Определение эффективности внешнеэкономической деятельности.
Эффективность ВЭД характеризуется системой показателей. В масштабе страны она определяется как отношение экспорта и импорта к ВВП. Кроме того, эффективность ВЭД оценивается по размеру внешнеторгового сальдо страны и характеризуется структурой экспорта. Чем больше сырья и полуфабрикатов содержится в экспорте, тем ниже степень участия страны в международном разделении труда.
Рассчитываются показатели народнохозяйственного эффекта и бюджетной эффективности внешней торговли, экспорта и импорта основных товаров, товарных групп в разрезе отдельных стран. Расчеты производятся по объемам и валютной стоимости отдельных товаров.
Эффект от внешней торговли определяется как разность между стоимостью импорта продукции во внутренних рублях и затратами на производство и реализацию экспортной продукции.
Эффективность внешней торговли рассчитывается путем соотношения затрат, связанных с импортом товаров, с затратами экспорта продукции.
Бюджетная эффективность рассчитывается в виде соотношения стоимости экспортируемых и импортируемых товаров во внешнеторговых и внутренних ценах.
Эффект производителей экспортной продукции ПЭ, рассчитывается по формуле
где BЭ — валютная выручка от экспорта продукции; ЗЭ — затраты на производство и реализацию экспортируемой продукции.
Эффективность экспорта продукции ЭЭ определяется соотношением валютной выручки к затратам на экспорт:
Если показатель эффекта окажется положительной величиной, а ЭЭ > 1, то экспорт продукции экономически выгоден.
Эффект потребителей импортных товаров ПИ рассчитывается по формуле
где 3И — затраты на производство импортозамещающих товаров; ВИ — валютные расходы на приобретение импортных товаров.
Эффективность импорта продукции ЭИ определяется по формуле
Если результат окажется положительным и ЭИ > 1, то выгоднее использовать импортные товары.
Если предусматривается импорт специальных машин и оборудования, производство которых в стране не освоено, экономический эффект от импорта такого оборудования определяется выручкой от выпуска продукции на этом оборудовании за вычетом издержек производства изделий.
При расчетах экономического эффекта от создания и внедрения новых машин, оборудования и материалов взамен закупки их за границей определяется разность между валютными затратами на оплату импортных машин, оборудования и материалов, переведенными во внутренние рубли, и затратами на их отечественное производство. Годовая величина экономического эффекта определяется в расчете на количество машин, оборудования и материалов, на которое реально сокращаются импортные закупки.
48.Промышленные комплексы. Проблемы их функционирования в современных условиях. Реструктуризация промышленности.
К производственным отраслям относятся промышленность, сельское хозяйство, строительство. Ведущей отраслью экономики является промышленность. Сельскохозяйственное производство является центральным звеном агропромышленного комплекса (АПК), главной задачей которого является обеспечение населения продовольствием. Осн целями пром политики в переходный период являются реструктуризация приоритетных отраслей и повышение конкурентоспособности выпускаемой прод. Особое внимание при этом предусматривается уделять модернизации наукоемкого сектора пром-ти, экспортно ориентированным отраслям и импортозамещающим производствам, созданию и развитию производств, основанных на прогрессивных технологиях. Предусматриваются следующие важнейшие меропр:• реформирование системы госпром.пол.(п.п), • завершение приватизации малых п\п и активное акционирование средних и крупных п\п с одновременной их организационной и фин перестройкой;• выбор приоритетов и разработка мер по оказанию гос поддержки наиболее важным отраслям и производствам пром-ти;• осуществление модернизации и технического перевооружения действующих производств на базе наукоемких ресурсо-, энергосберегающих и экологически чистых технологий;• совершенствование деятельности по сертификации выпускаемой продукции производственно-технического назначения, сельскохозяйственной техники и технологического оборудования для перерабатывающих отраслей Целью развития потребительского комплекса являются повышение степени удовлетворения потребностей населения и увеличение экспорта за счет выпуска широкого ассортимента конкурентоспособных товаров. Достижение этой цели возможно при повышении качества товаров, снижении издержек производства. В легкой промышленности намечается более широкое использование льноволокна, химических волокон и нитей взамен хлопка и шерсти. Планируется укрепление и ускорение развития базы переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, организация на сельскохозяйственных предприятиях перерабатывающих цехов и производств небольшой мощности. Важнейшая проблема промышленного производства — создание оптимальной структуры, обеспечивающей максимальное удовлетворение нужд населения, предприятий и внешней торговли при эффективном использовании производственных ресурсов. Согласно Концепции и Программе развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 — 2015 гг. приоритетными будут наукоемкие производства, основанные па ресурсо- и энергосберегающих, экологически безопасных технологиях.
