Проект «Экологические проблемы в России»
Проект -исследованиепо привлечению внимания к экологическим проблемам в России и способам улучшения состояния экологической безопасности в стране
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Топилина Татьяна Юрьевна
ученица 8 А класса
муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа №5 города Белогорск»
Тема: Экологические проблемы в России.
Цель: привлечь внимание к проблемным вопросам существующим в экологической среде, улучшить состояние экологической безопасности страны.
1.Изучить литературу и узнать проблемы экологии в России
2.Сделать буклет «Берегите природу» и распространить среди обучающихся школы.
5 января 2016 президент РФ В.В. Путин издал указ о объявлении 2017 года «Годом экологии» , с целью привлечь граждан России к проблемам экологии в стране.
Наш дом — планета Земля, где воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьём, земля, по которой мы ходим и которая нас кормит. Многие люди полностью погрязли в своей работе, развлечениях и ничего вокруг не видят. Хотя, пора уже открыть глаза и увидеть, что наш дом близок к разрушению. И никто в этом не виноват, кроме каждого из нас.
Загрязнение окружающей среды представляет собой глобальную проблему современности, которую регулярно обсуждают в новостях и научных кругах. Создано множество международных организаций, направленных на борьбу с ухудшением природных условий. Учёные давно бьют тревогу о неминуемости экологической катастрофы в самое ближайшее время. Ситуация с охраной природных ресурсов в РФ становится с каждым годом всё сложнее, а возникшее проблемы — всё более глобальными. Специалисты уже давно предупреждают об угрозе экологического бедствия. Руководители страны считают, что внедрение особых планов на 2017 год позволит изменить экологическую обстановку не только в России, но и на всём земном шаре.
Самой чистой страной в мире является Швейцария — государство-лидер в решении вопросов контроля загрязнения окружающей среды и проблем с природными ресурсами. Самая грязная страна на планете — Ирак. Но это только по состоянию экологии на сегодняшний день. В рейтинге тенденций развития экологической ситуации в течение последних 10 лет позорное последнее место занимает Россия.В то время как страной-лидером по показателям улучшения экологии с 2000 по 2010г. является Латвия.6 из самых грязных стран мира входят также в Топ-10 государств с крайне негативными экологическими тенденциями (правая колонка в общей таблице).
Худшие результаты в изменении экологической ситуации с 2000 по 2010 год показала Россия. На втором месте в этом чёрном списке находится Кувейт, на третьем — Саудовская Аравия, далее следуют Босния и Герцеговина, Эстония, Киргизия, Казахстан, Ирак, ЮАР и замыкает десятку аутсайдеров Туркменистан.
Согласно заключению западных экспертов, Россия продемонстрировала наихудшие тенденции изменения экологической ситуации из-за критически низких показателей в области охраны окружающей среды.
Население РФ пользуется слабым природоохранным законодательством страны, что выливается в такие проблемы как переходящие все допустимые нормы вылов рыбы и вырубка лесов. Единственный экологический показатель, который в России за последние 10 лет улучшился — это объём выбросов диоксида серы. Как ни странно, он уменьшился.40% людей в мире умирают из-за загрязнения окружающей среды, а именно воды, почвы и воздуха. Эти экологические проблемы в сочетании с быстрым приростом населения приводят к увеличению числа заболеваний.
Какие же распространенные проблемы экологии существуют в России?
