Проведение экологических экскурсий в ДОУ
статья
Проведение эклолгических экскурсий в ДОУ (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методика проведения экологических экскурсий в ДОУ (из опыта работы) | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение экологических экскурсий в ДОУ
Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных.
Экскурсии в детском саду – это увлекательные мероприятия, которые «на ура» воспринимаются детьми. С одной стороны, они имеют безусловную познавательную ценность, с другой – это возможность сменить обстановку, получить новые захватывающие впечатления.
Наблюдения в естественных условиях, благодаря которым дети воспринимают окружающий мир во всем богатстве, красочности, динамике, способствуют развитию любознательности, эстетических и нравственных чувств.
В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, богаче становятся его представления. Таким образом, осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Во второй младшей группе экскурсии проводятся внутри дошкольного учреждения, участка, а начиная со средней группы — за пределами детского сада не реже 1 раза в месяц.
По содержанию экскурсии делятся на 2 вида:
• природоведческие (познавательные) экскурсии (в парк, лес, на бульвар) ;
• экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (школа, библиотека) .
Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.
Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Воспитателем заранее разрабатывается план экскурсий в зависимости от возраста и подготовленности детей. Подготовка воспитателя заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания и учёта особенностей окружающей местности. Важно, чтобы дети поняли цель мероприятия, узнали что-то новое для себя.
Экскурсии следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью дошкольников (знания, полученные на экскурсии, используются в свободной деятельности).
Длительность экскурсии должна соответствовать установленным нормам, а время использоваться полноценно. Большое значение имеет начало экскурсии, организация детского внимания, постановка перед детьми учебной или творческой задачи, объяснение способов ее выполнения.
Когда время экскурсии согласовано, воспитатель должен подготовить необходимый реквизит и совершить ряд действий:
• Красные флажки (они потребуются при переводе детей через дорогу)
• Найти помощников (чаще всего из числа родителей, которые примут участие в экскурсии
• Создать поэтапный план экскурсии, в котором подробно описывается последовательность перемещения детей по городу
Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей.
Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы.
В ходе экскурсии воспитатель привлекает к активному участию в работе всех воспитанников, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у них навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. Также педагог сообщает воспитанникам знания в строгой логической последовательности. Но любое знание (особенно новое) должно опираться на субъективный опыт ребёнка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым дошкольником.
Природоведческая экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальное самостоятельное наблюдение детей, сбор природоведческого материала, игры детей с собранным материалом. Порядок частей варьируется в зависимости от цели экскурсии, сезона. Приведя детей к месту экскурсии, следует в краткой беседе напомнить о ее цели, дать детям осмотреться. Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение, с помощью которого решаются все основные задачи экскурсии. Воспитатель должен помочь детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Для этого можно использовать различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения. Уровню познавательной активности способствуют элементы бесед и логические задачи, предлагаемые воспитателями. В качестве примера можно привести вопрос: «Чем береза в парке похожа на березу на нашем участке? » и т. д. Целесообразно использовать именно те из них, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей. Можно спросить у воспитанников, какие добрые слова можно подарить цветам на клумбах парка, с какими пожеланиями обратиться к пернатым друзьям и т. д. Необходимо обращать внимание не только на отдельные природные объекты, но и на экологические сообщества, рассматривая «этажи» парка и водоема, определяя обусловленное взаимодействие между ними, строить логические цепочки связей и зависимостей. Дидактические игры, проводимые во время экскурсий, необходимо ориентировать на предоставление дошкольникам возможности проявить активную, экологически грамотную позицию по отношению к объектам природы. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху» , «Угадай по описанию» , «Ветка, ветка, где твоя детка?» , «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.
