Проект «Путешествие по экологической тропинке»
проект (младшая группа) по теме
Краткосрочный проект для детей младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_zkologicheskoy_tropinki.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования города Лабытнанги»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «ЯГОДКА»
Проект во II младшей группе «Путешествие по экологической тропинке»
Воспитатель: Журинова Наталья Геннадьевна
Ярыкбаева Зарема Солтанхановна
Апрель 2015 год
Вид проекта: познавательно-информационный с заданным результатом, групповой.
Продолжительность: среднесрочный (с 01. 04. по 01. 05).
Участники: дети второй младшей группы «Солнышко», музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Образовательная область: познание, коммуникация.
Актуальность: экологически-грамотное отношение к природе.
Цели проекта: создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей.
Задачи проекта: сформировать знания детей о деревьях (берёза, платан, сосна), воспитание любви к природе.
Предполагаемый результат: умение детей вести себя экологически правильно в природе.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтения художественной литературы.
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта: привлечение музыкального руководителя.
Работа с родителями: консультация, анкетирование.
Продукт проектной деятельности: выставка поделок из природного материала родителей с детьми, выставка рисунков «Деревья нашего детского сада», путешествие с детьми по экологической тропинке, презентация проекта.
«Изучение и наблюдение природы породило науку»
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Вид проекта: познавательно-информационный.
Цель проекта: Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей. Знакомство с разными объектами живой природы.
- Развивать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
- Знание детьми названий деревьев и их характерных особенностей.
- Бережное отношение детей к природе. Интерес детей к объектам и явлениям природы.
Этапы создания и оформления тропинки:
— Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
— Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
— Выбор вместе с детьми хозяина тропы – сказочного персонажа.
— Составление паспорта всех точек тропинки.
— Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
На экологической тропинке детского сада:
Точка «Дерево. (дуб)»
Обращается внимание на то, что дерево – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, форме листа.
«Царство удивительных пеньков»
Здесь предоставляется возможность для психологической разгрузки и игр.
Точка «Дерево. (сосна)»
Обращается внимание на то, что сосна – хвойное растение. Особое внимание уделяется иголкам, шишкам.
Точка «Дерево. (береза)»
Обращается внимание на окраску ствола дерева, размер листьев.
Точка «Кустарник. (сирень)»
Обращается внимание на то, что сирень – это кустарник. Особое внимание уделяется тому, как цветет сирень.
Точка «Цветок. (одуванчик)»
Наблюдение и рассматривание.
Посадка новых растений воспитателем с детьми, полив, уход.
«Зеленая зона в группе»
Объектом для наблюдения являются растения уголка природы в группе. Наблюдения и уход за ними.
Фотографии природных объектов, рисунки. Карта экологической тропинки, дидактические экологические игры, комнатные цветы, деревья и цветы на участке детского сада.
Проект включает три основных этапа:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;
3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
подбор иллюстративного материала по теме;
подбор литературы по теме;
подбор дидактических игр по экологии;
оформление уголка «Мир природы» в группе;
создание и оформление тропинки и ее карты-схемы;
наблюдение в природе на прогулке.
Сотрудничество с семьёй:
Анкетирование родителей по теме.
Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
Совместное творчество родителей с детьми из природного материала
Источник
Проект «Путешествие по экологической тропе»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Актуальность:
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большая часть современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать мир природы можно в процессе проектно-исследовательской деятельности на участке детского сада. Поэтому, я в своей практике предоставляю детям такую возможность приобщения к исследовательской работе на этапах экологической тропинки нашего участка, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologicheskaya_tropa.docx | 30.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие по экологической тропе»
Продолжительность: долгосрочный (в течение двух лет).
Участники: дети средней группы , дети старшей группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Большая часть современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать мир природы можно в процессе проектно-исследовательской деятельности на участке детского сада. Поэтому, я в своей практике предоставляю детям такую возможность приобщения к исследовательской работе на этапах экологической тропинки нашего участка, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Цель проекта: создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
1.Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;
2.Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;
3. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе.
Предполагаемый результат: умение детей вести себя экологически грамотно в природе.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы.
Роль родителей в реализации проекта: помощь в подготовке пособий, изготовлении кормушек, сборе материалов для экспериментирования, в создании видеотеки по экологии.