49.Прогнозирование и планирование объема и структуры промышленного производства.
Формирование объема и структуры промышленного производства осуществляется по этапам. На первом этапе проводится комплексное исследование внутреннего и внешних рынков, прогнозируется спрос на промышленную продукцию. Формируется объем и структура промышленного производства, исходя из спроса. На втором этапе определяются возможности производства продукции на основе прогнозных расчетов производственных мощностей. Третий этап связан с проведением многовариантных расчетов потребностей в сырьевых, топливно-энергетических ресурсах и рабочей силе. На заключительном этапе формируются плановый объем и структура выпуска промышленной продукции с учетом спроса, возможностей производства и обеспечения производственными ресурсами. Обосновывается и устанавливается заказ на поставку важнейших видов продукции для государственных нужд. При прогнозировании потребности в предметах труда (сырье, материалах, топливно-энергетических ресурсах) широко используется нормативный метод. Наиболее прогрессивными методами определения потребности в предметах труда являются методы оптимизации. Потребности в сырьевых ресурсах рассчитываются на оптимальный вариант выпуска продукции с учетом рационального их использования. На структуру и объем выпуска промышленной продукции, кроме спроса, существенное влияние оказывают цены на сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, готовую продукцию, наличие производственных мощностей, обеспеченность ресурсами. На макроуровне планирование структуры и объема промышленного производства сводится к обоснованию приоритетов, формированию межотраслевых пропорций, увязке темпов развития каждой отрасли с имеющимися ресурсами и установлению заказа на поставку продукции. На микроуровне объем производства и его структура формируются с учетом спроса, заказов на поставку продукции для государственных нужд и производственных возможностей (мощностей). Под производственной мощностью понимается максимально возможный выпуск продукции при установленном режиме работы оборудования, действующей технологии и рациональной организации производства и труда. В процессе обоснования объемов производства сырьевыми и топливно-энергетическими ресурсами разрабатываются материальные балансы. С их помощью осуществляется увязка потребностей с ресурсами. В случае их несоответствия изыскиваются источники увеличения ресурсов, уточняется импорт ресурсов, вносятся коррективы в планы производства.
50. Аграрная политика. АПК, его состав, особенности и цель функционирования. Прогнозирование и планирование объема производства и поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.
Агропромышленный комплекс — совокупность отраслей, включающая сельское хозяйство, промышленность и сферу услуг, технологически связанных с сельским хозяйством, осуществляющих транспортировку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, доведение ее до потребителя, обеспечивающих сельское хозяйство техникой, удобрениями, а также производственную и социальную инфраструктуру/
Цель развития агропромышленного комплекса — обеспечение продовольственной независимости республики, максимальное удовлетворение потребностей ее населения в продовольствии и промышленных товарах из собственного сельскохозяйственного сырья при минимальных затратах труда и средств на единицу готовой продукции, создание стабильного экспортного потенциала аграрной отрасли.
В составе АПК принято выделять три основных сферы:
· первая — сельское хозяйство;
· вторая — промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья — отрасли, обеспечивающие доведение сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация);
· третья — обслуживающая инфраструктура — отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства.
Важнейшая функция сельскохозяйственной сферы АПК заключается в производстве необходимых объемов высококачественной сельскохозяйственной продукции — сырья для последующей его переработки. Кроме того, в силу своей особой специфики в сельскохозяйственной сфере осуществляется воспроизводство продукции, которая выступает в качестве основных и оборотных средств, например основного поголовья, семян, кормов, органических удобрений, молодняка животных и т. д.В сельском хозяйстве выделяют две основные отрасли — растениеводство и животноводство.
