ЭФФЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Становление теории экономической интеграции и ее последствий для развития экономик объединяющихся государств связывают с именем канадского ученого Джэйкоба Вайнера, который обосновал наличие:
а) статических (проявляющихся сразу после объединения) эффектов интеграции;
б) динамических (проявляющихся на более поздних этапах) эффектов интеграции.
Таблица 1 — Положительные статические эффекты интеграции
Эффект создания торговли | расширение импорта каждой страны-участницы из других стран-участниц за счет снятия барьеров во взаимной торговле |
Эффект сокращения торговых издержек | сокращение издержек торговли за счет унификации и гармонизации законодательства |
Эффект содействия конкуренции | уменьшение монополизированности рынков и усиление конкуренции на территории интеграционного объединения |
Эффектсоздания инвестиций | замещение товарного импорта из третьих стран прямыми инвестициями на территорию интеграционного объединения вследствие сохранения торговых барьеров с ними |
Эффект потребления | снятие барьеров в торговле приводит к росту потребляемого импорта из стран объединения по более низким ценам |
Талица 2 — Положительные динамические эффекты интеграции:
Эффект структурных изменений | более эффективное распределение экономической деятельности в интеграционном объединении |
Эффект экономии на масштабе производства | снижение средних издержек в результате роста масштабов производства в интеграционном объединении |
Эффект накопления | снижение риска капиталовложений, улучшение инвестиционного климата |
Эффект экономического роста | приращение темпов роста ВВП за счет ускорения технического прогресса |
Эффект конвергенции | синхронизация циклов экономического развития стран |
Эффект домино | получение дополнительных выгод странами-участницами за счет подключения новых стран к системе интеграции |
Таблица 3 – Отрицательные эффекты интеграции
Эффект отклонения торговли | уменьшение импорта из третьих стран и переориентация на зачастую менее эффективный импорт из стран объединения |
Эффект уменьшения доходов госбюджета | сокращение доходов вследствие снятия таможенных барьеров во взаимной торговле стран объединения |
Эффект структурной перестройки | кризис институтов и субъектов, неэффективных в условиях конкуренции |
Эффект увеличения взаимозависимости | быстрое распространение экономических кризисов на все страны-участницы |
Эффект утраты экон. суверенитета | уменьшение свободы принятия хозяйственных решений и присвоения их результатов |
Эффект дивергенции | усиление экономического неравенства стран-участниц и их регионов вследствие неравномерного распределения выгод и издержек интеграции |
3. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС): ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ, МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Европейский союз создан и функционирует под девизом:«Единство в многообразии». В него в настоящее время входят 27 государств Европы, которые вы видите на слайде. К 1 июля 2013 г. должно завершиться присоединение 28 страны – Хорватии. В настоящее время общая площадь территории составляет 4324 тыс. км 2 .
Политическими центрами являются Брюссель, Люксембург и Страсбург.
Краткая экономическая характеристика ЕС:
— численность населения составляет 504 млн. чел.
— совокупный ВВП − 15 650 млрд дол.
— ВВП на душу населения — 35 тыс. дол.
— экспорт — 1791 млрд дол.
— импорт — 2 000 млрд дол.
— объем официальных золотовалютных резервов — 812 млрд дол.
— доля совокупного ВВП стран ЕС в валовом мировом продукте — 20%
— доля экспорта ЕС в мировом экспорте — 10%
Формирование Европейского союза имеет более чем полувековую историю, которая начинается с заключения отраслевых соглашений между небольшой группой европейских государств.
В 1951 г. в Париже шестью странами (Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция) был подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС):
В основе интеграции лежало отраслевое сотрудничество. Были отменены таможенные барьеры в торговле углем, железной рудой, сталью и введены единые пошлины на эти товары, ввозимые из третьих стран.
В 1957 г. теми же шестью странами в Риме были подписаны:
Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома);
Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС)
Усиление интеграции происходило в направлении расширения сфер отраслевого сотрудничества и формирования общего рынка.
В 1973 г. присоединились 3 страны Великобритания, Ирландия и Дания.
С 1978 г. начала создаваться Европейская валютная система (ЕВС),которая включала три основных элемента:
а) единая расчетная единица – экю;
б) «валютный коридор» – механизм совместного колебания по отношению к доллару;
в) Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС).
В 1981 г. присоединилась Греция
В 1986 г. присоединились Испания и Португалия.
В 1987 г. вступил в силу Единый европейский акт (ЕЕА), предполагавший ликвидацию национальных границ, создание однородного экономического пространства, что в основном было реализовано к 1993 г.
7 февраля 1992 г. в Маастрихте странами-участницами официально подписан Договор о Европейском союзе, который вступил в силу 1 ноября 1993 г.:
а) единое европейское гражданство;
б) общая внешняя политика и политика в области внутренних дел и правосудия;
в) экономический и валютный союз.
В 1995 г. присоединились Австрия, Финляндия и Швеция.
В 1999 г. введена единая валюта евро в безналичное обращение.
В 2002 г. единая валюта евро введена в наличное обращение.
В 2004 г. присоединились 10 стран: некоторые страны Восточной Европы, Балтии, Кипр и Мальта.
В 2007 г. присоединились Болгария и Румыния.
В 2007 г. в Лиссабоне подписан Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества.
ЕС стал правосубъектным, т.е. может заключать международные договоры в оговоренных случаях. Введен пост постоянного председателя Европейского совета, представляющий ЕС во внешней политике. Осуществлено реформирование системы органов управления.
Поскольку ЕС не мог без ущерба принять все желающие страны, были определены условия вступления в ЕС:
1. Маастрихтский договороговаривал, что членом ЕС может стать европейская страна, соблюдающая принципы свободы, демократии, законности и фундаментальные права и свободы человека.
2. На заседаниях Европейского Советабыло определено, что страна-кандидат должна иметьстабильные политические институты, рыночную экономику и возможность противостоять конкуренции, готовность к вступлению в политический, экономический и валютный союз. Помимо этого ЕС должен быть готов принять новые страны.
3. Пактом о стабильности и экономическом росте стран Евросоюзаопределены следующие критерии:
— годовой дефицит бюджета − не более 3 % от ВВП;
— национальный долг − не более 60 % ВВП.
Механизм функционирования ЕСзаключается в формировании наднациональных и межгосударственных органов регулирования и проведении единой политики по различным направлениям:
1. Внешняя политика и политика безопасности
2. Политика внутренних дел и правосудия
3. Экономическая политика: (бюджетная, транспортная, региональная, экологическая, энергетическая, научно-техническая, сельскохозяйственная, внешнеторговая и таможенная, валютная и денежно-кредитная, налоговая, промышленная, социальная)
Решения межгосударственных органов ЕС адресуются участвующим государствам:
Совет Министров ЕС – законодательный орган, не обладает правом законодательной инициативы;
Европейский совет – орган, состоящий из руководителей государств с участием председателя Комиссии ЕС и министров иностранных дел, который заседает 4 раза в год, принимает стратегические решения по развитию ЕС.
Решения наднациональных органов ЕС адресуются экономическим субъектам государств:
Европейский Парламент – законодательный орган, который избирается прямым голосованием граждан ЕС, осуществляет консультации и контроль, утверждает бюджет, участвует в обсуждении проектов законодательных актов и утверждает состав Комиссии ЕС;
Комиссия ЕС – исполнительный орган трех сообществ — ЕОУС, ЕС и Евратома, состоит из назначаемых правительствами независимых чиновников высшего ранга, обладает финансовой автономией и широкими полномочиями;
Суд ЕС – высший судебный орган, который обеспечивает трактовку норм ЕС; способствует формированию единого правового пространства ЕС; разрешает споры между странами-участницами;
Палата аудиторов – создана для контроля за своевременностью и полнотой поступлений в бюджет ЕС и правильным их расходованием;
Экономический и социальный комитет – консультирует Совет Министров и Комиссию ЕС по вопросам социально-экономической политики;
Комитет регионов — обеспечивает представительство региональных и местных администраций в работе ЕС.
