Эффекты от международной трудовой миграции для стран доноров

Положительные эффекты международной трудовой миграции для стран реципиентов и доноров.

«+» Для реципиентов (стран импортеров рабочей силы)

1. Смягчение проблемы занятости благодаря ликвидации дефицита рабочей силы. Так, нехватка трудовых ресурсов заметно тормозит рост российской экономики в последние годы. Согласно данным Госкомстата в 2005 г. в промышленности не было заполнено каждое пятое рабочее место. Число вакансий в промышленности России возросло в 3-5 раз в течение 2007-2010 гг. По оценкам экспертов отечественной экономике в ближайшие 50 лет потребуется дополнительно от 35 до 70 млн иммигрантов.

2. Стимулирование дополнительной занятости, образование дополнительных рабочих мест и развитие инфраструктуры, вызванное спросом иностранных рабочих на товары и услуги.

3. Улучшение уровня и качества жизни населения и развитие сферы услуг, строительства и сельского хозяйства вследствие непритязательности трудовых мигрантов в выборе работ, малопривлекательных для местного населения.

4. Повышение качества местной рабочей силы, т.к. привлечение малообразованных, неквалифицированных трудящихся-мигрантов стимулирует местное население заниматься более интеллектуальным трудом, т.е. способствует их вертикальной мобильности.

5. Высококвалифицированные специалисты, получившие образование в других странах, приносят принимающим обществам «чистую прибыль», позволяя без предварительных затрат получить большую отдачу. Так, в США иностранное происхождение имеют 60 % авторов наиболее цитируемых трудов по физике и 30 % — по другим естественным наукам.

6. Рост производительности и эффективности труда, повышение конкурентоспособности выпускаемых страной товаров благодаря создаваемым более низкой ценой рабочей силы мигрантов предпосылкам для привлечения иностранных инвестиций и внедрения новых технологий, мультипликационному эффекту за счет роста производства и снижению издержек производства.

Читайте также:  Рейтинг стран по животноводству

7. Решение демографической проблемы. С 2006 г. Россия теряет до миллиона человек трудоспособного населения в год. А с 2006 по 2015 г. людей, находящихся в трудоспособном возрасте, станет на 10 млн меньше. Поэтому привлечение мигрантов стало рассматриваться большинством специалистов как наиболее оптимальный путь восполнения трудовых ресурсов для будущего инновационного развития российской экономики. Доказательством правильности данной стратегии является опыт развитых экономик: в планах ЕС — привлечение до 2050 г. 40 млн мигрантов, США — до 100 млн.

8. Рост экономических показателей принимающей страны (совокупный спрос; увеличение доходной части бюджета за счет роста поступлений от налогов и сборов).

По оценкам Национальной Академии Наук США иммиграция дает стране чистую прибыль в размере 10 млрд в год [11]. А директор ФМС России К.О. Ромодановский считает, что вклад трудовых мигрантов в российский ВВП — не менее 50 млрд долл.

9. Замедление инфляции за счет более высокой склонности к сбережениям у иностранных работников.

10. Смягчение проблемы «старения нации», особенно в случае миграции семей.

11. Мигранты обогащают культуру принимающей страны новыми элементами, способствуя развитию толерантности среди местных жителей

«+» Для доноров (экспортеров рабочей силы)

1. Снижение уровня безработицы и неполной занятости в странах-донорах.

2. Создание рабочих мест, повышение уровня жизни населения и смягчение бедности благодаря инвестированию мигрантами и фирмами-посредниками денежных средств в народное хозяйство страны происхождения. Кроме того, денежные переводы усиливают позиции национальной валюты, сглаживают колебания внешнеторговой конъюнктуры, ускоряют темпы роста ВВП и ВНП, увеличивают золотовалютные ресурсы.

Масштабы финансовых переводов мигрантов неуклонно растут, достигнув в 2010 г. 325 млрд долл. Реальные объемы финансовых ресурсов, пересылаемых мигрантами на родину, по оценкам Мирового банка, приблизительно на 50 % превосходят официально регистрируемые переводы. Подобные переводы вносят существенный вклад в ВВП развивающихся стран. К примеру, в Ливане переводы трудовых мигрантов составили в 2010 г. 22 % от ВВП, в Молдавии — 23 %, в Таджикистане — 35 %.

3. Повышение квалификации трудовых мигрантов, работающих за границей, приобретение ими новых производственных и организационных навыков, приводящее к повышению эффективности и производительности труда в дальнейшем. Так, значительная часть населения Киргизии титульной национальности имеет низкий квалификационный уровень. Пребывание в стране с более передовыми технологиями, более высокими требованиями к производственным процессам, более высокими трудовыми стандартами, повышает общеобразовательный и культурный уровень мигрантов, они получают опыт и знания, которые пригодятся им на родине.

4. Трудоустройство мигрантов с низким уровнем образования; создание бизнеса в сфере услуг страны-реципиента.

5. Накопление стартового капитала для создания малых и средних предприятий после возвращения мигранта домой, что содействует формированию в стране-доноре среднего класса.

6. Возможность для мигрантов участвовать в так называемой «этнической экономике» принимающей страны, ориентированной на потребителей-земляков.

7. Возникновение совместных предприятий, увеличение товарооборота между страной-экспортером и страной-импортером трудовых ресурсов.

Источник

Последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и стран-реципиентов

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы носят двой­ственный характер. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых регионов, концентрирует огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, спо­собствует изменению экономического, социального и культурного положения людей, разрушая рутинные традиций форм жизни. С другой стороны, миграция трудовых ресурсов способствует быст­рому росту крупных городов, обострению экологической ситуации, обезлюдению села, порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым условиям жизни.

приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильно­стью, облегчает структурные, отраслевые и другие изменения в на­циональной экономике;

иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигриру­ет обычно молодежь — самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

принимающие страны существенно экономят на затратах, кото­рые были вложены на образование и профессиональную подготовку рабочих и специалистов в странах-донорах;

иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, предъявля­ют дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

импорт рабочей силы способствует повышению конкурентоспо­собности товаров принимающей страны вследствие уменьшения из­держек производства, связанных с более низкой оплатой труда ино­странных рабочих;

временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящие­ся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирова­ния экономики принимающей страны;

иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые харак­теризуются старением коренного населения;

иностранные рабочие часто играют роль определенного амортиза­тора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уво­лить с работы.

целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;

происходит снижение цены на национальную рабочую силу, рас­тет предложение на рынке труда иностранных рабочих, которые за­полняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную ра­боту;

провоцируются конфликты между коренным населением и имми­грантами, возрастает социальная напряженность в обществе, усили­вается межнациональная неприязнь;

иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.

Таким образом, международная миграция рабочей силы оказыва­ет как положительное, так и отрицательное воздействие на экономи­ческое и социальное развитие стран-доноров (экспортеров рабочей силы) и стран-реципиентов (импортеров рабочей силы).

эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных тру­довых ресурсов;

экспорт рабочей силы — это бесплатное для страны-донора обуче­ние работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, по­вышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, пере­довой организации труда;

экспорт рабочей силы — важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в це­лом способствует улучшению их экономического положения;

при возвращении на родину мигранты привозят с собой матери­альные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы;

страны-доноры взимают налоги в госбюджет с фирм-посредни­ков, которые занимаются трудоустройством их граждан за рубежом.

страны эмиграции теряют часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, что ведет к их постепенному старению;

страны-доноры теряют средства, связанные с общеобразователь­ной и профессиональной подготовкой эмигрантов;

отток квалифицированных кадров, выезд ученых и специалистов приводят к общему снижению научно-технического, общеобразовательного и культурного потенциала страны. Происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет до 60 млрд. долл. в резуль­тате того, что треть российских ученых работает за рубежом;

изменяется национальная структура населения, ухудшается демо­графическая ситуация в связи с выездом прежде всего трудоспособного населения, молодых рабочих и специалистов.

Наличие положительных и отрицательных последствий междуна­родной миграции рабочей силы, обострение проблем социально-эко­номического, нравственного и идеологического характера приводит к необходимости регулирования миграционных процессов на нацио­нальном и межнациональном уровнях.

Источник

Последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и стран-реципиентов

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы носят двойственный характер.

С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых регионов, концентрирует огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей, разрушая рутинные традиции форм жизни. С другой стороны, миграция трудовых ресурсов способствует быстрому росту крупных городов, обострению экологической ситуации, обезлюдению села, порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым условиям жизни.

Таким образом, международная миграция рабочей силы оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран-доноров (экспортеров рабочей силы) и Стран-реципиентов (импортеров рабочей силы).

Позитивные последствия для экономики стран-доноров заключаются в следующем:

· эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов. Особенно положительно эмиграция воздействует на экономику густонаселенных стран (Китай, Мексика, Пакистан, Турция), сокращая масштабы безработицы этих государств;

· экспорт рабочей силы — это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда;

· экспорт рабочей силы — важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения;

· при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы;

· страны-доноры взимают налоги в госбюджет с фирм-посредников, которые занимаются трудоустройством их граждан за рубежом.

Негативные последствия для стран-доноров:

· страны эмиграции теряют часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, что ведет к их постепенному старению;

· страны-доноры теряют средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов;

· отток квалифицированных кадров, выезд ученых и специалистов приводят к общему снижению научно-технического, общеобразовательного и культурного потенциала страны. Происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет до 60 млрд. долл. в результате того, что треть российских ученых работает за рубежом[1];

· изменяется национальная структура населения, ухудшается демографическая ситуация в связи с выездом прежде всего трудоспособного населения, молодых рабочих и специалистов.

Позитивные последствия для экономики стран-реципиентов:

· приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные, отраслевые и другие изменения в национальной экономике;

· иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно молодежь — самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

· принимающие страны существенно экономят на затратах, которые были вложены на образование и профессиональную подготовку рабочих и специалистов в странах-донорах;

· иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

· импорт рабочей силы способствует повышению конкурентоспособности товаров принимающей страны вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой оплатой труда иностранных рабочих;

· временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;

· иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения;

· иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.

Негативные последствия для стран-реципиентов:

· целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;

· происходит снижение цены на национальную рабочую силу, растет предложение на рынке труда иностранных рабочих, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;

· провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами, возрастает социальная напряженность в обществе, усиливается межнациональная неприязнь;

· иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.

Оценка экономических эффектов иммиграции часто упрощается и сводится лишь к отрицательным последствиям. Признавая их, следует помнить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. Такие страны, как США, Канада и Австралия, возникли в результате иммиграции. Во многих странах иностранные рабочие заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. Некоторые отрасли производства, в том числе обеспечивающие экспортный доход, не выжили бы без иммигрантов (например, горно-рудная промышленность в ЮАР, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии, сельскохозяйственные плантации в Малайзии, Испании, Доминиканской Республике).

Наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы, обострение проблем социально-экономического, нравственного и идеологического характера приводит к необходимости регулирования миграционных процессов на национальном и межнациональном уровнях.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью