newinspire
Экономическая безопасность как элемент национальной безопасности
Национальная безопасность как понятие шире экономической безопасности. Она включает такие составляющие, как военная, информационная, социальная, энергетическая, экологическая и иные виды безопасности.
Они все тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга: каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого, дополняя либо ослабляя его влияние.
Экономическая безопасность, проявляясь в сферах влияния других видов национальной безопасности, проникая в них и взаимодействуя с ними, объединяет в себе их воздействия, оставаясь при этом основой национальной безопасности.
На текущем этапе экономическая безопасность выступает гарантией независимости государства, определяет возможность проведения самостоятельной экономической политики, создает условия для стабильности и успешности в условиях глобализации мирового хозяйства.
В научной литературе экономическая безопасность, которая рассматривается как составной неотъемлемый элемент национальной безопасности, определяется по-разному.
Наиболее полным выступает понимание экономической безопасности как состояние экономической системы, характеризующееся её стабильностью и устойчивостью к внутренним и внешним угрозам, способностью самостоятельно определять направления и формы своего развития, постоянно находиться в состоянии готовности для создания разных систем и механизмов защиты её национальных интересов.
Экономическая безопасность занимает особенное место в структуре национальной безопасности, представляющей собой весьма сложное социально-государственное явление.
Будучи элементом системы национальной безопасности, экономическая безопасность одновременно с этим составляет базу для формирования и функционирования всех других её структурных составляющих: военной, технологической, продовольственной, экологической безопасности и др.
Особенность экономической безопасности состоит в том, что она предопределяет все без исключения жизненно важные интересы личности, общества и государства, даже не носящие, на первый взгляд, экономического характера.
Отсутствие или необеспеченность экономической безопасности делают проблематичным достижение всех остальных аспектов безопасности, начиная от политического и военного и заканчивая медицинским и правовым. Беспорядок в экономических отношениях, неспособность власти защитить экономические интересы личности, общества и государства говорят о слабости данной власти и об отсутствии полной политической безопасности.
Слабые места в экономической безопасности негативно сказываются на военной безопасности, создать которую могут только государства с сильной экономической и политической властью.
Однако следует отметить, что полноценная экономическая безопасность невозможна без безопасности политической, правовой, технологической, экологической и т.п.
Интегральный характер системы национальной безопасности находит выражение в невозможности противопоставления различных её аспектов (отсутствие одного из них приводит к разрушению других). В системе национальной безопасности все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое.
Как показывает опыт, только надежная и эффективная система обеспечения экономической безопасности может быть гарантом суверенитета и независимости страны, её стабильного и устойчивого социально-экономического развития.
Источник
Экономическая безопасность как элемент национальной безопасности страны
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»,
Институт экономики и финансов,
кафедра статистики, эконометрики и естествознания,
Российская Федерация, Республика Татарстан, город Казань
Экономическая безопасность как важнейшая составляющая национальной безопасности страны
Экономическая безопасность как категория экономической науки представляет собой многогранное, многоаспектное понятие, исследуемое с различных точек зрения, с позиции разных научных направлений и дисциплин.
Экономическая безопасность – важнейшая составляющая национальной безопасности страны. Экономическая безопасность как категория экономической науки динамична, она развивается, отражая трансформацию реальных процессов экономической жизни общества.
Прежде всего, следует отметить, что экономическая безопасность является важнейшей составляющей, основой национальной безопасности государства. В свою очередь, национальная безопасность – совокупность условий, обеспечивающих стабильность, самосохранение и развитие общества в существующих государственных границах, отражение военных, террористических, криминальных и экологических угроз, связанных со стихийными бедствиями, техногенными авариями, эпидемиями и другими чрезвычайными ситуациями. Обеспечение национальной безопасности является важнейшей прерогативой и обязанностью государства, которую оно осуществляет в сотрудничестве с гражданским обществом и хозяйствующими субъектами.
Национальная безопасность – важнейшее условие устойчивого развития общества, особенно в условиях глобальной конкуренции и войны с международным терроризмом. Она включает оборонную (защита внешних границ), внутреннюю (защита личности и имущества граждан от противоправных посягательств), культурно-информационную (сохранение и развитие национальной культуры, условий развития личности), экологическую и экономико-энергетическую безопасность.
