- История России 6 класс Контрольная 11
- История России 6 класс.
- Итоговая проверочная работа № 1
- ИПР-1. Вариант 1 . (транскрипт)
- Хроники крепостного права: от установления до отмены
- Первый этап (конец XV — конец XVI вв.) — Юрьев день
- Второй этап (конец ХVI в. — 1649 г.) — Соборное уложение
- Третий этап (середина XVII — конец XVIII вв.) — полное укрепление крепостничества
- Четвертый этап (конец XVIII вв. — 1861 г.) — разложение и отмена крепостного права
- Итоговое тестирование по истории за курс 6 класса
История России 6 класс Контрольная 11
Контрольная работа № 11 по истории за 6 класс (авт. Артасов) с ответами. Итоговая проверочная работа № 1. Цитаты из пособия «История России. Контрольные работы. 6 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / И.А. Артасов. — М. : Просвещение» использованы в учебных целях. Ответы адресованы родителям. История России 6 класс Контрольная 11 + ОТВЕТЫ (в конце).
История России 6 класс.
Итоговая проверочная работа № 1
ИПР-1. Вариант 1 . (транскрипт)
- Единый для всей страны срок перехода крестьян (неделя до Юрьева дня и неделя после) был введён:
1) по Правде Ярослава
2) по Уставу Владимира Всеволодовича
3) по Судебнику Ивана III
4) по Правде Ярославичей - Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЯ: 1) захват Киева Юрием Долгоруким, 2) заключение Флорентийской унии, 3) разгром печенегов под Киевом
ГОДЫ: A) 1036 г. Б) 1155 г.B) 1325 г. Г) 1439 г. - Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите великого князя, о котором идёт речь.
Пользуясь случившимся в Твери убийством ордынского посла Чолхана (Щелкана), этот князь поспешил в Орду, возвратился с 50 000 человек ордынского войска и опустошил огнём и мечом всю Тверскую землю. В следующем году он получил от хана ярлык на великое княжение.
1) Даниил Александрович
2) Юрий Данилович
3) Иван Калита
4) Дмитрий Донской - Установите соответствие между событиями и участниками этих событий.
СОБЫТИЯ: 1) битва на р. Калке, 2) разгром Хазарского каганата, 3) битва на р. Шелони
УЧАСТНИКИ: A) князь Святослав Игоревич, Б) Даниил Холмский, B) князь Даниил Романович, Г) Евпатий Коловрат - Что было одной из причин раздробленности Древнерусского государства?
1) «оседание» княжеской дружины на землю,
2) призвание варягов,
3) нашествие немецких рыцарей на Русь,
4) Батыево нашествие на Русь. - Какое из перечисленных литературных произведений было создано раньше остальных?
1) «Задонщина»
2) «Повесть о разорении Рязани Батыем»
3) «Слово о полку Игореве»
4) «Житие Сергия Радонежского» - Рассмотрите изображение и укажите, какие суждения о данном изображении являются верными.
1) Данная марка выпущена к 600-летию со дня смерти изображённого на ней князя.
2) Изображение в левой части марки символизирует результаты Ледового побоища.
3) Князь, изображённый на марке, участвовал в битве на р. Сити.
4) Князь, изображённый на марке, подавил выступления новгородцев против переписи населения монголами.
5) Князь, изображённый на марке, был дядей родоначальника московской княжеской династии.
Выберите несколько правильных ответов. - Расположите исторические события в хронологической последовательности
A) создание Правды Ярослава. Б) смерть Мстислава Великого. B) битва на р. Боже.
Запишите получившуюся последовательность букв. - Перед вами четыре предложения. Два из них являются положениями, которые требуется аргументировать. Другие два содержат факты, которые могут послужить аргументами для этих положений.
1) Крещение Руси способствовало развитию грамотности.
2) Материалом для письма служила специально выделанная телячья кожа.
3) На Русь приезжали переводчики церковных книг из Византии, Болгарии.
4) Первые русские книги были очень дорогими.
Подберите для каждого положения соответствующий факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу. - Прочитайте текст, в котором каждое предложение пронумеровано. Данный текст содержит две ошибки. Фрагменты текста, в которых, возможно, сделаны ошибки, подчёркнуты и выделены полужирным шрифтом.
1) Своего расцвета Литовское государство достигло при князе Гедимине.
(2) При нём столицей государства стал основанный им город Вильно.
(3) Гедимин, оставаясь язычником, не ущемлял права православной церкви.
(4) После смерти Гедимина Литовским государством правил его сын Ольгерд.