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта: привлечение муз работника, физ. работника, психолога.
Продукт проектной деятельности: план-схема экологической тропы, фотографии, рисунки, исследовательские работы, выставки, кормушки, дидактические экологические игры, коллекции, зона экспериментирования в группе, презентации: «Деревья», «Растения леса», «Животные», «Красная книга», «Насекомые», экологические знаки.
Паспорт экологической тропинки группы «Солнышко»
Объекты для наблюдений:
Рекомендации по организации работы с детьми:
- рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года;
- сравнение их между собой;
- забота человека о деревьях;
- использование луп для наблюдений;
- проведение исследований: измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева;
- сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;
- связь с животными.
Объекты для наблюдений:
Рекомендации по организации работы с детьми:
- экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года;
исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее отличие кустов между собой;
- связь с животным миром;
- польза для человека и забота человека.
Остановка « Птичий городок»
Объекты для наблюдений:
кормушки на территории детского сада.
Рекомендации по организации работы:
- предназначение кормушек;
- рассматривание домика для птиц;
- наблюдение за птицами в разное время года;
- слушание голосов птиц;
- слушание пения разных птиц в записи;
- выработка правил поведения.
Остановка «Зеленая аптека»
Объекты для наблюдений:
крапива, одуванчик, подорожник, тысячелистник, мать-и-мачеха, лопух.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев;
- рассматривание и сбор семян растений;
- беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения;
- игры с детьми «Мы растения», «чем полезны», «чей листочек»;
- сенсорное развитие детей.
Остановка «Царство удивительных пеньков»
Объекты для наблюдений:
старые пеньки.
Рекомендации по организации работы с детьми:
- естественное старение дерева;
- рассматривание мха и древесных грибов;
- связь с животными и насекомыми;
- использование луп для наблюдений;
- создание условий для второй жизни старых вещей;
- исследовательская деятельность.
Остановка «Город мастеров» (песочница)
Объекты для наблюдений:
песок, вода, глина, снег.
Рекомендации по организации работы:
- исследовательская деятельность;
- проведение опытов и экспериментов;
- коллекционная работа;
- коллективный труд;
- творческая работа.
Остановка « Избушка Айболита »
Веранда на участке группы во время неблагоприятных погодных условий
Рекомендации по организации работы:
- сенсорное развитие детей во время прогулок;
- беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование и т. п.);
- эстетическое развитие;
- чтение художественной литературы;
- дидактические и настольные игры;
- просмотр книжных иллюстраций и фото из жизни животного и растительного мира;
- театрализованная деятельность;
- творческая мастерская.
«Путешествие с Экошей по экологической тропе весной»
Цель: создание социальных условий для ознакомления с особенностями природы в весеннее время посредством познавательно-исследовательской деятельности, формирование первичных экологических представлений у детей.
Задачи: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе; показать объекты экологической тропы весной;
дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы; познакомить с весенними первоцветами (гости леса, объяснить, что первоцветы — редкие растения, занесены в Красную книгу;
развивать эстетические чувства;
формировать экологическое сознание детей; воспитывать бережное отношение к природе.
Материал : объекты экологической тропы: деревья, кустарники, кормушка для птиц, клумба с лекарственными растениями, пеньки, песочница, веранда на участке, кукла Экоша.
Связь с другими видами деятельности: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу в весеннее время года, наблюдения за птицами; заучивание наизусть стихотворения А. Прокофьева «Березка», слушание русской народной песни «Во поле береза стояла». Рассматривание деревьев, растущих на участке, беседы о насекомых; рисование, лепка, аппликация на тему «Весна-красна».
Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришёл наш друг Экоша. Экоша приглашает всех на экскурсию. Сегодня мы пройдем по экологической тропе нашего детского сада.
Дети выходят на улицу.
Экоша : Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Мы уже встречались осенью и зимой. Кто мне скажет, какое сейчас время года? Как вы догадались, что сейчас весна? (Ответы детей)
Воспитатель (обобщает ответы детей). Весной с каждым днём становится теплее, ярко светит солнце, весело щебечут птицы, на деревьях набухли почки, из которых вот-вот распустятся листочки, появилась зеленая травка.
Экоша: Дети, скажите, как называется это дерево? (Указывает на березу.) Это береза. У березы белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам одну тайну — через эти черточки береза дышит, а называются они — «чечевички»!
Воспитатель: Спасибо, Экоша, мы не знали, что это «чечевички». Дети, как называются черные черточки на березе? Повторите: чечевички.
Экоша: Посмотрите, ребята, а около земли, внизу, какой ствол у березы? (Ответы детей.) Ствол внизу более темный, а кора шершавая. От ствола вверх тянутся толстые сучья. Тонкие веточки красиво склоняются к земле. А что есть на веточках? Почки на берёзе набухли, некоторые уже начали раскрываться. Скоро появятся маленькие клейкие зелененькие листочки. А ещё у берёзки на веточках есть длинные сережки. Ребята, подойдите поближе к дереву, чтоб лучше их рассмотреть. Словно девушка берёзка в серёжках.
Воспитатель: Осенью эти сережки рассыпаются на маленькие семена и разлетаются по ветру. Дети, давайте поиграем. Представьте себе, что вы — маленькие семена березы. Подул ветер, и семена полетели в воздухе. (Дети кружатся.) Ветер стих, семена тихо опустились на землю. (Дети приседают.)
Экоша: Ребята, березы очень любят солнышко. Они растут обычно в тех местах, где много солнечного света.
Воспитатель: Березка — один из символов нашей страны России. Она украшает наши леса, города и сёла. Это очень красивое дерево. Про березку написано много песен, стихотворений и загадок. Ребята, давайте расскажем Экоше стихотворение А. Прокофьева «Березка».
Дети рассказывают стихотворение:
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
То юную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится! (А. Прокофьев)
Экоша: В лесу береза приносит много пользы животным и другим растениям. А вы знаете, как люди используют березу? (Ответы детей)
Воспитатель (обобщает ответы детей). Люди, у которых в домах есть печи, заготавливают березовые дрова. Из берёзовой коры, бересты, делают красивые изделия (туески, шкатулки, из древесины делают мебель и посуду.
Экоша: Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Птицы устраивают гнезда в ветвях березы, а внизу под березой можно найти грибы с красными шляпками. Кто знает, как они называются? (Ответы детей) Правильно, они так и называются — подберезовики. Много пользы приносит нам береза. В детском саду деревья украшают участки, защищают всех от ветра, в жаркую летнюю пору дарят прохладную тень. Дети, как вы думаете, нужно ли беречь деревья? Что значит беречь деревья? (Ответы детей)
Воспитатель (обобщает ответы детей). Березкой нужно любоваться, поливать ее, не топтать землю около корня и не ломать веточки. Тогда березка будет долго радовать нас своей красотой.
Экоша: А рядом находится другое дерево. Как оно называется? (Сосна)
Чем отличается сосна од березы? У сосны вместо листьев хвоя, она не осыпается на землю зимой и остается всегда зеленой. Сосна – хвойное дерево. Вместо сережек у нее шишки, они опадают, из них можно делать много разных поделок.
Воспитатель: Экологическая тропинка повела нас дальше, к кустарникам. Как называются кустарники? ( Сирень и вишня).
Экоша: Ребята, вишня- плодовый кустарник, потому что осенью на нем вырастают ягоды. Из плодов вишни можно варить компоты, варенье. А сирень -цветочный кустарник, потому что на нем только красивые, пахнущие цветы, а ягод не бывает.
Воспитатель: Идем дальше по тропинке. Вот висит кормушка для птиц, а птиц нет. Почему сегодня мы не видим здесь птиц? (Ответы детей.) Стало тепло, снег растаял, появились разные насекомые, травка. Птицы теперь сами могут найти себе пищу.
Экоша: Ребята, как вы думаете, чем сейчас питаются птицы? (Ответы детей.)
Воспитатель (обобщает ответы детей). Птицы питаются червячками, насекомыми, травкой.
Экоша: Птицы весной вьют гнёзда, используют для строительства гнезда веточки, сухие травинки, пёрышки. Когда гнездо будет готово, птица-мама отложит туда яйца. Потом она будет высиживать птенцов, а папа будет добывать для неё пищу. Как вы думаете, чем он будет угощать птицу-маму? Когда из яиц вылупятся птенчики, и папа, и мама будут добывать для них корм. Чем они будут кормить своих птенцов? (комарами, мошками, червячками.) Гнезда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики. Не будем мешать птицам и пойдем дальше.
Экоша: Весной еще не все растения высажены на клумбы, потому что ночью бывает холодно. Но уже показались из-под земли ростки многолетних цветов.
Какие многолетние цветы вы знаете? (тюльпаны, нарциссы, незабудки и т.д). На клумбе рядом только вскопали землю для посадки цветов. Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе? (Ответы детей.) Чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, чтобы к корням поступали воздух и вода. Сейчас земля прогревается солнцем, а потом сюда высадим растения.
Ребята растения бывают декоративные и лекарственные. Какие лекарственные растения вы знаете? (Ромашка, зверобой, одуванчик, лопух, подорожник и т.д.) Лекарственные растения спасают человека от болезней. Поэтому их называют лекарственными. Из них делают целебные отвары, настойки, подорожник прикладывают к ранке и кровь перестает течь. Нужно только знать какая трава от чего помогает, для этого надо обратиться к врачу.
Воспитатель. А наши ребята знают про весенние цветы стихи. Давайте расскажем их Экоше.
Дети рассказывают наизусть ранее выученные стихотворения.
Воспитатель: Наше путешествие прдолжается.
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в не высоком живёт?
Экоша: Здесь могут жить разные насекомые — муравьи, личинки бабочек, жуки и многие другие. Они зимой в пеньке квартировали, а с наступлением тёплых погожих дней выбрались наружу. А для жука-короеда и его личинок пень и стол, и дом. Они в пенёчке живут и древесиной питаются. Пройдёт года 3-4, и пень вовсе исчезнет, рассыплется трухой, станет частью почвы. Дети рассматривают пень и насекомых (если таковые имеются) .
Напоминаю правило: нельзя трогать насекомых руками, за ними нужно глазками наблюдать. Насекомые очень маленькие, у них хрупкие ножки, тельца, крылышки. Если будете их брать в руки, то можете нечаянно им что-нибудь повредить, сломать.
А еще старые пни могут послужить украшением участка, если постараться, проявить фантазию и придумать сделать из пня что-нибудь красивое и интересное. Давайте с вами попробуем украсить старый пень, что у нас получиться?
Воспитатель: Нам нужно следовать дальше.
Экоша: Ой, а что это такое?
Воспитатель: Это песочница. Ребята, давайте расскажем Экоше, что такое песочница. (В песочнице -песок, для детских игр. Из него можно мастерить различные замки, делать песочные фигуры формочками. А еще летом в жаркую погоду по горячему песку можно походить босиком, эта процедура очень приятна и полезна для ног.
Экоша потрогай песок, какой он мягкий и приятный на ощупь. Попробуй вместе с ребятами сделать какую-нибудь фигурку из песка.
Экоша: Как много нового и интересного я узнал про песок и песочницу.
Воспитатель: Наше путешествие заканчивается и мы приближаемся к последней остановке — нашей веранде. Здесь можно отдохнуть. Присесть, спрятаться от солнышка, попить водички, посмотреть книжки, поиграть в игры.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершили увлекательное путешествие по экологической тропе. В июне мы снова погуляем здесь и посмотрим, какие изменения произойдут в природе.
Воспитатель и дети благодарят Экошу за интересные рассказы о природе.
Экоша: Вы мне очень понравились, я ещё приду к вам в гости и еще многое интересного расскажу вам о природе. А сейчас я хочу угостить вас березовым соком. Этот сок я собрал в лесу. Он очень вкусный и полезный. Березовый сок можно набирать только ранней весной, когда на веточках берёзы ещё не набухли почки. Делать это нужно умело, чтоб не нанести вреда дереву.
Воспитатель и дети благодарят Экошу за подарок.
Экоша: Ребята нарисуйте рисунки о том, что вам особенно запомнилось и понравилось в нашем путешествии. До свидания! До новых встреч!
Воспитатель: Что понравилось, что было интересно? Чему научились сегодня? Что нового узнали? (Ответы детей.)
Источник