Понятие национальной безопасности появилось в российском политическом лексиконе сравнительно недавно. А на протяжении длительной истории это понятие сводилось к выражению государственной безопасности. О безопасности личности и общества также говорилось односторонне; их безопасность рассматривалась с точки зрения защиты личных и групповых интересов от посягательств хулиганов и других антиобщественных элементов. В различные периоды антиобщественными элементами считали разбойников, лихих людей, воров, врагов народа, изменников и др.
Экономическая безопасность является наиболее важной составляющей частью структуры национальной безопасности страны, поскольку без достаточного экономического обеспечения не может идти речи о национальной безопасности вообще. Без ее обеспечения практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане. Экономическая безопасность служит основой жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости и представляет собой сложное, многогранное социально-экономическое явление, отражающее комплекс динамичных условий материального производства. Экономическая безопасность как составная часть национальной, представляет собой базис в формировании военной, технологической, продовольственной, информационной и экологической безопасности.
Экономическая безопасность государства состоит в его способности обеспечить решение основных социально-экономических задач, удовлетворении в необходимых размерах жизненных потребностей общества в случае экономического и финансового давления извне и действий деструктивных сил внутри страны, а также возможности экономики страны обеспечить всем необходимым Вооруженные силы и население в случае войны.
Важным методологическим вопросом становится проблема перехода категории «угроза» в категорию «опасность». Конкретизацией такого подхода выступает принятие в качестве критерия безопасности особой «пограничной черты» как признака критического состояния социально-экономической системы, за пределами которой возникает угроза или происходит деградация и разрушение этой системы.
Система экономической безопасности, согласно концепции, предложенной В.К. Сенчаговым, включает 7 блоков: 1) концепцию и стратегию национальной безопасности; 2) национальные интересы России в сфере экономики; 3) угрозы в сфере экономики; 4) индикаторы экономической безопасности; 5) пороговые значения индикаторов; 6) организационную структуру; 7) правовое обеспечение экономической безопасности.
Проблемы глобальной безопасности тесно связаны с задачей гармонизации сфер экономики. Одной из главных причин мирового финансового кризиса стал значительный рост количества финансовых инструментов. Причем эти инструменты все в меньшей степени отражают процессы, происходящие в реальном секторе экономики. Центром кризисных явлений стала финансово-банковская сфера, в частности процессы накопления и использования остатков денежных средств на счетах банков, компаний, государства и т.д.
В связи с этим необходима новая архитектоника мирового финансового рынка вместо «пожарных» механизмов национализации банков. Одно из направлений, по нашему мнению, – разработка системы индикаторов и их предельных величин, характеризующих состояние реального сектора, социальной и финансово-банковской сфер, а также фондового рынка.
Гармонизация – это, прежде всего, сбалансированность основных сфер и секторов экономики. В настоящее время в России задача сбалансировать бюджет имеет приоритет перед задачей сбалансировать экономику в целом. Центром управления бюджетной сбалансированности является, естественно, Минфин России. При этом не вполне ясно, какое ведомство занимается задачей обеспечения сбалансированности экономики в целом. Поэтому важно гармонизировать развитие финансового и реального секторов. Заметим, что это – задача не только для нашей страны, но и для мировой экономики.
Экономическая безопасность региона предполагает наличие совокупности условий, характеризующих стабильность, поступательность развития его экономики.
Одной из важнейших составляющих экономической безопасности является социально-экономическая безопасность, которую можно определить как общественный институт, включающий правовую базу, систему правоприменения, организационные структуры и нормы поведения, позволяющий согласовать и защищать интересы граждан, хозяйственных субъектов, общества и государства в целях совместного социального воспроизводства и развития в условиях быстро изменяющейся среды, противостоять возникающим угрозам. В современных российских условиях эта безопасность призвана обеспечить устойчивое развитие экономики, преодоление бедности и коррупции, достижение высших социальных стандартов, взаимовыгодное сотрудничество с международными партнерами.
Еще более важно то, что экономика представляет собой лишь подсистему общества, рост ВВП является не самоцелью, а лишь средством социального развития, роста человеческого капитала, который в инновационной экономике определяет рост общественного богатства.