(5) Во время княжения Ольгерда к Литовскому государству были присоединены Полоцкая, Витебская, Минская и Брестская земли. (6) После смерти Ольгерда в 1377 г. в Литовском княжестве начались новые усобицы, в результате которых у власти оказались сын Ольгерда Казимир и племянник Витовт.
Рассмотрите схему и выполните задания 11-13.
- Укажите год, когда произошли события, которым посвящена данная схема.
1) 1240 г. 3) 1410 г. 2) 1380 г. 4) 1480 г. - Какой цифрой обозначен на схеме полк, одним из командиров которого был Владимир Андреевич Серпуховской?
- Напишите имя командующего войсками противника русских войск в данной битве. Ответ: _____.
- Запишите термин, о котором идёт речь.
Земельное владение, даваемое за военную или государственную службу без права продажи, обмена, наследования. - Укажите слово, пропущенное в данной схеме. Ответ: ____.
Источник
Хроники крепостного права: от установления до отмены
После избавления от монгольского ига в XV веке и формирования централизованного Московского государства ограничение свободы крестьян постепенно усиливалось. Крестьяне превращались в крепостных, т. е. прикрепленных к земле и личности своего феодала.
Закрепощение крестьян можно разбить на четыре основных этапа — от первого закона, регулирующего крепостничество, до его отмены.
Первый этап (конец XV — конец XVI вв.) — Юрьев день
Во времена феодальной раздробленности крестьяне могли покидать землю, на которой жили, и переходить к другому землевладельцу.
Судебник 1497 г. (Судебник Ивана III) упорядочил это право. Было подтверждено наличие возможности у владельческих крестьян после выплаты пожилого уйти в Юрьев день (день Святого Георгия) осенний (неделя до 26 ноября и неделя после) к другому помещику.
Пожилое — это компенсация помещику за опустевший двор и трудовые потери при уходе крестьянина.
Фиксация законом определенного краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны о стремлении феодалов и государства ограничить право крестьян на выход, а с другой — об их слабости и неспособности полностью закрепить крестьян за личностью определенного феодала.
Эта же норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г. (Судебник Ивана Грозного). Только выплата пожилого была увеличена вдвое.
В 1581 г., в условиях крайнего разорения страны и бегства населения, Иван Грозный ввел «заповедные лета» , запрещавшие крестьянский выход на территориях, наиболее пострадавших от бедствий.
Эта мера была чрезвычайной и временной, вплоть до царева указа.
Второй этап (конец ХVI в. — 1649 г.) — Соборное уложение
В 1592 (или в 1593 г.) при правлении Бориса Годунова, вышел указ, запрещавший выход крестьян уже по всей стране и без каких-либо временных ограничений. Именно это событие и породило в народе поговорку: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
Ранее введение режима заповедных лет позволило начать составление писцовых книг. Была проведена перепись населения. Благодаря этому были созданы условия для прикрепления крестьян к месту жительства и их возвращения в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам.
В 1597 г. специальным указом были установлены «урочные годы» — период сыска беглых крестьян. Сперва был установлен 5-летний срок. Если по его истечении бежавшие крестьяне не были пойманы, то они подлежали закрепощению на новых местах.
Срок сыска время от времени менялся: Борис Годунов его то отменял, то снова вводил, при Василии Шуйском он составлял 15 лет, при первых Романовых — 9 лет.
Окончательное закрепощение было установлено Соборным уложением 1649 г.
Были отменены урочные годы, введен бессрочный сыск, объявлена вечная и потомственная крепость крестьян.
Этим было завершено юридическое оформление крепостного права.
Третий этап (середина XVII — конец XVIII вв.) — полное укрепление крепостничества
Крепостное право развивалось и усиливалось. По закону 1675 г. владельческих крестьян можно было уже продавать без земли. От рабов крепостные отличались лишь наличием собственного хозяйства на земле помещика.
В ХVIII в. помещики получили полное право распоряжаться личностью и имуществом крестьян, в том числе подвергать их телесным наказаниям, ссылать без суда в Сибирь и на каторгу.
Четвертый этап (конец XVIII вв. — 1861 г.) — разложение и отмена крепостного права
К концу XVIII в. началось постепенное разложение крепостнических отношений. Государство начало проводить меры, несколько ограничившие произвол помещиков. Распространение либеральных идей среди русского дворянства привело к осуждению крепостничества наиболее передовой их частью.
Понимание неэффективности и позорности самого явления крепостной зависимости постепенно укрепляется и на самом верху. Попытки изменить существующее положение вещей предпринимали Павел I и Александр I.
Но только спустя полвека Александр II в 1861 г. издает Манифест об отмене крепостного права . Крестьяне получили право распоряжаться своей свободой, менять виды деятельности и переходить в другие сословия.
