Экологические стандарты стран мира

Борьба за экологию: рейтинг самых чистых стран мира

Мусор и грязь — показатель отсутствия эффективной экологической политики государства. Развитые страны тщательно следят за тем, чтобы города были чистыми, а мусор перерабатывался на специальных предприятиях. Предприятия переносились в развивающиеся страны, местные заводы обязательно оснащали защитными фильтрами.

Международные организации ежегодно проводят мониторинг государств планеты с целью выявить уровень загрязненности почвы, воды, воздуха. Поговорим о том, как рассчитывается итоговая оценка, рассмотрим страны с самой чистой экологией в мире.

Что такое «индекс экологической эффективности»?

Environmental Performance Index — индекс экологической эффективности, который был разработан учеными двух американских университетов:

  • Йельский (Центр права и экологической политики);
  • Колумбийский.

Первый анализ был сделан для Всемирного экономического форума. Основное направление исследования — изучение экономических процессов. Экологическая безопасность подразумевает выделение значительных средств на контроль уровня загрязнения, грамотное расходование природных ресурсов. Итоговый отчет публикуют многие рейтинговые издания, включая журнал Forbes. Информация доступна и на официальном сайте экспертной группы.

Глобальная карта экологической эффективности на 2019 год

Первый глобальный анализ был произведен в 2006 году, с течением времени изменялась методология исследования. Каждая страна, получив результат, может сравнить данные согласно факторам, оценить собственные успехи и сравнить неудачи с соседними странами.

В конце 2018 года был опубликован последний результат рейтинга «Самая чистая страна в мире». В списке 180 государств.

Читайте также:  Монокультурная экономика развивающихся стран

Факторы оценки в рейтинге

Данное глобальное исследование проводится по специальной методике. Оценка ставится на основе выводов, сделанных по 10 категориям исследований:

  1. экологическое здоровье населения;
  2. состояние воздуха;
  3. изменение климата;
  4. сельское хозяйство;
  5. состояние водных ресурсов;
  6. лес (состояние, изменение площади);
  7. влияние загрязненного воздуха на здоровье населения;
  8. доступ и качество питьевой воды;
  9. забота о биоразнообразии;
  10. эксплуатация рыбных ресурсов.

Оценка стране выставляется по двум группам критериев: жизнеспособность экосистемы и экологическое здоровье

Всего исследуется 22 показателя, для каждого пропорционально рассчитывается индекс. Чем выше итоговый балл, там лучше государство заботится о гражданах и окружающей среде.

Приведем пример расчета. При оценке экологического здоровья населения запрашиваются данные о детской смертности. Данный параметр — один из пяти, входящих в группу «Экологическое здоровье). Общая оценка в ней даст 30% от итогового рейтинга. Вторая группа называется «Жизнеспособность экосистемы» и содержит еще семнадцать параметров. Она влияет на 70% балла.

Самые экологически чистые страны Европы

Европа — показательный регион, где выделяются большие средства на экологическую безопасность, многое делается для здоровья населения. Тем не менее, и здесь отмечены проблемы в данной области. Представляем таблицу наиболее экологически чистых европейских стран.

Место Страна Европы Индекс
1 Швейцария 87.42
2 Франция 83.95
3 Дания 81.60
4 Мальта 80.90
5 Швеция 80.51
6 Великобритания 79.89
7 Люксембург 79.12
8 Австрия 78.97
9 Ирландия 78.77
10 Финляндия 78.64

Первые строчки рейтинга занимают страны Западной и Северной Европы. На востоке проблемы экологии считаются менее важными.

Основные экологические проблемы в России — это загрязнение воздуха и внутренних вод, вырубка лесов.

Российская Федерация не является лидером списка, ей досталось 52 место с индексом 63.79.

В какой стране самый чистый воздух?

Жители промышленных городов ежедневно вдыхают воздух с опасными для человека частицами, что отрицательно сказывается на здоровье населения. Основные причины загрязнения воздуха:

  • рост числа автомобилей и отсутствие в городах экологически чистого транспорта на электричестве;
  • выбросы промышленных предприятий;
  • отсутствие контроля со стороны надзорных органов.

Подробно рассмотрим выводы Центра экологической политики и права при Йельском университете и узнаем, в какой стране самый чистый воздух.

Барбадос — одна из стран с самым чистым воздухом в 2019 году

Комплексное исследование состоит из индикаторов. Один из них — качество воздуха. В пятерку государств, где дышится свободно и легко, вошли страны (в скобках указан балл по индикатору качества воздуха):

  1. Австралия и Барбадос (по 100.00);
  2. Иордания (99.61);
  3. Канада (99.28);
  4. Дания (99.16);
  5. Финляндия (99.00).