Вторая сфера включает совокупность отраслей и предприятий, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение, переработку сельскохозяйственного сырья, а также реализацию конечного продукта. В данную сферу входят пищевая промышленность (пищевкусовая, мясная и молочная), легкая промышленность (текстильная, кожевенно-меховая, обувная), комбикормовая промышленность, заготовительные и торговые организации. Отрасли второй сферы агропромышленного комплекса обеспечивают первичную промышленную доработку сельскохозяйственного сырья, ее заготовку и хранение, а также вторичную переработку сырья и доведение его до готовности для реализации населению. Они осуществляют и доставку готовой продукции к местам хранения и реализации. Уровень жизни населения страны зависит от состояния и темпов развития агропромышленного комплекса и особенно второй сферы — пищевой и перерабатывающей промышленности.
Третья сфера включает отрасли промышленности, обеспечивающие АПК средствами производства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и легкой промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты, ремонт оборудования и техники, строительство. Третья сфера комплекса, по существу, определяет возможности индустриализации и интенсификации производства как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях АПК.
Для эффективного развития АПК и решения продовольственной проблемы проводится ряд крупномасштабных мероприятий. К первоочередным из них следует отнести:
• проведение земельной реформы и определение права собственности на землю, создание условий функционирования на добровольных началах различных форм хозяйствования;
• разгосударствление и приватизация собственности сельского хозяйства, перерабатывающих и обслуживающих АПК предприятий и организаций;
• развитие рыночной инфраструктуры и принципиально нового сервисного обслуживания предприятий и хозяйств.
Основными направлениями обеспечения пропорциональности развития АПК являются:
• улучшение его воспроизводственной структуры, т. е. установление научно обоснованных пропорций в уровне и темпах развития различных сфер АПК;
• улучшение отраслевой структуры, т. е. установление научно обоснованных пропорций в уровнях и темпах развития сельского хозяйства и работающей на его сырье легкой и пищевой промышленности;
• совершенствование внутриотраслевых пропорций (оптимизация структуры растениеводства, животноводства, молочной, мясной, а также некоторых других видов перерабатывающей промышленности, оптимизация структуры производства зерна, маслосемян, мяса и т. д.);
• улучшение территориальной структуры АПК, т. е. усиление научно обоснованной комплексности развития АПК республики, областей, районов, расширение производства продукции отраслей АПК до размеров, необходимых для обеспечения собственных потребностей при одновременном усилении специализации производства в рамках общереспубликанского разделения труда.
51. Строительный комплекс. Прогнозирование и планирование его функционирования.
Строительный комплекс РБ включает систему отраслей строительства, промышленность строительных материалов, машиностроение, ремонтную базу.
Строительный комплекс Республики Беларусь на сегодняшний день представлен:
государственными предприятиями;акционерными обществами;ООО;производственно-коммерческими предприятиями.
Государственные предприятия
Государственные предприятия представляют собой строительно — монтажные тресты и входящие в их состав строительно — монтажные управления и участки — это наиболее распространенная форма подрядных строительных организаций. Высшим органом управления строительства является министерство.
Акционерные общества
Акционерным обществом признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Общество с ограниченной ответственностью
Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Производственно — коммерческие предприятия
Производственно — коммерческие предприятия — это предприятия, созданные одним учредителем, управление осуществляется директором (как правило и учредителем в одном лице), который является собственником предприятия
Цели функционирования строительного комплекса.
В последнее время в строительстве наблюдается тенденция неуклонного повышения качества выполнения работ. Повсеместно используются передовые материалы и технологии, в том числе импортного производства. С появлением на рынке строительных услуг коммерческих организаций в этом секторе возникла жесткая конкуренция. В результате этого можно наблюдать снижение цен на строительные услуги. Организации стараются перейти на новые передовые материалы и технологии, снизить их себестоимость при высоком качестве. Не последним условием является и экологичность продукции. В Беларуси открываются собственные производства строительных материалов и инструмента по импортным технологиям. Развивается экспорт строительных услуг в Российскую Федерацию, и другие страны СНГ.
