Экологические конфликты.
Увеличение масштабов взаимодействия человека на природу в середине XX века привело к резкому ухудшению качества среды во многих странах мира. В конце 60-х – 70-х годов впервые предметом обсуждения ученых и политиков, бизнесменов и журналистов явилась новая глобальная экологическая проблема – экологический кризис, который к этому времени приобрел международное звучание. Трансграничные перемещения атмосферных и речных загрязнений, пересекающих границы многих государств; миграции загрязнений у морских и океанических побережий одновременно нескольких стран; опустынивание земель, не знающее государственных границ; загрязнение и отравление ландшафтов одних государств от источников, расположенных на территории других стран, — всё это вместе и создает атмосферу мирового экологического кризиса.
Наибольшее количество конфликтов возникает в результате переноса через государственные границы атмосферных загрязнений, основными источниками выбросов которых являются предприятия промышленно развитых стран – от крупнейшей индустриальной державы США до маленького Люксембурга. Наиболее часто конфликты из-за трансграничных атмосферных загрязнений происходят в Европе. Виновниками загрязнений атмосферы многих стран в Европе являются Англия и Германия.
В умеренных широтах Европы господствует перенос воздушных масс с запада, со стороны Атлантики, на восток. В этом же направлении, на восток и северо-восток, происходит перемещение атмосферных загрязнений. Скандинавские страны – Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия – вот те государства, территории которых загрязняются заводами Рура, Бирмингема, Люксембурга. Следует подчеркнуть, что конфликтные ситуации между государствами Европы возникают из-за кислотных дождей. С ними в воду, почву и на растения попадают сильно ядовитые сернистые и другие химические вещества, которые вызывают их отравление. Наиболее заметно отравление воды в озерах. В Швеции признаки сильного окисления обнаружены в 25 тыс. озер, в результате была отравлена рыба. В 65 тыс. озер этой страны найдены признаки слабого окисления воды. В южной Норвегии из 5 тыс. озер в 1750 из-за отравления воды исчезла рыба, а в 900 озерах из-за окисления воды обнаружены признаки заболевания у рыб. По оценкам специалистов, лишь 10% загрязнений, выпадающих из атмосферы на территорию Норвегии, имеют собственное норвежское происхождение, остальные 90% переносятся из других стран. В Швеции 70% атмосферных загрязнений поступает из-за рубежа. Об этом было сообщено представителем Норвегии на Общеевропейском совещании по вопросам окружающей среды, которое состоялось в Женеве в конце 1979 г.
В результате трансграничных миграций воздушных загрязнений в Скандинавии отравляются также и почвы. Значительно повышается их кислотность по сравнению с территорией Центральной Европы. В Англии – одной из главных виновниц загрязнения ряда стран Европы – в воздух ежегодно выбрасывается 3.5 млн т окиси серы. Чтобы не загрязнять собственные ландшафты, на ряде английских предприятий были сооружены высокие (до 300-400 м) трубы. В результате выбрасываемые из них загрязнения еще легче подхватываются воздушными течениями и транспортируются в континентальную Европу. Подсчитано, что ежегодно таким образом из Англии «экспортируется» около 1 млн т окиси серы. Североевропейские страны (Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия и Исландия) неоднократно обращались к Великобритании, в международные организации по поводу этого загрязнения. На сессии Северного совета, в который входят пять вышеперечисленных стран Европы, премьер-министр Швеции У. Пальме обвинил Англию в ведении настоящей «экологической войны» против своих соседей, потребовав ее прекращения.
Крупнейшей катастрофой с экологическими последствиями была авария на Чернобыльской АЭС. Радиоактивные облака, переносимые воздушными течениями, в короткий срок распространились на тысячи километров от места аварии. Радиоактивные осадки были обнаружены на севере Европы – в Норвегии и Швеции, на крайнем западе – в Англии и на юго-западе Европы – во Франции. Многие газеты западных стран писали о якобы опасной экологической обстановке, сложившейся в странах Западной и Центральной Европы, о радиоактивном заражении местности в результате трансграничного переноса радиоактивных облаков. Однако, данные, полученные в научно-исследовательских лабораториях этих стран, убедительно показали, что опасности от выпавших там радиоактивных осадков не существует. В результате международного конфликта не произошло.