Загрязнение атмосферы в этих странах минимально. Первую строчку топ в данной категории занимают сразу два государства, Барбадос и Австралия. Однако, помимо чистого воздуха изучению подлежат и другие категории. Узнаем, какая страна самая чистая в мире.

ТОП-10 государств с самой лучшей экологией

Проводить политику экологической безопасности на высшем уровне могут позволить себе только богатые и развитые экономически государства. Ниже перечислены территории, вошедшие в топ-10 самых чистых стран мира на 2019 год.

Швейцария

Примечательно, что по качеству воздуха Швейцария, страна альпийских лугов и гор, занимает только 25 строчку списка, зато по общему показателю опережает все государства мира. Это самая чистая страна на 2019 год.

Швейцария — самая чистая страна

Жизнеспособность экосистемы Швейцарии находится на высоком уровне: сельское хозяйство не отягощает почвы, леса остаются нетронутыми, строго контролируется правительством вылов рыбы и охота. Уделяется внимание здоровью населения, уровень детской смертности снизился на 2,6% по сравнению с прошлым годом.

Франция

Франция занимает второе место рейтинга с показателем в 83.95 баллов из 100. Исследователи оценили вклад Республики в сохранение экосистемы морей и океанов, включая воды мирового океана. По качеству воздуха страна занимает 4 место в мире.

Франция ведет эффективную экологическую политику

Франция ограничена в количестве природной чистой воды, развитие энергетики оказывает негативное влияние на выбросы в атмосферу, загрязнение окружающей среды. Правительство строго контролирует промышленность, пытаясь не допустить последствий.

Дания

Датские города свободны от мусора. По качеству воздуха страна находится на 5 строчке исследования. В Дании развиты металлообработка, радиоэлектронное машиностроение, химическая промышленность. Компенсируются вредные выбросы развитой системой экологического общественного транспорта в городах. Граждане повсеместно используют велосипеды.

Копенгаген — самая велосипедная европейская столица

Дания — самая дорогая страна Европы. Здесь высокие налоги и цены. Промышленные производства постепенно переносятся в западную часть страны, облегчая жизнь жителям столицы.

Мальта

Население Мальты не превышает 500 тысяч человек. Небольшая территория, расположенная между Европой и Африкой, страдает от наплыва мигрантов. Тем не менее, правительство продолжает вести эффективную политику в области защиты экологии.

На Мальте нет развитой промышленности

На островах не развита промышленность, основной доход приносит туризм. Отдыхающие отмечают высокое качество услуг, чистоту, развитость коммуникаций и возвращаются на Мальту вновь. Питьевая вода здесь лучше, чем в любом другом уголке планеты.

Швеция

Защита окружающей среды — важная задача правительства развитого индустриально Королевства. За последние 10 лет возросло число предприятий в сфере информационных технологий. Жизнь шведских городов размеренная, спокойная, улицы чистые.

Швеция постепенно переходит на альтернативные источники энергии

В передовых странах Европы для транспортной системы характерен поиск дружественных подходов по отношению к природе. Предпочтение отдается биотопливу. В Швеции его изготавливают из мусора. Автомобили на электричестве пользуются спросом, вытесняя транспорт на бензине.

Великобритания

Густонаселенная Великобритания испытывает трудности, связанные загрязнением природы. Это требует от властей значительных усилий в борьбе за чистый воздух и воду. Питьевая вода для населения имеет высший стандарт качества.

Водяные ветряки производят треть потребляемой электроэнергии Британии

Великобритания испытывает трудности в области лесного хозяйства, недостаточен контроль за выловом рыбы. Отмечено влияние процессов выработки электроэнергии на качество воздуха.

Люксембург

Люксембург не имеет выхода к морю и не занимается безопасностью вод. В 2018 году страна ухудшила положение в рейтинге. Испытывает недостаток лесов, существенно снизилось качество воздуха. Высокие позиции в рейтинге чистоты государство занимает благодаря тому, что основу экономики составляет сфера услуг.

Основа экономики Люксембурга — сфера услуг

В Люксембурге развита банковская сеть, здесь размещаются офисы крупных компаний. Нефть и газ импортируются.

Австрия

В Австрии хорошо развита химическая, текстильная, нефтяная промышленность. Вопросами сохранения природы занимаются 9 федеральных земель в зависимости от положения в каждом из них. Пашни, сектор застройки, автомобильные трассы занимают в Австрии не больше 15% территории. Проблема заключается истончении лесного ресурса в предгорьях Альп.