Выбросы промышленных отходов ухудшают состояние атмосферы. Негативно для воздуха сгорание автомобильного топлива, а также сжигание угля, нефти, газа, древесины. Вредные частицы загрязняют озоновый слой и разрушают его. Попадая в атмосферу, они вызывают кислотные дожди , которые в свою очередь загрязняют землю и водоемы. Все эти факторы являются причиной онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний населения, а также вымирания животных. Еще загрязнение воздуха способствует изменению климата, глобальному потеплению и увеличению ультрафиолетового солнечного излучения;
В стране процесс вырубки лесных массивов практически бесконтрольный, в ходе чего вырубаются сотни гектаров зеленой зоны. Наиболее изменилась экология на северо-западе страны, а также становится актуальной проблема обезлесенья Сибири. Многие лесные экосистемы изменяются для создания сельскохозяйственных угодий. Это приводит к вытеснению многих видов флоры и фауны из мест их обитания. Нарушается круговорот воды, климат становится более сухим и образуется парниковый эффект ;
Загрязнение вод и почвы
Промышленные и бытовые отходы загрязняют поверхностные и подземные воды, а также почву. Ситуацию ухудшает то, что в стране слишком малое количество водоочистительных сооружений, а большинство эксплуатируемого оборудования устарело. Также сельскохозяйственная техника и удобрения истощают грунты. Существует еще одна проблема – это загрязнения морей разлившимися нефтепродуктами. Ежегодно реки и озера загрязняют отходы химической промышленности. Все эти проблемы ведут к дефициту питьевой воды, поскольку многие источники непригодны даже для применения воды в технических целях. Также это способствует разрушению экосистем, вымирают некоторые виды животных , рыб и птиц;
В среднем на каждого жителя России приходится 400 кг твердых бытовых отходов в год. Единственный выход – это переработка отходов (бумага, стекло). Предприятий, которые занимаются утилизацией или переработкой отходов действует в стране очень мало;
На многих атомных станциях оборудование устарело и ситуация приближается к катастрофической, ведь в любой момент может случиться авария. Кроме того, недостаточно утилизируются радиоактивные отходы. Радиоактивное излучение опасных веществ вызывает мутацию и гибель клеток в организме человека, животного, растения. Загрязненные элементы попадают в организм вместе с водой, едой и воздухом, откладываются, и последствия облучения могут проявиться спустя время;
Уничтожение заповедных зон и браконьерство
Эта беззаконная деятельность ведет к гибели как отдельных видов флоры и фауны, так и уничтожению экосистем в целом.
Что касается специфических экологических проблем в России, то кроме глобальных, существует несколько региональных. В первую очередь – это проблемы Арктики . Этой экосистеме был нанесен урон во время ее освоения. Здесь имеются в большом количестве труднодоступные запасы нефти и газа. Если их начнут добывать, возникнет угроза разлива нефтепродуктов. Глобальное потепление приводит к таянию ледников Арктики, они могут полностью исчезнуть. В результате этих процессов вымирают многие виды северных животных, и существенно изменяется экосистема, есть угроза затопления континента.
Байкал – это источник 80% питьевой воды России, и этой акватории был нанесен вред деятельностью бумажно-целлюлозного комбината, который сбрасывал неподалеку промышленные, бытовые отходы, мусор. Также пагубно влияет на озеро Иркутская ГЭС. Не только разрушаются берега, загрязняется вода, но и падает ее уровень, уничтожаются места нерестилищ рыб, что приводит к исчезновению популяций.
Наибольшей антропогенной нагрузке подвергается Волжский бассейн. Качество воды Волги и ее приток не соответствует рекреационным и гигиеническим нормам. Очищается лишь 8% сточных вод, сбрасываемых в реки. Кроме того, в стране существует значительная проблема снижения уровня рек во всех водоемах, а также постоянно пересыхают мелкие реки.
Самой опасной акваторией России считается Финский залив, поскольку в воде содержится огромнейшее количество нефтепродуктов, которые разлились в результате аварий на танкерах. Тепловые и дизельные электростанции Камчатки значительно загрязняют воздух региона. Еще здесь ведется активная браконьерская деятельность, в связи с чем сокращаются популяции животных. Также происходит неконтролируемый отлов лосося.
Строительство мегаполисов и транспортных магистралей уничтожает леса и другие природные ресурсы по всей стране. В современных городах существуют проблемы не только загрязнения атмосферы и гидросферы, но и происходит шумовое загрязнение. Именно в городах наиболее остро стоит проблема бытовых отходов. В населенных пунктах страны недостаточно зеленых зон с насаждениями, а также здесь происходит плохая циркуляция воздуха. Среди наиболее загрязненных городов мира второе место в рейтинге занимает российский город Норильск. Плохая экологическая ситуация образовалась в таких городах РФ, как Москва, Санкт-Петербург, Череповец, Асбест, Липецк и Новокузнецк.
Во избежание экологической катастрофы борьба с физическим загрязнением должна быть первостепенной задачей.
Решение экопроблем напрямую зависит от деятельности представителей государственной власти. Необходимо контролировать все направления экономики, чтобы все предприятия уменьшали свое негативное воздействие на экологию. Также нужна разработка и внедрение экотехнологий. Их можно позаимствовать и у иностранных разработчиков. Сегодня требуются кардинальные меры для решения экологических проблем. Однако мы должны помнить, что многое зависит и от нас самих: от образа жизни, экономии природных ресурсов и коммунальных благ, соблюдения гигиены и от нашего собственного выбора. К примеру, каждый может выбрасывать мусор, сдавать макулатуру, экономить воду, тушить костер на природе, использовать многоразовую посуду, покупать бумажные пакеты вместо полиэтиленовых, читать электронные книги. Эти небольшие действия помогут вам сделать свой вклад в улучшение экологии России.