Интересное по теме
Уголовно правовая охрана фауны России
Российская Федерация является крупнейшим государством Земли, занимающим площадь 17075 тыс. кв. км (11,4% суши планеты), она омывается 23 морями. На территории страны имеется более 120000 рек и около 2000000 пресных и соленых озёр, п .
Агидель в опасности
..Бежит среди гор веселая река Белая, давая благословенный приют на своих берегах травам и деревьям, зверям и птицам, пчелам и рыбам, жителям сел и деревень. Радуя приезжающих сюда невероятной чистотой воды. Делая их чище. Неся эту чистую .
Источник
Экологические конфликты
(По книге А. А. Григорьева «Экологические уроки прошлого и современности», в сокращении.)
Увеличение масштабов воздействия человека на природу в середине XX в. привело к резкому ухудшению качества среды во многих странах мира. В конце 60-х — начале 70-х гг. впервые предметом обсуждения ученых и политиков, бизнесменов и журналистов явилась новая экологическая проблема — экологический кризис, который приобрел международное звучание. Трансграничные перемещения атмосферы и речных загрязнений, пересекающих границы многих государств; миграции загрязнений у морских и океанических побережий одновременно нескольких стран; опустынивание земель, не знающее государственных границ; загрязнение и отравление ландшафтов одних государств от источников, расположенных на территории других стран, — все это вместе и создает атмосферу мирового экологического кризиса.
Наибольшее количество конфликтов возникает в результате переноса через границы атмосферных загрязнений, основными источниками выбросов которых являются предприятия промышленно развитых стран — от крупнейшей индустриальной державы США до маленького Люксембурга. Наиболее часто конфликты из-за трансграничных атмосферных загрязнений происходят в Европе и Северной Америке. Виновниками загрязнений атмосферы многих стран в Европе являются Англия и Германия.
В умеренных широтах Европы господствует перенос воздушных масс с запада, со стороны Атлантики, на восток. В этом же направлении, на восток
и северо-восток, происходит перемещение атмосферных загрязнений. Скандинавские страны — Норвегия, Швеция, Дания, а также Финляндия и Исландия — вот те государства, территории которых загрязняются заводами Рура, Бирмингема, Люксембурга. Следует подчеркнуть, что конфликтные ситуации между государствами Европы часто возникают из-за кислотных дождей. С ними в воду, почву и на растения попадают сильноядовитые сернистые и другие химические вещества, которые вызывают отравление. Наиболее заметно отравление воды в озерах. В Швеции признаки сильного окисления обнаружены в 25 тыс. озер, в результате отравлена рыба. В 65 тыс. озер этой страны найдены признаки слабого окисления воды. В Южной Норвегии из 5 тыс. озер в 1750 из-за отравления исчезла рыба, а в 900 озерах из-за окисления воды обнаружены признаки заболевания у рыб. По оценкам специалистов, лишь 10% загрязнений, выпадающих из атмосферы на территорию Норвегии, имеют норвежское происхождение, остальные 90% переносятся из других стран.
Поводом для международных конфликтов служат также загрязнения воды в рефх, озерах, морях и прибрежных районах океанов, находящихся на территории одних государств и вызываемых действиями других. В марте 1978 г. потерпел аварию американский супертанкер «Амоко-Кадис», который натолкнулся на рифы у берегов Бретани (Франция). Из расколовшихся танков в море вылилось 200 тыс. т нефти. Вода оказалась покрытой нефтяной пленкой на площади около 2 тыс. км 2 . Зона загрязнений воды вытянулась вдоль побережья на расстояние свыше 130 км при ширине до 25 км. Такие катастрофы с выбросами нефти стали ежегодными. Как правило, они вызывают протесты общественности, демонстрации. В январе 1975 г. в Ма-лаккском проливе потерпел катастрофу японский супертанкер «Сева-Мору».
В результате аварии были затронуты интересы Индонезии, Малайзии, Сингапура, с одной стороны, и Японии — с другой. Инцидент с танкером рассматривался правительством Японии, которое срочно приняло меры для устранения конфликта, чтобы случившаяся катастрофа не переросла в международный конфликт.
Представим на схеме, как может выглядеть описание основной проблемы, рассматриваемой в тексте.