Во время экскурсий в сквер, парк, к водоему дети совместно со взрослыми могут развешивать кормушки для птиц, высаживать выращенную рассаду на клумбы и цветники, сажать деревья и пр. Самым значимым является то, что во время этих акций дошкольники накапливают эмоционально-положительный опыт общения с природой. Важное место отводится на экскурсиях вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать его с другими предметами, находить отличие и сходство, устанавливать связь между различными явлениями природы. При рассматривании объектов следует учитывать, что знания детей будут прочны только в том случае, если они получены в результате активной работы всех органов чувств. По окончании основной части детям дается возможность удовлетворить их любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако при этом не следует забывать об охране природы, сбор материала должен быть строго ограничен и проводиться под руководством или при непосредственном участии педагога.
В конце экскурсии подводится итог: что узнали, увидели. Можно предложить нескольким детям рассказать о том, что им понравилось, что было особенно интересно.
В заключение дается и оценка учебной деятельности, умений группы в целом и отдельных воспитанников.
Обычно после экскурсии дети возбуждены и полны впечатлений. И воспитателям, и родителям стоит поддержать эти эмоции, поговорить с ребятами, что им запомнилось больше всего, что удивило или порадовало их.
Через некоторое время проводится одно или несколько занятий по теме экскурсии, на которых она получает развитие. В результате дети должны получить полное представление, соответствующее их уровню, о предмете изучения.
Например, при прохождении темы по уходу за растениями на экскурсииможно предложить малышам полить растения в теплице, порыхлить почву, а затем во время занятий нарисовать плоды этих растений, ответить на вопросы о них.
После экскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний. Для этого можно использовать такие приемы:
— оформление материалов, принесенных с экскурсии. Эго могут быть шишки, желуди, камни и др. ;
— обращение к художественным произведениям (книга, музыка, песни, репродукции, предметы декоративно-прикладного искусства, с помощью которых усиливаются впечатления от экскурсии, а дети побуждаются к сравнению предлагаемого с тем, что непосредственно воспринимали;
— работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город» , «Наш парк» , «Кто живет в лесу» , «Как трудятся люди нашего города» и др., в уголке природы (изготовление макетов, коллекций, гербариев) ;
— организация игр (режиссерских, дидактических, сюжетно-ролевых и т. п.) ;
— обобщающие беседы, которые проводятся по завершении блока образовательной работы по определенной тематике.
В целом, экскурсии в детском саду – очень перспективный вид обучения детей, хотя достаточно сложный в подготовке, если речь идет о выходе за пределы дошкольного учреждения.
Источник
Проведение экологических экскурсий в детском саду
Наталья Малышина
Проведение экологических экскурсий в детском саду
Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди влияют на природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Значение экологических экскурсий:
1. Дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.
2. Экскурсия формирует у детей представления о взаимосвязях, существующих в природе.
3. Экскурсии в лес, в поле, в парк, на берег реки предоставляют возможность собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы.
4. Экскурсии развивают наблюдательность, интерес к природе.
5. Красота природы вызывает у детей разнообразные положительные впечатления, способствует развитию эстетических чувств.
6. Экскурсии помогают воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе, любовь к Родине.
По содержанию экскурсииможно разделить на два вида:
1. Природоведческие – в парк, в лес, на реку, на луг, в зоопарк, в ботанический сад.
2. Экскурсиина сельскохозяйственные объекты: в поле, на птицефабрику, в сад, в огород – для ознакомления с трудом взрослых.
Организация экскурсий.
Проводят в средней, в старшей и подготовительных группах. Для экскурсии определяют цель и программное содержание.
1. Природоведческие экскурсии проводят в определённой системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, для того, чтобы показать детям сезонные изменения, происходящие в природе.
2. Сельскохозяйственные экскурсии проводят для ознакомления детей с отдельными видами труда взрослых.
Воспитатель, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии, намечает маршрут. Определяя место экскурсии надо учитывать физические возможности детей, сезон, особенности дороги, погоду. Воспитатель намечает заранее последовательность наблюдений, содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети, устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдения и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной, педагог заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, игры.
За несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, для того чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию. Дети должны знать куда пойдут, что увидят, зачем, что нужно собрать. Воспитатель обращает внимание на одежду детей, она должна быть с учётом погоды и сезона.