Источник
Проект по экологии «Чистота природы начинается с меня»
Разделы: Экология
Проект «Чистота природы начинается с меня» разработан на основании Программы экологического образования в Частных образовательных учреждениях ОАО « РЖД». В результате экологической работы по данному Проекту была составлена Программа: «Чистота природы начинается с меня» и организованна работа школьного экологического объединения «Родник» с обучающимися 5–11 классов.
Актуальность проекта.
Человек – это элемент экологической системы, называемой биосферой. Все жизненные ресурсы – воздух, пищу, воду и значительную часть энергетических и строительных ресурсов – он получает из биосферы. В экологическую систему же человек сбрасывает отходы – бытовые и промышленные. Долгое время такой тип человеческой деятельности не нарушал равновесия биосферы. Однако в последнее два столетия, расширяя промышленную деятельность, человечество активно вторглось в живой мир Земли.
Человек воздействует на биосферу локально – в сотнях миллионов мест выбрасываются загрязняющие вещества в реки и воздух, сносится плодородный слой почвы, вырубаются леса, разрушаются местообитания растений и животных. Однако биосфера – единая система, охваченная круговоротами веществ, и миллионы локальных воздействий на первый взгляд не опасные, такие как, например использование: спреев с фреоном, химических моющих средств, сжигание мусора в производстве и быту, сливаясь, и усиливая друг друга, вызывают глобальные изменения во всех компонентах биосферы. Реки текут в моря и океаны и вносят туда загрязнения, сброшенные промышленностью и сельским хозяйством на всем пути водотоков. Вырубка лесов и деградация почв ведут к климатическим изменениям, утрате почвенного плодородия и разрушению природных экосистем на всей планете. Загрязнения, выброшенные в воздух в одной точке, немедленно распространяются на тысячи километров.
Насколько быстро совершаются атмосферные переносы, мы знаем на личном опыте. В нашем регионе в г.Братске существуют предприятия «Братский лесоперерабатывающий комплекс» — БЛПК, «Братский алюминиевый завод» — БРАЗ которые с периодичностью выбрасывают отходы в атмосферу. Выбросы, в течение часа легко преодолевая десятки километров безлесных территорий, опускаются ядовитой дымкой в «чашу» нашего маленького города Вихоревка. На сутки, а то и более в безветренную погоду лишая жителей дышать свободно.
Положение усугубляется варварским отношением жителей к природе своей местности: в погоне за лучшей жизнь, экономией средств люди нарушают законы РФ и предписания города. Страшно, что подрастающее поколение становится свидетелем, а иногда и соучастником данных действий. Не законная вырубка леса в прилежащих лесных массивах, стихийные свалки на лесных, дачных и даже городских территориях вблизи организованных мусорных площадках. Сжигание ТБО (твердых бытовых отходов) в бочках, захламленные улицы, места отдыха на реках и Братском водохранилище свидетельствуют о безразличии и низкой культуре экологического воспитания некоторых жителей.
Ухудшающаяся экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство у всего человечества и у нас в частности. Большую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть образовательное учреждение, обучающиеся которой могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды, организации экологического мониторинга. Повышение экологической культуру и грамотности жителей и всего населения – это один из путей выхода из сложившегося экологического кризиса.
Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.
Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за ее экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, и наш проект предлагает решать ее путем вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.
Проект направлен на осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира, осознание гражданской ответственности за свои действия, понимание ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Проект сориентирована на то, чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы человек был убежден в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.
Таким образом, проект « Чистота природы начинается с меня» актуален для нашего времени и нашего города.
В последнее время возникает проблема: как сделать экологическую, в том числе и исследовательско-поисковую работу более интересной и привлекательной для современного подростка. Поэтому становится актуальным использование современного оборудования и компьютерных технологий в данном направлении.
Сегодня в школах отсутствует преподавание отдельного предмета экология, система знаний формируется на уроках биологии, химии, физики и географии и во внеурочной деятельности. Отсутствие современного учебного оборудования для экологического полевого практикума не позволяет осуществить мониторинг на местности. В нашем объединении «Родник» отсутствуют цветной ксерокс — принтер, цифровой фотоаппарат — видеокамера и комплексная лаборатория по экологии для полевых работ. Все это создает трудности в полевой работе по экологии.
Важно сформировать не только знания, но и эколого практические умения у современного поколения. В последнее время профессия «эколог», становится все более востребованной и необходимой, в современном обществе.
Цель проекта: Экологическое образование и формирование экологической культуры поведения обучающихся на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, педагогов и жителей города.
Задачи проекта:
- Сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию.
- Содействовать нравственно – экологическому, эстетическому и трудовому воспитанию.
- Исследование экологической обстановки в мире в стране и нашем городе.
- Координация практической деятельности детей по изучению и оценке состояния окружающей среды на примере нашего города и вблизи расположенных окрестностях.
- Воспитание чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.
- Развитие инициативы и творчества, обучающихся через организацию социально значимой деятельности.
- Распространять экологические знания не только среди воспитанников интерната, но и среди местного населения, используя различные виды деятельности и формы работы.
- Выращивание рассады и озеленение школьной территории.
- Выявлять одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставлять им возможности для реализации своих способностей.
Участники проекта:
- Обучающиеся, родители, педагогический коллектив и администрация школы;
- Сотрудники школы и ОАО «РЖД»;
- Сотрудники Дома культуры
- Сотрудники Братского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Сотрудники Эколого – биологического Центра г. Братска
- Сотрудники водозабора г. Вихоревка;
- Сотрудники очистных станций г. Вихоревка и г. Братска
- Работники лесничества города и района;
- Сотрудники «Братского лесоперерабатывающего комплекса» БЛПК, «Братского алюминиевого завода» — БрАЗ ОАО «РУСАЛ БРАТСК»
- Сотрудники Дома рыбака;
- Жители города Вихоревка и Братского района.
Механизм реализации проекта.
- Сбор информации по теме проекта.
- Поиск партнеров по совместной реализации проекта.
- Разработка направлений плана деятельности с учреждениями и организациями города, привлечение их к работе по экологическому воспитанию.
- Поиск адресов позитивного опыта по теме проектной деятельности.
- Разработка модели управления проектной деятельностью.
- Подготовка методического материала для проведения консультаций, мероприятий в рамках проекта.
- Разработка программы.
- Проведение исследований в соответствии с программой.
- Общая работа (Проект реализуется через запланированные мероприятия по темам.)
- Проведение экологических десантов на территории школы, города и родника.
- Проведение мастер классов по комнатному и декоративному цветоводству.
- Выращивание рассады, озеленение территории школы.
- Подготовка обучающихся к участию в Байкальской Международной Школе и всероссийских олимпиадах по экологии.
- Подготовка аналитического материала по итогам проведенной работы исследований.
- Презентация итоговых результатов
Условия реализации проекта
Для реализации данного проекта имеются следующие условия:
- Общешкольным планом учебно-воспитательной работыШколы-интерната №25
- Разработана и реализуется Программа экологического образования и воспитания учащихся « Чистота природы начинается с меня»;
- Разработана и реализована рабочая программа элективного курса: «Основы экологической культуры» 10 класс на основе авторской программы «Основы экологической культуры» для 10 -11 классов Л.Н Харченко, Дрофа 2012 г
- Положение об «Экологической дружине» от 15.09.2014 г ОАО «РЖД»
- Работа экологического объединения «Родник»
- Исследовательская работа учащихся 11 класса победителей IV Летнего Межрегионального тура конференции Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского: «Повышая уровень экологической культуры, решаем проблему твердых бытовых отходов в г. Вихоревка».
Механизм отслеживания результатов работы осуществляется:
Путем сравнивания активности обучающихся в течение года. Проверка знаний проводится в форме игр, викторин, конкурсов;
- через наблюдения;
- путем опроса;
- интерес к поисковой работе;
- активность в деятельности экологической дружины «Родник»;
- востребованность к консультациям и элективным курсам по экологии и биологии.
Принципы организации экологического воспитания и образования:
- Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.
- Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.
- Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.
- Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению обучающихся в практическую деятельность.
- Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
Реализация проекта осуществляется по основным направлениям:
- Организация деятельности школьного экологического объединения «Родник»
- Исследовательская работа по следующим направлениям:
- Климат и человек
- Химия и окружающая среда
- Полевая экология
- Лесной мониторинг
- Окружающая среда и человек
- Комплексный мониторинг естественных и антропогенных систем
- Эколого-просветительская деятельность:
- Проведение экологических уроков, классных часов, мероприятий в школе (выставки, конкурсы).