Представляем схему в упрощенном варианте. Возможно добавление верхних и нижних косточек, расширение представленных сведений (рис. 11). При этом технология работы со схемой «фишбоун» может варьироваться.
1. Индивидуальный путь. У всех текст одинаковый.
В этом случае чтение текста и составление схемы происходят
индивидуально. На этапе рефлексии возможен обмен мнения
ми, добавления в составленную схему, суммирование инфор
мации в единую схему, представленную на доске.
2. Парная или групповая работа. Возможно использова
ние разных текстов по одной проблеме. В приведенном здесь
тексте рассматриваются только две причины возникновения
экологических конфликтов. Вместе с тем есть тексты, в кото
рых описываются и другие причины (например, захоронения
химических и ядерных отходов одних стран в других странах,
добыча нефти из пласта, находящегося одновременно в не
скольких странах: кстати, по этой причине разгорелся Ирак
ский конфликт 1991 г. и т. д.). В этом случае возможны сле
дующие варианты работы:
а) каждая из групп получает для чтения свой текст; чте
ние текста происходит индивидуально, составление схемы —
в группах (но на этих схемах оставляется место для добавле
ния верхних и нижних косточек); происходит обмен инфор
мацией между группами, в результате чего появляется общая
схема «фишбоун»;
б) каждому участнику внутри группы раздается свой текст;
чтение происходит индивидуально; после чтения в группе участ
ники обмениваются информацией, на основе которой и состав
ляется общая схема «фишбоун»; группы рассказывают о про
деланной работе, дополняя друг друга.
Итак, использование приема «фишбоун» возможно как для работы с небольшими по объему текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом возможно дробление текста на смысловые части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в» этих частях информация не сравнивается, а суммируется для более полного анализа и оценки. Конечно, если работа на уроке происходит с большими объемами текстов, то на схеме сложно отметить все причины той или иной рассматриваемой проблемы и выделить все факты, позволяющие подтвердить су-
ществование тех или иных причин. В этом случае составляемая схема будет представлять собой в буквальном смысле рыбий скелет — остов предстоящего исследования. Более того, можно предложить такой вариант работы с фишбоуном, при котором на верхних косточках будут выписываться те или иные причины рассматриваемой проблемы, а на нижних — возможные источники, из которых можно дополнительно почерпнуть важные факты, раскрывающие ее суть.
Источник
Экологические конфликты между странами
В настоящее время интенсивно развивается экологически ориентированная стратегия природопользования, которая обусловлена устойчивым развитием, необходимостью декларирования как на международном так и на государственном уровнях. Разработка научных основ экологически ориентированного природопользования является активно изучаемым направлением.
Цель исследования заключается в изучении методологических подходов экологических конфликтов природопользования за рубежом.
Материалы и методы исследования
Проблемами изучения конфликтов природопользования занимаются в программах ЮНЕП, ДРА, РСОМ, ДОП. Среди основных разработчиков этих программ следует отметить Девида Дженсена, Силья Халле, Тобиаса Хагманна, Девида Ланца и Мариан Зумбулев [1]. В фундаментальных исследованиях отмечены следующие направления: определена типология конфликтов, возникающих в окружающей среде в результате ее использования, были определены связи между окружающей средой и конфликтами. Особое место уделено неомальтузианским тематическим исследованиям экологических конфликтов. Авторами разработана методология возникновения конфликта ресурсов, которую можно выделить на основе анализа статистической информации с учетом политических конфликтов.
Наиболее сложным вопросом является разработка подходов управления ресурсами в зоне конфликтов. Среди подходов по изучению конфликтных ситуаций природопользования авторы выделяют политические, пост-позитивистские и экологические подходы, которые позволят выработать управленческие решения при каждом типе конфликтов. Особый интерес вызывают исследования А.И. Пыжева, Ю.И. Пыжевой, Е.В. Зандера [2], и Дж.Ф. Гербер, С. Веутей и Дж. Мартинес-Алиер [3].
В процессе природопользования конфликты возникают из-за использования природных ресурсов, а также конфликтов окружающей среды. Были выделены прямые и косвенные конфликты. Авторы рассматривают особенности возникновения локальных и региональных конфликтов, возникающих на основе дефицита ресурсов.
На современном этапе особое место занимают геоэкологические конфликты, которые возникают на основе борьбы за энергетические ресурсы в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Большое внимание уделено социально-политическим факторам, которые формируют тенденции развития процессов возникновения экологических конфликтов в окружающей среде, к таким относят изменения климата, обеспечение энергетической безопасности, качества воды и продуктов питания.
В настоящее время ООН и ЮНЕП занимаются проблемами конфликтности природопользования. Под эгидой ООН активно развивается эволюционный подход в изучении конфликтов природопользования и разрабатываются меры по их предотвращению, развивают направление природоохранной деятельности в районах интенсивного природопользования и путей рационального доступа к природным ресурсам. В учебном центре Института мира Соединенных Штатов с 2007 г. разрабатываются внутренние программы, посвященные выявлению и разрешению конфликтов природопользования, возникающих на почве использования природных ресурсов [4]. В Конгрессе США создано Управление по оценке технологий, торговле и окружающей среде, которое оценивает конфликты природопользования с точки зрения возможностей их безопасного урегулирования.
Значительное место уделяется координации в системе информатизации, в которую включены, как внутренние, так и общеинформационные ресурсы. Разрабатываются методы по оценке воздействия и обработки статистической и научной информации по окружающей среде и жизнедеятельности населения.
В зарубежных исследованиях выработаны философские нормы управления природными ресурсами и решение проблем сертификации. В обосновании проблем конфликтного природопользования принимают участие как частные компании, так и международные группы.
Тревогу вызывают экологические проблемы трансграничных пресноводных геосистемных конфликтов, которые, например, рассматриваются в исследованиях J. Jaggernath [5], F.C. Onuoha [6] и F. Ahmed [7]. Давно ООН занимается проблемами изменения климата, начиная с Киотского протокола, задачами которого является смягчение последствий изменения климата, а также разработка адаптационных механизмов для населения в условиях глобального потепления климата.
Результаты исследования и их обсуждение
ООН разрабатывает методологические подходы к разработке мероприятий по урегулированию конфликтов с повышенной эскалацией, среди которых обосновывается необходимость предотвращения оперативных конфликтов. Основными мерами являются диалого-ориентированные подходы, в структуру которых включено создание смешанных мер по устранению конфликтов, где значительное место уделяется организации диалога между различными природопользователями.
Одним из главных направлений являются экономико-политические подходы, которые используют мирные соглашения по использованию природно-ресурсного потенциала, создание парков мира, организации экологически обоснованных заповедных территорий. Уделяется внимание созданию моделей блока управления природными ресурсами и качеством окружающей среды.
Интересный подход следует отметить в работах Н.А. Омоло [8], L. Fuhr и C. Chemnitz [9].
Среди зарубежных исследований большое внимание уделяется разработке стратегии альтернативного разрешения споров и конфликтов. В основном рассматриваются юридические основы эффективного разрешения конфликтов. Для решения спорных проблем используется медиация, которая представляет процесс консенсуса с нейтральным независимым лицом, который вырабатывает концепцию, приемлемую для всех участников конфликта и согласованную стратегию. Такие подходы урегулирования конфликтных ситуаций начали использовать в 1970-е гг. в США, в 1980-е гг. в Канаде, в 1990-е гг. в Японии.
Методология теории и практики управления экологическими конфликтами развивается благодаря институтам посредничества. В США разрабатываются, структурируются особенности проведения посреднических операций для решения экологических конфликтов. В США, Канаде, Германии, Швейцарии, Австрии проводятся тематические исследования, которые в основном посвящены проблемам управления отходами, особенно ядерными, которые приводят к конфликтам различных типов природопользования. В 12 странах получены теоретические и эмпирические выводы преимуществ и недостатков посредничества в решении конфликтных ситуаций. Посредничество развивается в сферах политических, конкурирующих неокорпорационистских дискуссионных конфликтов, которые рассматриваются на централизованных и федеральных уровнях. Были выявлены отличительные черты экологических конфликтов.
В работах Кирка Эмерсона, Патрисии Дж. Орр, Дейла, Д. Кейсса, Кетрин М. Макнейна [10] определены пути разрешения экологических конфликтов. Выявлены факторы и результаты возникновения экологических конфликтов. На основе эмпирических исследований процессов разрешения конфликтов было проведено многоуровневое моделирование по выработке соглашений и улучшение отношений между конфликтующими сторонами, привлечение информации и разрабатываются практические рекомендации эффективного участия.
