделаны ошибки, подчёркнуты и выделены полужирным шрифтом.
1) Своего расцвета Литовское государство достигло при князе Гедимине.
(2) При нём столицей государства стал основанный им город Вильно.
(3) Гедимин, оставаясь язычником, не ущемлял права православной церкви.
(4) После смерти Гедимина Литовским государством правил его сын Ольгерд.
(5) Во время княжения Ольгерда к Литовскому государству были присоединены Полоцкая, Витебская, Минская и Брестская земли. (6) После смерти Ольгерда в 1377 г. в Литовском княжестве начались новые усобицы, в результате которых у власти оказались сын Ольгерда Казимир и племянник Витовт.
Рассмотрите схему и выполните задания 11-13.
- Укажите год, когда произошли события, которым посвящена данная схема.
1) 1240 г. 3) 1410 г. 2) 1380 г. 4) 1480 г. - Какой цифрой обозначен на схеме полк, одним из командиров которого был Владимир Андреевич Серпуховской?
- Напишите имя командующего войсками противника русских войск в данной битве. Ответ: _____.
- Запишите термин, о котором идёт речь.
Земельное владение, даваемое за военную или государственную службу без права продажи, обмена, наследования. - Укажите слово, пропущенное в данной схеме. Ответ: ____.
Источник
Судебник 1497 г.
После завершения создания единого Московского государства возникла необходимость создания единого юридического документа. В Судебнике 1497 года были закреплены преступления против государства, защищены права вотчинников, устанавливались четкие сроки перехода крестьян от одного собственника к другому. Датой был выбран Юрьев день, удобное время перехода сельских работников для наименьшего ущерба сельскому хозяйству.
О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ (ЮРЬЕВ ДЕНЬ)
57. О ХРИСТИАНСКОМ ОТКАЗЕ. А христианам отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет, и он весь двор платит.
Ст.57. О переходе крестьян. Крестьянам разрешается переходить их волости в волость, из села в село лишь в течение одного срока в году: за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после осеннего Юрьева дня. За пользование двором крестьяне платят в степной полосе рубль, а в лесной — полтину. Если крестьянин проживет у господина год, то при уходе он платит четверть стоимости двора, если два года — половину стоимости двора, три года — три четверти, а за четыре года он уплачивает стоимость всего двора.
Судебник 1497 г. о крестьянах и холопах
ТЕНДЕНЦИЯ УЖЕСТОЧЕНИЯ
В истории отечественного права неоднократно менялся подход законодателя к определению самого понятия наказания и тяжести уголовной ответственности: период ужесточения наказаний сменялся смягчением и наоборот. С XV в., с Псковской Судной грамоты и Судебника 1497 г. очевидна новая волна ужесточения уголовной ответственности. Эта тенденция продолжала действовать в период XVI-XVII вв., постепенно набирая силу, и достигла своего наивысшего пика в первой половине XVIII в. После этого, начиная с правления Елизаветы и Екатерины II, стала набирать силу обратная тенденция смягчения наказаний, также распространившаяся на длительный период. В Судебнике 1497 г. эта тенденция ужесточения выразилась в изменении системы наказаний, в появлении новых их видов, а также в расширении сферы действия смертной казни.
В нормативно-правовых актах, предшествовавших принятию Судебника, нет единства относительно трактовки смертной казни. Двинская уставная грамота 1397 года впервые в российском законодательстве вводит этот вид наказаний: «…а татя впервые продати противу поличного; а вдругие уличат, продадут его не жалуя; а уличат втретьие, ино повесити…». Однако ни Московская запись о душегубстве, ни Белозерская уставная грамота 1488 года не упоминают смертную казнь, указывая только штрафы.
РАНЬШЕ, ЧЕМ В АНГЛИИ И ФРАНЦИИ
Судебником не исчерпывалось все законодательство. Нормы церковного суда записаны были в Кормчей и княжеских уставах (Владимира и Ярослава). Да и Русская Правда все время находилась в поле зрения юристов, поскольку многие ее нормы сохраняли действенность и использовались в текущем судопроизводстве. О жизненности института «сочения следа» (по нормам ст. 77 Пространной Правды) даже в XVII в. писал В. Г. Гейман. Большой интерес к Русской Правде проявился и в том, что ее текст часто переписывался (вместе с другими законодательными актами) именно в изучаемое время. Так, около 25 списков Пространной Правды датируется XIII-XV вв., причем 15 из них падают на конец XV в., когда в Москве происходили кодификационные работы. Нормы важнейшего законодательного памятника Древней Руси интересовали юристов не только как источник для создания общерусского законодательного кодекса, но и как материал для практического судопроизводства.
Создание Судебника 1497 г. — заметная веха в истории русского законодательства. В ряде стран Европы (в том числе в Англии и Франции) общегосударственных кодексов еще не существовало. Именно поэтому имперский посол С. Герберштейн, побывавший в начале XVI в. в Москве, перевел на латинский язык значительную часть Судебника. Он представлял большой интерес для немецких юристов, составивших только в 1532 г. общегерманский свод законов.
В ЕДИНСТВЕННОМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ
Первое упоминание о Судебнике 1497 года имеется в Записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Опубликованные в 1556 году в Базеле на латинском языке, эти записки раскрывали содержание лишь первых статей Судебника (3—7, 9—16) о порядке решения споров при помощи судебного поединка и наказаниях за разного рода преступления.
Рукопись Судебника 1497 года была обнаружена в 1817 году П.М. Строевым и опубликована им совместно с К.Ф. Калайдовичем в 1819 году. Она остается до сих пор единственным известным списком Судебника и хранится в фонде Государственного древлехранилища Центрального государственного архива древних актов в Москве.
Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т.2 : Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства/ Под общ.ред. О.И.Чистякова. М., 1985
Источник
«ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ЮРЬЕВ ДЕНЬ»: КАК НА РУСИ ФОРМИРОВАЛОСЬ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО
Речь в данной статье пойдет о первых этапах закрепощения крестьян. Начало данного процесса связано с Судебниками Ивана III и Ивана IV.
Принятый в 1497 году Иваном III Судебник , помимо всего прочего, определил срок крестьянских переходов. Что это означало?
Означало начало закрепощения крестьян.
Судебник 1497 года положил начало закрепощению крестьян.
До появления Судебника Ивана III года мы говорили только о поземельной зависимости крестьян. Зависимые крестьяне жили на землях вотчин и поместий и назывались в XV веке владельческими . Владельческими стали называть и монастырских крестьян. Они несли обычные феодальные повинности. В XV веке это был преимущественно натуральный оброк. То же положение было у дворцовых крестьян, живших на землях Дворца . Барщина, пока на Руси существовали холопы, развита почти не была. Господское поле обрабатывали холопы, за что и получали в вотчине или поместье небольшой надел земли. По своему положению они были приближены к крепостным: имели свое хозяйство, но не могли уйти с барской земли, не имели личной свободы.
Владельческие крестьяне в XI—XVII веках имели одно очень хорошее право — право перехода на землю к другому феодалу (на Руси: боярину, помещику, на земли монастыря, на дворцовые земли). Это право называлось крестьянским выходом .
Крестьянским выходом в XI—XVII веках называли право крестьянина на переход от одного феодала к другому.
Что изменилось в положении владельческих крестьян после выхода Судебника Ивана III?
Был установлен единый срок для перехода крестьян от одного владельца к другому. Теперь крестьянин, если хотел совершить выход, должен был уложиться в определенный срок. Этим сроком стал день святого Георгия (Юрьев день, 26 ноября). Крестьянину давалось две недели до и две после Юрьева дня; этот период утвердился как время крестьянских переходов. Кроме того, Судебник установил плату за «пожилое». «Пожилое» — это выкуп, который крестьянин уплачивал владельцу за проживание на его земле. День был выбран не случайно: поздней осенью заканчивался сельскохозяйственный год и крестьянин отдавал оброк. «Юрьев день осенний».
Установление единого Юрьева дня как срока крестьянского выхода явилось первым ограничением свободы крестьянских переходов и началом закрепощения крестьян.
Вот так в правление Ивана III было положено начало крепостному праву на Руси.
А что Иван IV? Ну, а что Иван IV. Он продолжал политику своего великого деда. В 1550 г. молодой царь Иван IV издал новый Судебник. Он дополнил Судебник 1497 г.,в частности, подтвердил право крестьянских переходов в Юрьев день. Правда, молодой Иван Грозный был законник: так, в его Судебнике содержался уточненный порядок выплаты «пожилого», в чем ранее творилось немало беззакония.