Проведение экскурсий.
1. Природоведческая экскурсия.Она включает: вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры ребят с собранным материалом, итог экскурсии.
Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель проводит краткую беседу, напоминая цель занятия, даёт детям осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы.
Основная часть – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Дети вместе с воспитателем подмечают и осознают характерные признаки предметов и явлений. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснениями. Воспитатель уделяет внимание вопросам-заданиям, заставляющих детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличия и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно использовать произведения детской художественной литературы, стихи, загадки.
Затем детям дают время для самостоятельных наблюдений и сбора природоведческого материала. При сборе природного материала следует строго ограничивать его количество, для того чтобы решить задачу воспитания бережного отношения к природе. Когда дети работают самостоятельно, воспитатель может показать, как выкапывать растение, срезать правильно ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют и раскладывают по пакетам, часть его используют для игр и упражнений.
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качества, запоминают название растений и их части.Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к дереву беги!» и т. д.
2. Сельскохозяйственная экскурсия. Она даёт возможность наглядно показать, как человек воздействует на природу, как выращивает растения и животных. Здесь дети знакомятся с основными трудовыми операциями. Экскурсия начинается с предварительной беседы. Её задача вызвать интерес к предстоящим наблюдениям. В основу самой экскурсии входит рассматривание объектов труда (растений, животных) и наблюдение процесса труда взрослых. Воспитатель обращает внимание на способы использования механизмов и машин. Хорошо, когда по ходу экскурсии дети помогают взрослым (кормят животных, собирают овощи и т. д.) Дети участвуют в беседе с взрослым, слушают рассказ о труде. При подготовке к сельскохозяйственной экскурсии воспитатель сам знакомится с объектами наблюдения, получает разрешение на проведение экскурсии, договаривается о времени посещения, об участии детей в труде, определяет содержание беседы детей с рабочими.
Работа с детьми в группе после экскурсии.
После возвращения с экскурсии собранный материал помещают в уголке природы. Через 2-3 дня воспитатель проводит занятие с использованием раздаточного материала, рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, читает художественную литературу, заслушивает рассказы детей о том, где были и что делали. В заключении проводится обобщающая беседа, в ходе которой, воспитатель задаёт вопросы детям так, чтобы восстановить весь ход событий.
День рождения ребенка в детском саду. Сценарий праздника «День именинника в детском саду» Детские дни рождения – это веселье, шум и яркие эмоции. Организация праздника для ребенка в детском саду позволяет провести насыщенное и.
Консультация для педагогов «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду» Консультация для педагогов «Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду» Музыкальный руководитель Курдюмова.
Консультация для родителей «Адаптация детей 2–3 лет в детском саду. Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду» Принимая во внимание вопросы, которые были заданы в период подготовки к консультации «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду», был сделан.
Консультация «Проведение психогимнастики в детском саду» Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики.
Организация образовательной среды в детском саду «Макеты в детском саду» все воспитатели — это творческие люди. Как только у меня появляется свободная минута — я начинаю творить. Многое создается руками моих.
Организация и проведение работы по профориентационному направлению в детском саду Организация и проведение работы по «Профоринтационному направлению в детскому саду» Актуальность работы; Профессией называют такое дело,.
Проведение квест-игры в детском саду. Из опыта работы .
Сценарий летнего праздника в детском саду «Карлсон в детском саду» для старшего дошкольного возраста Сценарий летнего праздника (старший дошкольный возраст) Слышится жужжание, и в дверь «влетает» Карлсон, у него в руках воздушные шары.
Сюжетно-ролевая игра в детском саду. Изучение ПДД в детском саду в игре Сюжетно-ролевая игра в детском саду. Азбука дорожного движения Изучение ПДД в детском саду в игре Сюжетно-ролевая игра Азбука дорожного.
Экологическое образование дошкольника посредством экологических игр в детском саду Экологическое образование дошкольника посредством экологических игр в детском саду Каинак Е. А воспитатель ГБДОУ №50 Приморского района.
Источник