Эффективность денежно кредитной политики стран

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов

Банк России придерживается режима таргетирования инфляции. Его цель – обеспечение ценовой стабильности, то есть годовой инфляции вблизи 4% постоянно.

Низкая и предсказуемая инфляция позволяет населению и бизнесу строить долгосрочные планы, способствует поддержанию более низких процентных ставок в экономике и повышает доступность кредитов.

ПРИНЦИПЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА РОССИИ НЕИЗМЕННЫ:

Установление публичной цели по инфляции

Ключевая ставка и коммуникация — инструменты ДКП

Решения принимаются на основе прогноза

Информационная
открытость

Базовый сценарий

Базовый сценарий исходит из того, что восстановление мировой экономики будет медленным. Согласно этому сценарию, российская экономика возобновит устойчивое восстановление в начале 2021 года и в первой половине 2022 года достигнет потенциального уровня выпуска, оставаясь на нем до конца прогнозного горизонта. Денежно-кредитная политика, вероятно, будет сохраняться мягкой в 2021 году, а затем постепенно возвращаться к нейтральной во второй половине прогнозного периода по мере стабилизации инфляции на цели.

Инфляция в год
Валовой внутренний продукт
Требования банковской системы к экономике в рублях и иностранной валюте
– к организациям
– к населению
Прирост в % к предыдущему году
2019 (факт) 2020 2021 2022 2023
3 4,0 4,0
1,3
10,1
7,1
19 13–16 12–16 10–14 10–14

Три альтернативных сценария:

Проинфляционный

Проинфляционный сценарий исходит из динамики спроса, как в базовом сценарии, но при значительном падении потенциала экономики. Также он содержит сценарное предположение о том, что бюджетная консолидация может происходить медленнее и растянуться до 2023 года. В этих условиях экономика возвращается к более низкому потенциалу уже в 2021 году и даже несколько его превышает. Для того чтобы удержать инфляцию на цели – вблизи 4%, – Банку России может потребоваться временно перейти к умеренно жесткой политике с последующим возвратом к нейтральной к концу прогнозного периода.

Дезинфляционный

Дезинфляционный сценарий предполагает значительно более медленное (чем в базовом сценарии) восстановление спроса, что может произойти в случае продолжения пандемии с сохранением значимого уровня ограничительных мер. Длительный период сдержанного спроса будет оказывать понижательное влияние на инфляцию. Это потребует сохранения мягкой денежно-кредитной политики более продолжительное время и, возможно, ее дополнительного смягчения для возвращения инфляции к цели.

Рисковый

Рисковый сценарий совмещает в себе слабое восстановление спроса и значительное падение потенциала. Дополнительные риски в этом сценарии – обострение геополитических рисков и торговых противоречий, долговых проблем отдельных стран или отраслей. Значительное усиление проинфляционных рисков потребует временного существенного ужесточения денежно-кредитной политики с возвратом к мягкой политике во второй половине прогнозного периода. Вследствие масштабности шоков в этом сценарии стабилизация инфляции на цели займет более длительное время и произойдет несколько позднее 2023 года.

Снижение ключевой ставки в сентябре 2019 – феврале 2020 года

Банк России продолжил смягчение денежно-кредитной политики. Ключевая ставка была снижена за это время с 7,25 до 6,00% годовых, что соответствовало задаче поддержания инфляции вблизи 4% на прогнозном горизонте. В эти месяцы инфляция замедлялась быстрее, чем прогнозировалось.

Пауза в снижении ставки в марте 2020 года

К марту из-за пандемии существенно ухудшилась ситуация в мировой и российской экономике, а также на глобальных финансовых рынках. Выросли риски для финансовой стабильности. Значительно увеличилась неопределенность относительно дальнейшего развития событий. В этой ситуации Банк России взял паузу в снижении ставки.

Проведение мягкой политики для стабилизации инфляции на цели путем поддержки внутреннего спроса (апрель–октябрь 2020 года)

В апреле был возобновлен цикл снижения ключевой ставки, и Банк России перешел к мягкой денежно-кредитной политике. В течение четырех месяцев ключевая ставка была снижена до 4,25% годовых. В сентябре и октябре Банк России оставил ключевую ставку без изменений, сохраняя стимулирующий характер денежно-кредитной политики.