Однако доля отечественных заменителей импортных материалов на рынке очень мала по экономическим причинам, качество общестроительных материалов оставляет желать лучшего. На это влияет изношенность основных фондов.
Доля коммерческих организаций, занимающихся капитальным строительством на белорусском ранке тоже мала из-за дороговизны оборудования, сложности получения лицензий, высоких ставок налогов.
В целях реализации Государственной программы развития физической культуры и спорта в Беларуси проводится большая работа по строительству и реконструкции В республике проводятся работы по созданию национальной системы технического нормирования, сертификации, соответствующей европейским стандартам. На нынешнем этапе реформ огромное значение приобретает развитие международного сотрудничества, привлечение зарубежного опыта, технологий и инвестиций. Для этого в республике совершенствуется законодательная и правовая основа.
Основные недостатки функционирования современного строительного комплекса
Как и в любой другой отрасли, в строительстве учёными постоянно ведётся работа на решение важнейших проблем строительного производства — снижение стоимости, материало- и энергоемкости строительства и улучшение его качества, повышения экспортного потенциала отрасли. Основные усилия направлены на рассмотрение таких серьёзных вопросов, как:
— в республике существуют огромные объемы незавершенного строительства, принимаются в число действующих объекты, на которых не выполнены все необходимые работы, из-за чего они не готовы к нормальной эксплуатации;
— потенциал отрасли плохо используется для наращивания экспорта строительных материалов и услуг;
— в общем объеме строительно-монтажных работ, выполняемых в стране, организации, подчиненные Министерству архитектуры и строительства, составляют лишь несколько процентов;
— не в полном объеме выполняются требования строительных норм и правил.
52. Транспортная система. Методы прогнозирования и планирования объема перевозок грузов и пассажиров.
Транспортной отрасли присущ свой набор показателей, характеризующих ее деятельность. Основными показателями являются: объем перевозок (отправлений); грузооборот и пассажирооборот. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Один тонно-километр (ткм) – это объем транспортной работы, выполняемой при перевозке одной тонны грузов на расстояние один километр. Пассажирооборот – это произведение количества пассажиров на расстояние их перевозки, измеряется в пассажиро-километрах (пкм). общий грузооборот и общие перевозки – определяются путем приведения пассажирских перевозок к грузовым посредством применения переводных коэффициентов; средняя дальность перевозок грузов и пассажиров (в км), технико-экономические показатели использования подвижных транспортных средств, пропускная способность вокзалов, погрузо-разгрузочных комплексов, транспортных путей; число ДТП, катастроф и аварий подвижных транспортных средств, величина экономического ущерба в результате хищений, утери потребительских свойств, выплаты компенсаций потерпевшим и т.д. Ключевым в процессе прогнозных и плановых расчетов является определение потребности в перевозках и возможностей транспортной системы по их выполнению. Обычно процесс их определения носит комплексный характер и осуществляется в несколько этапов. Комплексность заключается в участии в нем различных субъектов хозяйствования и органов управления. Этапность состоит в выполнении нескольких вариантов расчетов, как правило, начиная от общих макроэкономических прогнозов и завершая индикативными планами и локальными прогнозами. Непосредственное определение показателей обычно проводится в следующей технологической последовательности. Прогноз общего объема грузовых и пассажирских перевозок разрабатывается в масштабах народного хозяйства отдельно по грузовым и пассажирским перевозкам в большинстве случаев по следующим показателям: отправка грузов, грузооборот и пассажирооборот. В качестве разработчиков чаще всего выступают отраслевые министерства и ведомства и центральные экономические органы управления. Широко распространены интуитивные и формализованные методы. Часто применяются комбинированные методы прогнозирования, позволяющие получить более высокую точность расчетов. В общем случае задача заключается в нахождении зависимости спроса на перевозки от факторов, оказывающих на него определяющее воздействие. Такими факторами являются основные макроэкономические показатели. Для грузовых перевозок – это прежде всего ВВП, объемы производства продукции по отраслям экономики, объем ввозимых и вывозимых товаров. При прогнозировании пассажирских перевозок в качестве основных факторов учитываются численность, подвижность населения, доходы и тарифы на услуги транспорта. В качестве значимого выделяются также фактор времени, в котором в целом аккумулируются все происходящие экономические и социальные процессы и влияющие на них факторы. Прогноз перевозок грузов, в т.