Правда в содержание этого Манифеста не все крестьяне поверили сразу. Возникло множество слухов о том, что истинный текст Манифеста скрыли, что свободу получат только сами крестьяне, а земли останутся в собственности помещика и их нужно будет выкупать.
Кроме того, за столетия существования крепостного права у крестьян сформировалась определенная крепостническая психология, которая приводила к тому, что они отказывались от воли. Они просто не знали, что делать со свалившейся на них свободой.
- Ставьте лайк и подпишитесь на канал«Российская юридическая история», чтобы не пропустить новые материалы.
- Тех, кто интересуется современным правом, я приглашаю вмою группу «ВКонтакте». Там мы ищем правовые смыслы современности.
Источник
Итоговое тестирование по истории за курс 6 класса
Итоговое тестирование по истории за курс 6 класса
№1. Единый для всей страны срок перехода крестьян (неделя до Юрьева дня и неделя после) был введен
1.по Правде Ярослава
2. по Уставу Владимира Всеволодовича
3. по Судебнику Ивана III
4. по Правде Ярославичей
№2. Установите соответствие между событиями и годами
Б) захват турками-османами Константинополя
В) разгром печенегов под Киевом
№3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите имя великого князя, о котором идет речь в документе.
Пользуясь случившимся в Твери убийством ордынского посла Чолхана (Щелкана), этот князь поспешил в Орду ,возвратился с 50 000 человек ордынского войска и опустошил огнём и мечом всю Тверскую землю. В следующем году он получил от хана ярлык на великое княжение.
1. Даниил Александрович 3. Иван Калита
2. Юрий Данилович 4. Дмитрий Донской
№4. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий.
Б) разгром Хазарского каганата
В) крестьянское восстание в Англии
2. князь Даниил Романович
4. князь Святослав Игоревич
№ 5. Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
« повелел опрокинуть идолы. Затем послал по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб,— будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел с попами царицыными и корсуньскими на Днепр, сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там…»
1) присоединение Новгорода к Московскому княжеству
3) битва при Гастингсе
2) принятие христианства на Руси
4) первый письменный сборник законов
№6. Расположите исторические события в хронологической последовательности.
1. создание Правды Ярослава
2. смерть Мстислава Великого
3. битва на реке Воже
№7. Как называлась работа крестьян на земле феодала со своими орудиями труда
1. натуральный оброк 3. Денежный оброк
2. барщина 4. Трудовая повинность
№8. Запишите слово, пропущенное в схеме.
№9. Что было одной из причин раздробленности Древнерусского государства
1. «оседание» княжеской дружины на землю
2. призвание варягов
3. нашествие немецких рыцарей на Русь
4. Батыево нашествие на Русь
№10. Рассмотрите изображение и укажите, какие 2 суждения о данном изображении верны. Выпишите цифры, под которыми указаны верные суждения.
1. Данная марка выпущена к 600-летию со дня смерти изображенного на ней князя.
2. изображение в левой части марки символизирует результаты Ледового побоища
3. князь, изображенный на марке, участвовал в битве на реке Сити
4. князь, изображенный на марке, подавил выступление новгородцев против переписи населения монголами
5. князь, изображенный на марке, был дядей родоначальника московской династии князей
№11. Рассмотрите схему, карту и выполните задания 11-13
Укажите год, когда произошли события, которым посвящена данная схема.
1. 1240 г. 3. 1410 г.
2. 1380 г. 4. 1480 г.
№12. Какой цифрой на схеме обозначен засадный полк.
№13. Напишите имя командующего войсками противника русских войск в данной битве.
№14. Выберите одно из предложенных событий из истории нашей страны или из истории зарубежных стран. Запишите букву, выбранного события. Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
Перечень событий (процессов)
А) Столетняя война Б) Образование Древнерусского государства
В) Монгольское нашествие на Русь в XIII в. Г) Борьба Руси против монгольского владычества в XIV в.
Итоговое тестирование по истории за курс 6 класса
№1. Укажите город, в котором принял крещение князь Владимир
1. Киев 2. Херсонес 3.Константинополь 4. Новгород
№2. Установите соответствие между событиями и годами.
Б) Антиордынское восстание в Твери
В) съезд князей в Любече
№3. Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите имя великого князя, о котором идет речь в документе.
Новгородцы бодро шли навстречу, но на берегах Шелони потерпели поражение от передовой московской рати, которую начальствовал князь Даниил Холмский. При встрече с москвитянами конный архиепископский полк отказался от битвы по тайному наказу архиепископа Феофила. Вообще разбогатевшие новгородские граждане не отличались уже ратным духом и не могли устоять в открытом поле против опытных в военном деле московских отрядов. В числе шелонских пленников находился один из сыновей Марфы Борецкой, которого великий князь __________ велел казнить вместе с темя другими боярами.