Судебник 1550 г. подтвердил право крестьянских переходов и уточнил порядок выплаты «пожилого».
Опричнина Ивана Грозного вкупе с чумой и неурожаями вызвали массовое бегство крестьян из вотчин и поместий. Правящий класс также терпит бедствия и, как может, пытается привязать крестьян к земле.
В 1581 году, при жизни Ивана Грозного, Юрьев день был временно запрещен. Вводились т.наз. заповедные лета (от слова заповедь — запрет). Так назвали годы, в которые крестьянам переходы. запретили. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», — родилась вот такая горькая поговорка.
Заповедными летами назвались годы, в которые запрещались крестьянские переходы. Первые сведения о заповедных летах относятся к 1581 году.
Впрочем, справедливости ради отметим, что здесь много неясностей. Указ об отмене Юрьева дня историками не известен. Среди русских историков были сторонники «безуказной» теории закрепощения крестьян (В.О. Ключевский, П.Н. Милюков). Указа не было, а закрепощение происходило по факту.
Обопремся на мнение специалиста в данном вопросе. Д.и.н., проф. Р.Г. Скрынников, проведя тщательный анализ письменных источников, утверждал, что Иван Грозный не издавал такого указа (см.,например, его книгу: Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: Наука, 1980). И вообще, «заповедные лета» имели отношение не к крестьянам, а к податному населению в целом. Посадских людей и крестьян привязывали к их дворам и земельным наделам.
И последнее. Закрепощение тесно связано с развитием поместной системы . Поместье в XV-XVI по размерам значительно уступало вотчине. Хозяйственные неурядицы и бегство крестьян могли разорить иного малопоместного дворянина. Поэтому дворяне-помещики в большей мере, нежели старое боярство, настаивают на прикреплении крестьян к земле.
Источник
Единый для всей страны срок перехода крестьян был введен по судебнику
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Юрьев день и закрепощение крестьян на Руси.
В этом году исполнилось 515 лет Судебнику Ивана III ( 1497 г .). Самой известной статьёй этого Судебника является 57-я статья, в которой был установлен срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому. Этот переход разрешался за неделю до и неделю после Юрьева дня.
Юрьев день – церковный праздник, посвященный св. Георгию Победоносцу. Отмечается 9 декабря (26 ноября по ст.ст.). По традиции на Руси в этот день осуществлялся переход крестьян от одного феодала к другому. До конца 16 в. крестьяне – это лично свободные земледельцы-общинники, у которых был земельный надел, рабочий скот и орудия труда, необходимые для обработки земли.
Крестьяне, как и феодал ы, появились на Руси не сразу. Земледелец из родовой общины не являлся крестьянином. Он участвовал в управлении своим коллективом (в народном собрании) и был воином во время войны. Это не влияло на его положение в обществе, а земледелие не являлось его основным занятием. Общинник превращается в крестьянина, когда перестаёт быть воином и участвовать в народном собрании. Процесс формирования крестьянства шёл двумя путями: в крестьян превращались рабы, посаженные на землю и полностью зависевшие от своего господина, а с другой стороны, князья и дружина сосредоточивали в своих руках права, которыми располагала община, оставляя общине лишь то, что не могло отразиться на их могуществе. Появление соседской общины сыграло огромную роль в образовании крестьянства, т.к. её деятельность основывалась на хозяйственных связях. Такой коллектив было труднее подчинить знати, следовательно, община служила ограничителем растущих прав господствующего класса. Крестьянство делилось на лично зависимых и государственных. Поначалу на Руси преобладали крестьяне-общинники, которые зависели от коллектива феодалов. В письменных источниках они выступают под именем «люди» и «Русская Правда» не отделяет их от других сословий, т.е. не наблюдается понижения основного статуса земледельцев. Большесемейная община называлась вервь. Она насчитывала 150-400 человек. Вервь домонгольского периода являлась верховным собственником всей земли. С течением времени функции общины сузились, в ведении общинного суда находились дела семейные и внутренние дела общины. Наличие богатства не давало преимущества при выходе из общины: человек мог выйти из неё только со своим имуществом, но без земли. Таких людей называли изгоями. Они могли уйти на землю частного феодала и превратиться в зависимых людей. Рабство (холопство) было основным источником формирования зависимого от князя и дружинников крестьянства. Переводить холопов на землю феодалов вынуждала экономическая необходимость. Этот источник дохода принадлежал только феодалу.