Экология в Австрии — одно из ведущих направлений политики

Государством контролируются пахотные земли и луга, отданные для животноводческих хозяйств. Расширить площади нельзя без одобрения комиссии.

Ирландия

Проблемы Ирландии — загрязнение прибрежных вод, недостаток лесов. Государство производит медицинскую технику, медикаменты, компьютеры и комплектующие, машиностроение. Развито животноводство.

Правительство Ирландии контролирует вылов рыбы

Государство контролирует вылов форели, лосося, без лицензии заниматься деятельностью нельзя. Для того, чтобы решить проблему браконьерства и загрязнения моря, принята программа управления рыболовным хозяйством.

Финляндия

Государство входит в пятерку стран с высоким качеством воздуха и питьевой воды. Власти ведут эффективную политику экологической безопасности, мониторинг в городах показал, что уровень тяжелых металлов в атмосфере минимален.

В Финляндии заботятся о сохранении популяции диких животных

Финляндия — индустриальное государство, занимает 1 место в мире по производству бумаги. 8% земель заняты под аграрную деятельность. В центре городов существует развитая трамвайная сеть, что благоприятно сказывается на экологии. Основная проблема — нехватка лесов.

Источник

Тема 7. Международные экологические стандарты

Лидером в области стандартизации систем экологического менеджмента является Великобритания, где в 1992 г. был принят Стандарт в области систем экологического менеджмента BS 7750 (British Standart for Environmental Management Systems), подготовленный и выпущенный Британским Институтом Стандартизации. Данный стандарт затем стал использоваться и в других европейских странах (Норвегии, Финляндии. Нидерландах, Швеции и др.) в качестве национального стандарта.

Стандарт BS 7750 полностью вписывается в требования стандарта качества BS 5750 и не предписывает и не определяет требований к природоохранной деятельности предприятия, но содержит рекомендации, полезные для создания эффективной системы экологического менеджмента, для развития инициативного экологического аудирования, что должно сказаться на улучшении экологических характеристик деятельности организации в целом.

Стандарт BS 7750 предполагает следующие стадии разработки и внедрения системы экологического менеджмента:

1. предварительный обзор ситуации. Необходимо определить все экологические нормативные требования, предъявляемые к деятельности предприятия, и установить, какие элементы экологического менеджмента уже практически используются на данном объекте;

2. разработка заявления об экологической политике, которое бы охватывало все аспекты деятельности и продукцию предприятия и было разъяснено и принято к исполнению всеми уполномоченными сторонами (подразделениями, лицами);

3. определение структуры распределения обязанностей и ответственности в системе экологического менеджмента;

4. оценка степени воздействия предприятия на окружающую среду. Необходимо составить перечень установленных нормативов, характеристик выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты, размещения твердых отходов, а также описание аспектов воздействия на окружающую среду предприятий-поставщиков;

5. разработка экологических целей и задач предприятия;

6. определение тех стадий производства, процессов и видов деятельности, реализованных на предприятии, которые могут оказать воздействие на окружающую среду, и разработка системы контроля их функционирования;

7. разработка программы экологического менеджмента, назначение ответственного за ее выполнение старшего менеджера. Программа должна быть составлена таким образом, чтобы учитывались не только нынешние, но и все прошлые виды деятельности предприятия, а также вероятное воздействие на окружающую среду жизненного цикла новых видов продукции;

8. разработка и выпуск детального руководства, которое позволяло бы аудитору системы экологического менеджмента определить, что система функционирует и учитывает все значимые аспекты воздействия предприятия на окружающую среду;

9. установление системы регистрации всех экологически значимых событий, видов деятельности и т.п., например, записи случаев нарушения требований экологической политики, описания предпринятых для улучшения ситуации мер, отчетов по итогам инспекции и текущего контроля;

10. аудиты. BS 7750 включает описание процедуры аудирования и детализирует требования к аудиторскому плану. Вне зависимости от этого аккредитующая организация может предпринять внешнюю проверку итогов внутреннего аудирования (в BS 7750 под аудированием понимается систематическая оценка, предпринимаемая с тем, чтобы определить, согласуется ли функционирование системы экологического менеджмента с запланированными целями, «задачами, структурой и т.п., является ли внедренная ли система экологического менеджмента эффективной и отвечающей требованиям экологической политики предприятия).

Британский стандарт BS 7750, детально разработанный и сопровожденный объемистыми учетными пособиями, послужил основой для подготовки международных документов, в частности, схемы экологического менеджмента и аудирования EMAS (Eco-management and audit scheme), принятой Советом Европейского Союза в 1993 г.