Будущая денежно-кредитная политика

В рамках базового сценария Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. На среднесрочном горизонте, по мере нормализации экономических условий и стабилизации инфляции вблизи 4% Банк России будет оценивать возможные сроки и скорость возвращения от мягкой к нейтральной денежно-кредитной политике, при которой ключевая ставка будет находиться в нейтральном диапазоне 5–6% годовых.

В условиях роста неопределенности еще большее значение приобретает ясность коммуникации, открытость центрального банка. Чтобы отвечать вызовам времени, Банк России предпринял ряд новых шагов.

Увеличение количества пресс-конференций

Банк России перешел к проведению пресс-конференций Председателя после каждого заседания по ключевой ставке.

Расширение региональной коммуникации

В сентябре Банк России запустил публикацию информационно-аналитических комментариев об инфляции по каждому региону России. Таким образом, теперь Банк России представляет анализ динамики потребительских цен на всех трех уровнях: страны в целом, федеральных округов и на уровне отдельных регионов. В будущем планируется старт публикации сводного обзора материалов территориальных учреждений Банка России о текущей экономической ситуации в регионах.

Модификация коммуникации прогноза

Банк России изучает возможные форматы более подробной коммуникации прогноза. По итогам этого обсуждения планируется публикация прогноза в более развернутом формате, в него также может войти прогнозная траектория ключевой ставки.

Операционная цель денежно-кредитной политики Банка России – поддержание однодневных ставок денежного рынка вблизи ключевой. В условиях сохраняющегося структурного профицита ликвидности в 2020 году они формировались вблизи ключевой ставки, преимущественно в нижней половине процентного коридора Банка России.

Источник

ТЕМА. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

Устойчивое и поступательное развитие национальной экономики во многом зависит от эффективности денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком. Важным критерием оценки эф­фективности деятельности центрального банка в области денежно-кредитной политики должна быть оценка степени достижения по­ставленных целей, а также сравнение намеченных и реальных конечных результатов.

Эффективность денежно-кредитной политики оценивается на основании определенных критериев, к которым от­носятся:

— гибкость и оперативность, т. е. возможность маневра и изменения в процессе применения данного инструмента;

— обратимость, т. е. возможность применения стратегии, отменяющей осуществленные действия;

— полнота соответствия полученного результата поставленной цели.

Очевидно, что показатели, характеризующие эффективность про­водимой денежно-кредитной политики, должны отвечать определен­ным требованиям:

— количество официально установленных показателей не долж­но быть слишком большим;

— планируемые показатели должны быть реальными для выполнения;

— центральный банк должен принимать только те показатели,—которые он в состоянии контролировать;

— должна быть предусмотрена возможность для маневра с учетом отклонений еще на стадии утверждения целевых показателей.

Эффект денежно-кредитной политики выражается в том, насколь­ко полным оказалось достижение ее цели, а именно: достижение стабильности цен, обеспечение максимально возможной занятости населения, а также рост объемов производства. Одним из ключевых показателей может быть оценка степени достижения поставленных целей (отношение полученных результатов к запланированным), сравнение запланированных и реальных конечных результатов.

В условиях открытой рыночной экономики критерии оценки денежно-кредитной политики должны быть увязаны с социально-экономическим развитием страны. Поэтому основополагающими критериями эффективности денежно-кредитной политики должны стать критерии, способствующие обеспечению макроэкономической стабильности. Макроэкономическая оценка эффективности денежно-кредитной политики связана с экономическим ростом, финансовой стабильностью, ценовой и валютной стабильностью, увеличением до­ходов населения.

В качестве целей денежно-кредитной политики рассматривается не только инфляция, но и обменный курс, влияющий на инфляци­онные процессы и стабильность экономики в целом. Он выступает в качестве переменной и используется вместе с другими макроэконо­мическими показателями.

Повышение эффективности регулирования сферы денежно-кредитных отношений предполагает усиление внимания к процент­ной ставке и динамике денежных агрегатов со стороны Банка Рос­сии. Достаточность предложения денег, проявляющаяся в высокой монетизации экономики, позволяет сформировать емкий финансо­вый рынок, способный удовлетворять потребности корпоративного сектора в долгосрочных ресурсах.