Питер Кастро и Эрика Нильсен [11] считают, что управление природными ресурсами являются формой управления конфликтами. Авторы считают, что с объединением деятельности государства, политики, ученых и практических специалистов можно решить проблемы конкуренции и конфликтующих интересов. В последние годы растет понимание масштабов последствий, которые могут возникнуть в результате освоения природных ресурсов. Конфликты возрастают в связи с глобализацией, централизацией, децентрализацией и урбанизацией. Возникла необходимость в стратегии устойчивого управления ресурсами. Они утверждают, что конфликт возникает, когда заинтересованные стороны имеют непримиримые различия или несовместимые интересы, ценности и цели. Особенно рассматриваются политические конфликты, такие как межгосударственные или внутригосударственные войны. Конкуренция за ограниченные экологические ресурсы возникает на основе расходящихся взглядов и убеждений, а также институциональных факторов, которые стимулируют и усугубляют экологические конфликты. Проблема нехватки природных ресурсов является ключевым компонентом понимания экологических конфликтов.
Тобиас Хагманн (T. Hagmann) рассматривает причины экологических конфликтов в развивающихся странах, критически определяет подходы к обоснованию теории конфликта. Теоретические исследования экологических конфликтов опираются на экоцентрические и антропоцентрические философии и не учитывают субъективное восприятие. Основное внимание уделяют причине стратегий взаимодействия человека и природы [1].
Сандер Керкес [12] рассматривает природные и промышленные катастрофы, а также противоречия которые возникают в результате управленческих решений. В связи с проблемами глобализации и интенсивным развитием коммуникационный инфраструктуры увеличивается количество природных и техногенных катастроф и возрастает их частота. В этой связи необходимо провести типологию уровней конфликтов, участников конфликтов и экологическую их составляющую.
Гультер Барбас Баптиста [13] уделяет внимание изучению экологических конфликтов, исследует их социальный метаболизм. Доказывает необходимость расширения лесных массивов и показывает возможные социально-экономические изменения. Проводит анализ экологических конфликтов, возникших в Португалии в 1980-е гг. в связи с посадкой плантаций эвкалиптов, и высокую интенсивность конфликтов в этот период. Автором выделена социально-политическая составляющая экологических конфликтов, разработан международный исследовательский проект экологического конфликта (ENCOP). По этой программе проведено около сорока исследований в Бангладеше, Германии, Великобритании, Нигерии, Швейцарии. Исследование было направлено на изучение глобальных процессов. По их определению экологические конфликты проявляются как политические, экономические, этнические, религиозные.
Выделены территориальные, ресурсные, национальные конфликты, конфликты, вызванные деградацией окружающей среды. Причиной экологических конфликтов считают: чрезмерное использование возобновляемых ресурсов; загрязнение окружающей среды и снижение ее самоочищающихся свойств; изменение пространства жизни.
Широкомасштабная деятельность человека привела к разрушению природных ландшафтов. В результате исследований было выяснено, что апокалиптические сценарии катастроф и прогнозы мировых экологических войн создают дилеммы развития и безопасности и связаны с факторами, приводящими к экологическим конфликтам различной интенсивности и природы их происхождения. Успешность регионального управления зависит от взаимосвязи интересов между государственными учреждениями, частным капиталом и общественностью. Согласование их действий может привести к оптимизации природопользования.
Авторами предлагается 5 методов разрешения конфликтов по решению противоречий между потребностями и интересами, которая рассматриваются на примере национальных парков реки Снейк. В национальной зоне отдыха Хеллс-Каньон в Айдахо, заповедник реки Метолей в Орегоне, зона отдыха реки Арканзас в Колорадо, пустыня Джеладия Смит в Вайоминге. Опыт США показал, что общественные целевые группы являются полезными при решении проблем при конфликтах и их управлении.
Интересные подходы исследования региональных конфликтов рассмотрены в работах В.К. Верма [14] по изучению экологических конфликтов, которые вызваны незаконной добычей полезных ископаемых в Индонезии. В частности, на примере золотодобычи в Западном Калимантане, которые распространены в 6 районах, в 200 шахтах. Были определены точки с самыми высоким уровнем конфликтов. В работе Марии Габриэлы Мерлински [15] рассматриваются экологические конфликты и проблемы их решения на территории Аргентины.
В работах Гюнтера Бахлера [16] изучены конфликты в развивающихся странах, в которых рассматриваются социально-природные отношения в зонах конфликтов. Среди основных зарубежных конфликтов следует отметить: конфликты биоразнообразия, которые включают взаимоотношение людей и дикой природы; конфликты между охраняемыми территориями и региональным природопользованием; конфликты по внедрению «зеленых технологий»; конфликты на основе несовершенства налоговой документации по сохранению биоразнообразия; международные конфликты, имеющие серьезные политические и юридические последствия; конфликты в результате воздействия на природно-ресурсную базу сельскохозяйственного производства; конфликты на основе несбалансированности потребностей и интересов сохранения, которые приводят к различным типам конфликтов.
Считается, что необходимо создание и расширение нового институционального подхода к экологическому руководству, особенно по вопросам природопользования и использования природных ресурсов. Они считают необходимым усилить влияние общественности. Это позволит повысить основы политической легитимности. Экологические конфликты усиливают уровень бедности, увеличивают разногласия между домашними хозяйствами и сообществами, которые приводят к конкуренции и сокращению ресурсов. Обращает внимание на особенности гендерных конфликтов. Наиболее острые конфликты возникают с точки зрения контроля и доступа к различным ресурсам, особенно землепользования.
Конфликты возникают в результате промышленного развития, экономического роста. Особенно страдают бедные и маргинализированные расовые группы от экологических последствий конфликтов, которые влияют на их здоровье. Занимаются изучением реакции экосистем на естественные и антропогенные факторы. Возникают конфликты между потребностями человека и товарами и услугами, которые ему предоставляются.
Следует отметить, что связь между окружающей средой и конфликтами разнообразна и сложна. Причины конфликтов окружающей среды различаются по всему миру, и их проявления значительно различаются. Причины могут варьироваться от контроля над жизненно важными экологическими ресурсами, такими как ископаемые виды топлива, до оспаривания природных ресурсов на уровне сообщества и домашних хозяйств. Конфликты могут проявляться по-разному – от откровенных войн и даже геноцида до разногласий на местном уровне. Валленштейн утверждает, что конфликт состоит из трех частей: несовместимость, действия и действующего лица – и, следовательно, «полное определение» конфликт – это «социальная ситуация, в которой стремятся как минимум два субъекта приобрести в тот же момент времени доступный набор ограниченных ресурсов.
Африканский центр конструктивного разрешения споров также утверждает, что конфликт аналогичен ситуации человеческого взаимодействия, где есть дисгармония или воспринимаемое расхождение интересов, потребностей или целей. Существует мнение, что интересы, потребности или цели не могут быть достигнуты из-за вмешательства другого человека или группы лиц. Какая бы форма конфликта ни возникала, она, вероятно, будет иметь несколько воздействующих субъектов или объектов, различающихся по масштабу, которые могут оказывать физический вред как на людей, так и на природно-ресурсный потенциал, воздействие на уровни производительности и экономического развития в целом.
Разрешение конфликтов может приводить к необходимости согласования нормативных вопросов, позволяющих каждому участнику добиться достаточного прогресса по отношению к его желаемым целям, но вместе с тем не всегда устраняется напряженность между сторонами конфликтов.
Конфликты в области окружающей среды и государственной политики часто возникают из-за разногласий по доступу к государственным землям, ресурсам и их использованию, а также контролю для защиты биоразнообразия и поддержания безопасной окружающей среды. Конфликты в области окружающей среды и государственной политики касаются разных ценностей. Некоторые люди считают окружающую среду бесценной, в то время как другие видят необходимость национальной энергетической независимости. Одни выходят на защиту природных ландшафтов, другие обосновывают рост урбанизации для размещения растущего населения. Эти различия отражаются в стоимости, в способах, которые направлены на решение проблем. Ценности очень важны, но различия остро выражены. Конфликты в области окружающей среды и государственной политики наиболее сложные, так как его участники придерживаются разных убеждений.