ч. по номенклатуре, регионам, ведомствам. Принятый термин «грузы» является собирательным и включает в себя множество предметов, сырья, машин и т.д., которые несопоставимы между собой по физическим и другим характеристикам. Для их транспортировки требуются набор различных погрузо-разгрузочных механизмов, складских помещений, транспортных средств, соблюдение других индивидуальных требований. В этой связи для обеспечения транспортного процесса важно знать не только общее количество перевозок грузов, но и то, что конкретно подлежит перевозке. Объемы перевозок рассчитываются в целом по стране, а также по регионам, министерствам, ведомствам, субъектам хозяйствования и отдельным народнохозяйственным задачам. Для этих целей составляются балансы производства и потребления продукции в расчете на год. На основе указанных балансов разрабатываются сводные транспортные балансы, характеризующие общие объемы грузов, подлежащие вывозу и ввозу. На их основе разрабатываются мероприятия по обеспечению перевозок. Прогноз перевозок пассажиров, в т.ч. по регионам и назначению. Прогноз перевозок пассажиров разрабатывается отдельно для внегородских и внутригородских перемещений. Пассажирооборот во внегородском сообщении на всех видах транспорта и по отдельным его видам определяется на основе данных о численности населения, его подвижности, уровне реальных доходов. Определение объемов перевозок по видам транспорта и перевозчикам. Конкретное значение величины перевозок по каждому из видов транспорта определяется с учетом их достигнутого уровня в базисном периоде и ожидаемых изменений в будущем. Кроме того, учитываются технико-экономические и эксплуатационные особенности каждого вида транспорта, а также вид груза, дальность и скорость перевозки, издержки и тарифы перевозок, грузоподъемность транспортной единицы, непрерывность перевозок и маневренность транспорта.
53. Прогнозирование потребности в транспортных средствах.
Для обеспечения выполнения прогнозируемых объемов перевозок транспортные предприятия должны обладать необходимым количеством транспортных средств, топливом, другими материальными ресурсами, коммуникациями, станциями, вокзалами, портами, пристанями. Особенно важно выявить потребности в подвижном составе транспорта и возможности их удовлетворения.Количество требуемого подвижного состава зависит от прогнозируемых объемов перевозок грузов и пассажиров, технико-экономических показателей используемых транспортных средств и степени неравномерности перевозок в течение года. С учетом имеющихся различий в характере перевозок, условий эксплуатации и сложившихся исторических особенностей расчеты проводятся по каждому виду транспорта.Мероприятия по усилению и развитию транспортной сети предусматривают реконструкцию действующих и строительство новых путей, станций, портов, вокзалов, других объектов и сооружений. Исходными данными служат ожидаемые пассажирские и грузовые потоки на прогнозируемый период по направлениям и районам как внутри страны, так и за ее пределы, а также наличие к началу данного периода пропускных и провозных способностей каждого вида транспорта.Рассчитанные потребности в необходимых ресурсах увязываются с финансовыми и другими возможностями их удовлетворения. При отсутствии такого соответствия принимаются меры к достижению необходимого баланса. Обычно в этих случаях рассматриваются возможности получения дополнительных средств, ограничивается поступление новых транспортных средств и оборудования за счет более эффективной эксплуатации имеющихся производственных фондов, перераспределяются перевозки между видами транспорта. Как крайняя мера ограничивается прогнозируемый объем перевозок. Для удовлетворения потребностей населения и экономики в перевозках и других услугах в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь необходимо обеспечить устойчивое сбалансированное развитие транспорта по следующим направлениям: — выработка стандартов безопасности транспортных процессов, воздействия транспорта на окружающую среду и обеспечение контроля за их выполнением; — повышение доступности транспортных услуг, обеспечение минимальных социальных стандартов транспортного обслуживания для всех слоев населения и регионов страны; — обеспечение соответствия базовой транспортной инфраструктуры развитию производительных сил; — проведение структурных преобразований на транспорте в части его перевооружения и совершенствования структуры управления; — развитие конкуренции на рынке транспортных услуг по перевозкам пассажиров и грузов и ремонту подвижного состава; — создание условий для привлечения инвестиций на развитие транспорта, реализация инвестиционных проектов по обновлению подвижного состава, реконструкции и модернизации транспортной инфраструктуры; — развитие экспорта транспортных услуг и создание благоприятных условий для осуществления международных перевозок.