Схема экологического менеджмента и аудирования EMAS (ECO-MANAGEMENT AND AUDIT SCHEME)

В рамках разработки подходов к созданию и упрочению единого европейского рынка Европейское Сообщество стремится создать жесткую систему экологического законодательства и контроля исполнения его требований. В 1993 г. были окончательно согласованы и опубликованы требования к созданию Схемы экологического менеджмента и аудирования (Eco-managemcnt and audit scheme or EMAS); предприятия получили возможность быть сертифицированными в соответствии с EMAS с 1995 г.

Система экологического менеджмента EMAS представляет собой способ деятельности для промышленности, необходимый для достижения целей экологической политики и поэтапного решения конкретных задач. При этом существует четкая параллель между требованиями к организации системы «всеобъемлющего менеджмента качества» TQM (Total Quality Management) и системы экологического менеджмета EMAS. Система качества (TQM) считается ядром философии менеджмента в развитых странах. Она нацелена на эффективное получение качественной продукции и услуг (через весь жизненный цикл — от сырья через производство к жизни самой продукции и окончательному размещению отходов).

Предполагается, что внедрение систем экологического менеджмента EMAS должно способствовать постоянному улучшению экологических характеристик деятельности предприятий путем разработки и реализации экологической политики и экологических программ; периодической объективной и систематизированной оценки параметров деятельности всех подразделений предприятия; предоставления населению экологической информации о предприятии.

Регистрация (сертификация) организаций в соответствии с требованиями стандарта EMAS является добровольной; система создана исключительно для промышленных предприятии.

Система экологического менеджмента в соответствии с требованиями EMAS включает пять основных компонентов:

1. разработку экологической политики и выпуск документа (заявления), описывающего приверженность организации достижению конкретных экологически значимых целей путем решения определенных задач;

2. оценку существующей ситуации, то есть установление начальных характеристик деятельности, по отношению к которым будет оцениваться эффективность функционирования системы экологического менеджмента;

3. формулирование конкретных задач (то есть установление тех характеристик деятельности, которые подлежат улучшению), отвечающих целям экологической политики предприятия;

4. разработка экологической программы, детализирующей пути и стадии решения поставленных задач;

5. проведение экологического аудирования с тем, чтобы периодически проверять, решаются ли поставленные организацией задачи; и ведет ли функционирование системы экологического менеджмента к улучшению экологических показателей деятельности предприятия.

Можно назвать ряд моментов, обусловливающих выгоды от внедрения системы экологического менеджмента. Они состоят в том, что:

· менеджмент нацеливается на ключевые виды деятельности — все начинается с оценки воздействия, приоритезации проблем;

· облегчается решение проблем, достигаются большая ответственность, четкое распределение обязанностей, системный подход;

· возникает потенциальная возможность уменьшения затрат путем рационализации потребления воды, энергии, сырья, уменьшения образования отходов;

· гарантируется соответствие меняющимся требованиям природоохранительного законодательства;

· минимизируется риск привлечения к судебной ответственности;

· учитываются интересы всех сторон (осуществляется информирование и распределение обязанностей между сотрудниками и внешними участниками — общественностью); улучшается позиция предприятия на рынке за счет лучших экологических показателей; достигается реальное улучшение экологических показателей, т.е. происходит уменьшение воздействия реализованных процессов, услуг и продукции на состояние окружающей среды.

Как указывалось, британский стандарт BS 7750 послужил моделью для разработки европейского рекомендательного документа EMAS, поэтому многие требования данных стандартов весьма близки. В частности, среди них выделяются следующие:

· наличие конкретных требований к используемым предприятием технологиям;

· обязательность информированности общественности и заинтересованных лиц о деятельности предприятия, производимой продукции, об используемых материалах, ресурсах и т.д.;

· публикация экологических целей и задач деятельности предприятия (т.е. его экологической стратегии и политики);

· ежегодная публикация результатов природоохранной деятельности.

Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (ТС 207) Международной Организации Стандартизации (ISO) с учетом уже зарекомендовавших себя международных стандартов по системам менеджмента качества продукции (ISO 9000), в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру.

Система стандартов ISO 14000 ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать «наилучшую доступную технологию»). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента. В соответствии с этим типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, подготовлены определенные документы, назначены ответственные за определенные области экологически значимой деятельности.

Система стандартов призвана обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

· организационном — через улучшение экологического «поведения» корпораций;

· национальном — через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики;

· международном — через улучшение условий международной торговли.

Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы:

· принципы создания и использования систем экологического менеджмента;

· инструменты экологического контроля и оценки;

· стандарты, ориентированные на продукцию.

В трех названных областях разработаны и разрабатываются следующие документы.

Основной документ серии — ISO 14001 — не содержит никаких «абсолютных» требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.

Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000 как международные стандарты не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются «организационные» подходы к качеству продукции, (например, концепция «всеобъемлющего менеджмента качества» — total quality management), согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции и услуг.

Ключевым понятием серии ISO 14000 является понятие системы экологического менеджмента в организации (предприятии или компании). Поэтому центральным документом стандарта считается ISO 14001 — «Спецификации и руководство по использованию систем экологического менеджмента». В отличие от остальных документов, все его требования являются «аудируемыми» — предполагается, что соответствие или несоответствие им конкретной организации может быть установлено с высокой степенью достоверности. Именно соответствие стандарту ISO 14001 и является предметом формальной сертификации.

Все остальные документы рассматриваются как вспомогательные — например, ISO 14004 содержит более развернутое руководство по созданию системы экологического менеджмента, серия документов 14010 определяет принципы аудита системы экологического менеджмента.

Серия 14040 определяет методологию «оценки жизненного цикла», которая может использоваться при оценке экологических воздействий, связанных с продукцией организации (такая оценка требуется стандартом ISO 14001).

Официально стандарты ISO 14000 являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель системы экологического менеджмента или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями.

Стандарты могут использоваться и для внешних нужд — чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям.

Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны.

Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию и документально обосновать заявление о выпуске «экологически чистой» продукции служит движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO) будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение системы экологического менеджмента, можно назвать такие, как:

· улучшение имиджа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);

· экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;

· увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;

· желание завоевать рынки «зеленых» продуктов;

· улучшение системы управления предприятием;

· интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятий, которые уже имеют документ соответствия ISO 9000. Поэтому предполагается возможность «двойной» сертификации для уменьшения общей стоимости работ, поскольку, по мнению специалистов, сертификация в рамках ISO 9000 — это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000. Как видно, ISO 14000 предъявляет требования скорее к самой системе экологического менеджмента. Обязательным является постепенное, поэтапное, но не прекращающееся улучшение функционирования этой системы. Причем предприятие может быть сертифицировано в соответствии с ISO 14000, даже если его технологические системы и организационные мероприятия не обеспечивают собственно уменьшения воздействия на окружающую среду.

При всей гибкости, относительности международных стандартов в области экологического менеджмента они содержат одно абсолютное требование — следование принципу последовательного улучшения. Немедленное декларирование полного соответствия деятельности всем внешним нормам и условиям, максимальная экологическая эффективность производства не являются обязательными требованиями.

Понятие и функции экологической сертификации

Экологическая сертификация – деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. При этом под экологическими понимаются требования, установленные в законодательных и иных нормативных актах в области природопользования и охраны окружающей среды.

Экологическая сертификация как мера охраны природы и экологических прав граждан имеет сходство с государственной экологической экспертизой, целью которой также является определение соответствия объекта экспертизы экологическим требованиям. Принципиальное различие между этими мерами – в объекте. Так, один из объектов обязательной государственной экологической экспертизы – проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, которые входят в перечень, утверждаемый федеральным специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары. Но если объекты экспертизы – это всегда предпроектные, проектные и предплановые документы, то объекты экологической сертификации – готовая продукция. Соответственно объектами экологической сертификации является новая техника, материалы, вещества.

С помощью экологической сертификации решается ряд важнейших задач по обеспечению рационального использования природных богатств, охраны окружающей среды и здоровья людей от вредного воздействия экологически потенциально опасной продукции или услуг. Она способствует:

• предупреждению появления на рынке и реализации экологически опасной продукции и услуг и соответственно предупреждению вреда природной среде;

• внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования;

• производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности;

• созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям;

• совершенствованию управления хозяйственной и иной деятельностью;

• предотвращению ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов, услуг;

• интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств.

Экологическая сертификация служит, таким образом, средством подтверждения экологически значимых показателей качества продукции, заявленных изготовителем; содействия потребителям в компетентном выборе экологически благополучной продукции; контроля безопасности продукции для окружающей среды жизни, здоровья и имущества; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя). Выступая в качестве инструмента защиты экологических и экономических интересов России, экологическая сертификация содействует вхождению России в мировое экономическое пространство, производству конкурентоспособной отечественной продукции, служит средством контроля за ввозом в страну экологически вредной продукции.

Источник

Оцените статью