Центральный банк может проводить эффективную и независи­мую монетарную политику только в том случае, когда обменный курс национальной валюты является плавающим. Если курс фикси­рован или управлялся каким-либо иным образом, то центральный банк обязан покупать или продавать иностранную валюту. Такие покупки и продажи вынужденным образом влияют на денежную базу, и это делает трудным или почти невозможным преследование каких-либо иных целей в монетарной политике. Однако даже в том случае, когда обменный курс находится в свободном плавании, цен­тральный банк оказывается бессилен, если капитал может свободно перемещаться из страны в страну.

Оценить эффективность денежно-кредитной политики можно лишь после ее проведения, что обусловлено отсроченным резуль­татом (временным лагом) проявления действия принятых мер.

Кри­териями эффективности проводимой денежно-кредитной политики могут выступать:

— сбалансированный экономический рост;—

— рост доходов населения;—

— денежное предложение, прогноз инфляции, чистые междуна­родные резервы;

— средневзвешенный курс национальной валюты к доллару и евро;

— краткосрочная процентная ставка;

Эффективность результатов проведения денежно-кредитной по­литики определяется рядом условий и ограничений:

1. Общие особенности применения косвенных методов регулиро­вания, которые на одних рынках могут привести к положительному результату, а на других — к отрицательному. Поэтому в процессе реализации денежно-кредитной политики необходимо предвидеть возможные сценарии негативных последствий и обеспечить меры по их устранению.

2. При существующей проблеме временных несоответствий воз­никает необходимость корректировки денежно-кредитной поли­тики, что может привести к возникновению противоречий между стратегическими и текущими целями. При этом действия денежных властей и действия хозяйствующих субъектов могут существенно отличаться.

3. Серьезное влияние на эффективность денежно-кредитной по­литики оказывает выбор тактических и промежуточных целей. При неправильном выборе они не смогут обеспечить достижение желае­мого эффекта.

4. При выборе целей и проведении денежно-кредитной политики следует предусматривать и побочные эффекты, связанные с меха­низмом изменения денежного предложения, поскольку предложение денег осуществляет не только центральный банк, но и коммерческие банки, а также небанковские институты.

Эффективность проводимой денежно-кредитной политики целе­сообразно рассматривать во взаимосвязи с эффективностью приме­няемых инструментов. При этом повысить эффективность денежно- кредитной политики можно за счет комплексного использования как прямых, так и косвенных инструментов, однако для этого необходи­мо дать экономическое обоснование этим инструментам.

Использование многообразия инструментов регулирования, их соответствие экономической конъюнктуре, разумная мера их при­менения и гибкое сочетание позволяют быстро достигать намечен­ных результатов и обеспечивать реализацию эффективной денежно-кредитной политики.

Эффективность и последовательность монетарной политики воз­можна при том условии, что монетарные власти будут независимы от правительства. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что монетарная политика не будет подчиняться интересам правящей администрации.

Источник

Эффективность денежно-кредитной политики

В настоящее время эффективность денежно-кредитной политики является предметом больших споров, поскольку она наряду с положительными сторонами имеет и недостатки. Большинство экономистов рассматривают денежно-кредитную политику в качестве неотъемлемой части стабилизационной политики государства. Об этом свидетельствуют достоинства денежно-кредитной политики, к которым относятся:

• гибкость и быстрота. По сравнению с фискальной, денежно-кредитная политика может быстро меняться. Применение соответствующей фискальной политики может надолго отложиться из-за обсуждений и утверждения ее в парламенте. Иначе дело обстоит с денежно-кредитной политикой. Центральный банк ежедневно принимает решения об операциях на открытом рынке и тем самым влияет на предложение денег и процентные ставки;

• независимость от политического давления. Данное положение позволяет центральному банку легче, чем правительству принимать непопулярные мероприятия, которые необходимы для оздоровления экономики в долгосрочном периоде. Кроме того, денежно-кредитная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения могут иметь и политические последствия. Денежно-кредитная политика действует тоньше и поэтому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Однако денежно-кредитная политика имеет определенные недостатки, поэтому ее применение в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей. К этим недостаткам относятся следующие:

• циклическая асимметрия. Политика дорогих денег, если проводить ее достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. Это означает ограничение предложения денег. Но проведение политики дешевых денег сталкивается с проблемой, когда обеспечение банков необходимыми резервами, т.е. источником предоставления ссуд, не будет автоматически гарантировать, что банки действительно выдадут ссуды и предложение денег возрастет. Если коммерческие банки по тем или иным причинам не желают предоставлять кредит, усилия центрального банка по проведению политики дешевых денег окажутся малоэффективными. Кроме того, население может решить не брать избыточные резервы в ссуду и тем самым также свести на нет усилия центрального банка. Это явление получило название циклической асимметрии, что является серьезной помехой денежно-кредитной политики во время депрессии. В нормальные периоды развития экономики повышение уровня избыточных резервов практически всегда ведет к предоставлению дополнительных кредитов и увеличению денежного предложения;

изменение скорости обращения денег. Исходя из количественной теории денег общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, т.е. на такое число раз, которое одна денежная единица тратится на товары и услуги в течение года. Кейнсианцы считают, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя изменения предложения денег. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой центрального банка, скорость обращения денег склонна к возрастанию. Когда принимаются меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения денег весьма вероятно упадет. Это объясняется воздействием на скорость обращения денег изменениями в спросе на деньги со стороны активов. Так, политика дешевых денег, например, приведет к снижению процентной ставки. Но когда процентная ставка понизилась, население будет держать большее количество денежных средств, а не процентных финансовых активов. Это значит, что денежные единицы будут переходить от фирм к населению и обратно менее быстро, т.е. скорость обращения снизится. Политика дорогих денег, скорее всего, вызовет увеличение скорости обращения денег;

влияние на инвестиции. Политика дорогих денег, направленная на повышение процентных ставок, может оказать слабое воздействие на инвестиции, если одновременно кривая спроса на них сместится вправо вследствие технологического прогресса, ожиданий в будущем более высоких цен на капитал либо по другим причинам. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов центральный банк должен поднять процентные ставки очень высоко, И наоборот, экономический спад может подорвать доверие к предпринимательской деятельности, сместив кривую спроса на инвестиции влево, тем самым, сведя на нет политику дешевых денег.

В настоящее время проблема эффективной денежно-кредитной политики приобрела особую актуальность, поскольку стало понятно, что от ее решения зависит будущее не только отдельных стран, но и мировой экономики. В своей основе данная проблема предполагает нахождения оптимального баланса рычагов внутренней и внешней экономической политики, которые обеспечивали бы для государства благоприятные условия с точки зрения достижения положительных параметров экономического роста при стабильности цен и платежного баланса. Увеличение степени открытости экономики приводит к размыванию границ между политикой по регулированию внутриэкономического положения и мерами по регулированию внешнеэкономических связей, именно поэтому указанный баланс внутреннего и внешнего компонентов регулирования становится крайне важным в настоящее время. С расширением процессов глобализации, к этой задаче добавилась проблема увязки национальной денежно-кредитной политики с денежно-кредитной политикой других государств.

В экономической теории и политике сложились два подхода к проведению ДКП: кейнсианская и монетаристская модели.

В качестве целевого ориентира в кейнсианской модели выступает ставка процента. Изменение денежного предложения приводит к новому равновесию на денежном рынке и обеспечивает необходимый уровень ставки процента. Ставка процента определяет размер инвестиционных расходов в экономике, а следовательно, объем национального производства и уровень занятости. Для поддержания стабильности необходимо поддерживать определенный уровень ставки процента, а для обеспечения экономического роста следует «вливанием» денежной массы обеспечивать снижение ставки процента.

Схематично передаточный механизм в кейнсианской модели ДКП можно изобразить следующим образом (рис. 5.1):

На графиках мы видим, как при заданном спросе МД увеличение денежной массы (с МS1до МS2) приводит к уменьшению ставки процента (с r1до r2), а это вызывает рост инвестиций (с I1до I2) и увеличение национального продукта (с Y1 до Y2).