54.Прогнозирование и планирование развития отраслей сферы обслуживания населения.
Сфера обслуживания населения (непроизводственная сфера) включает отрасли образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и др. Прогнозирование и планирование функционирования и развития сферы обслуживания населения производится с учетом особенностей данных отраслей. По образованию и подготовке специалистов прогнозируются следующие показатели: контингент, прием и выпуск учащихся, количество классов, среднее число учеников в одном классе, сменность занятий, сеть школ и ее развитие. Расчеты производятся исходя из численности населения и его половозрастной структуры. Главным показателем является контингент учащихся. Он характеризует общую численность учащихся с выделением групп, получающих общее, среднее и профессиональное образование (колледжи, средние профессионально-технические училища). Система показателей обосновывается нормами и нормативами по определению потребностей в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. При прогнозировании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием определяются: прием в высшие и средние специальные учебные заведения; выпуск специалистов по группам специальностей, видам обучения и вузам. В основе прогнозирования подготовки специалистов на перспективу лежит определение научно обоснованной дополнительной потребности каждой из сфер деятельности и отраслей с учетом их развития, а также возмещение естественного выбытия, частичной замены практиков дипломированными специалистами и др. По здравоохранению прогнозируются показатели, характеризующие развитие медицинского обслуживания населения: количество больничных коек, врачебных должностей, посещений населением поликлиник, амбулаторий, мест в санаториях и домах отдыха. Показатели, рассчитанные на 10 тыс. человек, характеризуют обеспеченность населения медицинской помощью и профилактическими услугами. На их основе планируется численность обслуживающего персонала, производство лекарственных средств, материально-техническое обеспечение и финансирование учреждений здравоохранения. При прогнозировании показателей широко используется нормативный метод. В частности, необходимое количество больничных коек определяется исходя из установленного норматива, дифференцированного по видам заболеваний, на 10 тыс. человек и прогнозируемой численности населения. Необходимая численность врачебных должностей в больницах и санаториях определяется с учетом количества коек в этих учреждениях и нормативов на одного врача, в поликлиниках — на основе данных о посещаемости больных и нормативов нагрузки (количества посещений) на одного врача. При прогнозировании и планировании функционирования и развития учреждений культуры используются следующие показатели: количество посещений театрально-зрелищных учреждений; сеть массовых библиотек и клубов; выпуск книг, газет, журналов; количество театров, концертных залов, музеев, парков культуры и отдыха и др. Прогнозные расчеты на краткосрочный период осуществляются с использованием методов экстраполяции в сочетании с методами экспертных оценок. При прогнозировании на перспективу могут применяться многофакторные модели.
55. Прогнозирование и планирование развитие коммунального хозяйства
По жилищно-коммунальному хозяйству прогнозируется развитие жилищного хозяйства (строительство жилых зданий и обеспечение эксплуатации имеющегося жилого фонда) и коммунального хозяйства (водопровод и канализация, городской транспорт, энергетическое хозяйство, прочие отрасли: озеленение, санитарная очистка и др.). Развитие жилищного хозяйства прогнозируется исходя из перспективной численности населения и норм его обеспечения жилой площадью в расчете на одного жителя. Дополнительная потребность в жилой площади определяется разностью между общей потребностью и наличным жилым фондом с учетом выбытия. Она служит базой для прогнозирования ввода жилья и капитальных вложений в жилищное строительство с учетом средней стоимости 1 м2 жилой площади, дифференцированной по зонам, районам и городам. В процессе прогнозных расчетов используются социальная норма (с учетом рациональных потребностей в жилье) и санитарная (обеспечивает нормальные гигиенические условия жизни). Расходы на эксплуатацию имеющегося фонда жилья рассчитываются с использованием методов прогнозной экстраполяции, моделирования и экспертных оценок. Увеличение и благоустройство жилищного фонда неразрывно связаны с развитием коммунального хозяйства. При разработке прогноза развития коммунального хозяйства используются разнообразные показатели, различающиеся по видам услуг. Главным показателем работы сети водоснабжения является отпуск воды потребителям. Потребность в воде определяется для населения (с учетом норм потребления и его численности) и промышленных предприятий (с учетом норм расхода на единицу продукции и производственной программы). Объем услуг канализации характеризуется такими показателями, как пропуск и очистка сточных вод через главные коллекторы и их обработка на очистных сооружениях. Показателями развития канализации населенных пунктов служат обеспеченность жилого фонда канализацией, протяженность сети и главных коллекторов, пропускная способность по сточным водам, процент водоотведения. По газификации прогнозируются количество газифицированных квартир, величина потребляемого газа в среднем на одного жителя, отношение количества газифицированных квартир к их общему числу.