В целом на пространстве Европы имеются различные соглашения, договоры и объединения государств, помимо ЕС, в который входят 27 государств, это:
Еврозона (17 государств)
Шенгенская зона (27 государств)
Таможенный союз (31 страна)
Европейская экономическая зона (30 государств)
Европейская ассоциация свободной торговли (4 страны).
Таким образом, на территории Европы существует весьма сильное экономическое взаимодействие между странами и фактически имеет место единое европейское экономическое пространство.
Дата добавления: 2015-04-26 ; просмотров: 6 | Нарушение авторских прав
Источник
Эффекты международной экономической интеграции
Канадский экономист Якоб Вайнер выделил 2 типа эффектов, возникающих при создании таможенного союза:
1. Статические – проявляются непосредственно после создания интеграционного объединения.
2. Динамические – проявляются на более поздних стадиях функционирования интеграционных объединений.
1. Эффект создания торговли – переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник поставки, ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.
2. Эффект отклонения торговли – переориентация местных потребителей с закупки товаров у более эффективного внеинтеграционного источника поставки на менее эффективный внутриинтеграционный источник поставки, ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.
Статистические эффекты интеграции проявляются в сокращении административных издержек на содержание таможенных и пограничных органов.
Динамические эффекты интеграции – преимущества эффекта экономики масштаба, привлечении дополнительных капитальных вложений, повышение конкурентоспособности продукции, которое происходит за счет повышения уровня конкуренции в данной отрасли.
Благосостояние стран, участвующих в интеграционных группиров-ках, может улучшаться, если эффект создания торговли больше эффекта отклонения торговли, или ухудшаться, если эффект создания торговли меньше эффекта отклонения торговли.
Теория «Второго лучшего» (Дж. Мид, 1955)
Помимо свободы торговли, безусловно ведущей к росту совокупного благосостояния, еще одного варианта торговой политики, которая также безусловно обеспечивала бы рост совокупного благосостояния, не существует.
Общие закономерности, возникающие в развития интеграции:
1. Чем ближе уровень экономического развития интегрирующихся стран, тем выше вероятность преобладания эффекта создания торговли.
2. Чем больше размер интегрирующихся стран и объем их взаимной торговли до интеграции, тем больше вероятность преобладания эффекта создания торговли.
3. Чем ниже размер общего таможенного тарифа, установленного интегрирующимися странами в отношении 3-х стран, тем выше вероятность преобладания эффекта создания торговли.
4. Чем выше размер таможенных тарифов во взаимной торговле до интеграции, тем больше вероятность преобладания эффекта создания торговли.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Эффекты международной экономической интеграции
Под эффектом международной интеграции понимают конечный результат интеграционного процесса, который оценивается уровнем достижения поставленных целей.
При оценке эффективности интеграционных процессов определяют их влияние на уровень социально-экономического развития стран-участниц либо всего интеграционного объединения с учетом затрат, понесенных на осуществление интеграционных мероприятий, убытков и потерь.
Эффективность интеграционных процессов зависит от:
— уровня интеграции (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок и т.д.);
— методов осуществления интеграции (интеграция «сверху», основанная на политическом инициировании интеграционного процесса, и интеграция «снизу», основанная на достигнутом значительном уровне реального сотрудничества);
— уровня развития интегрирующихся стран;
— политических предпосылок реального сближения национальных хозяйств и функционирования интеграционного комплекса;
— конъюнктуры мирового и интегрированного рынка группировки и пр.
Оценивать эффективность интеграционных процессов сложно по следующими причинами:
— эффекты интеграции по-разному проявляются во времени, поэтому в определенный момент оценка всегда носит условный характер;
— практически невозможно учесть все выигрыши и потери от интеграции, а также прямо оценить все затраты на интеграционные мероприятия;
— достаточно сложно идентифицировать, формализовать и количественно измерить многие эффекты интеграции;
— многие эффекты имеют разноаспектное значение (например, положительные экономические и негативные экологические последствия);
— эффекты интеграции проявляются в определенной иерархии (первичные, вторичные и т.д.), причем группы эффектов более высокого порядка уже не связаны с интеграцией непосредственно;
— может возникать разнонаправленность эффектов интеграции на макро- и микроуровнях (например, либерализация торговли может быть выгодна государству и невыгодна национальным компаниям);
— эффекты интеграции возникают и проявляются на разных стадиях развития интеграционного процесса, поэтому возможен их двойной учет.