Проведение ДКП через регулирование ставки процента приводит к ряду проблем, вызывающих:

1. Циклический эффект использования ставки процента. Например, на фазе подъема рост национального производства приводит и к росту спроса на деньги, а следовательно, повышается ставка процента. Если правительство считает целевым ориентиром КДП поддержание стабильного процента, то оно будет вынуждено для снижения процентной ставки увеличить денежные «вливания», что негативно скажется на состоянии экономики, находящейся на подъеме, так как она уже и так находится на грани инфляционного бума.

2. Существование денежных временных лагов. Изменения денежного предложения оказывают влияние на национальный продукт по истечении довольно продолжительного промежутка – по оценкам М. Фридмена, от 6 месяцев до 2 лет.

3. Наличие эффекта обратной связи. Если центральный банк простимулировал увеличение национального производства, обеспечив снижение ставки процента вливанием дополнительной массы, то рост национального продукта, в свою очередь, вызовет рост спроса на деньги, а, следовательно, повышение ставки процента.

4. Возникновение так называемой «ликвидной ловушки». В этом случае ставка процента приблизится к своему минимально возможному значению, и поэтому прирост предложения денег не может ее понизить, стимулировать инвестиционный спрос и увеличение национального продукта.

Мы видим, что иногда рост предложения денег не имеет стимулирующего эффекта.

5. Противоречие между целями внутренней и внешней стабильности. Например, в период подъема центральный банк, борясь с инфляцией, сокращает денежное предложение. Он пытается достичь внутренней стабильности. В результате уменьшения денежного предложения ставка процента поднимается. Это привлекает иностранных инвесторов. Курс национальной валюты повышается, товары данной страны становятся относительно дороже, следовательно, экспорт уменьшается, импорт увеличивается. Возникает дефицит платежного баланса страны, что характеризует внешнюю нестабильность.

Возможен и ряд других проблем. Поэтому в силу указанных недостатков кейнсианцы отводили ДКП второстепенное значение по сравнению с фискальной политикой. Логика монетаристского подхода основывается на уравнении обмена:

M × V = P×Q,

то есть, на тезисе, что увеличение денежной массы прямо влияет на ВВП. Поэтому в условиях полной занятости увеличение денежной массы приводит лишь к повышению уровня цен, к инфляции.

По мнению монетаристов, экономическая нестабильность порождается, прежде всего, неправильным кредитно-денежным регулированием, использованием кейнсианской модели ДКП.

В качестве основного целевого ориентира монетаристы предложили регулирование денежной массы (темпы роста денежного предложения), что бы управлять инфляцией.

М. Фридмен выступил за законодательное установление монетарного правила, согласно которому денежное предложение ежегодно расширяется в таком же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста реального ВНП – на 3–5% в год. Таким образом, с точки зрения монетаристов, можно в значительной степени устранять макроэкономическую нестабильность. Постоянный рост темпа денежной массы ликвидирует инфляционное расширение из-за недостатка денежных средств. Движение и спад также ликвидируется, так как экономика постоянно подпитывается денежными ресурсами, которые стимулируют совокупный спрос, а, следовательно, и рост производства.

В ряде стран было введено таргетирование денежной массы – установление верхнего и нижнего предела роста денежной массы на предстоящий период (США, Великобритания, Канада, Япония). Монетаристские меры доказали свою эффективность, прежде всего, в борьбе с инфляцией.

Рассмотрим, как осуществляется выбор промежуточной цели денежно-кредитного регулирования и каковы его последствия. Предположим, центральный банк избирает фиксацию ставки процента на уровне 10 (гибкая денежно-кредитная политика). Он стремится удержать ее, изменяя предложение денег. Такому положению будет соответствовать горизонтальная кривая предложения денег Sm.

Первоначально денежный рынок находился в равновесии в точке Е1 Допустим, спрос на деньги увеличился с Dm1 до Dm2. Рост спроса неизбежно приведет к повышению процентной ставки. Чтобы удержать ее на уровне r0, центральный банк будет вынужден увеличить предложение денег с Q1 до Q2. Он может сделать это путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, в отдельных случаях – снижая норму обязательных резервов. Однако, если спрос на деньги будет возрастать и дальше, центральному банку придется увеличивать предложение денег снова и снова, что неизбежно приведет к инфляции. Поэтому экономисты считают, что фиксация процентной ставки оправдана только в краткосрочном периоде, несмотря на то, что центральному банку легче контролировать ставку процента, чем денежную массу. Единственным способом избежания инфляции в долгосрочном периоде является контроль за денежной массой.