Участники проекта ОТА рассматривают торговлю и окружающую среду как возможность проявления конфликтных ситуаций. По мнению Уэйн М. Моррисон на международной арене и в сфере безопасности конфликты возникают между торговлей и окружающей средой, как на пример, между США и КНДР [17]. Следует отметить, что как охрана окружающей среды так и торговля имеют большое значение для благосостояния нации.
T. Oхлсон в своих трудах рассматривает военные конфликты, при этом он считает что причиной многих вооруженных конфликтов становятся конфликты природопользования. В своих публикациях он выдвигает новую концепцию, в которой ключевым моментов является урегулирования вооруженных конфликтов внутри государства. Структура концепции имеет триединую форму: причины, ресурсы, решение [18].
С.М. Муршед и М. Таджуедин рассматривают конфликты природопользования с точки зрения алчности. В своей работе они дают оценку двум объяснениям возникновения внутреннего конфликта природопользования: жадности и жалобе. Первая отражает элитную конкуренцию за ценные природные ресурсы, а вторая . является порождением обиды, которая подпитывают конфликт [19].
Важно также отметить, что в зарубежных исследования также рассматриваются этнорелигиозные конфликты. Иногда причиной таких конфликтов становятся противоречия использования природных ресурсов. В работе С.А. Кадайифчи-Орельяна рассматриваются роль религии в разжигании и урегулировании подобных конфликтов [20].
П. Луяла рассматривает конфликты природопользования с точки зрения доступности природных ресурсов. Согласно этим исследованиям многие конфликты, в том числе и вооруженные, чаще возникают в зависимых от природных ресурсов стран, то есть наличие или, наоборот, отсутствие какого-нибудь природного ресурса напрямую влияет на возникновение конфликта. При этом если ресурсы находятся в зоне конфликта, длительность его увеличивается [21].
Заключение
Конфликтные ситуации представляют собой серьезную проблему для управление ресурсами и устойчивости территории. Слияние конфликтов в более широкие и разрушительные социальные конфликты могут закончиться свертыванием производственных систем и приводит к хронической незащищенности. Конфликты ресурсов могут быть решены путем разработки и внедрения эффективных подходов, методов и инструментов для их управления и разрешения. Социально-экономические и политические факторы, которые ограничивают местное участие в процессах управления конфликтами, может решить с помощью реформ политики, законодательств, учреждений и других сфер политики.
Управление и разрешение конфликтов при использовании природных ресурсов является приоритетной областью отделов лесной политики институтов (FONP) продовольствия и сельского хозяйства Организации Объединенных Наций (ФАО), FONP активно разрабатывает рабочие документы, проводит электронные конференции, разрабатывает учебные материалы и проводит международные, национальные и региональные семинары. Все эти действия направлены на поддержание разнообразных и многочисленных и заинтересованных сторон в управлении конфликтами, которые неизбежно возникают при защите, использовании и контроле лесов и других природных ресурсов. Связанная с этим цель – усилить роль и признание местных ресурсопользователей, особенно среди обездоленных групп, путем наращивания их потенциала для участвовать в управлении ресурсами. Рассматриваются различные стратегии вмешательства, используемые методы и инструменты для решения конфликтов на уровне общин в различных социальных, экологических и региональных ситуациях. Изучены случаи на территории Африки, Азии и Северной и Южной Америки. Случаи были отобраны FONP как примеры общей тенденции в области управления и разрешения конфликтов.
Ученые Швейцарского федерального института Саймон А. Мейсон и Курт Р. Спиллманн [22] определили типологию и классификацию региональных конфликтов. В работе дано определение экологически обусловленным конфликтам. Проведен методологический, теоретический и критический анализ конфликтов природопользования. Рассматривают проблемы управления экологическими конфликтами.
Таким образом, анализ зарубежных исследований по изучению конфликтов природопользования показал, что исследования проводятся на основе объединения экологических и антропоцентрических концепций. Недостаточно разработаны методические подходы к анализу социальных конфликтов, особенно вопросы оптимизации депрессионных процессов, нарастающих в окружающей среде.
В стадии развития находятся методология и теории исследований в области экологических конфликтов. Имеются принципиальные и эвристические недостатки концепции экологического природопользования, выражена необходимость разработки альтернативных и перспективных концепций по изучению экологического конфликтного природопользования.
Источник