- Организация и проведение городских акций
- Создание: информационных щитов, газет, буклетов
- Разработка и реализация школьных экологических проектов.
- Эколого-практическая деятельность:
- Озеленение территории школы и города
- Благоустройство лесного родника
- Экологический десант
- Экологический мониторинг
- Экскурсии на предприятия
- Забота о птицах.
- Организация работы по формированию здорового образа жизни
- Школьный туристический слет
- Тематические классные часы.
Реализация проекта осуществляется через разные формы деятельности:
- Беседы и наблюдения.
- Викторины эколого-биологического содержания.
- Конкурсы рисунков, плакатов, презентаций, буклетов.
- Конкурсы стихотворений, сочинений, рассказов, сказок на экологическую тему.
- Выставки поделок из бросового материала, кормушек, даров осени.
- Тематические дни: День Земли (22 апреля), День защиты окружающей среды (5 июня), Всемирный день защиты животных (4 октября), Всемирный день воды (22 марта), День Птиц (1 апреля) и т.д.
- Выпуск экологических листовок, газет, буклетов.
- Знакомство с видеоматериалами о жизни растений и животных.
- Экологические турниры, КВН, брейн-ринги,интеллектуальные игры эколого-биологического содержания.
- Посещение экологического и гидрометеорологическогоцентровг. Братска.
- Экологические походы по изучению флоры, фауны, природных особенностей края, экологического состояния водоемов, их берегов, прибрежной растительности.
- Операция «Родник»
- Изучение экологической обстановки на территории города и поиск путей улучшения экологической ситуации.
- Экскурсии на предприятия г. Братска и г. Вихоревки с целью изучения влияния деятельности человека на природу.
- Сотрудничество по вопросам благоустройства города с администрацией города.
- Озеленение и благоустройство школы и города.
Социальные партнеры:
Для реализации проекта и успешного претворения в жизнь проекта школы-интерната № 25 г Вихоревка будет продолжать тесно сотрудничать со следующими организациями:
- Братским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Детским экологическим центром в г. Братске;
- С Байкальской Международной Школе п. Танхой;
- Администрацией Вихоревского городского поселения;
- Общеобразовательными школами;
- Промышленными предприятиями БЛПК, БрАЗ ОАО «РУСАЛ БРАТСК» г. Братска.
- С организациями ЖКХ г. Вихоревка: очистные, водозабор;
- Городским радиоузлом;
- СМИ и сайт школы;
- Образовательными учреждениями: ФГБОУ ВО «Братский государственный университет» (Фабрика проектов)
Информационное обеспечение включает в себя:
- библиотечные ресурсы,
- интернет-ресурсы,
- информационные ресурсы экологического центра, Братского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
- экскурсии на предприятия
- встречи с сотрудниками предприятий, ЖКХ, жителями города.
Техническое оснащение:
- Кабинет
- Черно белый принтер — ксерокс
- Компьютер
- ТВ плазма
Подключение к сети Интернет.
Сроки реализации проекта: 2016-2017 гг.
Результаты реализации проекта:
В результате реализации проекта «Чистота начинается с меня» была создана комплексная целевая программа по экологическому воспитанию подрастающего поколения, которая позволит:
- Сохранить экологическое направление, как одно из направлений, в воспитательной работе школы и повысить уровень экологической культуры обучающихся, школьного коллектива и жителей нашего города.
- Решать задачи государственной политики в области экологического воспитания молодежи.
- Повысить уровень экологической культуры.
- Развивать творческие и организаторские способности.
- Повысить интерес учащихся к изучению экологии, района, города, страны, через систему творческого, практического участия в запланированных экологических мероприятиях, акциях:
- Благоустройство лесного родника
- Выращивание рассады
- Озеленение школьной территории и т. д.
- Сформировать сознание личной ответственности и активную гражданскую позицию в защите, и сохранение природной среды.
- Повысить эффективность работы экологической дружины «Родник» за счет использования инновационных форм и практических методов для решения воспитательных задач.
- Повышать познавательную активность учащихся посредством внедрения в образовательный процесс научно – исследовательской и практической деятельности.
- Обеспечить повышение мотивации к изучению не только экологии, но и предметов естественнонаучного цикла.
- Формировать социальный опыт школьника, который позволит применять полученные знания в нестандартных и новых ситуациях.
Источник