Для современной российской экономики характерны ограниченные возможности комбинирования различных методов в условиях кризиса и неразвитости рыночных инструментов, и отсутствие системной экономической политики, и излишняя ориентация на макроэкономический опыт развитых рыночных экономик, и слабый учет специфики национальной экономики.
В основу формирования стратегии экономической безопасности положена система национальных экономических интересов как совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития экономики на всех уровнях социально-экономической системы. Для выявления основных элементов экономической безопасности определена система приоритетов в экономике, которые являются ориентирами в формировании концепции национальной экономической безопасности Российской Федерации.
1. Аргументы недели // Социальная аналитическая газета. – 2007. – № 4 (38). – С. 1.
2. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс. – М.: Дело, 2005. –С. 75.
Источник
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Проблемы обеспечения экономической безопасности государства привлекают к себе пристальное внимание политических деятелей, ученых, широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности государства различных стран в условиях глобального финансового кризиса, выдвигают названные проблемы на авансцену научной и общественной жизни.
Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Сущность экономической безопасности государства — состояние данного института власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных экономических интересов, социально-экономическое развитие страны в целом, ее стабильность, достаточный оборонный потенциал.
Введение понятия экономической безопасности государства означает признание примата экономики в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства и, следовательно, необходимость самого серьезного внимания к проблеме обоснования и реализации эффективной национальной стратегии развития.
Академик Л.И. Абалкин считал экономическую безопасность составной частью системы государственной безопасности и представлял ее структуру из следующих элементов:
• экономическая независимость. При этом имеется в виду, что она не носит абсолютного характера, так как международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля за использованием национальных ресурсов;
· стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание
· гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию;
· способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире 1 .
Критерием экономической безопасности государства служит степень соответствия проводимой им экономической политики эффективной национальной стратегии и степень доверия к ней как внутри государства, так и со стороны международных организаций. Несоответствие экономической политики эффективной национальной стратегии, как и потеря доверия к ней внутри или вне государства, служит серьезным сигналом для властных структур об угрозе безопасности государству. Учитывая примат экономики, наиболее важным является соответствие экономического курса эффективной национальной стратегии.
Экономическая безопасность государства, будучи частью системы национальной безопасности, одновременно составляет основу для формирования всех входящих в структуру последней элементов:
1) военная безопасность;
2) информационная безопасность;
3) экономическая безопасность;
4) политическая безопасность;
5) санитарно-эпидемиологическая безопасность;
6) научно-техническая безопасность.
Таким образом, безопасность государства — более широкое понятие по сравнению с экономической безопасностью государства.
Опыт показывает, что только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности государства может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития. Основным оружием обеспечения экономической безопасности государства сейчас становятся экономические методы. Многие страны не имеют своего конкурентоспособного научно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии из развитых стран. Развивающиеся страны, в том числе и Россия, в определенной степени зависят не только от зарубежных технологий, но и от политики МВФ и МБРР — финансовых структур развиты стран. Если в период после войны до середины 1960-х гг. по уровню технико-экономического раз-вития СССР отставал от развитых капиталистических стран на 10-15 лет, а к середине 1980-х этот разрыв достиг 20-25 лет, то в настоящее время по самым пессимистическим оценкам наша страна отстает от развитых стран более чем на 50 лет 2 . Мир сейчас идет в шестой технологический уклад, где инновационный продукт создается на основе нано-, био-, информационных и когнитивных технологий со значительным опережением добывающих отраслей. В России же до сих пор сохраняются анахроничные уклады. Проведение неадекватной хозяйственным условиям политики реформирования еще больше усугубило
1 Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. Ns 12. С. 4-14,
положение. Открытость экономики позволила зарубежным производителям захватить российский рынок, вследствие чего в экономике России начался резкий спад производства, последствия которого ощущаются до сих пор. Поэтому сохраняются угрозы не только для экономической безопасности государства, но и для национальной безопасности России.