Кроме холопов к зависимым крестьянам относились смерды, находившиеся в личной зависимости только от князя. Если холопы попадали в зависимость через внеэкономическое принуждение, то закупы и рядовичи – через экономическое, через заключение договора (ряда) с частным владельцем, на основе которого рядовичи выполняли определённый объём работ. Купа – ссуда, которая бралась в долг, и закуп должен был её отработать в хозяйстве заимодавца, который предоставлял закупу всё необходимое для работы (скот, инвентарь). Таким образом, в личной зависимости от феодала находились: челядь, изгои, смерды, рядовичи, закупы, но общая численность названных категорий не превышала 10-15% от всего населения Древней Руси, т.е. общество состояло, в основном, из свободных людей. Постепенно все вышеупомянутые группы слились в одно сословие – крестьянство.
Термины «крестьяне» и «деревня» появились в Северо-Восточной Руси и известны с 14 в. Община 14-16 вв. называлась волостью. Волость была единственной формой сословного объединения крестьян. Она ведала общими угодьями и сооружениями, отстаивала в суде интересы каждого крестьянина и всей общины в целом. Волость имела право взимания податей с членов общины, несла ответственность за выплату нужной суммы (круговая порука). Наличие полномочий не означало самостоятельного существования общины; она имела право на существование, если признавала над собой поземельную и судебно-политическую зависимость. Собранные с крестьян платежи в княжескую казну, перереспределялись между членами правящей верхушки. Крестьяне не были полностью свободны, а находились в зависимости от всего класса феодалов в целом.
Расширение частносеньориальной собственности началось с 13 в. с преобладания княжеских доменов. Существовали дворцовые (княжеские) и частнофеодальные крестьяне (половники).Половник вёл самостоятельное хозяйство, получив у феодала ссуду на хозяйственные цели и землю.Власть феодала над наделом половника не ограничивалась ни традицией, ни законом – только экономической целесообразностью. Половник – тот, кто платил феодалу половину урожая, но это имело место лишь в исключительных случаях, обычно он платил 3-й, 4-й или 5-й сноп. Дееспособность половника была ограничена. Постепенно половники втягивались в общинную организацию, что ослабляло их личную зависимостьот феодала, но при этом возрастала поземельная зависимость. Поскольку в 13-15 вв. шёл процесс унификации крестьянства, то исчезает множественность в наименовании сельского населения и в 15 в. термин «половник» исчезает.
Частнособственнические крестьяне объединялись в общины. Приближенность к сеньору, проживание на его земле ограничивало дееспособность общины, но нигде землевладелец не отказывался от общинной организации. Он рассматривал её как низшее звено сеньориального аппарата и использовал для фискальных целей. Это усиливало зависимость общины, но феодалы не вмешивались в её хозяйственную жизнь, ограничиваясь сбором дохода с общины и выполнением ею повинностей.
Сословный статус крестьянства как единого сословия оформился в связи с объединением русских земель. При этом появилось стремление законодательно принизить положение крестьян. По Судебникам 1497 и 1551 гг. честь крестьянина оценивалась в 1 руб. Других мер дискриминации пока нет, нет и юридического оформления сословного статуса крестьянства. Крестьяне признаются лицами дееспособными: сами отвечают в суде за свои поступки, имеют право обращаться в суд на княжескую администрацию и частного владельца. Ограничение личной свободы крестьян сказалось в крепостничестве, которое начало складываться в 15-16 вв. В это время остро встала проблема перехода крестьян из одних владений в другие.