1. Иван Калита 2.Василий I Дмитриевич 3. Василий II Темный 4. Иван III Васильевич
№4. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий.
Б) Невская битва
В) неудачный поход на Византию
1. киевский князь Игорь
2. император Юстиниан
3. князь Александр Ярославич
№5. Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«И один из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингоревичем… И уехал из Чернигова с малою дружиною, и мчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустошённой: грады разорены, церкви сожжены, люди убиты… Евпатий закричал в горести души своей и разгораясь сердцем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которые Богом сохранены были вне города. И помчались вслед за царём [вражеским], и едва смогли догнать его…
И внезапно напали на отдыхавшее войско вражеское…»
Перечень событий (процессов)
1) Столетняя война
3) Образование Древнерусского государства
2) Монгольское нашествие на Русь в XIII в.
4) Борьба Руси против монгольского владычества в XIV в.
№6. Расположите исторические события в хронологической последовательности.
1. Мамаево побоище
2. битва на реке Калке
3. крещение Руси
№7. Грамота о прощении грехов
1. ересь 2. Инквизиция 3. Индульгенция 4. Иконоборчество
№8. . Запишите слово, пропущенное в схеме
№9. Что стало одним из последствий Крещения Руси?
1. появление на Руси первых христиан
2. укрепление культурных связей с Византией
3. политическая раздробленность Руси
4. появление славянской азбуки
№10. Рассмотрите изображение и укажите, какие 2 суждения о данном изображении верны. Выпишите цифры, под которыми указаны верные суждения.
1. Данная марка выпущена к 600-летию со дня смерти изображенного на ней князя
2. по приказу князя, изображенного на марке, в Москве была построена деревянная крепость
3. в годы правления князя, изображенного на марке, в летописях впервые упоминается Москва
4. князь, изображенный на марке, является родоначальником династии московских князей
5. князь, изображенный на марке, был сыном Ярослава Мудрого
№11. Рассмотрите схему, карту и выполните задания 11-13
Укажите год, когда произошли события, которым посвящена данная схема.
1. 1240 г. 3. 1242 г.
2. 1380 г. 4. 1480 г.
№12. Какой цифрой на схеме обозначены тяжеловооруженные рыцари противника русских войск.
№13. Напишите имя русского князя, командовавшего русскими дружинами в данной битве.
№14. Выберите одно из предложенных событий из истории нашей страны или из истории зарубежных стран. Запишите букву, выбранного события. Используя знание исторических фактов, объясните, почему это событие (процесс) имело большое значение в истории нашей страны и/или истории зарубежных стран.
Перечень событий (процессов)
А) борьба Северо-Западной Руси против крестоносцев
Б) правление Ярослава Мудрого
В) Грюнвальдская битва
Г) четвертый крестовый поход
– в тяжелейшей Столетней войне французский народ отстоял свою страну от завоевателей. Война способствовала росту национального самосознания французов. Этим были заложены основы сильного европейского государства –
– образование Древнерусского государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремёсел, внешней торговли, способствовало формированию социальной структуры. Благодаря образованию государства начала формироваться древнерусская культура, складываться единая идеологическая система общества. Начала складываться единая древнерусская народность – основа трёх восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского (Б);
– несмотря на героическое сопротивление русского народа, Русь была разорена монголами. Восстановление экономики страны затянулось на несколько десятилетий. Но ожесточённая борьба ослабила силы захватчиков, и они не смогли покорить всю Европу (В);
– в XIV в. в ходе борьбы с ордынским владычеством русский народ осознал, что единственным способом избавления от этого владычества является объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством. На роль руководящей силы в этой борьбе всё явственнее претендовала Москва. Таким образом, Москва укрепляла свои позиции в Северо-Восточной Руси (Г).
Могут быть даны иные объяснения
— успешная борьба против крестоносцев позволила сохранить православную веру и язык, вселяла уверенность в население Руси во время ордынской зависимости (А);
— правление Ярослава Мудрого создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремёсел, внешней торговли, способствовало формированию социальной структуры. Благодаря образованию государства начала формироваться древнерусская культура, складываться единая идеологическая система общества. Начала складываться единая древнерусская народность – основа трёх восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского (Б);
— Грюнвальдская битва не позволила крестоносцам расширить свою экспансию в Прибалтике, привела к ослаблению и упадку Тевтонского Ордена (В);
— В ходе Четвертого крестового похода крестоносцы разрушили Константинополь, подорвали могущество Византийской империи и показали главную грабительскую цель крестовых походов (Г).
Источник