56.Прогнозирование и планирование развития сферы образования и здравоохранения
Переход к инновационной экономике объективно требует новой парадигмы образования в Республике Беларусь. Стратегическая цель –создать одну из лучших систем образования в Европе и СНГ, стать одним из лидеров постиндустриального образования. Основные направления и приоритеты развития: — обновление содержания, структуры и организации образования; — осуществление в системе профессионально-технического, среднего специального и высшего образования структурно-содержательных преобразований, отвечающих общемировым тенденциям, переход на качественно новый уровень подготовки рабочих (служащих), специалистов с учетом инновационного развития экономики страны и потребностей регионов; — организация высокоэффективного непрерывного образования; — укрепление интеграции между производством, наукой и системой образования; — модернизация материально-технической и социально-культурной базы учреждений образования, внедрение современных коммуникационных и информационных технологий в процесс обучения и повышения квалификации кадров; – улучшение кадрового обеспечения системы образования, совершенствование профессиональных компетенций и повышение социального статуса педагога в обществе. В 2021-2030 годах предполагается переход к новой парадигме образования: учение вместо обучения – не усвоение готовых знаний, а развитие способностей, дающих возможность самостоятельно добывать знания, творчески их перерабатывать, создавать новое, внедрять его в практику и нести ответственность за свои действия. Основными направлениями развития станут: — формирование национальной стратегии бизнес-образования; — разработка образовательных стандартов нового поколения, модели компетенций профессорско-преподавательского состава вузов; — развитие электронного образования, включая выпуск нового поколения электронных учебников и пособий; — модернизация и переход на цифровую модель материально-технической базы образовательной деятельности; – вхождение образования Республики Беларусь в мировой образовательный процесс на основе присоединения к Болонской декларации; — обеспечение свободного доступа к международным образовательным и интеллектуальным ресурсам. Расширение рынка образовательных услуг, мобильности обучающихся за пределами страны, их участия в европейских образовательных, научно-исследовательских и культурных программах, профессиональных семинарах. Здравоохранение – важнейшая составляющая социальной сферы, максимально приближенная к людям и несущая основную ответственность за сохранение жизни и здоровья граждан, профилактику и снижение заболеваемости населения. Стратегической целью развития системы охраны здоровья до 2030 года выступает увеличение продолжительности здоровой жизни населения. На первом этапе (2016-2020 годы) развитие системы здравоохранения будет нацелено на укрепление и повышение качества здоровья белорусских граждан. Основными направлениямидеятельностивэтот период станут: — обеспечение приоритетности охраны здоровья матери и ребенка как фундаментальной основы здоровья нации; — усиление профилактической направленности системы здравоохранения. — повышение структурной эффективности системы организации медицинской помощи за счет приоритетности развития амбулаторного звена и пересмотра механизма финансирования системы здравоохранения; — разработка современных медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации, внедрение их в практику здравоохранения на основе современной системы стандартов оказания медицинской помощи; — ускоренная информатизация системы здравоохранения, развитие ее материально-технической базы; – повышение социального статуса медицинского работника. Основной целью в период 2021–2030 годов является создание государственного механизма поддержки здорового образа жизни как необходимости. В качестве приоритетных направлений развития здравоохранения выступают: – формирование конкурентной модели между учреждениями здравоохранения всех форм собст
Источник