С сер.15 в. отмечаются грамоты великих и удельных князей, в которых запрещается или ограничивается срок срок перехода крестьян, но это касалось лишь монастырских крестьян. Встречались и временные запреты на переход крестьян в другие вотчины. Но в конечном итоге, эта тенденция получила звучание в Судебнике 1497 г ., установившем срок перехода крестьян за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего (26 ноября по ст. ст.). К этому времени заканчивался годовой цикл с/х работ и происходил расчёт по натуральным и денежным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным податям. 57-я статья Судебника предусматривала уплату специальной пошлины (пожилого), которая распространялась на всё крестьянство, независимо от его юрисдикции (государственные, монастырские, частновладельческие). Это указывает на поземельное, а не личностное прикрепление. Таким образом, статья 57 фиксирует важнейший общий признак крестьянства, как отдельного сословия, а именно их прикреплённость к земле. В то же время распространение нормы уплаты пожилого, характерной для категории личнозависимых крестьян, на всё крестьянство, является показателем усиления форм личной зависимости. Статья 57 Судебника 1497 г . была лишь начальным этапом длительного процесса закрепощения крестьян. В Судебнике ещё нет определения понятия побег, не было и предусмотрено никакого наказания за нарушение установленной нормы, т.е. крестьянин фактически мог оставить своего владельца в любое время. Тем не менее, тенденция закрепощения стала приобретать черты общегосударственной политики.
Проведённые в 30-50-е гг. 16 вв. реформы увеличили самостоятельность крестьянской общины. Складывалась более высокая форма организации крестьянства, элементы которой могли бы приблизить крестьян к управлению государством. Для России не существовало фатальной неизбежности перехода к крепостному праву. Однако во 2-й пол.16 в. нашу страну ожидал иной ход событий.
В Судебнике 1551 г . право перехода крестьян в Юрьев день было подтверждено, но уже оформился новый порядок исчисления пожилого, который зависел от количества лет, в течение которых крестьянин работал на земле: чем дольше он пользовался наделом, тем сложнее было расплатиться с землевладельцем. Крестьянину оставалось или смириться или бежать. Бегство крестьян с частновладельческих земель стало серьёзной проблемой в 16 в. Бежали на вновь присоединённые или осваиваемые земли. Колонизация оказала заметное воздействие и на становление крепостного права. Воможность переселения в отдалённые районы, где разыскать беглого было нереально, с одной стороны сдерживала закрепощение, с другой – побуждала феодалов добиваться законодательного оформления своего права свободно распоряжаться трудом и судьбами сельских жителей. Более простым способом перемены участи для крестьян был вывоз, т.е. переезд к другому землевладельцу, который мирно улаживал все дела с прежним хозяином (платил пожилое) или защищал крестьянина от притязаний последнего.
Закрепощение крестьян было мерой вынужденной, вызванной природными условиями России и государственными потребностями, заключавшимися прежде всего в «умножении войска». Огромные земельные пространства России были относительно слабо заселены, поэтому между землевладельцами шла борьба за рабочие руки. В этой борьбе брали верх богатые светские вотчинники и монастыри, располагавшими большими средствами для предоставления крестьянам льгот.Между тем основу государственного войска составляли дворяне и дети боярские, которые должны были нести свою службу за населённые земли (поместья) «конно, людно и оружно». Доходы с этих земель могли поступать только тогда, когда было кому обрабатывать эти земли. Кроме того, частновладельческие крестьяне были тяглецами, т.е. должны были платить подати в казну и выполнять некоторые государственные повинности. При таком положении дел государство было вынуждено принять некоторые меры, направленные к прекращению незаконных крестьянских выходов.
В 80-е гг. 16 в. были введены заповедные лета, т.е. временное запрещение крестьян переходить от феодала к феодалу в Юрьев день. В 1597 г . вышел указ об «урочных летах», согласно которому устанавливался пятилетний срок сыска беглых крестьян. В 1607 г . появился указ Василия Шуйского об увеличении срока сыска беглых крестьян до 15 лет. Юридически крепостное право было зафиксировано в Соборном уложении 1649 г . Крестьяне были навсегда прикреплены к земле, Юрьев день был отменён и установлен бессрочный сыск беглых крестьян.
Таким образом, в первой половине 17 в. из сидевших на земле холопов и формально свободных крестьян сформировалось новое сословие крепостных. Меньшая часть населения закрепостила большую. Именно тогда, в кон. 16 – нач. 17 вв., и появилась знаменитая поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
P . S . Предлагаю сделать Юрьев день праздником – Днём Свободы!
Источник