Напомним, что проблема экономической безопасности в зарубежной литературе рассматривается достаточно давно, так как начало этому положил еще Ф. Рузвельт в 1934 г началом использования термина «экономическая безопасность». В СССР эти проблемы не рассматривались, а КГБ обращало свое внимание только на экономические преступления и внешнеторговые отношения. С началом перестройки в нашу страну стали проникать идеи экономической безопасности. Длительное время проблема экономической безопасности Правительством России игнорировалась. Были попытки создания федеральных органов по мониторингу и изучению этих проблем (Комитет по защите экономических интересов России при Президенте РФ, Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ), но они не имели успеха. В начале 1995 г на заседании межведомственной комиссии Совета безопасности были обсуждены и приняты основные положения государственной стратегии (позже они были утверждены президентом). В апреле и июле 1996 г дважды проходили парламентские слушания в Совете безопасности, посвященные проблемам экономической безопасности. В «Концепции среднесрочной программы на 1997-2000 гг.» и в «Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 г» ни слова не было сказано о проблемах экономической безопасности России, не было даже анализа причин такого положения в экономике. «Государственная стратегия экономической безопасности РФ (Основные положения)» была одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 с № 608.
Рассмотрим существующую нормативно-правовую основу экономической безопасности России. Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации 29 апреля 1996 г Ns 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)» экономическая безопасность России — это состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики страны. Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений. Без обеспечения экономической безопасности невозможно решение стоящих перед государством задач как на национальном, так и международном уровне.
Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов. Ситуация, сложившаяся в экономике России, требует определения стратегии экономической безопасности. Однако все проводимые экономические меры носят в основном импульсивный, фрагментарный характер. Несмотря на сложность современного развития, Россия имеет огромный потенциал для обеспечения своей экономической безопасности не только внутри страны, но и за ее пределами. Внешнеэкономическая направленность государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, в участии страны в ее равноправной интеграции в мировые хозяйственные связи, в устранении ее зависимости от зарубежных стран в вопросах экономического и технического сотрудничества.
Наиболее сильной подготовленной формой организации, призванной обеспечить национальную и экономическую безопасность, является государство. Государство осуществляет деятельность по обеспечению всех видов национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической и оборонной. Государство направляет усилия всех граждан общества, независимо от их национальной принадлежности, на создание условий, способствующих защите их национальных интересов и интересов самого государства. Государство через систему своих органов принимает законы и другие нормативные акты и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными. Государству принадлежит монополия на законотворчество и принуждение при его реализации. Государство представляет объединяемое им общество людей в качестве целостности во взаимоотношениях с другими странами и народами. Через систему государственных механизмов устанавливаются и поддерживаются политические, экономические договоры и соглашения, создаются региональные и мировые организации и союзы, направленные на защиту политических и экономических прав и свобод граждан. Посредством разработки общенациональной стратегии и целеполагания государство привносит в общество интегрированное сознательное начало, на осуществлении которого сосредоточиваются усилия всех социальных слоев и групп общества. Осуществляется системный подход к обеспечению всех составляющих национальную безопасность видов, в том числе экономической безопасности. Государство обладает значительными материальными и финансовыми ресурсами, формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие. Фактически вопросами обеспечения экономической безопасности занимаются все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом очень важно разграничение их полномочий в области обеспечения безопасности страны и ее регионов. Это закреплено в Законе РФ «О безопасности». В Законе указывается, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в РФ осуществляет Президент Но, поскольку это направление деятельности представляет большую сложность и требует профессиональных знаний и умений в различных областях, закон предусмотрел создание специального органа — Совета без-опасности Российской Федерации, который призван осуществлять подготовку решений Президента страны в области обеспечения всех составляющих национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.
Совет безопасности — это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз. В Законе РФ «О безопасности» сформулированы следующие основные задачи Совета безопасности:
1) определение жизненно важных интересов государства, выявление внутренних и внешних угроз;
2) разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства;
3) подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в стране;
4) разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; и др.
При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Российской Федерации для участия в работе Совета безопасности, как правило, привлекаются их полномочные представители и руководители федеральных органов исполнительной власти. Секретарь Совета безопасности подчиняется непосредственно Президенту РФ. Законом РФ м«О безопасности» установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет безопасности может создавать специальные межведомственные комиссии.
Отметим, что кроме государственных органов и институтов управления обеспечением экономической безопасности, в обществе сложилась и действует система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и физических лиц.
Институционально экономическая безопасность государства обеспечивается разработкой и реализацией государственной стратегии экономической безопасности, которая включает:
1) характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности России как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (3-5 лет) перспективу;
2) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России;
3) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, позволяющих устранить или смягчить воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.
Реализация экономической государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей —макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.
Источник