В зависимости от сфер возникновения и объекта влияния выделяют следующие эффекты международной интеграции:
1. «эффект торговли» — в процессе интеграции образуется единый (интегрированный) рынок, функционирование которого основано на унифицированных правилах; предполагает проведение согласованной государственной политики в области торговли (внутренней и внешней), происходит снижение торговых издержек, перераспределение торговых потоков, изменяются объемы и структура международной торговли (внутри группировки и с третьими странами);
2. «инвестиционный эффект» — интеграция ведет к перераспределению капитала в рамках группировки, что связано с активизацией международного инвестирования; согласовывается государственная инвестиционная политика, обеспечивается объединение финансовых рынков; происходит перераспределение инвестиционных потоков, изменяются объемы и структура международных инвестиций;
3. «производственный эффект» — интеграция стимулирует углубление общественного (в том числе международного) разделения труда, обеспечивает структурные изменения в производственном секторе стран (отраслевые, географические), облегчает и инициирует технологические изменения; стимулирует развитие производительных сил, повышение конкурентоспособности промышленности и повышение производительности труда;
4. «ценовой эффект» — интеграция приводит к изменению уровня цен и преобразованию механизмов ценообразования, ценовые изменения связаны с межгосударственной координацией внутреннего рынка группировки и общими механизмами его регулирования;
5. «эффект потребления» — происходит изменение объемов и структуры потребления (производственного и конечного), потребители получают доступ к более широкой номенклатуре товаров и возможность переориентировать свои предпочтения на производителей с менее высокими ценами за счет обострения ценовой конкуренции;
6. «эффект конкуренции» — интеграция ведет к формированию новой конкурентной среды, распространенной на более широкое рыночное пространство с большим числом участников рынка, изменяется государственная политика в области конкуренции, преобразовываются барьеры вхождения на отраслевые рынки, потенциал рынка и барьеры мобильности;
7. «социальный эффект» — интеграция приводит к изменению социальных стандартов и благосостояния населения, в частности к изменению уровня занятости и заработной платы, преобразованию систем образования и здравоохранения;
8. «политический эффект» — интеграция приводит к согласованию и изменению политических курсов, изменению модели и качества государственного регулирования, политической стратегии страны/стран.
Интеграционные процессы могут привести к отрицательным эффектам. Их возникновение связано с тем, что в условиях международной интеграции происходит:
— регулирование определенных видов деятельности, процессов и явлений;
— трансформация экономических, производственных, политических и других систем как следствие развития международного сотрудничества;
— распределение и перераспределение экономических ресурсов за счет их мобильности;
— формирование единого экономического пространства.
В соответствии с теорией канадского ученого Дж. Вайнера, в результате создания таможенного союза в экономике возникают два типа эффектов:
— статические эффекты — экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный результат;
— динамические эффекты — экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.
Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты создания торговли и отклонения торговли.
Создание торговли (trade creation) — переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник (импорт), ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.
Отклонение торговли (trade diversion) — переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтеграционного источника поставки на менее эффективный внутриинтеграционный источник, произошедшая в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.
Теория «второго лучшего» (theory “of the second best”), предложенная английским экономистом Дж. Мидом в 1955 году, гласит: помимо свободы торговли, безусловно ведущей к росту совокупного благосостояния, еще одного варианта торговой политики, которая также безусловно обеспечивала бы рост совокупного благосостояния, не существует.
В числе динамических эффектов интеграции, которые проявляются, когда интеграция набирает силу, необходимо отметить возрастающую конкуренцию между производителями из разных стран, которая сдерживает рост цен, приводит к улучшению качества товаров, стимулирует создание новых технологий и пр. В результате интеграции страны-участницы начинают использовать преимущества экономики масштаба, что позволяет увеличивать объемы производства и сокращать издержки. Интеграция обычно ведет к притоку иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой определенный сегмент закрытого общим таможенным барьером рынка за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран.
Источник