Теперь предположим, что центральный банк избрал в качестве объекта регулирования денежную массу (жесткая денежно-кредитная политика). Он, оценив состояние денежного рынка, фиксирует предложение денег на уровне q0. Тогда кривая предложения денег Sm будет иметь вид вертикальной прямой.

Допустим, денежный рынок находился в состоянии равновесия в точке Е1 при ставке процента r1. Рост спроса на деньги с Dml до Dm2 приведет к нарушению равновесия и, при неизменном предложении денег, – к увеличению процентной ставки. По мере ее роста будут сокращаться избыточные резервы и увеличиваться денежный мультипликатор, что обусловит рост предложения денег. Поэтому для того, чтобы предложение денег осталось прежним – Q0,центральный банк должен предпринять определенные меры. Он может компенсировать возможный рост предложения денег продажей ценных бумаг на открытом рынке, корректировкой уровня учетной ставки.

При сокращении спроса на деньги и снижении ставки процента все происходит в обратном порядке. Таким образом, в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег центральный банк не в состоянии, так как в реальной жизни не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, центральный банк проводит эластичную денежно-кредитную политику. Она заключается в том, что центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя его по мере надобности. Графически это можно представить следующим образом.

Кривая предложения денег Sm является наклонной. Рост спроса на деньги с Dm1 до Dm2 приводит к увеличению количества денег с Q1до Q2 и повышению ставки процента с r1 до r2.

Влияние изменения спроса на деньги на уровень ставки процента и количество денег будет различным в зависимости от вида кривой Sm. Если она будет достаточно крутой, то изменение процентной ставки будет более значительным по сравнению с изменением количества денег, т.е. будет проводиться относительно жесткая монетарная политика. Если же кривая Sm будет иметь сравнительно пологий вид, то, наоборот, рост спроса на деньги приведет к более значительному изменению количества денег по сравнению с изменением ставки процента. Такая монетарная политика называется относительно гибкой.

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, он использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличением предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики, исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

Конечные цели денежно-кредитной политики: высокий уровень занятости, экономический рост, стабильность цен, процентных ставок, финансового рынка, валютного рынка. Инструменты денежно-кредитной политики непосредственно влияют на операционные, промежуточные цели, что позволяет достичь конечной цели. Центральный банк анализирует, делает выводы о правильности выбранного направления политики, вносит коррективы в денежно-кредитную политику по ходу ее осуществления, основывалась на критериях изменчивости, управляемости, предсказуемости перемен. Центральный банк воздействует на величину денежного предложения путем изменения денежной базы (наличные деньги в обращении и резервы), которая составляет основу денежных пассивов центрального банка. Банковская система может произвести многократное расширение депозитов. На процесс увеличения объемов банковских депозитов оказывают влияние решения вкладчиков об увеличении количества наличных денег на руках, а также решение банков держать избыточные резервы, а не отдавать их в кредит. Для более точного управления величиной денежного предложения центральный банк пользуется мультипликатором денежной базы или денежным мультипликатором, который связывает денежную базу с денежным агрегатом.

Главный инструмент денежно-кредитной политики – операции на открытом рынке. Они гибки, легко обратимы, осуществляются быстро. Мощный инструмент – манипулирование нормой обязательных резервов. С точки зрения кейнсианцев денежно-кредитная политика осуществляется через систему причинно – следственных связей, решения центрального банка воздействуют на резервы коммерческих банков. Изменение резервов воздействует на предложение денег, изменения денежного предложения повышают и понижают процентную ставку, изменение последней воздействует на инвестиции, ВНП и уровень цен.

Денежно-кредитная политика сталкивается с проблемами, снижающими её эффективность: цикличностью, скоростью обращения денег, влияющей на их предложение и др.

Источник

Читайте также:  Страны где есть дайвинг
Оцените статью